сообщение о первой морской победе римлян 5 класс по истории

Как сухопутный Рим одержал первую морскую победу

Легендарный предок римлян Эней прибыл на Апеннинский полуостров на корабле. Но сами римляне, со дня основания города, были народом сугубо сухопутным. Город Рим находится далеко от моря, и хотя он расположен на берегу судоходной реки, приличной гавани у Рима долгое время не было. По мере расширения древнеримского государства, понадобилось доставлять товары, в том числе и морскими путями. Для этого, в 6-м веке до нашей эры, римляне заложили Остию, морские ворота Рима. «Остия» в буквальном переводе как раз означает «устье» или «вход». Но и в Остии не было морского причала. Корабли оставались на рейде, товары перегружались на небольшие гребные суда, которые доставляли их на берег. Такая сложная и неудобная система служила для защиты Остии от внезапных атак с моря, корабли агрессора просто не смогли бы причалить к берегу.

Aichi E16A 1 4

Пляж Остии в настоящее время. Источник: phototravel.dp.ua

Разумеется, с ростом могущества Рима и его торговых связей, сами римляне тоже стали активно плавать по прилегающим морям. Позаимствовав у греков конструкцию трирем, Рим поделил западное Средиземноморье с Карфагеном – по договорам 348 и 279 годов до н. э., Тирренское море оставалось за Римом, а все морские просторы западнее острова Сардиния принадлежали Карфагену. Но мир между этими двумя сверхдержавами того времени продлился недолго. Гамилькар Барка, легендарный карфагенский полководец, завоевал почти всю Сицилию, а затем высадился в Южной Италии и разорил там греческие города Гераклею и Метапонт. Вскоре началась Первая пуническая война.

Aichi E16A 2 1

Война оказалась тяжелой. Это в сухопутных битвах римские легионы не знали себе равных. Но у Карфагена был огромный флот, он мог перебрасывать подкрепления на Сицилию и даже в Италию, Рим же не мог противостоять Карфагену на море. В 311 году до н. э. случился шторм, который уничтожил почти все римские корабли. В течение двадцати лет у Рима было всего две эскадры по десять трирем каждая, этого хватало только на патрулирование побережья, да и то не всего. Для охраны морских коммуникаций, Рим вынужден был договариваться со своими союзниками, южноиталийскими греками. А теперь пришла пора воевать с очень сильным флотом Карфагена. Как быть? Разумеется, снова обратиться к тем же союзникам, имеющим верфи и опытных моряков.

Aichi E16A 3 1

Римская пентера. Источник: vmflot.ru

В руки римлян попала карфагенская пентера, лучший из боевых кораблей того времени. По её образцу, на верфях тех же южноиталийских греков, всего за два месяца строится огромный флот из ста двадцати кораблей. Римляне набирают матросов, проходят обучение, в том числе и тактике морского боя, у имеющих древние морские традиции этрусков. Первая стычка нового флота с карфагенским, предсказуемо закончилась неудачей – опыта еще не было. Но через три месяца консул Гай Дуилий, при меньшем числе кораблей, чем у противника, выигрывает морское сражение при Милах.

Aichi E16A 4 1

Предполагаемая конструкция абордажного “ворона”. Источник: swgameoutpost.com

Aichi E16A 5

Римляне идут на абордаж. Источник: pinimg.com

В честь этой победы, в Риме была воздвигнута мраморная колонна Ростра, украшенная тридцать одним форштевнем с захваченных карфагенских кораблей. Гай Дуилий был удостоен триумфа и особых почестей, как первый победоносный флотоводец Рима.

Источник

18. Милы: первая морская победа над Карфагеном

Римляне пробуют силы. Борьба греков и карфагенян продолжалась с переменным успехом несколько веков, пока на острове не появилась новая сила – римляне. Захват ими важного портового города Мессаны, куда уже был введен карфагенский гарнизон, означал фактическое начало военных действий: Мессанский конфликт перерос в Первую пуническую войну (264–241 гг. до н.э.). Римляне, которым из-за ротозейства морского командования противника удалось переправить на остров сухопутную армию, легко одолели карфагенян в полевых сражениях и заставили перейти на свою сторону их союзника, сиракузского царя Гиерона. Карфагеняне были заперты в своих крепостях. Но дальше римляне убедились в том, в чем много раз убеждались их предшественники, включая Пирра: карфагенян было так же легко разбить на поле боя, как и трудно победить окончательно.

Читайте также:  рузия мотыгуллина биография дети

Совершая вылазки из своих крепостей и не рискуя вступать в крупные сухопутные сражения, они перенесли центр тяжести войны на море. Карфагенский флот держал в покорности прибрежные города Сицилии, высаживал десанты на побережье Италии и перехватывал шедшие в италийские порты торговые корабли. Рим смог оценить справедливость слов карфагенских послов, которые перед войной, советуя не доводить дело до разрыва, предупреждали, что без их разрешения римляне не смогут даже руки вымыть в море.

Морская мощь Карфагена. Римскому правительству стало ясно, что необходимо строить крупный флот, иначе борьба Рима и Карфагена так и будет напоминать поединок слона с китом, каждый из которых силен в своей стихии. Неверно представлять дело так, будто прежде римляне были совершенно незнакомы с морским делом. Они вели активную морскую торговлю, имели и какое-то количество военных кораблей.

Однако при необходимости римляне предпочитали обходиться эскадрами своих «морских союзников», греческих городов юга Италии; и бороться с карфагенянами, подлинными владыками морей, в их родной стихии, были не в состоянии. Небольшие (не крупнее триеры) корабли римлян и их союзников не шли ни в какое сравнение с мощным флотом Карфагена, моряки которого накопили за несколько веков огромный опыт ведения боевых действий и превосходно владели как стратегией, так и тактикой морской войны. Поэтому неудивительно, что для строительства пригодного для войны флота им пришлось воспользоваться трофейной карфагенской пентерой, которая очень кстати для римлян села на мель и была захвачена ими.

Римляне строят флот. Римляне энергично взялись за создание флота, который мог бы соперничать с карфагенским, и решили эту необычайно трудную задачу всего за год. Пока (по необходимости из сырого, невыдержанного дерева) строились корабли, по всей Италии и в Риме набирались экипажи для них.

Так как опытных гребцов почти не было, на суше пришлось проводить тренировки для того, чтобы не терять время после спуска судов на воду. Делалось это так: в землю на определенном расстоянии друг от друга вкапывались скамьи для гребцов, по обе стороны от которых укреплялись уключины с веслами. Будущие гребцы садились на скамьи, брались за весла и учились по команде одновременно работать ими. Таким образом, когда весной 260 г. до н.э. на воду было спущено 100 квинкверем и 20 трирем, они были в состоянии выйти в море. Морскими офицерами и матросами на них стали главным образом греки из союзных городов, но большинство гребцов (а всего их требовалось 30 тысяч человек) набрали из италийских крестьян и римской городской бедноты, прошедших обучение на суше.

Абордажный мостик римлян. Молодой римский флот, разумеется, ни по численности, ни по скоростным качествам и маневренности не мог сравниться с карфагенским, который насчитывал не менее 500 боевых кораблей. Однако кому-то из римлян пришла в голову счастливая мысль сделать так, чтобы превратить морской бой в подобие сухопутного. Был изобретен абордажный мостик, который солдатское остроумие прозвало «вороном». В походном положении он прикреплялся верхним концом к небольшой дополнительной мачте, а при абордаже опускался на канатах так, что крючья, которыми был снабжен верхний конец мостика, намертво впивались в палубу или борт вражеского корабля. Вслед за тем по «ворону» на чужой корабль перебегали легионеры и начиналась рукопашная схватка, в которой римская пехота не знала себе равных…

Первая римская эскадра в плену. Первый выход римлян в море оказался, однако, неудачным. Один из консулов 260 г. до н.э., Гней Корнелий Сципион, отправился в Мессану с эскадрой в 17 кораблей, которые были снаряжены первыми. По пути он решил захватить бывший в руках карфагенян остров Липару, находящийся рядом с Сицилией. Римская эскадра вошла в гавань Липары и стала на якорь. Однако вовремя подоспевшие карфагенские корабли перекрыли вход в гавань, так что римлянам вместе с консулом оставалось только сдаться, что они и сделали. Затем карфагеняне отправили захваченные корабли и всех пленных вместе с консулом в Карфаген.

Читайте также:  краткая история архитектуры книга

Римский флот идет против карфагенян. Но главные силы римского флота по окончании всех приготовлений отправились по тому же маршруту, который оказался роковым для его авангарда. По пути на юг вдоль берега Италии римские корабли встретились с более слабой карфагенской эскадрой и без труда разгромили ее, что подняло моральный дух римских моряков. Затем флот благополучно прибыл в гавань Мессаны, где командование над ним принял второй консул Гай Дуилий. Вскоре римляне вновь вышли в море.

