собор архангела михаила бронницы история

БРОННИЦКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

003945
Бронницкий Михаило-Архангельский собор, 22 февраля 2009. Фотография Сычева Андрея Петровича с сайта sobory.ru

Собор во имя Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных в Бронницах Бронницкого благочиния Коломенской епархии

Соборное подворье Бронниц расположено в центре города и включает в себя собор Михаила Архангела и храм Иерусалимской иконы Божией Матери.

К концу XVII века Бронницы уже имели посвященный Архистратигу Михаилу деревянный храм. Обветшавшую к тому времени церковь решили заместить каменной, которая возводилась с 1696 года. Собор был достроен и освящен в 1705 году. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Филатьеву (в соборе известны его икона Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери) и Кириллу Уланову (написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник», Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила, а также икону святителя Иоанна Милостивого).

Храм был холодным, в связи с чем к середине XVIII столетия в Бронницах построили отдельную теплую церковь во имя святителя Иоанна Милостивого.

В 1835 году церковные ведомости писали, что здание соборного храма, колокольня и ограда «требовало починки». В прошении к святителю митрополиту Московскому Филарету просили разрешить им следующее: пристроить трапезную к старому храму; возвести новую колокольню; разобрать пришедший в ветхость храм святителя Иоанна Милостивого и возвести на его месте новый храм. Прошение было одобрено, и московским архитектором А.С. Кутеповым вскоре был разработан проект новой трапезной церкви и колокольни. Но по размерам храма и колокольни, а также по смете этот проект не подошел бронницкому обществу. Новое прошение к митрополиту Филарету от бронницкого причта поступило в 1839 году. По новому замыслу предполагалось перестроить лишь тёплую церковь, а колокольню возвести над Святыми вратами, «оставив холодную церковь неприкосновенною«, что и было утверждено.

012056
Колокольня при Бронницком Архангельском соборе. Фото нач. XX в.

К возведению колокольни над Святыми вратами на городской площади приступили летом 1849 года. Проект колокольни выполнил московский архитектор Михаил Иванович Бове. Этот первый проект претерпел большие изменения и был утверждён императором Николаем I в конце 1850 года. Строительство колокольни закончилось в 1853 году. Освятили её в в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Таким образом ко второй половине XIX века соборный комплекс Бронниц входили собственно холодный собор, тёплый Иерусалимский храм, Иерусалимская колокольня, а также приписная кладбищенская деревянная однопрестольная Ильинская церковь (оставалась приписной до 1893 года). В ризницах соборных церквей хранилось много серебряных вещей высокохудожественной работы: напрестольные кресты, богослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила. Хранились там и редкие книжные издания XVIII столетия, в том числе издания против раскольников-старообрядцев. Здесь же, в церковном книгохранилище, значительное место занимали книги по церковной истории, а также творения святых отцов Церкви.

1860-1880-е годы в Бронницах были временем широкой благотворительной деятельности Ивана Алексеевича Кононова, благодаря которому была проделана работа по обновлению собора: на его средства была увеличена трапезная, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной. С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.

012059
Бронницкий соборный комплекс. Фото 1950-х гг.

После утверждения в Бронницах власти большевиков Церковь, как и по всей стране, подверглась репрессиям. Аресту подвергались настоятели собора отцы Иоанн Добров и Александр Кедров; 25-27 апреля 1922 года из городских храмов были изъяты ценности.

Летом 1991 года собор был удостоен посещения патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 1993 году при храме открылась воскресная школа, со временем была собрана хорошая библиотека религиозной литературы, а также аудио- и видеотека. Божественная литургия стала совершаться в храме ежедневно.

012058
Бронницкий Архангельский собор и колокольня. Фото ок. нач. XXI в.

Архитектура

Источник

Соборный комплекс города Бронницы

К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).

В близлежащих дворцовых владениях к тому времени уже существовали каменные храмы. Но следует отметить, что подлинная, не перестроенная церковь, осталась лишь в Бронницах. Поэтому здесь мы имеем уникальный образец каменной церковной архитектуры начала XVIII столетия: храм дошел до нас практически без изменения своего внешнего облика.

Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев.

ikonaIerus Ikonostas odig soborikona spaspoyas

Храм святого Архистратига Михаила был холодным. К середине XVIII столетия в Бронницах построили отдельную теплую церковь во имя святителя Иоанна Милостивого. Из архивных документов известно, что для проведения строительных работ при возведении этой церкви в Бронницах был устроен кирпичный завод, существующий и поныне. Историк, географ и путешественник Герард Миллер (1705–1783), проезжавший через Бронницы в Коломну в 1778 году, так и отмечает: «В Бронницах две церкви каменные: 1/ Михаила Архангела, 2/ Иоанна Милостивого с приделом Николая Чудотворца».

В 70-х годах XVIII столетия Москву и ее окрестности постигло страшное бедствие: холера. Ужасная эта болезнь унесла тысячи человеческих жизней. Наивысший пик заболевания пришелся на начало осени 1771 года, и многочисленные паломники, стекаясь со всех сторон, шли и шли в Бронницы «для богомолья» перед чудотворным образом Иерусалимской иконы Божией Матери. Это было началом сугубого почитания Иерусалимской иконы. Тогда покров Божией Матери спас жителей Бронниц. Благодарные горожане обновили деревянную часовню, где стояла чудотворная икона (на плане города 1787 года она показана на центральной площади). С того времени ежегодно, в 10-е воскресение после Пасхи, вокруг города торжественно совершался крестный ход с чудотворной Иерусалимской иконой Божией Матери в память чудесного спасения жителей Бронниц от заразной болезни. Этот благочестивый обычай соблюдается и ныне.

Ierus1 arh1

В 1835 году церковные ведомости писали, что здание соборного храма, колокольня и ограда «требовало починки». В прошении к святителю митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) просили разрешить им следующее: пристроить трапезную к древнему храму святого Архангела Михаила; возвести новую колокольню; разобрать пришедший в ветхость храм святителя Иоанна Милостивого с приделом во имя Николая Чудотворца и возвести на его месте новый храм. Прошение было одобрено, и московским архитектором А.С. Кутеповым вскоре был разработан проект новой трапезной церкви и колокольни. Но по размерам храма и колокольни, а также по смете этот проект не подошел бронницкому обществу. Новое прошение к митрополиту Филарету от бронницкого причта датируется 1839 годом. По новому замыслу предполагалось, «оставив холодную церковь неприкосновенною, теплую церковь вновь выстроить отдельно от холодной с прибавлением третьего придела: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, а колокольню… построить над Святыми вратами». Проектные чертежи выполнил московский архитектор А.М. Шестаков. Строительство нового теплого храма на месте каменной Иоанновской церкви, которую разобрали до основания, началось в 1840 году. Храм строили более пяти лет, и еще год ушел на приготовление внутреннего убранства. Это великолепное убранство стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям бронницкого купца 1-й гильдии А.К. Кононова.

Главным престолом новой церкви стал престол в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось 3 февраля 1846 года. Торжества возглавил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. В 1847 году к освящению были подготовлены и приделы храма, которые с собором духовенства освятил протоиерей московского Архангельского собора Арсений Тяжелов.

К возведению колокольни над Святыми вратами приступили летом 1849 года. Проект колокольни выполнил московский архитектор М.И. Бове Этот первый проект претерпел большие изменения, был переделан и утвержден Императором Николаем I лишь в конце 1850 года. Строительство колокольни закончилось в 1853 г.

Итак, во второй половине XIX века храмовый комплекс города Бронницы состоял из следующих строений: холодный соборный храм Архангела Михаила, теплая каменная трехпрестольная церковь во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя святителя Иоанна Милостивого и святителя Николая Чудотворца. Соборным имуществом была и каменная часовня на городской площади, освященная в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Приписана к собору была также кладбищенская деревянная однопрестольная Ильинская церковь.

В ризницах соборных церквей хранилось также много серебряных вещей высокохудожественной работы: напрестольные кресты, богослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила. Хранились там и редкие книжные издания XVIII столетия, в том числе издания против раскольников-старообрядцев. Здесь же, в церковном книгохранилище, значительное место занимали книги по церковной истории, а также творения святых отцов Церкви.

60–80-е годы XIX столетия были временем широкой благотворительной деятельности Ивана Алексеевича Кононова, сына А.К. Кононова, о котором говорилось раньше. На его средства были обновлены городские соборные храмы и выстроена новая кладбищенская церковь – каменная, взамен деревянной. Особо ответственной была работа по обновлению древнего Архангельского собора: на его средства была увеличена трапезная часть, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной. С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.

Храм в честь иконы Иерусалимской Божией Матери к концу 1870-х годов оказался тесен и тоже претерпел большие изменения. Строительные работы здесь длились несколько лет и были закончены в 1880 году.

В 1893 году кладбищенская церковь образовала самостоятельный приход, куда были назначены священник и псаломщик. С 1894 года настоятелем Успенской церкви в Бронницах стал опытный пастырь – Павел Иванович Кедров, выпускник Московской Духовной Семинарии. В 1909 году протоиерей Павел Кедров стал духовником священно- и церковнослужителей города Бронницы. После его смерти в 1915 году настоятелем Успенской церкви стал его сын Александр, также закончивший Московскую Духовную Семинарию.

Ierus2 kolokol

События 1917 года, ставшие временем страшных потрясений для всей России, не обошли и Бронницы. Советскую власть здесь установили в ноябре 1917 года рабочие из Люберец и Раменского. Однако население не спешило приветствовать большевиков, и по уезду начались стихийные контрреволюционные выступления, в организации которых в первую очередь обвинялись служители Церкви. Большевики припомнили гражданам Бронниц многое: и участие в монархических организациях, и деятельность местного Общества хоругвеносцев, но особенно припомнили патриотическую манифестацию 1905 года и приезд в Бронницы известного «реакционера» протоиерея Иоанна Восторгова. С именем этого священника было связано основание уездного отделения Союза Михаила Архангела, председателем которого был избран протоиерей Иоанн Добров – настоятель бронницких храмов с 1917 по 1922 год.

В 1918 году, после покушения на Ленина и начавшегося вслед за этим «красного террора», многие жители Бронниц пострадали от произвола местных властей. Когда был арестован городской Глава Жужиков, то поднятые звоном на соборной колокольне жители штурмом брали тюрьму. Вскоре после этого были арестованы священники Иоанн Добров и Александр Кедров. Отца Александра Кедрова препроводили в Москву, в Таганскую тюрьму. Позже он был освобожден по амнистии и смог вернуться в Бронницы. Освобождение получил, видимо, и протоиерей Иоанн Добров, но он в Бронницы не вернулся и перебрался в Москву, посчитав, вероятно, что в большом городе ему будет легче скрыться от глаз чекистов. После отъезда отца Иоанна священник Александр Кедров стал настоятелем Архангельского собора в Бронницах (с 1922 по 1929 г.).

Весной 1922 года по всей России началась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. В Бронницах изъятие ценностей из городских храмов было произведено 25–27 апреля 1922 г. В архивах сохранился Акт описи церковного имущества бронницких храмов от 10 ноября 1925 года, который был подписан местными властями и членами приходского совета («двадцаткой»), впоследствии также пострадавшими от гонений на Церковь. Среди них мы встречаемследующие имена и фамилии: П.А. Мелков, В.А. Тарасов, Е.И. Казаков, О.П. Саблина. Не пройдет и пяти лет, как они окажутся в сталинских тюрьмах и лагерях.

К 1927 году относится запрещение советских властей носить чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери по уезду. Власти ссылались при этом на циркуляр НКВД, по которому «предметы культа должны всегда находиться в храме и обслуживать только свой приход».

В ноябре 1929 года ГПУ начало расследование контрреволюционного «заговора» в Бронницах. В первую очередь по этому сфабрикованному делу был арестован священник Иоанн Успенский, исполнявший в то время обязанности настоятеля соборного храма. Он был привлечен к уголовной ответственности по статье 58-10. Был арестован и протоиерей Александр Кедров. Всего по делу проходило 33 человека. Обвинение было стандартным: «сознательная антисоветская агитация». Постановление о закрытии соборного храма в Бронницах датировано мартом 1931 года. Имущество собора, особо чтимые иконы – и прежде всего чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери – верующие перенесли в оставшуюся действующей к тому времени кладбищенскую Успенскую церковь. Тогда открыто отнимать у верующих их великую Святыню еще не посмели, – боялись массовых беспорядков.

Сейчас достаточно трудно восстановить историю тех событий, когда Иерусалимская икона Божией Матери попала из Бронниц в село Малахово. Существуют разные легенды, вплоть до того, что икона якобы была замурована верующими в стене одного из городских зданий.
Сразу же после закрытия соборных храмов в холодной Архангельской церкви расположился Бронницкий районный архив. Теплый Иерусалимский собор был отдан сначала под зернохранилище, а позднее здесь расположилась Всесоюзная книжная палата. Колокольня была занята пожарной частью.

Arhang1930 Arhang1930 2

6 июня 1941 года, за две недели до начала Великой Отечественной войны, в Бронницах был закрыт последний храм – кладбищенская Успенская церковь. Власти собирались переоборудовать здание под культурные и производственные нужды. Вероятно, именно тогда бронницкую Святыню –Иерусалимскую икону Божией Матери – из Успенской церкви перенесли в церковь св. Димитрия Солунского в селе Малахово, где она и находится до сегодняшнего дня.

Таким образом, к началу войны в Бронницах не осталось ни одной действующей церкви. Такое положение сохранялось и в последующие десятилетия. Все это время церковные здания были заняты местными учреждениями. Лишь в период перестройки появилась возможность возрождения соборного храма. В 1987 году в Бронницах была создана «двадцатка», которая попыталась получить у местных властей необходимую регистрацию, но Раменский горсовет отказал на том основании, что «на территории города нет свободных культовых помещений». И только в мае 1988 года религиозное общество г. Бронницы получило необходимую регистрацию. Но вопрос передачи православной общине храма оказался очень непростым, так как соборные церкви были заняты архивом и книгохранилищем. В это время обострилась борьба между верующей и неверующей частью жителей города. Последние резко возражали против передачи храмов религиозной общине, – их в то время все еще волновал вопрос «о коммунистическом воспитании подрастающего поколения».

Arhan1950 Ierus1950 Komplex1950

Община Архангельского собора была зарегистрирована в 1989 году, а первое богослужение – после перерыва во многие десятилетия – было совершено в 1990 году в праздник Входа Господня в Иерусалим, за неделю до Пасхи. Большой трехпрестольный Иерусалимский храм к тому времени был все еще занят Книжной палатой. Архангельский собор, только что освобожденный от районного архива, представлял собою грустное зрелище. Но жизнь брала своё. 25 ноября 1990 года (в день памяти святителя Иоанна Милостивого, престольный праздник в Иерусалимском храме), впервые за многие десятилетия, в Архангельском соборе прошла первая архиерейская служба – Божественную литургию здесь служил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Летом 1991 года собор был удостоен посещения Его Святейшеством Алексием II, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Первым настоятелем возрожденного Архангельского собора стал иеромонах Димитрий (Захаров), впоследствии переведенный служить в Коломну. После него настоятелем собора был назначен священник Георгий Пищулин, ныне протоиерей, до октября 2017 г. благочинный Бронницкого церковного округа. Протоиерей Георгий Пищулин вначале закончил Коломенское Духовное училище, затем продолжил обучение в Московской Духовной Семинарии (выпускник 1997 года), а в 2002 году закончил Московскую Духовную Академию.

Ieruschas Ierussovr kolarhan

Soborny komplex

В 2017 г. настоятелем собора назначен благочинный священник Сергий Себелев.

С 1993 года при храме действует Воскресная школа, собрана хорошая библиотека религиозной литературы, а также аудио- и видеотека.
Божественная литургия совершается в храме ежедневно (в праздничные и воскресные дни в 9 часов; в будни – в 8 часов); по воскресным дням читается акафист Архистратигу Михаилу; по четвергам, а по пятницам, в Архангельском соборе, – акафист Иерусалимской иконе Божией Матери (начало чтения акафистов в 17 часов).

Источник

Бронницы. Его Величество — Архангельский собор и декабристы

В самом центре города Бронницы расположен величественный храмовый ансамбль состоящий из двух церквей и высокой стройной колокольни. Сердцем этого комплекса является древний собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных.

В 1835 году «Церковные ведомости» писали, что «здание соборного храма, колокольня и ограда стали требовать починки». В письме к святителю митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету просили разрешить следующее: пристроить трапезную к древнему храму святого Архангела Михаила ; возвести новую колокольню; разобрать пришедший в ветхость храм святителя Иоанна Милостивого с приделом во имя Николая Чудотворца и возвести на его месте новый храм.
Прошение было одобрено, и московским архитектором А.С. Кутеповым вскоре был разработан проект новой трапезной церкви и колокольни. Но по размерам храма и колокольни, а также по смете этот проект не подошёл бронницкому обществу.

Особо ответственной была работа по обновлению древнего Архангельского собора: на средства Алексея Кононовича Кононова была увеличена трапезная часть, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы и очищены от свечной копоти «без нарушения древности» знаменитые бронницкие иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной.

С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.

Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, стоящий на высоком подклете, завершённый величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная, с небольшой трапезной и коробовым сводом бесстолпного типа — такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени.

Сильно вытянутый вверх четверик завершен четырехскатной кровлей над массивным аттиком и увенчан тяжёлым декоративным пятиглавием с тесно поставленными шаровидными главами на круглых барабанах. Вызолоченные кресты с полумесяцами в основании имеют характерный для своей эпохи чёткий геометрический рисунок резьбы. Особенно наряден центральный крест со сквозной резьбой.

Переход от прямоугольного объёма к барабанам декорирован двумя ярусами кокошников.
Композиция всего сооружения отличается ясностью, соразмерностью и законченностью. Чёткие плоскости стен ограничены многопрофильными карнизами и расчленёнными лопатками.
Фасады памятника прорезаны прямоугольными окнами одинаковой величины в наличниках с гладкими отставными колонками и сандриками.
Арочные входные проёмы храма обрамлены белокаменными порталами с резными колонками, несущими «разорванные» фронтоны-сандрики. По декоративным элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными виньетками.

Разновременная внутренняя отделка собора представляет собой гармоничный синтез живописи, лепнины и иконостаса. Сплошь покрывающая стены и частично своды золоченая лепнина в стиле «елизаветинского» барокко, с добавлениями 1865 года, служит фоном и окантовкой для ярких живописных панно ХIХ века. В лепной отделке широко применена плетёнка и головки херувимов, раскрашенные гирлянды из роз.

Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).

На его бывшей территории сохранилось несколько старых надгробий в миниатюрном фамильном некрополе, который расположен с южной стороны собора Михаила Архангела и включающий несколько могил семьи Фонвизиных. Наиболее ранние из них три гранитных надгробия — одна стела и два саркофага 1820х-1830х годов.

Источник

Михаило-Архангельский собор (Бронницы)

330px %D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%BE %D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 (%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B)

Михаило-Архангельский собор в Бронницах — довольно большой пятиглавый храм в духе московского зодчества 2-й половины XVII века, трапезная расширена в 1862-1865 годах.

Содержание

История [ править ]

Самым древним храмом в Бронницах считается соборный храм во имя Архистратига Михаила. Устное предание относит его к началу XV в., то есть ко времени возникновения самого села «Бронниче».

Архангельский собор построен повелением великой княгини Софьи Витовтовны. Над благоукрашением его работали мастера Оружейной палаты и знаменитые русские иконописцы Тихон Филатьев и Кирилл Уланов. В церковной летописи говорится, что освящен он был в 1705 г.

300px %D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%BE %D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 4

В 1862 г. святитель Филарет, митрополит Московский, благословил бронницкого купца 1-й гильдии И.А.Кононова на благоустройство храма. Три года продолжалась эта работа под непосредственным наблюдением московского купца и придворного фабриканта церковной утвари Н.Д.Полтавцева, и 26 сентября 1865 г. храм освятил епископ Можайский Савва (Тихомиров).

В 1851 г. выстроили колокольню высотой более 50 метров.

В 1840 г. город Бронницы украсил храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, с приделами во имя святителя Николая и святителя Иоанна Милостивого. Храм был основан на месте бывшего двухпрестольного храма во имя святителя Николая, который за ветхостью был разобран. Храм построили на сумму церковную и пожертвования и 3 февраля 1846 г. его освятил епископ Дмитровский Иосиф (Богословский).

В 1930-х гг. храмы закрыли и использовали под архив.

В 1990 г. в соборе возобновилась церковноприходская жизнь.

Описание [ править ]

Святыни [ править ]

%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%BE %D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 (%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B)5

На протяжении всех минувших лет Церковь возносит молитвы о жертвах аварии на Чернобыльской АЭС, разделяя скорбь родных и близких. В память о погибших при катастрофе и от радиоактивного заражения и во здравие выживших написана икона «Чернобыльский Спас». Ее уникальность в том, что впервые в Православии рядом с ликами святых изображены люди.

Замысел создания такой иконы пришел президенту «Союза Чернобыль Украины» Юрию Андрееву, посвятившему свою жизнь ядерной энергетике, а во время аварии получившему огромную дозу радиоактивного облучения. По благословению Митрополита Киевского Владимира, иконописец Владислав Горецкий написал Спаса вместе с чернобыльцами, спасавшими планету от радиации, — чужой крови во время борьбы они не пролили, а своей не пожалели. В нижней части иконы, на переднем плане — Чернобыльская сосна — образ, не придуманный человеком. Она похожа на крест, стоит почти на линии, соединяющей четвертый аварийный блок с городом Припять. После взрыва на ЧАЭС, справа и слева от Припяти, прошли два следа выбросов, которые накрыли кладбище, больницу, гаражи, производственную зону, пожарное депо. Сосна стояла в зоне этого «рыжего леса», в зоне очень плотного загрязнения — от 100 до 1200 рентген в час. Во время ликвидации весь лес был захоронен, а сосну с окружающими ее воинскими обелисками оставили. Дерево стало символом Чернобыльской трагедии. Ему отведено центральное место в нижней части иконы. Слева изображены души умерших чернобыльцев, справа — ликвидаторы аварии: на горизонте, за очертаниями саркофага, виднеется зарево восхода, в небе летит апокалиптическая звезда Полынь. На заднем плане — земля обожженная, на переднем — зеленая, оживающая.

Икону передали Успенскому собору Киево-Печерской Лавры, но по просьбе чернобыльцев она постоянно находится в крестных ходах и помогает раненой чернобыльской земле. Крестные ходы «Чернобыльского Спаса» сопровождаются чудесными явлениями и исцелениями. По инициативе «Союза Чернобыль Украины» был написан точный список иконы «Чернобыльский Спас» для Храма Христа Спасителя — дар чернобыльцев Украины чернобыльцам России. Желание передать список иконы 30 июня 2004 года поддержал и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Один из списков иконы есть и на Подмосковной земле – в Соборном комплексе города Бронницы. В годовщину Чернобыльской трагедии 26 апреля 2010 года, ветераны-ликвидаторы передали икону в дар Михаило-Архангельскому собору.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: г. Бронницы, Раменский район, ул. Советская, д. 61

Источник

Читайте также:  амазон история успеха книга
Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector