сословие священнослужителей и монахов на руси сканворд

Новое в блогах

СОСЛОВИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

6036865 2682551

Сословия в Российской империи.
(Историческая справка).

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:

дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.

Городское население в свою очередь делилось на пять групп:

почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди,
т.е. работавшие по найму

Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).

Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.

Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.

Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).

Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.

После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.

Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.

Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.

Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.

Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.

Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.

Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.

Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.

Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.

Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.

В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция(архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.

Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.

Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение.

Читайте также:  булавин биография кратко самое важное

Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.

Источник

Духовенство: истоки, формирование и развитие от IV века до наших дней

Духовенство – это общественное сословие или социальная группа, в которую входят профессиональные служители религиозного культа. В основном данное понятие характерно для монотеистических религий.

Апостолы, на которых сошел Святой Дух, по сути, представляли изначальное духовенство. Именно на Пятидесятницу была создана христианская церковь, а ученики Христовы начали свою миссионерскую деятельность.

Верующие обращаются к духовенству, чтобы удовлетворить свои религиозные нужды. Священники проводят службы и занимаются исполнением треб (освящают дома, крестят, венчают, отпевают). Им прихожане исповедуются и у них причащаются. Духовенство блюдет нравственное состояние своей паствы. Священнослужители искореняют суеверия, исправляют нравы и распространяют знания.

lazy placeholder

Возникновение духовенства в Европе

Духовенство, как сословие, оформилось в начале IV столетия. В это время христианские священники получили различные привилегии. Процесс оформления сословия длился до начала Средних веков. Чуть позже в западноевропейских странах представителей духовенства отнесли к привилегированному сословию.

Католические священники давали обет безбрачия, поэтому к духовенству причисляли только клириков. Когда состоялась Реформация, в протестантских государствах представители духовенства перестали считаться сословием, а остались лишь духовными лицами. Православная Церковь состояла из белого (священников, дьяконов, дьячков, пономарей) и черного (монахов) духовенства.

Первые священники на Руси

В Восточной Европе духовенство появилось в Древней Руси в X столетии, до Крещения. «Повесть временных лет» говорит о том, что в городе Киев существовала «соборная» церковь Св. Ильи. Когда в конце X века была создана Киевская метрополия, Константинополь прислал туда митрополита и священников-греков. Они проводили богослужения в храмах разных русских городов, за пределами которых началось постепенное формирование церковных округов («погостов», «уездов», «переездов»). В XV столетии их вытеснили приходы.

lazy placeholder

В 1439 году состоялся Ферраро-Флорентийский собор, где православная и католическая церкви заключили унию, а через девять лет Иона возглавил русскую автокефальную Церковь, как первый митрополит. Константинопольский патриархат теперь не влиял на деятельность русского духовенства.

Права и привилегии духовенства

С самого начала у священников были разные привилегии:

Право рукополагать священников было только у местного женатого по церковным обычаям епископа. Епископский сан не могли получить:

Полноценная приходская церковь имела причт, в состав которого входили:

Духовенство содержала приходская община или ктитор церкви (купец, боярин, князь). В некоторых случаях священнику выдавали ружную грамоту с указанием его ежегодного жалования деньгами или в натуральном виде. Ее могли использовать все представители духовенства, составляющие причт или только указанные в руге. Священники занимались ведением личного хозяйства, обработкой церковной земли и арендованных участков. Также причт жил за счет доходов, которые им приносили вотчины, деревни и села. Священник мог иметь собственный земельный участок.

Платить за исполнение треб прихожане могли добровольно. Пошлину от полученного духовенством дохода забирал местный епископ. Он же устанавливал ее величину. В XIV столетии собирать дани и пошлины поручили архиерейским чиновникам:

Почти все священники были обучены грамоте. При многих храмах открывались школы. Сыновей представителей духовенства называли поповичами. Они получали церковный сан или становились госслужащими.

lazy placeholder

История русского духовенства в XVI-XIX веках

В XVI-XVII столетиях белым духовенством управлял архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх), который представлял черное духовенство. В 1551 году участники Стоглавого собора провозгласили:

До начала XVIII столетия белое духовенство вместе с взрослыми сыновьями священнослужителей насчитывало примерно сто тысяч человек. Многие из них имели свои приходские церкви. В 1708 году Петр I издал указ, согласно которому дети священников, не окончившие школу, не могли служить в церкви. В первой половине XVIII столетия появилось морское и военное духовенство, которое служило в полках, крепостях, госпиталях, тюрьмах и на кораблях, отправлялось с армией и флотом в военные походы.

В 1721 году был принят Духовный регламент, согласно которому священникам вменялось в обязанность ведение метрических книг с фиксированием в них дат, когда человек родился, крестился, венчался и умер. Также состоялось официальное утверждение духовно-учебных заведений.

lazy placeholder

В первой половине XIX столетия священником мог быть рукоположен человек, который вышел из податного сословия, если не хватало людей с духовным званием. Чуть позже государство стало платить городским и сельским священникам. К началу XX столетия духовенство существовало в основном за счет денег, которые прихожане платили за совершение треб. Продукты духовенство получало при обходах своей паствы, к примеру, во время рождественских и пасхальных праздников.

В XIX столетии была сформирована система духовных учебных заведений. С 1869 года детей священников уже не причисляли к духовенству. Они могли свободно выбирать себе занятие. Теперь «духовными званиями» не наделяли звонарей, церковных сторожей, певчих и других людей из «обслуживающего персонала». С 1871 года священником мог стать выходец из любого сословия, но эта практика не получила широкого распространения.

Переломные XX-XXI века в истории русского духовенства

На стыке XIX-XX столетий большинство священников преподавали Закон Божий в школах. В 1906 году Синодом назначались свои представители, заседавшие в Государственном совете. В это же время духовенству предоставили право входить во внецерковные общественные организации. Чуть позже священнослужители стали депутатами Государственной думы.

Когда в 1917 году произошла Февральская революция, некоторые архиереи под давлением новой власти подали в отставку. Часть священников поддалась революционным настроениям. Они хотели модернизировать службы в храмах, ввести выборное начало в церковном управлении, предоставить мирянам право управлять приходами и т.д. Позже некоторые из таких «реформаторов» стали обновленцами.

В ноябре 1917 года захватившие власть большевики приняли декрет о ликвидации духовенства, как сословия. Церковь была отделена от государства и на ее деятельность перестали выделять средства. Закон Божий теперь не преподавали в школах. В начале 20-х годов состоялась эмиграция многих священников вместе с белогвардейцами за рубеж, где была образована Русская православная церковь.

Читайте также:  персонаж в шляпе и плаще

До 40-х годов происходили массовые репрессии, оставшегося в Советском Союзе, духовенства. Но после Великой Отечественной войны отношение государства к священникам изменилось, так как большинство из них были патриотами и сыграли свою роль в победе над фашистами. Во второй половине XX века на священников снова осуществлялись гонения. Только во второй половине 80-х годов начался обратный процесс. После развала СССР в Российской Федерации стала возрождаться церковная духовная жизнь, укрепились позиции и влияние Русской православной церкви.

lazy placeholder

Мировое духовенство

Македония, Грузия, Армения, Болгария, Румыния и Греция сегодня оказывают государственную поддержку своим поместным православным церквям, к примеру, они пользуются налоговыми льготами. В греческой конституции православная церковь наделена государственным статусом. К представителям духовенства у буддистов следует отнести лам, у иудеев – раввинов, а у мусульман – муфтиев.

Источник

Духовенство, иерархия духовенства

orthodoxy 1935166 960 720

Духовенство

Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу. Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.

Белое и черное духовенство

В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному — насельники монастырей, давшие обет безбрачия.

Белое духовенство многочисленно. Священники до начала служения могут завести семью, а могут избрать путь безбрачия. Черное духовенство — «уходит от мира» и отказывается от брака.

Иерархия белого духовенства

Стоит отметить, что иерархия духовенства появилась не с момента появления Церкви. На заре христианства все были равны. Постепенно стала очевидной необходимость разграничить церковные звания и чины. В Русской Православной Церкви нельзя сразу «придти на должность» Митрополита или Епископа. Такие звания надо заслужить. Подробнее о том, какую роль каждый чин духовенства играет в жизни Церкви мы расскажем в этой статье.

Во главе Русской Православной Церкви стоит Предстоятель — Патриарх Московский и всея Руси. Вместе со Священным Синодом он управляет церковными делами.

За несколько епархий сразу отвечает Митрополит. Епископы не принимают важные решения без ведома Митрополита.

church 1823232 960 720

У каждой епархии есть свой Архиерей, отвечающий за введенную ему область. Абсолютно все архиереи относятся к черному духовенству. Епископы отвечают за крупные епархии.

Далее по старшинству идут иереи и протоиереи. Протоиерей — иерей, получивший особую награду. Через таинство хиротесии иереи получают новый статус.

Существуют также диаконы и протодиаконы, помогающие иерею и протоиерею во время богослужения. Самостоятельно проводить богослужение диакон не может.

Таким образом, иерархия в белом духовенстве выглядит так:

Иерархия черного духовенства

В черном духовенстве свои правила:

Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий — Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит. Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря — это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей — Иеродиаконы и иеромонахи.

orthodoxy 1935162 960 720

В Церкви есть и другие люди, принимающие участие в богослужении, но не относящие к духовенству:

Они не обладают благодатью священства.

В Церкви нет места конкуренции и разделения на высшие и низшие церковные чины говорит лишь об особых заслугах перед Богом, Церковью и людьми. Каждому в храме находится свое место. Послужить в храме в качестве чтеца или пономаря может каждый человек, приложив к этому усилия.

Часть духовнства также занимается окормлением определенной группы людей: военных, пациентов больниц и хосписов. Независимо от своей «специализации» и чина духовенство Русской Православной Церкви выполняет важные задачи.

Источник

Публикации

Христианские священнослужители в Древней Руси обладали особыми правами, которые существенно различались в зависимости от их положения на иерархической лестнице. Их нельзя было привлечь к ответственности в светском суде, они освобождались от государственной службы и налогов. Одним из первых правовых документов в нашей стране, определявший статус священников, стал «Церковный устав», которому исполнилось тысячу лет.

О процессе распространения на Руси христианских церковнослужителей и превращении их в отдельное сословие рассказывает во втором эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Священники появились на Руси еще до принятия христианства в качестве государственной религии в 988 году. Первое упоминание в исторических источниках о существовании христианской церкви Ильи-пророка в Киеве относится еще к 944 году.

И это объяснимо: первые проповедники уже в середине X века были в русских землях и распространяли христианство. Постепенно эту веру принимали отдельные представители высших слоев киевского общества: дружинники и купцы.

Самой первой правительницей Руси, принявшей христианство, была княгиня Ольга – вдова князя Игоря и мать князя Святослава. Она прибыла в Константинополь в 957 году (или в 955 году), и там ее якобы крестил сам византийский император Константин Багрянородный.

Читайте также:  как найти историю в яндексе на айфоне

Обращает на себя внимание то, что летописец упоминает некоего священника Григория в свите княгини Ольги. Следовательно, христианские священники уже присутствовали в Древнерусском княжестве, и один из них даже был включен в княжескую делегацию на высшем уровне.

Откуда они пришли? Возможно, это были болгарские славяне. Соседнее государство приняло христианство в 865 году. Косвенным подтверждением этой версии является то, что в первых русских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики.

Следующий приток христианских священников на Русь извне состоялся уже после превращения христианства в государственную религию. С созданием Киевской митрополии в 997 году из Константинополя прибыл митрополит и большая группа священнослужителей в основном греческого происхождения. Они и служили в первых русских храмах в Киеве, Новгороде и в центрах учрежденных епархий. По византийским меркам епархии были огромными: всего их было 15, а немного позднее – 16.

Священники обладали особыми правами, т.е. имели целый ряд канонических привилегий. Так, они были подсудны только архиерейскому суду и подчинялись исключительно церковным иерархам. Они освобождались от государственной службы и от налогов в пользу государства.

Несколько позднее начинается рекрутирование в состав духовенства представителей местного населения из славянских племен. Священником мог стать практически любой человек, исключая холопов, убийц, разбойников, двоеженцев и тех, кто задолжал кредиторам большие суммы.

Рукоположение в священники имел право осуществлять местный епископ. Высшие иерархи рекомендовали возводить в духовный сан людей «кротких и целомудренных». Обучение и подготовку священников производил не епископ, а священнослужитель более низкого ранга. Делалось это в индивидуальном порядке и за оговоренную плату.

Практиковалась и отработочная форма расчета: за обучение кандидат в священники какое-то время должен был трудиться в хозяйстве своего «репетитора». Но в 1273 году решением собора было запрещено привлекать кандидатов в священники к физическому труду на полях наставника. Тогда же была определена единообразная плата за «поставление».

Готовились кандидаты в священники в течение шести недель. Обычно это были люди грамотные, но существовали и такие, которые грамоты не ведали, а все необходимые для службы тексты учили наизусть – «по напевке». К середине XI в. на Руси значительное большинство духовенства уже имело местное происхождение.

Права священнослужителей различались в зависимости от их положения на иерархической лестнице. Если в большой церкви было значительное число прихожан, то они имели полный штат или притч.

В полный притч входили священник, его помощник – диакон, затем дьячок, пономарь, звонарь, сторож и просвирня (женщина, которая пекла просфоры). Не все они считались духовными лицами, а только те, кто был рукоположен в духовный сан.

В православной церкви существовали три степени священства, низшая – диаконы, затем – священник (иерей) и епископ (архиерей). Соответственно более высокими правами обладали священники высшей ступени – епископы. Только архиереи имели право рукополагать, т.е. возводить в сан диакона и священника.

Перед рукоположением в диакона ставленник проходил «ставленническую исповедь» перед епархиальным духовником за всю свою жизнь. После этой исповеди духовник говорил архиерею, достоин ли ставленник принять священный сан или нет.

Все священнослужители должны были быть либо монахами, либо – для диаконов и священников – женатыми первым браком. Овдовевшие священники не имели право снова вступать в брак и их заставляли постричься в монахи. Тех вдовых священников, которые отказывались принять постриг, заключали в темницу.

Служители церкви подразделялись на белое духовенство – священники и диаконы, а также чёрное – монахи. В состав духовного сословия входили члены семьи священников и диаконов. Они обладали также особыми правами по сравнению с другими людьми. Монахи и монастыри возглавлялись игуменами, которые подчинялись епископам и митрополиту.

Но несмотря на серьезные правовые отличия духовенства от мирян, на первом этапе становления христианской церкви в Древнерусском княжестве называть священников «сословием» можно лишь с оговорками, так как в полном смысле в государстве еще сословия не сформировались. Но позволительно уже говорить о складывании элементов сословности.

Заложил начало этому процессу князь Владимир Святославич созданием «Церковного устава» в конце X – начале XI веков. В этом одном из первых письменных источников русского права и содержится положение о разграничении подведомственности дел между светскими и церковными судами. Все священнослужители были князем переведены из княжеской подсудности в судебную юрисдикцию митрополита по гражданским делам и по большей части уголовных дел.

«Церковным уставом» Владимира также предоставлялось право церкви получать одну десятую от всех княжеских доходов – известная в дальнейшем «церковная десятина».

Применялась и похожая форма пожертвований в пользу священников – руга. Это что-то вроде милостыни церквам и монастырям, которая из спорадической в дальнейшем превращалась в постоянную плату. Позднее эта традиция оформлялась в виде особой «ружной грамотой», в которой указывались периодичность и размер взносов.

Священники имели право на землю. Часто они сами и обрабатывали. В случае недостачи земли они могли арендовать ее. Священнослужителям разрешалось также получать плату за «требы», совершаемые в храме. Под требами понимались различные священнодействия и молитвословия, совершаемые священниками по просьбам отдельных прихожан и других лиц. Но эта плата считалась добровольной, размер ее не оговаривался и зависел от достатка заявителя.

Таким образом, в первые десятилетия после принятия христианства на Руси проповеднической деятельностью занимались болгарские и греческие священники. Затем произошло «укоренение» Русской церкви: здесь сложился слой священнослужителей из коренных местных жителей, которые стали отличаться от представителей других сословий по правовому статусу.

Далеко не все права духовенства были четко зафиксированы в первых памятниках права, но работа в этом направлении велась. Высшие церковные иерархи добивались особых материальных прав для обеспечения деятельности церкви и содержания притча, стремились оградить священников от произвола бояр и дружинников, а также искали защиты своих прав у Великого князя.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 18 декабря

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector