социогенез это в истории

Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс

§ 2. Первобытная история человечества

1. Периодизация истории первобытного общества

Периодизация истории первобытного общества. Древнейший период человеческой истории (предыстории) — ​от появления первых людей до возникновения первых цивилизаций — ​получил название история первобытного общества. Это самый длительный период истории человечества, который охватывает несколько миллионов лет.

Наши знания об истории этого периода основываются не на письменных источниках, а только на данных археологии. Поэтому приходится реконструировать картину мира древнейших людей: о чем они думали, как представляли себе окружающую действительность. Это главная трудность в изучении первобытности. Также сложным представляется вопрос о расселении небольших родовых общин на огромной территории. Люди редко жили оседлой жизнью, часто перемещались, поэтому археологам очень трудно найти материальные свидетельства их жизни. Чаще всего ученые находят фрагменты человеческих скелетов, но за сотни тысяч или даже миллионы лет они сохранились плохо. Потому сложно составить целостную картину эволюции человека на основе этих фрагментарных находок. Однако на сегодняшний день собран значительный материал, который дает возможность построить схему развития человека и составить периодизацию первобытного общества.

Существует ряд систем периодизации первобытной истории: геологическая, археологическая, антропологическая и др. Геологическая периодизация базируется на последовательной смене эпох развития самой Земли. Она не может дать нам ответы на вопросы о развитии человека. Антропологическая периодизация отмечает этапы изменения физического облика человека по найденным костным останкам. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит изучение изготовленных человеком орудий труда и использовавшихся для этого материалов.

Источник

Всемирная история. 10 класс (проба)

§ 2 ПЕРВОБЫТНАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Периодизация истории первобытного общества

Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых цивилизаций – получил название история первобытного общества.
Это самый длительный период истории человечества, который охватывает несколько миллионов лет.

v1 3

Мы знаем про историю этого периода не по письменным источникам, а только по данным археологии. Поэтому надо понять, о чем думали древнейшие люди, как представляли себе мир. Это первая и главная трудность в изучении первобытности. Еще одной сложностью является вопрос расселения совсем небольших родовых коллективов на огромной территории. Они редко жили оседлой жизнью, часто передвигались, поэтому археологам очень трудно найти материальные свидетельства их жизни. Чаще всего археологи находят костные останки человеческих скелетов, но за миллионы или сотни тысяч лет эти кости сохранились плохо и не полностью. Поэтому сложно составить целостную картину развития от обезьяны к человеку на основе этих фрагментарных находок. Однако ученые собрали уже значительный материал, который дает возможность построить схему развития человека и периодизацию первобытного общества.

Существует ряд систем периодизации первобытной истории – геологическая, археологическая, антропологическая и др. Геологическая периодизация базируется на последовательной смене эпох развития самой Земли. Эта периодизация не может дать нам ответы на вопросы о развитии человека. Антропологическая периодизация отмечает этапы изменений физического облика человека по находкам костных останков. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда и использованных материалов.

Схема «Археологическая периодизация истории первобытности»

Источник

социогенез

Полезное

Смотреть что такое «социогенез» в других словарях:

СОЦИОГЕНЕЗ — (от лат. societas общество и греч. genesis происссож дение, возникновение) англ. socio genesis; нем. Soziogenese. 1. Учение о происхождении общества. 2. Процесс исторического и эволюционного формирования общества. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

Социогенез — (социогенезис; новолат. sociogenesis от лат. societas общество и др. греч. γένησις происхождение) Социогенез происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями… … Википедия

социогенез — <. > в отличие от биогенеза история происхождения и развития психологических функций, формирующихся в процессе общественной жизни человека. В филогенетическом плане социогенез охватывает весь процесс исторического развития поведения… … Словарь Л.С. Выготского

Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь-справочник по педагогической психологии

Читайте также:  максимальная температура в ташкенте за всю историю

Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь по педагогической психологии

Семёнов, Юрий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Семёнов, Юрий. Юрий Иванович Семёнов … Википедия

Папуасская мифология — мифологические представления папуасов коренного населения острова Новая Гвинея и ряда близлежащих островов и архипелагов Меланезии. К папуасам относят несколько сотен отдельных этнических сообществ, которые отличаются значительной языковой… … Википедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

Секацкий, Александр Куприянович — Александр Секацкий Дата рождения: 24 февраля 1958(1958 … Википедия

Источник

Социогенез: историческое содержание и основные этапы

jpg

Представления об общественном устройстве первых человеческих коллективов стали складываться во второй половине XIX в. В это время не имелось даже приблизительных данных о степени древности человечества, о характере и сущности начальных этапов культуры и физическом облике древнейших людей. Отправным пунктом для суждений служили знания об этологии животных и, естественно, наблюдения из современной жизни человека.

Суть этих представлений сводилась к довольно простым заключениям:

В результате, наряду с понятием «первобытное человеческое стадо» стали использовать и понятие «праобщина», но традиционный смысл первого термина практически не изменился. Устоявшиеся представления о «первобытном человеческом стаде» отрицают существование таких регуляторов общественной жизни, как семья, родственные отношения, упорядоченность сексуальных связей.

Наиболее существенным достижением современной науки, с точки зрения данной проблематики, является неизмеримо возросший по сравнению с XIX в. уровень знаний о культуре каменного века. Значительно более глубокими и полными стали наблюдения над поведением высших приматов. Появились конкретные сведения о физико-географических условиях территорий, на которых протекали начальные этапы антропогенеза. Все это наталкивало ученых, в особенности археологов, на пересмотр устоявшихся представлений о ходе процесса становления человеческого общества.

Пересмотр этот, еще далеко не завершившийся, идет в направлении признания значительно большей сложности социальной организации людей эпохи нижнего и среднего палеолита, чем это допускалось ранее. Следует отметить, что новые представления не всегда строго доказуемы и проверяемы. При этом наиболее трудными для реконструкций и наиболее дискуссионными остаются вопросы о времени и сущности качественного перехода от состояния объединений животных (стадо, стая) к первоначальным собственно человеческим коллективам.

Бесспорно, что у непосредственных предков гоминид уже имелись биологические инстинкты, которые могли служить естественными предпосылками для социогенеза. К таковым относятся прежде всего «общественное» сосуществование, забота о потомстве, совместное отражение агрессии извне, наличие потенциальной способности к переходу на новую пищевую основу, инстинктивное «домостроительство», обеспечение выживаемости в стае слабых особей, вариабельность поведения отдельных особей стаи, допускающая выход за пределы инстинктивных ограничений (проявления «интеллекта»), инстинктивная и спорадическая (а иногда и «творческая») орудийная деятельность.

Достаточно только в приведенном перечислении признаков убрать из кавычек некоторые понятия, и мы получим описательное определение, свойственное для качественно нового состояния, вполне сопоставимого с человеческим коллективом. А достижение такого состояния возможно теоретически в том случае, если каждый из этих признаков присущ для каждого члена сообщества и все они вместе проявляются не эпизодически, а регулярно. Такой подход к проблеме отрицает распространенный взгляд о чрезвычайно длительном и постепенном накоплении основных «человеческих» признаков на пути к становлению первых человеческих коллективов. Он предполагает, что необходимо было давление каких-то значительных стимулов для запуска потенциально уже имеющегося механизма, способного привести к указанному качественному сдвигу. Этот стимул, как уже отмечалось выше, был связан с комплексом природно-климатических изменений и воздействовал параллельно и на сам антропогенез, и на социогенез.

С момента начала вынужденной адаптации стай обезьян к новым для них условиям открытых пространств саванн начинается относительно непродолжительный период трансформации чисто биологических форм «общественной» жизни в присущее человеку социальное устройство. Наиболее важным фактором этого процесса на первоначальном этапе явился переход к охоте, как основе жизнеобеспечения. Выработка новой стратегии снабжения пищевыми продуктами, вызванная ограничением потребления растительной пищи, способствовала изменению прежних стереотипов поведения, складыванию новых элементов в организации стада, направленных в сторону большей структуризации и акцентированности совместных действий. Кроме того, обстоятельства выживания в непривычной среде требовали большей мобильности и гибкости поведения от отдельных членов стада.

Читайте также:  клаудиа коваль биография певицы личная жизнь и ее дети фото

Переход к потреблению преимущественно мясной пищи вызывал и прогрессивные приспособительные мутации организма. Наиболее важным морфологическим изменением, связанным не с самим потреблением, а со способом добывания пищи, явилось прямохождение. Последнее должно было быть присуще этому, еще дочеловеческому этапу эволюции.

Обезьяны не унаследовали от природы специфических инстинктов хищника-охотника. Поэтому возникновение новых качеств, компенсирующих этот существенный дефицит природных данных, по-видимому, нельзя рассматривать лишь как утверждение новых инстинктов. Новшества в рассматриваемой сфере коснулись системы доминирования и подчинения, комплекса качеств, определяющих иерархию особей в стаде, акцентированности ролевых функций его членов, некоторых, прежде всего пищевых, самоограничений в пользу ювенильных и слабосильных особей и тому подобное.

Приспособление к динамичным и разнообразным условиям практики, которое выражалось в становлении новых форм общественного поведения, требовало усвоения вновь приобретенного «общественного» поведенческого опыта каждым поколением и каждой особью заново. А это предполагает существование, пусть в зачаточном виде, какого-то объема интеллектуальной информации — «опыта поколений», от следования которому зависит сама выживаемость сообщества и который существует не в силу врожденности, а благодаря усвоению его в практических жизненных ситуациях. В наибольшей мере сказанное относится к орудийной деятельности предлюдей. Возможность вариабельности поведения при эффективности конечного результата здесь практически не ограничена.

На каком-то, не зафиксированном пока точно и окончательно, рубеже происходит наиболее фундаментальный для антропогенеза переход от простого использования природных орудий к регулярному изготовлению последних. С данного момента возникает качественно новое явление — производство, являющееся, по сути, началом сознательного преобразования природы. С того же времени начинается труд — свойственная только человеку интеллектуальная форма жизнеобеспечения.

Трудно оспаривать, что с началом изготовления орудий труда биологические инстинкты перестают служить решающей основой выживания. Предок человека идет на охоту, движимый чувством голода и вооруженный лишь тем, чем снабдила его природа. А уже ранний человек распределяет время между изготовлением орудий охоты и самой охотой, он планирует время на ближайшие и последующие сутки. Изменяется и восприятие пространства. Отношение к окружающему становится менее индифферентным и обуславливается не только голодом или сытостью. Связь с местом обитания приобретает более прочный характер. Осуществляется сознательный выбор места долговременного обитания, обустраиваются фиксированные жилые площадки. Это еще не жилища в полном смысле слова, но и далеко уже не гнезда обезьян, которые бывают только индивидуальными, предназначенными лишь для ночевки, и нерегулярными.

Таким образом, уже для первой археологической эпохи, можно говорить о существовании сплоченных охотничьих коллективов, живущих небольшими группами, которые ощущают свою прочную связь с территорией обитания, осознают свое отличие от животных и родовую близость к другим таким же группам, с которыми они устанавливают эпизодические контакты.

С момента начала изготовления орудий труда в действие вступает и такой мощный фактор социогенеза, как технология первобытной производственной деятельности. Проявления этого фактора уже в самом начале должны были носить взрывной характер, и воздействие его касалось не только интеллектуального прогресса, но и самого физического облика людей. Даже первый орудийный набор человека далек от кажущейся примитивности.

Изготовление орудий предполагало осуществление целого ряда последовательных операций: обнаружение и выбор сырья, подбор подходящего обломка камня подготовка его для последующего скалывания с него заготовки желательной формы и веса, обработка последней до ее оформления в законченное орудие. В инвентаре периода олдована фиксируется наличие всей этой технологической цепочки. Сами формы каменных орудии разнотипны и вариабельны. Каждая из них допускает и даже предполагает возможность дальнейшего совершенствования. Таким образом, уже в момент своего возникновения технология выступает двигателем общественного прогресса.

Разумеется, специфические характеристики первоначального устройства человеческих коллективов не поддаются сколько-нибудь полному раскрытию, к их пониманию приходится пробираться почти вслепую. Показательна в этом отношении проблема семьи применительно к начальным этапам человеческой истории. Существование семьи для времени, о котором идет речь, часто отрицается. Говорится о неурегулированности сексуальных связей и промискуитете — стадных, беспорядочных половых отношениях. Менее умозрительным является другой, культурологический подход, основывающийся на археологических данных. С точки зрения этого подхода, считается вполне возможным существование семьи для самых древних этапов каменного века.

Читайте также:  как добавить публикацию в инстаграм в историю с телефона

Продолжительность детского периода у человека значительно больше, чем у любого представителя животного мира. Это делает родственную связь «мать-дитя» долговременной, а следовательно, прочной. При том что рождаемость в первобытности была регулярной и ограниченной лишь одной природной периодичностью, на попечении каждой матери находились одновременно по два-три ребенка разного возраста. Это усложняло родственные отношения, не только придавая им двусторонний характер по прямой вертикальной линии от матери к ребенку, но включая и горизонтальные связи между выросшими совместно братьями и сестрами. Труднее судить об отношениях между отцом и детьми (прочность этих отношении для раннепалеолитического времени довольно проблематична) и о долговечности связей между сексуальными партнерами.

При всей возможной непрочности последних нельзя отрицать, что в каждый конкретный период мужчина проживал в определенной семье и ощущал максимально тесные общественные связи с членами именно этой семьи, выполняя фактически роль кормильца. Сложению родственных отношений должно сопутствовать и оформление определенных сексуальных ограничений, прежде всего между ближайшими родственниками по прямой линии, а также между братьями и сестрами. Сложно представить себе, в каких именно формах это реализовывалось в жизни. Однако само возникновение их не вызывает серьезных сомнений, ибо даже в животном мире существуют некоторые инстинктивные элементы подобного рода ограничителей.

Одним из первых проявлений социогенеза, видимо, следует считать и половозрастное разделение труда. Занятая выхаживанием детей и находящаяся часто в состоянии беременности женщина, а также дети могли выполнять лишь посильную для них работу, такую как сбор съедобных растений, кореньев и птичьих яиц, изготовление орудий труда, сбор материала для костра и т. п. Основную тяжесть промысла пищевых припасов, конечно, несли на себе молодые мужчины.

Таким образом, если обобщить сказанное о характере социальных отношений самого первого этапа формирования человеческого общества — олдована, то вырисовывается следующая, во многом гипотетичная, картина. Человек жил относительно небольшими коллективами, членов которого объединяла производственная потребность друг в друге, сексуальное партнерство и родственные отношения. Такое определение дает достаточно оснований для того, чтобы назвать данные коллективы начальной формой общины.

Малочисленность археологических данных для самых ранних этапов палеолита не позволяет говорить о конкретном характере этой формы общественного объединения, но основные признаки ее должны были быть близки тем, какими характеризуется община и на более развитых этапах каменного века. Невозможно обосновать, например, существенные отличия в социальном устройстве мустьерского и верхнепалеолитического обществ. На фоне таких археологических данных не более чем данью столетней традиции считаются встречающиеся еще и сейчас определения общественных отношений человека нижнего палеолита как «первобытное человеческое стадо» или «дородовое общество». Смена парадигм в отношении социального устройства людей нижнего палеолита является делом недалекого будущего.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Значение слова «социогенез»

android bar znachenije

Социогенез в социологии и социальной антропологии — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

Социогенез в социальной психологии — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

Биосоциогенез в социальной антропологии — это прогрессирующая адаптация человека к природной среде в процессе его борьбы за существование с образованием на определенной стадии общества. Исторически изначально возникло первобытное родовое общество, дальнейшее развитие которого определяли две взаимно противоположные тенденции: дифференциация общества с обособлением в нем личности и контрдифференциация с развертыванием все более широкой в нем социальной связи. Соответственно этим тенденциям развивались, приспособляясь все к той же борьбе с природой, и человеческие формы мышления с их современной двойственностью, т.е. с индивидуально- и социально-организованным опытом этой борьбы.

социогенез

1. в социологии и социальной антропологии: процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества. ◆ Этногенез на базе биосферы под действием космической энергии порождает социогенез, который создает культурогенез. B.Б. Живетин, «Риски цивилизаций», ‎2007 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова отсмотреть (глагол), отсмотрел:

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector