История скинхед-движения (18+)
Возможно, вам встречались группы молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации? Это и есть скинхеды, или, иначе — бритоголовые. Сами себя они называют коротким словом «скины». Сейчас о них почти не пишут, но среди подростков больших городов они — уже легенда.
Первые скинхеды появились в Англии в 1968 году. Нынешние последователи были бы удивлены, узнав, что их предшественники прекрасно ладили с мулатами и чернокожими. Дело в том, что скины появились как рабочая, а не расовая субкультура, направленная против как официальной культуры, так и в пику многим альтернативным течениям. Например, рокеров они считали «ненастоящими», потому что те были грозой дорог только по выходным, а в будние дни усердно трудились в офисе. Кого скинхеды и не любили — то «паки» (пакистанцев). И не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы, трудившиеся с бритоголовыми на одних фабриках, были для них своими ребятами.
Первые скинхеды не были бритоголовыми в прямом смысле слова, просто их короткие стрижки с бачками контрастировали с модными тогда длинными волосами. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки или полупальто с кожаной кокеткой, грубые брюки с «вечной стрелкой», длинный, до колен, пиджак «зут» и тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров. Последователей у первых скинхедов не нашлось, и к 1973 году, когда парни повзрослели и обзавелись семьями, движение сошло на «нет».
Скинхеды «первой волны», 60-е годы XX века
Скинхеды возродились в конце 70-х годов, когда правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целые отрасли экономики, что привело к невиданному росту безработицы и беспорядкам в так называемых депрессивных регионах. Новые скины были уже не рабочей аристократией, а деклассированной средой, воспитывались не на расслабленном регги, а на агрессивном панк-роке. Эти парни били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми бритоголовыми работали идеологи неонацистов. Возникли скин-клубы, впервые прозвучал лозунг «Сохраним Британию белой!»
Тут из своих квартир выбрались скинхеды «первой волны», разъяренные тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами приняли характер уличных беспорядков (особенно в Глазго). Результатом этих столкновений стало появление двух скин-движений — с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой — «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). Внешне красные скины отличались только нашивками с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и иногда красными шнурками в ботинках. Они получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании. Наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии.
Хокстон Том Маккурт, бас-гитарист группы «The 4-Skins», 1977 год
В Америке существовали группировки скинхедов-белых, скинхедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев, скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев. В Германии наци-скины прославились не только избиениями гастарбайтеров (иностранных рабочих, в основном турок и курдов), но и их убийствами. При этом судьи, больше опасавшиеся «красного террора», проявляли к бритоголовым редкую благосклонность (в 80-х в Германии скины лишь однажды были осуждены за убийство турка Рамазана Авси летом 1986 года).
Скинхеды тем временем превратились в политическую силу: громили антифашистов, разбирались с профсоюзами. Власти осознали, с кем имеют дело, когда в 1987 году в Линдау скины напали на христианских верующих во время церковного праздника в соборе Святого Стефана (городские власти отказались предоставить муниципальный зал под съезд бритоголовых). Вмешался Ватикан, скинхедов прижала полиция.
Но вскоре рухнула Берлинская стена, и ряды бритоголовых увеличились за счет немцев из Восточной Германии, где среди молодежи царили безработица и отчаяние. Германские неофашисты стали считаться во всем мире «спецами» по работе с молодежью, а Германия 90-х печально прославилась поджогами общежитий иммигрантов.
После краха «Восточного блока» скинхеды появились в Польше, Чехии, Хорватии, Болгарии и России.
Движение скинхедов White Power: история создания, идеология. Справка
В США по обвинению в подготовке покушения на Барака Обаму арестованы двое молодых людей. По сведениям спецслужб, они принадлежат группировке White Power.
Скинхеды появилось в Англии в конце 60‑х годов XX века с возникновением движения так называемых «модов» ( mods ). «Моды» были выходцами из бедных рабочих районов английских городов. Они были первыми, кто противопоставил свой образ жизни тогдашней английской «золотой молодежи». Среди «модов» сразу же стали возникать ответвления, которые внесли значительные изменения как в одежду, так и в поведение, поскольку исходили уже не столько из эстетических соображений и желания как‑то выделить себя из толпы, сколько из удобства одежды для драки. Они первыми стали коротко стричься, чтобы в драке нельзя было схватить за волосы. Сугубо расовых мотиваций в движении скинхедов в Англии тогда еще не было, а основной принцип претензий, который двигал первыми скинхедами, был скорее классово‑территориальный.
Отсюда вытекают понятия о «Белом мире» (Белой Европе) и концепция RaHoWa ( Racial Holy War – Священная расовая война), обосновывающие абсолютную ценность и жизненную необходимость выживания белой расы в борьбе с другими расами, а также евреями, левыми силами и в целом с современным типом либерально‑демократического общества.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Скинхеды как субкультура. История движения
Самые первые «скинхеды» появились в Британии в 1968-1969 гг. С сегодняшним образом «скинхеда» — хулиганствующего бритоголового молодчика, расиста и фашиста — они не имели ничего общего, скорее наоборот.
Содержание
Скинхеды первой и второй волны
«Скинхеды» «первой волны» были субкультурой рабочих районов Британии, которая возникла как молодежная классовая культура протеста против официальной буржуазной культуры и против контркультуры 60-х гг XX в. Подростки из рабочих районов рассматривали британскую контркультуру как «выпендреж» «маменькиных сынков» из семей «среднего класса» и из богатых семей — развлечение состоятельных бездельников, делающих вид, что они выступают против буржуазного общества. Такое представление о британской контркультуре было, скажем прямо, близко к истине.
В США в 60-х г. XX в. дети «среднего класса» сотнями тысяч уходили из дома и бросали университеты, чтобы стать «хиппи», жить в сельских коммунах и зарабатывать на жизнь своим трудом (пусть и «странным»: плетением «фенечек», росписью платков и т.п.). В США молодежь десятками тысяч шла под полицейские дубинки и водометы, наполняла собой тюрьмы — в борьбе за прекращение расовой дискриминации, за гражданские права и против войны во Вьетнаме. Во Франции и Италии молодые дрались на баррикадах, в Мексике и Греции десятками гибли под пулями армии и полиции, в Испании и ФРГ уходили в «городские партизаны» (а в странах «третьего мира» — в сельские).
Но в «старой доброй Англии» весь молодежный протест «ушел в свисток». Никаких массовых молодежных движений в Англии не было, никаких массовых молодежных организаций — тоже, не говоря о баррикадах и партизанах. Все заменила рок-сцена, «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Ху» — и огромная армия других рок-групп, пытающихся пробиться к успеху.
«Хиппи» и «байкеры» выглядели в Англии ненастоящими — да они такими и были: жалким подражанием заморскому оригиналу.
Английские хиппи были в основном «пластиковыми хиппи» (то есть «домашними» «хиппи», хиппующими только на уикенд, а всю остальную неделю живущими обычной конформистской жизнью). «Байкеры» (их тогда звали «рокерами») тоже никак не тянули на отдельную «страшную» субкультуру: парни достаточно богатые, чтобы купить дорогой тяжелый мотоцикл и воспользоваться им всерьез раз в год — летом, в период отпусков, когда британские «рокеры» съезжались куда-нибудь на взморье: в район Брайтона, Истборна, Борнмута и прочие курортные места.
Самое интересное, что «скинхеды» «первой волны» любили чернокожих. Они слушали «музыку черных» — вест-индскую и ямайскую музыку стиля «ска», «реггей» и «рок-стеди» (в Англии «рок-стеди» назывался «блюз-бит»). Любимыми певцами «скинхедов» были чернокожие: Дезмонд Декер («ска») и Лорил Эткин («реггей»). Именно «скинхеды» «открыли» и сделали мировой звездой легендарного певца «реггей» Боба Марли. В клубах и на концертах скинхеды вперемешку толклись с мулатами и неграми — и никаких конфликтов не было. Выходцы из Вест-Индии жили в тех же квартирах, работали на тех же заводах, учились в тех же школах, говорили на том же «кокни». Даже сама прическа «скинхедов» была скопирована с прически чернокожих «руди-бойз» (молодежная субкультура Ямайки). В отчаянных драках «скинхедов» с «рокерами» на рубеже 70-х XX в. чернокожие вест-индцы участвовали плечом к плечу с англосаксами и ирландцами: дети рабочих против детей буржуазии.
Если кого-то «скинхеды» и не любили, то «паки» (пакистанцев). И не по расистским соображениям (пакистанцы как раз индоарии). Просто «паки», в отличие от негров, не работали на заводах, а практически поголовно занимались торговлей. Они старались селиться отдельно, постепенно занимая целые кварталы, и не смешивались с местным населением, твердо придерживаясь предписаний ислама. Ненависть «скинхедов» «первой волны» к «паки» была классической ненавистью фабричных рабочих к лавочникам.
К 1973-му «скинхеды» исчезли: поколение повзрослело, обзавелось семьями и детьми и, как говорят в таких случаях, «перебесилось».
«Скинхеды» «второй волны» появились в Англии в конце 1970-х гг. Это был продукт разложения движения панков, с одной стороны, и экономического кризиса — с другой. Британское общество к тому времени уже оправилось от шока, который вызвала у чопорных англичан панк-культура, и успешно интегрировало эту культуру, попутно зарабатывая на «панк-протесте» немалые деньги. Тут как раз увлечение панк-культурой дошло наконец до рабочих районов, и молодежь из бедных семей стала вытеснять с «панк-сцены» детей «среднего класса». Одновременно экономику страны постиг жестокий кризис, повлекший за собой падение правительства лейбористов и приход к власти «железной леди» Маргарет Тэтчер. Пытаясь «оздоровить» экономику по рецептам «чикагской школы», правительство консерваторов вовсю закрывало предприятия (пыталось ликвидировать целые отрасли — например, угледобычу), урезало или вовсе отменяло социальные пособия. Безработица выросла до невиданных размеров.
К середине 80-х XX в. целые графства в Англии превратились в «зоны социального бедствия» (их стыдливо называли «депрессивными регионами»). Именно в этих «депрессивных регионах» и расцвела субкультура «скинхедов» «второй волны». Дети безработных, сами безработные, подростки из «депрессивных регионов» не видели никаких перспектив — они знали, что работы нет и не будет, денег нет и не будет. Единственным развлечением было подраться с другими такими же, но из соседнего района.
Говоря иначе, между «скинхедами» «первой волны» и «скинхедами» «второй» не было ничего общего, кроме названия и обуви. Даже социальная среда, породившая их, была разной: в первом случае — «рабочая аристократия» и «low middle class», во втором — деклассированная (из-за массовой безработицы) среда «депрессивных регионов».
«Red-skins» & «nazi-skins»: Скинхеды «красные» и «коричневые»
С конца 70-х XX в. в Великобритании активизировались неофашисты. Национальный фронт и другие ультраправые устраивали уличные шествия и нападали на «цветных»: азиатов, африканцев, выходцев из Вест-Индии. Правые обвиняли в свирепствующей безработице не правительство Тэтчер, а иммигрантов-«цветных»: мол, понаехали тут всякие, заняли наши рабочие места. Правительство Тэтчер это устраивало. С ультраправыми никто не боролся. Нацистская демагогия срабатывала. Ряды Национального фронта быстро росли, Фронт даже выиграл кое-где на муниципальных выборах, потеснив консерваторов в их традиционных бастионах, только тогда консерваторы забеспокоились.
Для «скинхедов» неофашисты быстро стали образцом для подражания. С другой стороны, и неофашисты начали активно работать среди скинхедов. Фашисты дали деньги на создание «скин-клубов». Самодеятельные «скин-группы», тяготевшие к «пост-панку», стали петь песни на откровенно расистские тексты. Излюбленным лозунгом скинхедов стал лозунг «Сохраним Британию белой!» (обычно с грубейшими грамматическими ошибками в каждом слове: «Kip Britin Vait!»). Сформировалось понятие «наци-скин». У «наци-скина» появилась собственная чисто «скинхедская» музыка в стиле «ой!». Знаменитейшая из «ой!«-групп, «Скрюдрайвер», игравшая прежде в стиле панк и реггей, занялась откровенно фашистской пропагандой. Совместно с Национальным фронтом и другими фашистскими группами «Скрюдрайвер» инициировала в Англии два музыкальных фашистских движения: «Антипакистанскую лигу» и «Рок против коммунизма».
Тут из своих квартир вылезли «скинхеды» «первой волны», озлобленные тем, что их «доброе имя» каждый день склоняют СМИ, называя фашистам». На улицах британских городов развернулись ожесточенные схватки между «старыми» и «новыми» «скинхедами». Особенно кровавые столкновения (с множеством раненых) происходили в Глазго между группой «старых» «Спай Кидз» (среди которых было много не только негров и мулатов, но были даже пакистанцы и индийцы, что вообще-то большая редкость) и группой «новых» «Комбат Скинз». Неприглядную роль при этом сыграли британские СМИ, которые упорно выдавали эти столкновения за «побоища между противоборствующими бандами «наци-скинов». Вообще, вдохновленная поиском сенсации, магическими «тремя С» (секс, скандал и страх), британская mass media рекламировала «наци-скинов» так широко, как никогда не рекламировалось ни одно молодежное движение в Англии.
Результатом этих уличных столкновений «старых» с «новыми» стало появление двух скин-движений — с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой — «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). «Ред-скинз» почти полностью восприняли новую, более удобную, одежду наци-скинов и внешне отличаются от них только нашивками с портретами Ленина, Че Гевары, Нельсона Манделы или с названиями своих организаций и левацких групп, на которые они ориентируются. Часто «ред-скинз» носят шнурки красного цвета — чтобы сразу отличать своих от врагов. Крупнейшая организация «ред-скинз» — SHARP (Skin Heads Against Racist Prejudice) [11], почему часто всех «ред-скинз» называют еще и «шарпами». «Ред-скинз» сегодня активно действуют в Англии, ФРГ, Франции, США, Польше, Испании (в Стране Басков). Крупнейшие международные объединения «ред-скинз» помимо SHARP — SLO (Skinheads Liberation Organization) [12] и RASH (Red & Anarchist Skin Heads). О «ред-скинз» западные СМИ избегают говорить, а вот о наци-скинах говорят и пишут много и часто.
В первой половине 80-х годов XX в. «наци-скины» появились в Скандинавии, Голландии, ФРГ, Австрии, США, Канаде, Австралии. В середине 80-х — во Франции, Бельгии, Дании и Швейцарии. Правда, в США первые скинхеды завелись еще в 70-е. Расистами они не были — были смешанные по расовому составу группы, были группы «скинхедов-белых», «скинхедов-негров», «скинхедов-пуэрториканцев», «скинхедов-евреев», «скинхедов-латиноамериканцев». Все мирно уживались и долго недоумевали, почему в СМИ о «скинах» говорят как о фашистах. Но году к 1984-му и в США появились группы «наци-скинов». Американские исследователи единодушно отмечают, что «наци-скины» в США были порождены американскими же СМИ, настойчиво рекламировавшими «подвиги» британских «скинхедов-фашистов». Особенно пагубную роль сыграли ТВ, молодежные музыкальные журналы, а также газеты «Бостон глоб» и «Вашингтон пост».
Если британские или американские «наци-скины» были известны избиениями чернокожих и азиатов, то немецкие «скинхеды» сразу прославились убийствами. Жертвами западногерманских «скинов» были, как правило, турки и курды — гастарбайтеры (иностранные рабочие), которых в ФРГ в 80-е насчитывалось (вместе с семьями) до 3,5 миллионов. Бывали, впрочем, также случаи убийств тунисцев, цыган, тамилов и пакистанцев. В Баварии даже имело место нападение на итальянца (выходца из Сицилии) — скины облили его бензином и подожгли. Регулярными стали нападения на турецкие и курдские культурные и молодежные центры, бары и кафе. Интересно, что «наци-скины» никогда не нападали на местные отделения турецкой профашистской Партии националистического действия (ПНД).
Очень быстро германское «скин-сообщество» превратилось в самую «политически грамотную» «скин-тусовку» в мире. Германские «наци-скины» неоднократно устраивали массовые акции чисто политического (неонацистского, а не стихийно расистского) характера: во Франкфурте-на-Майне они нападали на профсоюзные митинги и демонстрации, в Дуйсбурге громили штаб-квартиры местных антифашистских организаций, в Гамбурге однажды устроили многочасовую осаду Дома молодежи района Хамм, в котором, помимо немцев, собирались греки, португальцы и югославы (то есть вовсе не негры и не азиаты). Лозунги «Зиг хайль!» и «Смерть Рот-фронту!» стали у германских «наци-скинов» излюбленными.
Власти обратили внимание на «наци-скинов» только в 1987 г. — по требованию церковного руководства. Поводом послужил погром, устроенный «скинхедами» в августе того года в 20-тысячном баварском городке Линдау во время церковного праздника в городском соборе св. Стефана. Причиной нападения на собор и верующих был отказ городского совета Линдау предоставить муниципальный зал для проведения съезда неонацистской организации «Союз немецкого народа». В результате возникшего скандала (международного — в дело вмешался Ватикан) полиция несколько «поприжала» «наци-скинов».
Однако после падения Берлинской стены и включения ГДР в состав ФРГ движение «наци-скинов» пережило в Германии новый расцвет. «Восточные земли» ФРГ (бывшая ГДР) после интеграции оказались в глубочайшем экономическом кризисе — и повторилась британская история: озлобленные, отчаявшиеся, лишенные всяких надежд на лучшее будущее безработные восточногерманские подростки массами вербовались в «скин-группы» и вымещали свою злобу и отчаяние на иностранцах. За счет «наци-скинов» из «восточных земель» неонацистские группировки ФРГ удвоили, утроили, а некоторые и удесятерили свою численность. Германские неофашисты стали считаться во всем мире «спецами» по работе с молодежью, а Германия 90-х печально прославилась поджогами общежитий иммигрантов.
После краха «Восточного блока» «скинхеды» появились в Польше, Чехии, Венгрии, Хорватии, Словении, Болгарии.
Скинхеды в России
В России «скинхеды» появились в начале 90-х. В 1992-м в Москве было около десятка «скинхедов». Вели они себя тихо, в основном занимались самолюбованием и демонстрацией себя в центре города. Эти самые первые «скины» были чистым продуктом подросткового обезьянничества: они старательно подражали западным образцам. А о западных «скинхедах» они узнали из советских СМИ эпохи перестройки: к^к раз в 1989-1991 гг. было модно рассказывать об английских, немецких, а чуть позже — и о чешских «скинхедах».
В 1992 году в Москве было с десяток «скинов», да в Петербурге — человек пять. Однако в атмосфере попустительства движение «скинов» выросло до весьма заметных размеров. В Москве к лету 1998 г. было, по разным подсчетам, от 700 до 2000 «скинхедов», в Петербурге — от 700 до 1500, в Нижнем Новгороде — до 1000 «скинов», в Воронеже, Самаре, Саратове, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ярославле, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Пскове — от одной до нескольких сотен. К концу 1999 г. в Москве было от 3500 до 3800 «скинов», в Петербурге — до 2700, в Нижнем — свыше 2000, в Ростове-на-Дону — свыше 1500, в Ярославле, Пскове и Калининграде численность «скинов» превысила 1000 человек.
Существовала «скин-пресса»: журналы «Под ноль», «Белое сопротивление», «Отвертка», «Стоп», «Я — белый», «Streetfighter». Наполовину «скинхедским» является ультраправый контркультурный журнал «Сполохи». Есть даже рассчитанные на «скинов» ультраправые сайты в Интернете, включая «Русское зеркало» американского «скинхедского» сайта «Stormfront».
Большинство скинов объединено в маленькие группы по месту жительства или учебы (процентов на 80 «скины» — это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные), которые, строго говоря, не являются политическими организациями. Но в Москве существовали и две политизированные, жестко иерархизированные «скинхедские» организации: «Скинлегион» и «Blood & Honor — Русский филиал» (человек по 100-150 в каждой). Члены обеих группировок систематически распространяют слухи, будто в их организациях состоит по несколько сот человек. Большинство «неорганизованных» «скинов» этому верит — и завидует «легионерам» и «хонорам» и уважает их. В 1998 г. около сотни «скинов» из групп «Белые бульдоги» и «Лефортовский фронт» создали третье крупное «скин-объединение» в Москве — «Объединенные бригады 88». «Объединенные бригады 88» сразу развили бурную активность на информационном фронте. Именно они издают журнал «Белое сопротивление». Они также создали в Интернете сайт «Русские бритологовые». В Петербурге около 150 «скинов» вошли в организацию «Русский кулак», в Нижнем Новгороде — свыше 150 «скинов» объединены в группировку «Север», в Ярославле свыше 80 скинов входят в организацию «White Bears». Существуют и мелкие, но хорошо дисциплинированные и структурированные «скин-группы» — например, «Русская цель» в Москве (численностью не более 25 человек). Есть даже группа «наци-скин-феминисток» «Русские девушки».
Пыталась влиять на московских «скинов» и отколовшаяся от РНС в конце 1998 г. группа, которая называет себя «Имперская партия России» (лидер — Алексей Лампси).
Другой активно работающей среди московских «скинов» праворадикальной организацией является «Национальный фронт» (лидер — Илья Лазаренко), который в последнее время именует себя то «Церковью Нави», то «Кланом Нави», то «Священной Церковью Единой Белой Расы». В Петербурге со «скинами» работает Национально-республиканская партия России (лидер — Юрий Беляев), в городах Поволжья и Краснодаре — Русское Национальное Единство (РНЕ).
Активнейшей работой среди «скинхедов» занялась ННП — Народная национальная партия (лидер — Александр Иванов-Сухаревский). Особенно активизировалась ННП после того, как арестованный в феврале 1999 г. по обвинению в разжигании национальной вражды Иванов-Сухаревский оказался в одной камере с лидером «скин»-группы «Русская цель» Семеном Токмаковым. На момент написания этих строк дело против А. Иванова-Сухаревского не было закрыто, но он был освобожден из предварительного заключения под подписку о невыезде по ходатайству депутатов Госдумы и вошел в первую тройку избирательного блока «За веру, царя и отечество» (блок не был зарегистрирован, так как не успел в установленный законом срок открыть счет в банке), в региональных списках которого оказалось до полудюжины «скинхедов».
Особенностью работы ННП среди «скинхедов» является то, что ННП не столько пытается завербовать «скинов» в партию, сколько распространяет в «скинхедской» среде изобретенную Ивановым-Сухаревским идеологию — «русизм». Русизм — достаточно экзотическая праворадикальная идеология, впрочем, вполне доступная сознанию типичного «скинхеда». Скажем, несмотря на постоянно подчеркиваемую приверженность православию, русизм довольно снисходителен к арийскому язычеству (в духе национал-социализма), поскольку «раса выше веры» и «кровь объединяет, а религии разъединяют». Русизм перебрасывает мостик от дореволюционного православного монархизма к национал-социализму: по канонам русизма, в XX веке было «два великих арийских героя» — Николай II и Адольф Гитлер, причем Гитлер был мстителем за «принесенного большевиками и жидами в ритуальную жертву» Николая II и пытался нести «Крест-Свастику в порабощенную жидами Россию». ННП и раньше находила точки соприкосновения со «скин»-средой (например, газета ННП «Эра России» испытывала явный интерес к правоориентированной молодежной музыке), а журнал ННП «Наследие предков», с которым сотрудничал видный деятель правой контркультурной среды Вадим Штепа, пользовался большим авторитетом среди «наиболее продвинутых» скинов. После того, как в апреле 1999 г. газета ННП «Я — русский» опубликовала совместное письмо из Бутырок А. Иванова-Сухаревского и С. Токмакова, эта газета стала очень популярна у «наци-скинов».
Показательно, что большинство наших ультраправых начало работу со «скинами» только после того, как получило соответствующий инструктаж на этот счет от своих западных «коллег». В последние 3-4 года из США, Германии и Австрии неоднократно приезжали представители неофашистских группировок, которые «делились опытом» работы со «скинхедской» молодежью. В частности, из США приезжали «специалисты по работе со скинхедами» из Ку-Клукс-Клана и НСДАП/АО, из Германии — «специалисты» из «Молодежи «Викингов» (организация, запрещенная в ФРГ), Немецкого народного союза, «Стального шлема» (тоже запрещен в ФРГ), Национального народного фронта, «Союза правых» и других групп. Германские неонацисты наладили поставку нашим ультраправым и «скинам» литературы, экипировки (нашивок), аудиокассет и «обмундирования» через ультраправавые и парамилитарные организации Эстонии, Латвии и Литвы — Кайтселийт, «Омакатсе», айзсаргов, а до запрета ее латвийскими властями в связи с серией убийств — и через фашистскую организацию «Пернокруст». Там же, в Литве и Эстонии отпечатаны на русском языке «Майн Кампф» Гитлера и «Мифы XX века» Альфреда Розенберга. Там же тиражируются аудиокассеты с маршами III Рейха.
Впрочем, успехи организованных неофашистов в «скинхедской» среде не стоит преувеличивать. Расистами «скинхеды» были изначально. Любимым видом время препровождения у них было и осталось напиться пива (или водки) и пойти охотиться на улицах или в метро на какого-нибудь темнокожего студента. Дисциплина им претит. Многие «скины», вступающие в ультраправые организации, вскоре их покидают: после пьяного разгула им трудно заставить себя ходить на партсобрания, зубрить фашистских «классиков», терпеливо торговать газетами и т.п. Но все же изменения происходят. Если раньше «скины» избивали африканцев и азиатов «абстрактно» — за цвет кожи и за то, что те «заражают нас СПИДом» и «торгуют наркотиками», то теперь любой рядовой «скин» готов прочесть вам малограмотную, но горячую мини-лекцию об «угнетенной жидами русской нации», «мировом сионистском заговоре» и «грядущем возрождении Великой России».