сочинение слово как человек оно имеет свою историю и не всегда было таким

Слово как человек оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. Евгений Германович Водолазкин (ЕГЭ по русскому)

Нравственные ценности всегда были ориентиром человека. На них он опирался, когда предстояло сделать сложный выбор. Когда кому-то нужно было охарактеризовать человека, первым показателем было то, являлся ли человек нравственным или безнравственным. Но по мере развития человечества, нравственные ценности менялись. В данном мне тексте Евгений Германович Водолазкин ставит проблему изменения нравственного состояния современного общества.

Размышляя по поставленной проблеме, автор показывает изменение нравственности человека через изменения, произошедшие в языке, а именно смену значений слова «успех».

Водолазкин говорит о том, что такие древние значения как «польза», «поспешность» и «движение вперед» исчезли. Вместо них же появились «удачное завершение» и «общественное признание». Автор поясняет, что современные значения далеко не всегда связаны с чем-то положительным. Так «положительный результат может быть достигнут в совсем неположительном деле», а общественного признания могут добиться люди, вовсе этого не заслуживающие. Этим примером писатель указывает на то, что изменения нравственности можно легко увидеть, проследив изменения в языке.

Далее, Водолазкин на прямую рассуждает о нравственных ценностях современного общества. Он упоминает, что социальное разделение на успешных и неуспешных никогда не было настолько резким, как сейчас. Автор говорит, что главной целью в жизни человека стало желание попасть в число тех самых успешных людей. В погоне за успехом люди стали забывать главные моральные принципы. Писатель объясняет, что такой расклад вещей как раз выгоден успешным людям, ведь они живут за счет неудачливых. Первые заботятся о том, чтобы вторые не выпали из этого круга и не прониклись идеями нравственности. Ведь это значило бы конец для всей выстроенной системы. Данным примером Е. Г. Водолазкин показывает, что большая часть общества потеряла те древние, складывавшиеся веками моральные принципы и нравственные ценности.

Авторскую позицию понять легко, Водолазкин считает, что проблема нравственности перестала быть главной в современном обществе. Люди стали более материалистичными. Их интересует только то, как бы добиться признания и материального успеха.

Я не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, нравственность всё более отходит на второй план, в то время как количество людей, которых интересуют лишь материальные блага становится всё больше. Похожей проблемы касается Юрий Трифонов в своей повести «Обмен». Там он рассказывает о том, как главный герой Дмитриев становится для своей семьи тем, кого они когда-то презирали, а именно человеком, которого интересуют только личные и сугубо материальные вещи.

В заключение хочу сказать, что нравственные ценности часто являются последним ориентиром человека во время самых сложных обстоятельств, и их потеря может привести к катастрофическим последствиям.

Содержание сочинения

К1. Верно сформулирована проблема текста: «Водолазкин ставит проблему изменения нравственного состояния современного общества». (1 из 1)

К2. Приведены два примера (значение слова «успех», прямые рассуждения). Автор даёт грамотные пояснения, однако связь между примерами не определена. (5 из 5)

К3. Позиция автора отражена верно. (1 из 1)

К4. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора, привёл собственные размышления, обосновал своё мнение (Юрий Трифонов – «Обмен»). (1 из 1)

Речевое оформление

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. (2 из 2)

К6. Работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя, но есть нарушения в точности выражения мысли. (1 из 2)

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм (2 из 3).

К8. Соблюдение пунктуационных норм (0 из 3).

произошедшие в языке, а именно смену значений слова «успех».

такие древние значения как «польза», «поспешность» и «движение вперед» исчезли.

Так «положительный результат может быть достигнут в совсем неположительном деле»

количество людей, которых интересуют лишь материальные блага становится всё больше.

К9. Соблюдение грамматических норм (1 из 2).

К10. Соблюдение речевых норм (1 из 2).

человека во время самых сложных обстоятельств

К11. Соблюдение этических норм (1 из 1).

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 из 1).

Читайте также:  самое долгоживущее государство в истории

Заключение

Экзаменуемый раскрыл тему. Структура сочинения прослеживается четко. Однако автору стоит уделить больше внимания грамотности речи.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

«Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем. » (ЕГЭ по русскому)

Что значит успех в современном мире? Именно этим вопросом задаётся Евгений Германович Водолазкин, автор предложенного для анализа текста.

Рассказчик отмечает, что в современном русском языке выделяют два значения понятия «успех»: первое — «положительный результат, удачное завершение», второе — «общественное признание». Также автор отмечает, что оба эти определения не имеют связи с общественной пользой. Общественное признание часто достаётся тем, кто этого не заслуживает, чья деятельность и высказывания наносят только вред обществу, а положительный результат может быть достигнут не только в хороших делах, но и в опасных, криминальных, что совсем не несёт в себе пользу. Автор показал, что современное понятие успеха не подразумевает собой что-то, приносящий пользу людям.

Кроме того, рассказчик пишет, что успех означает «наличие у немногих того, чего нет у большинства». Значит, успешные люди не могут существовать без тех, кто таковым не является. Автор показывает, что «неудачливость неудачливых обеспечивает успех успешных», а значит и понятие успеха подразумевает, что обязательно должны быть такие люди, которые его не достигли.

Два аргумента, дополняющие друг друга, показывают, что значит успех в современном мире.

Авторская позиция такова: новое понятие успеха подразумевает собой наличие того, чего нет у многих других людей и того, что обычно не приносит обществу какую-либо пользу.

Я согласна с позицией автора, потому что также считаю, что по-современному понятый успех означает обладание чем-то уникальным, но не приносящим людям какую-либо пользу.

1) Например, творчество многих современных поп-певцов не несёт в себе никакого смысла и даже приносит вред, но при этом эти люди считаются успешными и удачливыми.

2) Например, в современном мире успешных считается тот, кто обладает большим количеством подписчиков в социальных сетях, но очень часто такие производители контента не представляют собой ничего общественно полезного, а просто забирают время и силы тех, кто за ними следит.

В заключение хочется отметить, что Водолазкин заставил задуматься о том, что же такое успех и как нужно его воспринимать.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Текст Водолазкина Е.

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (3)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (6)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.

(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой.

(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза.

(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.

Читайте также:  overdrive duo дуэт биография

(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (ЗО)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.

(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудачливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (ЗЗ)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно же, «всегда не хватает на всех».

(По Е. Г. Водолазкину*)

*Евгений Германович. Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Источник

Задание №2378

Условие

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (3)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная. (4)Добрые дела творились «на успех людям». (5)Вторым значением было «движение вперёд, продвижение», например по службе. (6)Наконец, третье значение слова «успех» передавалось современным (и родственным «успеху») словом «поспешность». (7)Так, выражение «встать с успехом» обозначало не удачное, а поспешное вставание.

(8)Словари современного языка в слове «успех» выделяют по преимуществу два значения. (9)Первое определяется как «положительный результат, удачное завершение», второе — как «общественное признание». (10)Ни то ни другое значение не связано с пользой. (11)«Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным. (12)Что до «общественного признания», то в нынешних условиях оно нередко достаётся тем лицам, чьё исчезновение с экрана телевизора как раз и принесло бы несомненную общественную пользу. (13)Иногда я представляю себе вереницу наших новых «успешных» людей, выводимую из информационного поля небезызвестным человеком с флейтой.

(14)Два других древнерусских значения стоят ближе к современным толкованиям этого слова. (15)Особенно это касается «поспешности», которая нередко связана с достижением успеха в его нынешнем понимании. (16)Используя однокоренное слово, можно сформулировать это так, что успех сопровождает того, кто успел. (17)Какая уж тут духовная польза.

(18)Почему главное средневековое значение слова «успех» не сохранилось? (19)Я думаю, ответ нужно искать не в сфере языка. (20)Просто нравственная проблематика перестала быть в обществе центральной. (21)Развитие человечества в Новое время — и это имело свой исторический смысл — было связано с углублением личностного начала. (22)Всякое развитие, однако, имеет две фазы: созидательную и разрушительную. (23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения. (24)Достижение этих горизонтов и движение за них начало личность разрушать. (25)Этому человеку было предоставлено заманчивое право переходить улицу на красный свет, и гуманизм превратился в свою противоположность.

(26)Одной из составляющих процесса индивидуализации стал культ успеха. (27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших. (28)Никогда ещё граница между ними не была столь резкой, как сейчас. (29)По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства: если бы виллы, яхты и лимузины были доступны каждому, они, безусловно, перестали бы связываться с успехом. (30)При этом общество строится так, что никто не должен выпадать из системы, питая надежду на перемены к лучшему. (31)«Вы этого достойны», — подбадривает реклама.

Читайте также:  кто расстреливал царя николая

(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудачливость неудачливых обеспечивает успех успешных. (33)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы. (34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно ж е, «всегда не хватает на всех».

Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Пояснение

Проблема влияния нравственной сферы на происходящие в языке процессы.

Что является причиной изменений, происходящих в языке?

На происходящие в языке процессы влияет нравственная сфера. Влияние нравственного состояния общества на язык проявляется, например, в исчезновении у слов тех значений, которые были актуальны в другие периоды, когда нравственное состояние общества было другим.

Проблема изменений, происходящих в языке.

Остаётся ли язык неизменным на протяжении своего существования и почему?

На протяжении своего существования язык не остаётся неизменным: слово, как и человек, имеет свою историю, оно не всегда было таким, каким мы его сейчас знаем.

Проблема нравственного состояния соврёменного общества.

Каково нравственное состояние современного общества?

В современном обществе нравственная проблематика уже не является центральной.

Проблема существования в обществе культа по-современному понятого успеха.

Что представляет собой по-современному понятый успех?

По-современному понятый успех подразумевает наличие у немногих того, чего нет у большинства, — определённых материальных ценностей.

Проблема разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных».

Каково основание для разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных»? Почему для «успешных» важно существование «неуспешных»?

В основе разделения современного общества на «успешных» и «неуспешных» лежит владение материальными ценностями, недоступными большинству. Для «успешных» важно существование «неуспешных», потому что успех удачливых обнаруживается только на фоне неуспеха неудачливых.

Проблема преодоления по-современному понимаемой неуспешности.

Можно ли преодолеть по-современному понимаемую не-успешность?

Источник

Проблема связи языка с обществом по тексту Водолазкина Е. Г. «Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас» (ЕГЭ по русскому)

Писателя и литературоведа Е. Г. Водолазкина заинтересовал вопрос о том, как связан язык с обществом, в частности, изменяется ли лексический запас языка в обществе. Эта проблема хотя и специфическая, но вопросы, связанные с состоянием национального языка, всегда останутся важными.

Автор текста на примере слова «успех» размышляет об изменениях, которые происходят в лексическом значении слова.

Многозначное слово может потерять одно или несколько значений. Слово «успех» в древности имело три значения. Самое главное значение было связано с добрыми делами, с духовной пользой. Постепенно произошла потеря этого значения, и в современных словарях его уже нет.

Автор обращает особое внимание на одно из оставшихся значений слова «успех», которое связано с глаголом «успеть». Успел для себя, а не других.

Е. Г. Водолазкин озабочен таким явлением, как исчезновение одного из лексических значений слова, которое несло в древнем мире основную нагрузку и было связано с нравственной сферой общества. Литературовед выражает сожаление по поводу того, что о духовной пользе забыто.

Я тоже считаю эту проблему значительной, потому что в связи развитие бизнеса часто происходит в ущерб нравственной и интеллектуальной сфере, например, в рекламном бизнесе.

Об «изрезании» русского языка на всех уровнях писали многие ученые, в том числе языковед ХХ века

В. Г. Костомаров, создавший многочисленные труды о культуре речи, о роли русского языка среди других языков мира, о языковом вкусе эпохи и многие другие. Ещё в середине ХХ века он опасался желания современного общества иметь все новое: новые общественные отношения, новую экономику,… новый язык. Мера заимствования иностранных слов постепенно теряется. В. Г. Костомаров считал, что язык отражает состояние общества. А состояние общества «нездоровое».

Таким образом, озабоченность по поводу «жизни и здоровья» национального языка не исчезает. Проблемы русского языка, связанные с состоянием общества, не должны оставаться в стороне, не должны быть забытыми, так как родной язык для каждой национальности – духовная опора жизни народа.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector