Сколько в мире Софийских соборов, их сходство и различия?
Софийский собор — название ряда храмов, как правило православных,
посвящённых Софии-Премудрости Божьей.
Софийский собор (Святая София, Айя-София) — бывший патриарший православный собор, затем — мечеть, а ныне — музей в Константинополе (Стамбуле).
Храмы Древнерусского государства
Софийский собор — православный храм в Великом Новгороде.
Софийский собор — православный храм в Киеве.
Софийский собор — православный храм в Полоцке.
Россия
Софийский собор — православный храм в Вологде
Софийский храм в Средних Садовниках — православный храм в Москве.
Софийский собор (Софийско-Успенский кафедральный собор) — православный храм в Тобольске.
Софийский собор — православный храм в Пушкине (Царском Селе).
Различаются количеством формой и цветом куполов. (про нефы уже написали)
все соборы построены в разное время.
14 Софийских соборов и один собор Святой Софии.
Собор Святой Софии в Киеве.
Он с 5 нефами, 13 куполами
Сходство 5 нефные храмы. Различия в Киеве собор с 13 куполами, а в Новгороде с 5 куполами
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Русские соборы Софии в честь премудрости Божией
Следовать мудрому слову Соломона и, подражая, желать превзойти его – подобного рода чувство одолевало византийских императоров, «заказывавших» храмы в честь Премудрости Божией. Подобные чувства владели и Ярославом Мудрым, ппожелавшим строить Софию в Киеве, а затем в Новгороде.
Первый из храмов Софии – Константинопольский – был посвящён именно Святому Духу: император Констанций Второй, в правление которого произошло посвящение и освящение собора, был арианином, а построивший современный величественный храм Юстиниан сочувствовал монофизитам. Ко времени принятия христианства на Руси Софию связывали с Христом и Девой Марией.
Поскольку первая киевская церковь, Десятинная, была посвящена Богоматери, вторую, которая должна была стать главной государственной, должны были посвятить Христу.
Но на Руси премудрость понималась и как плод учения. Судя по всему, Ярослав стремился достичь соломоновой мудрости практическим путём, основывая церкви и книжные центры.
Закладка храма Софии имела и государственный смысл. В 1037-м году, которым в «Повести временных лет» датировано строительство собора, Ярослав переселился из Новгорода в Киев – хотя занимал киевский стол уже много лет. Причиной переезда стала гибель черниговского князя Мстислава, которого Ярослав опасался. Став полновластным правителем Киевской Руси (одно только Полоцкое княжество не было зависимым от Киева), Ярослав должен был возвысить Киев среди других городов, и возвысить своё государство над соседями. И если Юстиниан, который потратил три годовых бюджета Византи и на строительство собора , воскликнул: «Соломон, я превзошёл тебя!», то Ярослав , приглашая из Византии зодчих, стремился превзойти Юстиниана .
За пять лет артелью мастеров был построен тринадцати-главый, пятинефный крестово-купольный храм. Длина его галерей достигала 55 метров, а высота до маковки главного купола почти 30 метров. Храм был украшен яркими мозаиками и фресками. В зените купола располагалась мозаика Христа Вседержителя, на центральной алтарной апсиде – Богоматерь Оранта. С Киевским собором связано сближение образов Софии и Марии.
После был освящения Киевского собора , византийские мастера отправились в Великий Новгород — второй город страны , в котором согласно некоторым данным ещё в 989-м году была поставлена деревянная церковь Софии (существует мнение, что княгиня Ольга в Киеве основала деревянную Софийскую церковь в 960-м году ). Она сгорела и вместо неё на территории Детинца заложили собор.
14 сентября 1052 года Новгородский собор был освящён, а через 20 дней сын Ярослава Владимир, князь новгородский, умер и был погребён в отстроенном храме.
Софийский собор стал не только религиозным центром, но и самой душой города, связал пять его противоборствующих концов.
В иконографической традиции София изображается в виде Богоматери, стоящей в доме или храме и простирающей руки к небу. На персях её покоится благословляющий Предвечный Младенец. Но первая из икон Премудрости Божией была написана в 16-м веке в Новгороде и стала предметом жарких дискуссий. Её даже хотели запретить, но икона оказалась чудотворной. На ней изображен Огненный Ангел, восседающий на золотом престоле, а по сторонам от него стоят Богоматерь и Иоанн Креститель.
В 1066-м Всеслав даже совершил поход на Новгород, по его приказу с новгородской Софии были сняты колокола и отвезены в Полоцк.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям
Три русских Софийских собора
#Места
София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая – три крупных каменных собора выросли менее чем за тридцать лет (с 1037-го по 1066-й год) на землях во многом ещё языческой и, в основном, деревянной, одноэтажной Руси.
В последующие четыреста (или даже пятьсот пятьдесят) лет не будет построено ни одного Софийского собора, как не существовало их и до тех пор. А киевский, новгородский и полоцкий храмы станут центрами религиозной, общественной и политической жизни.
Или Бог-Сын, или Святой Дух, или Богородица, или…
Таким образом, Ярослав должен был понимать Премудрость как Слово, или Иисуса Христа. Поскольку первая киевская церковь, Десятинная, была посвящена Богоматери, логично было вторую, которая должна была стать главной государственной, посвятить Христу. Но на Руси премудрость понималась и в более приземлённом, прикладном смысле, как плод учения. Судя по всему, Ярослав стремился достичь соломоновой мудрости практическим путём, основывая церкви и книжные центры. Впрочем, закладка храма Софии имела и государственный смысл. В 1037-м году, которым в «Повести временных лет» датировано строительство собора, Ярослав переселился из Новгорода в Киев – хотя занимал киевский стол уже много лет. Причиной переезда стала гибель черниговского князя Мстислава, которого Ярослав опасался. Став полновластным правителем Киевской Руси (одно только Полоцкое княжество не было зависимым от Киева), Ярослав должен был возвысить Киев среди других городов, и возвысить своё государство над соседями. Так в своё время Юстиниан, потративший на строительство собора три годовых бюджета Византии, воскликнул: «Соломон, я превзошёл тебя!» И если не Соломона, то Юстиниана стремился превзойти Ярослав Владимирович, приглашая из Византии зодчих. За пять лет артелью мастеров был построен тринадцатиглавый, пятинефный крестово-купольный храм. Длина его галерей достигала 55-и метров, а высота до маковки главного купола – почти тридцать метров. Храм был украшен яркими мозаиками и фресками. В зените купола располагалась мозаика Христа Вседержителя, на центральной алтарной апсиде – Богоматерь Оранта. В первую очередь, с Киевским собором связано сближение образов Софии и Марии.
Когда Киевский собор был освящён, византийские мастера отправились во второй город страны, Великий Новгород. Согласно некоторым данным, здесь ещё в 989-м году была поставлена деревянная церковь Софии (существует также мнение, что княгиня Ольга в Киеве аж в 960-м году основала деревянную Софийскую церковь). Церковь сгорела, и вместо неё на территории Детинца заложили собор. 14 сентября 1052-го года новгородский собор был освящён, а через 20 дней сын Ярослава Владимир, князь новгородский, умер и был погребён во вновь отстроенном храме. Софийский собор стал не только религиозным центром, но и самой душой города, связал пять его противоборствующих концов. Примечательно, что на свитке Соломона, изображённого на центральном барабане купола, написана цитата из «Притчей»: «Премоудрость създа себе храмъ и оутверди стлъпъ семь и посъла своя». Стандартная в случае Софии фраза переведена нетипично: Премудрость создаёт не «дом», а «храм», то есть высказывание относится не к Богоматери, а, скорее, к самому храму. То есть Софийский собор для новгородцев – это, без преувеличения, святыня, в прямом смысле дом Божий. К слову, в иконографической традиции София изображается в виде Богоматери, стоящей в доме или храме и простирающей руки к небу. На персях её покоится благословляющий Предвечный Младенец. Но первая из икон Премудрости Божией была написана в 16-м веке в Новгороде и стала предметом жарких дискуссий. Её даже хотели запретить, но икона оказалась чудотворной. На ней изображен Огненный Ангел, восседающий на золотом престоле, а по сторонам от него стоят Богоматерь и Иоанн Креститель.
Макет первоначального облика Софийского собора
И новгородский, и киевский храмы за тысячу лет своего существования были существенно изменены: один страдал от советских артобстрелов в Великую Отечественную войну и бездарных реставраций 19-го века, другого «переодели» в зелёное грушевидное украинское барокко. И всё же в сравнении с Софией Полоцкой они оказались в хорошем состоянии. Главный храм Полоцкого княжества, древнейший на белорусской земле, дважды пострадал во время русско-шведской войны. Сначала пьяные Пётр Первый и Меньшиков ворвались в него и убили униатских священников, затем – через несколько лет – взорвался находившийся под храмом пороховой склад, не оставив на камне камня. Собор был отстроен заново, но только в стиле виленского барокко. Несмотря на активную борьбу полоцкого князя Всеслава Брячиславича с Киевом и Новгородом, скорее всего, те же самые зодчие работали и над возведением третьей Софии. Если для Ярослава и его сына строительство многокупольного каменного собора было, скорее всего, вопросом не только политики, но и религии, то Всеслав, известный как волхв и двоевер, руководствовался исключительно политическими соображениями. Для него целью строительства собора Премудрости Божией было продемонстрировать равенство Полоцка с торговым конкурентом Новгородом и административным конкурентом Киевом. В 1066-м году Всеслав даже совершил поход на Новгород, по его приказу с новгородской Софии были сняты колокола и отвезены в Полоцк.
Софийский собор
Софи́йский собо́р — название православных храмов, посвящённых Софии-Премудрости Божьей.
Содержание
Название ряда храмов
Храмы Киевской Руси
Россия
Другие
Иные значения
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Софийский собор» в других словарях:
Софийский собор — в Киеве. Заложен в 1037. Перестроен в конце XVII начале XVIII вв. Софийский собор в Киеве, собор св. Софии, выдающийся памятник древнерусской архитектуры; главное культовое и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037. Пятинефный,… … Художественная энциклопедия
Софийский собор — в Новгороде. 10451050. Общий вид. Софийский собор в Новгороде, собор св. Софии, выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Построен в 104550. Был кафедральным собором (ныне музей), находится в «Детинце» (кремле). Построен из камня … Художественная энциклопедия
Софийский собор — I в Киеве, памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037. 5 нефный 13 купольный кирпично каменный храм, в XI в. украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 музей… … Энциклопедический словарь
СОФИЙСКИЙ СОБОР — в Киеве, памятник древнерусского зодчества, главная церковь и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037, перестроен в конце 17 начале 18 вв. 3 нефный 13 купольный кирпично каменный храм, в 11 в. украшен величественными мозаиками и… … Современная энциклопедия
Софийский собор — I Софийский собор в Киеве, собор св. Софии (заложен в 1037), выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главное культовое и общественное здание Киевской Руси; главный храм киевских митрополитов. С. с., выстроенный преимущественно из… … Большая советская энциклопедия
СОФИЙСКИЙ СОБОР — 1. СОФИЙСКИЙ СОБОР в Киеве, памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037. 5 нефный 13 купольный кирпично каменный храм, в 11 в. украшен величественными мозаиками и фресками. 2. СОФИЙСКИЙ … Русская история
Софийский собор — Соф ийский соб ор … Русский орфографический словарь
Софийский собор (Константинополь) — Запрос «Святая София» перенаправляется сюда; о православной святой существует отдельная статья см. Вера, Надежда, Любовь и их мать София. У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор … Википедия
Софийский собор (Киев) — в Киеве, собор св. Софии, выдающийся памятник древнерусской архитектуры; главное культовое и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037. Пятинефный, пятиапсидный, тринадцатиглавый крестово купольный храм выстроен из кирпича плинфы… … Художественная энциклопедия
Три Софии
О начале распространения на Руси храмового многоглавия
Хотя в Киеве тогда, помимо множества капищ языческих богов, уже появились храмы христиан св. Илии на Подоле, Николы Чудотворца на Угорском.
Первый храм св. Софии построен был в 952 году стараниями великой княгини Ольги (год указан на
До недавнего времени дата основания храма считалась сомнительной, так как во всех наших летописях крещение Ольги записано под 957 годом. Но еще В. Татищев писал, что княгиня крестилась в 945 году (ИР,1,с.106), а Г. Литаврин недавно доказал, что княгиня Ольга была в Константинополе на приеме у императора в 946 году, причем уже со своим духовником о. Григорием («История СССР»,1981, N 5).
Храм 952 года был деревянным и простоял 65 лет до 1017 года, когда сгорел при нападении на Киев поляков Болеслава Храброго (Титмар Мерзебургский). Размещался он в одноименном монастыре «на поле вне града» Киева, позади большого языческого кладбища, у пересечения двух больших дорог, на вершине огромного Киевского холма. Легенды сообщили, что храм имел 70 верхов, подобно иерусалимскому храму Святая Святых (Беседа Иерусалимская и др.).
Но могли ли вообще помещаться на деревянной Софии 70 верхов? В этой связи настоящей находкой оказалась записанная под Киевом в начале XIX века народная колядка о построении деревянной (!)Киевской Софии (текст представлен в извлечении).
Зизвала. сорок ремисникив:
«Ой прийдит же вы, ремисничейки,
А зизнит же вы кедрове древо,
Збудуйте з него Святу Софию,
Святу Софию в Святем Кийови.
Бы на ний було сямдесять верхив,
Симдесять верхив, симдесять крыжив,
Семеро дверий, а едины пидлоги.
День будувалы, в ночи втикалы,
В ночи втикалы, в день прибывалы.
А заслав Господь Ангела з неба:
«Не влякайтесь, ремисничейки.
Крыжи робите, верхы зводите.
Служил службойку суборовую,
(Киевская Старина, 1889, январь).
— До XIХ века народ не забывал о том, что каменной, существующей доныне Софии середины XI века (!) предшествовала София более древняя, деревянная.
— Народ считал, что на деревянном храме имелось 70 верхов. Если круглое число «70» может вызывать сомнение, то «множество» верхов (впечатление) вполне допустимо и вот почему.
— Народ называл «верхами» не обязательно «главы» (понятие позднее), а просто кресты с разными подножиями. Крупные и мелкие они очевидно во множестве находились со всех сторон храма как его обереги.
— «Верх с крестом» на храме символически трактуется как «Престол». Это важное народное представление, не противоречащее церковным канонам, позволяет символически трактовать, например, 25 верхов Десятинной церкви в качестве символов 25 Небесных Престолов, поскольку сам храм был символом Небесного Града, в котором эти 25 Престолов появятся для Судей человечества в Конце Света при Страшном Суде.
Но настоящее удивление и восхищение вызывает реальный факт былой устремленности княгини Ольги как храмоздательницы загородного храма на следование высочайшим храмовым образцам христианского Востока: на виденную ей Константинопольскую Софию (посвящение), на Иерусалимский храм Святая Святых (на его легендарное многовершие). В условиях языческого Киева это душевное и духовное движение выглядит чудом! Причем именно оно оказалось затем оценено и подхвачено Святым Владимиром и Мудрым Ярославом. Киевская София в итоге оказалась в центре Верхнего Киева точно также, как указанные святыни-образцы в центрах главных христианских столиц того времени.
В конце XIX века А. Прахов писал: «Очищая фрески в древней крестильне (между ложной башней и папертью), пришлось обнажить угол, образуемый северной стеною башни и западной стеною церкви; при этом оказалось, что стена башни отошла от стены церкви на три с лишним вершка, что стена башни была приложена к стене церкви уже совсем готовой, украшенной шиферным карнизом и фресками, виднеющимися в щели» (Древности, XI в.III, с.7). Оказывается, внешняя (вторая) галерея с контрфорсами и лестничными башнями строилась много позднее вокруг храма с внутренней двухэтажной первой галереей, уже расписанной снаружи фресками.
В итоге получается, что каменная София возводилась в три этапа, причем между каждым этапом протекал значительный отрезок времени.
На первом этапе (начало XI в.) собор был заложен князем Владимиром: ему принадлежали общий замысел, многолетняя подготовка необходимого большого количества стройматериалов (обжиг плинфы, извести, завоз булыжного камня и проч.) и очевидно закладка фундаментов с запада от деревянной Софии. Но в 1015 году Владимир был убит пасынком Святополком Окаянным и стройка остановилась. В 10I7 году победивший Святополка Ярослав «иде к Берестию (против Болеслава Храброго, поддержавшего Святополка) и заложена бысть святыя Софея в Киеве». Ярослав битву проиграл, а поляки сожгли затем весь Киев вместе с деревянной Софией. Постройка каменного храма, естественно, опять остановилась.
На третьем этапе (II пол. 50 х годов) после окончания строительства софийских храмов в Новгороде и Полоцке, оставшиеся мастера-каменьщики вернулись в Киев и, укрепляя Киевскую Софию, обстроили ее наружной одноэтажной галереей с контрфорсами, возведя также две лестничные башни. 4 ноября, как значится в Мстиславовом Евангелии и древних Прологах (год неизвестен), собор был окончательно освящен греком Ефремом (митрополит с 1053 года). Хотя еще в феврале 1055 г. (1054 по март. календ.) «преставися Ярослав, иже Правду устави, и положиша его у Святыя Софии в Киеве» (Пск., лет.,3, с,76).
Иларион говорил, что Ярослав «Дом Божий великий святый Его Премудрости създа на святость и освящение граду. юже съ всякою красотою украси златом, и сребром, и камением драгым, и съсуды честными, яже церкви дивна и славна всем округным странам, якоже ина нe отыщется въ всем полунощи земнем от востока до запада»( Похвальное слово Владимиру ). В конце XI века летописец Нестор записал: «Ныне святые церкви стоят златоверхия, каменнозданныя. » Золотыми на св. Софии были не только купола и кресты: лестничные башни с шатрами превратились в «две вежи позлащенные» (Супрасльск.лет.).
Сейчас София имеет 19 глав: 6 больших дополнительных возводились в конце ХУП века на средства царей Иоанна и Петра Алексеевичей при участии гетмана Мазепы и митрополита Варлаама (Ясинского). «Обновление» было произведено к 1706 году зодчим Осипом Старцевым «со товарищи» в стиле «украинского барокко».
Рис. 3. Реставрированная после войны София Новгородская 1050 г.
Храм в Полоцке с 1050 года строил уже правнук Ярослава Всеслав Брячиславич. В 1066 году этот князь напал нa Новгород и увез к себе колокола Софии Новгородской. Позднее в «Слове о полку Игореве» запишут: «В Полотьске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а. въ Киеве звон слыша».
В итоге получилось, что Ярослав вообще не был «рюриковичем» (как и всё его последующее потомство), а был «рогволдовичем». В Полоцке же в I050-I055 гг. он указал возвести Софию «о седми версех» в память о своей
Родине и этим (сравнительно с Новгородом) постарался поднять ее престиж.
София Полоцкая капитально ремонтировалась в XV-XVII веках. После взрыва хранящейся в ней пороховой казны и обрушения в 1705 году, oнa была перестроена с полным изменением древнего облика. А с новой перестройкой в 1738-50 гг. храм получил вторую апсиду на западе и две высокие башни-колокольни, превратившись по облику в настоящий католический храм.
Три Софии в XI веке строили 12 греческих каменьщиков, «сиреч церковных мастеров». Братья-монахи, которых «Пресвятая Богородица прислала из Царь-града», по мере многолетних трудов не уезжали обратно в Грецию, а с кончиной каждого хоронились в Киевских пещерах. В 1594 году Эрих Лясота записал другое предание: «Вне церкви (св. Софии) также показывают место, где похоронены художники, которые составляли планы и построили церковь» (Сб. мат. по топогр. Киева. Киев, 1874, отд.П, с.121).
Пять с половиной столетий был уникален и другой символ Новгородской дубовой Софии и киевской каменной Софии: 13 верхов-глав церквей снаружи символизировали Христа и 12 Апостолов (Макарий, ИРЦ, СПб,1868,с.71).
Но Христос избрал сначала 12, потом 70 учеников-Апостолов. «В граде Солуне церковь святой великыи Христов мученик Дмитрей на седмидесяти столпех основана бысть. А вмутр церкве. дванадесять столпов аспидных, да двесте и шестьдесят мраморных. » (ИОРЯС, ХVI, кн. I, с.7).
Деревянная Киевская София 952 года очевидно имела образцом не только легендарную Иерусалимскую церковь Святая Святых «о 70 версех». Верха первого на Руси софийского храма, были еще символами 70 Апостолов, распространявших Божию Премудрость по всему белу свету.
Три Софии превратились в три «краеугольных камня» Святой Руси, положенных в Х-XI веках св. Ольгой, св. Владимиром, мудрым Ярославом в Киеве, Полоцке, Новгороде. Святые и Мудрые храмоздатели очевидно считали и надеялись, что «Премудрость» будет вечно способствовать единству русских людей, целостности Русской земли, Русской Православной Церкви.
Но начиная с ХIV века под действием внешних могущественных сил Русь была разделена на три территории, а русский народ на три «братских народа». И три Софии стали с тех пор символами Великой, Малой и Белой Руси.
В конце XX века три «брата-богатыря» разъехались по трем дорогам и теперь в XXI веке «камение вопиет» об утере братьями мудрости.
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: » Русская беседа «
detector