сокол на флаге руси

4298446 900

Сокол – птица-воин, символ мужества и воинской доблести. Сокол – солнечный символ, означающий воодушевление, победу, восхождение. Славянская мифология знает двух чудесных соколов:

Рарог – воплощение огненного духа, связанного с культом очага и богом огня Сварогом, отцом солнца. Финист – сокол, в которого оборачивается герой русских былин Вольга. Золотой сокол обозначал космическую гармонию.

Сокол пользовался в русских песнях и сказках большим почетом. Его называли не иначе как «млад — ясен сокол», величая этим же именем и красавцев добрых молодцев.

Соколиные очи — зоркие очи: «От соколиного глаза никуда не укроешься!» — говорит острослов-народ. Сказочные герои обращаются в соколов, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить на врага, незаметно появиться перед красной девицей.

Сокол считался воплощением небесных стихий.

Он боевит, победоносен, неотразим в сражениях. Эта птица быстра, как свет или молния. Чародей-богатырь Волх Всеславлич охотясь обращался в сокола. Сокол уподоблялся птице молнии небесного огня, которая на зиму умирает или засыпает, а весной вновь возвращается к жизни.

Сокол — смелая птица с острым зрением и молниеносной реакцией. Лучших летчиков на Руси называют соколами, зоркий глаз — соколиный.
Священная птица до сих пор присутствует не только в народных сказках, но также в вышивках и орнаментах, гербах и эмблемах. Само имя Сокол состоит из двух частей Со и Кол (Коло). Коло — круг, образ Солнца.

Часто упоминается этот образ, например, в «Слове о полку Игореве». Трезубец Рюриковичей появился как аллегория пикирующего сокола. Скандинавский верховный бог О дин, «предводитель битв», имевший в своем подчинении погибших ратников, тоже принимал вид сокола.

Много значений придавали древние люди соколиному образу, но самым распространенным и устойчивым было восприятие его как высокородного воина, охраняемого небесной благодатью.

Источник

О.М.Рапов. Знаки Рюриковичей и символ сокола

1270414341 21713674 3 6189sokol

«Загадочные фигуры» на монетах и печатях Рюриковичей, на перстнях и подвесках, принадлежавших князьям и их дружинникам, на кирпичах Десятинной церкви, а также на других предметах, являвшихся собственностью рода, возглавлявшего феодальную верхушку в Киевской Руси, давно уже вызывают массу всевозможных споров и толкований. Подробный историографический обзор вопроса о сущности знака Рюриковичей содержится в работах И.И.Толстого и А.В.Орешникова (1). Упоминания о различного рода дешифровках знака имеются в трудах Н.П.Лихачева и Б.А.Рыбакова (2). Ниже мы приводим краткий перечень, всех существующих мнений по данной проблеме.

Бесспорно принадлежащим Владимиру Святославичу Б.А.Рыбаков считает знак, изображенный на кирпиче от Десятинной церкви, так как не кто иной, а именно Владимир был строителем этого первого русского христианского храма (29).

Если мы сравним знаки, которые А.В.Орешников приписывал Владимиру Мономаху, со знаком на кирпиче от Десятинной церкви, то убедимся, что сходство их очевидно. Различаются они лишь тем, что у знака на кирпиче не имеется отростка от среднего зубца, да в средней части знака некоторые весьма незначительные детали (которые, кстати сказать, на всех имеющихся монетах с именами Владимира и Ярослава изображаются по-разному, а иногда и вовсе отсутствуют) изображены несколько иначе. Таким образом, принадлежность Владимиру Святославичу знаков, классифицированных А.В.Орешниковым как знаки Владимира Мономаха, не вызывает никаких сомнений.

1270413418 f4db27d25ea0

Г.Н.Анпилогов убедительно доказал, что многие из знаков собственности, нанесенные на владельческие борти, представляют собой изображение вил, топоров, плугов и многих других предметов. Он указывает, что рисунки на бортях настолько точно передают сущность предметов, что по ним можно изучать уровень развития материальной культуры того времени, когда они были изображены. Исследователь добавляет, что нередко к этим реалистическим рисункам «. делались различного рода дополнения в виде крестов, отдельных черточек и т.п.» (31). Вероятно, знаки Рюриковичей, которые также являются знаками собственности должны характеризоваться теми же признаками, которые Г.Н.Анпилогов выявил при анализе бортных знамен, а именно: возможны некоторые посторонние дополнения и небольшие отклонения от нормы, но в основном рисунок должен передавать самые существенные черты изображенного предмета.

1270413040 yarТаким образом, монета принадлежит не Олегу, а Ярославу. С чтением А.А.Куника согласились все крупнейшие нумизматы XIX и XX столетий. А.А.Куник считал, что на монете христианского князя не могло быть такого языческого изображения, как ворон. Вместе с тем, он, в свою очередь, подметил, что на стокгольмском экземпляре Ярославова серебра на нижнем зубце «фигуры» имеются какие-то кружки, очень похожие на глаза птицы. Это дало ему повод утверждать, что «загадочная фигура» изображает живое существо, но не ворона, как думал Б.В.Кёне, а «голубя, олицетворяющего святого духа».

Впоследствии А.А.Куник под влиянием доводов А.А.Уварова и И.И.Толстого отошел от своего первоначального мнения. (35) Стокгольмский экземпляр был признан грубым скандинавским подражанием серебру Ярослава Мудрого. На эту монету перестали обращать внимание при расшифровке знака Рюриковичей. Однако уже в XX в. такие авторитетные ученые, как Н.П.Бауэр и Н.П.Лихачев, решительно высказались, против того, чтобы считать стокгольмский экземпляр подражанием монетам Ярослава (36).

Передняя часть головы птицы ни в коей мере не напоминает передней части головы голубя. Голубь не имеет такого длинного, возможно, даже слегка загибающегося клюва. У голубя довольно высокая лобная часть, а глаза сильно сдвинуты к бокам. Таким образом, вероятность изображения голубя отпадает. Еще менее похожа голова птицы на голову ворона. А пропорции тела летящей птицы не имеют ничего общего с пропорциями тела летящего ворона. Слабенькие, почти совсем рельефно не выделяющиеся на фоне тела плечи ворона не могут иметь никакого сравнения с могучими плечами птицы. Передняя часть головы птицы, изображенной на монетах Рюриковичей, может принадлежать только одному из видов боевых птиц: орлу, ястребу или соколу. Однако и орел, и ястреб обладают «тупыми» и короткими крыльями по отношению к длине своих тел (38), в то время как на монетах Рюриковичей птица изображена с острыми и длинными крыльями. «Фигура», изображенная на монетах Рюриковичей, больше всего напоминает летящего сокола.

1270413510 975940a7272e

Когда сокол пикирует на свою жертву, задняя часть его туловища и хвост поднимаются кверху, и их далеко не всегда можно увидеть с земли. Поэтому возможно, что в случае с «двузубцем» мы имеем не случайное, а специальное искажение (если это только можно назвать искажением) тела птицы. При рассмотрении знаков Рюриковичей важно учитывать, под каким углом художник решил изобразить летящего сокола. Однако принадлежность этого знака Владимиру Святославичу крайне сомнительна, ибо почти аналогичный знак (тоже «двузубец») был найден на фрагменте гончарного сосуда XI-XII вв. при раскопках Изяслава (Рогнедина).

Читайте также:  как сохранить историю ватсап на компьютер

Возникает вопрос: каким образом сокол «залетел» на монеты и печати Рюриковичей, в русские былины, в «Слово о полку Игореве»? Почему именно сокол, а не орел, не ястреб, не ворон? Сокол не был древним божеством ни у славян, ни у скандинавских народов. Да с принятием христианства ни одному языческому богу и не осталось места в русском религиозном пантеоне, хотя пережитки язычества еще сохранялись долго. Тот факт, что князья из дома Рюриковичей называются былинами и «Словом о полку Игореве» «соколами», говорит за то, что сокол был эмблемой, гербом рода, возглавлявшего феодальную верхушку Киевской Руси. Возможно, что сокол в глубокой древности был тотемом рода, из которого происходила княжеская семья. Следы тотемизма нередко проявляются в культе животных, в геральдике, в фольклоре спустя несколько веков после принятия новой религии.

В Старой Ладоге найдена литейная форма символа «рода русского»

В 2008 г. на Земляном городище Старой Ладоги в слое середины X века Староладожской археологической экспедицией была обнаружена часть литейной формы:

Анализ показал, что форма содержит следы драгоценных металлов.

По всей видимости, данная форма предназначалась для отливки фигурки сокола – символа Рюриковичей и летописного «рода русского»:

Источник

Сокол Рюриковичей

%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%A0%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0 %D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB %D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F %D0%9B%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%B0

Печать Рюрика — Сокол. Старая Ладога

На Земляном городище Старая Ладога во время археологических раскопок, которые проводила Староладожская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН, под руководством профессора А. Н. Кирпичникова, был найден 20 июня 2008 г. уникальный артефакт — глиняная литейная форма конца второй четверти X века. Диаметр литейной формы по горизонтали 33 мм. Фото находки и новейшего оттиска с неё было опубликовано в книге А. Н. Кирпичников, В. Д. Сарабьянов. Старая Ладога. Древняя столица Руси. (СПб. 2010. С. 79).

Глиняная литейная форма была найдена на Земляном городище Старой Ладоги среди полусотни полусотни более мелких осколков тиглей, льячек и литейных форм.14 %D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9 %D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C %D0%B8%D0%BB%D0%B8 %D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C %D0%91%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5 %D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0 IX %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0 X %D0%B2

поздний викингский стиль, или стиль Борре (вторая половина IX — первая половина X века)Исследователи считают, что на литейных формах нанесены фрагменты рисунков, выполненных в скандинавском орнаментальном стиле борре, который охватывает период с 840 по 980 годы, почти до конца 10 века.
Название стиля борре происходит по кладу литых бляшек, найденных в местечке Борре. Характерной чертой стиля Борре является выделенная голова животного с тщательно вырезанной кошачьеподобной мордой, и с цепкими когтями. Зооморфные элементы стиля Борре окончательно складываются в зооморфный узел, связанный ленточным орнаментом, в нём нет прямых линий. Как самый поздний из стилей орнамента, стиль Борре демонстрирует дальнейшее развитие усебергского стиля. Стиль Борре использовался в ювелирных работах в технике зерни и скани.

По оценке руководителя экспедиции А. Н. Кирпичникова, горизонт залегания этой группы находок ладожского литейного производства относится к концу второй четверти X века.

33

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском построен великим князем Юрием Долгоруким в 13 веке

Расскажем о технологии изготовления глиняной литейной формы.
Мастер-камнерез сначала вырезал рисунок на камне, затем с каменной формы снимал восковой оттиск, который наполняли, обмазывая глиной, а когда глина высыхала, её обожгли в печи, воск при этом выгорал, и получалась глиняная литейная форма, которую можно было использовать для изготовления металлических бляшек, печатей, элементов украшения для одежды или конской сбруи.

%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%A0%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0 %D0%BD%D0%B0 %D0%9B%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%B5

Глубина найденной на Земляном городище Старой Ладоги глиняной литейной формы менее пяти миллиметров. На глиняном оттиске видны перья хвоста птицы и два опущенных крыла, возможно, изображён сокол.

%D0%93%D0%BD%D1%91%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85 %D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2

Литейная накладка могла быть изготовлена для украшения упряжи коня, или для изготовления тамги мечника, княжьего сборщика дани[2]. При изготовлении простых металлических подвесок и накладок на пояс, или украшений на конскую упряжь в Х веке, могли использовать бронзу, свинец или свинцово-оловянистый сплав. Какой именно металл был залит в опоку для печати с соколом, возможно, ещё удастся установить при лабораторном исследовании.

%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0В договоре 945 года князя Игоря с греками сказано, что русские послы раньше приносили в Царьград золотые печати, а купцы – серебряные, а впредь должны приносить ко двору византийских императоров грамоты. До этого времени грамоты писали редко: металлическая тамга вручалась послу, как верительная грамота — документа, которым снабжают посланников для удостоверения их представительства в иностранном государстве, и этого было достаточно.

После крещение Великого князя Владимира Святославовича и его дружины в 988 году в Херсонесе Таврическом, и принятие на Руси православного христианства византийского образца, Библия и Евангелие были переведены с греческого на древнерусский язык Кириллом и Мефодием и записаны на кириллице. Грамотными была большая часть населения Древней Руси, что подтверждается многочисленными находками Берестяных грамот, в которых есть образцы бытового письма, делового и торгового учёта. В 1949 г. у деревни Гнездово найдена самая древняя кириллическая надпись 925 – 950 г.г на глиняном горшке – «Гороухща». Само собой разумеется, в международных делах древней Руси также велась переписка, составлялись государственные документы, подлинность которых должны была подтверждаться печатью.

Хартии (от греч. chartes — бумага, грамота) документ публично правового и политического характера в средние века, отправляемые в Византию, обязательно скрепляли свинцовыми печатями, такими же печатами скрепляли письма и документы древнерусские князья в переписке между собой.

%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA %D0%A0%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B9 %D0%B8%D0%B7 %D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B9 %D0%9B%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%B8.

Геральдический знак Рюриковичей из Старой Ладоги

Итак, перед нами древнейшее в Северной и Восточной Европе изображение хищной птицы в геральдической позе. Поскольку верхняя часть литейной формы утрачена, исследователи предложили два варианта реконструкции.

Первый вариант реконструкции хищной птицы базируется на находке обнаруженной летом 2008 года археологом Татьяной Ершовой, обнаружившей в Пскове захоронение «наместника князя Владимира».

О высоком статусе погребенного в Пскове свидетельствует трапециевидная серебряная тамга – подвеска, где на одной стороне изображен двузубец, а на другой голова сокола с ошейником и вырастающим из неё крестом [4]. 00 %D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0 %D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%BB%D0%B5%D1%82 1

Тип 1. Подвеска трапециевидная. На лицевой стороне изображена композиция в виде «двузуба», в центре которого помещён ключ. В центральной части оборотной стороны располагается пятиугольник с двумя вогнутыми нижними сторонами. Верхняя часть его увенчана головой птицы влево с четырехчастной композицией над ней. Оглавие в виде плоского ушка. Серебро, штамповка, чернь. Середина – вторая половина X века. Известна в единственном экземпляре. Место находки – Псков. Раскопки Татьяны Ершовой. (См.: Ершова Т. Е. Серебряная подвеска с изображением тамги Рюриковичей из камерного погребения в Пскове // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. 80-летию со дня рождения Анатолия Николаевича Кирпичникова посвящается. Т. I. СПб; М. 2009. С. 284–289.)

Читайте также:  имейджин драгонс солист дэн рейнольдс биография

На одной стороне древнерусской псковской подвески изображён «двузуб», напоминающий высокие оборонительные стены города, закрытого на ключ, хранящийся внутри города. Во многих средневековых источниках Русь называли страной городов«градарики» — (др.-сканд. Garðaríki, норв. Gardarike, швед. Gårdarike) — норманское название Руси, известное в Северной Европе в Средние века. века. (15, Abb. 335b, 347b). Задачей оберегов-ключей в 11–12 веках было обеспечение сохранности и неприкосновенности домашнего имущества.

На оборотной стороне псковской подвески изображена повёрнутая влево голова охотничьего сокола в ошейнике, к которому крепили клобук — кожаная шапочка, надевающаяся на голову птице и полностью закрывающая ей глаза. Клобучки в XIII веке были ещё без стягивающих ремешков, а крепились к ошейнику охотничьей птицы, с тем чтобы птица не могла его сбросить.

%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5 %D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8 %D0%B8%D0%B7 %D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0.Похожее изображение охотничьего сокола можно увидеть на одном из аналогичных ладожскому костяных наверший плёток, хранящихся в коллекции Новгородского Государственного музея-заповедника.

Часть из них опубликована [3].

На самом древнем предмете этой серии мы видим на горле птицы заплетенный косичкой ошейник.

В январе 2009 года на конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», посвященной 80-летию академика Валентина Янина, А. Н. Кирпичников, делая доклад о ладожском соколе, показал древнерусский псевдодирхем времён князя Ярополка (961-980 гг., правивший 972-980 гг. ). Таких монет в центральной и северной Европе известно лишь 11 экземпляров, из них 8 в Швеции, две в Польше и одна в Эстонии.

%D0%9F%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BC %D0%AF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0 %D0%B8%D0%B7 %D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0 %D0%BD%D0%B0 %D0%BE. %D0%93%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4.
На псевдодирхеме изображена хищная птица в ошейнике и тот же широколопастной христианский крест над соколиной головой.

Теперь становится понятно, что именно креста не хватало над головой сокола при первых попытках реконструкции глиняной литейной формы, найденной в Старой Ладоге.

%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0 %D1%81 %D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC %D0%9E%D0%BB%D0%B0%D1%84 %D0%93%D1%83%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD

Подобное изображение встречается на монете датского конунга Анлафа Гутфритссона 940 года. По мнению Британского музея, где хранится монета времён захвата Англии датскими конунгами, на монете изображён ворон Одина, по легенде приносивший ему напиток бессмертия (Сома, амрита). Ворон — герб древних датчан (данов) и викингов.

Однако некоторые наши исследователи считают, что на датской монете изображён охотничий сокол, о чём говорит ошейник на шее птицы. А чуть правее головы сокола изображён такой же крест, как на псевдодирхеме.

%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 %D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8 %E2%80%93 %D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5 %D0%B4%D0%B0%D1%82. Roskilde %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82 %D0%B7%D0%B0%D0%BF. %D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0Первая столица Дании – Роскилле (дат. Roskilde), порт на берегу Роскилле-фьорда на острове Зеландия, находящийся в 10 км западнее от Копенгагена.

Герб датского коннунга из Роскилле (дат. Roskilde) известен с 1286 года: полагают, что город сохранил первую эмблему датских королей – орла, восседающего на городской оборонительной стене.

Считается, что орёл как геральдическая эмблема взят из символики империи Карла Великого.

%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE %D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%82 %D0%B8%D0%B7 %D1%82%D1%80%D0%B5%D1%85 %D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9

Почему сокол, орёл, ворон утвердились в геральдических знаках?

В Риг-Веде описывается, что бессмертный напиток богов — Сома (Сок) был принесён с неба Соколом. На санскрите: Жиена — zyena (zyaina) — — сокол, орёл, ястреб, любая хищная птица, готовит или сбивает Сому и приносит божественный Сок человеку самка Сокола. Жиена — zyena (zyaina) — самка ястреба, дочь Кашьяпы (Kashyapa), считается матерью ястребов.

Сома – soma, haoma — это Божество и Сок, отождествляется с Луной и с богом Луны , а также с Вишну (Vishnu, Вешний, Горний = Гор), Шива (Жива- Siva), Яма и Кубера (Сибера, Сибирь). Сому называют Раджан (радость). Соме посвящены все 114 гимнов 9-й Риг-Веды (RV).

В Понедельник – день, предназначенный для извлечения сомы (Сома-вара или Варить Сому). С вященники (брахманы — Brahman) размалывали с тебли растения Asclepias Acida, зажа того между камнями , растирали и смешивали с молоком или ячменной мукой и мёдом, для БРОЖЕНИЯ (Бражж — bhrajj – от корня bhrag = брага). Через ситечко забродивший Сок (bhaTTa) разливали в кувшины или сосуды большего размера , а затем Ашвины на летающих белых конях приносят богам этот напиток Сок бессмертия (на санскрите amRtyu — «бессмертный»). Небесная сома пища Богов именуется somyam madhu — «сома медовая».

%D0%B1%D0%BE%D0%B3 %D0%93%D0%BE%D1%80 %D0%B2 %D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA. %D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD. %D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B5 %D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82 1 2 %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 %D0%9D.%D0%AD.

Египетский бог Гор-Сокол, сын Исды, в римском военном костюме

Священная птица сокол (Гора) в ведическом санскрите именуется «гра-ака» — grAhaka (Гора-око-как). Имя Гор (или Хорово имя) фараона древнего Египта означало его земное воплощение небесного бога Гора-Хоруса, символом которого был Сокол.

%D0%B3%D0%BE%D1%80 %D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB %D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82 %D1%84%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BE%D0%BD%D1%83

Хор — бог неба, царственности и солнца. Хорус от ведического санскрита: Харшу — hṛṣu – Агни, огонь; солнце; харша — harṣa — радость. Согласно древнеегипетским преданиям белые боги Гипербореи принесли в древний Египет знания в десятом тысячелетии до н.э.

%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB

Этимология слова «Сокол».

Сокол — кречет (название рода лат. Falco Rusticolus), где Falco, от с анскрита palitah «серый», корень в индоевропейских языках (PIE) * pel- (1) «БЕЛый, ПАЛЕвый, бледный», в др.греч. polios«седой, белый», латин. pallere «бледнеть», pallidus «бледный, бесцветный», др.англ. fealo, fealu «тусклый, палевый-жёлтый», как цветовая характеристика Сокола в латинском falx, falcis, в позднелатинском falconem, falco — сокол; др.франц. faucon «сокол» (12 век), исп. falcon, португ. falcão, итал. falcone, др.верх.-нем. falcho, англ. falcon (13 век) — сокол.

Rusticolus — сельский житель, от rus, ruris«деревня» и colere«жить»; в средневековой латыни Гир-фалко — gerfaucon, от др.верх.-нем. gîr (нем. Geier) — «гриф», от др.греч. γῦρος,ros — «круг», латин. gȳrus — «круг» — от вида, кружащего в поисках добычи сокола.

%D0%BE%D1%80%D0%BB

Готские соколы на фибулах

Происхождение термина Русь.

Из индоарийского *russa– «светлый», «белый» происходит круг местных форм ономастики Северного Причерноморья, объединяющихся вокруг слова *ruksa-/ *ru(s)sa – «светлый», «белый»; «русь» — белый свет» (Даль IV, 114).

Читайте также:  история болезни атопический дерматит эритематозно сквамозная форма

Академик Трубачёв в книге «К истокам Руси. Народ и язык» высказал «мнение о южном происхождении термина «русь» и продвижении его с Юга (из Причерноморья) на Север. Дело в том, что ранняя датировка имени Русь имеет неуклонную тенденцию к более глубокой древности именно на Юге.

*Roka-, *Ruka-, *Ruksa-/*Russa-/*Rossa-, *Ruksi-/*Russi/ *Rusia говорит само за себя. «Двойственность» о/у есть не более как отражение древнего индоевропейского чередования гласных в его местном, индоарийском, варианте Rok– (*rauk-), Ruks-, Ross-/Russ-. Оба варианта – на -о– и на -у– изначально представлены на Юге России.

%D0%B3%D0%BE%D1%82

фибулы готов с соколом

Встреча исконно пра-древнерусского *Rutsь и празападно-финского *rōtsi вполне возможна и во времени, и в пространстве. С юга на север шло и распространялось это имя Рос (рассказ о Руси Азовско-Черноморской).

Чтобы не оставалось никакой неясности, историк в другом месте солидаризируется ещё раз «с известием «Повести временных лет» о принятии варягами названия «русь» в Киеве». [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, с. 176]. В «Повести временных лет» (1110-1118 г.г.) записано:

«В лѣто 6370 [862 г.]… Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: „Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами“. И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля».

%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B8 %D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9 %D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8 X%E2%80%93XV %D0%B2%D0%B2

Печать князя Святослава древней Руси X–XV вв

Константин Философ назвал среди «многих родов» Таврии, народ «книгы оумеюща и богоу славоу въздающа своимъ языкомъ кождо» (ЖК, гл. XVI) упомянуты тоурси (они же тoypcïu) в перечне народов: «…Sugdi, Goti, Obri, Tursi, Hazari…». Реальное написание слова: «тоурси, тоурсïи, тоур’си, тоуръси«, можно реконструировать *тауро-руси, «тавро-русы» (греч.*Ταυρο-ρως, *Ταυρο — бык; ρως — белый; *ros/*rus– «белый»).

Кирилло-мефодиевское тоурси (тoypcïu) может отражать дославянское название северопричерноморского народа *tur-ros– или *tur-rus- «Тур светлый». Северо-Причерноморском и Таврическом регионе более известное Ταυροσκúθαι — «тавро-скифы».

96. %D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%B8 %D0%BD%D0%B0 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B5 %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA %D0%A0%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Граффити на монете: «знак Рюриковичей» поперёк арабского текста. Место находки неизвестно. Саманиды, Наср ибн Ахмад. Андараба, 913-914 г.

Не следует слова послов о себе – «мы оть рода руска (рускаго)» – в договорах Руси с греками 911 и 944 годов ставить в один ряд с фактом, что послы эти в основном носили скандинавские имена. Отсюда вывод «северной» норманской школы: русь – скандинавы. В том же духе «северной» школы представляют Вертинские анналы под 839 годом сообщают о том, что к германскому императору прибыли транзитом через Грецию «некие люди», уверявшие, «что они, то есть их род, зовутся рос» (qui se, id est gentem suam, Rhos vocari dicebant), a поскольку император навёл справки и выяснил, что «они принадлежали к роду свеонов«, то есть шведов (eos gentis esse Sueonum), он принял этих подозрительных людей за шпионов [цитаты из анналов [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, с. 174 – 175].

Варяги послы выдавали себя за русь (Rhos), и от имени государства Русь/Rhos сначала, безусловно, на Юге, куда пробирались толпы варягов. Один только князь Владимир отправил до 6000 варягов в Византию в 988 г., и нетрудно представить себе, как они там продолжали себя именовать — «мы от рода русского» могла применяться вторично и на севере.

Древнего племени Ros в Скандинавии найти не удалось, не найдена и скандинавская этимология для слова «Русь», финское Ruotsi своей, финской, этимологии не имеет. «Норманнская этимология Руси у Фасмера является одной из величайших ошибок, когда-либо совершавшихся наукой».

Совершенно реальна скандинавская генеалогия Рюрика, в котором можно видеть датского викинга Рерика, или Ререка (Hroerekr) Ютландского. [Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги // Сб. Славяне и скандинавы. М., 1986, с. 193].

Правда, это решение, внося ясность в личную генеалогию древнерусского князя Рюрика, попутно вызывает немало осложнений в других вопросах. Курьезно то, что датчанин Рерик не имел ничего общего как раз со Швецией, откуда в основном ведут варягов, поскольку известно, что, в отличие от варягов-шведов, устремлявшихся на Русь, викинги-датчане направляли свои походы в основном в Западную Европу. Так что датчанство Рерика-Рюрика сильно колеблет весь шведский комплекс вопроса о Руси и даже побуждает наших историков расценивать призвание Рюрика «как один из эпизодов противоваряжской борьбы…»[Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М., 1982, с. 299; Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги // Сб. Славяне и скандинавы. М., 1986, с. 193].

Русь получилось из древнего слова *Rutsь, образовавшееся на Юге.

%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%99%D0%A8%D0%90%D0%AF %D0%93%D0%95%D0%9D%D0%95%D0%90%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF %D0%97%D0%9D%D0%90%D0%9A%D0%9E%D0%92 %D0%A0%D0%AE%D0%A0%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%99 IX%E2%80%93XI %D0%92%D0%95%D0%9A%D0%9E%D0%92

Генеалогия Рюриковичей по Белецкому

НОВЕЙШАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ ЗНАКОВ РЮРИКОВИЧЕЙ IX–XI ВЕКОВ,
С. В. Белецким 1 сентября 2008 года. Издано: Белецкий С. В. Ещё раз о знаках Рюриковичей. // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого света. Материалы Международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLIX. СПб., Издание Гос. Эрмитажа. 2009. С. 222–226. Схема со с. 224.

Первый из русских геральдических трезубцев Рюриковичей принадлежит князю Владимиру Святославичу. Ещё в XIX веке это пытались связать с крещением князя Владимира в 988 году и культом Троицы, однако первые трезубцы князя Владимира относятся к языческому времени. До Владимира русские князья Рюриковичи Игорь, Ольга, Святослав Игоревич, Ярополк Святославич, как показал Сергей Белецкий, использовали герб — двузубец (см. Тур-рус). Полагаю, что, под влиянием геральдического сокола двузубец, трансформировался в трезубец – этот блистательный иероглиф русской княжеской династии. И свидетельством тому – серия бронзовых наконечников ножен от мечей с изображениями магического направления, на которых уже со времён князя Владимира Святославича Красное Солнышко сокол графически превращается в трезубец «геральдических знаков Рюриковичей».

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector