соседская община это история 5 класс определение

Содержание

Значение словосочетания «соседская община», признаки

sostav sosedskoy obschinyЭпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Это интересно: барщина — это что такое, примеры.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными.

Сравнение родовой и соседской общин

kakie byvayut obschinyСоседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую — это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.

Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело, с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.

Это интересно: что такое «аракчеевщина«, определение термина.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Восточнославянская соседская община

kakie byvayut obschinyСоседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый.

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Особенности древнерусской соседской общины

vhodit sosedskuyu obschinuИз летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины — профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья, каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.

Князья имели авторитет и военную силу, поэтому они часто отбирали остаточные продукты у простых общинников. Такие деяния подтолкнули к формированию государства, которым стала Киевская Русь.

Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории — «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.

В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения. Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.

Источник

Соседская община: одна из первоначальных форм социальной организации человечества

sosedskaya obshchina odna iz pervonachalnikh form sotsialnoi organizatsii 0

Соседская община была формацией более сложной, чем родовая община в первобытной социальной организации.

Можно сказать, что соседская община — переходная ступень между родовым обществом и классовым. Как же появилась соседская община?

Причины формирования

Предпосылок для появления новой общественной формации было несколько:

Таким образом, переход от родового строя к соседскому был объективным следствием человеческого развития.

Уклад соседской общины

Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.

Читайте также:  актриса цуканова котт биография

В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.

sosedskaya obshchina odna iz pervonachalnikh form sotsialnoi organizatsii 0

Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы — выборного старейшину.

Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины — задруга и вервь.

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее — и рабство).

Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать — чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:

Старейшины — представляли собой административную власть;

Вожди (князья) — осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

Волхвы — духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Прообраз государственности

Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.

sosedskaya obshchina odna iz pervonachalnikh form sotsialnoi organizatsii 2

Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады — хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра — Новгород и Киев.

Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

Источник

Родовая и соседская община – что это и отличия

image009

Родовая и соседская община – понятия знакомые каждому человеку еще со школьных времен. Известно, что понятия определяют последовательные этапы, которые происходили в социуме. Дать более глубокое определение или объяснить, в чем состоит разница между общинами, сможет далеко не любой, так как нужно учитывать целый ряд нюансов и особенностей. Именно поэтому и требуется провести сравнение по основным параметрам.

Определение понятий

Родовая община появилась раньше, нежели соседская, которая стала результатом процессов трансформации. Происходило это под влиянием развития отношений между членами в общине. Появлялись собственные социальные группы, происходило деление общества на несколько частей.

Родовая община – формация человеческого общества, которая пришла на смену первобытному способу проживания. Специалисты считают, что смена произошла 50-100 тысяч лет назад. Существовали подобные общины у кроманьонцев, неандертальцев. Учены выделяют 3 основных параметра, характеризующих родовую общину:

Для того чтобы добыть пропитание требовалось приложить максимум усилий. Внутри крупных коллективов выжить было легче, поэтому люди выбрали способ совместного проживания.

Соседская община – образование, новая формация, которая позволила расшириться уже существующему обществу за счет вступления в браки с членами других родовых общин. Произошло это около 8 тысяч лет назад. В этом случае жен и мужей искали в разных общинах, чтобы будущие поколения имели крепкое здоровье и были выносливые и сильные.

Сравнение

Соседская община является более сложной формой организации людей, нежели родовая. Она возникает под влиянием целого ряда факторов: необходимость искать пищу и производить продукцию для большого числа людей, проблемы со здоровьем в результате вступления в браки с кровными родственниками. Повлияло на появление соседской общины и развитие орудий труда. С появлением более совершенных средств для обработки почвы, охоты необходимость в проживании в составе большой группы людей исчезла. Теперь только некоторые виды деятельности требовали присутствия сразу всех членов общины.

В соседской общине каждая семья получала собственную часть земли, на которой она вела хозяйство. Объединение с соседями требовалось для выполнения глобальных задач – вырубка леса для новых полей, охота на крупных или опасных зверей, перевозка предметов по воде, путешествия на дальние расстояния. Полностью исчезла соседская община, как форма социальной формации сравнительно недавно – около 100 лет назад. Начало этому процессу положили столыпинские реформы. На смену пришли советские колхозы. Важно понимать, что родовая и соседская общины не исчезли полностью. Многие принципы применяются и в повседневной жизни современных людей.

Выводы

Основываясь на сравнении соседской и родовой общин, принимая во внимание приведенные для каждого вида определения, можно сделать выводы, касающиеся каждой из рассмотренных формаций. Для родовой общины главным показателем было наличие кровного родства между всеми ее членами. Внутри подобного общества имелся коллективный труд – все выполняли определенные поручения, способствующие тому, чтобы соседство развивалось и процветало. Коллективное потребление продуктов, произведенных общиной, также относится к родовой форме такой социальной организации. Со временем в родовой общине возник запрет на браки с ее членами. Имущество являлось общим.

Читайте также:  биография юрия шатунова певца

Для соседской общины наличие кровного родства не являлось главным показателем для того чтобы человек мог проживать в обществе. Коллективный труд из обязательного становился частичным. Общий труд является важным для решения глобальных задач. Коллективное потребление отсутствует полностью, так как каждая семья обеспечивает себя полностью. Семейные отношения выстраиваются с учетом того, что разрешается выдавать замуж/ искать жен за пределами собственной общины. Семья имеет право на часть от общего имущества общины. В результате возникновения автономии в вопросе содержания семьи, начинается социальное расслоение – появляются богатые и бедные.

Источник

Соседская община [Территориальная, Сельская]

248x0 14

Настенная роспись из Чатал-Гуюка

Соседская община (территориальная, сельская) — третий этап первобытной истории, который пришёл на смену родовой об­щине. Датировать его очень сложно из-за неравномерности развития первобытных обществ в различных регионах Земли. В наиболее развитых регионах этот этап начался в 8-3-м тыс. до н. э., а закончился (в Египте и Двуречье) в 4-м тыс. до н. э. с зарождением первых государств.

На смену родоплемен­ному строю постепенно пришла новая форма организации общест­ва — соседская, или сельская, территориальная община, сочетаю­щая индивидуальное и общинное землевладение. Соседскую общи­ну составляли отдельные семьи, каждая из которых имела право на долю общинной собственности и сама об­рабатывала свою часть пашни. Леса, реки, озёра и пастбища оставались общинной собственностью. Все вместе общинники поднимали целину, расчищали лес, про­кладывали дорогу. Большинство учёных считают, что сельская территориальная община является универсальной формой организации и засвидетельствована у всех народов, которые переходили от перво­бытного строя к цивилизации.

Открытие металлов

Важным достижением эпохи соседской общины ста­ло открытие металлов. В 4-3-м тыс. до н. э. каменные орудия стали вы­тесняться медными, затем — бронзовыми, а с конца 2-го тыс. до н. э. — начала 1-го тыс. до н. э. — железными. Люди постепенно перешли к широкому применению металлов, что значительно повысило про­изводительность труда и позволило более эффективно осваивать новые земли.

Развитие хозяйства

В эпоху соседской общины происходили значительные изменения во всех сфе­рах жизни общества. Первобытные племена продолжали совершен­ствовать земледелие и скотоводство, гончарное дело, ткачество и другие виды производства.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строи­тельство крупных поселений свидетельствует о том, что человек на­чал активно преобразовывать природу, создавать искусственную среду своего обитания.

Развитие сложных видов производства — металлургии, кузнеч­ного и гончарного дела, ткачества и др. — требовало специальных знаний и умений: в обществе стали появляться кузнецы, гончары, ткачи и другие мастера. Между мастерами и их соплеменниками, а также между разными племенами развивался обмен товарами.

Развитие металлургии, кузнечного производства, пашенного зем­леделия, специализированного скотоводства привело к возраста­нию роли мужского труда. Вместо прежнего равноправия мужчин и женщин установилась власть мужчины. Во многих обществах его власть над женщиной приобрела суровый и даже жестокий ха­рактер.

Рост производительности труда

Рост производительности труда привёл к развитию индивидуаль­ных форм деятельности: теперь один человек (или одна семья) мог сделать то, что раньше делали несколько человек (или целый род). Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

В результате роста производительности труда стали образовы­ваться излишки продуктов, которые постепенно становились соб­ственностью людей. Так в первобытных обществах появился важ­нейший фактор, который способствовал расслоению общины, а в дальнейшем — образованию государства.

Война

Управление обществом

Управление обществом в эпоху соседской общины тоже менялось. В племенах формально сохранялись собрания, но они изменили свой характер и преврати­лись в собрание мужчин-воинов: женщины в собрания не допуска­лись. Вожди и старейшины, опираясь на поддержку знатной и бога­той части племени, стали фактически диктовать свою волю всему обществу. На смену первобытной демократии и равенству людей пришла власть родоплеменной знати. В отношении тех соплемен­ников, которые пытались противодействовать установлению вла­сти вождей, могли применить силу.

Более сложной стала и организация жизни общества, появились люди — чиновники, которые управляли други­ми людьми. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Расслоение общества

В эпоху соседской общины происходит социальное и имущественное расслоение первобыт­ной общины. Появляются богатые и зажи­точные семьи, среди сородичей и сопле­менников выделяется знать из числа вож­дей, старейшин, жрецов и наиболее опытных и авторитетных воинов, кото­рые стали использовать труд обедневших членов общины. Более воинственные и многолюдные племена взимали дань со своих слабых соседей, уг­рожая им войной и жестокой расправой. Во время военных похо­дов захватывали пленников, которые становились рабами, состав­лявшими самый бесправный слой общества.

Племенные союзы

Отдельные племена, опасаясь нападений извне, объединялись в мощные племенные союзы во главе с авторитетным вождём. Та­кие союзы племён в дальнейшем служили прообразом будущей го­сударственности. Зачастую воинственные союзы племён органи­зовывали военные походы, громили другие племена, захватывали богатую добычу, делая грабёж своим постоянным промыслом. В 7-6-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке появляются первые про­тогорода — Чатал-Гуюк, Иерихон, Джармо. Это были хорошо укре­плённые, обнесённые стенами поселения земледельцев.

Источник

4347,Соседская община — одна из первоначальных форм социальной организации человечества

kakie byvayut obschiny

Соседская община была формацией более сложной, чем родовая община в первобытной социальной организации.

Можно сказать, что соседская община — переходная ступень между родовым обществом и классовым. Как же появилась соседская община?

Причины формирования

Предпосылок для появления новой общественной формации было несколько:

Таким образом, переход от родового строя к соседскому был объективным следствием человеческого развития.

Община в Византии

Крестьянская община, признанная в VIII в. византийским законодательством, может быть изучаема по своей организации и устройству в новеллах Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия Болгаробойцы (Χ—ΧΙ вв.). В них упоминаются именно те области, куда направлена была славянская колонизация в VII и VIII вв. Императоры Македонской династии чтобы предупредить распадение общины и обеспечить неотчуждаемость земельных участков в сельском сословии, установили закон предпочтения (προτίμησης), в силу которого членам крестьянской общины давались значительные преимущества по отношению к покупке земельных участков, чтобы доставить им средства и возможность не уступать посторонним покупщикам общинных земель.

Основные черты соседской общины

– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;

Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.

Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.

Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.

Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.

Читайте также:  биография петра чернышева фигуриста

Община во внеевропейских странах

В Индии древнейшей формой землевладения являлась родовая община, члены которой жили в нераздельности, обрабатывая землю сообща и удовлетворяя свои потребности из общих доходов. Существовавшая первоначально кровная связь между членами общины постепенно ослабевала; у отдельных ветвей первоначального рода появлялось стремление к отпадению; большая община распадалось постепенно на многочисленные малые. В них опять происходило распадение, и наконец появилась система определяемых наследственным правом неравных наделов. Одновременно появилась система наделов с переделами земель, причем последние сначала касались одинаково усадеб, пахотных земель и сенокосов. Позже началось выделение в личную собственность усадебных земель; затем та же участь постигает пахотные и сенокосные земли, и общинная земля постепенно перешла в нераздельную семейную собственность. Эта общая схема перехода от родовой общины к личному землевладению в разных местностях Индии осуществлялась с различною быстротою. Британское колониальное законодательство ввело незнакомую прежде Индии отчуждаемость общинных земель.

В Алжире община первоначально была господствующим видом землевладения как у берберов, так и у арабов. После присоединения Алжира к Франции началось изменение поземельных отношений. В 1873 г. французы установили в Алжире частную собственность.

Сравнение родовой и соседской общин

kakie byvayut obschinyСоседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую — это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.

Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

znachit sosedskaya obschina

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Община в России

Одной из лучших работ видного отечественного медиевиста XIX века Т. Н. Грановского отмечают статью «О родовом быте у древних германцев» (1855); связанная с актуальными вопросами современности она была направлена против славянофилов, которые изображали русскую общину как нечто свойственное лишь русскому народу и его духу. Грановский приходит к выводу, что «эта система… истекает из общих законов, которым подчинено в своем развитии всякое гражданское общество», что путь развития общины был одинаков у кельтов, славян и германцев. По мнению Чернышевского, данная работа Грановского «составила эпоху в прениях о родовом и общинном быте».

Другой отечественный историк-правовед, К.Д. Кавелин, напротив, был сторонником особенности русской общины. В ней он видел совершенно самобытную форму землевладения, представляющую собой альтернативу частной собственности на землю. Частная собственность на землю, по мнению Кавелина, принесет только вред России. Обеспечение землевладения за сельскими массами, по Кавелину, по своей сути является мерой социальной экономии и общественного благоустройства. Ограждение низших слоев общества от монополии частной собственности посредством общинного владения для России есть, по сути, государственный институт. Он полагал, что общинное владение не мешает, а, наоборот, способствует созданию самых благоприятных условий для сельского хозяйства в России. Кавелин выступал за отмену уравнительного землепользования и земельных переделов внутри общины, отстаивал необходимость свободного развития крестьянского хозяйства на основе пожизненной аренды земли.

Восточнославянская соседская община

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир.

Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.

Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.

Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.

Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.

Соседская община у восточных славян

85b6670c2162f67b1aaf377a7890c6d0

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector