Вторая родина скифов
На многие дни пути растянулась гигантская колонна повозок и всадников, медленно пересекающая равнины навстречу солнцу.
Монотонный пейзаж нарушился бурным морем людей, лошадей, невообразимо пестрых кибиток, покрытых пылью бесконечных степных троп.
Скифы отправились в пусть, на самый край своих владений!
Мы уже писали о загадке исчезновения скифов, на рубеже эпох. Самый многочисленный, по мнению Геродота, народ вдруг, за какие-то сто лет, совершенно исчез с мировой орбиты. Скифы пропали из персидских и греческих хроник, хотя иногда их именем по инерции еще продолжали называть какие-то совсем другие народы.
Никто не пишет об истребительных войнах, чудовищных эпидемиях или коварном враге, который истребил бы скифов до последнего человека…
Тем ни менее, скифы исчезли из причерноморских степей и лишь спустя 300 лет, там появляются сарматы, которых ранее считали виновниками исчезновения прежних хозяев.
Почему могли исчезнуть скифы?
Существует несколько версий.
Первая-военная, якобы сарматы, освоив технику боя тяжелой кавалерией, стали теснить скифов и однажды совсем прогнали их со своих земель. Это типичная картина тех времен, но есть один нюанс, о войне народов было бы известно соседям: грекам, персам, Боспорскому царству, однако они упорно молчат.
Кроме того, численность скифов, их мощная кочевая империя, которую не одолел сам Дарий, их общественное развитие стояли выше сарматских аналогов.
Маловероятно, чтобы сарматы нанесли им сокрушительное поражение, да еще и в обстановке крайней секретности!
Климатическая версия довольно убедительна, скифам требовалась степь с заливными лугами, для кочевья и корма лошадей, а также рядом должны быть горы с железной рудой, или обширные болота, где будут производится оружейные запасы для кочевников, силами покоренных племен.
Долгое время эту функцию выполняли донские земли и Кавказ, но на рубеже эпох климат мог стать более холодным, степи стали менее плодородными и скифами пришлось искать новую родину.
Но и тут неувязка! Напротив, с периода ухода скифов, климат стал теплее, степи расширились, что дало возможность многочисленным кочевникам, включая гуннов, не только расширить свои владения, но и увеличить численность племени, за изобильный период.
Вот собственно и все версии, по которым народ, тысячу лет кочевавший в одном месте, мог вдруг уйти куда-то далеко!
Причину укажут мертвые
И действительно, на территории Украины и Кавказа скифских курганов довольно мало!
Это очень странно, учитывая скифскую страсть к помпезным захоронениям. Обычай мумифицировать царей и возить их по стране 40 дней также указывает на то, что мертвые увозились куда-то очень далеко от земель кочевья.
Все это поначалу списывали на разграбление изобильных золотом курганов в самые ранние времена, отчего их теперь уже не найти.
Однако в 1869 археолог Радлов открыл на Алтае огромные и массовые захоронения кочевников скифского типа. Вплоть до середины 20 века на Алтае находили и продолжают находить погребения скифов, причем выполненные куда как богаче и грандиознее, чем в Европейской части страны. В могильниках изобилует золото, китайские тканы и доспехи, драгоценности со всех уголков мира, а сами покойные явно принадлежали к элите скифского общества.
Так может быть Алтай и есть город Герры?
Вот что пишут греки:
У подножья Рифейских гор живут одноглазые аримаспы охраняющие золото скифов, бойся их рати путник!
Рифейские горы обычно связывают с Уралом или Кавказом, а аримаспы традиционно переводится как одноглазые, однако также может быть значение «полуглазые» и вот тогда, учтивая знания об Алтае, все становится на свои места!
Убранство лошади алтайских скифов
Действительно, богатые золотом Алтайские горы могут охраняться племенами подчиненными скифам, местного тюркского происхождения, выраженной монголоидной внешности.
Они стерегут золото скифов и убивают путников, которые приближаются к царским могильникам!
Вероятно, анималистические культы скифов были близки к тотемизму, как у североамериканских индейцев. Скифы изображали зверей на своих предметах, с потрясающей реалистичностью воспроизводят сцены охоты и терзаний и в своих военных костюмах они также сближают себя со священными животными.
Получается, Алтай – единственное место куда могли уйти скифы, чтобы стать незаметными для других народов Европы!
Кочевать на север не имело смысла для кочевников, на западе их экспансию сложно было бы скрыть, на юге лежали знойные земли персов, римлян и греков, только восток был свободен и давал все необходимые скифам ресурсы: травы, степи, богатые железом и золотом горы.
Образцы скифских изделий
Алтай – родина скифов?
Как ни странно, но скорее всего это правда!
Не европейские степи дают самые ранние погребения скифов, а Алтай и Тыва.
Алтайские скифы более европеоидны, чем причерноморские, их курганы богаче и более массовы, складывается впечатление, что центр Скифии был на Алтае, а греки соседствовали лишь с самой дальней периферией скифского мира.
Впрочем, тот же Геродот уверен, что скифы явились из глубин Азии.
Современные археологи также единодушны с отцом истории:
Скифы приходят в VII веке до н.э. в указанный регион из глубин Азии и приносят с собой уже вполне сформировавшуюся культуру в виде знаменитой скифской триады: характерный тип вооружения, конской сбруи и искусство звериного стиля.
Но как на огромных пространствах Южной Сибири, Казахстана и Хакасии мог сформироваться такой развитый и сильный народ, типично европеоидного облика?
Это было необъяснимо, до открытия андроновской культуры – европеоидного населения Сибири бронзового века, чьими прямыми потомками являются скифы и авары.
Европеоиды индоевропейской семьи сформировались в степях Евразии, а затем начали экспансию во все направления, включая восток. Предками андроновцев была срубная культура – крайне рослые (средний рост мужчин 189 см!) европеоиды северного типа, занимавшие юг европейской части России. Срубники частично мигрировали на восток, дав начало андроновцам, имевшим сходные физические даны, а как отличительную черту – очень широкое и крупное лицо, в отличие от узколицых европеоидов оставшихся на западе.
По мере изобретения колесниц и составного лука, приручения лошади, андроновцы получили мощное преимущество и смогли подчинить себе окружающие племена.
Почему же они ушли назад?
Скифский Алтай
Алтайская легенда о Чемале и Катуни.
Спорили брат Чемал с сестрой Катунью у кого воды сильней и кому земли Алтайские за отцом, ханом Алтаем наследовать. Сказал Чемал: «Мои прозрачно-зеленоватые воды-крови благородны и чисты – быть мне первым в нашем роду, а в твоих водах, сестра, то мутно-белых, то бирюзовых столько всего перемешалось». Предложила тогда сестра Катунь: «Давай, братец, побежим с гор двумя потоками друг другу навстречу, сшибемся в схватке и посмотрим: чья возьмет». Помчались они с гор быстрыми потоками, налетели друг на друга, но поглотила Катунь воды Чемала в своих белопенных водах- кровях. И стала она в своем роду первой.
Если отойти от понятия «брат-сестра», то так, наверное, и перемешались крови первых русских казаков-скифов, пришедших без женщин на Алтай, и местных восточных красавиц. Поглотила ту русскую кровь восточная, и это видно по внешнему виду алтайцев. Но скифская генетика никогда не покидала многих местных жителей.
фото: Алтай на http://new.chronologia.org/volume16/batarin_altay.php
Патмос. Храм Иоанна Богослова.
У названия острова есть своя интересная история. Когда храм еще стоял на берегу реки Катунь, монахи избрали этот кусочек суши местом для уединенных молитв. Безымянный в то время остров величественно возвышался почти посередине реки. В 1855 году его освятил епископ Парфений. Остров назвали в честь Патмоса в Средиземном море, на котором Иоанну Богослову было дано откровение Спасителя. В своих ведениях пророк увидел не только апокалипсис, но и два парящих над водой острова с храмами на них. Именно поэтому на освещенный остров позже был перенесен храм с берега Катуни. В советское время храм разрушили, но сегодня он вновь стоит возрожденный, а на берегу Катуни построен женский монастырь, который соединен с островом сильно качающимся подвесным мостом. Стоит пройти по шаткому мосту ради двух икон. Одна из них чудесным образом самовосстановилась, а другая стала мироточить после освещения обновленного храма. Есть свидетельства того, что они чудотворные. (Подробнее на FB.ru: Храм на алтайском Патмосе очень напоминает знаменитые греческие Метеоры.
Фото Патмос-на http://new.chronologia.org/volume16/batarin_altay.php
Если у Чемала повернуть в урочище Ареда, то откроются необыкновенные красоты. С гор спускаются объединяясь две реки: Чемал и Куба. Вокруг горы. Места для пансионатов-турбаз мало. Народа мало. Поэтому вокруг стоит необыкновенная тишина, которую прерывает лишь монотонный шум горных рек.
Фото: Куба на http://new.chronologia.org/volume16/batarin_altay.php
Общая гипотеза.
Много лет назад сюда пришли военные поселенцы с Руси (по крайней мере, в эпоху нашей эры! А не мифических сотнях лет до.- Авт.). Их могли называть (или сами себя так называли), как угодно: казаки, скифы, ордынцы… Скорее всего, перемещались транзитом на территории, занимаемые современными Монголией, Китаем, Индией. Места здесь на Алтае необычайно красивые, но жизнь далеко не сказка. Особенно в то относительно старое время. Не так много мест для земледелия, разве что в современном Алтайском крае. А в Горном Алтае земля может прокормить не очень много родов и семей, её мало. Раздолье для кочевников, но и число их, пасущих лошадей на заросших склонах гор, а крупный рогатый скот в ущельях, урочищах, на относительно небольших свободных от камней и удобных территориях, невысоких склонах, достаточно ограничено. Люди здесь, особенно в то время, могли существовать и обеспечивать себя продовольствием и, вообще говоря, жить в безопасности только в рамках другого большого внешнего по отношению к Алтаю государства. Все последние исследования говорят (на основании раскопок курганов), что количество военных поселенцев в Горном Алтае в Чемальском районе и окрестностях не превышает 1000 человек. Многие говорят о 300-400. Людей явно недостаточно для создания самодостаточного сильного государства с иной самостоятельной культурой. Но достаточно, чтобы в рамках более сильного внешнего государства выполнять важную военную или торговую функцию. Тут можно вспомнить о военных походах скифах-казаков в район современных Индии, Тибета…и возвращении обратно. О торговых Великом шелковом и других путях, которые требуют не только защиты, но сопровождения мирного: тоже нужны стоянки, еда в дорогу, лошади и прочее. В Горном Алтае как раз для этого вдоль гор есть Чуйский и Чемальские тракты, сама Катунь, как водная дорога на отдельных участках. Все транспортные пути нужно и охранять, и поддерживать в нормальном состоянии, при этом обеспечивая себя самих всем необходимым, так как развитые центры Орды-Татарии, Китая, Тибета отсюда слишком далеки. Исходя из этого понятно, почему скифы алтайские слишком близки и к скифам европейским, а местная алтайская культура так близка не только к культуре соседей, но к культуре европейцев (славян-скифов). Есть, конечно, и специфика. В те давние времена, когда казаки-скифы приходили на Алтай, то вряд ли с ними было много русских женщин (амазонок, скажем.-Авт.). Казаки, скорее всего, брали жен из местных немногочисленных племен или приводили женщин из соседних районов. В итоге сложилось смешанное население, у многих из которых есть скифские (славянские) корни. Европейская внешность «отцов» и тогда была, наверное, не сильно заметна: дети чаще были похожи на матерей. Но сохранившиеся элементы культуры, быта просто «кричат» о связах алтайцев с внешним миром. Просто по внешности нельзя делать глобальные выводы! Необходимо активно проверять и генетический материал, который сохранился здесь. Во многих курганах лежат люди с неевропейской внешностью, но кто сказал, что их отцы-деды не славяне? Но даже если судить по внешности, то более половины найденных останков людей в курганах Алтая-европейцы, в том числе и «алтайская принцесса».
Если судить по исследованиям профессора Клесова, то получается, судя по найденному почти на Алтае генетическому материалу «классических» скифов(«древних» алтайцев-скифов), то они на 90% «арийцы», то есть на 50% русские(белорусы, украинцы, поляки) по гаплогруппе R1a([1.]). Клёсов вполне может ошибаться в хронологии, так как часто калибрует свои хронологические исследования по разным сомнительным эталонам, принятым в традиционной истории, чья «древность» не доказывается независимыми методами или основывается на методах, которые дают сильную погрешность и далеко не 100%-ую вероятность. Но в чем он-«профи», так это в исследовании генетического материала без сильной привязки к хронологии. В исследованиях Клесова уверенно можно говорить об относительной хронологии, как и в исследованиях с помощью радиоуглеродного метода, где, если не учитывать явные фальсификации и некорректной выборки материала, есть тоже проблемы в эталонах.
Даже среди современных алтайцев мы видим следущее: «У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 53% у южных алтайцев и 38% у северных алтайцев». [10.]
Поэтому можно говорить о сильных исторических связях ВСЕГО местного населения со славянами (несмотря даже на внешность). Тем более местное неевропейское алтайское население без нажима искренне в значительной степени исповедует Православие, а не только шаманизм (в последнее время местное руководство активно продвигает «белый шаманизм» в противовес Православию. – Авт.).
Все Фото: Алтай урочище Че-Чкыш с петроглифами и без- на http://new.chronologia.org/volume16/batarin_altay.php
Ещё легенда про ворота Сартакпая. Имя Сартакпая появилось в связи с рядом алтайских легенд, изложенных классиком алтайской литературы П.В.Кучияком.
Ещё одна легенда связывает возникновение Катунских ворот со сватовством красавца Бия с красивейшей дочерью старика Алтая Катунью. По легенде Алтай отказал в сватовстве Бию, не захотел передать ему все богатства. Красавица Катунь, сев на лучшего коня из табунов отца, безуспешно не могла пробиться через гору к Бию. И только вмешательство доброго богатыря Чемала, пробившего мечом дорогу через хребет преграждавшей горы, помогло им вместе соединиться в спокойную и многоводную Обь. Так при помощи могучего царя-богатыря, возможно, и соединялись многочисленные народы от Европы до Дальнего Востока в одну могучую несправедливо забытую ныне Империю.
Фото: : Алтай на http://new.chronologia.org/volume16/batarin_altay.php
Скифы Алтая. История на грани сенсации
Когда в 1993 году новосибирские археологи во время раскопок кургана на плато Укок обнаружили заполненную льдом колоду из лиственницы, они сразу поняли – это огромная удача. И не ошиблись, потому что под толщей льда оказалась прекрасно сохранившаяся мумия молодой девушки, впоследствии получившая имя «принцессы Укока» и ставшая настоящей научной сенсацией. Находку, несмотря на возражения местных жителей, отправили в Новосибирск, где она начала стремительно чернеть. Пришлось обратиться за помощью к московским ученым, которым удалось вернуть коже алтайской принцессы первоначальный цвет. Конечно, специалисты московского НИИ взяли образцы для генетических исследований. Результаты получились не менее сенсационными, чем сама находка. Но об этом ниже.
Но почему принцессу Укока часто называют не только алтайской (по месту обнаружения), но еще и скифской?
Ведь, согласно Геродоту, собственно скифскими землями принято считать только южнорусские степи и прилегающие к ним земли.
Так считали еще совсем недавно. А сегодня существуют доказательства того, что Великая Скифия не ограничивалась Северным Причерноморьем и территориями от Дуная до Дона, описанными Геродотом. Могущественное скифское государство некогда занимало огромные пространства, оно граничило с Грецией, Персией, Китаем, простираясь от Придунайских земель до реки Хуанхэ по линии Запад-Восток.
Некоторые античные источники и современные археологические данные свидетельствуют о том, что население закаспийских и приаральских степей, и даже предгорий Памира и Тяньшаня тоже было скифским. Даже воинственные парфяне и бактрийцы, жившие на территориях нынешних Узбекистана и Туркменистана, по утверждению Помпея Трога, произошли от скифов. Мало того, на взлете своего могущества Великая Скифия граничила с Индией, контролировала всю Центральную Азию, а также на несколько столетий подчинила себе все китайские царства, расположенные по течению Хуанхэ, а Южная Сибирь и Алтай вообще входили в состав империи на протяжении длительного времени.
И вот что важно: все эти пространства занимали люди одной культуры. Так, скифские курганы Причерноморья и Кубани ничем не отличаются от курганов, во множестве обнаруженных в Сибири. То же самое можно сказать об оружии, доспехах, конской сбруе, предметах искусства. Наиболее показательный пример – золотые изделия Скифии. Они настолько характерны, что у искусствоведов существует специальный термин: «скифский звериный стиль». Поражает совершенство линий, лаконичность и выразительность фигурок животных, чаще всего изображенных в движении и сбоку. Но еще больше удивляет то, что единство этого стиля сохраняется на всей территории Скифии. Мало того, установлено, что между самыми отдаленными уголками империи шел торговый обмен. Так, в Сибири и даже на Камчатке были найдены боспорские монеты, а целый ряд золотых украшений Северного Причерноморья имеют явно южносибирское происхождение. Например, найденный в Пантикапее позолоченный грифон, держащий в лапе лосося.
Подчеркнем еще один важный момент. И в алтайских горных долинах (Пазырык, Укок, Кош-Агачское плато), и по берегам Енисея, и в лесостепях от Красноярска до Ачинска и Мариинска – везде существовали одни и те же культы. Культ Солнца, Предков, Огня, Природы. И везде одинаковы погребальные обряды, культура, искусство.
Еще в 1771 году академик Паллас обнаружил на берегу реки Змеевки остатки древних рудников. Здесь добывали золото. Но вот что любопытно, его состав (со значительной примесью серебра) был точно таким же, как и у всех золотых изделий из Пазырыкских курганов. Но Пазырык – это Восточноалтайское плато, а Змеевка находится гораздо западнее. Значит, драгоценный металл привозили в Пазырык издалека, из удаленных на приличное расстояние западных районов. О чем это может говорить? О том, что это было единое культурное пространство.
В 1868 году археологу Радлову посчастливилось открыть алтайские погребения явно скифского типа. С тех пор количество подобных находок возросло многократно. Причем, алтайские курганы даже богаче, чем южнорусские. И вот что интересно: скифы Алтая по большей части оказались европеоидами.
А теперь пришло самое время вспомнить о принцессе Укока. Как мы помним, московские ученые провели исследования, результаты которых дали удивительный ответ: генетически скифская девушка, жившая около 2,5 тысячелетий назад, практически ничем не отличается от большинства населения нынешней России. Да и реконструкция ее облика подтверждает: перед нами молодая женщина европейского типа. Но ведь в науке довольно долго господствовали представления о том, что жители Скифии имели монголоидную внешность (несмотря на то, что многие античные источники описывали их рослыми, светлокожими и часто светловолосыми).
Точно такие же результаты были получены при исследовании погребений в курганах по всей Южной Сибири, Казахстану, Хакасии.
Мы помним, что в нынешней научной парадигме бытует представление о том, что скифские народы неизвестно откуда пришли, и неизвестно куда пропали. Но открытие андроновской культуры, возможно, пролило свет на этот вопрос. Андроновцы – европеоидное население Сибири бронзового века.
Предками самих андроновцев, судя по всему, были племена срубной культуры. Чем отличаются ее представители?
Во-первых, ростом. Это были очень высокие и крепкие люди. Средний рост мужчин достигал 189 см, а это немало даже по нынешним меркам. Второе отличие – довольно крупное и широко лицо, то, что мы называем северным типом, такой тип характерен для сибиряков. Считается, что «срубники», занимая юг европейской части нынешней России, впоследствии мигрировали на восток, где и дали начало родственной им андроновской культуре.
Андроновцы приручили лошадь, изобрели составной лук, они одними из первых начали изготавливать колесницы, причем колеса были со спицами, а не цельные, как у ранних шумеров.
То есть, на протяжении тысячелетий мы наблюдаем преемственность культуры. Вероятно, срубники, оставшиеся в южнорусских степях, дали начало скифским племенам Причерноморья (среди сторонников происхождения скифской культуры от срубной можно назвать имена таких ученых, как Б.Н. Граков, С.Г. Ефимова, Л.Т. Яблонский, М.И. Артамонов). Возможно, от срубников, переселившихся на восток и давших начало андроновской культуре, и ведут свой род скифы Алтая. Конечно, это лишь одна из возможных схем, поясняющих, откуда такая общность культуры у народов, разделенных огромными пространствами.
Кстати, в этих краях обнаружена и своя Долина Царей, укрывшаяся среди потухших вулканов и соленых озер. Ныне здесь расположена республика Тыва. Неподалеку от города Кызыл в 1998 году нашли первый из курганов. Что характерно, по своей структуре он напоминал древний Аркаим (такое же кольцевое строение). Вообще же в этой местности обнаружено около 200 курганов, а 50 из них археологи считают царскими! Даже открытие первого из курганов дало впечатляющие результаты. В центральной части нашли погребение царской четы и еще семи старцев, а в 14 метрах от центра – подземную камеру, из которой извлекли более 20 кг золота!
Мастерство древних мастеров поражает, но не менее удивительно то, что предметы искусства обнаруживают поразительное сходство с находками из курганов Кубани и Причерноморья. Судите сами. Вот этот золотой олень венчал шпильку для волос скифской женщины из Долины Царей.
А вот этот олень был найден при раскопках кургана у станицы Костромской (Кубань). Обратите внимание на характерную форму рогов. И это далеко не единственное совпадение.
В завершение расскажем об еще одной находке. Археологам удалось обнаружить в самой холодной точке Пазырыкского плато погребение скифского знатного воина. Помимо нескольких предметов скифо-сакской культуры (курган был до этого разграблен, все более ценное исчезло), было найдено хорошо сохранившееся тело довольно молодого мужчины, в момент гибели ему было немногим более 30-35 лет. Ученые установили, что погиб он от ранения в голову. Но вот что удивительно. Рядом со страшной раной были видны следы очень тонких разрезов. Такие разрезы остаются после попытки выполнить трепанацию черепа. Значит, скифские лекари умели делать эту хирургическую операцию?! Анализ показал, что это погребение относится к 294 году до нашей эры!
Добавим, что в каждом скифском кургане рядом с людьми непременно находили и коней (нередко с позолоченными или богато украшенными рогами, прилаженными к макушке конской головы).
Убранство коней отличалось особой роскошью. На спинах у них были седла. Заметим, что в те времена седла использовались лишь в Скифии. Так что, скорее всего, седло – это тоже скифское изобретение.
И еще один момент. Вспомним, что согласно официальной исторической версии считается, будто скифские народы не имели собственной письменности. Но как быть с обнаруженной в Иссыкском кургане (неподалеку от Алма-Аты) серебряной чашей, на поверхности которой легко различается надпись из 26 букв?
Пазырыкское плато преподнесло археологам еще один сюрприз. Это гобеленовый коврик под седло. Самое удивительное, что его краски и сегодня не утратили свою яркость. Уникальные алтайские находки пополнили скифскую коллекцию Эрмитажа. Предметы, найденные в еще более древних курганах, пока что покоятся в запасниках. Не потому ли, что нынешняя наука еще не готова к сенсациям, которые могут преподнести эти артефакты?
Тысячелетия назад бескрайние просторы от Дуная до Енисея и дальше содрогались от топота копыт коней, несущих на себе могучих скифских всадников. Глядя на произведения искусства этого воинственного народа, не верится, что это были дикие варвары, как это пытаются преподнести прозападные историки. Высочайшего уровня мастерство существовало у скифов Алтая еще 2700 лет назад. И очень сомнительно, что все это великолепие сделано греками «по заказу» воинственных кочевников. Уж слишком далеко была Греция от алтайских степей. Совершенно не похоже это и на китайских мастеров. Кстати, в Китае в это же самое время еще не знали железа.
Вероятно, мы еще очень многого не знаем о наших далеких Предках. Сегодня все большее число исследователей считает, что нынешняя Россия – прямая наследница прошлых великих империй – и Великой Скифии, и пришедшей ей на смену Великой Тартарии. Культура и традиции скифских народов, некогда живших в предгорьях Алтая – еще одно тому подтверждение.