Когда карфагенские сигнальные посты в Панорме (современный Палермо) заметили в море римские корабли, они дали знать карфагенскому адмиралу, некоему Ганнибалу, и навстречу римлянам вышли 130 карфагенских пентер. Первое серьезное испытание, которое пришлось выдержать новому римскому флоту, состоялось около мыса Милы у северного побережья Сицилии.

Битва. Карфагенский флот, не говоря уже о его качественном превосходстве, численно превосходил римский. Поэтому карфагеняне, видя в тихоходных и неповоротливых кораблях противника легкую добычу, устремились на них врассыпную, считая слишком большой честью выстраивать боевую линию ради такого врага. Когда карфагеняне приблизились к римским кораблям, они с недоумением увидели на них никогда ранее не виданные приспособления – поднятые «вороны». Долго удивляться не было времени – начался бой.

И здесь карфагенянам пришлось пережить настоящее потрясение: римляне смело пошли на абордаж, не давая противнику возможности маневрировать; как только корабли сталкивались бортами, «вороны» с грохотом падали, сцепляя оба судна между собой. Таившиеся до того в укрытии на палубе легионеры (до 120 человек на каждом судне) перебегали на карфагенский корабль и в скоротечной схватке овладевали им – у карфагенян из 300 человек экипажа пентеры было не более 30 морских пехотинцев. «Часть карфагенян была истреблена, другие в ужасе сдавались неприятелю сами, ибо морская битва обратилась в подобие сухопутной».

Карфагеняне пытались не допустить абордажа, заходя с борта или с кормы вражеских кораблей, однако напрасно, т.к. «орудия поворачивались во все стороны и направлялись на них отовсюду, так что приближающиеся корабли непременно сцеплялись с римскими, пока наконец карфагеняне, устрашенные необычайным способом битвы, не бежали, потеряв пятьдесят кораблей» (Полибий).

Значение сражения. Таким образом римляне совершили настоящий переворот в ведении морской войны и благодаря этому отобрали у карфагенян господство на море. Хотя война тянулась еще 20 лет, в сущности, победа Рима после сражения при Милах была только вопросом времени.

Почести победителям. В честь первой морской победы римлян в центре Рима была воздвигнута мраморная колонна, украшенная таранами захваченных карфагенских кораблей. В надписи на колонне сообщается о количестве захваченных и потопленных судов, о сданном в римскую казну трофейном золоте и серебре. Гай Дуилий был удостоен по постановлению сената неслыханной почести: его должны были в общественных местах сопровождать два флейтиста и факелоносец, чтобы все видели: идет человек, сокрушивший господство карфагенян на море.

Римляне становятся полными хозяевами Средиземноморья. За первой войной против карфагенцев последовала вторая, и только через 100 лет после битвы при Милах в 146 г. до н.э. пал и был уничтожен Карфаген. В том же году римляне подавили восстание против них в Греции и стерли с лица земли древний Коринф. Эти события означали, что Рим окончательно стал хозяином Средиземноморья, и горе было тому, кто посмел бы противиться его воле.

Читайте также другие темы части IV «Римские войны и сражения эпохи Республики» раздела «Ближний Восток, Греция и Рим в древности»:

Источник

История флота Древнего Рима

300px Rome

V век до н. э. — V век н. э. Годы существования
Военно-морской флот Тип
Гай Дуилий, Марк Атилий Регул, Гай Лутаций Катул, Марк Випсаний Агриппа. Действующий
командир

Техника (по состоянию 264—241 гг. до н. э.):

Война с Вейями, Война с Тарентом, Пунические войны, Иллирийские войны, Македонские войны, Митридатовы войны, Галльская война, Вторжение Юлия Цезаря в Британию, Римское завоевание Британии, Батавское восстание, Гражданские войны и др.

150px Drevniy flot

Содержание

Типы кораблей

180px Birema

magnify clip

В основу конструкции римских боевых кораблей лег греческий базовый принцип и методология эллинистических государств Малой Азии. Основным движущим механизмом судна выступают многочисленные параллельные весла, в той же многоярусной компоновке и эстетическом исполнении фор- и ахтерштевней.

Читайте также:  на фазе генерализации формирования двигательных навыков что происходит

Если принцип и логика остаются на прежнем уровне, то качество и масштаб исполнения стремительно растут. Судна становятся более габаритными. На них по возможности располагается артиллерия (лат. tormenta), регулярные группы морской пехоты (лат. manipularii или liburnarii), устанавливаются штурмовые трапы-«вороны» и боевые башни.

В римской квалификации кораблей все боевые судна именуются как «naves longae», «длинные корабли», исходя из своих достаточно узких корпусов, сохраняющих соотношение ширины к длине 1:6 и больше. В противовес им транспортные корабли именовались как «naves rotundae», «круглые корабли».

Главной, наиболее конкретной и определяющей классификацией считается разделение античных боевых кораблей исходя из количества рядов весел.

Судна с одним рядом весел (по вертикали) именовались монерами (moneris) или униремами, в современной литературе часто ошибочно именуются просто галерами, с двумя – биремы или либурны, с тремя – триеры или триремы, с четырьмя – тетреры или квадриремы, с пятью – пентеры или квинкверемы, с шестью – гексеры.

Римские боевые корабли в среднем превосходили греческие и карфагенские аналоги. В случае наличия попутного ветра на корабли устанавливались мачты и подымались паруса. Крупные судна в определенных случаях получали бронирования в виде бронзовых пластин и зачастую завешивались перед боем вымоченными в воде воловьими шкурами для препятствия возгорания от снарядов противника. Так во время боевого положения вышеуказанные мачты и паруса демонтировались и укладывались на палубу. Хотя стоит отметить, что подавляющее большинство римских боевых кораблей, в сухом остатке вообще не имели стационарных, не-съемных, мачт.

Основной же доктриной для флота были прибрежные морские сражения. Длительные морские походы в относительно человеческих условиях, в связи с отсутствием свободной площади, огромного количества гребцов, десятках матросов и центурии морской пехоты обеспечить было невозможно. Именно по этому во время переходов экипажам корабля рекомендовалось для ночлега сходить на сушу. Также корабли имели относительно низкую мореходность, в случае внушительного шторма, судно рисковало потонуть едва ли не гарантировано.

Скоростные же характеристики данных кораблей оставляли желать лучшего. Тяжелые корабли с гребцами не могли набирать скорость выше 3-4 узлов, легки корабли не ходили выше 7-8 узлов.

Руководство кораблями было делегировано двум людям. Капитан («триерарх») руководящий самими процессами плавания и навигацией, и центурион, руководящий непосредственными боевыми действиями.

Биремы и либурны

Источник

Нужно сообщение по истории 5 класс» О ПЕРВОЙ МОРСКОЙ ПОБЕДЕ РИМЛЯН «?

Нужно сообщение по истории 5 класс

» О ПЕРВОЙ МОРСКОЙ ПОБЕДЕ РИМЛЯН «.

f0

Начав первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей.

Вскоре они поняли, что без военного флота им не победить.

Тогда застучали топоры на верфях Италии.

А на берегу установили скамьи с вёслами.

Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать вёсла.

Ровно через год флот был спущен на воду.

Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю.

Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей.

f4

Сообщение о первой морской победе римлян?

Сообщение о первой морской победе римлян.

f2

Сообщение о норманнах 6 класс история?

Сообщение о норманнах 6 класс история.

f5

Сообщение по истории 5 класс о Ахилесе?

Сообщение по истории 5 класс о Ахилесе.

f7

Сообщение по истории 5 класс про Голиафа?

Сообщение по истории 5 класс про Голиафа.

f7

(история нового времени 7 класса)

f7

5 класс история сообщение о культуре?

5 класс история сообщение о культуре.

f0

5 Класс сообщение о Соломоне?

5 Класс сообщение о Соломоне.

f3

f5

Сообщение по истории на тему «астрономия»?

Сообщение по истории на тему «астрономия».

f9

Жизнь древних римлян?

Жизнь древних римлян.

Про ихние религии, одежду, питание, историю.

f7

Сделай вывод : Почему Рим победил Карфаген?

f0

f1

Правильный ответ Мерсия.

f2

Ответ будет под номером б.

f3

f4

Установление самостоятельных торговых отношений с соседними странами и как следствие развитие торговли. Поэтому скорее всего (2).

f5

f6

Перед тем как на них напали арабы они были ослаблены после войны с Византией).

f7

Дам подсказку : если вы это делали по учебнику, то обычно в конце параграфа есть вывод.

f8

Ответ в документе : Извини, что приходится скачивать ; правила такие. ; ].

f9

Рим это вечный город главная площядь это форум пантеон это храм всех богов колизей самый большой амфитеатр цирк был для состезаний колесниц.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector