социалистический реализм история возникновения политические и эстетические принципы

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Художественный метод, сущность которого состоит в правдивом, исторически конкретном отражении действительности в ее революционном развитии в свете коммунистического эстетического идеала.

Метод С. р., получивший свое развитие после 1917 во всех видах советского искусства (В. Маяковский, М. Шолохов, С. Эйзенштейн, К. Станиславский, А. Дейнека, Д. Шостакович и мн. др.), превратился международное явление, широко распространившись в творчестве выдающихся прогрессивных художников в буржуазных странах ш деятелей искусства стран, строящих социализм (А. Барбюо, М. Лидера сен-Нексе, Б. Брехт, Л. Арагон, П. Неруда, Н. Хикмет, Ж. Амаду, Д. Олдридж, Ю. Фучик и др.).

Ведущими идейно-эстетическими принципами С. р. являются: коммунистическая идейность, народность и партийность, органическая связь о борьбой трудящихся масс, социалистический гуманизм и интернационализм, исторический оптимизм, неприятие всяких проявлений формализма к субъективизма, натуралистического примитивизма.

В ходе своего развития С. р. выработал целый ряд особенностей идейно-эстетического содержания и художественной формы. Эти особенности являются источником возникновения таких эстетических чувств и переживаний, к-рые, как правило, отсутствуют при восприятии произведений, созданных на основе других художественных методов: эстетическое наслаждение разумностью поступательного развития жизни, радость, получаемая от осознания красоты целей, возвышенности перспектив, открывающихся перед строителями нового об-ва.

Источник: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд., М., 1981.

Источник

Социалистический реализм

220px Plenty of wheat

magnify clip

220px Grekov trubachi

magnify clip

Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, разрешенный, либо рекомендованный, либо навязываемый (в разные периоды развития страны) государственной цензурой, поэтому и тесно связанный с идеологией и пропагандой. Он был официально [источник не указан 251 день] одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Параллельно ему существовало неофициальное искусство СССР.

Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нём утверждались следующие принципы: [источник не указан 727 дней]

Содержание

История возникновения и развития

Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. В 1932—1933 Гронский и зав. сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин.

На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Максим Горький утверждал:

Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. В предшествующий период, двадцатые годы существовали советские писатели, занимавшие порой агрессивные позиции по отношению ко многим выдающимся писателям. Например, РАПП, организация пролетарских писателей, активно занималась критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. В период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги». Довольно пёструю картину являло собой и изобразительное искусство 1920-х. В нём выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Именно они стали основным костяком художников «соцреализма». Намного тяжелее пришлось менее традиционным мастерам, в частности, членам ОСТ (Общество станковистов), в котором объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз.

Горький в торжественной обстановке вернулся из эмиграции и возглавил специально созданный Союз писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты просоветской направленности.

Характеристика

Определение с точки зрения официальной идеологии

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 80-х годов.

Читайте также:  краткая история семи убийств аудиокнига

«Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.» (Большая советская энциклопедия, 1947 [3] )

Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата:

«Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся… Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними».

Принципы соцреализма

Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом».

Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.

В литературе

Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. Ленин писал: «Литература должна стать партийной… Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками“ одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».

Литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено «на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм». [источник не указан 727 дней]

Максим Горький, писал о социалистическом реализме следующее:

«Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой — и только с её высоты — ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

«…писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика».

Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Критика

25px Wiki letter w.svg

Источник

Соцреализм — искусство хвалебного прославления коммунистических идеалов

Соцреализм, или социалистический реализм — стиль в искусстве, для которого характерно хвалебное изображение в произведениях коммунистических ценностей. Соцреализм — это также единственный официально признанный властью художественный метод отображения жизни людей в СССР в период с конца 1920-х до начала 1990-х годов.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(1)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2.%20%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%2C%201935

Соцреализм, вопреки своему названию, имеет гораздо меньше общих черт с традиционным реализмом, чем с классицизмом и романтизмом. Для него также присуще идеализированное изображение жизни процветающего и счастливого общества людей, строящих светлое будущее под руководством Коммунистической партии.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(1.1)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2.%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%2C%201938

Отличительные особенности соцреализма

Соцреализм всегда был важной частью официальной идеологии и пропаганды Советской власти. Поэтому руководство Коммунистической партии предъявляло жесткие требования к творчеству художников в соответствии с учением марксизма-ленинизма.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(2)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B0.%20%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%2C%201942

Основными отличительными чертами соцреализма принято считать:

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(2.1)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B0.%20%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%B0%2C%201947

Художественный метод соцреализма постоянно находился под плотной опекой и контролем государства. Любые произведения, не соответствующие установленным критериям, запрещались, а их авторы подвергались острой критике и гонениям со стороны властей.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(2.2)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%92%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0.%20%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B0%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%2C%201964

История развития соцреализма

История развития соцреализма берет свое начало с дореволюционных времен, а его основоположником можно по праву назвать видного советского деятеля Анатолия Луначарского. Будущий первый нарком просвещения РСФСР в 1906 году придумал термин «пролетарский реализм» для обозначения произведений искусства, созданных в духе революционной классовой борьбы за свержение царской власти. В своих взглядах он опирался на идеи Ленина о неразрывной связи пролетарского искусства и партийной идеологии большевиков.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%20%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%92.%20%D0%98.%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%C2%BB%2C%201930

После революции 1917 года в России наступил период кардинальной ломки традиционных устоев общества во всех сферах, в том числе и в искусстве. Академические каноны создания произведений живописи, скульптуры, графики и литературы были объявлены устаревшими, наступило благодатное время для развития всевозможных течений авангардного искусства:

Читайте также:  базз лайтер фото история игрушек

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.1)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%92.%20%D0%98.%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B0%D0%B5%201917%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%2C%201929

Но к концу 1920-х годов окрепшая Советская власть всерьез решила навести порядок в искусстве. Ей нужен был мощный инструмент идеологического воздействия на массы в условиях строительства коммунизма, которым и стал соцреализм.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.2)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0.%20%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%2C%201937

Впервые название художественного метода «социалистический реализм» было озвучено общественным деятелем Иваном Гронским в статье в «Литературной газете», опубликованной 23 мая 1932 года. Спустя 2 года на Конгрессе советских писателей были официально определены основные каноны соцреализма, подлежащие неукоснительному соблюдению всеми деятелями искусств Советского Союза.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.3)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0.%20%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%92%D1%83%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87.%20%D0%92%D0%BE%D0%B8%D0%BD %D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%2C%201949

С этого момента социалистический реализм стал единственным художественным методом творчества в СССР на долгие годы. Главным героем произведений писателей, живописцев, скульпторов и кинематографистов был объявлен простой советский труженик — член идеального социалистического общества, а любая критика существующего строя была строго запрещена.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.4)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B9.%20%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B5%2C%201981

После Второй мировой войны соцреализм стал неотъемлемой частью идеологической системы стран Восточной Европы, в которых установились коммунистические режимы. Этот стиль в искусстве также взяли на вооружение лидеры многих стран Азии, Африки и Латинской Америки, выбравших социалистический путь развития после получения независимости.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.5)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%BD.%20%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B0%2C%201928

Соцреализм успешно пережил времена правления Сталина и Хрущева, Брежнева, Андропова и Черненко. Только с приходом к власти Михаила Горбачева в 1985 году этот художественный метод начал стремительно терять лидирующие позиции в идеологической сфере. А с распадом СССР идеи социалистического реализма и вовсе утратили популярность. Художники бывшего Союза наконец получили возможность самостоятельно выбирать подходящий стиль для реализации своих творческих идей.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.6)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%20%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2.%20%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8%2C%201934

Самые известные художники-соцреалисты

Среди ярких представителей этого стиля есть много талантливых мастеров искусства. Большинство из них искренне верили в коммунистические идеалы и творили по велению собственного сердца. Среди самых известных художников-соцреалистов особо выделяются:

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(4)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%20%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2.%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB%2C%201949

Соцреализм, несмотря на противоречивые оценки искусствоведов, в большинстве стран бывшего СССР признается частью культурного наследия. Этот художественный метод давно утратил свою актуальность, хотя в Северной Корее он и сегодня считается единственным официальным стилем искусства.

Источник

Социалистический реализм

soc real

Социалистический реализм это творческий метод литературы и искусства 20 века, познавательная сфера которого ограничивалась и регламентировалась задачей отражать процессы переустройства мира в свете коммунистического идеала и марксистско-ленинской идеологии.

Цели социалистического реализма

Социалистический реализм — основной официально (на государственном уровне) признанный метод советской литературы и искусства, цель которого — запечатлеть этапы строительства советского социалистического общества и его «движения к коммунизму». В течение полувека существования во всех развитых литературах мира социалистический реализм стремился занять ведущее положение в художественной жизни эпохи, противопоставляя свои (якобы единственно верные) эстетические принципы (принцип партийности, народность, исторический оптимизм, социалистический гуманизм, интернационализм) всем иным идейно-художественным принципам.

История возникновения

Отечественная теория социалистического реализма берет начало с «Основ позитивной эстетики» (1904) А.В.Луначарского, где искусство ориентируется не на сущее, а на должное, и творчество приравнивается к идеологии. В 1909 Луначарский один из первых назвал повесть «Мать» (1906-07) и пьесу «Враги» (1906) М.Горького «серьезными работами социального типа», «знаменательными произведениями, значение которых в развитии пролетарского искусства когданибудь учтется» (Литературный распад, 1909. Книга 2). Критик первый привлек внимание к ленинскому принципу партийности как определяющему в строительстве социалистической культуры (статья «Ленин» Литературная энциклопедия, 1932. Том 6).

Термин «Социалистический реализм» впервые появился в передовой статье «Литературной газеты» от 23 мая 1932 (автор И.М.Гронский). И.В.Сталин повторил его на встрече с писателями у Горького 26 октября того же года, и с этого момента понятие получило широкое распространение. В феврале 1933 Луначарский в докладе о задачах советской драматургии подчеркивал, что социалистический реализм «насквозь отдается борьбе, он весь насквозь—строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества, верит в силы пролетариата, его партии и вождей» (Луначарский А.В. Статьи о советской литературе, 1958).

Отличие социалистического реализма от буржуазного

На Первом всесоюзном съезде советских писателей (1934) своеобразие метода социалистического реализма обосновывали А.А.Жданов, Н.И.Бухарин, Горький и А.А.Фадеев. Политическую составляющую советской литературы акцентировал Бухарин, который указывал, что социалистический реализм «отличается от простореализма тем, что он в центре внимания неизбежно ставит изображение строительства социализма, борьбы пролетариата, нового человека и всех многосложных «связей и опосредований» великого исторического процесса современности… Стилевые особенности, отличающие социалистический реализм от буржуазного… ближайшим образом связаны с содержанием материала и целеустремлений волевого порядка, диктуемого классовой позицией пролетариата» (Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчет, 1934).

Фадеев поддерживал высказанную раньше Горьким мысль о том, что в отличие от «старого реализма — критического… наш, социалистический, реализм — утверждающий. Речь Жданова, его формулировки: «изображать действительность в ее революционном развитии»; «при этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма», — легли в основу определения, данного в Уставе Союза советских писателей.

Читайте также:  биография андрея панина его семья

Программным явилось и его утверждение, что «революционный романтизм должен входить в литературное творчество как составная часть» социалистический реализм (там же). В преддверии съезда, узаконившего термин, поиски его определяющих принципов квалифицировались как «Борьба за метод» — под таким названием в 1931 вышел один из сборников рапповцев. В 1934 была опубликована книга «В спорах о методе» (с подзаголовком «Сборник статей о социалистическом реализме»). В 1920-х шли дискуссии о художественном методе пролетарской литературы между теоретиками Пролеткульта, РАПП, ЛЕФа, ОПОЯЗа. Пафосом борьбы были «насквозь» пронизаны выдвигавшиеся теории «живого человека» и «производственного» искусства, «учебы у классиков», «социального заказа».

Расширение понятия социалистический реализм

Острые споры продолжалась в 1930-х (о языке, о формализме), в 1940-50-х (главным образом в связи с «теорией» бесконфликтности, проблемой типического, «положительного героя»). Характерно, что дискуссии по тем или иным вопросам «художественной платформы» часто касались политики, были связаны с проблемами эстетизации идеологии, с обоснованием авторитаризма, тоталитаризма в культуре. Десятилетия длился спор о том, как соотносятся романтизм и реализм в социалистическом искусстве. С одной стороны, речь шла о романтике как «научно обоснованной мечте о будущем» (в этом качестве романтику на определенном этапе стал подменять «исторический оптимизм»), с другой — предпринимались попытки выделить особый метод или стилевое течение «социалистического романтизма» со своими познавательными возможностями. Эта тенденция (обозначенная еще Горьким и Луначарским) вела к преодолению стилевой монотонности и к более объемной трактовке сущности социалистического реализма в 1960х.

Стремление к расширению понятия социалистический реализм (а вместе с тем и к «расшатыванию» теории метода) обозначилось в отечественном литературоведении (под влиянием аналогичных процессов в зарубежной литературе и критике) на Всесоюзном совещании по вопросам социалистического реализма (1959): И.И.Анисимов подчеркнул свойственную эстетической концепции метода «большую гибкость» и «широту», что диктовалось стремлением преодолеть догматические постулаты. В 1966 в ИМ ЛИ проходила конференция «Актуальные проблемы социалистического реализма» (см. одноименный сборник, 1969). Активная апологетика социалистического реализма одними докладчиками, критико-реалистического «типа творчества» —другими, романтического — третьими, интеллектульного — четвертыми, — свидетельствовала о явном стремлении раздвинуть рамки представлений о литературе социалистической эпохи.

Отечественная теоретическая мысль находилась в поисках «широкой формулировки творческого метода» как «исторически открытой системы» (Д.Ф.Марков). Итоговая дискуссия развернулась в конце 1980-х. К этому времени был окончательно утрачен авторитет уставного определения (оно стало ассоциироваться с догматизмом, некомпетентным руководством в сфере искусства, диктатом сталинщины в литературе—«заказным», государственным, «казарменным» реализмом). Опираясь на реальные тенденции развития отечественной литературы, современные критики считают вполне правомерным говорить о социалистическом реализме как о конкретно-историческом этапе, художественном направлении в литературе и искусстве 1920-50-х. К социалистическому реализму относили В.В.Маяковского, Горького, Л.Леонова, Фадеева, М.А.Шолохова, Ф.В.Гладкова, В.П.Катаева, М.С.Шагинян, Н.А.Островского, В.В.Вишневского, Н.Ф.Погодина и др.

Новая ситуация возникла в литературе второй половины 1950-х на волне XX съезда партии, заметно подточившего основы тоталитаризма и авторитарности. Из социалистических канонов «выламывалась» русская «деревенская проза», изображавшая крестьянскую жизнь не в ее «революционном развитии», а напротив, в условиях социального насилия и деформации; литература рассказывала и страшную правду о войне, разрушая миф о казенной героике и оптимизме; по-иному предстали в литературе гражданская война и многие эпизоды отечественной истории. Дольше всех цеплялась за догматы социалистического реализма «производственная проза». bulgakov М. А. Булгаков

Важная роль в наступлении на сталинское наследство принадлежит в 1980-е так называемой «задержанной», или «реабилитированной», литературе — не опубликованным в свое время произведениям А.П.Платонова, М.А.Булгакова, АЛ.Ахматовой, Б.Л.Ластернака, В.С.Гроссмана, А.Т.Твардовского, А.А.Бека, БЛ.Можаева, В.И.Белова, М.Ф.Шатрова, Ю.В.Трифонова, В.Ф.Тендрякова, Ю.О.Домбровского, В.Т.Шаламова, А.И.Приставкина и др. Разоблачению социалистического реализма способствовал отечественный концептуализм (соцарт).

Хотя социалистический реализм «исчез как официальная доктрина с крушением Государства, частью идеологической системы которого он являлся», этот феномен остается в центре исследований, рассматривающих его «как составной элемент советской цивилизации», — полагает парижский журнал «Revue des etudes slaves». Популярный на Западе ход мыслей — попытка связать истоки социалистического реализма с авангардом, как и стремление обосновать сосуществование двух тенденций в истории советской литературы: «тоталитарной» и «ревизионистской».

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector