сообщение физкультура в древней руси

Беседа «Развитие физической культуры у народов Древней Руси «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие физической культуры у народов Древней Руси

Возникновение физических упражнений у народов Древней Руси относится к первобытному обществу (можно сказать, с самого появления Древней Руси как самостоятельного государства). Исторические исследования дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества.

У древних народов бытовала верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых молодые люди показывали «удаль молодецкую», в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки.

Физические упражнения и игры у восточных славян

Великий русский просветитель, историк и писатель Николай Михайлович Карамзин связывает происхождение наименования СЛАВЯН, людей мужественных и воинственных, со СЛАВОЙ, которую стяжали храбрые славянские воины, защищая свою землю, народ, семьи.

По сведениям очевидцев, византийских писателей Прокопия и Маврикия (VI в. н. э.), анты отличались свободолюбием, гостеприимством, были высокорослыми, сильными и храбрыми воинами. Так, Маврикий отмечал, что «анты не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, особенно в своей земле, выносливы, легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и в пище… Они особенно умеют переправляться через реки, потому что они больше и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде…».

Удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая «состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых». Недаром танцы сродни физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России были скоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси. А вот еще одно свидетельство, может быть самое яркое, широкого распространения в Древней Руси многообразных национальных средств физического воспитания: «Народные игры и потехи, – отмечает историк, – доныне единообразны в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски – остались также памятниками их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».

Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы ) и встречи весны, а также и культом предков.

Крупные состязания древних именовались игрищами и проводились в честь языческих богов – Перуна, Сварога, Волоса.

Разрозненные источники дают возможность составить представление о видах физических упражнений, демонстрировавшихся на этих состязаниях. Это бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, конные ристания, кулачный бой, палочные бои, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические упражнения скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.

Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры русского народа в последующие эпохи, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь современного человека к спортивным зрелищам, самым популярным в мире.

Физическое воспитание в Киевской Руси

Живя на границе со степью (полем), постоянно защищаясь от набегов кочевников, поляне раньше других восточнославянских племен создали у себя систему централизованного управления и постоянную, фактически профессиональную армию в виде большой боярской и малой княжеской дружин.

Киевское государство обладало богатой по тем временам материальной и духовной культурой. Успешно развивались кузнечное, гончарное, ювелирное и косторезное ремесла, которые выделяются в самостоятельные отрасли производства; появляются эмаль, стекло.

О чем говорят эти фрески? Прежде всего о широком распространении на Руси различных видов физических упражнений. Иначе подобные фрески не могли бы появиться в главном храме страны.

Во-вторых, благодаря им мы можем судить о том, что церковь не была противницей народных игр и физических упражнений. Правда, некоторые представители церкви выступали против народных форм физического воспитания как пережитка язычества. Но критика была направлена главным образом против грубых, опасных не только для здоровья, но и для жизни людей занятий.

Церковь, следуя православному вероучению, стремилась облагородить, гуманизировать народную физическую культуру. Кроме того, многие монастыри стояли на страже российских городов, а их воспитанники нередко выступали в поединках с вражескими воинами, стремясь принести таким образом победу русскому воинству.

Для этого надо было обладать достаточно высокой физической подготовкой. В более позднее время церковь принимала меры по улучшению постановки физического воспитания в духовных семинариях и других духовно-учебных заведениях.

Повсеместно была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины.

Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, княживший в отдаленной Тмутаракани, плотный телом, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью.

Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.

Несколько слов о физической подготовке знати – князей, бояр и других представителей господствовавшего класса. Средства физического воспитания ими заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно. Примером может служить княжеская охота, которая была и забавой, и отчасти господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни и т. п.

Изложенное дает возможность сделать вывод о том, что еще в сложных условиях родоплеменных отношений в Древней Руси закладывались основы народной системы физического воспитания, включавшей в себя разнообразные, преимущественно военно-прикладные, физические упражнения, игры, средства закаливания. При этом, как свидетельствует летопись, довольно широкое распространение имели состязания, проводимые в качестве многолюдных зрелищ, игравших заметную роль в общественной жизни в то время.

Источник

natural history mini

book scienceforum mini

2003 image001

Znak natc konkurs

diplom ruk big

Spivak

image 2003 5 600

image 2003 4 200

ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Предпосылки зарождения физического воспитания можно наблюдать еще с древних времен. Уже с VI-IX веков у восточных славян было выработано четыре социальных строя: общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодальная знать и языческое жречество.

Достижение физического совершенства славянами осуществляется в состязательности. Широкое распространение у славян получают игры, в основе которых лежат элементы трудовой деятельности. Из древних времен до наших дней дошли известные игры того времени, такие как городки и лапта. Городки упоминаются не только в народных сказках, но и даже в летописях. Эта молодецкая забава была распространена по всей Руси.

Читайте также:  лиговский 139 история дома

В некоторых источниках говорится о широком распространении игр, обучению своих детей верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию, борьбе и других видов физических упражнений, а также охота и игрища.

Народные формы физической культуры особенно проявляются у такого сословия на Руси, как казачество. Каждый казак должен был стремиться не только к своему физическому развитию, но и моральному облику. Воспитание будущего казака начиналось в семье, где особое внимание уделялось физической подготовке. Мальчика сажали на коня после появления первого зуба, а к семи годам казачок горделиво гарцевал на коне.

В основе идеологической направленности казачества было воспитание у казаков преданности своему народу, верности своему делу, любви к родному краю. Физические упражнения систематически включались у казаков в игры, смотры, охоту, праздники, военные походы. В основе используемых методов обучения военно-физическим упражнениям лежали пример, подражание, копирование, опыт.

Известный русский историк С.М. Соловьев писал о военно-физических качествах древних славян: «. особенно отличались славяне искусством плавать и скрываться в реках, где могли оставаться гораздо долее, чем люди другого племени. Они держались под водою, лежа на спине и держа во рту вырубленный тростник, верхушка которого выходила на поверх реки и таким образом проводила воздух скрытому пловцу. Вооружение славян состояло из двух малых копий, некоторые имели и щиты, твердые и очень тяжелые, использовали также деревянные луки и маленькие стрелы, намазанные ядом, очень действенным, если искусный врач не подает скорой помощи раненому».

После принятия христианства на Руси, как и во всем христианском мире, физическое воспитание переживает определенный кризис. Это было обусловлено особенными идеологическими догмами, парившими тогда в сознании человека. Христианство, принижающее, почти ненавидящее материальную природу человека, соответствующим образом влияло на мысли о заботе, о собственном здоровье, теле, а физкультура – это, прежде всего, развитие физического потенциала.

Дошло до того, что отдельным указом царя от 1648 года на Руси дворянству было запрещено заниматься какими-либо играми.

Наиболее распространенными были игры с мячом, а также качели. Физические упражнения и игры, требовавшие большой тренированности, в те далекие времена проводились как на специальных площадках, так и в открытом поле.

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Обычно кулачные бои проводились по праздникам, примером тому служит православный праздник ­– масленица. В летнее время года бои проходили на улицах и площадях, в зимний период на замерзших реках и озёрах. Известно, что кулачный бой на Руси практиковался в трех формах: бои «сам на сам», бои «стенка на стенку» и бои сцепные. Например, такие бои, как один на один сопровождались четкими правилами. При всём этом в этом бою должен остаться один победитель. Бой заканчивался тогда, когда противник сдавался или был сбит с ног. Сцепные бои- этот вид боя самый давний и самый опасный. Еще одно название этого боя, как сцеплялка-свалка. Стенка на стенку- самый впечатляющий бой. Количество человек участвующих в бое от 10 до нескольких сотен человек. Сами бои проходили в три этапа. Сначала бились мальчики, потом юноши и неженатые парни, а затем взрослые мужчины. С помощью таких массовых соревновательных игр пополнялся опыт физического воспитания народа.

Для проведения состязаний по бегу, борьбе, метанию, кулачному бою, прыжкам и др. готовились специальные места – ристалища, о чем нередко повествуется и в былинах. В летописи упоминается, что проводились «… игрища между селами: сходились на игрища, на плясание и тут умыкали себе жен по взаимному согласию, имели же по две или три жены».

Таким образом, в Древней Руси был заложен фундамент, явившийся хорошей стартовой площадкой для дальнейших успехов физической культуры и спорта в Российском государстве.

Источник

Зарождение физкультуры в древней Руси

Данный материал можно использовать при проведении уроков окружающего мира и физкультуры.

Просмотр содержимого документа
«Зарождение физкультуры в древней Руси»

img0

Зарождение физической культуры у народов Древней Руси

img1

Возникновение физической культуры у народов Древней Руси относится к первобытному обществу.

Различные виды физических упражнений и игр применялись в трудовом и военном воспитании древних людей.

Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов.

img2

У древних народов бытовала верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки.

img3

необходимыми в рукопашной схватке, стойкостью, а также навыками в быстром беге, различного рода прыжках, метаниях, переноске тяжестей, лазании по деревьям, плавании, умении преодолевать водные преграды.

img4

Военное дело и физическая подготовка до изобретения пороха представляя собой единое целое. На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а также тяжелые, прочные щиты.

Древнерусские стрелки-лучники имели хорошую выучку, занимаясь обучением стрельбе с детских лет одновременно с обучением верховой езде.

img5

Музыка заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками,

вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, неутомимых. Недаром танцы близки физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России были скоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси.

img6

Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы)

и встречи весны, а также культом предков.

До наших времен сохранились следы древних игр, таких как «просо», «лен», «гуси-лебеди» и многие другие.

img7

Крупные состязания древних именовались игрищами. На этих состязаниях демонстрировались следующие упражнения: бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука,

кулачный бой, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические трюки скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.

img8

В Киевской Руси племена создали у себя систему централизованного управления и постоянную, фактически профессиональную армию в виде большой боярской и малой княжеской дружин.

img9

Везде была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины.

Высоким физическим развитием, силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью.

img10

Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.

С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию.

Юноши состязались в метании в цель дротиков, устраивали скачки на лошадях. Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье.

img11

Поэтому в дружинах старшие воины обучали молодых воинов, а при дворах устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе.

Читайте также:  знаменитые кириллы в истории

img12

Обилие рек и озер, в том числе и пригодных для судоходства, способствовало созданию крупной водной артерии «путь из варяг в греки». Водные пути превосходили в ту пору сухопутные, так как прокладывание последних в те времена было делом очень сложным.

Такая ситуация требовала внимания к подготовке гребцов, умеющих плавать.

Русские воины были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом.

img13

Средства физического воспитания при подготовке знати – князей, бояр и других представителей господ заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно.

Примером может служить княжеская охота, которая была не только забавой и господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни.

Источник

Сообщение физкультура в древней руси

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
3 класс. Теория. Развитие физической культуры у народов Древней Руси [Apr. 15th, 2009|01:43 pm]

К концу ТРЕТЬЕГО класса ученики должны получить в общих чертах знания по Теории физической культуры (ТФК):

1. Развитие физической культуры у народов Древней Руси.

2. Разновидности физических упражнений: общеразвивающие (ОРУ), подводящие и соревновательные.

3. Правила и особенности игры в футбол, баскетбол и волейбол.

4. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений.

5. Закаливание организма (обливание, душ).

Я думаю нет смысла рассказывать о правилах спортивных игр. Их проще всего давать во время самих игр. А вот чисто теоретические вопросы можно и рассказать:

Развитие физической культуры у народов Древней Руси:

(короткий рассказик, собственно большего и не нужно)
Возникновение физических упражнений у народов Древней Руси относится к первобытному обществу (можно сказать, с самого появления Древней Руси как самостоятельного государства). Исторические исследования дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества.

У древних народов бытовала верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых молодые люди показывали «удаль молодецкую», в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки.

Источник

Физическая культура и спорт России с древнейших времен до начала XX века

cover

Учебное пособие по учебной дисциплине «История физическойкультуры и спорта» цикла федерального компонента «Общепрофессиональная дисциплина направления» предназначено для студентов физкультурных вузов по направлению 032100 «Физическая культура», специальностям 032101 «Физическая культура и спорт» и 032102 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья «Адаптивная физическая культура», слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по физической культуре и спорту.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическая культура и спорт России с древнейших времен до начала XX века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVIII ВЕКА

I.1 Физическая культура у скифов, славян и в Древнем русском государстве

История древних русов, как свидетельствуют исторические факты, начинается с середины I тыс. до н.э. В это время, главенствующую роль среди населения юга и юго-востока страны играли скифы. По мнению А.П. Смирнова (1966) скифы находились на стадии военной демократии, которая сочеталась с элементами раннеклассового образования. Исторические данные свидетельствуют о высоком мастерстве скифов, их ловкость в бою, физической выносливости, закаленности и дисциплинированности. Византийский писатель Маврикий так описывает действия скифов в засаде: «Когда уже началась схватка, то находящиеся в первой линии нарочно обращаются в бегство, и неприятель бросается преследовать их в беспорядке; когда он минует то место, где расположены засады, то они выскакивают и бросаются обыкновенно ему в тыл, а отступавшие до этого поворачивают назад и, таким образом, неприятель оказывается окруженным со всех сторон». Древнегреческий историк Геродот изображает скифов народом храбрым и воинственным, у которого особенно ценились мужество на войне, ненависть к врагам.

Ученые полагают, что в начале нашей эры славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до Центральной Европы. В те далекие времена в пределах современных границ России славянских племен еще не было. Византийские историки VI века называли славян антами и склавинами. Анты отличались воинственностью. Изначально они не были славянским народом, но, долгое время, живя бок о бок со славянами, славянизировались и в представлении писавших о них соседей стали самыми могущественными из славянских племен. Неистовство в бою и способность переносить самые суровые условия походов делали славян серьезными противниками. Почувствовав, что оборона границ империи слаба, славяне широким потоком полились на ее земли, занимая области от Дуная до Крита и от побережья Адриатического моря до алой Азии. Одновременно потоки славянских переселенцев устремились во всех направлениях, в том числе и на Русскую равнину.

Примерно с VI века из общеславянского единства начинается выделение трех ветвей: южных, западных и восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т.д.) поселились в пределах Византийской империи, постепенно слившись с ее населением.

Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии, и частично Германии.

Что же касается восточных славян, то им досталась громадная территория между тремя морями: Черным, Белым и Балтийским. Их потомки стали современными белорусами, украинцами и русскими.

В византийских и сирийских источниках VI века восточнославянские племена называют «рос», «русы», «росы».

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен получены из «Повести временных лет», а так же подтверждаются находками археологов.

Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. К северу от полян по рекам Десна и Сула жили северяне, а к северо-западу от Киева расселились древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. Их центром был город Искоростень.

Племена, которые поселились между Припятью и Двиной, назывались дреговичами; другие «сели» по Двине в том месте, где в нее впадала речка Полота, и получили название полочан. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков). Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, назывались словенами новгородскими, или ильменскими; их главным городом был Новгород (рис. 1).

Полян, древлян, вятичей правильно было бы называть не племенами, а политическими или военными союзами, которые включали в себя до ста и более мелких племен и называвшихся по имени одного из них, самого многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей — вождей из племенной знати.

b00000072

Долгое время восточные славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счет военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши.

Славяне жили общинами, родами. Каждый мужчина был вооружен и входил в ополчение. Византийские авторы отмечали, что славянские племена живут в «народоправстве», не имея никакой государственной власти. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озер в местах пригодных для земледелия — их основного занятия. Выращивали рожь, пшеницу, горох, ячмень, овес, просо, лен, коноплю, различные овощи. Кроме земледелия, восточные славяне занимались также животноводством, охотой, бортничеством, рыболовством.

О физическом развитии славян свидетельствуют византийские историк Прокопий Кесарийский и писатель Маврикий, знавшие их в VI веке. Они изображают их «бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли греков свою быстротою; с чрезмерной легкостию всходили на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокие реки. Думая, без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклися о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми и все без исключения были русые, подобные другим коренным европейцам».(5)

О внешнем облике славян сообщает и арабский путешественник Ибн-Фадлан: «Я видел русов, когда они пришли со своими товарами и расположились на реке Итиль (ныне Волга). Я не видел людей более совершенного телосложения, они подобно пальмам, румяны».

Прокопий Кесарийский, привыкший к константинопольским самодержавным порядкам, отмечает, что «славяне и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве и потому у них счастливые и несчастливые дела решаются сообща». Другой византийский писатель Маврикий заявляет еще более категорично: «Племена славян и антов ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы, — легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище… Взятые в плен у них не обращаются навсегда в рабство, как у других народов…».

Живший за четыре века до Прокопия римский историк Тацит вначале было, заколебался, куда ему отнести славян (венедов) — к отсталым варварам или к народам, достигшим уже заметного культурного уровня. Когда же ближе присмотрелся к славянам, решительно включил их в число оседлых европейских народов. «Они, — пишет Тацит, — и дома строят, и щиты носят, и сражаются пешими. Все это совершенно отлично от сарматов, живущих в кибитке и на лошади». (7)

В течение многих столетий славянам приходилось вести тяжелые оборонительные войны против кочевых народов (гуннов, аланов, аваров и др.). В процессе труда, военного дела и самобытных форм физического воспитания формировался физический и духовный облик славян. Записки путешественников — византийцев и арабов, наблюдавших жизнь восточных славян, свидетельствуют о том, что в быту, трудовой и военной деятельности имелись отчетливо выраженные элементы физического воспитания.

В физическом воспитании детей и молодежи большое место занимала охота и игрища. Охота была древнейшей и существенной отраслью хозяйства и одним из средств укрепления и развития физической силы, выносливости и ловкости человека. Во время игрищ проводились соревнования в стрельбе из лука, метании копий (дротиков), прыжках через костер, состязались в борьбе, кулачном бое и таких играх как городки и бабки.

Воспитательное значение этих видов физических упражнений и игр состояло не только в том, что они служили средством развития силы, ловкости и выносливости. Игры и упражнения способствовали развитию смекалки и активности, формировали и совершенствовали такие черты характера, как отвага, воля к победе — качества, которые необходимы в военной и трудовой деятельности не меньше, чем физические.

На особенном физическом развитии славян отразился и ещё один фактор. Н.М. Карамзин в своем труде «История государства Российского» отмечает, что умеренный климат, нежаркий, даже холодный, способствовал закаливанию, долголетию, укрепляя здоровье и телесные силы человека. Святой странник, возвратясь в Рим, рассказал об увиденных им удивительных обычаях славян, живших, где нынче стоит Новгород, которые в банях деревянных, разожженных докрасна, наги, бьют себя прутьями, совершают омовение и обливаются водою студеную. «А радимичи, вятичи и северяне имеют общий обычай:…устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними».(5)

Физические качества и воинское искусство славян развивались благодаря разносторонней систематической подготовке, которая достигалась с помощью разнообразных игр и физических упражнений: кулачный бой, фехтование на палках, стрельба из лука, метание камня в цель и на дальность, игры «чур», «бабки», «взятие города» и др.

Известно, что кулачный бой на Руси практиковался в трех формах: бои «сам на сам» (один на один), бои «стенка на стенку» и бои сцепные («сцеплялка — свалялка»), в детской игре — «куча — мала». Сами бои проходили в три этапа. Сначала бились мальчики, потом юноши и неженатые парни, а затем взрослые мужчины. Сами бои назначались в определенный день, и до этого набирались команды. Большинство исследователей указывают, что разгул боев приходился зимой на Масленицу, так как в теплое время года люди были загружены работой.

Соблюдать правила — это значит, по народному выражению, «биться на силу». При этом имелась в виду не только физическая сила, но и честность, стойкость, мужество, храбрость, ловкость и т.п. На это указывают русские народные пословицы: «Не тот борец, кто поборол, а кто вывернулся», «Силач силачом, а ловкость и сноровка своё возьмут».(6)

Древнерусская игра «чур», бытовавшая в крестьянской среде еще в XIX веке, была когда-то коллективной игрой в честь предка (пращура) — покровителя рода. По своим техническим средствам и составу физических упражнений она напоминает современный хоккей с мячом.

Игроки делятся на две группы и с помощью длинных палок (типа клюшек) стремились загнать шар (рюху) лунку своих противников. Лунки вырывались в земле на ровном месте, а в зимнее время — на льду реки.

В раскопках Черниговского кургана «Гульбище» и Яблоновского кургана (бывшей Киевской губернии, Каневского уезда) обнаружены естественные бараньи косточки и бронзовая копия игральных бараньих бабок, что свидетельствует о распространении народной игры «в бабки». Игра «в бабки» имела самые различные варианты. Один из весьма древних вариантов этой игры сохранялся в Сибири еще в первой половине XIX века (стрельба из лука по бабкам, установленным во всю ширину улицы). В игре могло участвовать неограниченное количество стрелков.

Как известно славяне в рассматриваемый период были язычниками. Князь Владимир (980 — 1015 гг.), придя к власти в Киеве, водрузил рядом со своими теремами деревянные идолы шести богов: Перуна — бога грозы, войны и оружия; Хорса и Дажьбога — божества Солнца; Велеса — бога — защитника домашнего скота и торговли; Семаргла — божество подземного мира, связанного с культом предков и плодородия, а также Мокошь — женское божество, олицетворяющее женское начало в природе.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector