сосновикова ю е биография

Сосновикова ю е биография

Второй подход представляет собой попытку выделить психические состояния в отдельную категорию и соотнести их с остальными психическими явлениями. В.Н.Мясищев, с именем которого связан этот подход, писал: “Под состоянием мы понимаем общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс” С этой точки зрения, психическое состояние – это уровень психической активности, на фоне которого протекает содержательный процесс, являющийся предметом нашего интереса. Например, о ком-то говорят “он сегодня не в лучшей своей форме”, “он был в ударе”. В этом подходе есть здравый смысл. Действительно, человек может, скажем, думать, воспринимать или делать нечто, находясь в “разных состояниях”. Когда он “на подъеме”, то все получается лучше, чем тогда, когда он переживает “упадок духа”, раздражен и т.п. Некоторые психические состояния, как, например, “стресс”, обычно раскрывают именно таким образом.

Структура психического состояния по Ю.Е. Сосновиковой в себя включает:

1. Учет всей деятельности человека, психологическую характеристику его направленности.

2. Оценку человеком данной ситуации с точки зрения общих целей.

3. Наличие конкретной цели действия в данных условиях и предвидимого результата как системообразующего фактора структуры состояния.

4. Степень упорядоченности, меру организованности психических компонентов и их систем, в единую функциональную структуру, адекватную предвиденному результату, ситуации, и в этом смысле операциональную.

5. Характеристику и количество доминирующих и заторможенных компонентов структуры.

6. Степень общей напряженности, тонус, функциональный уровень состояния.

7. Особенности умственного состояния.

Некоторые исследователи сосредоточивают свое внимание на основных, центральных компонентах структуры психического состояния. Чаще всего главным в состоянии называют переживание, которое является системным образованием, и выполняет роль интегратора психики в тот или иной момент времени.

В конечном счете, структуру психического состояния можно представить следующим образом:

· чувствительность систем восприятия информации (внимательность и др.);

· профиль функционирующих в данный промежуток времени психических процессов: познавательных (мышление, восприятие, память), эмоциональных и волевых;

· уровень работоспособности, энергичности;

· направленность, ориентированность психической и физической активности; предпочтение конкретного вида деятельности;

· ситуация области потребностей: степень удовлетворенности потребностей; динамическое соотношение активных потребностей;

· уровень возбуждения, мотивации (низкий, средний высокий, выше оптимального;

· доминирование одной или нескольких черт личности, на которые ложится основная нагрузка;

· самочувствие как текущая эмоциональная самооценка; самочувствие может и неадекватно отражать ситуацию и действительное состояние организма, но само по себе оно является фактом, как совокупность реально переживаемых эмоций;

· социальная ситуация человека; его статус в данный момент, играемые социальные роли.

Таким образом, пользуясь понятием “психическое состояние”, мы получаем возможность учесть все основные психические явления, характеризующие личность в данный момент жизни, и, значит, приближаемся к тому, чтобы охватить человека в целом. Это же дает нам возможность практически описать психологический статус личности.

6Развитие общественной медицины в России с современных позиций изучено явно недостаточно. Запутанным остается вопрос о взаимосвязи общественной и земской медицины.

Источник

SOS Сосновикова

Что-то нервишки у ивановского следственного комитета совсем разболтались, не пора ли рапорт писать по состоянию здоровья. Может, и не всем, а начальнику первого отдела по расследованию особо важных дел Артёму Сосновикову, пожалуй, пора. Взял, и раззвонил по телевизору на всю Ивановскую тайну ещё не законченного следствия:

« Покажется удивительным, но спустя 8 лет мы столкнулись с тем же лицом, которое в 2012 году было причастно к передаче машины убийце — это Анатолий Грудистов, в отношении которого недавно был вынесен приговор по суду присяжных. Он был допрошен по делу в качестве свидетеля. Благодаря его показаниям удалось найти и лицо, похитившее машину, и лицо, заказавшее эту машину для последующего совершения преступления » (цитируется по IvanovoNews ).

Утром 16 января 2012 года у подъезда офиса управления Александр Боровков получил четыре пули, но, к счастью выжил, и сейчас продолжает благополучно руководить ведомством. Спустя полгода задержали, а потом и посадили на 11,5 лет стрелка — Евгения Червякова, участника (хоть и не главного) другого, ещё более громкого ивановского преступления, обычно именуемого « расстрелом заволжских милиционеров ». Той бойне 30 сентября этого года исполнится 20 лет. Подробнее о событиях можно почитать, набрав в поисковике «Курсива» слова «Боровков» и «Червяков».

Это тайна следствия? Никакая это не тайна, это очевидность. Следствие и прокуратура привыкли стряпать обвинения для судов без присяжных, для судебного конвейера. Судья, скорее всего, и не заметил бы разницы между «с близкого расстояния» и «в упор». А присяжные заметили. И Грудистов на свободе, а Сосновиков звонит в телевизоре о собственной профнепригодности.

Источник

К вопросу о психологическом обеспечении профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов с психическими дисфункциональными состояниями 1109

Енина В.В.
кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, ГБУЗ НО «Нижегородский областной неврологический госпиталь ветеранов воин», Нижний Новгород, Россия
e-mail: vvmatveeva@yandex.ru

Енин К.А.
клинический психолог, ГБУЗ НО «Нижегородский областной неврологический госпиталь ветеранов воин», Нижний Новгород, Россия
e-mail: k.a.enin@yandex.ru

В юридической психологии считается установленным, что психическое состояние сотрудника играет одну из ключевых ролей при решении задач правоохранительной деятельности [13]. В деятельности сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов (далее сотрудников) главное – работа с людьми, которая включает в себя изучение и оценку людей, установление и поддержание с ними психологических контактов, оказание на них определенного влияния [12]. Работа в правоохранительных органах характеризуется особыми условиями труда в виде постоянного взаимодействия со специфическим контингентом лиц, что негативно влияет на состояние самого сотрудника. Поэтому первоочередной задачей специалистов психологической службы является поддержание у всех сотрудников, независимо от должности и стажа работы, таких психических состояний и свойств, которые позволяли бы им эффективно справляться со своими профессиональными функциями. Под психологическим обеспечением профессиональной деятельности сотрудников нами понимается система мероприятий, включающая комплексное использование знаний психологической науки, ее средств, методов и технологий применительно к целям и задачам профессиональной деятельности, направленная на повышение эффективности и результативности выполнения профессиональной деятельности [6]. По мнению П.Я. Прыгунова (2003), под тактическим уровнем применения психологических знаний в системе профессиональной деятельности следует понимать психологическое сопровождение и поддержку деятельности сотрудников, в которой роль психолога в процессе непосредственного выполнения задач является вспомогательной, консультационной и аналитической.

Читайте также:  stardew valley как поменять портреты персонажей

Правоохранительная система – это особая организация со своей корпоративной и организационной культурой, носителями которой являются сотрудники всех органов, входящих в эту систему, а именно, Прокуратуры, МВД, пограничных органов, МЧС, Минюста, судебных приставов и др. С точки зрения системного подхода, сотрудник является частью системы правоохранительных органов, выполняет в ней определенные профессиональные функции и обеспечивает поддержание существования этой системы. Известно, что при многократном длительном повторении деятельности происходит развитие психических процессов, формирование психических состояний (ПС) и свойств личности [7]. В дальнейшем конкретно выполняемая профессиональная функция и сама ситуация начинают актуализировать те свойства личности, которые необходимы для продолжения эффективного выполнения профессиональной деятельности [7], приводя к возникновению ПС, нужного для этой функции. Изменение ПС в процессе профессиональной деятельности может проявляться в виде смены субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению к решаемой задаче [7]. При этом по отношению к выполняемой профессиональной функции состояние может быть позитивным, негативным или амбивалентным [7]. Следовательно, по отношению к выполняемой профессиональной деятельности ПС может обеспечивать реализацию сотрудником социальной (в том числе профессиональной) функции или затруднить ее выполнение. Функция – это роль объекта в системе отношений, включающей некоторое число таких же или отличающихся объектов. В обществе содержание понятия «функция» совпадает с понятием социальной роли [3].

Соответственно, функциональное состояние сотрудника – это такое психическое состояние, которое позволяет справляться с поставленными перед сотрудником внешними и внутренними задачами. Дисфункция (от греч., лат. dis- – приставка, обозначающая затруднение, нарушение, расстройство, и лат. functio – осуществление, исполнение, деятельность) – понятие, характеризующее такой тип отношений, когда последствия некоторого явления, события, действия или процесса оказываются неблагоприятными для данного объекта [10]. В социологии дисфункция означает некорректное выполнение определенной функции, выступает ее противоположностью [9]. Следовательно, термин «дисфункциональное состояние» (ДС) связан с отрицательным влиянием психического состояния сотрудника на успешность выполнения профессиональных задач. Никаких других понятий нормы и патологии в системном подходе не существует, что снимает стигму психической «ненормальности» или «болезни» с сотрудника, обратившегося за психологической помощью.

Впервые понятие «дисфункциональные состояния» ввел в своих работах отечественный психиатр С.Б. Семичев (1987). Данные состояния он относил к здоровью. Однако в своих трудах автор не дает точного определения ДС, не предлагает четкой систематики и критериев диагностики данных состояний для практики, считая их разработку делом будущих исследований. С.Б. Семичев (1987) выделяет следующие варианты изменения функций при ДС: 1) общее снижение функции, охватывающее все сферы жизнедеятельности: профессиональную деятельность, интерперсональные отношения (служебные и неформальные) – и проявляется как субъективно (в явлениях психологической защиты), так и объективно (в социальной дезадаптации); 2) частичное снижение функций, распространяющееся лишь на какую-то область при сохранности ее (но без усиления) в других сферах деятельности; 3) усиление функции (повышение производительности труда, активности) при затрудненном функционировании.

Каждое психическое состояние может оказаться дисфункциональным в какой-то момент выполнения профессиональной деятельности. Так, положительные активные психические состояния, такие как радость, эйфория, страсть не всегда позволяют успешно решить стоящую перед сотрудником задачу. Любая дисфункция – это реализация принципа «должен, но не могу или не хочу», когда сотрудник должен реализовать профессиональную функцию, однако внутреннее состояние не позволяет ему успешно с ней справиться.

Неразработанность проблемы психических состояний сотрудников вообще и ДС в частности в теоретическом и прикладном аспекте не снижает интерес к данной категории психических состояний. В связи с этим решение научных задач, связанных с качественным описанием и классификацией ДС, а также с разработкой адекватных методических средств их диагностики имеет первостепенную важность. Однако в плане психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников решение названных задач должно быть подчинено общей цели – поиску методов психологической коррекции ДС.

Изучение научной литературы показало, что при оценке функциональных состояний чаще всего применяются следующие критерии: а) критерий успешности деятельности; б) критерий надежности деятельности в) критерий «цена деятельности» в) критерий адекватности психической деятельности. Обобщив выделенные критерии, можно предположить, что состояние считается дисфункциональным, когда оно: 1) не обеспечивает внешнюю оценку деятельности сотрудника руководителем и коллегами как успешное выполнение функций; 2) не приносит сотруднику удовлетворения от выполняемой деятельности; 3) не позволяет результативно решать профессиональные задачи; 4) при осуществлении деятельности приводит к потере психических и психофизиологических ресурсов; 5) характеризуется несоответствием активности, напряженности и полярности психического состояния сложности, внезапности и значимости выполняемой задачи.

Читайте также:  музей истории изобильненского района официальный сайт

По-прежнему остаются многочисленные сложности при выборе специалистами методов для оценки психических состояний. Останавливаясь на определенном методе диагностики, специалистам необходимо учитывать его доступность для сотрудников и психологов системы правоохранительных органов, пригодность для индивидуального и группового исследования, непродолжительность по времени, достоверность полученных результатов, а также возможность математической обработки полученных данных. Особое внимание необходимо уделять диагностике уровня активности и полярности состояния, так как по этим показателям возможно выделение вида ДС, что позволяет психологу выработать дифференцированный подход по организации дальнейших коррекционных мероприятий. Диагностика показателей активности и полярности может осуществляться с помощью тестовых методик (Самочувствие–Активность–Настроение (В.А. Доскин, 1978), Опросник личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера-Ханина (Ю.Л. Ханин, 1977). Существующие представления А.О. Прохорова позволяют определять не только качественные критерии оптимального состояния, но и количественные показатели. Так, исходя из теоретических положений теории психической активации (А.О. Прохоров, Линдсли) и теории системного подхода (В.А. Ганзен), оптимальное состояние харак-теризуется следующими значениями исследуемых параметров: показатель тревоги (6–10 баллов), самочувствия (5–5,5 баллов), активности (5–5,5 баллов), настроения (5–5,5 баллов).

Вместе с тем создание оптимального психического состояния с помощью определенных методов – это лишь один из аспектов коррекции психических дисфункциональных состояний. По мнению А.А. Осиповой (2007), под психокоррекцией понимается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Следовательно, под коррекцией психических дисфункциональных состояний подразумевается совокупность специальных средств психологического воздействия, осуществляемых психологом с сотрудником или группой сотрудников, являющихся наиболее эффективными для формирования психических состояний, позволяющих успешно решать профессиональные задачи. Необходимо отметить, что, хотя коррекция и направлена на улучшение условий функционирования систем, однако вовсе не гарантирует получение функционального состояния. Кроме того, достижение оптимального психического состояния не означает однозначную успешность деятельности, это лишь способствующий фактор, который должен постоянно поддерживаться и контролироваться. Однако в условиях работы учреждений правоохранительных органов психокоррекция проводится крайне редко и лишь в краткосрочном формате. Это обусловлено условиями контекста встреч психолога и сотрудника: его задачами, принадлежностью обоих к одной и той же системе со своими иерархическими отношениями, а также ограниченностью во времени для встреч.

Все вышесказанное приводит исследователей к активному поиску новых методов психокоррекционного воздействия. Как показывает анализ литературных источников, у большинства сотрудников ведущими детерминирующими факторами ДС являются социально-психологические [2; 8]. Выявленная доминирующая социально-психологическая детерминанта требует подбора соответствующей формы психокоррекционной работы [14]. Такой формой психокоррекционной работы может являться групповая работа. В качестве психокоррекционного метода может быть предложен социально-психологический тренинг (СПТ), так как при тренинге работа программирована, обладает четкой структурой, предполагает процесс осознания и переживания [5]. В то же время тренинг является психокорекционным, так как в целях коррекции состояния используется групповая динамика (как совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая ведущего тренинга). Так, Р.С. Немов (2007) под СПТ понимает теорию и практику группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья [4]. СПТ имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами психокоррекции: 1) привлечение активных методов обучения; 2) высокий уровень активности участников; 3) формирование у них новых ценностных ориентаций и установок в общении, способствующих самораскрытию и самореализации личности; 4) приобретение участниками навыков групповой работы; 5) развитие у них активной социально-психологической позиции, способности производить значимые преобразования в сфере не только межличностных, но и официальных, деловых отношений; 6) повышение психологической устойчивости к различным трудным, проблемным ситуациям [11].

Таким образом, в рамках психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов необходимо учитывать возникающие психические дисфункциональные состояния. Психическое дисфункциональное состояние – это целостная характеристика активности психики и уровень ее функционирования в конкретный момент времени, не позволяющая успешно решать профессиональные задачи.

Состояние считается дисфункциональным, когда оно: 1) не обеспечивает внешнюю оценку деятельности сотрудника руководителем и коллегами как успешное выполнение трудовых функций; 2) не приносит сотруднику удовлетворения от выполняемой деятельности; 3) не позволяет результативно решать профессиональные задачи; 4) при осуществлении деятельности сопровождается потерей психических и психофизиологических ресурсов; 5) характеризуется несоответствием активности, напряженности и полярности психического состояния сложности, внезапности и значимости выполняемой задачи.

Под коррекцией психических дисфункциональных состояний подразумевается совокупность специальных средств психологического воздействия, осуществляемых психологом с сотрудником или группой сотрудников, являющихся наиболее эффективной для формирования психических состояний, позволяющих успешно решать профессиональные задачи. В качестве метода коррекции дисфункциональных состояний может быть предложен социально-психологический тренинг.

Источник

Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 112094

Ю. Е. Сосновикова
ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ1
1 Фрагменты статьи из журнала «Вопросы психологии». 1972. № 2. С. 141-144. Фрагменты из книги «Психические состояния человека, их классификация и диагностика». Горький, 1975. С. 53-58.
Психические состояния человека непременно следует рассматривать с точки зрения ведущей деятельности, которая свойственна различным периодам его психического развития. Именно этот аспект позволяет глубже понять конкретную сторону каждого психического состояния, выделить целеобразующий эту структуру фактор, понять причину доминирования относительной напряженности одних и заторможенности других пси

Читайте также:  объект и предмет истории политических учений

хических проявлений в данном случае. Значимые для психического развития психические состояния человека органически связаны с его ведущей деятельностью.
Возрастной аспект изучения психических состояний, несомненно, раскроет глубже закономерность образования функциональных структур, особенности их механизмов в различные периоды возрастного развития.
Например, нервная система и ее деятельность в младшем школьном возрасте в целом характеризуется слабостью и утомляемостью, возбудимостью и неуравновешенностью. Эти свойства, суммируясь с индивидуальными типологическими особенностями, усиливаются у младшего школьника за счет этой сум-мации1. Естественно думать, что общая характеристика психических состояний у этого возраста будет связана с их быстрой сменой от одного к другому, повышенной возбужденностью, подвижностью и, вместе с тем, их непрочностью вследствие слабости и утомляемости. Однако психологическое их содержание будет связано, главным образом, с ведущей учебной и все еще присущей этому возрасту игровой деятельностью2.
В полученных нами в результате проведенных экспериментов рисунках младших школьников дети изобразили целую гамму разнообразных психических состояний сверстников, в большей мере связанных с их учебой, чем с игровой деятельностью. Результаты учебы, их оценка учителем и отношение ребенка к ним порождают различные эмоциональные и интеллектуальные психические состояния. Но причинами хорошего настроения может быть и игра в хоккей, протекающая во дворе с товарищами, и игра в футбол на зеленой лужайке3.
1 Чудновский В. Э. О возрастном подходе к психологическим особенностям. «Вопросы психологии», 1961, № 1.
2 Давыдов В. В. Психология младшего школьника. Возрастная и педагогическая психология. Материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974. Левитов Н. Д. Психические состояния учащихся на уроке. Сб.: «Вопросы психологии личности», Учпедгиз, 1961; Плеханов А. В. О психическом состоянии учащихся на уроке. «Советская педагогика», 1966, № 2.
3 Сосновикова Ю. Е. О различении психических состояний человека младшими школьниками. Сб.: «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе», Горький, 1975.
Общение с другими людьми — с учителем, одноклассниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми — также

вызывает у младших школьников глубокие и сильные переживания, фиксирующиеся в виде психических состояний. На одном рисунке изображен мальчик с огорченным лицом (углы губ идут вниз, глаза опущены) в расслабленной сникшей позе. Подпись гласит: «Он подрался с товарищем». На другом рисунке изображена девочка, гуляющая вместе с подругой. У нее хорошее радостное настроение. Она улыбается и держит в руках цветы.
Общие черты массовидного психического настроения детей младшего школьного возраста связаны с воздействиями и информацией, получаемыми по каналам больших общественных коммуникаций — радио, кино, телевидению, печати. Изучение нами большого количества рисунков учащихся начальных классов на тему «Кем быть?» показало, что их переживания связаны с их ориентациями на деятельность наиболее активного в строительстве социалистического общества поколения, наиболее ярко выражающего в своем труде цели и задачи, стоящие сейчас перед обществом’.
Особенности подросткового возраста достаточно полно описаны в психологической, физиологической, педагогической литературе.
Учеба и практическое овладение формами общения, а также возрастная специфика психического развития вызывает у младших и старших подростков характерные для них психические переживания и состояния.
1 Сосновикова Ю. Е. О чем говорят рисунки младших школьников на тему ♦ Кем быть?». Сб.: «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе». Горький, 1975.
Так, например, младшие подростки во второй половине дня более склонны к драчливости и нарушениям дисциплины. А у старших подростков можно наблюдать состояния мрачной подавленности, угрюмости, плохого настроения. Гамма отрицательных психических состояний в подростковом возрасте, по-видимому, достаточно широка, а структура их несколько хаотична и неустойчива. Однако в этом плане, наверное, могут быть значительные индивидуальные различия, связанные с главными целями ведущих деятельностей и успешностью их достижения. Хорошие показатели в учебе и в большей мере уже

сформированные формы общения сокращают минорную гамму переживаний подростка.
На основе анализа психологических исследований подросткового возраста, мы думаем, можно выделить группы психических состояний, свойственных этому возрасту.
В литературе о подростках, например, обсуждаются отрицательные состояния:
1.Внутренней дискомфортности, неуютности, раздражительности, рассосредоточенности, бесцельности. Трудно собраться с мыслями, управлять своими действиями. Воля снижена, эмоции расторможены, мысли не собраны. В этом состоянии подростки, особенно младшие, подчинены ситуации и совершают неблаговидные поступки под ее влиянием, не имея к этому специального намерения.
2. Состояние выраженного недовольства, вражды, негативного отношения к окружающим. Оно не бывает специально направлено на определенный предмет, действие или человека, но распространяется почти на всех, кто включается в этот момент в «поле» жизни подростка. Состояние это затрудняет контакт с подростком, создает барьер, мешающий воспитательным воздействиям.
3. Состояния, близкие к агрессивности, драчливости, гневливости, грубости-. Они вызывают конфликты со сверстниками и не располагают к положительному отношению подростка к воспитателю.
4. Аффективные вспышки — драка, грубость, оскорбления, нарушения дисциплины.

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector