солдат и царица жанр и главные герои

«Солдат и царица» читательский дневник

soldat i carica chitatelskiy dnevnik 72442

«Солдат и царица» – поучительная сказка о том, как важно иногда посмотреть на себя со стороны, чтобы измениться в лучшую сторону.

Краткое содержание «Солдат и царица» для читательского дневника

Название: Солдат и царица

Число страниц: 12. Платонов Андрей Платонович. «Солдат и царица». Издательство «Алтайское книжное издательство». 1985 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1950 год

kuchmina nadegda 100

Главные герои

Царица – злая, жестокая, сердитая, которая любила наказывать своих подданных.

Солдат – весёлый, добродушный, безобидный.

Дурак – мудрый, хитрый, но себе на уме.

Сапожник – пьяница и драчун.

Жена сапожника – властная женщина, добрая и справедливая.

Сюжет

Жила на свете капризная, сердитая царица, которая вечно была чем-то недовольна. Как-то раз она проходила мимо караула, и солдат при виде ее ухмыльнулся. Царица вышла из себя: как это простой солдат смеет смеяться над ней? И приказала каждый день давать наглецу по двадцать ударов палками.

Так солдата били целый год, и совсем невмоготу ему стало. Обратился он за помощью к дураку, который предложил ему свой план спасения. Выяснилось, что жена сапожника была как две капли воды похожа на царицу. Дурак пообещал солдату ночью совершить подмену: сонную царицу отнести в дом сапожника, а на её место поставить простую, добрую женщину, которая уж точно не будет наказывать солдата.

Подмена получилась, и началась у царицы тяжёлая жизнь: ей приходилось много работать и сносить побои от сапожника. Она подумала, что ночью умерла и попала в ад.

Тем временем жена сапожника проснулась во дворце и решила, что попала в рай. Она издала указ, чтобы никого в царстве больше не били. Но на третий день привольной жизни женщине стало скучно, и она отправилась к своему мужу. Увидев его под ручку с царицей, она что есть силы ударила муженька. Сапожник сразу понял, что это его настоящая жена, и бросил царицу.

А тем временем царица вернулась во дворец и рассердилась, что больше нельзя бить подданных. Она хотела было по привычке ударить кухарку, но увидела свою руку в мозолях и передумала. Так и остался указ жены сапожника в силе, но надолго ли.

План пересказа

Главная мысль

Только побывав на месте другого человека, можно понять, как ему живётся.

Чему учит

Сказка учит быть добрым, милосердным и справедливым. Также учит смотреть на себя, свои поступки со стороны и держать ответ за все свои действия.

Отзыв

Царица смогла понять, как была неправа только после того, как хлебнула тяжёлой жизни в доме сапожника. Изнурительная работа и побои сделали своё дело, и жестокая правительница больше не обижала своих слуг понапрасну.

chitatelskiy dnevnik 72442 risunok illyustraciya k skazke soldat i carica

Рисунок-иллюстрация к сказке Солдат и царица.

Пословицы

Что понравилось

Понравилось, как жена сапожника, привыкшая к простой трудовой жизни, быстро заскучала во дворце, где за неё всё делали слуги.

Источник

Сюжет сказки Платонова «Солдат и царица» для читательского дневника

Популярная сказка Андрея Платонова была впервые опубликована в 1951 году. Она учит читателя, что иногда необходимо посмотреть на себя с другой стороны ради изменения собственных взглядов. Чтобы правильно оформить читательский дневник по «Солдату и царице», стоит внимательно ознакомиться с кратким содержанием произведения. Автор утверждал: лишь побывав на месте других, можно узнать, как им живется.

Основные персонажи

Основная мысль рассказа «Солдат и царица» Платонова заключается в том, что люди начинают осознавать, что делают окружающим плохо, лишь познав лишения на себе. Произведение учит читателя, что не нужно терпеть несправедливость, с ней необходимо обязательно бороться. Главными героями сказки «Солдат и царица» Андрея Платонова являются:

Это произведение учит доброте, милосердию, порядочности и справедливости. Писатель показывает читателю, что необходимо следить за собой, собственными поступками и быть ответственным за свои действия. Царица поняла, как была неправа, лишь после трудной жизни в жилище сапожника. Тяжелая работа и частые избиения сделали свое дело. После этого жестокая правительница перестала обижать подданных без причины.

Похищение царицы

На свете жила одна капризная и очень сердитая царица, которая постоянно была всем недовольна. Однажды она проходила около караула. Увидев ее, солдат невольно улыбнулся. Женщина очень разозлилась, потому что не могла стерпеть, что обычный человек посмел смеяться над ней. Она приказала ежедневно давать военному 20 ударов розгами.

Читайте также:  старовойтов депутат госдумы биография

Солдата наказывали так целый год. Это стало ему невмоготу. Он решил обратиться за помощью к местному находчивому дураку, который сразу же придумал собственный план спасения. Оказалось, что супруга сапожника была вылитой копией злой царицы.

Он предложил мужчине ночью сделать обмен и отнести сонную правительницу в жилище сапожника, а на ее место принести обычную добрую женщину, которая сможет отменить ежедневное наказание.

Действия жены сапожника

Когда супруга сапожника проснулась в роскошных покоях, то подумала, что находится в раю. Она сразу же приказала, чтобы в царстве отменили все наказания. Однако через несколько дней правления ей стало скучно, поэтому она пошла к собственному мужу. Увидев супруга вместе с царицей, женщина ударила его. Сапожник сразу понял, что это и есть его жена, поэтому бросил правительницу.

Когда царица вернулась в собственный замок, то очень рассердилась, потому что больше нельзя было строго наказывать поданных. Проходя мимо кухарки, она хотела по привычке побить ее, но заметила мозоли на своих руках и резко передумала.

Приказ жены сапожника остался без изменений, но неизвестно, надолго ли.

План для пересказа

Если внимательно прочитать краткое содержание «Солдата и царицы», то можно составить план для пересказа. Он может выглядеть следующим образом:

Главный смысл произведения: люди понимают, что делают неправильно, лишь в трудные моменты.

Оно учит читателя тому, что не следует молча терпеть несправедливость. Необходимо пробовать искоренить ее.

После ознакомления с кратким содержанием сказки стоит прочитать книгу полностью.

Отзывы читателей

Моему сыну, мальчику 7 лет, очень понравилась книга Платонова. Когда я прочитала ему эту сказку, он самостоятельно уловил ее смысл. Ему не пришлись по душе плохие черты царицы. Он решил, что будет помогать нуждающимся и попытается не совершать низменных поступков.

Я читал это произведение еще в детстве. Мне понравился не только литературный стиль писателя, но и его обработка информации. Это очень поучительная сказка, которая поможет понять детям разницу между добром и злом.

Я очень часто читаю своему ребенку на ночь. Недавно мне в руки попалась книжка с этой сказкой. Моей дочке понравилась поучительная история. Произведение показывает читателю, что в любой ситуации необходимо проявить милосердие.

Источник

Литература, 5 класс

Вопрос от Аделя 1070 дней назад

Сказка-быль(Солдат и царица).О чем рассказывается в сказке?Чем она необычна?Кто ее герой?

Очень краткое содержание сказки «Солдат и царица» 1. Однажды улыбнулся солдат царице, а та велела его каждый день палками бить 2. Дурак показал солдату жену сапожника, которая была один в один как царица. 3. Дурак и солдат поменяли царицу и сапожницу местами 4. Царица решила, что попала в ад, работала, готовила, стирала 5. Сапожница решила, что попала в рай и отменила телесные наказания 6. Сапожница возвращается к мужу, а царица во дворец. 1) Краткое содержание сказки А.Платонова «Солдат и царица» Главный герой сказки «Солдат и царица» — простой солдат, который уже долгое время терпит ежедневные побои. А наказан он самой царицей за то, что на посту ухмыльнулся, царицу увидав. Царица та злой была и многих приказывала палками да плетьми бить – и за провинность и без всякой причины, просто по злобе характера. В отчаянии спросил солдат совета у дурака, как ему избавиться от наказания. А тот, хоть и дурак, отвел солдата к одному сапожнику, у которого жена лицом очень на злую царицу была похожа. И договорились солдат с дураком ночью поменять царицу на жену сапожника. Как договорились, так и сделали. Утром просыпается сапожник и начинает жену будить. А это не жена, а царица. Царица начала было возмущаться, да лакеев звать, а никто не идет. А сапожник, думая, что это его жена, начал царицу ремнем жизни учить, чтобы слушалась. Испугалась царица, решила, что она в ад попала и стала у сапожника все дела по дому делать. А руки то у нее неумелые, всё вкривь и вкось получается. Злится сапожник и еще сильнее царицу наказывает. А жена сапожника тем временем решила, что она в рай попала. Раз на прогулке она увидела солдата, разговорилась с ним, и тот попросил ее избавить от ежедневного наказания. Жена сапожника тут же повелела запретить все наказания в государстве и специальный указ об этом составила. Но прошло время и стало жене сапожника скучно во дворце. Пошла она к родному дому, а там ее муж, сапожник, с какой-то женщиной, на нее похожей, живет. И царица, поняв, что произошло, во дворец вернулась. Хотела было царица прежние жестокие порядки вернуть, но ее же указ ей и мешает. Да и помнила она, каково терпеть побои и наказания. И решила к прежней злобной жизни не возвращаться. Да только царице все равно веры нет и не будет. 2) Сказка необычна, потому что она названа еще и былью. Потому она довольно не правдоподобна, поэтому и сказка. А быль, потому что она многому может научить читателя, и поэтому быль. 3) Главные герои сказки «Солдат и царица» и их характеристика 1. Царица, сердитая, злая, всех любила бить и наказывать. 2. Солдат, веселый, легкомысленный, недалекий. 3. Дурак, умный, расчетливый, сам себе на уме. 4. Сапожник. Пьяница и дебошир. 5. Жена сапожника. Властная и сильная женщина, простая и добрая. ВАЖНО: КАЖДЫЙ ВОПРОС ВЫ ДОЛЖНЫ ЗАДАВАТЬ ОТДЕЛЬНО! ИНАЧЕ БУДЕТ ОТВЕТ ТОЛЬКО НА ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ВЫ ЭТОМ ВОПРОСЕ ВЫ ЗАДАЛИ ТРИ ЗАДАНИЯ, ПОЖАЛУЙСТА, В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ЗАДАВАЙТЕ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ! ВСЕГДА РАДЫ ПОМОЧЬ ВАМ!

Читайте также:  как удалить историю поиска в инстаграме на андроиде

Источник

Платонов «Солдат и царица»: главные герои и главная мысль, что писать?

answer avatar

Между солдатом и царицей произошел конфликт: служивый не так посмотрел, да еще и ухмыльнулся прямо в лицо царице. Этого оказалось достаточно, чтобы навлечь на себя ее гнев. В разрешение конфликта были втянуты еще несколько действующих лиц: дурак (жил у них в войске), сапожник и его жена сапожница, как две капли воды похожая на царицу.

Главная мысль сказки: нельзя всю жизнь «сердиться да властвовать» (цитата), нужно хотя бы иногда попробовать встать и на место других людей. Думаю, что для этой сказки особенно уместно будет вспомнить Золотое правило морали.

Только после того как царица побывала на месте сапожницы она стала более человечной, стала более лояльно относиться к людям, которые ее окружают.

answer avatar

Главных героев в сказке Платонова «Солдат и царица» пять:

Главная мысль сказки «Солдат и царица»:

Человек только тогда начинает понимать беды и заботы других людей в полной мере, когда сам оказывается в их шкуре, на их месте.

Эта сказка нас учит тому, что с людьми надо поступать так, как мы бы хотели, чтобы они поступили с нами.

Эта сказка на тему золотого правила морали.

answer avatar

Рассказ Платонова «Цветок на земле» заставляет читателя задуматься над вечными проблемами жизни и смерти и о том, каково предназначение человека на этой земле.

Главный герой рассказа дедушка Тит объясняет своему внуку Афоне то, что цветок рождает новую жизнь из праха, из мертвого камня. А значит предназначение цветка дарить жизнь. И это предназначение любого растения. Но и человек должен в своей жизни руководствоваться тем же принципом. Должен создавать новую жизнь, как помогая расти растениям, так и рожая детей, ведь в детях человек получает свое продолжение, а значит не умирает просто так.

answer avatar

Андрей Платонов свой рассказ посвятил тяжелым деревенским будням, где семилетний ребенок Климов Митя, хотел быстрее вырасти и помогать своей матери, чтобы она от работы не уставала.

Конечно ребенку быстро вырасти не удалось, но он узнав от матери, что окаменевшая от жары земля не дает утренней росе проникать к корням ржи, решил рыхлить около колосков землю.

Ребенок считал, что таким образом он в состоянии помочь получить хороший урожай.

Действительно, на следующий день те колоски, вокруг которых земля была разрыхлена Митей, были намного лучше. Увидев этот результат работы мальчика, его учительница привела с собой других школьников, которые начали тоже рыхлить землю вокруг колосков.

Наверно сложно определиться с главной мыслью, которую автор вложил в свой рассказ, но если проанализировать, то можно сказать, что здесь в первую очередь – желание помочь семье используя для этого свой ум в решении возникшей проблемы.

Этот рассказ учит нас быть не равнодушным и заботливым к своим близким, уметь понимать весь тяжелый труд, который нужен для получения хорошего результата, ну и конечно это любовь к самому труду, своей земле. НЕ нужно забывать и о необходимости взаимовыручки в трудном деле.

answer avatar

В рассказе «Разноцветная бабочка», речь идет о безграничной материнской любви. В детстве мальчик Тимоша убежал в горы за бабочкой. Так увлекся, что упал в пропасть. Решил он копать путь домой. Шли годы, мальчик становился юношей, а потом уже и стариком. Мать все ждала и верила. Наконец Тимоше удалось выбраться, он был слеп и не видел очертания матери. Тогда мать отдала ему всю любовь и силу, а сама умерла. Тимоша же снова стал ребенком.

Читайте также:  аниме персонажи рожденные в июле

Сказка учит нас любви к родителям. Никогда не забывайте своих родителей, даже если они совсем далеко или уже мертвы. Сказка учит нас тому, что за беспечность всегда приходится выплачивать большую цену. В данном случае Тимоша поплатился жизнью матери.

Главная мысль заключается в том, что материнская любовь это безграничный простор, который может творить чудеса.

Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.

answer avatar

Сказка «Умная внучка» является литературной обработкой известного народного сюжета, который нашел свое отражение в сказках «Мудрая дева» или «Дочь-семилетка». Андрей Платонов сделал из красивой народной сказки историю с политическим подтекстом, чем на мой взгляд исказил истинный смысл истории.

Речь в сказке идет об умной девочке, Дуне, которая смогла решить сложные царские загадки и восстановить справедливость в споре двух соседей о праве на родившегося жеребенка.

Но если в народной версии царь отдает должное уму девочки и когда та вырастает, делает своей супругой, то в версии Платонова Дуня угрожает царю скорым судом, что является выражением личной политической позиции писателя.

В качестве главной мысли сказки часто дается вывод о том, что царский суд, суд богачей, всегда неправедный и пристрастный. Но лично мне видится здесь совсем иная главная мысль:

Ум и находчивость открывают перед человеком любые двери.

Можно сформулировать главную мысль и таким образом:

Не богатством должны устанавливаться законы, а справедливостью.

answer avatar

Это тем более удивительно, что проза Платонова совершенно другая. Она оригинальна, ни на кого и ни на что не похожа. Он пишет своим языком.

Неукротимая ярость, смелость письма отличают Платонова в среде его собратьев.

Платонов в силу особенностей своего таланта так и не смог примкнуть ни к одному литературному направлению. И тактическая ошибка писателя состояла в том, что он хотел воспевать революцию в одиночестве, а государство этого не прощало.

Источник

А. Платонов. `Солдат и царица` (сказка-быль). Главные герои. Находчивость и смекалка героя

А. Платонов. `Солдат и царица` (сказка-быль). Главные герои. Находчивость и смекалка героя

Цель – познакомить учащихся со сказкой – былью А. Платонова, работать над умением составлять план сказки: цитатный и вопросный; учить умению давать характеристику героям сказа, находить в тексте аргументы для подтверждения ответов на вопросы.

I. Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний. Чтение статьи в учебнике о Платонове самостоятельно.

1) Зачитать вслух фразы, которые показались наиболее важными.

«Каждый человек должен понять, что только он сам может, если захочет, изменить жизнь и свою унылую действительность к лучшему, сделать жизнь умнее, добрее и красивее».

2) Подумайте, нет ли противоречия в определении жанра произведения «Солдат и царица» – сказка – быль. ( Учащиеся предполагают, что это бытовая сказка).

III. Чтение сказки – были учителем.

IV. Вопросы для обсуждения.

2) Какие похожие истории об обмене ролями вам известны? («Принц и нищий» Марк Твена)

3) Почему автор назвал своё произведение сказка-быль? (Главный герой – солдат. Автор подчёркивает, что рассказчик – свидетель событий, обычный человек). Приведите примеры. (Приводят примеры его высказываний: «Царица совсем оробела, сидит перед ним и трясётся от страха». «Да хвать сапожника по затылку» и т. д. ).

4) Какие приметы народной сказки есть в этом произведении?

5) Перескажите сюжет сказки.

V. Самостоятельная работа (по вариантам)

Задание. Составить цитатный план: 1 вариант – тезисный;

2 вариант – вопросный. (Планы сопоставляются, РТ, стр. 43. )

Индивидуальное задание. Пересказать сюжет сказки.

VI. Работа в группе. (Обсуждаем, предполагаем, делаем вывод).

1) Почему солдат обратился за помощью к дураку?

2) Как ведут себя царица и сапожница, поменявшись местами? Сравните их.

3) Какими словами мы характеризуем царицу, какими сапожницу?

4) Почему сапожница вернулась домой?

5) Почему царица не отменила указ сапожницы?

6) Изменилась ли царица?

Вывод: царица вовсе не изменилась. «Искипело злобой сердце царицы», – говорит рассказчик. В конце же замечает: «Царице веры нету и не будет». Она сдерживает себя и боится снова проснуться в доме сапожника. Нос вой характер царица не поменяла. Наверное, поэтому перед нами не просто сказка, а сказка-быль.

Рефлексия. 1) Грустная это сказка или весёлая?

2)Откуда берется зло в жизни людей.

Домашнее задание. 1. Пересказ сюжета сказки.

Опережающее задание. Читать: В. Г. Губарев «Королевство кривых зеркал» 1-10 главы.

Составить презентацию. Жизнь и творчество В. Г. Губарева. 5-9 слайдов.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector