соботович е ф биография

Соботович Евгения Федоровна

Окончила филологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1958 г., в 1961 г. — дефектологический факультет по специальности «Сурдопедагогика» того же института. Затем работала логопедом детской поликлиники, а с 1966 по 1971 г. преподавала логопедию на кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1971 по 1994 г. работала доцентом, профессором, заведующей кафедрой сурдопедагогики и логопедии Киевского государственного педагогического института. С 1994 г. по настоящее время — заведующая лабораторией НИИ дефектологии АПН Украины.

В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию «Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения»; в 1984 г. — докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей».

Известный ученый, внесший крупный вклад в развитие проблемы изучения механизмов алалии. Разработала концепцию моторной алалии как сложного языкового расстройства. Исследования Е. Ф. Соботович выявили сложный и своеобразный характер недоразвития интеллектуальной деятельности у детей с моторной алалией. Ей принадлежит приоритет в разработке психолингвистической модели развития речи в онтогенезе, в котором раскрыта динамика развития психолингвистических механизмов речевой деятельности, формирования языковых структур.

Является руководителем научной школы по изучению языковых расстройств у дошкольников на основе психолингвистического подхода. Ею опубликовано более 100 научных работ.

Ковшиков Валерий Анатольевич (1936—2000)

Имя Валерия Анатольевича Ковшикова тесно связано с РГПУ им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи. В отечественной логопедии это был один из ведущих специалистов в области теории и практики речевой патологии, автор 70 научных работ по разным разделам логопедии. Ведущий преподаватель кафедры логопедии им. Герцена.

Окончив в 1956 году дефектологический факультет (сурдоотделение) ЛГПИ им. А. И. Герцена, В. А. Ковшиков больше 40 лет отдал работе в стенах этого вуза. Новым направлением, разрабатываемым В. А. Ковшиковым, была историография отечественной логопедии. Он составил программу к курсу «История логопедии» и преподавал его в течение многих лет. Рассматривал алалию с современных лингвистических и психолингвистических позиций, продолжая традиции В. К. Орфинской.

Его деятельность как ученого и педагога была многогранной. Он неизменно являлся редактором сборников научных трудов кафедры логопедии. Во всех проявлениях своей деятельности заявлял о себе как крупный ученый и талантливый педагог.

Парамонова Людмила Георгиевна

В 1951 г. поступила на дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена, где училась у профессора Михаила Ефимовича Хватцева. После окончания аспирантуры с 1958 по 1962 г. работала в Ленинградском ЛОР НИИ на отделении патологии речи в должности логопеда. В 1962 г. была приглашена в ЛГПИ им. А. И. Герцена.

Читайте также:  кто является счастливым в поэме кому на руси жить хорошо

С 1995 г. является доцентом кафедры дефектологии Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина, совмещая преподавательскую деятельность с практической работой в должности логопеда-консультанта в центре «Здоровье».

Активная практическая деятельность доцента Л. Г. Парамоновой дает ей возможность приблизить учебный процесс в вузе к насущным проблемам современности, показать студентам сегодняшнего ученика и труд логопедов новой генерации.

Источник

Проблема речевого недоразвития и пути его преодоления

Одной из основных задач коррекционного обучения аномальных детей является подготовка их к практической деятельности и общественно-производственному труду. Особенно большое значение в результате приобретает проблема совершенствования методов преодоления нарушений речевого развития.

Дефекты речевого развития отмечаются у всех категорий аномальных детей. Актуальность исследований, направленных на изучение этих дефектов, определяется социальной ролью языка и речи и их значением в психологическом развитии ребенка.

Еще Л.С. Выготский отмечал, что психическое развитие человека имеет в своих истоках речевое общение ребенка со взрослыми.

С «чрезвычайной прибавкой» (словом) вводится новый принцип нервной деятельности — принцип отключения и обобщения бесчисленных сигналов предшествующей системы. принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире (СНОСКА: Павлов И. П. Поли. собр. трудов. — Т. III. — М., 1949. С.476.).

Речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, выступая и как стержень в развитии обобщения, и как его материальный носитель, и как высший регулятор поведения ребенка.

Таким образом, ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления проблема речевого недоразвития у детей и разработка научно обоснованного содержания и методов коррекционной работы, направленных на его преодоление, имеет важное значение и является сложной общепедагогической, психологической и логопедической проблемой.

Нарушения речевого развития наблюдаются при различных аномалиях: у детей, страдающих олигофренией; задержкой психического развития; с тяжелыми первичными нарушениями речи.

Лексико-грамматическое недоразвитие отмечается также при патологии различных участков зрительного и слухового анализаторов.

В настоящее время достигнуты значительные успехи в решении проблемы речевого недоразвития.

Л.С. Выготским было разработано учение об общих и частных закономерностях проявления аномального развития и принципах их анализа, которое имело большое значение для определения научно-теоретического подхода к проблеме речевого недоразвития.

Источник

Соботович Евгения Федоровна post views2384

Окончила филологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1958 г., в 1961 г. — дефектологический факультет по специальности «Сурдопедагогика» того же института. Затем работала логопедом детской поликлиники, а с 1966 по 1971 г. преподавала логопедию на кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1971 по 1994 г. работала доцентом, профессором, заведующей кафедрой сурдопедагогики и логопедии Киевского государственного педагогического института. С 1994 г. по настоящее время — заведующая лабораторией НИИ дефектологии АПН Украины.

В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию «Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения»; в 1984 г. — докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей».

Читайте также:  последовательность формирования грамматического навыка в иностранном языке

Известный ученый, внесший крупный вклад в развитие проблемы изучения механизмов алалии. Разработала концепцию моторной алалии как сложного языкового расстройства. Исследования Е. Ф. Соботович выявили сложный и своеобразный характер недоразвития интеллектуальной деятельности у детей с моторной алалией. Ей принадлежит приоритет в разработке психолингвистической модели развития речи в онтогенезе, в котором раскрыта динамика развития психолингвистических механизмов речевой деятельности, формирования языковых структур.

Является руководителем научной школы по изучению языковых расстройств у дошкольников на основе психолингвистического подхода. Ею опубликовано более 100 научных работ.

Ковшиков Валерий Анатольевич (1936—2000)

Имя Валерия Анатольевича Ковшикова тесно связано с РГПУ им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи. В отечественной логопедии это был один из ведущих специалистов в области теории и практики речевой патологии, автор 70 научных работ по разным разделам логопедии. Ведущий преподаватель кафедры логопедии им. Герцена.

Окончив в 1956 году дефектологический факультет (сурдоотделение) ЛГПИ им. А. И. Герцена, В. А. Ковшиков больше 40 лет отдал работе в стенах этого вуза. Новым направлением, разрабатываемым В. А. Ковшиковым, была историография отечественной логопедии. Он составил программу к курсу «История логопедии» и преподавал его в течение многих лет. Рассматривал алалию с современных лингвистических и психолингвистических позиций, продолжая традиции В. К. Орфинской.

Его деятельность как ученого и педагога была многогранной. Он неизменно являлся редактором сборников научных трудов кафедры логопедии. Во всех проявлениях своей деятельности заявлял о себе как крупный ученый и талантливый педагог.

Источник

Соботович е ф биография

На втором этапе продолжается работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи.

Некоторые исследователи предлагают сразу же, по мере появления слов, учить ребенка объединять их в простейшие цепочки — словосочетания и элементарные предложения.

Однако объединение слов в цепочки и воспроизведение соответствующего им сложного двигательного ряда на этом этапе является непосильной задачей для детей с синтагматической и кинетической формами алалии.

Операциям объединения языковых элементов, воспроизведению их последовательностей в звучащей речи лучше учить детей на более легком языковом и речевом материале, чем предложение. Такими единицами являются морфемы — минимальные значимые единицы языка, из которых строятся более крупные блоки-слова, в частности словоформы (грамматически оформленные слова).

При других формах алалии (парадигматической) правильное использование (выбор) окончаний, суффиксов, приставок при достаточном понимании их значения представляет основное ядро грамматических расстройств. Поэтому на втором этапе формируется, прежде всего, навык практического выделения морфем, на этой основе накапливаются наблюдения детей над способами их организации в языке (усваиваются грамматические стереотипы словоизменения и словообразования). Вычленение морфем способствует также уточнению представлений о фонологическом составе слов: известно, что дифференциация звукового состава слова в процессе нормального онтогенеза начинает развиваться именно в конечных морфемах-окончаниях, флексиях. Таким образом, вычленение синтаксических и словообразующих морфем способствует не только формированию грамматической системы словоизменения и словообразования, но и представлений о фонологическом и морфологическом составе слов, а стало быть, и росту словаря. Известно также, что актуализация слов в определенной грамматической форме предполагает актуализацию всего его фонетического и слогового состава полностью в строго фиксированном порядке, а следовательно, способствует закреплению представлений о слоговых структурах слов.

Читайте также:  санатории белоруссии мвд белая русь

Источник

Соботович е ф биография

Необходимо подчеркнуть, что эта деятельность, предшествующая речевому высказыванию и его пониманию, не является делом сознательно проводимого анализа. Она осуществляется специализированными речевыми системами (физиологическими механизмами речи) и формируется по мере их созревания под влиянием общения ребенка со взрослыми. В процессе поступательного речевого развития указанные действия достигают степени совершенства, т.е. осуществляются автоматизированно. Но эта автоматизация является результатом многоступенчатого пути развития.

Как указывал А.Р. Лурия, языковая компетентность и применение языка (т.е. речевые действия) не являются независимыми явлениями. Можно думать, что сама компетентность в языке есть в значительной мере результат развития его применения и что только в процессе активного общения у ребенка возникает усвоение языка. Таким образом, сложный процесс формирования речи у ребенка проходит как процесс усвоения языка и действий речевого программирования и понимания (последнее в психолингвистике обозначается как действие декодирования). Однако при рассмотрении вопросов развития детской речи необходимо, как отмечает А.А. Леонтьев, различать формирование речевых механизмов (к ним автор относит речевые действия) и речевых умений. Ребенок должен научиться использовать указанные речевые механизмы для различных целей общения. Это и есть развитие речевых умений. Таким образом, ребенка необходимо учить общению с помощью сложившихся речевых механизмов.

Какие психологические механизмы обеспечивают усвоение указанных звеньев в речевой деятельности?

Усвоение языка, а именно значения морфем, слов, предложений, их правильное смысловое объединение, тесно связано с развитием мышления ребенка. Неслучайно при олигофрении нарушается прежде всего усвоение значения языковых знаков.

Вместе с тем выделяют и специфические психологические операции, обеспечивающие усвоение языка, особенно его формальной стороны, и навыков его использования. Так, формирование звуковых образов слов, морфем (т.е. внешней стороны языковых знаков) связано с развитием способности различать по звучанию слоговой и фонематический состав слов (слоговое восприятие речи и фонематический слух), улавливать определенную последовательность фонем в словах (сук-цессивный анализ), запоминать звуковые образы слов (слуховая память). Большую роль в этом играет и проприоцептивный анализ, т.е. способность мозговых механизмов анализировать мышечные ощущения, возникающие при имитации ребенком отдельных звуков и слов, а также хранить их (двигательная память).

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector