сообщение о творчестве андрея рублева 6 класс история россии

Андрей Рублёв

Андрей Рублев — одна из наиболее значимых фигур в истории русского искусства.

58

К сожалению, про жизнь этого удивительного человека известно не так много, информации катастрофически не хватает, кроме того, многие работы Рублева не сохранились до наших дней.

Дата рождения художника доподлинно не известна: историки называют либо 1350, либо 1370 г. Местом его рождения считается Центральная Россия, территория Московского княжества. Судя по фамилии (которая, скорее всего, происходит от слова «рубель», означающего инструмент для накатки кожи), Андрей был сыном ремесленника.

Первые упоминания об Андрее Рублеве в летописях появились в 1405 г. Летопись гласит, что в это время потребовалось расписать Благовещенский собор Московского Кремля, и поручено это было Феофану Греку, мастеру Прохору, а также чернецу Андрею Рублеву. Исходя из этой записи, можно предположить, что Андрей был монахом, а имя, с которым он вошел в историю, получил при постриге. Считается, что Рублев принял монашество в Троицком монастыре, настоятелем которого был Никон, ученик Сергея Радонежского. Богатая роспись Благовещенского собора Московского Кремля была утрачена. Зато сохранились несколько икон работы Андрея Рублева, которые он писал для этого собора.

В 1408 г. Рублев с Даниилом Черным занялись росписью Успенского собора во Владимире. Владимирский Успенский собор — это известный архитектурный и религиозный памятник, уникальности которому добавляет тот факт, что он обладает единственной росписью Андрея Рублева, сохранившейся до наших дней. При посещении Успенского собора особое внимание следует уделить фреске «Страшный суд». Рублев обладал собственным взглядом на религиозные сюжеты. И сцену, традиционно изображаемую грозной, он представил иначе. Страшный суд превратился в праздник, в торжество справедливости.

В 1520-х гг. Андрей занимался росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Последней работой русского иконописца стала роспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. К сожалению, результаты этих трудов безвозвратно утрачены.

Авторству Андрея Рублева принадлежит икона «Троица». Она считается одним из шедевров не только русского, но и мирового искусства. Разглядывая «Троицу», сложно не оценить виртуозную работу кисти мастера. Ему удалось показать гармонию трех светлых душ, ведущих друг с другом безмолвные беседы.

59

В 1551 г., уже после смерти художника, состоялся Стоглавый собор, на котором иконопись Рублева была названа образцовой. Потомки по достоинству оценили его творчество.

Рублев творил в эпоху перемен: Русь освободилась от татаро-монгольского ига, и народ жил ожиданием прекрасного, светлого будущего, а Рублев давал людям веру и надежду своими иконами и фресками.

Умер Андрей Рублев 29 января 1430 г. в Спасо-Андрониковом монастыре.

В 1988 г. иконописец был причислен к лику святых. День его памяти отмечается 17 июля.

Источник

Биография Андрея Рублёва

Всего получено оценок: 77.

Андрей Рублев (около 1360–1428 гг.) — выдающийся русский иконописец, один из ярчайших представителей московской школы иконописи, монументальной и книжной живописи образца XV века. Фрески и иконы Рублева, точно передающие суть православной религии, являются наследием русской и мировой культуры. Андрей Рублев, биография которого является олицетворением искреннего служения Богу, был канонизирован в лике преподобных.

alexandrova ekaterina

Детство и юность

Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна. Предположительно иконописец родился в 1360 году в Московском княжестве в семье ремесленников.

До наших дней дошла икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублев». Ее подлинность вызывает у экспертов сомнения, однако она служит косвенным доказательством того, что отца известного художника звали Иваном.

Имя Андрей было дано художнику уже после монашеского пострига в Андрониковом монастыре, расположенном на левом берегу Яузы. Мирское имя Рублева неизвестно.

К интересным фактам об иконописце следует отнести и его прозвище Рублев, указывающее на принадлежность к ремесленникам. Оно основано от слова «рубель» — инструмента для накатки кож.

Творческий путь

Впервые имя Андрея Рублева в официальном источнике появилось в 1405 году. В летописи иконописец упоминался вместе с Прохором-старцем и Феофаном Греком, с которыми он занимался росписью Благовещенского собора в Московском Кремле. Подобный тандем указывает на то, что уже в то время талант Рублева был признанным, и его мастерство высоко ценилось корифеями иконописи.

Уникальность Рублева как художника-иконописца заключалась в том, что переняв все догмы московской школы иконописи, он смог сформировать свой собственный неповторимый и узнаваемый стиль. Его иконы наполнены внутренним светом и как нельзя более точно передают все грани нравственной силы и духовной красоты человека.

Второе упоминание о Рублеве датируется 1408 годом, когда он с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире. За прошедшие три года авторитет иконописца вырос настолько, что у него появились собственные ученики, помогавшие ему в росписи собора.

Далее следы иконописца теряются, и третье упоминание о нём появляется лишь в 20-х годах XV века. В этот период Рублев руководил работами в Троице-Сергиевом монастыре, однако его росписи до наших дней не сохранились.

В 1425–1427 гг. Рублевым была написана икона «Троица», которая стала вершиной творческого наследия русского иконописца. Как и прочие полотна Андрея Рублева, «Троица» хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Личная жизнь

При изучении краткой биографии Рублева стоит отметить, что ни жены, ни детей у художника не было. В юном возрасте Андрей Рублев принял осознанное решение посвятить себя служению Богу. Пройдя посвящение в монашеский чин, он тем самым отказался от возможности создания семьи. Вся жизнь и творчество Рублева были посвящены прославлению имени Господа и православной веры.

Читайте также:  мульт персонажи по знаку зодиака

Историкам так и не удалось найти достоверные о семье художника, были ли у него родные сестры, братья, племянники.

Смерть и канонизация

Андрей Рублев ушел из жизни 17 октября 1428 года в Москве, страдавшей от эпидемии чумы. Умер он в Андрониковом монастыре, где вместе с Даниилом Черным трудился над фресками Спасского собора. Вскоре за художником умер и его верный друг и соратник Черный.

Похоронили Рублева неподалеку от колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор). В 1988 году иконописец был канонизирован Русской православной церковью, и причислен к лику святых. Днем его памяти считается 17 июля.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Источник

Андрей Рублев – иконописец, причисленный к лику святых

Андрей Рублев – русский иконописец без отчества. Это не удивительно, ведь даже год рождения этого художника известен приблизительно. Об Андрее Рублеве сохранилось довольно мало сведений.

Жил он тихо, скромно и особо не приметно, так что в истории, по большей части, сохранились его иконы, чем его биография. Впервые имя русского иконописца упоминается в летописи в 1405 году, в ней говорится, что Андрей Рублев был приглашен на роспись Благовещенской церкви в Москве.

Он был приглашен не один, ещё призваны к этому благому делу были Феофан Грек – известный иконописец и малоизвестный мастер. С Феофаном Греком Андрей Рублев был тесно связан по жизни и творчеству. Происходило это очень давно, ещё в правление Рюриковичей, а именно Василия I – сына Дмитрия Донского. Эти трое создали самый высокий иконостас по тем временам. Не одну икону создал Рублев для того храма.

Расписывал он и Успенский собор в городе Владимир. Там до сих пор сохранились сделанные им фрески.

Freska Strashnyy sud Andreya Rubleva v Uspenskom sobore g. VladimirФреска Андрея Рублева «Страшный суд», 1408 год
Местонахождение: Успенский собор, Владимир, Россия

Вера Лазаренко – ведущая курса лекций о живописи рассказывает об Андрее Рублеве так:

“Он совершенно особенный. Не зря же говорят, что Рублев выражал высочайшую степень свободы в своем творчестве, которая только возможна была для иконописца”.

И, действительно, он создавал иконы более живые, более человечные, чем многие до него.

Кто такой Андрей Рублев

Историки предполагают, что родился иконописец где-то в 1360 году или около того. Бытуют мнения, что он мог появиться на свет и в 1430 году. Думаю, не столь это важно, ведь куда более ценно то, что оставил этот человек в истории и культуре своей страны.

Родился и вырос он в Великом Княжестве Московском. Некоторые биографы предполагают, что мог он происходить из Великого Новгорода. В те времена фамилии давали по роду деятельности или по имени отца. В русском языке существует слово “рубель” – кожевенный инструмент, из-за чего считается, что фамилия Рублев принадлежит ремесленной семье.

Voskovaya figura ikonopistsa prepodobnogo Andreya RublevaВосковая фигура иконописца преподобного Андрея Рублева / Kvesisskaya.tourister.ru

Как известно, Рублев принял монашество, ему дали имя Андрей, мирское его имя остается неизвестным. По некоторым данным, которые нельзя назвать достоверными, можно предположить, что отца Рублева звали Иван. Тем не менее, остановимся на имени, которое дали иконописцу при постриге в монахи. Можно предположить, что художеству мальчик начал заниматься рано, так как в те времена детей начинали учить в довольно раннем возрасте.

Что известно о творческом пути Андрея Рублева

Когда он расписывал Благовещенский собор вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем, он был младшим из них. По истечении трех лет Рублев уже расписывал собор во Владимире, и к тому времени у него появились помощники и ученики.

У Андрея Рублева был свой индивидуальный стиль иконописи и своё видение религиозных сюжетов. Например, на одной из икон, изображающих рождество Христово, Богоматерь смотрит не на младенца, как на большинстве традиционных картин, а в противоположную сторону. Этим иконописец хотел сказать, что принеся миру спасителя, Богородица обратила взор к молящимся, к людям взывающим к высшим силам.

Считается, что Рублев научился многому у Феофана Грека, который владел особой техникой. Он умел рисовать очень быстро, точно и четко, но перенимать стиль Феофана Андрей не стал, а пошел по своему пути в творчестве. Многие отмечают, что даже палитра была у Рублева особенной – солнечной и радостной. Лики святых у него получались умиротворенными и одухотворенными, с мягкими чертами лица.

Andrey Rublev Rozhdestvo Hristovo 1405 godАндрей Рублев «Рождество Христово», 1410-е годы
Местонахождение: Благовещенский собор Кремля, г. Москва, Россия

Помощником Андрея во многих его работах по росписям храмов был Даниил Черный. С ним он, например, расписывал Успенский собор недалеко от города Звенигорода, собор во Владимире.

В 1408 году татары напали на Русь, многие города были разрушены под натиском ханских войск. Троицкий монастырь, где также работал иконописец, был полностью уничтожен. С ним пропали и все росписи Андрея Рублева. Был разрушен и Успенский собор во Владимире. Когда принялись за восстановление Троицкого монастыря, имя Рублева вновь было упомянуто в летописи, относится это упоминание к 1422 году. Именно при росписи этого монастыря и родилась самая знаменитая икона художника-монаха «Троица».

Andrey Rublev TroitsaАндрей Рублев «Троица», с 1425 по 1427 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Читайте также:  ninja moba все персонажи

К церкви Андрей приобщился в юном возрасте, он стал монахом, поэтому семьи и детей у него не было. Мало что известно и о родственниках иконописца, биографы не могут сказать были ли у Рублева братья или сестры.

Дату смерти старорусского художника также точно не называют, но вероятнее всего она относится к 1428 году. В те времена свирепствовала чума, от которой известный иконописец и скончался. Похоронили монаха в Андрониковом монастыре, в котором он выполнял свою последнюю работу.

Послесловие

Главными иконописными творениями Рублева считаются «Троица», «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Эти картины сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Андрея Рублева считают художником святой Руси, в ту пору, когда живопись не была столь развита в русском государстве, существовала и развивалась иконопись. Благодаря этому простые люди, не имеющие возможности прикоснуться к прекрасному, могли прийти в храм и увидеть святые образы, фрески, иконы и хоть ненадолго погрузиться в мир искусства.

Andrey Rublev Arhangel Mihail s kleymamiАндрей Рублев «Архангел Михаил с клеймами»

Глядя на творчество Андрея Рублева, можно сказать, что он стал лучом света в царстве темной и строгой иконописи, которая была до него. Иконы Рублева пропитаны каким-то немыслимым теплом и ясностью, он по-особенному передает религиозные сюжеты, вкладывает в них своё видение. Он внес большой вклад в русскую иконописную школу.

Человек, который был упомянут в летописи, явно особенный. На Руси, так сказать, зря бумагу не марали, а записывали лишь существенные события в жизни государства. Канонизировали Рублева в 1988 году, с тех пор 17 июля считается церковным праздником – днем памяти Андрея Рублева.

Источник

Андрей Рублёв. Первый русский художник и целая эпоха в русской истории

jpg

.«Крещение Христа» (1405).
Панель, темпера. 81 х 62 см. Византийский стиль.
Благовещенский собор Московского Кремля, Россия

Живописец Андрей Рублёв стал первым из русских художников, причисленных к лику православных святых. Он отступил от общепринятых в те времена византийских канонов и основал собственную школу иконописи.

Рублёв писал иконы, расписывал храмы и занимался книжной иллюстрацией. Это важно, но не это главное. С творчества Андрея Рублёва в России началась новая эпоха.

Она была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.

= Академик Дмитрий Лихачёв =

Биография иконописца Андрея Рублёва

Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига.

В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет. В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):

А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев.

Из этой записи следует, что чернец Рублём был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.

Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…

= Михаил Алпатов, искусствовед =

Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.

До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.

Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).

Особенности иконописи Андрея Рублёва

jpg

«Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы)
Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).

Читайте также:  аудиосказка царь царевич и серый волк

Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:

…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью.

Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.

Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию.

= Искусствовед Михаил Алпатов =

В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.

Андрей Рублёв. Икона «Троица»

jpg

Святая Троица (Около 1411). Дерево, темпера. 142×114 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Икона «Троица» на настоящий момент считается самой известной работой Андрея Рублёва. Точная дата написания работы неизвестна. «Троица» датируется 1411 или 1425 – 1427 годами.

В основе сюжета иконы «Троица» (ещё одно название «Гостеприимство Авраама») лежит ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились, под видом странников, три ангела. Авраам и его супруга Сара приняли странников с большим почётом, омыли им ноги и приготовили богатый стол. Благодарные ангелы предсказали супружеской бездетной чете скорое долгожданного рождение сына и продолжение рода, который станет целым народом.

При написании иконы Андрей Рублёв отказался от большого количества деталей, которые в те времена было принято изображать по канону (нет на иконе Сары, отсутствует сцена омовения ног ангелов и заклания тельца, а ангелы за столом не трапезничают, а мирно беседуют). Ангелы сидят не в один ряд, а образуют подобие круга и воспринимаются, как единый образ. Рублёву в этой иконе удалось воплотить христианское представление о триединстве Бога.

Икона получилась яркая и чистая, с более насыщенными красками. На золотисто-жёлтом фоне расположились три ангела в розовой, зелёной и ярко-голубой одежде. Этот уникальный голубой оттенок впоследствии назовут «рублёвским голубцом».

Последние годы жизни Андрея Рублёва

В последние годы жизни Андрей Рублёв, совместно с Даниилом Чёрным, руководил работой иконописцев, которые расписывали Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. После окончания работ иконописец поселился в Спасо-Андрониковском монастыре где занимался росписью Спасского собора.

В 1439 году Андрей Рублёв скончался от морового поветрия (чумы) и был похоронен на территории монастыря.

В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва в лике преподобных святых.

Иконы, фрески и иллюстрации Андрея Рублёва

jpg

«Сошествие во ад». 1408-1410 (Государственная Третьяковская галерея)

jpg

«Богоматерь Владимирская» (Конец XIV — начало XV вв).
Доска, темпера. 102.2 × 69.5 см.
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник,
Владимир, Россия.

jpg

«Рождество Христово» (Начало XV в. (1410-е гг.?)
Фреска. 81 × 62 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

jpg

«Рождество Христово» (Начало XV в.) Левый нижний фрагмент. Иосиф и старец.
Доска, темпера. 81 × 62 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

jpg

«Евангелист Матфей» (Начало XV в.) Евангелие Хитрово, книжная миниатюра Русская государственная библиотека, Москва, Россия

jpg

«Воскрешение Лазаря» (1405)
Доска липовая, ковчег, неглубокая лузга, паволока, левкас, темпера. 80,5 x 61 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

jpg

Иконы из деисусного («васильевского») чина. 1408 или 1410. Из иконостаса Успенского собора во Владимире. Даниил Чёрный, Андрей Рублев.

jpg

Святитель Иоанн Златоуст

jpg

Апостол Павел из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

jpg

Апостол Петр из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

jpg

«Благовещение» (1408)
Панель, темпера. 125 × 94 см
Благовещенский собор Московского Кремля, Москва, Россия

jpg

«Богоматерь в раю». 1408. Успенский собор, Владимир, Россия (Фреска восточной люнеты в южном нефе)

jpg

«Богоматерь Умиление Владимирская (Из Благовещенского собора Московского Кремля». Конец XIV – начало XV века)

jpg

«Вознесение из праздничного чина Успенского собора во Владимире». 1408. Государственая Третьяковская галерея

jpg

«Вход в Иерусалим». 1405. Благовещенский собор в Московском Кремле, Россия

jpg

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире
Панель, темпера. 314 x 106 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

jpg

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире
Панель, темпера. 314 x 106 см
Сретение Господне. 1408. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

jpg

Фреска “Страшный суд”. 1408. Успенский собор, Владимир, Россия

jpg

«Преображение Господне» (1410-е) Центральный фрагмент. Христос и пророки Илия и Моисей

jpg

Царские врата. 1425-1427. Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия

jpg

Спас в славе (Разворот). Андрониково Евангелие (Начало XV века). Государственный Исторический музей, Москва, Россия

jpg

«Евангелист Иоанн» (Начало XV века)
Евангелие Хитрово, книжная миниатюра
Российская государственная библиотека, Москва, Россия

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector