согласно теории ж пиаже первые навыки формируются на

Содержание

Теория интеллектуального и когнитивного развития Пиаже

Теория Пиаже создана швейцарским психологом, который занимался вопросами когнитивных функций и интеллектуального развития детей. Жан Пиаже разработал собственную периодизацию формирования психики ребенка, главным критерием которой стал интеллект. Также он один из первых заговорил о тесной взаимосвязи между мышлением и речью: чем лучше развито одно, тем качественнее функционирует другое. Центральное направление интеллектуального развития — это формирование когнитивных функций, которые, по мнению автора, определяют общее развитие ребенка.

Что выяснил Жан Пиаже

piazhe

Если говорить кратко, Жан Пиаже разработал свою теорию развития личности, обрабатывая тесты интеллекта людей разного возраста. Однажды заметил, что некоторые дети допускают в них одни и те же ошибки, которые не свойственны старшему поколению. Это привело его к мысли, что когнитивные процессы и способы мышления у детей отличаются от таковых у взрослых. Через некоторое время он разработал теорию, согласно которой люди, находящиеся на одной ступени развития, имеют похожие общие формы когнитивных и познавательных способностей.

Стадии развития по Пиаже

Жан Пиаже разработал свою теорию интеллектуального развития, которая включает в себя 4 стадии.

Сенсомоторная стадия (0-2 года)

sensomotornaya stadiya

На первой стадии, согласно теории когнитивного развития Ж.Пиаже, в большей мере развиваются две сферы: сенсорная и моторная. В этом возрасте малыши начинают на примитивном уровне понимать взаимосвязь между своими действиями и их последствиями. Дети исследуют окружающий мир посредством моторики и органов чувств, постепенно расширяя спектр представлений о предметах и объектах существующей действительности.

Малыш начинает с простых действий, но постепенно их усложняет, методом проб и ошибок формируя понятия о себе и предметах вокруг него. Эта стадия предполагает только действия с конкретными предметами, ребенок этого возраста совершенно не способен воспринимать символы. В течение этого периода у малыша постепенно развивается организация двигательных и перцептивных взаимодействий с предметами и объектами, окружающими его. К окончанию стадии формируется связная система сенсомоторных действий по отношению к предметному окружению.

Сенсомоторную стадию развития у ребенка можно ярко увидеть, например, когда ребенок 1-2 лет играет с сортером. Он собирает его исключительно методом проб и ошибок, хаотично пытаясь вставить фигуру в разные пазы, пока не найдет подходящий.

Дооперационная стадия (2—7 лет)

sbor piramidki

Ребенок постепенно начинает использовать символы и речь. У него появляется возможность представить и описать образы и предметы с помощью слов. Но, по когнитивной теории развития, это должны быть зримые, конкретные объекты, с которыми можно реально выполнять какие-либо действия. Ребенок еще не в полной мере осознает обратимость и необратимость некоторых процессов и явлений. Например, для того, чтобы узнать, можно ли соединить кусочек мела, разломанный пополам, ему нужно проделать саму операцию: сломать и посмотреть, попытаться соединить. Еще один пример – сбор пирамидки. Если в сенсорно-моторной стадии малыш пытается сложить колечки по порядку методом проб и ошибок, то в дооперационном периоде он прикладывает их друг к другу, чтобы сравнить размер.

Этому периоду также, согласно конструктивистской теории Жана Пиаже, свойственен эгоцентризм – явление, при котором ребенок не может мысленно представить себе предмет с точки зрения другого человека. Например, при игре в прятки малыш просто крепко закрывает личико ладошками или прячет под стол только голову. Он делает это не потому, что хочет повеселить взрослых, а потому, что его мышление по-другому устроено: он действительно уверен, что если он ничего не видит, то и с другими в этот момент происходит то же самое.

Стадия конкретных операций (7—11 лет)

stadiya konkretnyh operaciy

В мышлении ребенка появляется определенная логика и последовательность. При этом оно остается достаточно ригидным, то есть недостаточно гибким. Ребенок еще не может продумать сразу несколько путей решения проблемы, не понимает абстрактных понятий и гипотетических предположений. Малыш уже может мысленно представить себе некоторые простые процессы. Например, ему не нужно ломать мел для того, чтобы понять, что соединить две половинки обратно уже не получится: он может представить это в уме. Еще один пример – пирамидка, размеры колечек которой ребенок уже сравнивает мысленно, не прибегая к реальному прикладыванию их друг к другу.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

Это форма мышления, которая остается с человеком до конца жизни. С 12 лет ребенок постепенно приобретает гибкость мышления, все меньше путается в причинах и следствиях происходящих явлений, начинает думать логично, связно и последовательно. Появляется способность мыслить абстрактно и гипотетически, рассматривая существующую действительность как лишь один из вариантов того, что могло бы быть в теории. Человек думает предложениями, устанавливает формальные отношения между ними. Учится систематически выделять переменные, существенные для разрешения проблемы, и последовательно перебирать все возможные их комбинации.

Возрастные границы стадий, согласно теории психического развития Ж. Пиаже, могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка, но для формирования взрослого типа мышления необходимо прохождение всех ступеней его развития.

Основные понятия теории Пиаже

akkomodaciya

Как детское мышление связано с речью

svyaz detskogo myshleniya irechi

Между мышлением и речью ребенка существует прямая взаимосвязь. Для того, чтобы научиться оперировать словами, предложениями и абстрактными понятиями, необходимо овладеть речью. Чем быстрее и активнее развивается речь, тем качественнее развивается мышление. Обратная связь также имеет место: чем лучше развито мышление, тем более связная, логически выстроенная и правильная речь.

Мои рекомендации для родителей

Заключение

Жан Пиаже сделал важное открытие в возрастной психологии: он является автором теории развития ребенка, в которой хорошо просматривается периодизация развития интеллекта и логического мышления с самого раннего возраста до взрослой жизни. Минусом его теории является лишь то, что стадии не учитывают других спутников развития, кроме когнитивных способностей, например: физическое развитие, эмоциональный интеллект и взаимодействие ребенка со средой.

Источник

Когнитивное развитие. Часть 1

kognitivnoe razvitie chast 1

Каким образом развивается наша способность мыслить логически и ясно? Что происходит в детском мозгу по мере того, как ребенок приобретает навыки понимания и осознавания явлений окружающей действительности? Иными словами, что скрывается за процессом когнитивного развития, и что это вообще такое?

Читайте также:  последний царь иудеи перед вавилонским пленом

Давайте познакомимся с этим понятием поближе и рассмотрим особенности развития мыслительных процессов у человеческих существ. В данной статье мы познакомим вас с основными явлениями и вехами когнитивного развития, а также с одним из ведущих теоретиков данной сферы – Жаном Пиаже, и выделяемыми им стадиями в этом немаловажном процессе.

В рамках данной статьи мы остановимся на первых двух таких стадиях, а в следующей статье продолжим тему. Там же мы укажем некоторые практические способы и рекомендации для родителей, которые хотели бы помочь своему ребенку в его когнитивном развитии.

Итак, сначала давайте определим, что понимается под данным термином, и какие факторы здесь важны.

Что такое когнитивное развитие

Когнитивным развитием называют развитие мышления у детей, в ходе которого они осмысляют, познают и постигают вещи и явления. Это включает в себя развитие знаний, способностей, умения решать задачи и диспозиций, которые помогают детям осмысливать и понимать окружающий мир. Согласно Википедии, когнитивное развитие охватывает становление всех мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Когнитивное развитие также можно называть умственным, потому что оно затрагивает мышление и умственные процессы. Развитие собственно мозга (различных мозговых структур) – это неотъемлемая часть когнитивного развития.

Как известно, в первые пять лет жизни дети быстро и активно развиваются. Их формирование разворачивается в четырех важных плоскостях:

Умственное развитие человека зависит от целого ряда факторов, и влияние их не всегда однозначно и одинаково. Основными из них являются:

То, насколько умственно развит будет человек, зависит от разных предпосылок, однако сам процесс когнитивного развития протекает у всех людей довольно схожим образом, проходя через основные стадии. Первым, кто выделил важные фазы развития мышления у детей, был швейцарский исследователь Жан Пиаже (1896-1980). Его теория и открытия оказали огромное влияние на последующее совершенствование психологической теории и понимание детского развития, и явились в некотором виде революционными.

Теория Жана Пиаже широко известна и изучается в настоящее время, хотя и была дополнена и скорректирована более современными исследованиями и открытиями. Она дает возможность приоткрыть завесу над тем, как ребенок приобретает мыслительные навыки и развивает свое мышление, логику, восприятие и умение решать задачи. Ее стоит рассмотреть более подробно.

Теория когнитивного развития по Жану Пиаже

Заслуга Пиаже заключается в том, что он подошел к вопросу развития мышления у детей как к центральному процессу их развития, в котором ребенок выступает как активный его участник, любознательный и экспериментирующий исследователь-ученый, ставящий опыты и взаимодействующий с окружающим миром. В ходе этого исследования и интеракции с окружающей действительностью ребенок развивает свои когнитивные способности и приобретает ценные навыки осмысления мира и явлений.

До этого в данной теме главенствовала дискуссия о том, какие факторы предопределяют развитие и характеристики человека – «природные» факторы: врожденные свойства и биологическое созревание, либо «приобретенные»: выученные и приобретенные свойства, влияние среды (nature vs nurture). Данная дихотомия является ложной, т.к. и те, и другие факторы играют свою роль.

Подход Жана Пиаже отталкивается от другой предпосылки – в центре оказывается вопрос о том, какие открытия делает ребенок в своем развитии и какие навыки приобретает в процессе. Стадии развития, которые выделил Пиаже, отражают главные вехи этого пути. Их всего четыре.

Но, прежде чем мы перейдем к детальному рассмотрению каждой из них, необходимо уточнить несколько важных понятий, введенных швейцарским психологом. Пиаже считал, что на основе своих экспериментов и взаимодействия ребенок строит некие теории или идеи, которые Пиаже назвал схемами (нем. schema, schemata). Это концепции или ментальные конструкции (модели), которые ребенок использует, чтобы категоризировать и интерпретировать информацию. Например, если в опыте малыша были собаки, у него есть схема для них, и, встречаясь с новыми собаками, он будет узнавать в них именно таких животных.

Созданные схемы могут видоизменяться и дополняться двумя основными способами:

Данные процессы присущи не только малышам, познающим мир, но и взрослым. Эти два процесса имеют место на протяжении всех четырех стадий развития, выделяемых Пиаже.

Стадии когнитивного развития по Жану Пиаже

Как мы уже отметили, швейцарский исследователь выделял четыре стадии развития у детей, начиная с рождения до взрослого возраста:

По мнению Пиаже, развитие мышления у людей формируется и достигает максимума к взрослому возрасту, поэтому в его теории процесс когнитивного развития завершается на этой фазе. Однако в последнее время была доказана ограниченность и ошибочность такого взгляда ввиду того, что человеческий мозг обладает свойством нейропластичности, и мы способны обучаться новым вещам, осваивать новые навыки и стратегии, расширять свой кругозор и умения. Как гласит поговорка, «Век живи – век учись», – обычно человек продолжает приобретать новые знания и практические навыки в течение всей жизни.

Итак, что же характеризует каждую из стадий развития нашего мышления?

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

Первая стадия называется сенсомоторной потому, что на данном этапе у детей наблюдается особая связь между двигательной (моторной) активностью и мышлением (сенсорным восприятием). На этой стадии малыши овладевают различными моторными двигательными навыками – хватать, держаться за предметы, бросать, мять, ударять и т.п. В процессе таких действий они постигают, как ведут себя объекты, и что будет, если с ними так поступать.

Ребенок начинает осознавать себя как носителя действия, а также то, что он отдельный субъект. Он замечает результат своих действий и научается действовать произвольно, с намерением получать определенный эффект. Например, младенец трясет погремушку, чтобы извлечь звук.

Важнейшим открытием на данном этапе является понятие о постоянстве объекта – ребенок усваивает, что предмет продолжает существовать, даже если он становится недоступен органам чувств, т.е. невидим или вне обозрения. Так, детям в возрасте от 5 до 8 месяцев открывается, что даже если игрушка спрятана, например, под одеялом или за чем-то, то, хоть ее и не видно, она там есть и ее можно взять. Однако ребенок в возрасте около года тем не менее будет искать игрушку там, где в последний раз ее находил, а не там, где он видел, что ее спрятали.

Чтобы лучше понять, как это выглядит, посмотрите это короткое видео на английском языке, демонстрирующее разную способность детей понимать принцип постоянства объекта.

Другое значительное явление, наблюдающееся приблизительно в то же время у детей на сенсомоторной стадии развития, – это боязнь посторонних людей. Она вызывается тем, что ребенок не способен ассимилировать чужих и незнакомых людей в свои существующие схемы.

Читайте также:  как в планшете посмотреть историю посещения сайтов

За первой стадией развития, охватывающей возраст от рождения до примерно 2 лет, следует дооперациональная.

Дооперациональная стадия (от 2 до 6 лет)

Вторая стадия в целом соответствует дошкольному возрасту (нужно учитывать, что возраст в данной теории указывается приблизительный). Она получила название дооперациональной, т.к. на этом этапе дети не понимают операций – логических манипуляций, и не умеют мыслить логически. Под операциями понимаются такие процедуры, как разделение, объединение и другие преобразования, требующие логического мышления. Другими словами, ребенок на этой стадии, особенно в ее начале, не способен пользоваться логическими категориями и операциями: классифицировать, сравнивать, оценивать, измерять и т.п.

Тем не менее, на этом этапе наблюдается очень важная особенность – дети осваивают речь и начинают активно пользоваться символическим мышлением. Т.е. они используют слова и символы для репрезентации предметов, групп предметов, образов и идей, активно пользуются воображением и символической игрой. Так, кубики могут стать подданными царства или зданиями, а руки ребенка – крыльями самолета. Такие игры и способность «притворяться» на самом деле являются важным когнитивным достижением – данная степень абстрагирования не доступна высшим приматам и другим животным.

Жан Пиаже считал, что дети на этой стадии неспособны удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации или характеристике, и вдобавок детская логика основана на личном опыте, а не общепринятых правилах и законах. Так, в возрасте 3-4 лет дети не в состоянии понять понятие о сохранении вещества. Принцип сохранения представляет собой понимание того, что количество вещества будет оставаться тем же, даже если изменить его форму. К примеру, если перелить воду из низкого и широкого стакана в высокий и узкий, воды в нем будет столько же. А если шар из пластилина раскатать в продолговатую колбаску, количество пластилина не изменится. Такие операции становятся доступны детям лишь на следующей стадии когнитивного развития.

Чтобы увидеть, как выглядит в жизни логика детей на раннем этапе дооперациональной стадии развития (еще не освоивших принцип сохранения массы и количества), посмотрите данное видео. (https://www.youtube.com/watch?v=ZDNi4z5tdqU)

Другая отличительная черта данного этапа – это детский эгоцентризм. В данном контексте это значит, что ребенок в возрасте приблизительно до 3 лет воспринимает мир как продолжение себя, именно таким, каким он его видит, не осознавая и часто с трудом принимая точки зрения, отличающиеся от его собственной. На данной стадии для детей естественно считать, что все видят и воспринимают мир точно как же, как и они, и имеют те же чувства, мысли, предпочтения и желания.

Примерно между 3 и 5 годами жизни дети начинают осознавать, что у других людей свои точки зрения, чувства и мысли, и они воспринимают мир иначе, по-своему. Это явление получило название модели психики человека (или теории разума, по-английски theory of mind).

На смену дооперациональной приходит стадия конкретных операций, на которой дети демонстрируют большую способность к логическому мышлению. Ее, а также четвертую стадию – формальных операций, мы подробно рассмотрим в следующий раз, так же как и ценные практические соображения и рекомендации для родителей.

Ну а пока приглашаем вас на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». Данный онлайн-тренинг будет полезен всем тем, кто желает научиться логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Источник

Стадии интеллектуального развития ребёнка по Ж. Пиаже

Жан Пиаже – швейцарский учёный, психолог, философ в науке работал на протяжении 60 лет, им создана женевская психологическая школа. Ж. Пиаже исследовал интеллектуальное развитие ребёнка и в своих трудах показал, как оно меняется на протяжении детства и отрочества.

Исследуя развитие интеллекта ребёнка, Ж. Пиаже определил, что оно проходит ряд стадий – это ступени или уровни развития, которые последовательно сменяют друг друга. На каждой стадии достигается определённое равновесие, которое затем нарушается, но порядок следования стадий остаётся неизменным.

Стадии развития интеллекта ребёнка по Ж. Пиаже

Пиаже считал, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших стадий, в течение которых происходит формирование трёх основных интеллектуальных структур: сначала формируются сенсомоторные структуры (системы последовательно выполняемых материальных действий), затем возникают структуры конкретных операций (системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние наглядные данные), позже происходит становление формально-логических операций (высшая ступень в развитии интеллекта).

Интеллектуальное развитие по Ж. Пиаже – это переход от низших стадий к высшим, причём каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.

Сенсомотроная стадия

Это период сенсомоторного интеллекта, который охватывает первые два года жизни. У малыша речь ещё не развита, представления отсутствуют, поведение строится на основе координации движения и восприятия (поэтому она называется сесомоторная стадия). Появившись на свет, ребёнок имеет врождённые рефлексы. Например, рефлекс сосания может со временем изменяться: с каждым днём малыш сосёт всё лучше и не только во время еды, но и после он может сосать пальцы или предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это стадия упражнения рефлексов (0 – 1 месяц). Вследствие этого формируются и первые навыки (1 – 4 м.).

Затем малыш поворачивает голову в сторону шума, может проследить глазами движение предмета и попытаться его схватить рукой. Это первичные круговые реакции (1 – 4 м.) или повторяющиеся действия, которые подкрепляются собственной активностью ребёнка. Вторичные круговые реакции (4 – 8м.) появляются, когда малыш сосредоточен не на своей активности, а на изменениях, вызванных действиями. Например, ребёнок может долго трясти погремушку, ради продления звука, который его заинтересовал. Позднее, когда действия дают неожиданный эффект (новое впечатление), малыш его повторяет и закрепляет новую схему – это начало практического интеллекта (8 – 12 м.). Когда ребёнок намеренно изменяет свои действия, активно экспериментирует, чтобы посмотреть на результат, появляются третичные круговые реакции (12 – 18 месяцев).

Далее малыш уже способен комбинировать свои действия в уме и приходить к правильному решению – происходит интериоризация действий (18 – 24 месяца). Около двух лет формируется внутренний план действий. Например, у ребёнка в обеих руках игрушки и ему нужно открыть дверь. Он кладёт их на пол, при этом замечая, что открывающаяся дверь может их задеть. Он перекладывает игрушки в другое место и открывает дверь.

На этом заканчивается первая сенсомоторная стадия и ребёнок переходит в другую стадию репрезентативного интеллекта и конкретных операций.

Стадия репрезентативного интеллекта и конкретных операций

Это период мышления с помощью представлений. Недостаток развития словесного мышления и сильное образное начало приводят к своеобразной детской логике. Малыш ещё не способен к доказательству и рассуждениям на этапе дооперациональных представлений (2 – 7 лет). Он ориентируется на внешние признаки предметов. Он считает вещи такими, какими их даёт непосредственное восприятие. Например, дети думают, что ветер дует, потому что раскачиваются деревья. Это явление Ж. Пиаже назвал реализмом. Детям, имеющим дооперациональные представления, характерна нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, тенденция связывать всё со всем, переход от частного к частному, минуя общее, и др.

Читайте также:  как посмотреть историю в инсте анонимно закрытый аккаунт

Такая особенность детской логики обусловлена спецификой мышления – его эгоцентризмом. Эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребёнка. Дети воспринимают окружающий мир только с собственной точки зрения, не понимая и не принимая другие. Они выбирают то, что им лучше и ближе. Эгоцентризм мышления характерен каждому периоду детского развития.

К 7 – 8 годам этап дооперациональных представлений заканчивается. У детей появляется понимание сохранения количества вещества, а также того, что при преобразованиях одни свойства предметов сохраняются, а другие меняются. Начинается этап конкретных операций (7 – 11 лет). На этом этапе дети способны рассуждать и доказывать, учитывать разные точки зрения. Для логических операций необходима наглядность, они не могут производиться в гипотетическом плане, поэтому и конкретны. К 11 годам начинается подготовка к формированию научных понятий.

Стадия формальных операций

Это высший период интеллектуального развития ребёнка. В стадии формальных операций (11 – 15 лет) дети освобождаются от привязанности к объектам, данным восприятием, и начинают мыслить как взрослые люди. Они могут рассматривать суждения как гипотезы, из которых можно вывести различные следствия, мышление становится гипотетико-дедуктивным.

Источник

Ассимиляция и ребёнок

Когнитивные теории развития. Основные положения концепции Ж.Пиаже. Понятия ассимиляции и аккомодации. Проблема детского эгоцентризма мышления.

Когнитивное развитие (от англ. Cognitivedevelopment) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.

Жан Пиаже изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Он пришел к выводу, что психическое развитие — есть развитие интеллекта, а стадии психического развития — стадии развития интеллекта. Сущностью развития по Пиаже является приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней. Механизмами уравновешивания по Пиаже являются аккомодация и ассимиляция. Интеллект по Пиаже – это средство приспособления к жизненной среде. Пиаже выявил важнейшую особенность детского мышления – эгоцентризм, который выражается через такие феномены как: анимизм, артификализм, реализм, трансдукция, синкретизм. Он полагал, что эгоцентрическое мышление является промежуточной формой в развитии детского мышления и обеспечивает переход от автономного (малоосознаваемого) к социализированному, осознаваемому, рациональному мышлению.

Ж.Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития детей: сенсомоторная стадия (от рождения ребенка до 1,5 – 2-х лет), дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет), стадия формальных операций (после 12 лет) (См. Приложение 3).

Пиаже признавал существенную роль обучения для психического развития, однако, недооценивал влияние обучения на психическое развитие ребенка. Однако вклад Пиаже в детскую психологию огромен: он одним из первых поставил проблему детского мышления как качественно своеобразного, имеющего уникальные достоинства, проследил генезис мышления, открыл феномены детского мышления («феномены Пиаже»), разработал методы его исследования («задачи Пиаже»)

Вариаций подобных опытов множество, но все они демонстрировали одно и то же — неумение ребенка сосредоточиться на изменениях объекта. Последнее означает, что малыш хорошо фиксирует в памяти лишь устойчивые ситуации, но при этом от него ускользает процесс преобразования. В случае со стаканами ребенок видит лишь результат — два одинаковых стакана с водой в начале и два различных стакана с той же водой в конце, но он не в состоянии уловить момент изменения.

Другой эффект эгоцентризма состоит в необратимости мышления, т. е. неспособности ребенка мысленно возвратиться к исходному пункту своих рассуждений. Именно необратимость мышления не позволяет нашему малышу проследить ход собственных рассуждений и, вернувшись к их началу, вообразить стаканы в исходном положении. Отсутствие обратимости — это прямое проявление эгоцентричности мышления ребенка.

На раннем этапе научной деятельности Пиаже анализировал повторяющиеся ошибки детей в решении интеллектуальных тестов, а так же детскую речь. Во-первых, Пиаже считал неправильной позицию, что по ребенок глупее взрослого, утверждая, что мышления ребенка просто качественно иное.

Во-вторых, проанализировав результаты исследования, проведенного в условиях детского сада, в ходе которого фиксировались все высказывания и сопутствующие действия детей во время свободной деятельности, Пиаже разделил детские высказывания на 2 группы, выделив т.н. «социализированную» и «эгоцентрическую» речь. Социализированная речь – предполагает заинтересованность в ответном реагировании партнера по общению, ее функцией является воздействие на собеседника (формы – информирование, критика, приказ, просьба, угроза, вопрос, ответ). Эгоцентрическая речь – речь «для себя», не предполагает ответной реакции собеседника. Функцией эгоцентрической речи, по Пиаже, является экспрессия – сопровождение действий, их ритмизация, «удовольствие разговаривать». Формы эгоцентрической речи – повторение (эхолалия), монолог, коллективный монолог.

К феноменам детского мышления, также открытым Пиаже, относятся: эгоцентризм мышления, реализм, анимизм, артификализм.

Эгоцентризм мышления – это суждение ребенка о мире со своей непосредственной точки зрения, «фрагментарной и личной», связанное с неумением ребена учесть чужую точку зрения. Эгоцентрическое мышление – это активная познавательная позиция, первоначальная познавательная центрация ума. Эгоцентризм, по Пиаже, является основой всех других особенностей детского мышления, он проявляется в реализме, анимизме, артификализме детского мышления.

Анимизм мышления – это склонность к всеобщему одушевлению. Ребенок наделяет вещи (особенно те, которые могут двигаться – объективно (автомобиль, поезд, пароход и т.п.) или в субъективном восприятии (луна, солнце, река и т.п.)) сознанием, жизнью, чувствами.

Артификализм мышления проявляется в том, что все существующее рассматривается ребенком как созданное человеком, по его воле или для человека.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector