соотношение истории науки и философии науки

Взаимоотношения истории науки и философии науки

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

История науки, существующая в виде единства многообразия историй отдельных наук, а также историй научных направлений, научных школ и т.д., даёт описание событийного ряда, образующего процесс становления и развития науки как составляющей всеобщей истории. Она пользуется преимущественно индивидуализирующим методом и уделяет особое внимание описанию различного рода научных достижений, деятельности выдающихся творцов науки. Она использует многие принципы и понятия, предложенные философией науки: парадигма, научно-исследовательская программа, фундаментальная научная идея, научная картина мира и т.д. В свою очередь, философия науки опирается на достижения истории науки как на эмпирический материал. Она стремится его концептуализировать с определённых философских позиций. С другой стороны, материал истории науки выступает в качестве критерия жизнеспособности, истинности концепций, предлагаемых представителями разных школ философии науки. Используя термин выдающегося мыслителя XX столетия К.Р. Поппера, можно сказать, что материал истории науки способен выступить в качестве «фальсификатора» тех или иных концепций философии науки. То есть этот материал может отбраковать те разработки философии науки, которые моделируют определённые стороны процесса становления и развития науки и которые не согласуются с описаниями становления и развития науки, даваемыми историей науки. Соотношения между историей науки и философией науки, видимо, можно уподобить соотношению истории (историографии) и философии истории. Историография описывает исторический процесс во всём его многообразии, во всём разнообразии исторических деятелей и т.д. Философия истории концептуализирует результаты, полученные всеобщей историей, она пытается выявить логику исторического процесса, закономерности, движущие силы, основные этапы, тенденции этого процесса. Взаимоотношения истории науки и философии науки хорошо передаёт афоризм И. Лакатоса: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки слепа».

История всякой науки – это история самоопределения этой науки.

Как соотносятся история науки и философия науки.

Философия науки является преимущественно теоретической дисциплиной. История науки – преимущественно эмпирическая наука. Соотношение между ними в свете категорий теоретическая и эмпирическая.

В научном познании существуют два основных уровня: уровень эмпирического и теоретического познания, они относительно самостоятельны и автономны и не существуют друг без друга.

История науки и философия науки используют различные методологии. Можно сказать, что история науки является идеографической дисциплиной, в то время как философия науки – это наука применяющая преимущественно генерализирующий метод.

Идеографический – описание уникального единичного неповторимого особенного.

Дело истории заключается в описании неповторимых уникальных событий, субъектов, процессов. История науки восстанавливает событийный ряд, главное в истории науки – описание. Дело науки не сводится только к описанию. Правда здесь возникает известная проблема, проблема выбора. Что именно из реальной истории науки заслуживает внимание исследователя. Мы должны выбрать какую-нибудь науку деятельность и т. д.

Следовательно, возникает проблема прояснений оснований этого выбора, тем самым мы приходим к необходимости использования в т. ч. философских категорий, ценностей или аксеологических категорий. Выбор исследователя обусловлен ценностной системой этого исследователя. Ценности предмет аксеологии.

Генерализация – это обобщение с выделением существенного, главного, многие науки используют этот метод, особенно те науки, которые формулируют законы поэтому такие науки часто называют номотетическими или законоустанавливающими. К таким наукам относятся естественные науки. Философия – теоретический уровень познания. История – эмпирический уровень познания. Взаимоотношение между этими дисциплинами можно пояснить с помощью понятий историческое и логическое. Можно говорить о логике истории и истории логики. Можно говорить о том, что логика это как бы результат истории.

640 1

Логика это как бы очищенная от несущественных, второстепенных моментов история. Философия науки позволяет обнаруживать в материале, предоставляемом историей науки своеобразную логику, тем самым выявлять существенное основное в истории науки. Философия науки предоставляет истории науки языковой каркас, т. е. понятие идеи категории с помощью которых история науки осмысливает эмпирический материал и оформляет его в удобном для восприятии виде, концептуализирует его. Взаимоотношения между историей и философией науки хорошо передаются высказыванием хорошо известного специалиста И. Локатоса: история науки без философии науки слепа, философия науки без истории науки пуста. Философия науки без истории науки пуста – значит, что философия науки должна опираться на материал поставленный наукой. Философия науки может изобретать множество конструкций, но проверить их можно с помощью материала, который поставляет история науки. Если применение философских концепций философии науки согласуется с материалом истории науки, то эти концепции можно оставить. Не позитивистский этап истории науки не уделялось внимания. Пост позитивистский этап – история науки в центре внимания.

Источник

Вопрос №3 Взаимоотношения истории науки и философии науки.

История науки, существующая в виде единства многообразия историй отдельных наук, а также историй научных направлений, научных школ и т.д., даёт описание событийного ряда, образующего процесс становления и развития науки как составляющей всеобщей истории. Она пользуется преимущественно индивидуализирующим методом и уделяет особое внимание описанию различного рода научных достижений, деятельности выдающихся творцов науки. Она использует многие принципы и понятия, предложенные философией науки: парадигма, научно-исследовательская программа, фундаментальная научная идея, научная картина мира и т.д. В свою очередь, философия науки опирается на достижения истории науки как на эмпирический материал. Она стремится его концептуализировать с определённых философских позиций. С другой стороны, материал истории науки выступает в качестве критерия жизнеспособности, истинности концепций, предлагаемых представителями разных школ философии науки. Используя термин выдающегося мыслителя XX столетия К.Р. Поппера, можно сказать, что материал истории науки способен выступить в качестве «фальсификатора» тех или иных концепций философии науки. То есть этот материал может отбраковать те разработки философии науки, которые моделируют определённые стороны процесса становления и развития науки и которые не согласуются с описаниями становления и развития науки, даваемыми историей науки. Соотношения между историей науки и философией науки, видимо, можно уподобить соотношению истории (историографии) и философии истории. Историография описывает исторический процесс во всём его многообразии, во всём разнообразии исторических деятелей и т.д. Философия истории концептуализирует результаты, полученные всеобщей историей, она пытается выявить логику исторического процесса, закономерности, движущие силы, основные этапы, тенденции этого процесса. Взаимоотношения истории науки и философии науки хорошо передаёт афоризм И. Лакатоса: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки слепа».

Читайте также:  история журналистики в казахстане

История всякой науки – это история самоопределения этой науки.

Как соотносятся история науки и философия науки.

Философия науки является преимущественно теоретической дисциплиной. История науки – преимущественно эмпирическая наука. Соотношение между ними в свете категорий теоретическая и эмпирическая.

В научном познании существуют два основных уровня: уровень эмпирического и теоретического познания, они относительно самостоятельны и автономны и не существуют друг без друга.

История науки и философия науки используют различные методологии. Можно сказать, что история науки является идеографической дисциплиной, в то время как философия науки – это наука применяющая преимущественно генерализирующий метод.

Идеографический – описание уникального единичного неповторимого особенного.

Дело истории заключается в описании неповторимых уникальных событий, субъектов, процессов. История науки восстанавливает событийный ряд, главное в истории науки – описание. Дело науки не сводится только к описанию. Правда здесь возникает известная проблема, проблема выбора. Что именно из реальной истории науки заслуживает внимание исследователя. Мы должны выбрать какую-нибудь науку деятельность и т. д.

Следовательно, возникает проблема прояснений оснований этого выбора, тем самым мы приходим к необходимости использования в т. ч. философских категорий, ценностей или аксеологических категорий. Выбор исследователя обусловлен ценностной системой этого исследователя. Ценности предмет аксеологии.

Генерализация – это обобщение с выделением существенного, главного, многие науки используют этот метод, особенно те науки, которые формулируют законы поэтому такие науки часто называют номотетическими или законоустанавливающими. К таким наукам относятся естественные науки. Философия – теоретический уровень познания. История – эмпирический уровень познания. Взаимоотношение между этими дисциплинами можно пояснить с помощью понятий историческое и логическое. Можно говорить о логике истории и истории логики. Можно говорить о том, что логика это как бы результат истории.

Логика это как бы очищенная от несущественных, второстепенных моментов история. Философия науки позволяет обнаруживать в материале, предоставляемом историей науки своеобразную логику, тем самым выявлять существенное основное в истории науки. Философия науки предоставляет истории науки языковой каркас, т. е. понятие идеи категории с помощью которых история науки осмысливает эмпирический материал и оформляет его в удобном для восприятии виде, концептуализирует его. Взаимоотношения между историей и философией науки хорошо передаются высказыванием хорошо известного специалиста И. Локатоса: история науки без философии науки слепа, философия науки без истории науки пуста. Философия науки без истории науки пуста – значит, что философия науки должна опираться на материал поставленный наукой. Философия науки может изобретать множество конструкций, но проверить их можно с помощью материала, который поставляет история науки. Если применение философских концепций философии науки согласуется с материалом истории науки, то эти концепции можно оставить. Не позитивистский этап истории науки не уделялось внимания. Пост позитивистский этап – история науки в центре внимания.

Источник

Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Философия науки как спец. дисциплина – 60-е гг. 20в.

Родиной науки явл. Западная культура. В историческом аспекте наука связана только с западной цивилизацией. Началом зарождения науки является 17 в., т.е. зарождение произошло в соврем. цивилизации. В основе развития соврем. Цивилизации лежит наука и все связанные с ней процессы. Родоначальник философии Ф. Бэкон (предполагается, что и родоначальник философии науки).

В конце 70-х годов 19 века Дьюринг ввел термин «философия науки». Гегель ввел оборот «философия…ч-либо» (1-я треть 19в.).

Философия – это мировоззрение, методология, идеология, наука, искусство, стремление к трансцендентному, образ жизни, мысли.

Во всей полноте философия проявляется не в каждом отдельном ее образе, философия это совокупность всех этих образов, аспектов явления. Главное для философии – это быть мировоззрением, а быть наукой наоборот не главное. Другое важное проявление философии методология. Функции философии:

мировоззренческие: гуманистическая, социально-аксеологическая, культурно-воспитательная.

(помогает совершить научные открытия), координирующая, логико-гносеологическая (познавательная).

Для нас важна координирующая функция, она устанавливает взаимосвязи, в первую очередь, м/у науками и м/у философией и науками, устанавливает отношения м/у наукой, философией и иными формами знания (искусство, религия).

Философия науки более всего проявляется в методологических функциях. Позитивизм определил философию как методологию науки и отрицал в ней мировоззрение. Сейчас же позитивизм это одно из направлений философии, до настоящего времени позитивизм считался единственной философией науки. В философии науки мировоззренческие функции остаются, но на втором плане, однако их важность от этого не уменьшается.

В качестве особого направления Ф.Н. формируется в трудах Уэвелла, Милля, Конта, Спенсера, Гершеля. Её возникновение знаменовало собой отчетливую постановку нормативно-критической задачи – привести научно-позновательную деятельность в соответствии с неким методологическим идеалом (начало Ф.Н. 1832г. Гершель, «введение в изучение естествознания»).

Читайте также:  история каабы в мекке черный камень

640 1

На первом этапе развития Ф.Н. главная проблема связана с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания. Проблема источника и механизма формирования нового научного знания.

Содержание второго этап развития Ф.Н. (1900-1920) определялось в основном осмысление революционных процессов, проходивших в основании науки на рубеже веков.(Мах, Планк, Пуанкаре, Дюэм, Кассирер, Эйнштейн). Главный предмет анализа – содержательные основоположения науки (теории относительности и квантовой механики).

Третий период 1920-1940. “Аналитический”. Этот этап определялся программой анализа языка науки, разработанного классическим неопозитивизмом. (свою задачу неопозитивская Ф.Н. видела в том, чтобы прояснить логическими методами отношение между эмпирическими и теоретическими уровнями знания, устранить из языка науки “псевдонаучные” утверждения и способствовать созданию унифицированной науки).

Постпозитивиский этап связан с дискуссиями между представителями “исторической школы” и “критического рационализма”. Главные темы: возможность реконструкции исторической динамики знаний и познания (на этом этапе Ф.Н. превращается в междисциплинарное исследование). Начинается взаимовлияние философии и ряда социальных и науковедческих дисциплин, в силу чего происходит размывание границ между Ф.Н., социальной историей науки, социальной психологией и когнитивной социологии науки.

В 1960-х проблематика Ф.Н. значительно обновляется. В рамках критики, а затем вообще от отказа фундаменталистких программ, предполагавшим принципиальную возможность редукции всей совокупности научного знания к неким далее неразложимым и достоверным элементам опыта, вводятся интегральные понятия, ориентирующие на социокультурный подход к проблеме оснований научного знания. От проблемы структуры научного знания анализ смещается к проблемам его роста, оспариваются кумулятивистские модели развития науки. Возникает устойчивая тенденция историзации Ф.Н., в связи с чем соотношение философии и истории науки выдвигается в число центральных проблем. Анализ мировоззренческих и социальных проблем науки.

На рубеже 1970-80 сдвиг проблематики в двух направлениях: 1. постпозитивисты стали более внимательны к эпистомологическим основаниям выдвигаемых ими моделей, что привело к оживлению дискуссий о реализме и инструментализме, к более детальному обсуждению проблемы концептуальных каркасов. Еще более заметный сдвиг связан с распространением наработанных в Ф.Н. моделей на анализ социальных и гуманитарных наук. 2. В дополнение к традиционному философско-методологическому анализу историчности науки стали развиваться методология экономической науки, философско-методологический анализ психологии, социологии, социальной антропологии, наук о человеке.

ФН (область фс): общие характеристики системы научного знания, процессов получения знания, форм и структур организации процесса научн исследований, общих особенностей науки как формы духовной культуры.Общая характеристика методологии науки, форма и структура организации научных работ, наука как форма духовной культуры. ИН и ФН генетически взаимосвязаны

Источник

Соотношение философии науки с историей науки. Социологией науки и психологией научного творчества.

В современном социальном конструктивизм можно выделить четыре программы:
1. «Сильная программа в социологии знания» Блура.
2. «Материальная культура экспериментирования» П. Галисона.
3. «Феминистский эмпиризм» Э. Андерсон.
4. «Лабораторная жизнь» Б. Латур.

Всем этим направлениям свойственно:
1. Изменилась сама ценность философского исследования. Если раньше философы науки изобретали схемы развития науки, а реальная наука служила лишь поставщиком примеров для этих схем (Кун, Лакатос, Поппер). То представители социального конструктивизма начинают с изучения реальной науки, а из нее выводятся философские схемы.
2. Социальные конструктивисты отказываются от имманентных механизмов описания научного знания. Т.е. знание само по себе теряет статус исключительности, для которого характерно утверждение самостоятельного существования научного знания.
3. Знание предстает социально детерминированным, оно конституируется социальными отношениями.

Социология науки существовала давно, но он играла вспомогательную роль. Однако, в социальном конструктивизме социология науки заменяет собой историю науки.

Характеристика программ:
1. Программа социологии знания идет от Мангейм, но для него задача социологии знания – проанализировать мышление в терминах социологии. Мангейм выделяет 3 типа мышления: прагматическое (мышление конформиста), идеологическое (мышление консерватора) и утопическое (мышление революционера).
Но современное возвращение к социологии знания связано с именем Блура. Но сам Блур ссылается на статью 1971 г. Пауля Формана «Веймарская культура, причинность и квантовая механика (Адаптация немецких физиков и математиков к чуждому интеллектуальному окружению) (1918-1927)». В данной статье было проанализировано взаимоотношение между наукой и социальными процессами в Веймарской Германии. Особенность после военной Германии состояла в расцвете философии жизни и гуманитарных наук. Но, с другой стороны, именно в это время появилась квантовая механика. Интересен факт, что в концептуальный аппарат квантовой механики введено понятие наблюдателя, что отличает ее от классической физики, который изучает объективный мир, как он существует без человека. Квантовая же механика, в ее стандартной интерпретации, хорошо ложится на математический аппарат, но, при этом, необходим наблюдатель, который бы фиксировал те изменения, которые присутствуют в физическом процессе.
Важную роль в подобном развитии квантовой механики сыграла философия жизни, предполагающая независимость человеческой жизни от объективных законов мироздания.
По сути дела сильная программа в социологии знания предполагает рассмотрение проблемы взаимоотношений интеллектуального окружения и процесса формирования научного знания.
2. Материальная культура экспериментирования близкий к марксизму подход. Данная программа предполагает демонстрацию того, что содержание знания определяется технологией эксперимента. Конечно, они предполагают, что подобная зависимость возможна лишь в определенных пределах.
Любимые примеры марксистов следующие: 1) закон рычага дал основу для открытия законов статики; 2) паровая машина привела к открытию второго закона термодинамики, когда инженер Карно попытался повысить коэффициент полезного действия паровой машины он и открыл этот закон.
Галисон же проанализировал историю двух важных для физики XX в. приборов: 1) Пузырьковая камера, которая дает картинку и, следовательно, фиксирует события; 2) Счетчик Гейгера, который лишь фиксирует цифры и, следовательно, дает статистику. Пузырьковая камера была разработана Вильсоном, который был метеорологом и, наблюдая конденсацию паров воды вокруг заряженных частиц, разработал принцип, который и реализовал в создании пузырьковой камеры.
Другой пример: Эйнштейн после окончания политехнического института работал в патентном бюро. Большинство исследователей творчества Эйнштейна считают этот период потерянным временем в жизни великого физика. Но, как раз в этот период до 1905 г., года опубликования статей Эйнштейна, посвященных теории относительности, через патентное бюро проходили патенты на электрическую синхронизацию часов, т.е. в центре практических исследований стоял вопрос о времени, а этот же вопрос является центральным и в теории относительности.
3. Критика истории науки и философии науки с точки зрения феминизма. С точки зрения представителей данного направления теория – репрезентация мужского начала, а чувственные данные – женского. Теория в классической философии науки стоит над чувственными данными, кроме того, чувственные данные считаются нагруженными теоретически. Это никуда не годится.
Содержательная часть состоит в двух понятиях: интеллектуальный авторитет и интеллектуальный труд. Понятие интеллектуального авторитета связано с авторитетом не человека, но определенной программы, предполагающей свой язык. Выделяя интеллектуальный авторитет, мы выделяем и определенную парадигму. Когда мы связываем интеллектуальный авторитет с парадигмой, мы не показываем, что первично, что вторично. Мы лишь фиксируем существовании этих явлений, а анализируя их мы можем многое понять в истории науки.
Например, в послевоенные годы в СССР была принята программа работы над проблемой автоколебаний. А.А, Андронов создал это слово, оно получило огромный авторитет в науке. Так, программа русского лазера в 50-е гг.возникла как программа исследования автоколебательных систем.
У Куна все парадигмы одинаковы, но вводя понятие интеллектуального авторитета мы можем соизмерить эти парадигмы в зависимости от их влиятельности.
4. Программа «Лабораторной жизни» предполагает исследования взаимоотношений людей внутри коллектива лаборатории и как данные взаимоотношения влияют на конструирования научных фактов. Интересно, что данное направление использует гуссерлианское понятие «жизненный мир» для характеристики ситуации лабораторной жизни.

Читайте также:  в истории философии существуют теории утверждающие что ощущение восприятие и представление выполняют

Можно разделить все проблемы философии науки на три под­вида.

К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке (взгляд на науку извне), вектор направленности которых отталкивается от специ­фики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих прин­ципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необхо­димо наличие определенной мировоззренческой позиции.

Примеры: происхождение науки, специфика науки, сферы ее бытия, отношения с обществом, динамика научного знания и т.п.

Вторая группавозникает внутри самой науки (взгляд на науку изнутри) и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познаватель­ной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения пара­доксальных проблем.

Примеры: соотношение эмпирического и теоретического, сущность форм и методов научного познания, проблемы субъекта, объекта, практики, логики научного открытия, взаимных влияний научных теорий, соотношения гуманитарных и технических наук, классификация наук и т.п.

К третьей группеотносят проблемы взаимодействия науки и философии (осмысление возможности и результатов взаимного влияния) с учетом их фундаментальных различий и органич­ных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Исследования по истории науки убедительно показали, какую ог­ромную роль играет философское мировоззрение в развитии на­уки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, связанных с возникновени­ем античной математики и астрономии, коперниканским перево­ротом — гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической научной картины мира — физикой Галилея—Нью­тона, революцией в естествознании на рубеже XIX—XX вв. и т.д.

Пример:значение философии для науки из предшествующего вопроса.

Связь философии науки с другими дисциплинами. Соотношение философии науки с близкими ей областями на­уковедения и наукометрии иногда истолковывается в пользу отож­дествления последних или по крайней мере как нечто весьма род­ственное науковедению, а также дисциплинам, включающим в себя историю и социологию науки. Однако такое отождествление неправомерно.

Социология наукиисследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типо­логию поведения ученых в различных социальных системах, вза­имодействие формальных и профессиональных неформальных со­обществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а так­же конкретные социокультурные условия развития науки в раз­личных типах общественного устройства.

Науковедениеизучаетобщие закономерности развития и фун­кционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. Науковедение как специальная дисциплина сложилось к 60-м гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического государствен­ного регулирования науки, выработку рекомендаций по повыше­нию эффективности научной деятельности, принципов организа­ции, планирования и управления научным исследованием. Мож­но столкнуться и с позицией, когда весь комплекс наук о науке называют науковедением. Тогда ему придается предельно широ­кий и общий смысл и оно неизбежно становится междисципли­нарным исследованием, выступая как конгломерат дисциплин.

Область статистического изучения динамики информацион­ных массивов науки, потоков научной информации оформилась под названием «наукометрия».Она представляет собой применение методов математи­ческой статистики к анализу потока научных публикаций, ссы­лочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector