снг история создания структура органов перспективы развития

Содружество независимых государств: история создания и цели. Справка

Грузия выходит из СНГ, денонсирует соглашение о миротворческой операции в Абхазии и объявляет Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями, заявил президент Грузии Михаил Саакашвили на митинге перед парламентом в Тбилиси.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано 8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще) руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.
21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в г. Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.

Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 года, принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 года. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ.

В августе 2005 года Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.

Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.

В январе 1993 года принят Устав СНГ, в январе 1996 года приняты положения об эмблеме и флаге СНГ. Согласно Уставу, государства-члены СНГ суверенны и равны и являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Уставные цели и направления деятельности СНГ:

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств‑участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

развитие равноправного и взаимовыгодного партнерства в сфере экономики через формирование зоны свободной торговли;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными нормами международного права и документами ОБСЕ;

сотрудничество между государствами-участниками в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению гонки вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов ОМУ, достижение всеобщего и полного разоружения;

достижение более тесного взаимодействия государств СНГ с ООН и другими международными организациями в сфере урегулирования международных конфликтов;

содействие гражданам государств-участников в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

объединение сил и средств в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

мирное разрешение споров и конфликтов между членами Содружества.

Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты. В Содружестве действуют более около 70 межгосударственных (межправительственных) координационных и консультативных органов СНГ, основными из которых являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Экономический суд, Межгосударственный банк, Межпарламентская ассамблея, Исполнительный комитет.

В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий.

В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН предоставила Содружеству Независимых Государств статус наблюдателя.

Ключевыми этапами на пути становления СНГ стали заключение Соглашения о создании зоны свободной торговли 15 апреля 1994 года, а также Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза, и Соглашения о создании Платежного союза государств-участников СНГ 21 октября 1994 года.

На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями:

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Задача ОДКБ ‑ координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Приоритетные направления деятельности ‑ наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов;

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);

Союзное государство России и Белоруссии.

Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главамиРСФСР, Белоруссии и Украиныпутём подписания 8 декабря1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Республика Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно вСМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

18 октября2011 года восемь государств — участников Содружества — Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан,Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли, который заменил больше ста двухсторонних договоров, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества [

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-участники Содружества и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год [50] Совет глав правительств СНГкоординирует сотрудничество органов исполнительной власти государств — участников в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается два раза в год. [51] Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. [52] Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств — участников Содружества.

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его участников, поэтому все государства-участники являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. [47]

Основными целями организации являются:

· сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

· всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

· обеспечение прав и свобод человека;

· сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

Читайте также:  асатрян завен араратович биография

· взаимная правовая помощь;

· мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации. [48]

К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

· обеспечение прав и основных свобод человека;

· координация внешнеполитической деятельности;

· сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

· сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

· охрана здоровья и окружающей среды;

· вопросы социальной и миграционной политики;

· борьба с организованной преступностью;

· сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Источник

История Содружества независимых государств

8 декабря 1991 г. президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции «Вискули» в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества независимых государств.

В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену».

В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан и т.д.

10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Украины и Белоруссии, 12 декабря – Верховным Советом РСФСР.

21 декабря 1991 г. в Алма‑Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма‑Атинскую декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.

Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 г., принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 г. 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. 18 августа 2009 г. завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ. В августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена‑наблюдателя. Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

О Содружестве Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Республика Белоруссия, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г. Украина с 2014 г. фактически не участвует в деятельности Содружества, не направляя при этом официального уведомления о выходе из организации.

22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами – участниками СНГ.

В соответствии с Уставом целями Содружества являются:

Рабочий язык СНГ – русский.

10 октября 2008 г. утверждено Положение о председательстве в Содружестве Независимых Государств, в котором зафиксирован принцип сквозного председательства в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете и Совете постоянных полномочных представителей при уставных и других органах Содружества.

С 1 января 2020 г. функции страны-председателя в СНГ осуществляет Республика Узбекистан. Сопредседатели – Туркменистан (предыдущее председательство) и Республика Белоруссия (следующее председательство). Под председательством Узбекистана в формате видеоконференции состоялись заседания Совета министров иностранных дел (12 мая) и Совета глав правительств (29 мая) Содружества. Во втором полугодии 2020 г. в Ташкенте запланировано проведение заседаний Совета министров иностранных дел (15 октября), Совета глав государств (16 октября) и Совета глав правительств (6 ноября) СНГ.

В 2008 г. принято Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ, подписанное всеми странами Содружества кроме Азербайджана, Туркменистана и Украины. Распоряжением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 30 марта 2020 г. национальным координатором Российской Федерации по делам СНГ назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук.

Созданные в рамках СНГ механизмы позволяют учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляют возможность каждой из них участвовать в тех сферах сотрудничества и в той мере, которые отвечают их национальным интересам.

Взаимодействие в рамках Содружества налажено практически во всех сферах межгосударственного общения и осуществляется через уставные органы (решения в них принимаются на основе консенсуса), а также систему органов отраслевого сотрудничества.

Уставные органы

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом Содружества, в формате которого обсуждаются и решаются стратегические вопросы, связанные с деятельностью государств-участников в сфере их общих интересов. Председатель в 2020 г. – Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиеев. Заседания СГГ СНГ, как правило, проходят один раз в год. Также существует практика проведения неофициальных встреч лидеров стран Содружества, последняя из которых состоялась в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г.

Совет глав правительств (СГП) координирует взаимодействие органов исполнительной власти государств – участников Содружества
в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП СНГ проводит заседания два раза в год и принимает решения в рамках своей компетенции, согласовывает проекты наиболее значимых документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств. Председатель в 2020 г. – Премьер-министр Узбекистана А.Н.Арипов.

Совет министров иностранных дел (СМИД) является основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств – участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес. Председатель в 2020 г. – Министр иностранных дел Узбекистана А.Х.Камилов. Заседания СМИД СНГ проходят два раза в год.

Читайте также:  как написать чат историю

Совет министров обороны (СМО) является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств – участников Содружества. Членами СМО являются министры обороны государств – участников СНГ. Молдавия, Туркменистан и Украина входят в СМО на правах наблюдателей. С 11 декабря 2012 г. председателем Совета является Министр обороны Российской Федерации С.К.Шойгу. Заседания СМО проходят два раза в год, последнее состоялось 30 октября 2019 г. в Баку. 4 сентября 2020 г. была организована первая совместная встреча министров обороны государств – участников СНГ, государств – членов ОДКБ и государств – членов ШОС.

Экономический суд Содружества создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств – участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. подписали 8 государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан). Впоследствии из Соглашения официально вышли Армения (2006 г.) и Молдавия (2010 г.). Узбекистан изначально де-факто не участвует в деятельности Суда.

13 сентября 2017 г. главами стран Содружества в рабочем порядке подписаны Решение СГГ СНГ «О некоторых вопросах деятельности Экономического суда СНГ» и Протокол о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г., в соответствии с которыми определено, что Экономический Суд СНГ осуществляет свою деятельность по рассмотрению конкретных дел в формате ad hoc. Также завершена работа по сокращению численности его аппарата.

Согласно Решению СГГ СНГ на постоянной основе в настоящее время работают Аппарат Суда в количестве 3 человек и Председатель Суда (с 15 декабря 2011 г. – Л.Э.Каменкова, Белоруссия). Судьи из государств – участников Соглашения привлекаются к работе Экономсуда на временной основе при рассмотрении конкретных дел. В настоящее время в реестр Суда назначены 8 судей (по одному судье от России и Белоруссии и по два – от Казахстана, Киргизии и Таджикистана).

Экономический совет – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений СГГ и СГП о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества. В состав Экономсовета входят заместители глав правительств государств – участников СНГ. Членом Экономсовета от Российской Федерации назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук. Заседания Экономсовета СНГ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

При Экономсовете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам (КЭВ). В состав Комиссии входят полномочные представители всех государств – участников Содружества (кроме Азербайджана и Украины), а также заместители Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ с правом совещательного голоса. КЭВ обеспечивает всестороннюю проработку и рассмотрение проектов документов, подготавливаемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств. В качестве постоянно действующего рабочего органа Экономсовета Комиссия осуществляет регулярный мониторинг выполнения решений высших органов СНГ по вопросам экономического сотрудничества. Полномочный представитель Российской Федерации в Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете СНГ – В.В.Воробьев. Заседания КЭВ проводятся не реже одного раза в месяц.

Председателем Совета МПА СНГ с ноября 2011 г. является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.

Местом пребывания МПА СНГ является Санкт-Петербург. Организацию деятельности МПА осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Заседания Совета МПА СНГ и пленарные заседания проходят дважды в год. Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем – руководителем Секретариата Совета (18 апреля 2019 г. на эту должность назначен представитель России Д.А.Кобицкий). Последнее заседание Совета МПА СНГ состоялось 21-22 ноября 2019 г., очередное запланировано на 26-27 ноября 2020 г.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ определен Исполнительный комитет со штаб-квартирой в Минске и отделением в Москве. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ утверждается Советом глав государств Содружества на трехлетний срок. С 1 января 2008 г. эту должность занимает С.Н.Лебедев. Решением СГГ СНГ от 11 октября 2019 г. его полномочия продлены до 31 декабря 2022 г.

Руководящие должности в Исполкоме (заместитель Председателя, директор/заместитель директора департамента) занимаются представителями государств – участников СНГ на основе определенных для каждой страны квот (в зависимости от размера взноса страны в общий бюджет). Согласно Положению об Исполкоме СНГ у Председателя может быть 4 заместителя (в настоящее время их трое), один из них имеет статус «первого заместителя» (квота закреплена за Республикой Белоруссия). В Исполкоме функционируют Аппарат Председателя, а также 8 департаментов: организационный, информационно-аналитический, правовой, экономического сотрудничества, гуманитарного сотрудничества, по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, финансовый департамент и управление делами.

В СНГ действуют органы отраслевого сотрудничества в сферах экономики и социального развития, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других областях жизнедеятельности государств – участников Содружества.

Создана сеть базовых организаций стран СНГ, занимающихся главным образом подготовкой и повышением квалификации кадров
в различных отраслях.

С 2000 г. в СНГ существует практика определения тематических годов. Так, 2018 г. был объявлен в СНГ Годом культуры, 2019 г. – Годом книги, 2020 г. – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ходе заседания СГГ СНГ в Душанбе 28 сентября 2018 г. по инициативе туркменской стороны главами государств Содружества было подписано решение «Об объявлении 2021 года Годом архитектуры и градостроительства в СНГ».

Финансирование органов Содружества осуществляется из единого бюджета Организации, формируемого на основе долевого участия государств-участников и одобряемого Советом глав правительств СНГ.

С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 г.). 24 мая 1996 г. Устав СНГ зарегистрирован в Секретариате ООН. Каждые два года в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция ГА ООН о сотрудничестве между ООН и СНГ (принята впервые 11 ноября 2014 г. в ходе 69-й сессии ГА ООН по инициативе стран Содружества). 26 ноября 2018 г. ГА ООН одобрен проект резолюции о сотрудничестве между ООН и Содружеством, внесенный таджикским председательством в СНГ совместно с Белоруссией и Узбекистаном.

Читайте также:  павел селин журналист биография

Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве (Управление ООН по наркотикам и преступности, Отделение ООН в Женеве, секретариаты ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ЮНЭЙДС, ОДКБ, ШОС, Генсекретариат Латиноамериканской ассоциации интеграции, Администрация МОМ и др.). 31 октября 2018 г. подписан меморандум о взаимопонимании между Антитеррористическим центром СНГ и ООН (в лице ее контртеррористического управления).

27 ноября 2018 года подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Исполкомом СНГ и Евразийской экономической комиссией (исполнительный орган ЕАЭС), расширяющий отраслевой охват сотрудничества и совершенствующий механизм взаимного информирования двух структур о своей деятельности.

Источник

30 лет СНГ: итоги и перспективы

Сложнейшие проблемы были преодолены во многом благодаря формированию на постсоветском пространстве целого ряда интеграционных структур. В первую очередь Содружества Независимых Государств.

В Концепции внешней политики Казахстана приоритетное направление придается всестороннему сотрудничеству в рамках СНГ и развитию интеграционных связей с его участниками. Это обусловлено тесными политическими, экономическими, культурными и другими отношениями, объединяющими все государства на постсоветском пространстве.

С самого начала своего самостоятельного существования Казахстан решительно поддерживал идею сохранения особых взаимоотношений между всеми постсоветскими странами. Весьма знаменательно, что Алма-Атинская декларация, определившая цели и принципы Содружества Независимых Государств, была подписана 21 декабря 1991 года в городе Алматы по инициативе Первого Президента суверенного Казахстана — лидера нации Нурсултана Назарбаева.

Казахстанский лидер как дальновидный политик и большая личность современности изначально активно участвовал в работе и создании основы СНГ, считая Содружество необходимым и полезным для сохранения тесных торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей между странами.

И сегодня в свете 30-летия образования СНГ — международная политическая организация, объединяющая постсоветское пространство, доказала мировому сообществу свою значимость и востребованность в решении широких спектров актуальных вопросов взаимодействия между его участниками.

В период масштабных геополитических перемен Содружество достаточно успешно выполнило одну из своих важных исторических миссий, сформировав на началах суверенного равенства всех его членов основу новых межгосударственных отношений постсоветских стран.

На протяжении 30 лет выработанные подходы в рамках Содружества, основанные на принципах универсальности, добровольности, равноправия, взаимовыгодного партнерства, учета интересов друг друга, не только способствовали продолжению и развитию отношений новых независимых государств в современных исторических условиях, но также заложили основу для сохранения тесных контактов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях.

На современном этапе Содружество Независимых Государств не потеряло своей значимости, сохраняя существенный интеграционный, экономический и человеческий потенциал.

На государства Содружества приходится 16 % территории и 141,5 млн населения планеты, 40 % мировых запасов природного газа, 20 % нефти, 25 % угля, леса, значительная часть пресной воды и 462 млрд долларов ВВП. Важную роль в либерализации условий и развитии взаимной торговли играет соглашение государств — членов Содружества о зоне свободной торговли СНГ.

Поэтому шаг за шагом, находя новые формы межгосударственного взаимодействия, Содружество продолжало развиваться в процессе решения значимых вопросов, стоявших на повестке дня.

Однако события, происходящие в глобализирующемся мире, определили тенденцию к постоянной адаптации Содружества к новым реалиям.

b1061fe11b9073525d86807e5dad16a3

Важно и символично, что тридцатый год независимости Беларуси совпал с ее председательством в Содружестве Независимых Государств. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, принимая председательство в Содружестве, подчеркнул, что укрепление интеграционных механизмов на постсоветском пространстве выступает «неизбежной необходимостью» и будет являться главным приоритетом.

Особое внимание белорусское председательство уделяет вопросу достижения синергетического эффекта от сотрудничества государств — участников СНГ в различных интеграционных объединениях и организациях — ­ЕАЭС, ­ОДКБ, ШОС, обеспечению тесного взаимодействия Исполнительного комитета, отраслевых органов СНГ с исполнительными органами этих организаций в решении сходных задач.

Важно отметить, что белорусская сторона сделала основной акцент на углубление интеграционных процессов в рамках Содружества, повышение эффективности взаимодействия в решении проблем, вызванных глобализацией и новыми вызовами современности, включая распространение вирусных инфекций.

Повышение авторитета организации на международной арене, дальнейшее развитие общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств — участников СНГ вносят значимый вклад в председательство Республики Беларусь в СНГ.

Казахстан, как и Беларусь, рассматривает Содружество как уникальную и универсальную диалоговую площадку, на которой развивается сотрудничество, направленное на укрепление доверия и взаимопонимание, содействие инициативам по поддержке стабильности и безопасности на пространстве СНГ.

Республика Казахстан, являясь сопредседателем СНГ, планирует принять в 2022 году эстафету страны-председателя от Республики Беларусь.

В общественно-политических кругах стран СНГ положительный отклик получило следующее заявление Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева: «Наша организация усилиями ее отцов-основателей все же смогла уберечь постсоветское пространство от масштабного кровопролития в тот тяжелый, во многом противоречивый период нашей общей истории. Считаю, что наша общая задача состоит в том, чтобы и далее укреплять потенциал Содружества в новых геополитических реалиях, усиливать его позиции на международной арене. Убежден, что сотрудничество в духе добрососедства, взаимного уважения и учета интересов позволит нам достойно выдержать все нынешние испытания и грядущие вызовы».

В этой связи все более актуальной задачей перед Казахстаном становится дальнейшее эволюционное совершенствование деятельности Содружества в целях адаптации к современным реалиям, для которых характерны усиливающиеся процессы деглобализации и регионализации.

Реализация этих задач способствовала бы модернизации институциональных механизмов интеграционного взаимодействия и совершенствованию договорно-правовой базы в рамках СНГ.

Содружество могло бы расширить спектр многостороннего взаимодействия за счет усиления координации действий стран-участниц по решению актуальных проблем, в частности, противостояния пандемии и улучшения экологии.

В заключение хотелось бы отметить, что государства — участники СНГ рассматривают Содружество как значимое, востребованное и актуальное межгосударственное объединение, позволяющее его участникам эффективно решать насущные вопросы.

Во многом благодаря Содружеству на сегодняшний день торгово-экономические отношения между странами-участницами получили новый импульс, налажены постоянный политический диалог и сотрудничество в гуманитарной сфере и сфере безопасности.

Именно поэтому в настоящее время опыт СНГ активно начал использоваться многими региональными организациями.

СНГ имеет высокий потенциал и ресурс развития. Несмотря на наличие конкурирующих объединений, Содружество остается главным проектом, сохраняющим контуры геополитического пространства, резервом дальнейшего расширения интеграции как самая адаптированная переговорная площадка для торгово-экономического и политического диалога входящих в него стран.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Беларусь, постоянный представитель при уставных органах СНГ А. ­БЕЙСЕНБАЕВ.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector