сокуры лаишевского района история

История села Сокуры

Село в Лаишевском районе, на автомобильной дороге Казань–Оренбург, в 29 км к северу от г. Лаишево. sokury karta small

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть, церковь.

До 1920 г. село входило в Державинскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Воскресенском, с 01.08.1927 г. в Казанском сельском, с 04.08.1938 г. в Столбищенском, с 26.03.1959 г. в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах.

Деревня замечательна тем, что была колыбелью Г.Р. Державина. Место, где находится дом «двор принадлежащих некогда родителям поэта, в 30-х годах было досеяно коноплей. Покровская церковь села Сокуры построена в 1895 году на средства прихожан и купца В.В. Щетинкина во имя Покрова Пресваятой Богородицы. О чем в Известиях по Казанской Епархии 1895 году сообщается: «Указом Святого Синода на его Высокопресвященство от 25 минувшего апреля 1895 г. за № 1818 дано знать Казанскому Епархиальному начальству, что согласно ходотайству его и заключению хозяйственного управления определено, при церкви Сокуров Лаишевского уезда открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика и назначить на содержание его по 400 рублей в год». До построения церкви действовала часовня. В пользовании причта находилось 33 десятины земли, дома церковные. В 1859 году в Сокурах было 59 дворов, где проживали 239 мужчин и 269 женщин. А к 1904 году дворов стало 122, работала земская школа. После революции церковь была закрыта.

В ней разместился клуб. Передача здания прихожанам состоялась в 1994 году и назначение на службу получил отец Аркадий. А в 1995 году церковь была освещена Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием.

История возникновения первой улицы села

Самая старая, самая древняя, самая первая улица села Сокуры своим рождением она обязана самому селу, в 1548 году.

Первые ссыльные татары, направленные сюда на лесоразработку, поставили у крутого оврага и большого родника два первых домика в виде лесных сторожек. Первые дома ссыльных, построенных двумя рядами, создали красивую, уютную, но небольшую улицу, рождающегося села.

Одним восточным концом она врезалась в глухой лес, а противоположным, западным, концом в почти непроходимые лесные болота с крупными водорослями и папоротникообразными растениями. Отсюда и произошло ее первое название «Абагалык», что означает с татарского «папортниковые заросли».

Первыми поселенцами здесь было построено 11 домов и вплоть до XIX века она практически не изменялась.

Вместе с сосланными в конце XVII века сюда прибыли и наместники для установления сторожевого поста, а поэтому в начале улицы была построена дозорная башня с колоколом и расквартированы постовые.

В это время улице и дают свое название «Сторожевой». Люди занимались исключительно рыбным, пушным промыслом, охотой на диких зверей. Только после прибытия крестьян-переселенцев жизнь и работа сельчан изменилась. Но на этой улице крестьяне–переселенцы не жили.

В начале XVIII века необходимость в сторожевой башне отпала и после установления Казанской губернии улица вновь изменила свое название и стала называться «Заглядовкой». Своим названием она как бы говорила, что нужно заглядывать за лесную черту, где обитала много вольных и беглых крестьян.

И только после реформирования хозяйства в Сокурах улица получила свое официальное название «Луговая», это название сохранилось и до наших времен.

Установление Советской власти

Весть о революции в России пришла в село Сокуры на четвертый день после ее победы в Петербурге. Сразу после известия, вечером 29 октября 1917 года, был собран сход граждан, где ездовой Панкратов Данил обьявил о провозглашении Советской власти в стране и, в частности, в Сокурах. Прямо на сходе, который проходил в Поповке, было решено создать Сельский Совет вместо сельского старосты. Для создания новых органов власти необходимо было определиться с административным зданием и с выборами председателя.

Сельчане проявляли большую осторожность и с выборами, а тем более с кандидатурой, не спешили.

Многие еще не понимали до конца и не представляли жизни без помещиков и старых органов власти.

Только 22 декабря 1917 года на новом сходе граждан с. Сокуры была провозглашена официально Советская власть.

Первым Председателем Сокуровского сельского Совета был избран Фролов Александр Михайлович, бывший управляющий помещичьего имения Забродина, грамотного человека и сочувствующего крестьянам и новой власти.

26 декабря 1917 года под административное здание было взято одно из бывших поместий Забродина.

Источник

История села Сокуры

Село в Лаишевском районе, на автомобильной дороге Казань–Оренбург, в 29 км к северу от г. Лаишево. sokury karta small

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть, церковь.

До 1920 г. село входило в Державинскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Воскресенском, с 01.08.1927 г. в Казанском сельском, с 04.08.1938 г. в Столбищенском, с 26.03.1959 г. в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах.

Деревня замечательна тем, что была колыбелью Г.Р. Державина. Место, где находится дом «двор принадлежащих некогда родителям поэта, в 30-х годах было досеяно коноплей. Покровская церковь села Сокуры построена в 1895 году на средства прихожан и купца В.В. Щетинкина во имя Покрова Пресваятой Богородицы. О чем в Известиях по Казанской Епархии 1895 году сообщается: «Указом Святого Синода на его Высокопресвященство от 25 минувшего апреля 1895 г. за № 1818 дано знать Казанскому Епархиальному начальству, что согласно ходотайству его и заключению хозяйственного управления определено, при церкви Сокуров Лаишевского уезда открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика и назначить на содержание его по 400 рублей в год». До построения церкви действовала часовня. В пользовании причта находилось 33 десятины земли, дома церковные. В 1859 году в Сокурах было 59 дворов, где проживали 239 мужчин и 269 женщин. А к 1904 году дворов стало 122, работала земская школа. После революции церковь была закрыта.

Читайте также:  старый город баку история

В ней разместился клуб. Передача здания прихожанам состоялась в 1994 году и назначение на службу получил отец Аркадий. А в 1995 году церковь была освещена Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием.

История возникновения первой улицы села

Самая старая, самая древняя, самая первая улица села Сокуры своим рождением она обязана самому селу, в 1548 году.

Первые ссыльные татары, направленные сюда на лесоразработку, поставили у крутого оврага и большого родника два первых домика в виде лесных сторожек. Первые дома ссыльных, построенных двумя рядами, создали красивую, уютную, но небольшую улицу, рождающегося села.

Одним восточным концом она врезалась в глухой лес, а противоположным, западным, концом в почти непроходимые лесные болота с крупными водорослями и папоротникообразными растениями. Отсюда и произошло ее первое название «Абагалык», что означает с татарского «папортниковые заросли».

Первыми поселенцами здесь было построено 11 домов и вплоть до XIX века она практически не изменялась.

Вместе с сосланными в конце XVII века сюда прибыли и наместники для установления сторожевого поста, а поэтому в начале улицы была построена дозорная башня с колоколом и расквартированы постовые.

В это время улице и дают свое название «Сторожевой». Люди занимались исключительно рыбным, пушным промыслом, охотой на диких зверей. Только после прибытия крестьян-переселенцев жизнь и работа сельчан изменилась. Но на этой улице крестьяне–переселенцы не жили.

В начале XVIII века необходимость в сторожевой башне отпала и после установления Казанской губернии улица вновь изменила свое название и стала называться «Заглядовкой». Своим названием она как бы говорила, что нужно заглядывать за лесную черту, где обитала много вольных и беглых крестьян.

И только после реформирования хозяйства в Сокурах улица получила свое официальное название «Луговая», это название сохранилось и до наших времен.

Установление Советской власти

Весть о революции в России пришла в село Сокуры на четвертый день после ее победы в Петербурге. Сразу после известия, вечером 29 октября 1917 года, был собран сход граждан, где ездовой Панкратов Данил обьявил о провозглашении Советской власти в стране и, в частности, в Сокурах. Прямо на сходе, который проходил в Поповке, было решено создать Сельский Совет вместо сельского старосты. Для создания новых органов власти необходимо было определиться с административным зданием и с выборами председателя.

Сельчане проявляли большую осторожность и с выборами, а тем более с кандидатурой, не спешили.

Многие еще не понимали до конца и не представляли жизни без помещиков и старых органов власти.

Только 22 декабря 1917 года на новом сходе граждан с. Сокуры была провозглашена официально Советская власть.

Первым Председателем Сокуровского сельского Совета был избран Фролов Александр Михайлович, бывший управляющий помещичьего имения Забродина, грамотного человека и сочувствующего крестьянам и новой власти.

26 декабря 1917 года под административное здание было взято одно из бывших поместий Забродина.

Источник

Сокуры лаишевского района история

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

>>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

1922Родился профессор Ефим Григорьевич Бушканец. С 1946 по 1962 работал заместителем директора Государственного музея Республики Татарстан по научной работе и ученым секретарем

2019 300x250 1

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

image?view=image&format=raw

Если хотите увидеть самую маленькую церковь в Татарстане, поезжайте в село Сокуры Лаишевского района. Она находится почти у шоссе, которое ведет из Казани.

По этой дороге когда-то ездило из Казани в родовое имение семейство Державиных. Тогда родители еще не знали, что их сын Гаврила (сегодня принято говорить – Гавриил) станет великим русским поэтом и первым министром юстиции России.

Говорят, в этой церквушке (на сайте «Храмы России» ее называют Часовня Воздвижения Честного Креста Господня) и крестили своего сына Державины. Ведь именно в Сокурах в 1743 году у Романа Николаевича и Феклы Андреевны родился сын, которому было суждено прославить не только род Державиных, но и всю казанскую землю.

Еще говорят, что тогда Крестовоздвиженская церковь была деревянной, потом, в первой половине XIX века, ее заменили на кирпичную. Краеведы утверждают, что это именно церковь, а не часовня, поскольку в здании угадывается алтарная часть.

Читайте также:  монарх отрепьев выдавал себя за царя

На этом сайте Крестовоздвиженскому храму в Сокурах дается такое описание:

Крупная «входная» кирпичная часовня в формах классицизма. Ротондальная постройка под купольным сводом, со звонницей над притвором.

Церковь была действующей до 1930-х годов.

derzavin xram 1 M Снимок 2013 года. Фото автора

О том, где конкретно крещен маленький Гаврила, документального свидетельства нет. Но в Казани мы хорошо знаем, что порой легендам верят даже больше, чем историческим фактам. И бывая в Кремле, у башни Сююмбике, обязательно поглядят вверх, на высоту, с которой она бросилась, не желая покориться русскому царю Ивану. Хотя знают, что умерла ханбике своей смертью, вдали от родной Казани.

Сейчас все более распространенной является точка зрения тех, кто считает, что крестили будущего поэта в церкви Богоявления, в деревне Егорьево. Тут венчались его родители, тут они нашли последний покой.

Церковь Богоявления сейчас приведена в порядок, не стыдно гостям и туристам показать. А Крестовоздвиженская долгие десятилетия жила, как Золушка при мачехе. Время довело ее до ручки. И лишь по характерным очертаниям можно было угадать в кирпичной развалюхе православный храм.

derzavin xram 2 M

Я увидела ее в первый раз 20 июня 2013 года, когда мы с Леонидом Абрамовым посещали дворянские усадьбы Лаишевского района. Для всех участников той поездки это был шок. Даже мерзость запустения дворянского имения в Тогашево на фоне этих руин уже не казалась таким кощунством.

derzavin xram 9 M

Все-таки храм – место сакральное для православного человека, а когда узнаёшь, что его используют вместо туалета, слов не находится для возмущения.

derzavin xram 8 M

Руководство республики находит большие средства на реставрацию памятников культуры, на возрождение православных и мусульманских святынь, некогда отобранных у верующих. Понять, что в этой ситуации руки до крохотной церквушки в Сокурах могут и не дойти, можно. К тому же в селе есть другой, действующий храм – Во имя Святого Покрова. Одноэтажный храм является редким памятником деревянного зодчества Поволжья. Здесь находятся икона «Скоропослушница», написанная в Афонах, Ахтырская икона божьей матери и другие старинные иконы.

Мы тогда в этой церкви тоже побывали. Она деревянная, но очень хорошо сохранилась.

И вот 14 июля 2014 года – новая встреча с Крестовоздвиженской церковью. Вместе с другими казанцами и гостями нашей республики я приехала в Лаишевский район на Всероссийский праздник русской поэзии в честь нашего великого земляка Гавриила Державина.

Когда нам объявили, что мы увидим и Крестовоздвиженскую церковь, я, честно признаюсь, смутилась – зачем это показывать гостям? А среди нас была даже представительница рода Панаевых из Парижа.

Каково было мое удивление, когда я не увидела каменных развалин! Церковь – в стадии реконструкции. Ее фундамент и стены укреплены, здание уже оштукатурено.

derzavin xram 5 M

Как оказалось, сооружение когда-то было довольно оригинальное и симпатичное. Описывать не буду – смотрите на фотографиях.

Рядом с церковью – зеленый вагончик, на стенах которого вся необходимая информация. С одной стороны – большой снимок Державинской экспозиции в Музее Лаишевского края. Со временем здесь будет музейный филиал, пояснила нам директор этого музея Ф. Муртазина.

derzavin xram 3 M

А еще она сообщила нам, что деньги на реставрацию выделил казанец – Юрий Викторович Чаплыгин. Мы с ним пообщались. Оказалось, он человек в республике известный.

Юрий Викторович занимается бизнесом. Мой собеседник назвал только одно направление – такси. Но Интернет сообщает, что есть и другие направления. А еще он – президент Федерации бадминтона Татарстана.

«Яркий руководитель, азартный спортсмен сплотил дружную команду сотрудников федерации и спортсменов сборной команды. Умение находить общий знаменатель в организации спортивных мероприятий, ежедневной работы федерации, тренировок сборной команды стали необходимой составляющей в достижении общей цели – развития и популяризации бадминтона в республике».

Такую характеристику я нашла на сайте федерации: Юрия Викторовича поздравляли с днем рождения.

derzavin xram 7 M

Федерация бадминтона РТ – довольно молодая спортивная организация. Она получила статус официальной только в сентябре 2011 года. Любителям этой игры в 2012 году были сделаны два подарка. Во-первых, открылась школа бадминтона в спортивном клубе «Бустан», а во-вторых, состоялась закладка первого камня будущего спортивного клуба по бадминтону. В дополнение к этому на базе Республиканской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Динамо» открылось отделение бадминтона.

Если учесть традицию нашей республики, когда на прорывные спортивные федерации ставят надежных людей, которые могут аккумулировать необходимые средства, то Юрия Викторовича можно считать именно таким, надежным человеком.

Меня первым делом интересовало, почему он обратил внимание именно на эту церквушку. Хотя объяснение можно было предвидеть – у Юрия Викторовича дом рядом с Сокурами, в деревне Обухово.

Благотворительностью начал заниматься по примеру председателя Наблюдательного совета Федерации бадминтона Алексея Ивановича Демидова, ныне руководителя Счетной палаты РТ, а в прошлом главы администрации Алексеевского района, под руководством которого возрождено немало памятников старины.

Алексей Иванович – помощник и в этом деле. А его сын – Алексей Алексеевич, генеральный директор ООО «Керамика-Маркет», депутат Государственного Совета РТ, имеет отношение к событию, которое на днях должно случиться в Сокурах: на Крестовоздвиженской церкви будут установлены купола с золочеными крестами: один – большой, над ротондой, второй – маленький – над звонницей. Купола и кресты изготовлены на предприятии «Керамика-Маркет» и уже готовы к установке.

Так что совсем скоро можно будет дополнить эту публикацию новыми снимками этого необычного храма.

derzavin xram 4 1

Я поинтересовалась у Юрия Викторовича, соблюдены ли условия реконструкции здания. Как утверждают специалисты, если просто заштукатурить кирпичную кладку, она будет разрушаться даже больше, чем открытая всем ветрам.

Читайте также:  адемар пиге часы история

Юрий Викторович пояснил, что проект реставрации по его просьбе сделали специалисты из Йошкар-Олы. У казанских много других проектов. Он надеется, что все условия реконструкции соблюдены.

derzavin xram 10

Так выглядела Часовня Воздвижения Честного Креста Господня летом 2015 года. Фото Маслова Сергея

Источник

Сокуры лаишевского района история

На северо-восточной окраине села Сокур возвышается гора Серковая. Говорят, что под той горой была пещера, где скрывался предводитель бунтарей, сподвижник легендарного Кудеяра – Серко. Оба они были активными участниками восстания под предводительством Степана Разина. В народе Серко пользовался большим уважением, бедняки видели в нем своего заступника. В память о Серко и назвали гору его именем. Многочисленные провалы в земле подтверждают вероятность существования пещеры.

В середине XIX века в Сокуре насчитывалось 685 дворов, имелись овчарня и мельница. Крестьяне, изначально вольные, затем принадлежавшие помещакам Голицыну и Коллерову (при чём первый закрепостил Сокур незаконно), после отмены крепостного права образовали два общества, село стало центром Сокурской волости Саратовского уезда Саратовской губернии.

Накануне событий 1905-1917 гг в Сокуре была создана группа крестьянских активистов. Руководил этой группой ветеринарный врач Бесетовский Иван Семенович. К группе крестьянских активистов приходили из города связные. Они вели пропаганду среди крестьян. Недалеко от Сокура есть село Севолодчина (Таволожка), в котором в 1905 году произошло восстание бедняков. Это восстание перекинулось и в Сокур. Организовала его подпольная группа. Из Саратова был вызван карательный отряд казаков, которые жестоко расправились с восставшими: их пороли розгами, топтали копытами.

Октябрь 1917 года в Сокуре прошел неспокойно. Когда в Сокуре услышали о революции в Петрограде, крестьяне напали на барское имение и разгромили его. По улицам Сокура ходили демонстранты с самодельными красными знаменами, на которых было написано «Вся власть Советам!». В разных местах Сокура устраивались митинги, где произносились приветственные речи о революции, Ленине, земле.

До сих пор сокуряне помнят названия улиц села: Вакульевка, Рущино, Марьевка, Большая Ширинка. На Рущине (сейчас ул.Братская) жили русские. За рекой жили в основном украинцы, поэтому и улица именовалась Вакульевкой (Вакулы) – сейчас улица Заречная. От старой церкви до новой простиралась улица Большая. Село славилось базарами и ярмарками. На Большой улице стояли ряды торговцев с разнообразным товаром.

По данным переписи населения 1911 года в Сокуре проживало 4269 приписных и 168 посторонних человек, национальный состав – украинцы и русские (примерно десятая часть). Функционировали православная церковь, земская и церковно-приходская школы, больница и ветеринарный пункт. Базары проводились каждую неделю по воскресеньям, ярмарки организовывались два раза в год, 1 октября и в Троицу (49-й день после Пасхи). Церковь в Сокуре была единственной в волости, к её приходу также были приписаны школы грамоты в деревнях Афанасьевке и Каменке, церковно-приходская школа в Бобовке.

В 30-х годах ХХ века начали образовываться колхозы. В Сокуре образовался колхоз им.Крупской. Затем колхоз имени Крупской преобразовали в колхоз «Заря коммунизма».

В годы советской власти село было включено в состав новообразованного Татищевского района. К с.Сокур были присоединены пять деревень: Сосна, Козий Лоб, Грязнуха, Бурловино, Беседка. Вместо старых школ была открыта новая семилетняя, образовался колхоз «Заря коммунизма», ставший передовым. В Сокуре строились коттеджи, было развито коневодство, овцеводство, скотоводство. Рабочих рук стало не хватать и в 1988 г. бригадир Ледяйкин С.М. переманил жителей (мордву) Пензенской области в село Сокур. Мордвой была заселена целая улица села, название которой они сами придумали – улица Молодежная.

В селе установлены два памятника: памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (во дворе школы) и бюст прославленного танкиста А. П. Босова (около здания Сокурской администрации). За отвагу и доблесть, проявленные при разгроме крупного японского отряда у реки Халхин-Гол, Алексей Петрович Босов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. А погиб старший лейтенант, командир бронетанковой роты в районе Малых Городищ 18 ноября 1941 года, похоронен под Москвой.

Место, где расположен Дом Культуры тоже имеет свою предысторию. Прежде здесь находилась усадьба помещика Буковского. Дом был деревянный и по неизвестной причине сгорел. Некоторое время спустя здесь построили уже каменное здание, где располагалось волостное управление и банк. Огромный подвал дома служил жильем сторожам.

На берегу реки Сокурки находится гора Липовая. Название этой горы произошло от многочисленных лип, растущих на горе.

Необычайной красоты храм в честь Покрова Божией Матери (памятник истории и культуры регионального значения) очень хорошо сохранился внешне и до сих пор удивляет своим масштабом. Он был построен тщанием прихожан и освящен более века назад, в 1902 г. При храме была установлена временная деревянная колокольня, которую должна была заменить каменная, два придела планировалось освятить во имя Архистратига Михаила и Сергия Радонежского, однако этим планам помешали осуществиться Первая мировая война и последовавшие за ней революции. Новыми властями храм был закрыт, в его помещении был размещён склад. В настоящее время избежавшее серьёзных разрушений здание возвращено епархии. 5 июня 2010 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил в сокурском храме первую со времен его закрытия Божественную литургию.

В настоящее время Сокур с населением 860 человек входит в состав Мизино-Лапшиновского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области. В селе имеется общеобразовательная школа, вновь открыта сохранившаяся церковь.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector