собор казанской божьей матери в казани история

История Казанско-Богородицкого монастыря

22164832379 1 595

История Казанского Богородицкого монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех Богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В июне 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока.

Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины – нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Матроне, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, воеводе Богдану Сабурову, дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. К несчастью, никто не поверил сказанному. Возвратившись домой, Матрона и её мать не отчаялись, напротив, решили действовать: начали рыть землю в указанном дочерью месте. 8 июня (ст.ст.) 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. Вскоре после обретения, по повелению Казанского архиепископа, икона при большом стечении народа была перенесена в ближайший храм – в церковь Николы Тульского. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже – Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 (21) июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с Казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе – 22 октября (4 ноября).

Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.

monast2 595

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудотворцев.

Царским указом в 1579 году на месте явления чудотворной иконы основан Богородицкий женский монастырь. Одной из первых насельниц монастыря, а по преданию, и первой настоятельницей, стала обретшая икону девочка Матрона (инокиня Марфа). Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. Все строения монастыря изначально были деревянными, но уже в 1594 году был возведен первый каменный храм во имя явления Казанской иконы Божией Матери.

В 1796 году на месте обретения был заложен новый храм. Строительство велось по проекту известного зодчего Ивана Старова, которое было завершено в 1807 году. Монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы, а также утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

XIX век стал для монастыря благодатной эпохой торжества веры: на огромной территории под стенами Казанского Кремля раскинулся один из самых крупных монастырей России. В монастыре служило 600 сестер, работала больница, гостиница и сиротский приют. Одним из самых «молодых» строений монастыря (середина XIX века) считается Крестовоздвиженский корпус. В стенах его располагалась общая трапезная, школа живописи, ризница, швейные мастерские и хлебопекарня.

Удивителен факт, несмотря на близость к Кремлю, монастырь был жив молитвой и после революции. По переписи населения 1922 года здесь числилось две сотни послушниц. Лишь к 30-му году обитель покинули последние монахини. В советские годы на территории монастыря располагались: киностудия, склады и табачная фабрика.

510163705442316

14181651430 b

На сегодняшний день из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.

В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Идёт восстановление Казанского собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне. 21 июля 2016 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ходе которого Его Святейшество совершил чин закладки собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери.

Братия монастыря: Священноархимандрит обители – митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Наместник – игумен Марк (Виленский). Братия: иеромонах Андрей (Сироткин) – благочинный, иеромонах Ермоген (Рубан), иеромонах Павел (Кузнецов), иеромонах Гавриил (Федотов), иеромонах Гурий (Рассыпнинский), иеромонах Харалампий (Егоров), иеромонах Антоний (Кадетов), иеродиакон Арсений (Назаров).

Источник

Собор Казанской иконы Божией Матери: история одного храма

Колонка казанского краеведа о «прошлой жизни» восстанавливаемой святыни

Сегодня вместе с Днем народного единства православные отмечают праздник Казанской иконы Божьей матери. Считается, что именно она являет свое заступничество Руси, поэтому особо почитаема в РПЦ. Сегодня в честь святыни во многих городах пройдет крестный ход. На месте явления иконы в конце XVI века был построен православный храм, который недавно начали восстанавливать. О Богородицком монастыре и возрождаемом храме в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказал наш колумнист, краевед Лев Жаржевский.

Построенный по приказу Ивана Грозного

Начиная с последней четверти XVI века история Казани была неразрывно связана с Казанским Богородицким монастырем, главной святыней которого была обретенная в 1579 году икона Богородицы, ставшая в недалеком будущем палладиумом России.

Источников по истории монастыря не очень много, если принять во внимание его значение и известность, но вполне достаточно для нашей задачи — дать представление об истории монастыря как архитектурного сооружения. Если точнее, то об истории главного монастырского храма.

Автор заметок решил пойти проторенной дорожкой: дать читателю поменьше собственных рассуждений, побольше цитат из источников и не заезженных иллюстраций.

Первой цитатой, довольно обширной, будет выписка из третьей части Словаря Географического Российского Государства, вышедшей в Москве в 1804 году:

«Казанский Богородицкий девичий монастырь в губернском городе Казане, вне городской крепости, подле приходской церкви св. Николая Тульского находящийся. Начало свое имеет с 1759 года на том самом месте, где обретена Чудотворная икона Пресвятыя Богородицы, явление которыя Грекороссийская церковь ежегодно празднует июля 8 числа. Основан по повелению Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, которой, учредив Собор и монастырь на этом месте, повелел Соборянам и Игуменье с сорока сестрами производить ежегодное жалованье. Сначала церковь, в которую поставлена явленная Икона, была деревянная; в 1594 году Апреля в 14 день, спустя 16 лет после явления Иконы Пресвятые Богородицы во граде Казани, которая, будучи отстроена в 1595 году, Октября в 27 день, освящена. Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович указал снабдить сию церковь святыми Иконами, книгами, ризницею и прочими церковными потребами; самую же явленную Икону украсить как можно лучше золотом, дорогими каменьями и жемчугом из Царских сокровищ, которых был тогда хранителем Деменьша Иванович Черемисинов. В 1768 году блаженныя и вечныя славы достойныя памяти Государыня Императрица Екатерина II, в Высочайшее Свое путешествие в город Казань, благоволила слушать в сем монастыре священную литургию и после приложить на оную Икону небольшую бриллиантовую корону, так как и другую подобную таковой же меры на местный образ Спасителя. В 791 году Преосвященный Амвросий, бывший Архиепископом Казанский, что ныне митрополит Новгородский, по совету Казанских Градоначальников и именитого гражданства, положил церковь сию, по причине ветхости, разобрать до основания, и на том же месте создать новую, для сооружения которыя сочиненный в Санкт-Петербурге план поднесен был им блаженныя памяти Государыне Императрице Екатерине Второй, которая, одобрив его, соизволила указать на построение ее выдать из Кабинета знатную сумму. Кончина сей Государыни намерению сему, так как и всем Ея действиям, конец положила. — В 1799 году, Мая 30 дня, церковь сия, по аппробированному вновь плану, заложена в Высочайшем присутствии блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича и Их Императорских Высочеств, Государей Великих Князей, Александра Павловича и Константина Павловича, которые в основание храма сего благоволили положить по камню в уготованном для сего месте; и в тот же год Его Императорское Величество указал выдать из суммы, на Духовные Департаменты определенной, двадцать пять тысяч рублей на построение сей церкви, которая теперь и строится, и по совершении будет составлять знатнейшее в Казани здание. Она будет о пяти главах, длина ея от Западной стороны с олтарем 20 сажен два аршина; ширина, кроме колонады, над коею фронтоны находиться будут, семнадцать сажен с аршином; вышина от земли до большой средней главы двадцать сажен; с трех сторон порталы, каждый длиною на девяти саженях и двух аршинах, и с шестью колоннами Ионического Ордена, поддерживающими фронтон; большой лантерн, украшенный снаружи колонадою Коринфского Ордена изнутри пилястрами того же Ордена, возвышаться будет на четырех столбах, внутрь церкви находящимися; в ней будут три олтаря, один средний большой церкви и два придельных. Наружности ея будут сообразны и внутреннему украшению. Благополучно царствующий ныне Государь Император Александр Павлович Указом 22 Января 1802 года повелеть соизволил, на докончание сей церкви выдать двадцать тысяч рублей, о чем видеть можно в Московских Ведомостях в № 62. Кроме сей соборной имеются ныне в монастыре еще пять церквей:1-я Живоначального Креста; 2-я Священномученика Антипы; 3-я теплая Рождества Богородицы; 4-я Собор Богородицы: 5-я на Святых вратах Иоанна Богослова. Ограда и монашеские кельи каменныя, а отчасти и деревянныя: по штатам 1764 года о Духовных имениях монастырь сей положен во 2 классе, Епархии Казанской; монахинь, под управлением Игуменьи, бывает до 60, а иногда и более сего числа».

Читайте также:  истории любви сводный брат

Новые храмы, новые покрытия

А теперь несколько впервые публикуемых иллюстраций. По ним можно проследить изменение архитектурного облика старого каменного собора и увидеть чертеж фасада нового, проектированного И.Е. Старовым.

9cae4db11346681d

Первый каменный храм монастыря — пятиглавый храм, построенный, как отмечает авторитетный исследователь архитектурной истории монастыря С.П. Саначин, в «монументальном московском стиле XV—XVI веков» своими размерами превышал Благовещенский собор в кремле. Однако «предивность храма» определялась не только его размерами, но и богатыми рельефными резными украшениями простенков, мощным порталом и разнообразной чешуей глав.

Тот же исследователь, отмечая скудость сведений о строительной истории монастыря в XVII веке, полагает, что именно тогда в монастыре появляются новые каменные храмы: в честь Рождества Богородицы, во имя Св. благоверного царевича Димитрия Московского на Святых воротах, который в начале XIX века во время реконструкции был переименован во имя Св. мученицы Софии и трех ее дщерей, и Иоанна Богослова на других — Пятницких воротах.

В XVIII веке монастырь обновляется. В 1724 году протопоп Богородицкого монастыря Семен Васильев просил в Святейшем Правительствующем Синоде о построении новой каменной колокольни. Разрешение было получено, но понадобился специальный указ императрицы Екатерины I, чтобы преодолеть сопротивление местного начальства строительству. Высота колокольни «со крестом» была более 55 метров. Камер-обскурные снимки, сделанные командиром казанской гимназии И. фон Каницем, позволяют увидеть изменения в строениях монастыря до нашествия Пугачева. По ним видно, что позакомарное покрытие холодного храма было заменено скатной кровлей; что стены расчленены пилястрами с приставными колонками, несущими килевидные арки; что округлые луковичные главы стали гранеными.

Время, а главное, разорение Казани Пугачевым, привело к резкому обветшанию собора: в 1794 году в нем прекратились службы. Ремонт собора был признан весьма дорогим и безнадежным делом. По прошению архиепископа Амвросия I к Синоду Екатерина II поручает крупнейшему русскому архитектору того времени Ивану Егоровичу Старову подготовить проект нового собора. Проект был утвержден императрицей. Ею же были отпущены и деньги из Е.И.В. Кабинета. Читатель может видеть на впервые публикуемой иллюстрации рескрипт Екатерины II управляющему Кабинетом Е.И.В. действительному тайному советнику В. С. Попову (окончившему, кстати, Казанскую гимназию) об отпуске 25 тысяч рублей на строительство нового собора.

07b6c5ccb8fa4ced

Проект великого архитектора

Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.

«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу». Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.

f97191b125bf9f03

В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.

2a8182c87ae012f2

Казанский Богородицкий монастырь. 1911 год

a191199845c48cf3

Внутри Казанского женского Богородицкого монастыря, иконостас. 1900-е годы

266e1a8517301a0e

Чудотворная Казанская икона Божией Матери. 1900-е годы, Казань

Автор заметок благодарит Сергея Павловича Саначина за помощь и любезное разрешение использовать иллюстрации

Источник

Казанско-Богородицкий монастырь

Одним из самых известных православных мест Казани, которое стремятся посетить и верующие паломники и любознательные туристы, является комплекс Казанского Богородицкого мужского монастыря, который находится совсем недалеко от Казанского Кремля.

Архитектурные строения этой широко известной обители привлекают, прежде всего, своей историей, связанной с обретением одной из самых почитаемых российских православных икон – Иконы Казанской Богоматери.

Одним из самых известных монастырей Казани является Богородицкий монастырь

История монастыря

Обретение Иконы Казанской Богоматери

Случилось это удивительное событие спустя всего 27 лет после захвата Казани и присоединения ее к Российскому государству. А знаем мы о нем благодаря «Сказанию о явлении Казанской Богоматери», составленном непосредственным свидетелем данного чуда казанским священником Ермолаем, будущим российским патриархом Гермогеном.

Образ Богоматери указал девочке Матроне точное место поиска иконы

На поиски иконы пришла с девочкой ее мать, и, кроме того, собралось много любопытного народа. Икона обнаружилась именно там, где было указано, и оказалась совершенно новым, неизвестным ранее изображением Богоматери. Матрена в сопровождении толпы понесла икону в ближайший храм, которым оказалась Церковь Николы Тульского. Во время процессии прозрели встретившиеся по дороге два нищих слепца, и это событие сразу же сделало образ чудотворным. А назвали найденное изображение Иконой Казанской Богоматери.

Этой иконе вскоре предстояло стать одним из самых почитаемых православных образов России. Считается, это данная икона является сокращенным вариантом константинопольской Одигитрии, так сказать ее оплечным изображением с Младенцем Иисусом на руках. Со временем данный образ стал самостоятельным иконографическим вариантом подобных икон.

Образу Казанской Богоматери предстояло стать общероссийской святыней

Когда весть об обретении нового чудотворного образа дошла до царя Ивана Грозного, тот велел возвести в месте его обретения женскую православную обитель. Говорят, что первой ее послушницей была именно Матрона, та девочка, благодаря которой икона и была обретена.

Всероссийская роль Иконы Казанской Богоматери

Изначально обретение православного образа Казанской Богоматери было исключительно местным чудом и местной святыней. Но в начале 17 столетия, когда пришли «смутные времена» и над Россией нависла угроза порабощения иноземными захватчиками, роль Казанской Богородицы поднялась до общероссийских масштабов.

В этот период политического, экономического и социального кризиса Икона Казанской богоматери встала во главе освободительной борьбы. А время было действительно очень тяжелое. Закончилось правление династии Рюриковичей, и шел поиск новой правящей фамилии. Большая часть страны находилась под властью польских захватчиков. Появлялись лживые претенденты на престол. Россия находилась на краю гибели.

Патриарх Гермоген верил, что помочь спасти Россию может только Казанская Богоматерь

Идеологическим инициатором освободительного движения выступал Патриарх Гермоген. Да-да, именно тот казанский священник, который был свидетелем обретения и чудодейственных сил Иконы Казанской Богоматери. С его благословения список данной иконы был отправлен в формирующееся в 1611 году в Нижнем Новгороде Народное ополчение. Однако, считается, что первое нижегородское Народное ополчение не очень-то благосклонно отнеслось к данной иконе, и с этим, якобы, связано поражение на данном этапе освободительной борьбы.

Читайте также:  как создать в инстаграм постоянную историю

А вот руководство сформированного Мининым и Пожарским второго Народного ополчения, находясь уже в Ярославле, само решило искать заступничества у Иконы Казанской богоматери. Эта икона сопровождала войска освободителей в течение всего похода. И именно у этого образа русские воины просили помощи в тот октябрьский день 1612 года, когда готовилось освобождение Москвы от поляков. Стремительная атака на поляков началась 22 октября (4 ноября по новому стилю), и враг не выдержал. После взятия русскими войсками Китай-города, поляки оставили Кремль.

Образ Казанской Богоматери помог в освободительной борьбе против захватчиков

История создания комплекса Богородицкого монастыря

16-19 века

После завершения освободительной борьбы начала 17 века и воцарения на престоле династии Романовых Казанский Богородицкий монастырь стал очень популярным паломническим центром России. Сюда, к этому чудотворному образу, стремились тысячи и тысячи верующих. В результате реформаторской политики Екатерины Великой во второй половине 18 столетия, направленной на принижение влияния монастырей и храмов, Богородицкая обитель временно была отнесена ко второму классу, но уже в начале 19 века она вновь стала монастырем самого высшего первого класса.

Комплекс женского Богородицкого монастыря вырос посреди бывшей стрелецкой слободы

Сильно пострадали монастырские строения во время захвата Казани войсками Е.Пугачева в 1774 году. Тогда в его строениях спряталось много казанцев, но святые стены не помешали восставшим убивать людей прямо в храмах и осквернять святое место. Установив пушки на паперти и входных воротах, бунтовщики радостно палили по близлежащим строениям.

Досталось монастырю и при пожаре 1815 года, который был одним из самых сильных в истории Казани. И результаты этого пожара и возрастание популярности Богородицкого монастыря в начале 19 столетия – все это вызвало необходимость реконструкции многих его строений, часть из которых пришла в полный упадок, а часть требовала существенного ремонта. В тот период в обители находилось немногим более ста монахинь с послушницами.

Пожар 1815 года, как и пожары других лет, наносили строениям сильные разрушения

Архитектурное возрождение монастырского комплекса было поручено известному казанскому архитектору Ф.Петонди, хотя над многими объектами работали и другие архитекторы. А уже концу 19-началу 20 века Богородицкий монастырь являлся одним из самых красивых и самых крупных не только в Казанской губернии, но и во всей России. Монастырь развивался, популярность его росла, и уже в начале 20 столетия число его обитательниц достигало более пятисот женщин.

Кроме того, что монастырь получал большие деньги из государственной казны, его финансово поддерживали и собственные производства в виде свечного заводика, собственной мукомольни и скотного двора, а также пастбищ и пашенных угодий. Не скупились на пожертвования на нужды обители и посещающие ее богомольцы.

К началу 20 столетия силуэт Богородицкого монастыря был одним из символов Казани

С середины 60-х годов 19 века число послушниц монастыря пополнили учащиеся открытой при монастыре рукодельной школы, специализирующейся на изготовлении икон. Работам данной иконописной мастерской сегодня посвящен небольшой частный музей, который так и называется Музей Казанской иконы.

В Музее Казанской иконы можно узнать о школе иконописи Богородицкого монастыря

А находится он всего в 100 метрах от монастыря по адресу ул.Б.Красная, 10. Подробнее об этом и других музеях можно узнать здесь.

20-21 века

Осыпанный драгоценностями оклад Иконы Казанской Богоматери стал причиной ее кражи

Данное событие, поразившее всю Россию, многие восприняли как дурное предзнаменование, как знак близкого падения государства. Но поток паломников в данный монастырь не прекращался вплоть до событий октябрьского переворота.

После революционных событий все монастырские угодья и архитектурные объекты стали собственностью государства. Послушницы монастыря оформились на некоторое время как коллективное товарищество, которое в начале 30-х годов было переведено в Петропавловский собор. Сам же знаменитый Богородицкий монастырь разделил печальную участь Спасо-Преображенского монастыря и многих других храмов Казани. Он был практически полностью сметен с лица земли.

Монументальный Казанский Собор и монастырская Колокольня были взорваны в 1931 году

Практически одновременно были уничтожены величественный Собор Казанской Иконы Богоматери и красавица Колокольня, с которой сначала были сняты все колокола. Были разобраны на стройматериал почти все монастырские стены, варварски уничтожен монастырский некрополь, а сохранившиеся строения использовались в различных целях.

С 40-х годов, например, в бывших Настоятельском и Никольском корпусах начала функционировать табачная фабрика. В период «оттепели» земли бывшего монастырского сада застроились «хрущевками», жители которых пристраивали к сохранившимся храмам гаражи. Крестовоздвиженская церковь была переделана под общежитие филологического факультета Пединститута.

На фотографии запечатлен момент снятия купола с Храма Николы Ратного в 30-е годы

С середины 90-х годов 20 столетия началось повсеместное возвращение храмов верующим. Уцелевшие строения Богородицкого монастыря хоть и в очень плачевном состоянии также были возвращены церкви. Табачная фабрика переехала в другое место, и началась крупномасштабная реставрация, которая сначала прошла в Софийской церкви, а в начале 21 столетия и в Крестовоздвиженской. С 2005 года монастырь начал функционировать, но уже как мужской.

В начале 21 века место утраченного собора было отмечено Звонницей

А в июле 2005 года отреставрированный Крестовоздвиженский храм обогатился новой святыней – Ватиканским списком иконы Казанской Богоматери, возвращенным римским папой в Россию.

В 2015 году в День народного единства, который совпадает с днем празднования Иконы Казанской Богоматери (4 ноября), Президентом РТ Р.Миннихановым был подписан Указ о воссоздании Собора Иконы Казанской Богоматери. Через год на месте утраченного храма были проведены археологические раскопки, и было освящено место строительства. После этого началось строительство.

После проведения раскопок было начато восстановление Казанского собора

Восстановление монастырских строений продолжается и поныне.

Основные объекты Богородицкого монастыря

Строения активно восстанавливающегося сегодня Богородицкого монастыря находятся за Дворцовой площадью Казанской Набережной, непосредственно за Дворцом Земледельцев.

Купол Казанского собора вырос непосредственно позади купола Дворца Земледельцев

Подойти к этой казанской достопримечательности можно со стороны улиц Большая Красная, Япеева и Нагорная, которые и ограничивают монастырскую территорию. Вход находится только со стороны Большой Красной.

Сегодняшние окрестности данного архитектурного комплекса, застроенные советскими «хрущевками», существенно отличаются от того, как здесь было в начале 20 столетия. Каменная монастырская ограда, окружающая обитель с 1803 года, сохранилась только со стороны Большой Красной улицы, с других сторон сегодня установлены временные заборы. Нет здесь и одной из самых высоких казанских колоколен, взорванной в 1931 году. До недавнего времени не было здесь и собора Казанской иконы Богоматери, уничтоженной вместе с Колокольней, и воссозданного в самые последние годы.

Вход в монастырь находится со стороны Большой Красной улицы

Сегодня Казанский собор возрожден в своем первоначальном виде и снова становится центром монастырского ансамбля. Южнее его, со стороны Большой Красной в двухэтажном строении находится уцелевший памятник архитектуры – Крестовоздвиженская церковь. А к востоку от нее – старинный Софийский храм.

С северной стороны (с улицы Нагорной) воссозданный Казанский собор окружен двумя полукруглыми строениями, требующими капитального ремонта. Это Настоятельский корпус, соединенный с полуразрушенной Никольской церковью, и Сестринский корпус, стоящий особняком. И Настоятельский и Сестринский двухэтажные корпуса были сооружены в 1810-1816 годы архитектором Я.Шелковниковым. А теперь обо всех этих строениях расскажем немного подробнее.

Казанский собор

Итак, самым главным храмом обители, как уже упоминалось, был Собор Казанской иконы Богоматери, возведенный на месте обретения иконы. Его первоначальное строение 1590 года было деревянным, но по указу царствующего Федора Иоанновича уже с 1594 года началось сооружение каменного храма. Он был построен всего за год и имел два придела – в честь Богородицы и в честь А. Невского. Со временем то храмовое здание сильно обветшало, и к концу 18 столетия было принято решение о его сносе и возведении нового храмового строения.

Казанский собор до революции 1917 года был одним из красивейших храмов Казани

Новый «холодный» Казанский собор был построен по проекту архитектора И.Старова в период с 1798 по 1808 годы. Говорят, что при закладке нового храма присутствовал российский император Павел Первый и его старшие сыновья – Александр и Константин.

Пятикупольный, почти 45-метровый Казанский собор был признан самым красивым храмом в Казанской епархии и во всем Поволжье. Он являлся чудесным образцом популярного тогда классического стиля. Три его стороны (кроме алтарной) были оснащены ионическими колонными порталами с величественными фронтонами. А центральный барабан был обрамлен снаружи коринфскими колонами.

Павел Первый, присутствующий при закладке храма, не дожил до окончания его строительства

Внутри храм был расписан настенными фресками и поражал прекрасным трехъярусным иконостасом, выполненным архитектором М.Емельяновым и художником В.Туриным. Главным престолом был престол Казанской Богородицы, левый придел освятили в честь А.Невского, а правый – в честь Успенской Богоматери.

Именно в этом прекрасном соборе в летний период хранились самые главные казанские святыми – Иконы Казанской Богоматери и Спаса Нерукотворного. Новый Казанский храм, наряду с храмовыми ансамблями Казанского Кремля украсил архитектурную панораму центра Казани.

Сооружение Казанского собора украсило не только монастырь, но и центр города

Казанский собор украшал собой город до 1931 года. Новая власть в период антирелигиозной борьбы уничтожила его вместе с монастырской Колокольней. С 2015 года начались работы по воссозданию Казанского собора в его историческом виде и на его историческом месте.

Сегодня Казанский собор воссоздается в своем первоначальном историческом виде

Эти работы планировалось закончить к лету 2021 года, но силуэт этого прекрасного храма уже и сейчас является гармоничной частью архитектурного центра столицы Татарстана. Памятный знак-звонница, который был установлен на месте уничтоженного Казанского собора теперь перенесен немного правее и выполняет только роль Звонницы.

Звонница некоторое время служила Памятным знаком места уничтоженного собора

Пещерный храм

История создания этой монастырской достопримечательности началась с посещения Казани Великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая в июле 1910 года решила посетить место обретения известнейшей чудотворной иконы. Дело в том, что данное место находилось в подвальном помещении под алтарем Казанского собора, куда княгиня и спустилась для молитв.

В 1910 году Великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Богородицкий монастырь

Помолившись в совершенно неприспособленном для этого подвале, Елизавета Федоровна стала активным инициатором оформления Пещерного храма. Святейший Синод дал ей благословение и назначил ее попечительницей создаваемой часовни. А для работы над проектом пригласили академического архитектора А.Щусева. Все работы на месте велись под руководством инженера Голышева.

По изначальной идее подземная часовня должна была походить на православные пещеры отшельников и на место успокоения Великого князя Сергея Александровича. Подземелье было расширено в размерах, полы зацементированы, коридорные стены и сформированные своды – оштукатурены. Для обогрева были установлены две печки. В месте обретения иконы появился иконостас.

Читайте также:  муссолини кто такой в истории кратко

Оборудованный Пещерный храм монастыря стал его святой достопримечательностью

В апреле 1913 года эти, так называемые «Казанские пещеры» были освящены в честь Рождества Богоматери, и там прошло первое богослужение, на котором присутствовала сама Елизавета Федоровна.

Этой уникальный подземный храм погиб во время взрыва Казанского собора, а его фрагменты обнаружились при раскопках 2016 года. Часовня была полностью воссоздана и была освящена зимой 2020 года.

Был возвращен к жизни и иконостас Пещерного храма

Однако до окончания строительства Казанского собора, этот храм открывается только на очень непродолжительное время в ранние утренние часы.

Вход в Пещерный храм находится за этой дверью Казанского собора

Крестовоздвиженская церковь

Данный храм, являющийся частью большого двухэтажного монастырского строения, в отличие от Казанского собора, стал последним храмовым сооружением в комплексе Богородицкого монастыря. Построенное архитектором П.Тихомировым в 80-х годах 19 века, это краснокирпичное здание гармонично вписалось в общий ансамбль обители.

Появление Крестовоздвиженского храма очень обогатило монастырский ансамбль

Первый и второй его этажи были заняты помещениями, в которых проходила основная жизнь местных обитательниц – трапезной, больницей, ризницей, мастерской живописи, пекарней, квасной и т.д. Непосредственно под храм был приспособлен купольный этаж здания. Первый ярус иконостаса занимали большие живописные греческие иконы с Афона.

В советский период все это сооружение вместе с Крестовоздвиженской церковью было отдано под нужды Казанского педагогического института, а впритык к храму пристроились частные гаражи жителей соседних «хрущевок».

Сегодня подняться в храм можно также через первый этаж здания

Реставрация данного собора началась в начале 21 века. Полностью были восстановлены границы молельного зала, а стены с куполом расписаны питерскими художниками А.Беляевым и А.Пьянковым. Со временем здесь появятся монашеские кельи, трапезная, кухня и тронный зал.

Восстановлением позолоченного иконостаса занимались православные умельцы из подмосковного Софрино. Около него оборудовано место для новой святыни – Ватиканского списка Иконы Казанской Богоматери, подаренной Римским папой. Данный образ находится на киоте в специальном сейфе с бронированным стеклом, подключенным к системе охранной сигнализации. В храме ежедневно проходят богослужения.

Сегодня Крестовоздвиженский монастырь возродился и в нем проходят службы

История так называемого Ватиканского списка Казанской Богоматери тоже весьма интересна. Данная икона в начале 20-х годов из России попала в Великобританию, где была продана частному лицу и обрела особую популярность у русских эмигрантов. Впоследствии она была выкуплена католической церковью и хранилась в Ватикане.

В 2004 году Римский папа решил вернуть ее в Россию, причем абсолютно безвозмездно. А в 2005 году, к 1000-летию Казани, Российский патриарх Алексий Второй передал ее в Казанскую епархию. Данное историческое событие проходило очень торжественно, а крестный ход с переносом иконы из Благовещенского храма Казанского Кремля в Крестовоздвиженский был очень многолюден.

Самой популярной иконой является Ватиканский список Казанской Богоматери

Об основных святынях храма, времени богослужений и праздничных церковных мероприятиях можно узнать на информационных табличках у входа.

Основная информация о храмовых святынях находится при входе в храм

Софийская церковь

По соседству с Крестовоздвиженским храмом находится самая маленькая в Казани церковь – Софийская, которая является к тому же одним из самых ранних сооружений данного монастыря. Подойти к ней можно через отдельные ворота в монастырской стене.

К Софийскому храму можно подойти через отдельные ворота в монастырской стене

На начальном этапе (в конце 17-начале 18 столетий) эта церковь в честь Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи была сооружена как надвратная в характерном теремном стиле русского барокко. Однако данный храм сильно пострадал в пожаре 1815 года и восстанавливался, как считается на деньги Мусина-Пушкина.

При реконструкции начала 19 века, которая была очень существенной и также после появления новой монастырской ограды, этот надвратный храм стал изолированным монастырским сооружением. От русского барокко 17-18 веков сохранились в основном только кирпичные оконные наличники. Данный храм при реконструкции был украшен новым резным иконостасом.

О сооружении храма в 17 столетии напоминает сохранившийся оконный декор

Софийским этот храм стал, вероятно, в честь Софии – монастырской игуменье конца 18-начала 19 вв., бывшей до этого в миру княгиней Любовью Борисовной Волховской. Именно при ней началось строительство главного Казанского собора. А первоначально храм был освящен в честь Иоанна Богослова. В советский период храмовые помещения использовались под жилые помещения.

Эта церковь, после возвращения верующим в 1994 году, была возрождена и освещена самой первой среди всех прочих монастырских сооружений.

Иконостас Софийского храма занимает почти всё его помещение

Сегодня этот маленький действующий храм посещают любознательные туристы и постоянные паломники. Основной святыней храма является Икона Мученицы Елизаветы с частицами ее мощей.

Никольский собор

В период очень крупной реконструкции монастыря в начале 19 века (1810-1816 гг), на территории обители появился еще один новый собор – Николы Тульского, возведенный на месте ранее существовавшей здесь старейшей одноименной церкви – первом пристанище чудотворной иконы.

Так выглядел Собор Николы Тульского в 1910 году на фоне местных монахинь

Данный теплый храм, сооруженный в стиле классицизма на основе проекта архитектора Я.Шелковникова, выглядел очень гармонично на фоне Казанского собора. Основной его фасад, так же как и главный монастырский храм, имел восьмиколонный ионический портик, на центральном фронтоне которого было расположено лепное «Всевидящее око Господня».

Внутреннее убранство Никольского собора было роскошно, хотя и несколько уступало убранству главного храма. Центральный купол базировался на четырех пилонах, а по ярусу второго этажа были оборудованы хоры. Особой гордостью собора был позолоченный иконостас, оформленный колоннами. В этот храм на зимний период переносили чудотворную икону Казанской Богоматери.

Сегодня храм находится в очень плачевном состоянии и ждет возрождения

В советский период храм не уничтожили, но его купол был полностью разобран в начале 30-х годов 20 века, а в начале 60-х годов храмовое здание увеличилось еще на один этаж. Во время преобразования бывшей церкви в общежитие произошла замена перекрытий, исчезли своды, появились новые оконные и дверные проемы. Сегодня этот храм терпеливо ждет своего возрождения, закрытый полотном с его дореволюционным изображением.

Колокольня (уничтожена)

До 30-х годов 20 века очень стильным украшением обители служила 55-метровая колокольня, сооруженная в 17 столетии.

Вид обительской Колокольни можно увидеть лишь на старых фото и на музейном макете

Эта шестиярусная колокольня долгое время, вплоть до постройки колокольни Богоявленского собора, считалась самой высокой в Казани. Она была взорвана в период непримиримой борьбы с религией.

Настоятельский корпус

Настоятельский корпус, примыкающий одним боком к Никольскому храму, был сооружен в первой половине 19 столетия. Это двухэтажное кирпичное здание с мезонином и скатной железной крышей огораживает монастырь со стороны Нагорной улицы.

Настоятельский корпус соседствует с полуразрушенным Никольским храмом

Стены первого этажа декорированы рустами, оконные проемы украшают замковые камни. Мезонин заканчивает треугольный фронтон. Пластика полукруга здания оформляет собой центр монастырской территории с воссозданным Казанским собором.

Здание корпуса для монахинь

Отдельное полукруглое здание, находящееся справа от Никольского храма, очень напоминает по архитектуре Настоятельский корпус. Это здание, гармонично продолжающее замыкающий монастырский центр полукруг, было сооружено также в начале 19 столетия. В нем в основном и проживала большая часть монахинь.

Здание бывшего корпуса для монахинь также нуждается в капитальном ремонте

Монастырская гостиница

Со стороны улицы Большая Красная с правой стороны от входа находится кирпичное строение 18 столетия. Сегодня это монастырская гостиница, в которой вполне можно и даже интересно остановиться на время проживания в Казани.

В этом старинном здании было бы интересно остановиться на ночь

А раньше это двухэтажное прямоугольное строение с вальмовой крышей служило то гостиницей, то больницей. Располагались в разное время здесь и другие монастырские службы. Симметричная композиция фасада является образцом позднего классицизма.

Что посмотреть рядом с Богородицким монастырем

После осмотра территории Богородицкого монастыря можно совершить прогулку по уже знаменитой у туристов Кремлевской набережной, на которой находятся интересные архитектурные, развлекательные и общепитовские объекты, и с которой открываются красивые виды на противоположный берег реки Казанки.

Кремлевская набережная довольно протяженная, и при желании по ней можно дойти до Площади Султан-Галиева, увидев по дороге Дворец Земледельцев, погуляв по Парку Земледельцев, заглянув в новую красивую мечеть Ирек и в Церковь Св.Евдокии. А можно просто посидеть на набережной во Французской кондитерской, наслаждаясь отдыхом, панорамой и изумительными французскими десертами.

Находясь в центре Казани, надо обязательно погулять по Кремлевской набережной

Тем туристам, которые не успели познакомиться с достопримечательностями Казанского Кремля, можно подняться на его древнюю территорию. Для этого нужно пройти в его направлении по улице Большая Красная мимо Музея Казанской иконы. Хотя почему мимо? В этот удивительный и очень познавательный музей нужно непременно зайти!

Экспонаты этого музея напрямую связаны с деятельностью иконописной мастерской Богородицкого монастыря. Здесь можно увидеть уникальные списки различных вариантов иконописного образа Казанской Богоматери, связанные с различными событиями, происходящими в Казанском крае, в виде борьбы с чумой или с воинством Степана Разина. Минимальное время на осмотр этого музея – 30 минут, после чего можно продолжить движение к Кремлю.

Познакомиться с экспонатами Музея Казанской иконы очень интересно

Для этого около Пятницкой церкви надо повернуть направо на улицу Батурина и вдоль кремлевских стен, хорошо видных издалека, обогнув Кремль, дойти до Тайницкой башни, которая и является входом на кремлевскую территорию.

Достопримечательностям Кремля, его музеям и истории посвящена отдельная статья. Пройдя через весь Кремль можно выйти через его Спасскую башню на Площадь 1 Мая, где находится Национальный музей РТ, Иоанно-Предтеченский монастырь и другие достопримечательности.

Площадь 1 Мая является одним из обязательных для посещения туристическим местом

От Спасской башни можно прогуляться по Кремлевской улице до Казанского университета, или спуститься по Ивановскому спуску к началу улицы Баумана. Эта туристическая магистраль является одной из самых популярных у всех туристов, ведь она не только богата историческими и туристическими интересными объектами, но и является пешеходной.

Улица Баумана интересна и своей архитектурой, и своей историей

То есть по ней можно гулять, на ней можно фотографироваться, на ней есть что посмотреть, где развлечься и где угоститься вкусными блюдами местной кухни. Подробнее об истории и основных объектах этой улицы можно узнать здесь.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector