сосна в царицыно на поляне история

Царицынский пейзажный парк начинает складываться в 1775 году. Еще на стадии обсуждения проекта будущей резиденции Екатерина II подчеркивает – парк вокруг дворцовых построек должен быть «в английском вкусе». То есть с максимальным использованием живописных ландшафтов и иллюзией невмешательства человека в природу.

Придворный архитектор Василий Баженов руководит строительством резиденции и одновременно занимается обустройством парка. Он рачительно относится к старым посадкам: они стоят тут еще со времен прежних хозяев усадьбы – князей Кантемиров. Баженов оставляет без изменений их «геометрический сад»: классический партерный сад небольших размеров из стриженых кустарников с симметричными дорожками. Минимальным переделкам подвергаются и березовые рощи на холме-пирамиде. В основной части парка (южнее дворца) Баженов сохраняет трёхлучевую композицию аллей. А также широкую прямую аллею – она пересекает «лучи» перпендикулярно.

Основные деревья баженовской композиции — берёзы и сосны. То есть деревья со светлой окраской зелени и не образующие густой тени. Местами Баженов устраивает посадки с темной окраской листвы – липы и дубы. Таким способом он добивается контраста на дальних планах «из тёмной дичи, сбитых в кучу групп или густых и непрозрачных рощей». Баженов существенно расширяет парк и обозначает новые границы берёзовыми рощами.

В 1784 году дворцовые постройки почти готовы. Баженов намеревается за год доделать весь ансамбль и «запустить его зеленью». В Царицыно прибывают английские садовые мастера — Фрэнсис Рид и Ион Мурно. Тут же между ними и Баженовым начинаются трения: англичане предлагают частичную вырубку парка и его перепланировку. Это предложение продиктовано традиционным подходом к устройству классического английского пейзажного парка: в нём нет места прямым аллеям и густым посадкам. Впоследствии архитектор и садовники находят общий язык – парковые работы носят компромиссный характер: партерный сад и прямые аллеи не меняются. Однако с помощью английских мастеров раскрыты некоторые наиболее выигрышные виды и обустроены новые аллеи и дорожки в стиле английских парков.

В 1784 году Баженов также занимается Верхним Царицынским прудом — эти работы непосредственно связаны с обустройством парка. Теперь с берегов открываются видовые картины на новоявленные живописные заливы и искусственные острова. Примерно тогда же в парке появляется созданная Фрэнсисом Ридом «Утренняя дорожка» — одна из самых красивых аллей парка. Она начинается за Виноградными воротами и вьется по склону холма вдоль берега пруда.

В 1785 году Баженов попадает в опалу и отстраняется от дальнейших работ. А после смерти Екатерины II в 1796 году строительство в Царицыне прекращается.

В начале XIX века парк становится популярным местом для загородных прогулок. В то время он представляет собой чередование светлых посадок с многочисленными открытыми полянами и лужайками. Лишь местами они акцентируются группами деревьев с тёмной листвой. Дальнейшая судьба парка непосредственно связана с деятельностью Петра Валуева – главы Кремлевской экспедиции строений и начальника дворцов и садов Москвы. Для благоустройства Царицынского парка он привлекает архитектора Ивана Еготова и назначает главным садовником Карла Унгебауера.

В 1810-е годы исчезает «геометрический сад» Кантемиров. Из-за отсутствия должного ухода посадки засыхают. Некоторые деревья чрезмерно разрастаются – их приходится вырубать. Так на месте «регулярного партера» возникает Дворцовая поляна. Некоторое время на ней ещё сохраняются кустарниковые посадки по углам. Впоследствии их заменяют дубами. Во время очистки Верхнего Царицынского пруда в 1830-е гг. весь донный ил уложен на поляне. От этого её уровень повышается на метр: она как будто «парит» над окружающими посадками и застройкой. Дворцовая поляна – одно из самых живописных мест парка.

В то же время Унгебауер массово сажает деревья устойчивых темнолиственных пород: липы и дубы. Опушки у пруда акцентируются посадками ивы. С Берёзовой перспективы исчезают берёзы — их заменяют липы. К середине XIX века царицынский парк существенно меняет свой характер и приобретает мрачноватый и таинственный романтический облик. В нем появляются многочисленные павильоны и беседки. Скульптурные украшения и несколько гротов.

В конце XIX века Царицыно становится престижным дачным поселком. Парк понемногу превращается в лес. За ним почти перестают ухаживать. В зарослях кустарников мрачно покоятся руины дворцовых построек.
Первые работы по восстановлению парка начинаются в 1990-е годы. В 2005-2007 гг. коллектив ландшафтных архитекторов полностью реконструирует парк и восстанавливает пейзажные виды.

Источник

Царицыно. Пейзажный парк

tsaritsyno22

Пейзажный парк заложили еще в 1775 году. Уральский горнозаводчик Прокопий Демидов почти сразу прислал императрице в подарок лиственницы и сибирские кедры. Кстати, в парке до сих пор растут лиственницы, посаженные в середине XIX века.

Василий Баженов изначально устройству парка придавал огромное значение, при этом бережно отнесся к саду и посадкам, которые остались со времен прежних хозяев усадьбы. К примеру, почти без изменений остались рукотворные насаждения на холме-пирамиде, где он идеально вписал Малый Дворец в окружающую среду.

В 1784 году в Царицыно приехали выписанные из Англии профессиональные садовники. Баженов и садовые мастера, несмотря на разногласия, смогли создать гармоничный пейзажный парк. Предложенный зодчим партерный сад и прямые аллеи англичане не тронули и не изменили в своих проектах, они предложили новые аллеи и дорожки в стиле английских парков. Так за Виноградными воротами была обустроена одна из самых красивых аллей парка, которая живописно вилась по склону холма вдоль берега пруда: отдыхающие могли любоваться эффектными пейзажными видами. В это же время в парке были установлены деревянные павильоны, беседки.

Читайте также:  брюс ли история жизни

tsaritsyno23

Вдоль берега Верхнего пруда

tsaritsyno24

Сосна в центре поляны

tsaritsyno25

Ажурный мост к поющему фонтану

Несомненным украшением Царицына являются пруды, которые возводились на протяжении XVI-XVIII столетий. Наиболее активно каскад прудов с плотиной создавались при Василии Голицыне в конце XVII века. При нем же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор. Все последующие владельцы Черной Грязи уделяли повышенное внимание тому, чтобы поддержать пруды в хорошем состоянии. Более того, они строили и реконструировали плотины, водяные мельницы, создавали искусственные острова.

И несколько слов об оранжерее музея-заповедника. Это «единственный в Москве музейный оранжерейный комплекс, который используется по назначению. Здесь представлены растения именно тех видов, которые выращивали в царицынских оранжереях c середины XVIII века: их подбирали по сохранившимся описям оранжерейного хозяйства.

Здания оранжерей были воссозданы в 2007-2008 годах по старинным чертежам и материалам археологических исследований. Площадь комплекса сегодня составляет более 2700 квадратных метров».

Адрес музея : город Москва, ул. Дольская, д. 1

Проезд : до станций метро «Царицыно» (здесь располагается главный вход) или метро «Орехово» (вход в парк со стороны оранжереи), далее пешком.

rating starrating starrating starrating star rating star

Вы не являетесь пока Членом нашего Клуба! И комментировать на сайте Вам пока не разрешено!

Источник

Сосна в царицыно на поляне история

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Аршиновский парк и его создатели

Чудеса на пустыре
В 1890-х годах Василий Федорович арендовал у удельного ведомства в местности Новое Царицыно и Воробьевка два участка земли общей площадью около 2,5 га «под постройку дач и других жилых и нежилых строений и разведение сада, с обязательством охранять лес, произрастающий на данном участке». Сегодня это пересечение Севанской и Бакинской улиц.
Вскоре по смежности с ними в местности, принадлежавшей крестьянам деревни Котляково, он купил на имя своего старшего сына Владимира еще около 14 га пустующей земли. И уже в 1910-х годах на стыке Петровского поселка, земель деревни Котляково, Воробьевки и Нового Царицына возник очаровательный парк. Старожилы рассказывали, что первоначально здесь были разбиты аллеи, покрытые кирпичным щебнем; поставлены скамеечки. Одни аллеи были обсажены серебристыми елочками, другие – жасмином, остальные – сиреневыми кустами всех цветов.

Группы деревьев перемежались живописными полянами, на которых были сделаны клумбы с обилием цветов, особенно роз. Имелись оранжереи с персиковыми, лимонными и другими деревьями и виноградом. Создано несколько неболь ших прудов, в одном из них было организовано купание по расписанию дня. Парк был огорожен, но вход в него был общедоступным – вместо калиток стояли вертушки. В Аршиновском парке преобладали хвойные деревья, делая его естественным продолжением хвойных лесов, росших вокруг. Многие саженцы были привезены издалека. До настоящего времени сохранились такие не произрастающие в естественных лесах Подмосковья деревья, как сибирская лиственница, сосна кедровая сибирская и сосна Веймутова. В южной части парка растет сосна Банкса, естественным ареалом обитания которой является Канада и некоторые прилегающие к ней районы США. Эти невысокие деревья, обильно усыпанные изогнутыми шишками, вы саживались в парке небольшими группками, чаще всего по три деревца.

Из лиственных пород интересны тополь канадский и тополь черный, ясень пенсильванский, ольха серая. В центре парка сохранился старый тополь белый с обломанным стволом. На дальней луговине располагалась обширная пасека. А ухоженные дорожки дачного участка Аршиновых незаметно переходили в парковые аллеи. Предания гласят, что парк на пустыре создавался для болезненного младшего сына купца, о котором мы почти ничего не знаем. А вот о старшем сыне и отце многое можно рассказать.

Про отца и сына
192677 originalВасилий Федорович Аршинов был известен как благотворитель и меценат. Некоторые его дела в этой области отмечены особо. 1 января 1902 года «за отлично-усердную службу и особые труды по должности Блюстителя торговых классов Московского общества распространения коммерческого образования» он пожалован званием потомственного Почетного гражданина. «По должности Попечителя Андреевской богадельни» его наградили сначала серебряною медалью (1906) «За усердие» для ношения на шее на Александровской ленте», а затем и золотой (1910). В 1915 году Аршинов уже «по должности Выборного Московского Купеческого Сословия… пожалован золотою медалью для ношения на шее на Андреевской ленте» – высшей степенью данной медали. А еще Василий Федорович с 1909 года был гласным Московской городской Думы и попечителем Коммерческого училища имени цесаревича Алексея и Николо-Пыжевского двух классного церковноприходского училища. Василий Федорович Аршинов был заметной фигурой и в общественной жизни Царицына начала ХХ века, щедрым жертвователем, одним из учредителей и первым председателем (затем почетным председателем) «Общества благоустройства дачной местности Царицыно» (1908), своеобразного органа местного самоуправления. Он активно участвует во всех делах этой организации – проведении дороги, установке пожарного колодца, освещения и т.п. Кроме создания открытого для публики парка Василий Федорович в 1910 году передает «Обществу» созданную на его средства площадку «для детских подвижных игр», с обещанием вносить арендную плату за землю. В состав членов «Общества» входили и его сыновья. Старшего сына, Владимира, ещё в детстве охватило увлечение ботаникой, переросшее в серьезное исследование земных недр. В 1903 году он блестяще окончил естественное отделение физического факультета Московского университета, был оставлен «для подготовки к профессорскому званию» при кафедре минералогии, руководимой В.И.Вернадским. Пройдя стажировку в Германии, в качестве ассистента Вернадского стал вести практические работы по кристаллооптике.
192871 originalВ летнее время царицынская дача становилась лабораторией созданного усилиями и на деньги семьи Аршиновых единственного в царской России частного научно-исследовательского института – Петрографического института «Litho gaea» («Литогеа»), что в переводе с латыни значит «каменная земля». Несмотря на то что научные интересы Владимира Аршинова были связаны с «неживой» природой, он, как верный ученик Вернадского, интересовался всем комплексом наук о Земле. В 1905 году его избрали действительным членом Общества испытателей природы, затем Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и Общества со действия успехам опытных наук (1912), Русского горного общества (1914), Объединения (Ассоциации) Русских естествоиспытателей (1916). И после революции Владимир Васильевич Аршинов был членом Все российского общества ох раны природы и продолжал научную и общественную деятельность. Однако здесь ему пришлось столкнуться с огромными трудностями.

Читайте также:  ланг зарема аскербиевна биография

Любовь ЕРЁМИНА, старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно».
Фотографии из архива ВИМС
(Продолжение следует)

Источник

«Город на память». 162. Царицыно. Пейзажный парк и пруды

29 января 2015 года
Фотопроект «Город на память». 162. Царицыно. Пейзажный парк и пруды

Царицынский пейзажный парк основан ещё в 1775 году. Почти сразу же после покупки Екатериной II кантемировской усадьбы в парке были высажены лиственницы и сибирские кедры, присланные в подарок императрице горнозаводчиком Прокопием Демидовым (лиственницы растут в парке до сих пор, но это возобновлённые посадки середины XIX века). Обустройством парка занимался Василий Баженов на всём протяжении своего руководства царицынским строительством. Сохранившиеся до наших дней павильоны и беседки появились позднее стараниями архитектора Ивана Еготова.

Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Самый старый — Борисовский пруд — возник ещё в царствование Бориса Годунова (ранее именовался Цареборисовским). Верхний и Нижний Царицынские пруды появились, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы.

02. TSaritsyino. 30.06.13.15.

03. TSaritsyino. 30.06.13.06.

Средний Царицынский пруд появился в 1980-е годы после сооружения дамбы, когда трасса Новоцарицынского шоссе разделила Нижний пруд на две части. Непосредственно к дворцово-парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний пруды.

Верхний Царицынский пруд образован запруживанием речек Городни (Городенки), Язвенки и Черепишки (Черепишенки). К нему выходят Малый дворец и Оперный дом (от Малого дворца к пруду вела не сохранившаяся пандусная лестница), на него ориентированы все павильоны пейзажного парка. Глубина пруда достигает двух метров.

04. TSaritsyino. Ryibalka. 15.01.08.4
Рыбак на речке Язвенке

Во время реконструкции 2006-2007 годов на Верхнем пруду воссоздали лодочные пристани в их исторических местах — в XIX веке катание на лодках было очень популярно у отдыхающих.

Смотрите старые фотографии: Лодочная пристань на Верхнем пруду. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/109071

Смотрите старые фотографии: Плотина. 1900-1912 гг.: https://pastvu.com/p/8354

Средний пруд отделён от Верхнего пруда плотиной, построенной по проекту архитектора К.Бланка в 1777—1779 годах. Она пострадала во время паводков, воду спустили и на месте прудов появились луга. В 1803 году плотину восстановили архитекторы И.Еготов и Е.Тюрин.

07. TSaritsyino. Plotina. 19.01.15.06.

08. TSaritsyino. Plotina. 19.01.15.03.

09. TSaritsyino. 30.06.13.16.

10. TSaritsyino. Plotina. 19.01.15.02.

При плотине был домик смотрителя, сейчас на этом месте станция спасателей

11. TSaritsyino. 30.06.13.17.

12. TSaritsyino. Ptichiy ostrov. 19.01.15.01

С плотины виден Птичий остров. Искусственные острова в Царицыно появились, вероятно, в середине XVIII века для разведения водоплавающих птиц.

13. TSaritsyino. Prudyi. 15.01.08.5

На Среднем Царицынском пруду расположен подковообразный искусственный остров диаметром около ста метров. На плане 1775 года острова еще не было. Вероятно, остров-подкова появился при Екатерине и стал то ли водным лабиринтом для катающихся, то ли предназначался для разведения рыбы или птицы.

Смотрите старые фотографии: Царицынские пруды. 1900-1915 гг.: https://pastvu.com/p/93486

Смотрите старые фотографии: Царицынские пруды. 1965-1975 гг.: https://pastvu.com/p/93024

15. TSaritsyino. Fontan. 19.01.15.02.

16. TSaritsyino. Peshehodnyiy most. 05.07.14.01.

17. Krug sveta.TSaritsyino. 12.10.14.51.
Иллюминация во время фестиваля «Круг света-2014»

19. TSaritsyino. Fontan. 07.09.07.02

Светомузыкальный фонтан диаметром 55 метров и глубиной до полутора метров открылся в 2007 году ко Дню города. Площадь его фонтана составляет 2400 квадратных метров. Он способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. В репертуаре фонтана четыре мелодии — «Вальс цветов», «Марш» Петра Чайковского и две композиции Поля Мориа. В конструкции применены 82 насоса различной мощности. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.

20. TSaritsyino. Fontan. 01.06.09.08

21. TSaritsyino. Fontan. 01.06.09.02

22. TSaritsyino. Fontan. 01.06.09.05

23. TSaritsyino. Fontanyi. 22.09.07.12

24. TSaritsyino. Fontanyi. 22.09.07.04

В 1784 году в Царицыно прибыли выписанные из Англии садовые мастера Фрэнсис Рид и Ион Мурно. Видимо, между ними и Баженовым возникали трения: англичане предложили частичную вырубку парка и его перепланировку. Это предложение было продиктовано традиционным подходом к устройству классического английского пейзажного парка: в нём не было места прямым аллеям и густым посадкам. Императрица приняла решение в пользу английских мастеров, а Баженову было велено «до садов отнюдь не касаться». В парке появилась созданная Фрэнсисом Ридом Утренняя дорожка — одна из самых красивых аллей парка, начинающаяся за Виноградными воротами и вьющаяся по склону холма вдоль берега пруда; с неё открываются наиболее эффектные пейзажные виды. Но и Баженов не бросил заниматься парком, участвовал в сооружении новых плотин, строительстве деревянных беседок и павильонов.

В начале XIX века парк стал популярным местом гуляний у московской привилегированной публики и для его благоустройства был привлечён архитектор Кремлёвской экспедиции Иван Еготов. Предположительно, именно его стараниями в Царицыно возведено около десяти парковых павильонов, беседок, арок и мостов.

25. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 05.07.14.01.

Павильон «Миловида» (1756-1814, архитектор Иван Еготов) представляет собой открытую сводчатую галерею с поперечными проходами. Свод галереи поддерживают колонны тосканского ордера, декор выполнен в технике гризайль. Снаружи павильон украшают фигуры сфинксов, медальоны, статуи вакханки и сидящих богинь Авроры и Венеры. Изначально скульптурное убранство было богаче, но со временем дельфины, вазы и бюсты были утрачены. Во времена дачного бума в Царицыне декоративная постройка использовалась как чайный домик, но позднее павильон пришёл в запустение. Сейчас реставраторы вернули павильону облик XIX века.

Смотрите старые фотографии: Павильон «Миловида». 1900-1917 гг.: https://pastvu.com/p/154400

Смотрите старые фотографии: Павильон «Миловида». 1912 год: https://pastvu.com/p/181811

28. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 06.07.14.05.

29. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 06.07.14.02.

30. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 06.07.14.06.

31. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 06.07.14.01.

32. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 05.07.14.05.

33. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 05.07.14.06.

34. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 05.07.14.07.

35. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 05.07.14.08.

36. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 05.07.14.09.

37. TSaritsyino. Pavilon Milovida. 05.07.14.10.

38. TSaritsyino. Pavilon Nerastankino. 06.07.14.03.

Павильон «Нерастанкино» (1803-1804, архитектор Иван Еготов)

Читайте также:  винилин история создания бальзам шостаковского

С начала XIX века за павильоном «Нерастанкино» закрепилось второе название Храм Меланхолии, — видимо, из-за особой лиричности раскрывающихся здесь пейзажных видов. На одной из карт Царицына 1816 года этот павильон обозначен как «Миростанкино». Возможно, таково было первоначальное название, напоминающее о расположенных неподалёку курганах-могильниках и о бренности человеческого существования.

Смотрите старые фотографии: Павильон «Нерастанкино». 1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/106378

«Нерастанкино» представляет собой постройку в канонах строгого классицизма в виде открытого зала с боковыми нишами, увенчанного небольшим куполом, и с колоннами тосканского ордера. Павильон отделан таким образом, что штукатурка не скрывает текстуру кирпичной кладки. Декор минимален: только четыре вазы-урны в боковых экседрах. В советское время павильон не раз реставрировали, в нём размещалась библиотека-читальня.

Загадочные курганы действительно находятся между башней-руиной и павильоном «Нерастанкино». По мнению археологов, это могильники древнеславянского племени вятичей, относящиеся к X–XII векам. Как ориентиры для поиска этого места можно использовать статуи античных богинь работы Александра Бурганова, установленные на аллеях парка.

40. TSaritsyino. A.Burganov. 05.07.14.01.

41. TSaritsyino. A.Burganov. Diana. 05.07.14.01.

42. TSaritsyino. 20.08.08.10

43. TSaritsyino. Driada. 06.07.14.02.

44. TSaritsyino. 07.09.07.

45. TSaritsyino. Bashnya ruina. 05.07.14.01.

Башня-руина (1804, архитектор Иван Еготов)

В конце XVIII — начале XIX веков существовала мода на сооружение в парках и садах искусственных руин. Постройка, имитирующая развалины крепостной стены с угловой башней, возведена на крутом холме в месте излучины Верхнего Царицынского пруда. Строительным материалом послужил грубо обработанный камень, сложенный нарочито небрежно; имеются фрагментарные вставки из красного кирпича.

Необычный силуэт Башни-руины удачно вписан в окружающий ландшафт, а с её смотровой площадки открываются живописные панорамы парка. До середины XIX века башню венчал бельведер, сложенный также из грубого камня, но впоследствии был утрачен и не восстанавливался. За особенности лестницы, ведущей к площадке, сооружение прозвали «чёртовой лестницей» или «чёртовой горой» — по ней легко было взобраться, но нелегко спуститься.

Смотрите старые фотографии: В советское время башню облюбовали спортсмены-скалолазы. 1970-1979 гг.: https://pastvu.com/p/175244

46. TSaritsyino. Bashnya ruina. 06.07.14.02.

48. TSaritsyino. Bashnya ruina. 03.09.07.05

49. TSaritsyino. Bashnya ruina. 15.01.08.3

50. TSaritsyino. Rusalkinyi vorota. 19.01.15.01.

Русалочий остров. Арка «Русалкины ворота» (1804, архитектор Иван Еготов)

Изначально этот остров был разделён протокой и опоры арки стояли на разных его половинках. Катаясь на лодке, можно было проплыть под аркой и полюбоваться видом на павильон «Нерастанкино». Согласно городской легенде, на острове можно было давать концерты, за которыми публика наблюдала с берега. А чтобы артисты появлялись внезапно «на сцене», на остров был прорыт подземный ход.

Смотрите старые фотографии: Арка на Русалочьем острове. 1953 год: https://pastvu.com/p/106494

52. TSaritsyino. 19.01.09.08

53. TSaritsyino. Besedka Hram TSereryi. 05.07.14.04.

Беседка «Золотой сноп» («Храм Цереры») (1805-1806, архитектор Иван Еготов)

До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы. Однако современные исследования подтверждают, что эта беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым и заменила обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» — неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника. Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается стройностью, изяществом и совершенством пропорций.

Смотрите старые фотографии: Беседка «Золотой сноп». 1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/17692

На этом холме в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор, с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным. Праздник проходил на соседнем поле, которое и сейчас можно увидеть от беседки. С тем праздником связано и посвящение беседки Церере — богине плодородия.

Изначально в беседке стояла статуя богини, но она была утрачена в середине XIX века. С тех пор у постройки появилось второе название «Золотой сноп» — по золочёным колосьям, украшающим купол беседки. В 1927 году появилась новая Церера, привезённая из подмосковной усадьбы Лукино, но и она исчезла в 1940-е годы. Ныне в беседке установлена современная скульптура работы Александра Бурганова.

56. TSaritsyino. Besedka Hram TSereryi. 05.07.14.02.

55. TSaritsyino. Besedka Hram TSereryi. 05.07.14.03.

57. TSaritsyino. Grot. 19.01.15.01.

Грот (1804, архитектор Иван Еготов)

В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были обнаружены остатки большого грота у подножия холма под павильоном «Миловида». Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными камнями и ракушками. В будущем это примечательное произведение русского садово–паркового искусства XIX века предполагается восстановить по архивным источникам.

К настоящему времени воссоздан небольшой грот по «Утренней дорожке». Он сложен из красного кирпича и белого камня на склоне холма под павильоном «Нерастанкино». В гроте укрылась современная статуя нимфы.

58. TSaritsyino. Grot. 19.01.15.03.

59. TSaritsyino. Groteskovyiy most. 05.07.14.04.

Гротесковые мосты (1806, архитектор Иван Еготов)

В начале XIX века через овраги перекинули три мостика из красного кирпича и грубого («гротескового») камня. В наши дни Большой и Малый мосты восстановили из руин, а третий воссоздали заново.

60. TSaritsyino. Groteskovyiy most. 05.07.14.02.

61. TSaritsyino. Groteskovyiy most. 06.07.14.01

Смотрите старые фотографии: Беседка «Палаты Дружины» построена в 1813-1814 годах на берегу Верхнего Царицынского пруда, не сохранилась. 1880-1885 гг.: https://pastvu.com/p/8065

Грусть-тоску по утраченным старинным постройкам быстро снимут аборигены Царицынского парка — упитанные дружелюбные белки.

63. TSaritsyino. Park. Belka. 15.01.08.06

64. TSaritsyino. Utki. 03.09.07.

65. Nizhniy TSaritsyinskiy prud. 06.03.08.

Почитать:
Згура В. Проблемы и памятники, связанные с Баженовым. — М., 1929
Снегирёв В.Л. Знаменитый зодчий В. И. Баженов. — М., 1950
Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. — М.: Искусство, 1988
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. — М.: Мир книги, 1993
Сергеев И.Н. Царицыно. Суханово: Люди, события, факты. — М.: Голос, 1998
Хачатуров С.В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. — М.: Прогресс-Традиция, 1999
Наумкин Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. — М.: Компания Спутник+, 2004
Нащокина М.В. Русские сады. XVIII — первая половина XIX века. — М.: Арт-Родник, 2007. — (Сады мира)
Греч А.Н. Царицыно // Венок усадьбам. — М.: АСТ-Пресс, 2007
Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». — М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008

66. TSaritsyino. Park. 15.01.08.17

В следующем сюжете — станция метро «Бауманская»…

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector