История песни «Скованные одной цепью» – Nautilus Pompilius
Альбом «Разлука» стал знаковым в истории рок-группы Nautilus Pompilius. С него началась ее всесоюзная известность, а некоторые из композиций стали визитными карточками «Наутилусов». В их число вошла тема «Скованные одной цепью», хотя она была очень близка к тому, чтобы оказаться за бортом «Разлуки».
История создания и смысл песни «Скованные одной цепью»
Слова песни написал Илья Кормильцев в 1984 году, а музыку сочинил Вячеслав Бутусов. Слова после «литовки» пришлось несколько изменить. Например, вместо строчки «за красным восходом коричневый закат», намекающей на сходство советской системы с фашистской, появилась фраза «за красным восходом розовый закат».
Но и без того песня «Скованные одной цепью» получилась более чем жесткой. Она практически открытым текстом обличает пороки общества, которые за семьдесят лет успели стать нормой жизни для большинства граждан. Построчно разбирать слова нет необходимости. Смысл каждой фразы и так понятен любому, кто не понаслышке знаком с жизнью в СССР.
Илья Кормильцев говорил, что «это композиция о сегодняшнем дне, который отличается от вчерашнего большим сознанием того, что каким-то переменам в нашей жизни мешают факторы не столько внешние, сколько внутренние».
Релиз и достижения
Альбом «Разлука» был представлен в свердловском рок-клубе летом 86-го, и через пару дней его президент Николай Грахов сообщил, что «Скованных» исполнять нельзя. Было принято решение песню из альбома убрать, но в суматохе никто не сообщил об этом людям, которые его записывали. Поэтому «Разлука» вышла со всеми одиннадцатью треками.
«Наутилусы» были готовы к негативной реакции со стороны контролирующих органов и определенным последствиям, но обошлось. Видимо, времена уже были не те.
Позже композиция «Скованные одной цепью» вошла в альбомы «Князь тишины» (студийный) и «Ни кому ни кабельность» (концертный).
Интересные факты
Текст песни «Скованные одной цепью» Наутилус Помпилиус
Круговая порука мажет, как копоть
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад
За красным восходом – розовый закат
Скованные одной цепью,
Связанные одной целью
Скованные одной цепью,
Связанные одной.
Здесь суставы вялы, а пространства огромны
Здесь составы смяли, чтобы сделать колонны
Одни слова для кухонь, другие – для улиц
Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц,
И я держу равнение, даже целуясь
На скованных одной цепью,
Связанных одной целью
Скованных одной цепью,
Связанных одной целью
Можно верить и в отсутствие веры,
Можно делать и отсутствие дела
Нищие молятся, молятся на
То, что их нищета гарантирована
Здесь можно играть про себя на трубе,
Но как не играй, все играешь отбой
И если есть те, кто приходят к тебе,
Найдутся и те, кто придет за тобой
Также скованные одной цепью,
Связанные одной целью
Скованные одной цепью,
Связанные одной
Здесь женщины ищут, но находят лишь старость,
Здесь мерилом работы считают усталость,
Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,
Здесь первые на последних похожи
И не меньше последних устали, быть может,
Быть скованными одной цепью,
Связанными одной целью
Скованными одной цепью,
Связанными одной целью
Цитата о песне
…”Наутилус” очень много сделал для России тем, что в песне “Скованные одной цепью” музыканты точно назвали заболевания общества, перечисляя их в каждой строчке – назвали беса по имени.
Скованные одной цепью, смысл песни
В те далекие годы, когда группа Наутилус Помпилиус была на пике своей популярности, выходило на свет много отличных песен. Не исключением стала и песня “Скованные одной цепью”. Композиция сразу стала культовой и получила призвание народа. Но какой смысл скрывается в этой неоднозначной песни? Давайте разберемся.
Скованные одной цепью, история песни
Данная композиция попала в альбом “Разлука”, который вышел на свет в 1986 году. Этот альбом является третьим по счету у “Наутилуса”. Такие песни как «Скованные одной цепью», «Ален Делон», «Казанова» и «Эта музыка будет вечной» сразу обрели популярность и подняли коллектив на новый уровень известности. Этот альбом считается одним из лучших за всю историю группы. Запись и сведение самого альбома производилась в обычном подвале заведения, где учились юные музыканты.
альбом Разлука группы Наутилус Помпилиус
К треку “Наутилус Помпилиус скованные одной цепью” текст был написан Ильей Кормильцевым, а музыка Вячеславом Бутусовым. Между двумя сочинителями часто возникали споры, преимущественно на стадии записи песни. Бутусов отказывался петь некоторые строчки из песни, которые написал Кормильцев. Музыкантам приходилось искать компромисс. Так например видоизменилась строчка –
«за красным восходом коричневый закат»
«за красным восходом розовый закат»
Таких моментов было очень много. Текст песни “скованные одной цепью” постоянно видоизменялся. Из-за этого время записи альбома значительно увеличилось. Но труды принесли свои плоды и песня стала визитной карточкой группы. Чуть позже песня попадет в список «100 песен, изменивших нашу жизнь» Произведение “Наутилус Помпилиус — скованные одной цепью” можно услышать в одном из русских фильмов режиссера Валерия Тодоровского под названием “Стиляги“.
Скованные одной цепью, смысл песни
Песня Наутилуса “Скованные одной цепью” имеет четыре куплета и один припев состоящий из одноименной фразы.
Первый куплет
В первой строчке говорится о том, что все за друг друга отвечают и все становятся в грязи. Как например происходит в различных преступлениях. В следующей строчке говорится о рукопожатии и марширующем строе. Берут за руку когда знакомятся или хотят быть вместе, но вместо человека есть чувство локтя, чувство единого строя. Это словосочетание пришло из армейского лексикона. Солдаты должны чувствовать друг друга, чтобы получился четкий ритм. Поэтому они соприкасаются локтями и маршируют.
Далее говорится о глазах. Имеется в виду взгляд человека, символизирующий зеркало души. Взгляд это мнение, в том числе и мнение окружающих. Вторая половина строки расшифровывается как присматривание за всеми. То есть контроль за нашим поведением.
В последних строках повествуется о головах, то есть о великих умах. А “зад” имеется в виду женские ягодицы, которые символизируют разврат, пошлость и связи через постель. То есть пошлость и разврат ценились выше умственных способностей человека.
Красный восход показывает нам восхождение коммунизма. Он заканчивается розовым закатом. Под этим понимается опять пошлость. Розовый цвет это цвет женских гениталий. Розовая власть стала важней любого дела. Потому скорей всего поется и закат.
Таких людей большинство. Они поддерживают друг друга и общие взгляды. Одновременно сами становятся заложниками такого общества.
Второй куплет
В первой строчке происходит игра слов. Во фразе “суставы вялы” имеется в виду “уставы вялы”. В уставе, как и в законе есть четкие и логические правила. Но их исполнение вялое и не полное. Поэтому они и не работают. Огромные пространства это дыры в законе и лазейки в правилах. Их специально создают и меняют их местонахождение.
Смятые составы это не составы поезда. Здесь говорится о составах преступления. Смятые составы это смятые документы в мусорном ведре, которым не дали хода. Такая система в органах власти образует поддержку и “крышу”. Поэтому сделали колонну, которая символизирует тайную власть. Она и держит крышу.
На кухне дома за семейным столом говорили правду и обсуждал все как оно есть на самом деле. Но на улице, когда шли демонстрации и парады, говорили только то что нужно и можно говорить.
Далее говорится об орлах и бройлерных курицах. Орел это птица-хищник, которая уничтожает гадов, змей, пауков. А сброшены они с должностей. Кто имеет моральные ценности, тех не допускают до высоких должностей. Вместо этого оставлены бройлерные курицы. Она в отличие от орла несет яйца. То есть откаты и распил. А так как она бройлерная, означает что она выращена искусственно под конкретные цели хозяев. К тому же в отличие от орла, курица летать не может. Это говорит о том, что на высокие должности ставят беспомощных и глупых. А так же интересен тот факт, что орел это птица мужского пола, а курица — женского. То есть брошен природный патриархат, ради искусственного матриархата. Держать равнение значит быть в строю. Даже то что тебе целовать определяет строй. Есть обычай у военных целовать флаг.
Третий куплет
Вера в отсутствие веры говорит нам о насаждении научного атеизма. Вторая строчка имеет две смысловые нагрузки. Первое — это заниматься бездельем и притворяться занятым. Второй смысл — делать так, чтоб не было дел. Конкретно говорится об уголовных делах. Делать отсутствие дел означает покровительствовать и “крышевать” преступников.
Нищие это те, кто не вошел в кланы допущенной кормушки. Это те, кто не попал в круг блата и кумовства. Их самая большая глупость — поддерживать кланы, которые их и обворовали. Гарантированная нищета — это государственная система, которая продумана и отлажена так, чтобы люди всегда оставались нищими (минимальная зарплата, постоянная занятость и т.д.)
Играть на трубе символизирует призыв. “Труба зовет”, значит призывать кланы. Но сколько не пытайся играть и повлиять на других, это все быстро заканчивается.
Приходят к тебе когда ты имеешь высокую должность, а подчиненные обращаются когда им что-то нужно. Но в предпоследней строчке говорится о других “пришедших”. Это те, кто приходил без повестки или ночью, чтобы забрать и расстрелять. Если есть те, кто подчиняется тебе, то есть и те кто подчиняется другому. А те кто приходит к тебе, и те кто приходит за тобой находятся в системе и не могут отказаться. Такой цепной страх и малодушие составляют единую цепь массового поведения.
Четвертый куплет
В этом куплете говорится о женщинах ищущих богатых мужчин. Но эти женщины тоже оказываются обманутыми системой. Находясь в поисках лучшего мужчины, они лишь очередной раз становятся “однодневками”, пока не постареют.
Работа, которую тебе предлагают, кроме усталости больше ничего не принесет. Потому что зарплаты рассчитаны так, чтоб их хватало на самый минимум. И какие бы положительные результаты люди не показывали, их никто не будет ценить. Так убивают в людях потенциал и эффективность.
Негодяев нет, потому что те кто у власти сами определяют негодяев. Сам себя никто и никогда признавать не будет. Но если бы кабинет был из кожи, то и в этом случае в нем не было негодяев. Так как кабинеты из кожи это отсылка к древней традиции. Она повествует о том, что если судьи брали взятки, то с него снимали кожу. Его кожей обтягивали кресло следующего судьи. Он в свою очередь знал что сидит на кресле из кожи предыдущего судьи, который брал взятки. Если кабинет будет из кожи взяточника, то и негодяев больше на этом кресле не окажется.
Первые это руководители. В органах власти первый является самым главным, вторые и третьи — его заместители. Почему же руководители похожи на последних? Последний значит самый низкий ранг, последний негодяй, последний герой (как в песне Цоя).
Последние две строчки говорят о коррупции и клановой системе. Попав в это общество обманщиков и негодяев выйти будет уже нельзя. Ведь любой, кто попытается выйти из этой системы является потенциальным свидетелем обвинения в коррупции.
Небольшой итог по песне “скованные одной цепью”
Композиция “Наутилус Помпилиус — скованные одной цепью” смысл имеет довольно глубокий. Песня рассказывает, как по глупости люди попадают в “круговую поруку” негодяев. Тем самым становясь жертвой этой цепи. Ведь цепь это в первую очередь связь, причем связь в обе стороны. Она же карма. Любой негодяй создавая общество негодяев сам часто становится жертвой и заложником своего создания.
Вот такой в произведении “скованные одной цепью” смысл песни.
песня “скованные одной цепью” текст
«Скованные одной цепью»
В регулярной архивной рубрике «Афиши» — один из самых жестких и политизированных хитов в истории русского рока авторства группы Nautilus Pompilius и его самые разнообразные кавер-версии.
Фотография: Игорь Михалев/РИА «Новости»
Будучи одной из главных групп советской новой волны, «Наутилус» 1980-х, следуя моде, активно использовал грим. Вячеслав Бутусов — крайний слева
«Как рождаются песни? Из пены морской… Ходишь — думаешь. Сядешь — напишешь. Покажешь Славе. Тот возьмет гитару… Напишет — не напишет, гадаешь. Скорее, не напишет…»
Зимой двадцатипятилетний поэт Илья Кормильцев писал тексты песен по ночам в подъезде. Он выходил туда, потому что ему запрещали курить дома, и работал над двумя стихотворениями. Первое называлось «Метод Станиславского», и о нем сегодня неизвестно ничего; «Слава» Бутусов не «не написал», а просто потерял текст. Второе начиналось со слов «круговая порука мажет, как копоть» — и через два года стало песней, а через шесть лет дало название первому кормильцевскому сборнику стихотворений. Леонид Порохня, гораздо позже рассказавший об этом в истории Nautilus Pompilius, по поводу обоих текстов не без оснований сообщил тогда Кормильцеву: «Илья, тебя посадят».
Как и все свои главные хиты, «Скованных» «Наутилус» записывал неоднократно. Это версия с альбома «Разлука»
Ни Илью, ни Славу, ни иных причастных к альбому «Разлука», где «Скованные одной цепью» идут последней песней, к счастью, не посадили. По рассказам Бутусова, во время литования проблемной была только строчка «за красным восходом коричневый закат». «Это вы про то, что после коммунизма следует фашизм?» — уточнил цензор; авторы пошли на компромисс и раскрасили закат в поэтично розовый. Через два дня после премьеры «Разлуки» глава Свердловского рок-клуба Николай Грахов заявил, что «Скованных» все-таки нельзя, — могут быть проблемы с КГБ. Дальше мнения расходятся — то ли альбом в цензурированной версии издавался на Урале, а в Москву и Ленинград попал без изменений, то ли неизвестный свердловчанин переписывал и распространял его со «Скованными», не подозревая о запрете. Тех, кто пришел бы за ним, опять же, к счастью, не нашлось, — говорят, последний трек «Разлуки» понравился в СССР далеко не только одним рокерам.
Несмотря на это руководство обиделось на строчку «ради бройлерных куриц» и запретило петь ее вживую — на некоторых концертных записях до после «здесь сброшены орлы» следует молчание. Но когда в 1988 году колокола «Скованных» звонили первой песней на «Князе тишины», Бутусову уже можно было открыто рассказывать про цепь. Он говорил о «братстве поневоле» и уточнял, что звенья необязательно «с негативным зарядом», — тут скорее «вопрос об отношении между двумя поколениями»; это как «точка в подведении итогов», перечисление ошибок, которые «надо исправлять». Песня тоже зазвучала пышнее и убедительнее: все-таки «Разлука» — обаятельно непрофессиональная запись из подвала свердловского архитектурного, а «Князь тишины» — серьезный столичный опыт. Тут и издевательские бенды в гитарной партии, и более явное подражание советской торжественности в проигрыше, и надсадный голос, и сильнее гремящие синтезаторные цепи.
Довольно удачная попытка свести «Скованных» с видеорядом из мультфильма «Воспоминания о будущем». Так песня звучала уже на альбоме «Князь тишины»
Кормильцев в своем последнем интервью говорил, что «С. о. ц.» — о сгнившей псевдокоммунистической системе, на деле уже живущей капиталистическими ценностями. Бутусов — о том, что песня попала «в струю недоразвитого социализма» и в то же время, как было понятно еще в говорит о недостатках более-менее любого типа общества. С одной стороны, правы, конечно, оба, и красные флаги, которыми однажды размахивали на концерте фанаты «Наутилуса» во время «Скованных», в любом случае выглядят неадекватно. С другой — многие из них любили стоять под «Скованных» в обнимку и однажды совместно гремели невесть как протащенными цепями.
При всей обличительной точности некоторых протестных песен и элементарном зачастую контексте лучшие из них получаются про что-то гораздо большее, чем недовольство системой. Так же и со «Скованными». Первый напишет, второй возьмет гитару, и даже если из этого много раз ничего не выйдет, есть такие цепи, которые никогда не разомкнутся.
9 кавер-версий «Скованных одной цепью»
1. Евгения Брик
Что выдает дрожащий кадык героя — гнев по отношению к однопартийцам или элементарный страх? Как бы то ни было, скрыться от глухого скандирования здесь не удается никому. Впрочем, этого и не требуется, поскольку травестированная кавер-версия «Скованных», в которой не партию обвиняют, а партия обвиняет, — чуть ли не лучшее, что есть в неоднозначном фильме «Стиляги». Понравилась она даже фигуристам Чернышеву и Алферовой, которые придумали под нее номер.
2. «Машина времени»
Неожиданная, мягко говоря, версия — и лучшая: нечасто слышишь дьявольский полушепот в исполнении Макаревича, а также свободолюбивые духовые и троекратную смену темы.
3. «Ю-Питер»
Суровые-пресуровые гитарные аранжировки в современном прочтении автора в компании Юрия Каспаряна.
4. «Климбатика»
«Климбатика» — это пять юных оренбуржцев: Ягуар, Крипер, Люцифер де Воланд, Демон и Завулон. Они поют очень трагичную поп-версию «Скованных» с хоровым решением и довольно удачно изображают изнеможение оригинала; раскуйте же нас поскорее, цепи кованые.
5. «Биопсихоз»
Приморские индустриальщики, как и «Климбатика», решили не убирать вступительные колокола из версии 1988 года. «Биопсихозу» подойдет пиратское название того же «наутилусовского» альбома — это вполне себе «казнь тишины».
6. «Чебоза»
Если у Брик вместо пения вышла могучая речь на партийном съезде, то у «Чебозы» — речитатив, а вернее, его попытка. Здесь суставы поистине вялы — зато под эту версию очень легко спеть «We Will Rock You».
7. «Утомленные солнцем»
Тоже важная в своем роде версия — сочинские кавээнщики в полуфинале 2003 года придумали про «лимиту с амбициями», вышли в финал и победили. Что было потом с Михаилом Галустяном и некоторыми другими исполнителями в кадре, известно.
8. «Русские пробежки»
Движение за «резвых и трезвых» националистов положило на основу из «Стиляг» (добавив зачем-то печальное пианино) речитатив, вдохновляющий, очевидно, людей на утренние пробежки.
9. Сейм
Латвийский сейм — не самое очевидное место, в котором можно услышать строчки из «Скованных». Прозвучали они, однако, весьма эффектно, и не только из-за подачи и внезапного перехода на русский язык. Депутатам любой страны нужно взять на заметку.
Интересный факт о песне «Наутилуса Помпилиуса» «Скованные одной цепью».
В первоначальной версии песни была строчка «За красным восходом коричневый закат»: автор текста, Илья Кормильцев, намекал на сходство советского и нацисткого политических режимов.По настоянию руководства Свердловского рок-клуба песню подкорректировали и теперь Бутусов поёт: «За красным восходом розовый закат». Таким образом фраза перестала носить какой-либо политический характер.
Дабы избежать неприятностей из-за политического устройства в стране, изначально альбом «Разлука» было решено распространять без антирежимной композиции «Скованные». Так первое время и делали, пока не помог счастливый случай: один из «магнитофонных распространителей» не был информирован и продолжал издавать альбомы с этой композицией. Когда всё стало ясным, то бояться уже было поздно: на удивление правительство СССР отнеслось к композиции вполне демократично.
Как вам мой диджей сет в конце?
Черные птицы
Вдохновлено песней Наутилус Помпилиус
Nautilus Pompilius 1991 года выложили в телевизионном качестве
Та же самая «Программа А», которая ранее публиковала в офигеннейшем качестве телевизионные съемки «Сектора Газа» и «Короля и Шута», вчера выложила очень крутой концерт Nautilus Pompilius 1991 года. Тоже оцифрованный с исходника, то есть FullHD/50 кадров. С удовольствием посмотрел, обратил внимание что там опять почти нет просмотров, поэтому решил снова поделиться.
Есть две причины посмотреть этот концерт.
1. Телевизионное качество. Бутусов как будто вчера снимали, только молодой. Я фанат «Нау», много видел, но такого в сети еще не встречал. 50 FPS особенно интересно смотрятся.
2. Это очень интересный период в творчестве группы. Она как раз только-только перешла от синтезаторного звука и высокого голоса 80-х (помните как записаны «Я хочу быть с тобой», «Взгляд с экрана») к гитарному звуку и хрипловатому голосу, характерных для «Нау» 90-х («Прогулки по воде», «Дыхание», «Крылья»). Репертуар новый для 1991-го, состав новый, Бутусов энергичен, видно что ему это еще не успело надоесть, в общем надо видеть.
«Прогулки по воде» вообще удивили, я думал в 1991-м этой песни еще не было. Впрочем, судя по реакции зала, люди ее и не слышали раньше.
В общем, смотрите!
Про русский рок
Мораль: не стоит недооценивать людей, особенно, если они старше тебя.
9 Историй о том, как были придуманы названия отечественных Рок-групп
Поначалу детище Вадима Самойлова, Александра Козлова и Петра Мая носило название ВИА «РТФ УПИ». Продолжалось это безобразие до 1988 года, когда к коллективу присоединился младший брат Вадима — Глеб. Заодно решили поменять название, но столкнулись с полным отсутствием идей. Варианта было всего два: «Жак Ив Кусто» (идея Вадима Самойлова) и «Агата Кристи» (идея Козлова). В итоге почему-то победила Кристи, хотя к ее творчеству в коллективе все относились равнодушно. В общем, название ничего не значит, не вымучено в творческих потугах, а взято наобум. Разве что инициалы Козлова совпадали с Кристи – А. К.
Идейным создателем группы стал музыкант Святослав Задерий. Начиная с 1978 года он создал несколько музыкальных коллективов, одним из них была группа «Магия». В группе трудились сразу два персонажа из сказки Льюиса Кэрролла. Это сам Задерий с прозвищем «Алиса» и Андрей Христиченко — «Белый Кролик». Так что название было решено сменить. С огромным скрипом его принял президент ленинградского рок-клуба Николай Михайлов, который до последнего уговаривал музыкантов: «Ну что вы женское имя придумали! Возьмите любое мужское!» Однако имя отстояли. Это был 1984 год, и тогда же Задерий знакомится с Константином Кинчевым. Последний быстро становится вокалистом и фронтменом группы. В 1987 году Задерий поссорился с президентом ЛРК Михайловым и покинул концерт, полагая, что без него играть не будут. Но «Алиса» играла, а Святослав в группу более не вернулся.
Некоторые привычные тебе названия, оказывается, скрывают тайный смысл. К примеру, ты знал, как расшифровывается «Би-2»?
В 1988 году Александр Уман (Шура) и Игорь Бортник (Лева) вошли в состав группы «Братья по оружию», которая скоро сменила название на «Берег истины». Теперь перенесемся на десять лет вперед, когда в 1998 году Шура и Лева встретились вновь (теперь уже в Австралии) и основали группу «Би-2». Так вот, хотя сейчас название не принято расшифровывать, значит оно — «Берег истины — 2».
4. Гражданская Оборона
В 1984 году Егор Летов, Константин Рябов и Андрей Бабенко решили создать полноценный проект и долго выбирали подходящее название. В итоге все решил случай. Точнее, плакат на стене в комнате Летова, посвященный гражданской обороне. Троица посчитала, что это фраза весьма емко отражает то, чем они занимаются и будут заниматься.
Фанаты никак не хотели верить, что за названием скрывается аббревиатура обычного дуста (Дихлордифенилтрихлорэтан). Однако ходящие в народе расшифровки «Добрый день, товарищи», «Дом детского творчества» и прочие не имеют под собой реального основания. Юрий Шевчук всегда подчеркивал, что когда в 1980 году в Уфе подбирали название безымянной еще группе, то искали что-то ультимативное и идущее против. Поэтому название средства для травли насекомых подошло как нельзя лучше.
В середине 1990, отрабатывая практику в реставрационной мастерской при Эрмитаже, Горшок и Князь придумали группе новое название Король Шутов. К этому времени Васильев ушёл, и новым бас-гитаристом стал Дмитрий «Рябчик» Рябченко (р.20.10.72 в Ленинграде). В 1991-1992 на полупрофессиональной студии Михаила Кольчугина (экс-Аудитория Б) Королю Шутов удалось записать четыре песни («Мёртвая женщина», «Охотник», «Король и Шут», «В долине болот»), которые прозвучали в программе Джорджа Гуницкого «Рокси-Аудио» на ГТРК. Интересно, что функции директора и пресс-агента в Короле Шутов на этом этапе выполнял Саша Щиголев.
Немного позже группа дебютировала на сцене, выступив в студии ритма Игоря Голубева в зале бывшего Рок-клуба на Рубинштейна, 13, после чего немного «подкорректировала» своё название, изменив его на Король и Шут (что ярче подчёркивало наличие в группе двух авторов).
7. Наутилус Помпилиус
Официально группа называется «Nautilus Pompilius». Nautilus pompilius — систематическое название вида моллюсков рода наутилусов. На нескольких альбомах оба слова написаны заглавными буквами латиницей — «NAUTILUS POMPILIUS», ещё на нескольких — заглавными русскими буквами — «НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС». Также группу называют «Наутилусами», «Наусами» или ещё короче — «Нау».
Первоначальный вариант названия группы — «Али-Баба и сорок разбойников». Вариант «Наутилус» был предложен в 1983 году звукорежиссёром группы Андреем Макаровым. В 1985 году по инициативе Ильи Кормильцева, с которым группа уже тогда начала сотрудничество, название было расширено до «Наутилус Помпилиус», чтобы избежать путаницы, поскольку в то время в стране существовало большое количество групп с аналогичным названием[1], в том числе и московский «Наутилус» Евгения Маргулиса, незадолго до этого покинувшего «Машину времени». В сопроводительной записке ко второму альбому группы — «Невидимка», выпущенному в том же 1985 году, факт обретения группой окончательного названия был зафиксирован следующим образом: «Группа названа в честь голожаберного[2] моллюска, который от природы красив и обаятелен»
Название команды было позаимствовано у индустриального Левобережного района города Воронежа. Из-за обилия различных заводов небо над этим участком всегда было очень задымлено и местное население в шутку стало называть район сектором газа.
Сам Юрий так говорил о названии команды: «…ну, это чисто такое местное название в Воронеже, где был рок-клуб, к которому мы принадлежали. Он находился в очень задымленном районе, и я его так прозвал — «сектор газа». И мы в этом клубе постоянно играли, а так как я жил там неподалеку в этом районе, группу я назвал так же — «Сектор Газа». Чисто местное название, я ведь не думал тогда, что мы так раскрутимся. Я думал, что мы поиграем, и на этом все закончится…».
Другие члены команды добавляли, что в тот отрезок времени очень частым сюжетом СМИ был одноименный палестинский регион, который стал тогда «горячей точкой». По их мнению, это тоже повлияло на выбор названия для команды.
Однако название было выбрано отнюдь не сразу. У Юрия был список возможных названий для команды и выбирал он его из двух десятков вероятных.
Легендарная группа была образована в 1985 году в тогда еще Свердловске. В процессе репетиций активно поглощался крепкий чай (чифирь). Увлечение заваркой дошло до того, что участники группы уже не говорили «сходить на репетицию», а употребляли выражение «сходить на чифирь» или «сходить на Чайф». Собственно «Чайф» — это производное от слов «чай» и «кайф». Когда выбирали имя для группы, ни у кого даже не возникло сомнений.