соседями восточных славян в период древней руси являлись

Восточнославянские племена и их соседи

Древность и Средневековье

Восточнославянские племена и их соседи

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности. Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев І–ІІ вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Источников, проливающих свет на раннюю историю славян, немного. Это объясняется отсутствием у них письменности и удалённостью от крупных цивилизационных центров той эпохи. Фрагментарные сведения можно почерпнуть из работ римских, византийских, арабских, персидских историков и географов, а также благодаря данным археологических раскопок и сравнительному анализу славянских языков.

Происхождение славян

В современной исторической науке наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (ІІ–IV вв.) археологических культур.

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III–II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II–IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пестрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже І–ІІ вв. н. э., под давлением воинственных германских племён, они пересекли Вислу, а уже к IV–V вв. достигли Днепра.

Другая версия миграционной теории предполагала, что проникновение славян в восточноевропейский регион происходило от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Расселение славян

В период Великого переселения народов (II–VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Европы, впоследствии разделившись на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:

Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Разделение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).

Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.

Эти события, датированные концом IV–V вв., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось расселение славян в северо-восточном, южном и юго-западном направлениях.

После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.

Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI–IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.

К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II–V вв.) и Пеньковскую (VI–нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья. Позже поддерживали тесные отношения с племенами балтской группы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Читайте также:  мужчина которого слишком сильно любили реальная история

Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г.

В VII–VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того, как Болгарское царство распалось, часть его жителей отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала с проживавшими там племенами южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию). По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. Таким образом, между VI–IX вв. вследствие продолжительной и сложной перегруппировки славянских племён, находившихся в постоянном взаимодействии с полиэтничной средой их обитания (балтами, финно-уграми, потомками кочевников Северного Причерноморья, тюрками и др.) и соседними народами (арабами, византийцами, скандинавами), произошло формирование общих черт этнического облика восточных славян, проживавших на территории Восточной Европы.

Занятия

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Во время археологических раскопок часто обнаруживают остатки злаковых (ржи, пшеницы, ячменя, проса) и огородных культур (репы, капусты, свёклы, моркови, редьки, чеснока и др.). Типы земледельческих культур зависели от климатических условий.

В северных лесистых землях доминировала подсечно-огневая система. В первый год деревья подрубали, а на следующий их сжигали, выкорчёвывая пни. Полученная зола использовалась в качестве удобрения при посеве зерновых. В качестве орудий труда применяли мотыги, топоры, сохи, бороны и заступы. С помощью последних осуществлялось взрыхление почвы. Сбор урожая производили серпами. Молотили цепами. Для размалывания зерна использовали каменные зернотёрки и ручные жернова.

На юге приоритет был у переложной системы земледелия. Так как плодородных земель было больше, земельные участки засевали в течение двух-трёх лет подряд. Когда урожайность падала, начинали обрабатывать новые участки (перекладывались). Основными орудиями труда были соха, рало, деревянный плуг, оснащённый железным лемехом.

С земледелием тесно переплеталось скотоводство, которое имело вспомогательное значение. Славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади.

Также есть сведения о том, что восточные славяне занимались рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), охотой, особенно ценилась добыча пушного зверя (белки, куницы, соболя). Существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Обработкой металлов, изготовлением орудий труда из железа, а так же украшений из драгоценных металлов, занимались настоящие профессионалы — мастера своего дела. В то же время гончарное, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву из-за сохранявшегося натурального образа жизни оставалась на достаточно примитивном уровне. К примеру, об этом свидетельствуют находки фрагментов лепной керамики, присущей большинству славянских культур, тогда как изделия, выполненные с помощью гончарного круга, встречались значительно реже.

Интенсивно развивалась торговля, которая в основном имела характер натурального обмена. Лишь в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные динарии. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали же ткани и драгоценности.

Огромное значение для развития восточнославянских племён, становления их государственности, имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», связывавшего Северную и Южную Европу.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, приходят территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать: вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI–VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам с целью сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг).

Читайте также:  как настроить персонажа в rust

Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.

Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «…они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. ».

К главным богам славян относятся:

Источник

Соседи восточных славян

Урок 3. История России 6 класс

20210413 vu tg sbscrb2

3

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Соседи восточных славян»

Сегодня мы познакомимся с народами и государствами, которые находились рядом с землями восточных славян. Узнаем, какие отношения существовали между племенами славян и их соседями. Рассмотрим влияние, которое оказало это соседство на восточных славян и их соседей.

До появления славян, в восточной Европе проживало большое количество племён. На севере, территории от Балтийского моря до Уральских гор были заселены племена фѝнно-у̀гров.

image001

image002

На северо-западе обитали ба̀лты. Эти племена умели добывать железо из болотных руд. После, стали расчищать пространство от леса для посевов. Но неблагоприятный климат не давал возможности получать больших и стабильных урожаев. Поэтому жители лесных районов занимались скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей. Они играли в их жизни такую же роль как земледелие.

image003

Зимой люди занимались ремеслом. Изготавливали различную утварь. Ткали, шили одежду. У многих племён были развиты гончарное и кузнечное ремесло.

image004

Обитатели лесов жили в полуземлянках. Возле жилья возводили городѝща – временные поселения, защищённые рвами и земляными валами. Сюда в случае опасности перегоняли скот, переносили зерно и ценные вещи, прятались сами.

image005

Племена финно-угров верили в добрых и злых духов, живущих в лесах, болотах и в водоёмах. Балты обожествляли природу, поклонялись животным и священным дубам.

image006

Расселение славян в финно-угорских и балтских землях носило характер колонизации. Мирного освоения и сосуществования, а не конфликтов и завоевания. Славяне селились рядом с проживавшими там племенами и влияли друг на друга в областях культуры, быта, верований.

Славянские племена были более многочисленными. Во многом превосходили местные племена по развитию. В итоге, многие балтские и финно-угорские племена смешались со славянами.

Славяне переняли у своих соседей многие гидро̀нимы (названия рек, озер) и топо̀нимы (названия селений, отдельных территорий). Часть верований и обычаев. Совместное проживание с финно-уграми меняло и внешность славян.

image007

Бассейн Южного Буга и земли в среднем и нижнем течении Днепра заселили потомки скѝфов и сарма̀тов, говоривших на языках иранской группы

«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живёт там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврии (Крымский полуостров), а на восток до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»

Они также оказали влияние на славян. В первую очередь на язык. Многие слова (бог, боярин, собака, топор) являются по происхождению иранскими. На верования. Иранское происхождение было у некоторых богов: Хорс, Семгал, Стрибог. На украшения (шейные гривны, браслеты). На гончарные изделия и их орнамент.

Влияние скифоф и сарматов

image008

В 6 веке из Азии в Северное Причерноморье вторглись кочевники. Они первыми в Центральной Азии начали применять стремена, для управления лошадьми, а также саблю, что значительно повысило их военные качества. На территории от Монголии до Волги они создали своё государство –Тю̀ркский каганат.

image009

Глава каганата разместился в предгорьях Алтая. Правитель носил титул кага̀на. Он означал, что у него в подчинении находятся все правители племён, вошедших в состав Тюркского государства.

В середине 7 века каганат распался. Но к этому времени тюрки закрепились в степях Восточной Европы, оказав большое влияние на местное население.

В 6 веке на территории современной Вѐнгрии создали своё государство пришедшие из Центральной Азии кочевники – ава̀ры.

image010

Их государство получило название Ава̀рский каганат. Это было непрочное объединение многочисленных племён во главе с аварами. Держалось оно благодаря военной силе и подкупу аварами верхушки подчинённых племён.

image011

Авары не изменили своего образа жизни. Продолжали заниматься кочевым скотоводством. Главным их занятием были набеги на соседние племена и государства. В первой половине 7 века авары потерпели поражение в войне с Византией. В конце 8 века были полностью разгромлены войсками Карла Великого, который действовал в союзе со славянами.

Читайте также:  митрохин л н баптизм история и современность

В 7 веке в Нижнем Поволжье создали своё государство хаза̀ры.

image012

«…Она (Хазария) расположена подле реки, примыкающей к Гурганскому (Каспийскому) морю на восток на протяжении 4 месяцев пути… Подле реки расположены многочисленные народы… Они живут и в сёлах и в городах, и в укреплённых городах…. Оттуда граница поворачивает и доходит до Гургана. Все живущие по берегу моря, на протяжении одного месяца пути платят мне дань. С южной стороны… все жители… до моря Кустантинии (Чёрное море), на протяжении двух месяцев пути, все платят мне дань. Они живут здесь… и переходят по всей степи, доходя до границы (страны) Хиндиим (Венгрия). Страна их простирается на протяжении 4 месяцев пути…»

Они подчинили племена Северного Кавказа, Приазовья, Крыма, земли Восточной Европы до Днепра. Государство получило название Хаза̀рского каганата.

Покорённые племена обязаны были платить хазарам дань. Сами хазары постепенно меняли кочевой образ жизни на оседлый.

Они стали жить в городах, которые образовывались на местах кочевых становищ. Весной хазары выгоняли в степь стада овец и лошадей, а осенью возвращались к городской жизни. В низовьях Волги была основана столица хазар – город Итиль, который стал крупным ремесленным и торговым центром всего региона.

image013

«…Город состоял из трёх частей…. Правая часть была административной. В ней обитал царский двор численностью около 4 тыс. человек и военный гарнизон…. Эту часть окружала крепостная стена. Между двумя частями располагался остров, где размещались дворцы… кагана и бека (царя)…. Левая часть… являлась торговой. … Здесь располагались рынки, торговые склады и бани. Жилые дома… Население… было чрезвычайно пёстрым…. Мирно уживались разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, христиане и язычники…. Представители этих общин были выходцами из разных стран…. Для нужд каждой конфессии существовали культовые храмы…. Для решения споров существовало семеро судей…. Деятельность судей контролировал чиновник, назначаемый царём…»

Хазары долгое время были язычниками. В 8 веке знать хазар приняла иудаизм.

В 8 веке хазары заставили платить дань восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей, живших на границах степей.

Хазары и восточные славяне

image014

В 7 веке свое государство – Великую Булга̀рию – создали булгары. Оно занимало территорию от Кубани до Днепра. В середине 7 века между булгарами и хазарами происходили постоянные войны.

image015

Будучи разбитыми войском каганата, часть булгар осела за Дунаем, смешалась там с местным славянским населением. На Балканском полуострове образовалось государство Болга̀рия. Оставшаяся часть переселилась в Среднее Поволжье. Там они образовали в 9 веке Во̀лжскую Булга̀рию.

image016

Ранее племена булгар занимались кочевым скотоводством, поселившись в лесной полосе, переходили к оседлому образу жизни. Перенимали у местного населения опыт земледелия.

image017

До 10 века Волжская Булгария зависела от хазар. С первой половины 10 века происходит её усиление. Под влияние Булгарии попали башкирские племена, обитавшие на Южном Урале. С 922 года ислам стал основной религией Волжской Булгарии.

Значительными в плане культурного и экономического взаимодействия были отношения восточных славян с Византийской империей. На тот момент Византия являлась самым развитым в экономическом, культурном и военном плане государством Европы.

Восточные славяне и Византия

image018

«…Население столицы и пригородов насчитывало около 500 тыс. человек…. Приезжавшие в него иностранные купцы и… паломники отмечали… широкие центральные улицы с крытыми галереями, просторные площади, украшенные колоннами и статуями, императорский дворец и резиденции богатых вельмож, христианские храмы, триумфальные арки и большой ипподром. Главная улица (Меса) и пересекаемые ею… площади были… средоточием столичной торговли. От площади Августеон до Форума Константина тянулись ряды лавок, где шла бойкая торговля дорогими тканями, одеждой, драгоценностями и благовониями. На других площадях торговали скотом, мясом, рыбой, зерном, хлебом, вином, маслом, сухофруктами, шёлком-сырцом, мылом и воском… Чем дальше от центра города, тем улицы становились уже и неопрятнее, на окраинах они… не были вымощены… и обустроены…. Здесь, в многоэтажных доходных домах, иногда достигавших и девяти этажей, обитали ремесленники, мелкие лавочники, моряки, рыбаки, грузчики и прочий рабочий люд…»

В Константинополе производилось множество товаров не только для местного потребления, но и для вывоза в другие страны. Золотые и серебряные украшения. Различные изделия из металла, ткани, керамика. Так же Византия вывозила вина и фрукты.

Восточные славяне и Византия

image019

В 860 году Константинополь и его окрестности подверглись внезапному нападению неизвестных воинов. Они приплыли на 200 ладьях с северных берегов Чёрного моря. Себя они называли рось или русь. Так Византия познакомилась с восточными славянами.

Славяне и Византия

image020

«Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошёл уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идёт походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей…»

Таким образом, племена восточных славян жили в окружении многих народов.

Некоторые из них оказали большое влияние на язык, культуру и быт восточных славян.

Большое влияние на все славянские народы оказала Византия.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector