сообщение на тему средневековая школа на руси

Содержание

Доклад по воспитательной работе «Древние школы на Руси»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Первые школы на Руси

hello html m65221135

Выполнила: Томилова С.В. воспитатель группы продленного дня ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»

1. Познакомиться с историей возникновения первых школ на Руси.

2. Узнать, как и чему учили ребят в древности.

3. Показать важность образования в жизни человека.

Школа – это учебное заведение, где ребёнка готовят к жизни

Но ситуация начала меняться после крещения Руси. Самые первые школы были образованы в Киеве в 988 году. Владимир Святославович распорядился основать первую школу. Бояре отдавали своих детей в школу для обучения письму и чтению. Такое принудительное обучение не вызвало интереса среди детей. Школьная грамота была неизвестностью для людей тех лет.

В Древней Руси термин «школа» в первый раз был упомянут к концу XIV века. Школа была учебным заведением, где обучали ремеслу, грамоте и науке. В маленьких селениях детям преподавал знатный и образованный боярин. Класс состоял из нескольких человек, обычно такие группы не были больше 5 учащихся.

В стенах первой школы сразу несколько сотен учеников получали образование. Ученики были разделены на разновозрастные группы до 15 человек. К каждой такой группе был прикреплен свой учитель.

На Руси учебные заведения назывались училищами : слово школа стала называться с 14 века.

Уже в первой половине 11 века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.

Первая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче.

Во времена правления князя Владимира в школе учиться могли только мальчики, а первыми предметами для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.

Образовательный процесс проходил точно также как и в других школах. К концу XI века школы открылись в других городах Руси. Учебные заведения открывали при церквях и монастырях. Священнослужители долгие годы считались самыми умными и начитанными людьми. Уже с XV века частные школы открылись во многих городах и поселениях.

И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Обучение предоставлялось девушкам из зажиточных семей того времени.

hello html m4c60a5ce

hello html m48cda97e

Первые школы на Руси хоть и существовали, но не расцветали и постепенно начинали угасать. И только в 17 веке изучение наук и искусств в школах начиналось по новому в эпоху Петра 1.

hello html 1a277e35

В 18 веке Петр I издаёт указ об открытии начальных школ во всех губерниях(областях). В его царствование было открыто 110 та ких школ. Детей обучали чтению, письму и счёту. Пётр I многое сделал для просвещения народа т.к. понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной. hello html 1e4e0542

hello html 5bb6c97bВ 1701 году в Москве открывается Школа математических и навигационных (морских) наук.

Санкт-Петербурге открывается Смольный институт Благородных девиц

Это было первое учебное заведение для девочек из семей дворян. Туда принимались девочки в возрасте 6 лет и обучение продолжалось 12 лет.

Но школ было мало, поэтому было мало специалистов.

hello html 79ff1f1f

Много для образования сделал Ломоносов. В основу образования вошел национальный русский язык. Главным научно-педагогическим центром был Московский университет.

hello html 12349ad2

В результате исследования я узнала о первых школах на Руси, как и чему учили сверстников в древности, о важности образования в жизни человека.

Источник

Школа в средневековой Руси

Школа в средневековой Руси

Обязанностью Церкви было также распространение образования, в том числе грамотности. Местный священник, как правило, выполнял и роль учителя «начальной школы», а первыми книгами детей, кроме «Азбуковника», были тексты из Священного Писания, катехизиса и других церковных книг. Писать, или по крайней мере читать, умели многие горожане и крестьяне, хотя и неграмотных встречалось немало. До XV в. бумага и пергамен (выделанная телячья кожа) были слишком дорогими. На них писали чернилами и красками важнейшие документы — духовные грамоты, договора между правителями, церковные книги и летописи.

Писать же учились на воске, которым покрывали складывавшиеся вместе, наподобие книжечки, дощечки (церы), а также на специально выделанной березовой коре — бересте. Буквы на них процарапывали, поэтому на бересте они оставались навсегда и не смывались водой. Во влажной почве многих городов, прежде всего Новгорода, береста сохраняется, благодаря чему мы можем заглянуть в «школьные тетради» маленьких новгородцев, а также познакомиться с образцами их личной и деловой переписки. В Новгороде количество найденных «берестяных грамот» скоро дойдет до тысячи, несколько их найдено и в других городах — Смоленске, Старой Русе, Твери, Пскове.

В Москве пока найдена только одна берестяная грамота, но зато в слоях XIII–XIV вв. археологам здесь часто удается обнаружить писала — заостренные палочки из кости или металла, которыми чертили по воску и бересте, — это свидетельство того, что и здесь грамотных было много. На рубеже XV–XVI вв. писала вдруг исчезают, зато начинают попадаться керамические чернильницы, пеналы для перьев, письменные приборы (в XVII в. часто бронзовые). К этому времени стала уже более доступной бумага, заменившая неудобную бересту и дорогой пергамен. Много надписей появляется на бытовых предметах — бочках, кувшинах и прочей утвари, на личных печатях, надгробных плитах. Постепенно владеющих навыками чтения явно стало гораздо больше.

В XVI–XVII вв. писать, во всяком случае, подписываться, мог практически каждый мало-мальски состоятельный москвич. Почти все завещания, данные, купчие, акты земских соборов (съездов бояр, дворян, духовенства и купцов) завершаются формулой «руку приложил» и подписями, хотя среди членов земского собора были и неграмотные. Текст обычно готовили профессионалы-подъячии, но заказчик часто делал к нему приписки и, видимо, мог прочесть документ.

Детей знати учили греческому языку, а с середины XVII в. латыни, немецкому и польскому; кое-кто умел говорить по-турецки и даже по-итальянски. Это оказало влияние на развитие русского языка: в текстах встречается много тюркизмов и полонизмов.

Произнести несколько слов на языке гостя было признаком хорошего тона: в 1536 г. великая княгиня Елена Васильевна по-тюркски «карашевалась» (здоровалась) с женой хана Шигалея, Фатьмой-салтан, и даже шестилетний Иван IV умел сказать по-тюркски короткое приветствие.

Дети простых людей обходились навыками чтения только по-русски, умением написать простой текст и простейшими приемами счета. Они получали и некоторое церковное образование (учили обязательные молитвы, пункты катехизиса, начала Священного Писания).

Читайте также

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. — Образование Русского государства на севере и на юге. — Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. — Русские князья и половцы. — Суздаль и Новгород. — Появление Ливонского ордена. — Внутреннее состояние Руси до конца XII в

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. — Образование Русского государства на севере и на юге. — Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. — Русские князья и половцы. — Суздаль и Новгород. — Появление Ливонского ордена. — Внутреннее

ГЛАВА ПЯТАЯ История северо-восточной Руси с начала XIII до конца XIV в. Положение русских княжеств на северо-востоке и юго-западе Руси перед нашествием монголов. — Первое появление татар. — Нашествие Батыя. Покорение Руси монголами. — Общие бедствия. — Александр Невский. — Дмитрий Донской. — Деятель

ГЛАВА ПЯТАЯ История северо-восточной Руси с начала XIII до конца XIV в. Положение русских княжеств на северо-востоке и юго-западе Руси перед нашествием монголов. — Первое появление татар. — Нашествие Батыя. Покорение Руси монголами. — Общие бедствия. — Александр

Д. Феннел Кризис средневековой Руси 1200–1304 (М., 1980)

Д. Феннел Кризис средневековой Руси 1200–1304 (М., 1980) «…Каковы были непосредственные результаты татарского нашествия? Как это часто бывало в ранней русской истории, письменные источники содержат поразительно мало сведений, позволяющих сделать какое-либо обоснованное

2. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде

2. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде Москва — Новый ИерусалимСобытия, о которых пойдет речь, составляют, по-видимому, основной слой ветхозаветного рассказа о восстановлении Иерусалима после Вавилонского

3. Рюриковичи и «люди» средневековой Руси

3. Рюриковичи и «люди» средневековой Руси Крайне интересен затронутый выше В. О. Ключевским вопрос о взаимоотношениях князя с «людием», вопрос об основах княжеской легитимности. Обычай в X–XII вв. в сфере отношений власти и общества еще занимал то место, которое в

Глава 12. Женщины Средневековой Руси

Глава 12. Женщины Средневековой Руси И вновь нам предстоит погрузиться в область легенд. История Средневековой Руси таит немало женских биографий, но не всегда легко отличить, где в них правда, а где предание. Особенность ситуации заключается в том, что если в Европе в Х в.

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес — Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском)

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском) Современный адрес — ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель — один из

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

3. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде

3. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде 3.1. Москву возводили в XVI веке как Новый Иерусалим В книге «Империя» мы обосновали идею, что евангельский Иерусалим — это Новый Рим = Царь-Град (Ерос). Там в XII веке распяли Христа.

8.1. Общая характеристика средневековой Руси

8.1. Общая характеристика средневековой Руси В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных

8.4. Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура

8.4. Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура Языческое мировоззрение земледельцев Восточной Европы сложилось задолго до возникновения славянской государственности. Как и другие языческие религии, религия славян основывалась на мистическом отношении к

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа)

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа) Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

Ситуация в РФ (Восточной части Руси) и «Малой» Руси («Украине»)

Ситуация в РФ (Восточной части Руси) и «Малой» Руси («Украине») 1998 год. В РФ – Российской Федерации секта прокажённых безродных паразитов устроила искусственное банкротство страны.1999 год, июль. В «Малой» Руси («Украине») многие области превратились в зону бедствия.

Источник

Образование в средневековой Руси

40px Emblem important.svg

40px Emblem important.svg

Образование в средневековой Руси

350px Teacher Boris Kustodiev

magnify clip

Содержание

Школы князей Владимира и Ярослава

Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами [1]

Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских инноваций).

Вологодско-Пермская летопись [источник не указан 872 дня] о школе Владимира Святославича 988. «Князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте».

Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.

Софийская первая летопись о школе в Новгороде: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».

Читайте также:  стрижки на руси мужские

Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.

Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Ядрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» — собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс. страниц.

1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напоящие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина… …Ярослав же… любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам» [2]

Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны.

«Месяца июня в 10-й (день) выгреб (потревожили мощи) грамматика, а в 15-й отдали Лазорю».

Монастырское образование при князе Всеволоде

Всеволод Ярославич (1030—1093) — сын Ярослава Мудрого, мог бывать и в новгородской школе отца. С 1054 по 1076 г. Всеволод княжил в Переяславльской и Суздальской землях. После смерти брата Святослава стал великим князем киевским, но отдал престол брату Изяславу и начал княжить в Чернигове. После смерти Изяслава в 1078 г. стал снова великим князем киевским. Был образованным человеком, знал пять иностранных языков, вместе с братьями утвердил так называемую «Правду Ярославичей».

Образование, включая монастырское, поддерживал еще Феодосий Печерский (ок. 1008 — 3 мая 1074). «Житие Феодосия Печерского» сообщало о школе в Курске «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском… Обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних… К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился».

Школы в других регионах Руси

Известно в 1143 г. основанное Евфросинией Полоцкой женское монастырское училище в Полоцке(ныне Витебская обл., Белоруссия), входившем тогда в состав Руси.

Так блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгороде. Здесь учился грамоте и учился примерно — не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям… [7] Евфимий родился в начале XIV в. Окончил школу, которая, видимо, существовала в городе уже в XIII в. Пострижен в монахи, а впоследствии назначен архимандритом монастыря в Суздале. В «Житии» Евфимия сохранилось наиболее раннее упоминание о школе в Нижнем Новгороде.

Вероятно существование начальных школ у многих церквей и проходов Руси, но общее их количество определить пока трудно.

Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву

Стоглав об училищах (по некоторым версиям — только в домонгольское время, хотя «прежде сего» — именно ранее XVI века). (глава 25)

Общие достижения культуры средневековой Руси [10] во многом подтверждают оценки авторов «Стоглава».

Источник

Образование в средневековой Руси

http://istorik.org/wp-content/uploads/2008/04/on_gram.jpg
http://historydoc.edu.ru/attach.asp?a_no=561
http://www.novgorod.ru/images/896.gif
http://static.diary.ru/userdir/1/7/6/5/176505/30477200.jpg
(обилие иллюстраций по теме)

Образование в средневековой Руси

Содержательно для историков отечественного образования статья сама по себе полезна. Поэтому уверенно можно использовать её материал для всяких работ и рефератов. Сноски везде есть, даже на публикации самой Википедии.

Наша Дружба с Википедией

Добро пожаловать в Википедию,
свободную энциклопедию, которую может редактировать каждый.
Если вам понравилась Википедия, то не забудьте порекомендовать её своим друзьям!

Версия 17:40, 18 мая 2010 Эта статья предлагается к удалению.
Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/12 мая 2010. Якобы ОРИСС. ВСЁ НЫНЕ УНИЧТОЖЕНО
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения.

Подводящим итоги: <>
Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить.

3. (ТРИ. Собственно статья)

Одной из отправных точек формирования начал отечественного Средневековья является и деятельность готов, их знати на землях от Дуная до Дона. Здесь севернее Черного моря в регионах многовекового контроля народов Скифии и Сарматии начинал просветительскую деятельность Вульфила (готск. Wulfila, лат. Ulfilas, Vulfilas, Gulfilas, Ulphilas: около 311 – 383 ; Константинополь) — первый епископ готов, легендарный создатель готского алфавита. Он не был чистокровным готом, а происходил от пленных христиан, вывезенных около 267 г из Каппадокии. Не подлежит, однако, сомнению, что его семья вполне сжилась с новой средой, так что сам Вульфила, родившийся и воспитавшийся в стране готов, может считаться членом готской народности. По словам его ученика Авксентия, епископа доростольского (то есть Силистрии), Вульфила до тридцатилетнего возраста был лектором при одной из немногочисленных христианских церквей в земле вестготов[3].

Около 341 г. он участвовал в посольстве, посланном его соотечественниками к императору Констанцию. Во время пребывания в Константинополе он был выбран епископом готов и рукоположен Евсевием Никомедийским не позже весны 341 г, времени смерти Евсевия. Вернувшись на родину, он деятельно взялся за проповедь христианства. Когда около 348 г. в стране вестготов начались преследования христиан со стороны Атанариха, могущественнейшего из вестготских князей, то Вульфила, став во главе своих единоверцев, вывел последних через Дунай в Мезию. Император Констанций принял переселенцев очень ласково и отвел им земли около Никополя, где они основали общину с патриархальным устройством, во главе которой стоял сам Вульфила.

Наиболее важным его делом, доставившим бессмертие, был его перевод Священного Писания на готский язык (см. «Готская Библия»).

Вульфиле принадлежит почин в переводе Библии, он лично перевёл, по крайней мере, Евангелие и часть Посланий. Едва ли он довёл начатое дело до конца; вероятно, он воспитал себе учеников и помощников, которые продолжали работу, предпринятую им. Около 390 г. два готских священника (Сунния и Фрексела: Sunnia и Frexela) обращались к св. Иерониму с просьбой объяснить им некоторые вопросы текста и перевода Псалтири; над переводом последней, очевидно, ещё трудились в то время, то есть уже после смерти Вульфилы.

Деятельность Вульфилы не была началом христианизации земель будущей Руси. Наиболее ранним сообщением о проникновении христианства в Скифию признается свидетельство Квинта Септимия Флорента Тертуллиана (около 160-220). Он отмечал, что Христа уже приняли даки, германцы, скифы и сарматы. Афанасий Александрийский через век подтверждал, что скифы и готы приняли «слово Христово». Епископа Том (Констанцы) Епифаний (около 314-367) говорил о первых монахах на землях Готии. «Старец Авдий подвергся изнанию, будучи сослан императором Констанцием II в пределы Скифии вследствие доноса. Пребывая там, не могу сказать сколько лет, и идя вперёд, в самую внутренность Готии, он огласил христанское учение многих готов и с тех пор там возникли монастыри и строгое подвижничество». Иоанн Златоуст (около 347-407)в комментарии к Евангелию от Матфея сообщал: «И скифы, и савроматы, переводя Святое Писание на язык свой, философствуют об этих словесах». Евсевий Иероним подчеркивал, что «холода Скифии кипят жаром веры», «гунны изучают Псалтырь», а «рыжее и бекурое войско возит за собой палатки церквей». Официальная «Церковная история» Гермия Созомера, созданная в 444 году причисляет «варваров», живущих восточнее Истра к тем, кто «уже давно принял веру Христову». Уточнение Епифания: «Скифией древние обыкновенно называли страну, где живут готы и даки, а также венеды и арии до пределов германцев на западе и до амазонок на востоке»[4].

При царе Рескупориде VI примерно к 341 году у Азовского моря прекращается чеканка монеты, существовавшая непрерывно около 900 лет (найдены сотни приазовских монет десятков различных типов). Корпус боспорских надписей включает тысячи памятников вплоть до мелких фрагментов.[5] Но «архонство» Боспора, обретшее к IV в. и свою епархию, в той или иной форме дожило почти до времен русского Тмутараканского княжества X-XIII вв., возникшего в этой округе. Послы Боспора в 362 г. встречались в Царьграде с императором Юлианом, которому в азиатских войнах служил «значительный отряд скифских вспомогательных войск». Правление Юлиана (360-363) связывалось с «тратой таких денежных сумм, на которые можно было бы купить службу половины живших в Скифии народов». Имя скифов и сарматов, даже по оценкам западных источников и ученых, «самое древнее из всех, под которыми были известны славянские расы»[6]. Народы Скифии упорно вмешивались в политику и судьбы сыновей и других последователей Константина Великого. «Опасности и трудности войны со скифами», включая грозных массагетов, около 350 г. заставили персидского царя Сапора заключить с империей мир и несколько лет соблюдать его. Хотя другие скифские наемники защищали интересы того же Сапора. Дакию севернее Дуная в 337-340 гг. пытался контролировать Константин II, сын Великого. Он попал в засаду в лесу у реки Алса (Олта?) и был убит. Войска провозгласили императором Ветрания, родившегося в Мезии у низовий Дуная. Того поддержал галл Магнеций. Под Сердикой (Софией) самозванцы были биты, а Ветраний был сослан в Прусу (Вифинию), многовековой опорный центр северян на юге. Ветер (Ветра) – имя божественное для скифов, близких праславянам.

«Независимым сарматам были возвращены земли, на которых они жили в старину, и хотя Констанций не полагался на их легкомысленный нрав, он надеялся, что чувство признательности повлияет на их будущее поведение. Он приметил величавую наружность и почтительный вид одного из самых знатных вождей (князей) Зизаиса и возвел его в звание короля. Своей искренней и неизменной преданностью к своему благодетелю Зизаис доказал, что он был достоин верховной власти, а Констанцию победоносная армия дала, после этого блестящего успеха, название Сарматского»,

В борьбу за власть вступил Прокопий, командовавший войсками империи в Месопотамии. Его мать была сестрой Базилины — матери Юлиана. Братья попытались его уничтожить, но соперник бежал в Скифию. Начинался новый период борьбы Скифии за влияние в мире, когда сокрушение Рима становилось прямой целью скифских властителей, от имени каких бы этносов-народов они ни выступали. Империя на южных рубежах Скифии активно проводила христианизацию в духе Никейского символа веры (325 г.), принятого под руководством Константина Великого. Многие тысячи первых скифов-христиан бежали в империю в результате событий 330-337 гг. Но в северную державу направлялись десятки новых проповедников, среди которых с 341 г. отличался «старец Ульфила» (особенно христианизацией готов). Веками до принятой даты «крещения Руси» епархии действовали в Малой Скифии (округа Болгарии), Крыму (Херсонес, Керчь, Сурож и т.п.), округе Кавказа[9]. Здесь ярко проявили себя десятки христиан, известных своими сочинениями и поддержкой решений церковных соборов (они оставили под этими решениями свои подписи). И это уже проявления уровня христианского образования.

Весной 365 г. десять тысяч скифов-богатырей пришли из-за Дуная поддержать Прокопия (он на время был провозглашен императором), который сам вернулся от Дона на «купеческом корабле». Восстанию помогали и наемники-галлы. Взаимодействие по линии Испания, Галлия — Скифия прослеживается хотя бы с I в. до н.э., времен Митридата Евпатора. Но верно служили другие сарматы-скифы и империи. Подобные расколы в разных странах и народах известны тысячи лет, о чем свидетельствует и библия.

Валент в 366 г. с помощью других скифов смог подавить восстание. Карательная экспедиция во главе с сарматами Виктором и Аринфеем, поддержавшими выдвижение «паннонийских братьев» в императоры, блокировала возвращение скифов на север. Их захватили в плен, обратили в рабов и продали в городах Фракии, где было немало прежних скифских переселенцев. Весной 367 г. Валент переправил армию через Дунай и далеко углубился в Скифию. Построив в 369 г. мост у одного из Новиодунов (придунайских Новгородов; ныне Исакча), вновь «вторгся в землю варваров». Пройдя владения грейтунгов (степняков, полян), имперские войска натолкнулись на дружины Атанариха, но оттеснили их.

Дипломатическая активность народов Великой Скифии неизбежно была показателем и необходимого уровня образования в среде этих народов.

Это подтверждалось античным римским “сервус” (раб), византийским “склавус” (раб), вскоре ставшими обозначением славян. Да и античная округа Эллады, начиная с Афин, общественных служителей называла “скифами”(гетами и т.п.), а служанок – “скифянками”. Услужливость и мастеровитость выходцев из Скифии больше говорили в пользу профессиональной образованности пращуров-земляков россиян, чем унижали их. Стольники-домоуправы, пекари-повара, водоносы-провизоры и другие умельцы и ныне важны на планете. Римско-византийская знать заметной частью за несколько веков тоже формировалась выходцами из Скифии, прошедшими обычно армейскую школу. И при Сулле, и при Августе, и при других императорах. Возможно, знать видела в скифской прислуге из родных краев гарантию её верности, привлекала часть работников по родственным связям и рекомендациям. Латинский язык наполнялся варваризмами-вульгаризмами почти от берегов Волги («вульгар» – образно говоря – булгарский, волгарский).

Высокий уровень ремесла вскоре проявляла и средневековая Русь[12]
Военное образование

Со скифских времен военному (ратному) образованию[13] народы на землях будущей России и её соседей уделяли особое внимание, так как всевозможных угроз огромной территории державы веками возникало много. Смягчение угроз требовало и определенных дипломатических усилий, что тоже говорит о высоком уровне отечественного античного и раннесредневекового образования [14] Громя отборные имперские войска, с боями проводя позднеантичное великое переселение народов, северная держава показывала яркие примеры ратных достижений[15].

Читайте также:  куда нужно сдавать историю и общество

9 августа 378 г. под Адрианополем (недалеко от Царьграда и мест, где аланы до 244 г. били Грациана III) объединенные войска Скифии наголову разгромили отборную Римскую армию Валента и убили самого императора. Отличились всадники Алафея и Сафрака, части гота Фритигерна, поддержавший их отряд Сверида и Колиаса. Погибли две трети римской армии, 35 военных трибунов, несколько высших сановников, включая «скифофоба» Себастьяна, досаждавшего северянам. Армянские наемники во главе с Траяном и Профутуром пытались блокировать передвижение скифов у Дуная, но тоже были биты. В боях отличались гунны и аланы, придававшие «новые силы и энергию стойкости готской пехоты». Спаслись лишь римские части сармата Виктора и галла (или свева) Рецимера (Рихомера), но источники «на эти события бросают слабый свет». Скифы должны были бы уничтожить дружину Виктора, помня о его походах за Дунай вместе с Валентом десяток лет назад. Они же дали ему уйти — «сохранить хладнокровное мужество и поддержать в своих войсках дисциплину». Тень двойной игры падала на эту политическую фигуру. Скифам помогли мастеровые фракийских приисков и рудников, где трудилось немало рудов-русов, выходцев из Скифии. По официальной историографии римские войска привычно громят «одни готы», да и только германцы. А громили римлян войска полиэтничной Великой Скифии.

Грациан срочно вызвал Флавия Феодосия в Сирмий и в начале 379 г. провозгласил его императором вместо погибшего Валента. Так Скифия, по сути, привела к власти Феодосия Великого (ок.346-395), родом из Испании, но тоже из среды восточных переселенцев. Имя Феодосий (можно вспомнить и город Феодосию) веками сохраняло популярность и в России, связано с несколькими яркими личностями российской средневековой истории. Скифские войска, сокрушившие Валента, были использованы Грацианом для операций против германцев. Но менее чем через год-два они частью были обращены и против Феодосия — наемники и тогда служили тому, кто больше платил. Великий смог умело использовать непосильный для многих императоров «скифский аргумент».

Феодосий еще около 374 г. был дуком Мезии и стал привлекать в свою легионы ратников из Скифии, как отличных воинов. Льстецы через несколько лет отмечали это как одно из главных деяний императора: «Привлеченные этой твоей милостью, все скифские племена стали стекаться такими роями, что, казалось, ты повелел варварам производство набора (призыва), который отсрочил для своих. Гот, гунн и алан откликаются на перекличках, стоят на часах и боятся отметки об отсутствии. »[16]

17 августа 380 г. Феодосию удалось заключить со Скифией мир, скифы еще шире привлекались к службе. Войска Афанарика с 8 сентября стали официальными союзниками императора. 24 ноября Феодосий с триумфом въехал в Константинополь — «угасил пламя скифов и обеспечил со стороны их поддержку государства в будущем». Осенью 386 г. в знак победы у Дуная над скифскими войсками царя Ододея (Одотея) в Царьграде начали сооружать колонну, изображающую северные подвиги императора и его полководцев. За эти деяния Феодосия тоже сравнивали с Александром Македонским, но который якобы избегал столкновений с «великими скифскими племенами».

При христианизации полиэтничные скифы и выходцы из Скифии нередко вовлекались в понятное им арианство, по которому святой Сын — первое творение святого Отца, посредник между Богом и тварью. Отчасти великое переселение народов и шло под флагом утверждения новой веры.

Средневековая Русь как наследница Великой Скифии имела многовековую ратную славу, о которой знали и помнили империи разных времен. Но в процессе раннесредневекового великого переселения народов многие наиболее активные силы державы осели на просторах Западной Европы (готы, аланы, гунны, славяне), Северной Африки (аланы, вандалы), Передней Азии (готы, аланы, гунны, славяне). Русь развивали наследники остававшихся общин и возвращавшиеся на родину дружины.
Христианская письменность Скифии до кириллицы

«Скифы кои суть русские» участвуют в осаде Константинополя в 626 г. Около 640 г. русы проявляют себя в округе Каспия[18]. Проблема Русского каганата пока не остается полностью решенной. Возможно, это следы той государственности и соответствующего образования, которые уничтожало иконоборчество.

Евангелие и Псалтырь “роусского письма” с помощью одного руса года три около 860 г. изучал в Крыму Кирилл. А затем он и сочинил “кириллицу”, где первые произведения тоже были Евангелие и Псалтырь. Имя крымского знатока-учителя “роусского письма” осталось неизвестным, хотя оно могло стоять рядом с Кириллом.

Во времена иконоборчества (а по сути тотального уничтожения скифо-русской документации, что обычно сберегалась в храмах) в 714 – 860 гг почти все глаголические тексты (они были нередко заполнены рисунками) исчезли. Старые пергаменты от глаголических текстов выскабливались, а по выскобленному писали уже кириллицей. Эти палимпсесты (рукописи на пергаменте, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый)- важные свидетельства формирования средневековой славянской письменности. На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица, новый текст написан кириллицей. Нет ни одного палимпсеста, в котором была бы соскоблена кириллица и по ней написана глаголица. В трактате «О письменах» Черноризец Храбр (начало X в.) подчёркивает различие в написании греческих букв и славянской азбуки Кирилла и Мефодия, видимо глаголицы:»Тем же славянским письменам более святости и чести, что святой муж сотворил их, а греческие — эллины поганые. Если же кто скажет, что не устроил их добро, потому что доделывают их ещё, в ответ скажем этим: и греческие также многажды доделывали».

Первоначальная нацеленность азбуки на посвящения в «тайные братства» христианства отчасти отражена начертанием букв. Облик букв ранней (круглой) глаголицы в чём-то совпадает с хуцури, грузинским церковным алфавитом, созданным до IX в., возможно на основе армянского. Количество букв в хуцури, 38, совпадает с количеством букв в славянской азбуке, посчитанных Черноризцем Храбром в его трактате. В некоторых буквах (и в целом в системе дорисовывания на концах линий маленьких кружочков) имеется поразительное сходство со средневековыми еврейскими каббалистическими шрифтами и исландскими «руническими» тайнописями, типа эльфо-рун. Всё это может быть не случайным, так как признаётся, что св. Константин Философ был знаком с восточными алфавитами (читал древнееврейские тексты в подлиннике), о чём упомянуто и в житии святого. Начертание большинства букв глаголицы обычно выводят из греческой скорописи, а для негреческих звуков привлекают еврейскую азбуку, однако бесспорных объяснений формы почти ни для одной буквы нет.

Изобретатели из славян могли конструировать сложнейшие осадные машины (для доказательства их эффективности выполняли на земле чертежи, чтобы князья и старейшины по чертежам убеждались в мощи техники). Славянские осадные машины под Солунью известны в 677 г., но славяно-гуннские подобные машины подводились у городов Дуная к стенам крепостей еще в 434–447 гг. А скифские войска – более 300 тыс. воинов и до 6 тысяч боевых кораблей от Дона и Днепра – выкатывали к городам такую мощную и сложную технику в 261–270 гг. Например, к той же Солуни (Фессалонике).

Северяне-славяне [19] примерно с тех пор заселяли часть земель нынешней Болгарии. Смолинцы дошли до низовий Эльбы. Древане вместе с ободритами строили в ту пору крепость Велиград. А ближе к Балтике встал Старград (датчане, возможно, его называли Рерик). Около 808 г. датчане Старград захватили, а славянских купцов взяли в свои города. В тот период в Прибалтике и проявляет себя Гостомысл. Гостомыслом звали одного из князей вендов (западных славян), который погиб в 844 году в сражениях против короля Людовика согласно Ксантенским и Фульдским анналам. В оригинальном тексте имя погибшего пишется на латинском как Gestimus. Gestimus брал под контроль огромную территорию. Славяне в ряде мест с 790 года признаются в составе общин ряда западных церквей и монастырей, что указывает на их крещение.[20]
Школы князей Владимира и Ярослава

Знаменитая смоленская надпись на корчаге-горшке середины X века признается одной из первых «русских надписей» (хотя подобных фрагментов в Приазовье множество). Существует несколько вариантов прочтения:ГОРОуХЩА, ГОРОуШНА, ГОPOУX Y Л, ГОРОуН’А, ГОРОуНЩА, (ГОРЩА). Отсюда и различное толкование : это обозначение содержимого сосуда — горчичное семя или горчичное масло, нефть (горючее) или как имя владельца корчаги[21].

Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами[22]

988. В лето 6496. Владимир был рад, что познал бога. «И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских инноваций).

Вологодско-Пермская летопись о школе Владимира Святославича 988. «Князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте».

Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование. Софийская первая летопись о школе в Новгороде 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».

Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.

Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Ядрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» — собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс. страниц.

1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны.
Граффити XI в. из Киевского Софийского собора

Эти важные свидетельства образования на Руси выявил и опубликовал С. А. Высоцкий[24].

«Месяца июня в 10-й (день) выгреб (потревожили мощи) грамматика, а в 15-й отдали Лазорю». «Пищан писал, к дьякам ходил выучеником»

Всеволод Ярославич (1030—1093) — сын Ярослава Мудрого, мог бывать и в новгородской школе отца. С 1054 по 1076 г. Всеволод княжил в Переяславльской и Суздальской землях. После смерти брата Святослава стал великим князем киевским, но отдал престол брату Изяславу и начал княжить в Чернигове. После смерти Изяслава в 1078 г. стал снова великим князем киевским. Был образованным человеком, знал пять иностранных языков, вместе с братьями утвердил так называемую «Правду Ярославичей».

Образование, включая монастырское, поддерживал еще Феодосий Печерский (ок. 1008 — 3 мая 1074). «Житие Феодосия Печерского» сообщало о школе в Курске «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском. Обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних. К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился».

Анка (Янка) — дочь киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха. Княжна отличалась начитанностью. В 1086 г. при Андреевском монастыре открыла первое в Европе женское училище, которым руководила 26 лет. Обладала незаурядными дипломатическими способностями: в 1089 г. возглавляла русское посольство в Византию. Оценивая просветительскую деятельность княжны, В. Н. Татищев писал: «Сия Анна, дочь Всеволода. по ея благочестному житию, прилежности и научению юношества и проч. достойна Анна великая или достохвальная именована быть» Летописи указывают даяния князя Всеволода Ярославича на содержание училищ в Переяславле, Суздале, Чернигове и Киеве «6661 (1093). Индикта 1-го преставился великий князь Всеволод, сын Ярославав, внук Владимира Великого, апреля 13 дня. Сей благоверный Всеволод. на училисча подаяния давал». Вероятно, князья поддерживали школы-училища преимущественно в своих уделах.
Школы Руси по градам и весям

Средневековое образование на Руси нередко сводят к примерам Новгорода и Киева. Но немало свидетельств о развитии образования в других городах средневекового государства. Около 1096. Муром «После принятия христианской веры муромцы послали «мнози дети своя в научение грамоты»» [26].

Известно в 1143 г. женское монастырское училище в Полоцке(ныне Витебская обл., Белоруссия), входившем тогда в состав Руси.

Училище известно и в Ростове Великом

Школа действовала и в Нижнем Новгороде

Так блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгороде. Здесь учился грамоте и учился примерно — не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям. [30] Евфимий родился в начале XIV в. Окончил школу, которая, видимо, существовала в городе уже в XIII в. Пострижен в монахи, а впоследствии назначен архимандритом монастыря в Суздале. В «Житии» Евфимия сохранилось наиболее раннее упоминание о школе в Нижнем Новгороде.

Читайте также:  а мой мальчик едет на девятке история песни

Вероятно существование начальных школ у многих церквей и проходов Руси, но общее их количество определить пока трудно.
Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву

«. А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли. » [32].

Общие достижения культуры средневековой Руси[33] во многом подтверждают оценки авторов «Стоглава».
Примечания

Вот здесь и пришёл Mitrius (чего-то от Митры – «солнечного посвящения», но как бы «Митрич» Этот участник в русской Википедии уже 1918 дней; явно переслужил «старик»),
а за ним – и Altes (Тоже «Старик» однако. В Википедии с 5 апреля 2006 года; Я сейчас не так активен, как мог бы.). Мог бы и не гнобить статью.
Их усилиями на неделю правки были заблокированы на уровне, сохранённом ныне.

При этом убраны поддержанные и другим анонимным участником очень важные для средневекового образования сюжеты.

Почти во всех списках «Жития Кирилла» (создано в Великоморавии между 869 и 882 гг.) упомянут эпизод: «Там же в Корсуни святой Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные „русскими буквами“, и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке». Фрагмент о составлении азбуки и переводе на неё книг идёт ниже: «С помощью своего, брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевёл на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы»[1].

На древность глаголицы указывают и палимпсесты ( пергаменты, где старый текст соскоблен и написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан кириллицей. Нет ни одного иного палимпсеста. В трактате «О письменах» Черноризец Храбр (начало X в.) подчёркивает различие в написании греческих букв и славянской азбуки Кирилла и Мефодия, видимо глаголицы: Тем же славянским письменам более святости и чести, что святой муж сотворил их, а греческие — эллины поганые. Если же кто скажет, что не устроил их добро, потому что доделывают их ещё, в ответ скажем этим: и греческие также многажды доделывали.

Есть пока неакадемические версии, что глаголица Константином (Кириллом) Философом основана на некоем древнем славянском руническом письме, что якобы использовалось в сакральных языческих и мирских целях до принятия христианства в ранних славянских государствах. Убедительных доказательств этому на данный момент нет.

Римско-католическая церковь в борьбе против службы на славянском языке среди хорватов называла глаголицу «готскими письменами». На соборе епископов Далмации и Хорватии в 1059 году: Говорили, что готские письмена были придуманы неким еретиком Мефодием, который на этом самом славянском языке написал много ложного против учения католической веры; из-за этого, говорят, он был Божьим судом наказан скорой кончиной.

Дипломатическое образование. Договор 907 года

Договора неизбежно продолжали и развивали традиции подобных договоров царей Скифии и Сарматии, Боспорского царства и королевств готов, Гуннии и последующих государственных образований на землях России и её соседей.

Поход 907 г. известен по русским источникам, но косвенных свидетельств в его пользу накапливается всё больше. В «Истории» Льва Диакона указано, что Иоанн Цимисхий во время переговоров со Святославом напомнил, как князь Игорь, «презрев клятвенный договор», напал на византийскую столицу. По мнению М. Я. Сюзюмова и С. А. Иванова, А. А. Васильева, здесь имеется в виду договор Олега 911 года, заключённый после похода 907 года и известный по Повести временных лет[2].

По Г. Г. Литаврину, договор «без военного давления со стороны Руси был абсолютно невозможен». Процедура того времени и включала составление основного экземпляра договорной грамоты от имени императора, затем такой же от имени правителя другой страны (вновь на греческом языке), а уже эта грамота переводилась на язык Руси, с которым договаривались. Академик лингвист С.П. Обнорский определил текст договора 911 года именно переводным, пестрившим грецизмами и нарушениями требований русского синтаксиса[3]

(текущ. | пред.) 17:09, 20 мая 2010 (обсуждение) (51 165 байт) (;Роусское письмо) (отменить)

Статья открылась для правок
(текущ. | пред.) 09:24, 31 мая 2010 (обсуждение) (33 608 байт) (;Школы князей Владимира и Ярослава) (отменить)
И началось её наполнение за несколько часов до уровня с включением акцентов

Точка отсчета российского средневековья

В VI веке Боспор становится федератом или частью Юстиниановой Византии (Прокопий Кесарийский, Персидская война; город Прокопием не упоминается, но Тамань входила в сферу влияния Боспора). Иоанн Малала говорил о назначениях сюда на должность комита понтийских проливов (Хронография, Книга XVII). Усиление Хазарского каганата в VIII—IX веках не прервало связи Таматархи с Византией: их связывали союзнические отношения, направленные сначала против экспансии арабского халифата, а затем и против варяжских грабительских походов. Политика Византии была направлена на господство на море и контроль портов и их окрестностей. Таматарха со времён Гермонассы была портом, расположенным на побережье, иногда контролируемом хазарами.

Заинтересованность Византии в Таматархе понятна. В трактате Константина Багрянородного (глава 53) в списке нефтяных источников Таматарха стоит первой: Должно знать, что вне крепости Таматарха имеются многочисленные источники, дающие нефть — нефть использовалась в Византии для изготовления греческого огня и в окрестностях Керчи и на Тамани известны находки византийских амфор и кувшинов со смолистыми остатками на дне и стенках. Анализ показал, что эти сосуды (в том числе XI и XII «русских» веков) вероятно использовались для перевозки нефти, по своему составу идентичной таманской и керченской.

В 1079 г. Всеволод Ярославович захватил Тмутаракань, Олег Святославович Черниговский был схвачен и по соглашению с императором Никифором III Вотаниатом, с которым у Всеволода были союзнические отношения, был сослан в Византию (на Родос); после этого в Тмутаракани в течение трёх лет правил посадник Всеволода Ратибор. Известны следующие правители княжества:
988/1010 — 1036 — Мстислав Владимирович Храбрый (ум. 1036), также князь Черниговский с 1024 года
10?? — 1064 — Святослав Ярославич (1027 — 1076), князь Черниговский с 1054
1064 — 1064 — Глеб Святославич (ум. 1078), князь Новгородский с 1068 и т.д.
Археологические свидетельства уровня ремёсел

Керамический комплекс Таматархи находит многочисленные аналогии среди керамики Южного и Восточного Крыма, Приазовья и Нижнего Подонья, что свидетельствует о сохранении постоянных тесных контактов между населением указанных регионов.

В окрестностях городища найдены мраморная капитель ранневизантийской колонны V века и часть рельефа V-VI веков из известняка с изображением ангела (остатки раннего христианского храма). К востоку от городища найдена стела с надписью о возобновлении дворцовой постройки херсонесским стратилатом Евпаторием при византийском императоре Маврикии (582-602 гг.). Все известные на городище постройки этого периода по своей ориентировке совпадают с позднеантичными.

При раскопках слоев конца VII–XIV вв. Таманского городища найдены 9 иудейских надгробий. Все надгробия использованы как строительный материал вторично, в кладках средневековых строений. Стелы, вытесаны из местного пористого известняка, довольно грубой работы. На плитах выбиты иудейские символы. Вопрос о датировке остается открытым. Они не связаны с конкретными погребальными памятниками. Наиболее вероятны хронологические рамки I–V вв. н.э. Судя по другим погребальным памятникам, население Таматархи и округи в этот период было полиэтническим.

В целом раннесредневековая Тмутаракань даёт большое разнообразие археологических находок, свидетельствующих о развитии в городе и округе разнообразного ремесленного образования, за счёт индивидуального обучения у мастеров[3].
Современные оценки округи Тмутаракани в раннесредневековой политике

Население Таматархи с 8 – 9 вв. представляло собой конгломерат этнических общностей, прежде всего связанных с торговлей – хазар, болгар, греков, евреев, зихов и касогов, аланов, арабов, русов, армян, выходцев из кочевых печенежских, венгерских и гузских орд. В городе существует епископская кафедра, подчиненная Готской архиепископии в Крыму. Такая обстановка сохранялась вплоть до 60-х гг. X в., когда в результате походов Святослава хазарская администрация в Таматархе была ликвидирована. Затем сюда перенесена Зихская епархия – греческий иерей имел сан архиепископа. В результате похода князя Владимира в Таврику в 988–989 гг. бывшая хазарская крепость окончательно попала под протекторат Руси. Именно с этого времени городом, получившим русское название Тмутаракань, управляют наместники[4].

Стоглав 16 века указывал, что веками ранее в разных городах Руси «многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…». Развитость выходцев из Скифии отмечалась свидетельствами о раннесредневековом образовании на землях Руси, об активном участии этих выходцев в жизни Византии.

Гениальный (для своей корпорации) «Митрич» обиделся. Фундаментальную его «нетлёнку» исправили и дополнили. Да и собрались явно далее дополнять и исправлять.

И тогда появилось.
Ваша учётная запись или IP-адрес заблокированы, и вы не можете принять участие в редактировании статей.
Заблокировавший вас администратор Mitrius указал следующую причину блокировки:
систематическое изложение оригинальных исследований
Ваша блокировка заканчивается в 17:11, 31 августа 2010 (UTC).

Обсуждение:Образование в средневековой Руси
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта страница была удалена. Для справки ниже показаны соответствующие записи из журналов удалений и переименований.
18:03, 31 мая 2010 Mitrius (обсуждение | вклад) удалил «Обсуждение:Образование в средневековой Руси» ; (защита ориссов и проч)

В настоящее время на этой странице нет текста. Вы можете найти упоминание данного названия в других статьях, или найти соответствующие записи журналов.

18:39, 31 мая 2010: Mitrius (запрещена регистрация учётных записей, только анонимные пользователи) срок окончания: 17:11, 31 август 2010 ([[ВП:ОРИСС|систематическое изложение оригинальных исследований]])
И т.п.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Список_правил
Об оригинальных исследованиях — статья в Википедии — не сочинение, а изложение.

ДЫК И ИЗЛ(О)ГАЮ – И ТОЛЬКО, НО СОВРЕМЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ.
(О)- конечно, А, так обычно походя и делаются такие энциклопедические правки.

Добро пожаловать в Википедию,
свободную энциклопедию, которую может редактировать каждый.

Википедия:Игнорируйте все правила
В двух словах:
Правила Википедии вторичны по отношению к её целям. Поэтому, если какое-либо правило мешает вам улучшать Википедию или поддерживать её функционирование, игнорируйте его. Если правила в той или иной ситуации противоречат, с вашей точки зрения, здравому смыслу либо вы не знаете или не поняли то или иное правило, то руководствоваться следует здравым смыслом и основными принципами и целями проекта

Конечно, несколько противоречивы конкретные пояснения.

Что значит «Игнорируйте все правила»?
Вы не обязаны знакомиться с правилами, собираясь сделать что-либо в Википедии. Да, мы уже сказали об этом, но повторение не будет лишним.
Не надо бездумно следовать письменным инструкциям — обращать внимание следует лишь на то, стала ли энциклопедия лучше после того, как вы сделали ту или иную правку.
Сила правила не в том, что оно именуется «правилом» или «руководством», а в том, что оно отражает мнения и методы работы множества участников. (См. также Википедия:Консенсус).
Большинство правил являются в конечном счёте описательными, а не предписывающими; они представляют собой описание практики, существовавшей на момент их составления. Иногда они отстают от реальности. (См. также Википедия:Продукт, процесс, правило).
Викисутяжничество здесь не приветствуется. Вики-технологии не содержат в себе каких-либо технических особенностей или лазеек, которыми можно было бы попытаться воспользоваться. Википедия — не эксперимент в законотворчестве, не место для освоения мастерства ведения судебных процессов или искусства убеждать партнёров в необходимости менять правила игры ради получения в ней преимущества.
Дух правила важнее, чем его буква. Общая цель — создание энциклопедии — важнее и того, и другого. Если для достижения общей цели полезнее проигнорировать какое-то правило, значит, возможно, так и следует поступить.
Соблюдение правил не столь важно, как следование здравому смыслу и уважительное отношение к тем, кто не согласен с вами. (См. также Википедия:Этичное поведение).
Правила Википедии — не целостная система законов, они не могут охватить все частные случаи, и возможна ситуация, что, исходя из здравых представлений, какую-то проблему следует решать иначе, чем это следует из буквы правил. В этом случае следует предпочесть консенсус и здравый смысл.
Если правила в той или иной ситуации противоречат, с вашей точки зрения, здравому смыслу либо вы не знаете или не поняли то или иное правило, то руководствоваться следует здравым смыслом и основными принципами и целями проекта.
[править]

Что при этом следует иметь в виду
Данное правило не означает, что всякое действие является оправданным. Это правило нельзя рассматривать как карт-бланш. Участники, игнорирующие правила, при необходимости должны объяснить, каким образом их действия способствуют улучшению энциклопедии. Фактически, такой вопрос может быть в любой момент задан каждому. В случае конфликта действия, действительно способствующие улучшению энциклопедии, определяются на основе консенсуса.
Данное правило не является препятствием для того, чтобы указывать другим на допущенные ими нарушения правил, — при этом, однако, вы должны понимать, что «нарушитель», возможно, на самом деле был прав. (См. также Википедия:Предполагайте добрые намерения).
На данное правило нельзя ссылаться, если вас спросят, почему вы нарушили то или иное правило. Большинство правил основываются на значительном практическом опыте и имеют под собой довольно серьёзные основания; у вас должны быть веские причины для того, чтобы их игнорировать.
Данное правило не освобождает вас от ответственности. Вы по-прежнему отвечаете за разумно представимые последствия ваших действий для энциклопедии и других участников.
Данное правило не является основанием для того, чтобы использовать Википедию для целей, противоречащих цели создания свободной энциклопедии. (См. также Википедия:Описание и Википедия:Чем не является Википедия).
Данное правило не означает, что для абсолютно каждого правила может иметься исключение. Так, например, явные нарушения авторского права никак не могут способствовать улучшению свободной энциклопедии (хотя ограниченное использование материалов, на которые распространяется авторское право, может быть приемлемым).
[править]
См. также

Википедия:Не доводите до абсурда
Википедия:Не играйте с правилами

И в целом-то
Добро пожаловать в Википедию,
свободную энциклопедию, которую может редактировать каждый.

Из интересного
Любопытна версия
МАКСИМОВ АЛЬБЕРТ ХАЗАРСКОЕ БЕЗУМИЕ

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector