сообщение по теме изучение киевской руси археологами

Презентация по истории на тему «Археология Древней Руси» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Археология Древней Руси.

Великий Новгород — один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отметил 1150-летие). Место призвания летописного Рюрика и зарождения российской государственности. В Средние века — центр Новгородской Руси, а затем центр Новгородской земли в составе Древнерусского и Русского государств. При этом в 1136 году он стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси (с этого момента, когда после сражения у Жданой горы князь Всеволод Мстиславич бежал с поля боя, полномочия новгородского князя были резко ограничены). Для отрезка времени начиная с 1136 года и заканчивая 1478 годом, когда Новгород утратил (в результате победы московского князя Ивана III Великого над новгородцами в московско-новгородской войне 1477—1478 гг.) политическую самостоятельность, по отношению к Новгородской земле принято применять термин «Новгородская республика» (правительство последней использовало обозначение Господин Великий Новгород).

Новгородский кремль (современный вид).

Памятник «Тысячелетие России» в центре Новгородского кремля.

Раскопки новгородских археологов.

Поиск древних предметов в одном из новгородских раскопов.

Раскопки древних строений. Великий Новгород.

Археологи за работой.

Руководитель новгородской археологической экспедицией академик Янин В.Л. Осматривает новые находки. Также справа фрагменты древненовгородских берестяных грамот.

Восстановление древненовгородского судна.

1. Клад монет, найденный аохеологами в одном из новгородских раскопов. 2. Христианские артефакты, найденные археологами.

Фрагменты берестяных грамот из Древнего Новгорода.

Ста́рая Ряза́нь (до 1778 года — Рязань, неоф. «Русская Троя») — один из крупнейших древнерусских городов XII—XIII веков, столица Великого Рязанского княжества и самое большое археологическое городище России. Город был уничтожен зимой 1237 года во время монгольского нашествия Бату-хана, а все его постройки, включая каменные храмы, обращены в пепел. В XIV веке город передал столичные и кафедральные функции расположенному в пятидесяти километрах выше по течению Оки Переяславлю-Рязанскому, который в 1778 году обрёл новое имя в честь древней Рязани. Городище Старая Рязань охраняется государством как археологический заповедник и историко-ландшафтный памятник федерального значения. Структурно входит в комплекс Рязанского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Ежегодно на городских укреплениях проводятся археологические миссии и научные лагеря.

Остатки церкви начала XX века, построенной на месте Собора Бориса и Глеба.

Остатки церкви начала XX века, построенной на месте Собора Бориса и Глеба.

Археологи за работой. Раскопки древних украшений в Старой Рязани.

Старорязанские древние украшения.

Один из раскопов в Старой Рязани.

Украшения, найденные археологами в Старой Рязани.

Раскопки на Охотном ряду, возле стен Московского кремля.

На одном из московских раскопов.

На одном из московских раскопов.

На одном из московских раскопов.

Рытье катлавана перед строительством Большого Кремлевского дворца.

Источник

Археология древней Руси. Древний Киев.

Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 — 20 тыс. лет назад. Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4500 — 3500), средний (3500—2750) и поздний (2750—2000 гг. до н. э.). Для юго-запада области в период бронзового века характерна белогрудовская культура. Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тыс. до н. э. — первой половины I тыс. н. э. Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III вв. — рубеже IV—V вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.

Образование Киева как города проходило на рубеже IX и X веков, ссылаясь на данные археологии; при этом не видит оснований для утверждения о генетической преемственности города и поселений V—VIII веков. Только в X веке отдельные поселения слились в единое поселение городского характера.

Согласно «Повести временных лет», Киев был основан братьями — Кием, Щеком и Хоривом. Имена братьев сохранились в названии его частей (Щековица), в летописном названии Хоревица. Летопись не указывает точной даты основания города. Раскопками установлено, что на его территории существовало несколько небольших славянских поселений — предшественников будущего города.

Основное ядро Киева VIII—X вв. составляло поселение на Андреевской горе. Оно представляло собой небольшой укрепленный замок с языческим капищем в виде большого, круглого, сложенного из неотесанных камней жертвенника. Вокруг него были найдены обломки лепной керамики и многочисленные кости жертвенных животных. Возможно, что в центре площадки капища стоял деревянный идол.

Древнейшая городская стена, возведенная вокруг Андреевского холма, была сделана из дерева. Во времена княжения Владимира она была перестроена, а город включил ряд соседних с Андреевским холмом территорий. В ходе раскопок установлено, что Ярослав Мудрый построил новую городскую стену. По площади город при Ярославле в несколько раз превосходил Киев при Владимире. Стена была сооружена из дубовых срубов, примыкавших друг к другу. Каждый отдельный сруб представлял собой прямоугольник размером 19 χ 6 м. Оборонительные валы Ярославова города достигали в ширину 20 м и по своей мощи не имели себе равных в истории древнерусской фортификации. В политической и административной жизни Киева важнейшее место занимал княжеский двор. В X в. на княжеском дворе была выстроена гридница, предназначавшаяся для приемов, пиров княжеской дружины, больших собраний.

Княжеский двор и древнейшая на Руси каменная постройка — Десятинная церковь, возведенная в 989—996 гг., были архитектурным центром Киева. Постройки княжеского двора окружали Торжок, ремесленные мастерские и дома знатных горожан. До постройки Софийского собора Десятинная церковь, видимо, играла роль городского центра. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами (полукруглыми выступами) с восточной стороны. Внутри его свод поддерживали три пары каменных столбов. Здание было сложено из блоков, состоявших из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором извести, перемешанной с толченым кирпичом. Для отделки деталей применялся так называемый лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь украшала покрытая росписью штукатурка и глиняные 405 поливные разноцветные плитки различной формы, из которых выкладывались сложные орнаментальные композиции. К северу и к югу от Десятинной церкви были открыты развалины больших дворцов.

Наиболее ярким архитектурным памятником Киева домонгольского периода является построенный в начале XI в. при князе Ярославе Владимировиче Софийский собор. Он играл значительную роль как центр церковно-политической жизни Киевского государства. За время своей 800-летней истории собор неоднократно подвергался перестройкам. Внутреннее пространство храма было разделено столбами на пять частей — нефов. Над боковыми нефами возвышались хоры, предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Своды и стены храма украшали композиции на библейские темы; монументальные колонны и суровые фигуры святых великолепно вписывались в архитектурный мотив. Поток света сверху падал на роскошные мозаичные полы. Парапеты украшали барельефы. В архитектурной композиции Софии угадываются традиции византийского зодчества.

Читайте также:  кому на руси жить хорошо действующие лица

Во времена правления князя Ярослава в Киеве были сооружены большие каменные крепостные ворота, получившие в истории русского градостроительства название «Золотые ворота» — по аналогии с византийскими. Это название потом перешло к главным воротам Владимира.

Возникшее в Киеве раньше, чем в других городах Древней Руси, каменное зодчество имело большое значение для развития всей русской архитектуры.

В ряде мест в Киеве были открыты жилища горожан, ремесленников. В большинстве своем это полуземлянки с глинобитной печью в одном из углов.

Раскопки показали, что Киев был крупнейшим центром древнерусского ремесла XII— первой половины XIII в. Киевские ремесленники изготавливали самые разнообразные вещи—от простой глиняной посуды и деревянной ложки до тончайших ювелирных изделий. Ремесленное производство удовлетворяло основные потребности городского населения, а его предметы вывозились далеко за пределы города. Здесь были развиты кузнечное, керамическое, деревообрабатывающее, ювелирное, стеклодельное, костерезное и другие ремесла. В XI—XII вв. развиваются искусство камнетесов и резчиков по камню, изготовление строительного кирпича. Труднее проследить археологически развитие таких ремесел, как кожевенное, ткацкое и портняжное, но и они были широко известны в Киеве.

Осенью 1240 г. Киев был разрушен полчищами татаро-монголов под предводительством хана Батыя. Археологам удалось восстановить отдельные конкретные события этой трагедии. Установлено, что Десятинная церковь была последним оплотом оборонявшихся киевлян. Под ее развалинами был открыт тайник глубиной в 5 м, на дне которого лежало несколько скелетов вместе с драгоценными вещами. Очевидно, 406 там погибли богатые горожане. Недалеко от ворот, которые позднее были названы Батыевыми, раскопаны два жилища. В печи одного из них найдены скелеты двух девочек, в другом — целая группа скелетов. Упадок Киева прослеживается по историческим и археологическим источникам. Центр политической и экономической жизни Руси передвинулся на север.

64. Археология древней Руси. Древний Новгород.

Новгород изучен лучше других русских городов. Широкие исследования в нем ведутся уже несколько десятилетий.

В Новгороде сохранились такие вещи, которые в обычных условиях не сохраняются: различные многочисленные поделки из кожи и дерева. Это объясняется тем, что Новгород расположен в низине и почва под ним очень влажная. В Новгороде хорошо прослеживаются культурные слои, которые в большинстве своем надежно датируются археологическим материалом. Город строился не на пустом месте, на его территории были расположены значительно более древние поселения, память о которых сохранилась в виде деления города на «концы». Эти поселки были объединены и обнесены единой стеной. Так возник, как считают, Новый город. Уже в конце X в. он занимал, судя по материалам раскопок, значительную площадь на правом и левом берегах Волхова и являлся крупным торговым и ремесленным центром Русского государства, так как был расположен на наивыгоднейшем перекрестке торговых путей, важных для всей Руси и Северной Европы. В XI— XII вв. Новгород становится одним из крупнейших городов средневековой Европы, столицей огромного государства, занимавшего первостепенное место в освоении севера Восточной Европы.

На протяжении многих столетий город вел оживленную торговлю. Вниз по Волхову, через Ладожское озеро и Неву новгородцы попадали в Швецию, Готланд и в земли прибалтийских славян. Через Ильмень- озеро и Мету открывался путь по Волге в Болгарию, к хазарам, на Кавказ, в страны Средней Азии. По Волхову, Ильменю, Днепру пролегал знаменитый в древности путь «из варяг в греки». Новгородские купцы проникали далеко на северо-восток, на Северную Двину, Ваг и Вычегду, плавали по Ледовитому океану на Новую Землю. В городе существовали иноземные торговые дворы: «готский», «немецкий». Встречаются археологические предметы, свидетельствующие о широкой торговой деятельности города.

Особенностью новгородских гражданских построек является отсутствие землянок, широко распространенных в других городах. Это объясняется тем, что город расположен в низине, на влажных почвах. Люди жили в наземных деревянных избах. Пол настилался из толстых отесанных плах. Над нижним этажом дома возводился верхний этаж, который был по площади больше нижнего и частично опирался на вертикальные столбы. Дома отапливались кирпичными печами. Установлено, что жилым было только верхнее помещение, а нижний этаж служил для различных хозяйственных нужд. Там хранили инвентарь, запасы продуктов, содержали мелкий рогатый скот и птицу. Дома были нарядно украшены благодаря резьбе по дереву. Особенно красивы были наличники окон. Археологи часто находят обломки деревянных наличников и кусочки слюды от окон. В Новгороде применялась своеобразная дренажная система осушения. Под домами и амбарами вкапывали бочки без дна с отводными трубами. Скапливавшаяся в бочке вода стекала по трубе в отстойник, а потом в реку. Новгородцы, да и жители некоторых других городов, делали трубы из стволов деревьев. Для этого бревно раскалывалось вдоль, в половинках выдалбливали желоб, после чего их снова соединяли, обматывая берестой.

В Новгороде известны деревянные мостовые, которые строились здесь начиная с X в. Вдоль домов клали продольные бревна, а на них поперек настилали плахи. С ростом уровня почвы деревянная мостовая постепенно тонула в грязи. Тогда старый настил наращивали за счет новой мостовой. В Новгороде открыто около 30 таких слоев, относящихся к X—XVI вв.

К XI в. относятся ранние каменные постройки Новгорода. Среди них замечательный памятник русского зодчества — Софийский собор. При сооружении церквей использовался белый строительный камень и плитчатый кирпич. В центре города вырос каменный кремль, включавший в себя Софийский собор и ряд других каменных зданий. Около кремля находился торг, Ярославово дворище, вечевая площадь и дома иноземных и богатых новгородских купцов. Город окружали с севера и юга монастыри-крепости — Юрьев и Антониев.

Городское строительство было тесно связано с политическими событиями. Новгородские церкви раннего периода зодчества относятся к XI—XII вв. В XIII в. в городе не было выстроено ни одного каменного сооружения. Очевидно, это связано с тем, что Новгород на протяжении всего XIII в. вел героическую борьбу с немецкими захватчиками, требовававшую крайнего напряжения всех сил.

Читайте также:  история кантемировской танковой дивизии

С момента своего основания город являлся центром ремесла и торговли. В одной из ремесленных частей города открыты мастерские XI—XIII вв. Одна мастерская принадлежала маслоделу, вторая — сапожнику, а третья —мастеру, изготавливавшему игрушки.

Следы ремесленного производства были открыты во всех концах города. Оно охватывало все виды ремесла — от предметов литейного и кузнечного производства до изготовления детских игрушек. Особенно много было кузниц. На местах, где располагались кузницы, археологи находят массу шлаков, крицы и кузнечный инструмент — древнерусские кузнечные клещи и молотки, которые по форме почти не отличаются от современных. В городе также жили ювелиры, каменщики, столяры, бондари и гончары. Изделия их труда встречаются повсеместно.

В Новгороде обнаружено много деревянных механизмов и приспособлений, которые благодаря особенностям новгородской почвы великолепно сохранились: это многочисленные блоки, детали ткацких станков, ролики, ворота и другие предметы. В новгородском культурном слое найдены части лодок — весьма важного, а подчас и единственного средства передвижения на севере. Основания лодок делали долблеными. По рекам ходили разные лодки, среди них были и большие весельные, и парусные. Водные пути, особенно на севере Руси, были намного важнее сухопутных, которые с огромным трудом приходилось прорубать через лесные чащи.

В Новгороде встречаются своеобразные четырехгранные, похожие на штык мечи. В Неревском конце города найдены доспехи, состоящие из множества железных пластин. Также были распространены обыкновенные кольчуги, сплетенные из отдельных железных колечек, широко известные на Руси. В Новгородской культуре и архитектуре выделяются два периода: ранний, домонгольский —XI—XIII вв. и более поздний, который начинается с XIV в.

Ранненовгородские храмы грандиозны, торжественны и довольно сложны по своей конструкции. К домонгольскому периоду, в частности, относятся остатки раскопанного административного и политического центра Новгорода —Ярославова дворища, названного по имени князя Ярослава Мудрого. На Ярославовом дворище до XII в. жили новгородские князья, а после того как князьям было запрещено жить в пределах города, стало собираться новгородское вече. Территория княжеского дворца превратилась в политический центр Новгородской республики.

Мировоззрение людей феодальной эпохи было в основе своей религиозным. Однако в народе сохранялись и старые языческие культы. Около Новгорода, в том месте, где р. Волхов вытекает из Ильменя, по словам летописца, находился холм Перынь с древним языческим святилищем. Это святилище раскопано археологами. Оно окружено рвом с 8 полукруглыми выступами. В каждом лепестке-полукружии горел жертвенный огонь, а в центре стояло изображение Перуна. Найдено основание этой статуи.

Культурное возрождение, начавшееся в XIV в., охватило Псков, Тверь, Москву, Новгород и другие города. На огромном пространстве Руси мы встречаемся с однородными элементами в архитектуре каменных зданий, обусловленными развитием демократической жизни в городах. Но наиболее благоприятная почва для этого, естественно, сложилась в городе-республике. В середине и второй половине XIV столетия в Новгороде было построено много церквей. Около города на Волотовском поле возвели церковь Успения. По сравнению со сложными, грандиозными и торжественными сооружениями XII в. Волотовская церковь проста: четыре столба поддерживали единственный ее купол. Примерно такая же планировка характерна для всех остальных сооружений этой эпохи. Начиная уже с XV в. кирпич становится в Новгороде единственным строительным материалом, из которого сооружались не только церкви, но и дворцы новгородских бояр.

В слоях XIV—XV вв. открыты мастерские сапожников, ювелиров, кожевников. К этому времени относится подъем ремесленного производства: происходит его дальнейшая специализация, усложняются технические приемы кузнецов, среди которых выделяются щитники, секарники, стрельники, замочники, пищальники, ножовщики.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

ИЗ ИСТОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО КИЕВА

По следам древних культур. Древняя Русь

Разнообразные памятники Киева — величественные свидетели многовековой истории древнейшей столицы Русского государства— еще в глубокой древности привлекали к себе народное внимание. Пытливый ум народа искал у этих молчаливых свидетелей его далекого прошлого ответы на многие волновавшие вопросы.

Когда во второй половине XI века первые русские летописцы приступили в Киеве к созданию истории Русского государства, среди разнообразных исторических источников, к которым они обратились, были и различные памятники материальной культуры. На территории Киева, в различных его концах, в XI—XII веках возвышалось немало огромных курганов, которые для киевлян той поры были уже памятниками далекой седой старины. Языческие курганы напоминали о страницах древнейшей истории Родины.

Вспоминал летописец и могилу (курган) Олега, о которой заметил, что она существует «и до сего дне», т. е. до времени летописца.

Для подкрепления полулегендарных рассказов о деятельности первых русских князей IX—X веков летописец ссылался на языческие кур

ганы, сохранившиеся не только в самом Киеве. Повествуя о смерти князя Игоря, убитого древлянами, он вспомнил о его могиле (кургане) у Искоростеня, также отметив, что она существует «и до сего дне». Упоминает летописец и о могиле князя Олега Святославича у города Вручего (Овруча) и о могиле Святополка, бежавшего после поражения в Ляд-скую землю, где в «пустыне межю Ляхы и Чехы» сохранился его курган, из которого, по словам летописца, и в его время «исходил смрад зол».

Не только древние курганы привлекали внимание летописца. Для подтверждения своего повествования о различных исторических событиях он ссылается и на древние городища, т. е. заброшенные, опустевшие города — немые свидетели бурных событий далекого и для времени летописца прошлого.

Широко пользуется киевский летописец ссылками на различные архитектурные памятники: древние укрепления, дворцы, храмы, сохранившиеся до его времени в Киеве, Тмутаракани, Корсуни и в других городах. Так, стремясь различными аргументами подтвердить версию о крещении князя Владимира в Корсуни, в противовес другим известиям о его крещении в Киеве, летописец для вящей убедительности развиваемой им концепции трижды ссылается на архитектурные памятники Корсуни, связанные с событиями корсунского похода князя Владимира. Памятники, увековечивавшие корсунский поход, были воздвигнуты Владимиром и в Киеве, украсив центральную площадь столицы. Летописец не преминул привлечь и их для подкрепления рассказа о разгроме Корсуни.

Наряду с ссылками на «археологические памятники» в прямом смысле этого слова излюбленным приемом летописца являются также попытки установить древнюю топографию частей города, его урочищ, сооружений, мест, где происходили те или иные события, с помощью сопоставления с современной для летописца топографией города, что для читателей XI—XII веков делало места тех или иных исторических событий конкретными, а самые события — более понятными.

Читайте также:  камеди клаб русь татары

Современный исследователь, решающий сложные задачи историкоархеологического изучения древнего Киева, не может забыть огромного вклада, внесенного в дело изучения древнейшего, долетописного периода истории города киевским летописцем. Скромному печерскому летописцу, жившему во второй половине XI века, археологическая наука обязана замечательной по своей целостности и правдивости попыткой восстановления облика Киева IX—X веков, который для самого летописца был уже далеким историческим прошлым. Повествуя о прибытии к Ольге древлянских послов, летописец сделал большое отступление, посвященное характеристике Киева времен Ольги: «И приста под Боричевым в лодьи. Бе бо тогда вода текущи вздоле горы Киевьскыя и на Подольи не седяху людье, но на горе; град же бе Киев, ид еже есть ныне двор Гордятин и Никифоров, а двор княж бяше в городе, идеже есть ныне двор Вороти-славль и Чюдин, а перевесище бе вне града и бе вне града двор другый, идеже есть двор Деместиков за святою Богородицею над горою двор те-ремный, бе бо ту терем камен» (Лаврентьевская летопись, под 945 годом).

Из летописного повествования мы знаем и о существовании древнейшего христианского храма в Киеве, выстроенного еще до официального «крещения» Руси. Рассказав о клятве Игоря и языческой части его дружины на Перуновом холме, летописец добавил: «а хрестьяную Русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конець Пасын-че беседы и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хре-сгеяни» (Лаврентьевская летопись, 1 под 945 годом). Все эти летописные упоминания о древних памятниках не потеряли своего значения и поныне и широко используются учеными при изучении древней истории Киева.

Археологическое изучение древнего Киева началось более 125 лет тому назад. С 20-х годов XIX века почти ежегодно, то специальными раскопками, то в результате случайных земляных работ, открывались разнообразные памятники, относившиеся к различным более или менее отдаленным периодам истории города.

Первый этап археологических работ в Киеве (20—40-е годы XIX века), большой размах которых был в значительной мере вызван работами по реконструкции города, дал значительное количество разнообразных материалов, наполнивших собрания музеев Киева и отчасти попавших в столичные музеи. Но материалы эти, большей частью случайные, были плохо систематизированы, исторически мало и слабо комментированы.

Методика археологических раскопок, осуществлявшихся в основном любителями дилетантами, стояла на крайне низком уровне. Нередко «раскопки» превращались в откровенное хищническое кладоискательство. Все это в значительной мере обесценивало добытые в ту пору многочисленные и разнообразные по характеру памятники древней истории Киева.

Археологические работы второй половины XIX столетия, немногим отличавшиеся по методике, проводились в значительно меньших масштабах, представляя обычно лишь наблюдения за различными земляными работами в городе.

Археологические исследования Киева были оторваны от основных

проблем, стоявших перед исторической наукой; археологические находки, как правило, не расценивались историками Киева как серьезные исторические источники. Отдельные, к тому же плохо изученные археологические памятники если и привлекались порой, то не столько в качестве полноценных исторических источников, сколько в виде иллюстраций к тем или иным теориям, уже сложившимся на основе письменных источников.

Впервые в 1907—1908 годах в раскопках киевского археолога В. В. Хвойко облик древнего Киева был раскрыт в больших и ярких комплексах. Идея раскопок на территории древнейшей части Киева возникла у В. В. Хвойко, повидимому, случайно. Осматривая обрывы киевских гор в поисках следов первобытного человека, В. В. Хвойко заметил в обнажениях на склоне Андреевской горы, на территории частной усадьбы доктора М. Петровского, остатки древних фундаментов, сложенных из красного кварцита. Это неожиданное открытие послужило толчком для пытливого и неутомимого исследователя, ранее увлеченного раскопками Кирилловской палеолитической стоянки и трипольских жилищ, заняться изучением древнего Киева.

Несмотря на несовершенство методики раскопок В. В. Хвойко, особенно в отношении фиксации процесса археологических исследований, несмотря на затруднительные условия, в которых протекали раскопки, проводившиеся в частновладельческих усадьбах, разрезавших территорию древнего Киева на маленькие участки, хозяева которых ставили ряд ограничительных условий, несмотря на то, наконец, что работы производились на скудные частные средства, — результаты их были поистине блестящи и неожиданны. Вскрытые в 1907—1908 годах в центре древнего Киева остатки разрушенных княжеских дворцов, жилищ, ремесленных мастерских, древних погребений и пр. вызвали живой интерес в широких кругах общественности и привлекли наконец внимание историков древней Руси. Участники XIV’ археологического съезда в Чернигове, осмотрев осенью 1908 года, после окончания съезда, раскопки В. В. Хвойко, дали высокую оценку результатов раскопок и характеризовали их, как «новую эру в русской археологии».

Совершенно иное содержание и масштаб археологические исследования Киева приобрели после Великой Октябрьской социалистической революции. Огромный размах работ, не стесненных границами частновладельческих усадеб, сочетался не только с новыми задачами исследования, но

и с новой методикой раскопок. Вместо узких траншей, прорезавших и разрушавших целостность открываемых комплексов, постепенно внедрялась методика раскопок широкими площадями с задачей охватить по возможности полностью изучаемые комплексы.

Но главной особенностью советских археологических исследований в Киеве, как и всей советской археологической науки, была подчиненность раскопок задачам исторической науки, постановка и решение на археологическом материале больших исторических проблем. Новые раскопки позволили во многом переоценить, осмыслить, по-новому комментировать и результаты предшествующих исследований.

Археологи дореволюционного времени увлекались главным образом парадной стороной жизни города, их интересовали пышные церковные и дворцовые постройки, клады драгоценных вещей, богатые погребения и т. п. Интересы и задачи советской археологии стали шире и многостороннее. Особое внимание советских археологов, изучающих древнерусские города, привлекли памятники, характеризующие жизнь и производственную деятельность эксплуатируемого ремесленного населения города, составлявшего основное ядро городского посада. Раскопки последних двух десятилетий в Киеве, как и в ряде других городов древней Руси, позволили нарисовать правдивую картину жизни феодального города, городское ремесленное производство, тяжелую трудовую подневольную жизнь эксплуатируемых классов феодального общества.

Раскопки, прерванные Великой Отечественной войной и временной оккупацией Киева фашистскими варварами, возобновились тотчас же после освобождения города от захватчиков и с успехом продолжаются поныне.

Основные этапы исторического развития города, его яркая, своеобразная культура раскрылись в результате исследований последних двух десятилетий с исключительной убедительностью и полнотой, которой нельзя было достичь ранее, при изучении одних письменных источников..

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector