социально эмоциональные навыки это

Содержание

Social emotional skills: из чего состоят и что такое социально-эмоциональные навыки

Социально-эмоциональные навыки для работы и построения межличностной коммуникации.

Soft skills сейчас на том же уровни популярности и востребованности, что и hard. Работодателям нужны сотрудники, которые способны выполнять свою работу и справляться с коммуникацией как внутри команды так и во внешней среде. Это помогает увеличить престиж бренда компании, поскольку сотрудники являются ее лицом. Так что самое время поговорить про социально-эмоциональные навыки (social emotional skills). Они как раз точно описывают навыки будущего, без которого сложно выстроить свой личный бренд и бренд команды/компании (нужное подчеркнуть).

Мы расскажем из чего состоит социально-эмоциональные навыки, как они работают и для чего нужны. Есть мнение, что социально-эмоциональные навыки это тот же эмоциональный интеллект. Так ли это? Нужно разобрать. И, забегая наперед, готовы сразу сказать, что есть в этих двух понятиях большая схожесть. Только первое понятие куда намного шире и объемнее по своей значимости. Мы конечно, не ученые социологи или психологи, но можем предположить следующее. Эмоциональный интеллект это ключевой элемент для развития социально-эмоциональных навыков.

Внимание акцентируется на том, что социально-эмоциональный навык важно формировать молодежи. Во-первых, они гибкие и восприимчивые, а значит им будет легче освоить эти навыки. Во-вторых, таким образом они органичнее войдут в социальную жизнь. В-третьих, на этапе становления личности будет преимуществом в понимании социальных ориентиров и правил.

Что такое социально-эмоциональные навыки

Социально-эмоциональные навыки (social emotional skills или SE) – набор навыков которые помогают:

Они направлены на формирования самоосознанность и самостоятельности. Одними из важных составляющих, которые с детства должны развиваться это такие soft skills:

Исследования говорят о том, что это сейчас востребовано и нужно на рынке. Мы полностью согласны с этим, ведь мало понимать себя. Необходимо войти в общество и при этом не утратить своей индивидуальности, понимать как это общество устроено и с какими проблемами можно столкнуться, как решать конфликтные ситуации.

5 факторов для социально-эмоционального обучения

Эти факторы нужны для понимания особенностей развития SE навыков. Ниже мы опишем, на что необходимо обратить внимание и над чем работать для достижения успехов.

Так выглядит набор способностей, которые регулируют наши мысли, эмоции и поведение.

Существует множество упражнений и практик, которые помогают родителям и учителям развивать это в ребенке. Важно показывать эти взаимосвязи и учить как это работает уже со школы, если не с садика.

Примеры социальных и эмоциональных навыков

Для наочности стоит на примерах показать важность социально-эмоциональных навыков. Они же регламентируют модель поведения, которая способно создавать прочные связи между людьми и направлена на эффективную коммуникацию для решения проблем.

В этом ключе будет целесообразно вникнуть в такие понятия, как: IQ, EQ, AQ, VQ. Тогда вы сможете в полной мере осознать их важность в работе для сотрудников и лидеров компаний. Вы получите более узкие знания и сможете четко сформулировать ценность саморазвития для вашего будущего.

Источник

20 наиболее важных социально-эмоциональных навыков (и их характеристики)

Содержание:

Именно по этой причине так важно работать над так называемыми социально-эмоциональными навыками, которые представляют собой набор моделей поведения, приобретенных в результате взаимодействия с другими людьми, и которые позволяют нам наладить общение с выражением как эмоций, так и чувств.

Чтобы жить в обществе, важно, чтобы, с одной стороны, мы могли защищать свои права и бороться за то, чего мы хотим, а, с другой стороны, делать это, не нанося ущерба эмоциональному благополучию окружающих нас людей. Таким образом, человек с хорошо развитыми социально-эмоциональными навыками живет счастливее и делает счастливее других.

И, как это ни удивительно, в школах детей не поощряют развивать их, мы должны учить их на собственном опыте и, в общем, на ошибках. Таким образом, в сегодняшней статье мы увидим, какие из наиболее важных социально-эмоциональных навыков, чтобы у вас была дорожная карта того, как использовать их в повседневной жизни.

Что такое социально-эмоциональные навыки?

Прежде чем мы начнем, важно прояснить, что по его определению нет единого мнения. Если мы обратимся к специализированной библиографии в этой области, мы увидим, что каждый автор дает свою. В научно-социальной сфере до сих пор остается спорным определение того, что такое социально-эмоциональные навыки, поскольку многие биологические, психологические, генетические факторы и т. Д. Играют роль в их развитии.

Читайте также:  бодашка литвиненко для чего этот персонаж

Тем не менее, большинство исследованных источников предполагают, что социально-эмоциональные навыки набор моделей поведения, которые мы развиваем в результате опыта и взаимодействия с другими людьми и которые позволяют нам связывать общение с выражением эмоций и чувств..

В этом смысле это некогнитивные навыки (поскольку они возникают не в результате приобретения теоретических знаний, а из самого эмоционального опыта), которые определяют наш способ общения, принятия решений, достижения целей и задач и выражения другим, как мы чувствуем и можем понять чувства и эмоции других людей.

Одна из основных причин дискуссии заключается в том, что, хотя некоторые авторы рассматривают эти способности как черты личности каждого человека, другие полагают, что вес образования, культуры, дружбы и воспитания играет гораздо более важную роль, что означает, что они не являются фиксированными характеристиками, но могут быть сформированы.

Поэтому не развивать их с детства (когда закладываются основы нашей личности) может привести к проблемам в общении во взрослой жизни. Мы должны знать, как выражать свои чувства, не причиняя вреда другим. И этому надо учиться с юных лет.

Каковы основные социально-эмоциональные навыки?

Если нет даже консенсуса по определению, неудивительно, что нет единого мнения, когда дело доходит до классификации социально-эмоциональных навыков на четко дифференцированные группы. Тем не менее, эти навыки традиционно делятся в зависимости от того, являются ли они простыми (например, умение слушать или благодарить) или сложными (например, разрешение конфликтов или способность поставить себя на место кого-то другого).

1. Сочувствие

2. Самоконтроль

3. Напористость

4. Самопознание

5. Устранение неполадок

Одним из важнейших социально-эмоциональных навыков является способность решать проблемы, то есть анализировать ситуацию как в ее объективном, так и в эмоциональном аспектах. прийти к как можно более правильному решению.

6. Устойчивость

7. Сотрудничество

8. Инициатива

9. Настойчивость

10. Социальная осведомленность

11. Эмоциональный интеллект.

12. Самоуправление

13. Ответственность

Ответственность, применяемая в области социально-эмоциональных навыков, понимается как способность принимать решения таким образом, чтобы последствия действий были не только в пользу наших целей, но и эмоционального благополучия как нас самих, так и других.

14. Сострадание

15. Лидерство

16. Тайм-менеджмент

17. Адаптивность

18. Организация

19. Критическое мышление

20. Культурная чувствительность

Хосеп Карнер: биография, стиль и творчество

Öst прикладная релаксация: характеристики, фазы и компоненты

Источник

Социально-эмоциональные навыки в школе. Часть 1.

Задача формирования и развития СЭН у учеников однозначно может решаться и с помощью оформления школьного пространства.

statia naviki design4school 640 360 1

В рамках проекта “Университетская среда для учителей” Департамента образования города Москвы в Институте образования ВШЭ представлена программа из нескольких лекций, участниками которых стали и сотрудники Студии дизайна образовательных пространств. В этой статье речь пойдет о лекции “Формы работы в классе, способствующие развитию социальных и эмоциональных навыков учеников”, автор — Татьяна Канонир, доцент, PhD, соруководитель магистерской программы “Измерения в психологии и образовании”.

В последнее время много говорится о важности развития социально-эмоциональных навыков. Образовательные стандарты основной и начальной школы в России предполагают формирование у учащихся, наравне с предметными образовательными результатами, метапредметных и личностных образовательных результатов. Именно под личностными образовательными результатами скрываются социально-эмоциональные навыки.

Социально-эмоциональные навыки (СЭН) — это навыки, которые позволяют людям распознавать свои эмоции и управлять ими, успешно справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике, вносить конструктивный вклад в их референтные сообщества, устанавливать и достигать цели.

Для обозначения этих “некогнитивных” навыков используют разные термины: Soft Skills или “мягкие навыки”, навыки XXI века, эмоциональный интеллект. Все перечисленные понятия отличаются друг от друга широтой охвата и контекстом употребления, но имеют схожие черты: концептуальная независимость от когнитивных способностей, общая ценность для социальной адаптации, относительная устойчивость во времени, потенциальная возможность изменения в результате воздействия, ситуационность проявления.

В этой статье мы сфокусируемся на 2-х социально-эмоциональных навыках

statia naviki design4school 1200 3

statia naviki design4school 1200 2

Упражнения, которые помогут учителям в развитии у учеников этих социально-эмоциональных навыков

1. Формирование навыка достижения целей

Упражнение: взаимопомощь в достижении индивидуальных целей (проводится в малых группах)

statia naviki design4school 1200 1

Ожидаемые результаты: дети учатся предвосхищать барьеры на пути достижения цели и заранее продумывать возможные варианты их преодоления, дети учатся помогать другим в достижении их целей, обращаться за помощью и принимать ее.

2. Обучение навыкам совместной работы с другими людьми

Упражнение: совместное обучение

statia naviki design4school 1200 4

Один из наиболее эффективных способов научить детей работать в команде — это дать им возможность работать над совместными проектами, где оценка каждого участника зависит от среднегрупповой оценки:

У данного упражнения может быть много вариаций, например, “брейн-ринги”, “дебаты” представителей разных исторических эпох и т.д.

По мнению руководителя Студии дизайна образовательных пространств Раи Ивановской задача формирования и развития СЭН у учеников однозначно может решаться и с помощью оформления школьного пространства:

— К примеру, если речь идет о формировании навыка достижения целей, для того, чтобы ребята не забывали о поставленных (учителем или ими самими) целях — можно в классе сделать специальный стенд, на котором они могли бы писать свои цели, обозначать планируемые сроки достижения, указывать предполагаемые препятствия и как они с ними в итоге справились. То есть эта информация постоянно “на виду” (ребята не забудут), а также является демонстрацией их успехов. В случае, если кто-то самостоятельно не справляется с заданием, — это также видно и учитель может “намекнуть” ученикам, что требуется их помощь и поддержка (а это уже проявление заботливости — то есть навык совместной работы).

Читайте также:  когда в кредитной истории появляется инфо о взятом кредите

Сам стенд обязательно должен быть визуально привлекательным в оформлении (с мотивирующими фразами, к примеру), исполненный из современных материалов (маркерная пленка, пробка и т.д.) — чтобы детям было “приятно” и интересно с ним взаимодействовать.

Студия дизайна образовательных пространств: превращаем скучные школьные интерьеры в яркие и красивые! Посмотрите наши работы в рубрике ПОРТФОЛИО.

Кстати

Многие существующие в настоящий момент инструменты оценивания СЭН имеют недостатки: основаны на сугубо локальном опыте, данные о психометрическом качестве методик не опубликованы, практически отсутствуют ссылки на международный опыт, опыт часто рассчитан на индивидуальную оценку и не масштабируется, а результат оценивания зависит от навыков учителя и его отношения к конкретному ученику. Однако, если мы не имеем инструментов оценивания СЭН, то не можем делать выводы об их развитии, ведь так?

Центром мониторинга качества образования ВШЭ, совместно с Благотворительным фондом Сбербанка “Вклад в будущее”, проведено масштабное исследование социальных и эмоциональных навыков в начальной и основной школе, основанное на международной исследовательской рамке, связанное с ФГОС начального и основного образования, результатом чего стали разработанные инструменты мониторингового оценивания.

Важно, чтобы в школе в целом (то есть у разных учителей) была единая система работы над социально-эмоциональным развитием детей, также важна согласованная работа внутри учительского коллектива, которая организуется систематически и целенаправленно.

Целевая аудитория методик развития СЭН:

Источник

Социальные навыки: что это такое, и как их развивать

Социальные навыки представляют собой умения человека, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающими. Они позволяют грамотно вести диалог, повышать качество коммуникации, а также держать под контролем свои эмоции. Многие люди считают, что социальные навыки заключаются лишь в умении общаться. Но это неверное представление. В данной статье вы сможете подробно узнать о развитии, формировании и особенностях социальных навыков.

Виды социальных навыков

Развитые социальные навыки позволяют человеку контролировать эмоциональное состояние и проявлять себя в различных сферах. Личность, способная развивать социальные навыки, может успешно руководить людьми, иметь хорошую силу убеждения. Формирование таких умений позволяет правильно донести позицию, используя в нужный момент логику или же красноречие.

К социально-коммуникативным навыкам относят:

Методы развития навыков

Развивая в себе социальные навыки, человек становится более харизматичным, уверенным в себе и спокойным. Он учится добиваться своего в жизни, поднимается по карьерной лестнице. Основные методы формирования социальных навыков следующие:

shutterstock 606156863

Дополнительные рекомендации

Все предложенные методы обучения являются достаточно простыми. Дополнить их можно следующими рекомендациями:

Все эти простые и несложные правила являются значимыми в развитии социальных навыков. Но часто людям мешают страх, неуверенность, вспыльчивость, высокомерие, чрезмерная доверчивость. Все эти поведенческие реакции препятствуют человеку нормально взаимодействовать с обществом и выстраивать гармоничные отношения. Постарайтесь смотреть на жизнь проще, развивать таланты, а также работать над своими недостатками. Тогда вы станете отличным собеседником и сможете проявить себя.

Источник

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

755911082480301

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

755876592258998

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

756334203621844

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Читайте также:  кейт мосс и джонни депп история любви

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

755736546587517

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

755911251353235

755911251323761

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

755845242216746

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

755911251616430

755911251589558

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector