Глава 59. Царские скифы
Другие мои произведения, посвящённые нашим предкам, с необходимыми иллюстрациями, можно прочитать на моём канале «Архиважное о прошлом»
https://zen.yandex.ru/id/5eca1c62f66e3c72366a58ae
Попробуем теперь познакомиться с родословной правителей царских скифов.
85. Иданфирс (ок.575 до н.э.), царь великого царства скифов, воевал с Дарием I (522-486 до н.э.), царём персов, во время его похода за Дунай и вынудил персов уйти ни с чем. Союзниками Иданфирса были Скопасис, царь савроматов, и Таксасис, царь скифов. Царские гробницы скифов тогда располагались у Герры, ветки Днепра, впадающей в Чёрное море.
88. Гнур (ок.625 до н.э.), царь скифского племени агафирсов, которое проживало к северу от Дуная. Его дети: Савлий и Анахарсис.
89. Лик (ок.650 до н.э.), царь агафирсов. Его сын Гнур.
Родня: Октамасад, царь скифов, по материнской линии внук Терея, царя фракийцев.
91. Иданфирс (ок.700 до н.э.), правитель скифов в стране Ишкуза, то есть у озера Ван. При нём в 614 до н.э. скифы разгромили Ассирию и захватили Маннейское (Умман-манду) и Ванское (Урарту) царства. Затем скифы во главе с Иданфирсом дошли до границ Египта. Фараон Псамметих (ум.610 до н.э.) тогда с трудом откупился от них.
Брат(?): Мадий, правитель скифов в стране Ишкуза. В 650-640 до н.э. вместе с ассирийцами разбил киммерийцев, возглавляемых Лагдамисом. В 623-622 до н.э. спас Ниневию, столицу Ассирии, от войск Киаксара, царя мидийцев. Его сын Сандакшатр.
94. Партатуа или Протофией (ок.725 до н.э.), правитель скифов в стране Ишкуза. Изменил мидянам и маннейцам (киммерийцам) и перешёл на сторону ассирийцев. Женился на дочери ассирийского царя Ассархедона и у него родился сын Мадий. Имя Партатуа напоминает имя Эпарти, основателя правящей династии Элама в XIX веке до н.э.
95. Ишпакаи (ок.750-ок.670 до н.э.), правитель скифов, которые в VII веке до н.э. оказались у границ Ванского царства. Основал страну Ишкуза, являлся союзником мидийцев, царём которых был Каштариту (кшатрий?), и киммерийцев, которые жили в Маннейском царстве. Вместе с ними Ишпакаи участвовал в войне против Ассирии, во время которой был убит.
Название страны Ишкузы совпадает с именем одного из сыновей Гомера. Кроме того, оно имеет сходство и с именем Ишкусы – великанши-людоеда у маках, индейского племени Северной Америки, проживавшего возле побережья Тихого океана, а также с именем Ишкуины – богини земли, плодородия и покаяния у ацтеков Центральной Америки. По мнению специалистов, они заимствовали её культ у племени хуастеков. Других персонажей, которые имели бы подобные имена, в преданиях разных народов мира пока не обнаружено. В итоге можно отметить два признака, которые характеризуют Ишкусу и Ишкуину – это высокий рост и занятие земледелием. В этом отношении они напоминают нам древнегреческих титанов и ариев. Последние факты позволяют нам предположить, что какие-то предки жителей страны Ишкуза могли быть в числе тех, кто когда-то за тысячу лет до них, плавал по бескрайним просторам Тихого и Атлантического океанов и добирался до берегов Северной Америки. Подробнее об этом мы будем говорить в одной из следующих глав.
Сейчас же можно сказать лишь о том, что Ли Янь-шеу, учёный китайской династии Тхан (618-907 г.г.), в своей Истории южных Дворов, которая охватывала период 420-589 г.г., писал: «Есть ещё царство татуирующихся. Оно лежит в 7000 ли от Японии на северо-восток (в Северной Америке – Б.П.)». Эти сведения, записанные, как минимум, до 907 года, свидетельствуют о том, что уже в тот период, то есть за несколько веков до Колумба, древние жители Японии плавали в Северную Америку, поэтому название страны Ишкуза некоторым образом могло быть связано с выше указанными персонажами Северной Америки.
По мнению историков, Ишпакаи относился к царским скифам и пришёл в Закавказье из Северного Причерноморья, поэтому его предки могли быть правителями царских скифов именно в этом регионе. Здесь они вступили в противоборство с местными киммерийцами.
Согласно данным археологических исследований, культура царских скифов находилась в генетическом родстве с племенами Дандыбайской археологической культуры Центрального Казахстана. Причём археологи обращали внимание на значительное сходство этой культуры с ещё более древней – Карасукской в Сибири. Поэтому можно было бы предположить, что карасукцы, в VIII веке до н.э. вытесненные тагарами из Минусинской котловины, ушли оттуда в центр Казахстана. После того, как их тамошние земли вскоре подверглись нашествию новой волны племён кочевников, им опять пришлось менять место своего расположения.
В VII веке до н.э. родственные им племена проникли в Приаралье, где в это время появились так называемые раннесакские курганные могильники, карасукские кинжалы и Минусинский звериный стиль. Женщины имели монголоидные черты. Это говорит о том, что предки этих ранних саков жили далеко на востоке от Аральского моря.
Подобные племена оказались также на юге Казахстана и в Ташкентском оазисе. Археологи тоже называли их саками. В Ригведе слово су-сака переводится как могучий муж. По мнению археологов, их культура была очень близка кочевникам Центрального Казахстана. И, наконец, ещё одна культура, подобная Дандыбайской, появилась у берегов Чёрного моря.
Согласно сведениям, оставшимся от Геродота, первым царём царских скифов был некто Таргитай. Его сыновьями скифы называли Арпоксая, Липоксая и Колоксая. Имена этих персонажей совсем неизвестны в Китае, нет даже имён сколько-нибудь похожих на них. Поэтому вполне возможно было бы предположить, что они появились не в Китае, а где-то в другом месте.
Если верить преданиям, то правители скифов из рода Сай или, возможно, авестийские саины, впервые появились в Саянах, у хребта Саин-ноин на юге монгольского Алтая к северо-западу от Ордоса и в песчаной стране Ша-Сай на западе пустыни Гоби. Возможно, именно саинов китайцы называли динлинами. По их сведениям они населяли Алтай, Динлин (Саяны), Минусинскую котловину и Туву. Расположение динлинов совпадает с расположением племён саинов. Родиной динлинов китайцы считали некую песчаную страну Ша-Сай на окраине Гоби. На санскрите слово сайяна означает хороший, мудрый человек.
Как выглядели динлины или саины? По сведениям китайцев они имели светлые волосы и голубые глаза. Получается, что по своим антропологическим параметрам, в том числе по черепному указателю, внешнему облику, языку, имени, пройдённому историческому пути с востока на запад саины имеют наибольшее сходство, прежде всего со скифами.
Если исходить из восстанавливаемой нами предыстории скифов, то выше названные цари (Саи), скорее всего, стали правителями саинов после того, как те ушли из Китая к Саянам и после того, как, покинув Саяны, разделились на три отдельных княжества. Произойти это разделение могло где-то поблизости от Саян. Если судить по названию страны Тарбагатай, которая когда-то существовала в Восточном Казахстане в непосредственной близости от Саян, то правителем саинов в то время мог быть персонаж, носящий такое же имя – Тарбагатай. Оно очень похоже на имя Таргитай. Так звали первого человека у скифов (саинов?). В итоге мы можем сделать вывод о том, что предками царских скифов, скорее всего, были атипичные карасукцы, то есть саины и их родичи.
97. NN (ок.775 до н.э.), правитель саинов в Тарбагатае.
Или Тарбагатай(?), первый царь саинов (скифов?) после ухода их из Минусинской котловины. Вероятно, именно он основал страну Тарбагатай, расположенную в Восточном Казахстане.
Если посмотреть на топонимы, расположенные между Тарбагатаем и Минусинской котловиной, то похожее название имел Алтай. Поэтому мы вправе предположить, что отец или предшественник Тарбагатая мог носить имя Алтай.
98. Алтай(?) (ок.800 до н.э.), вероятно, вождь кочевников на Алтае.
Кто были непосредственные предки этого вождя нам пока неизвестно. Мы только знаем, что примерно с XI или X века до н.э. они жили в Минусинской котловине. Скорее всего, они были правителями племён, которые представляли собой атипичных карасукцев. По данным археологов они могли попасть в Минусу из Ордоса, расположенного на севере Китая.
Как мы уже знаем, Каменноложский этап Карасукской культуры начинал развиваться в Минусе примерно в XI-X веках до н.э. Как раз в это время Му-ван (1002-947 до н.э.), правитель царства Чжоу, совершал дальние походы на запад и воевал с цюаньжунами. Их предводителями были Да-би и Бо-ши. Не исключено, что кто-то из них мог быть предком правителя кочевников Алтая. При этом некоторое сходство с названием Тарбагатая имеет имя Да-би.
105. Да-би или Бо-ши (ок.1000 до н.э.), предводители цюаньжунов («собачьих жунов»), воевали с Му-ваном, правителем царства Чжоу.
В 1122 до н.э. по одним источникам или в 1027 до н.э. – по другим – в Китае в результате междоусобной войны произошла замена царствующей династии Шан-Инь, центр которой располагался в Аньяне провинции Хэнань, на новую династию Чжоу, центр которой располагался в провинции Шэньси, к западу от Хэнани. Возможно, это событие каким-то образом отразилось на предках каменноложцев, и они были вынуждены оказаться в Минусинской котловине.
Дело складывалось так, что войска чжоусцев пошли походом из провинции Шэньси в провинцию Хэнань и одержали верх над войсками царства Инь. При этом погиб император Китая Чжоу-Син. Сын бывшего императора по имени У Гэн стал преемником отца, но находился уже в вассальной зависимости от царства Чжоу. Вскоре он устроил мятеж, во время которого ему помогали Гуань Шу, Цай Шу и Хо Шу, братья У-вана, прежнего правителя царства Чжоу. Борьба продолжалась в течение трёх лет. При подавлении мятежа У Гэн и Гуань Шу были убиты, а Цай Шу и Хо Шу – изгнаны. Скорее всего, они бежали в северном направлении. Не исключена возможность, что они вначале оказались в Ордосе, а затем в Минусе. Вероятно кто-то из них являлся предком Да-би и Бо-ши.
Сохранились ли какие-нибудь факты об их движении к северу от провинции Хэнань, которые бы подтверждали наше предположение? Да, такие факты есть. Во-первых, некоторым подтверждением нашего предположения об уходе шанов из Китая на север является наименование областей Китая в том районе, где они могли жить. Это были Шангу – область в Чжи-ли, Шан-гюнь – область между Китаем и западным Чжуки, и Шан-дан – область на границе между хунну и Китаем. Во-вторых, согласно выводам археологов, археологическая культура карасукцев действительно имела много общего с культурой каких-то племён в Ордосе на севере Китая. В-третьих, согласно древним родословным китайских правителей, императоры династии Чжоу, к которым относились братья Цай Шу и Хо Шу, происходили из рода Ютай. Алтай, Тарбагатай и Таргитай тоже могли принадлежать к этому роду и быть потомками Цая Шу и Хо Шу.
113. Цай Шу (ок.1200 до н.э.), вместе с братьями Гуань Шу и Хо Шу был приставлен к У Гэну, правителю царства Шан-Инь, для того, чтобы следить за ним. Вместо этого он оказал тому содействие в мятеже против царства Чжоу, потом потерпел поражение от Даня (Чжоу-гуна), дяди Чэн-вана, и вместе с братом Хо Шу был изгнан из Китая. При этом другой его брат Гуань Шу был убит. Погиб также и У Гэн. Подданные Цая могли называться цаинами или саинами и жить в Саянах на юге Сибири.
Братья:
У-ван, император Китая из династии Чжоу.
Гуань Шу, убит во время мятежа, во время которого был на стороне У Гэна.
Хо Шу, помогал Цай Шу в царстве Шан-Инь, а потом вместе с ним бежал из Китая.
Предками Цай Шу были уже известные нам:
114. Си Бо Чан (ок.1225 до н.э.). С его предками мы уже знакомились ранее.
…
148. Ци или Хоу-цзи (ок.2150 до н.э.)
В итоге получается, что род, образовавший правящую династию царских скифов, тоже, как и род англосаксов, мог относиться к династии Чжоу. Возможно, именно поэтому среди германцев распространены два физических типа людей: белокурые (андроновские) европеоиды и рыжеволосые (скифские) европеоиды.
Скифский царь 4 буквы сканворд
Таргитай — известен как лидер Фалатской династии, но, вероятно, всецело легендарный персонаж.
Колакс — вероятно, основал династию царских скифов.
Спаргапейт Люк — сын Спаргапейта.
Партатуа и его сын Мадий, который, возможно, был его соправителем или заместителем. Они правили в Урарту в 630 г. до н. э.
Савлий — брат Анахарсиса, правил в 589 г. до н. э.
Идантирс вместе с Таксакисом и Скопасисом (которые, возможно, были его заместителями или соправителями) противостоял Дарию в 516 г. до н. э.
Ариапейтс — сын Иданфирса, имел в женах гречанку из Истра, скифскую женщину, а также дочь фракийского вождя Тереса.
Скил — сын Ариапейтса, после смерти которого женился на своей мачехе-гречанке; был убит своим братом Октамасадом за свои прогреческие настроения.
Октамасад стал преемником Скила. До Геродота.
Арианф — провел перепись населения среди своих подданных.
Аристагор — правил в 495 г. до н. э.
Аэрт убит в сражении Филиппом Македонским в 339 г. до н. э. в возрасте девяноста лет.
Агар — дал убежище младшему сыну боспорского правителя Спартока. Преемником последнего стал его соправитель Пайрисад I, который отказался платить дань скифам и впоследствии был убит в бою Агаром в 310 г. до н. э.
Скилур — чеканил монету в Ольвии в 110 г. до н. э. и держал свой капитал в Неаполе Скифском.
Палакк — сын Скилура.
Ταργιταος — ближе к древнеиранскому TRAITAONA-, в Авесте Траэтаона, в Шах-Нама — Фаридун, отец Сальма, Тура и Ираджа. Трайтауна — общеиндоевропейский персонаж. Он был третьим сыном своего отца. Его имя содержит основу ТРИТА- ‘ТРЕТИЙ’. О нём есть обширная литература.
Сальм — в Авесте соответствует народу Саирима, близкому к сарматам.
Тур — в Авесте соответствует народу Тура, в родительном падеже — Туранам. От него происходит иранское слово Туран,обозначающее восточноиранские народы. В Авесте TURA- означает СИЛЬНЫЙ, БЫСТРЫЙ, родственно словам ТВАРЕШТАР ‘Творец’ и русскому слову ТВОРЕЦ.
Известные из ассирийских источников:
Упоминаемые Геродотом (и их современники):
Упоминаемые Геродотом массагеты:
* Томирис — царица скифов, массагетов.
* Спаргапис — сын Томирис, взятый в плен Киром[56].
Скифское царство в Крыму:
* Антир (так у Иордана: искаженное геродотово имя Иданфирс[64]) — царь готов (так у Иордана вместо скифов), возглавлявший царства Скифии в борьбе против Дария[65]. В родословных правителей Мекленбурга — предок древних вандальских, герульских и польских королей, современник и союзник Александра Макдонского.
* Аргунт — царь скифов, упоминаемый применительно к событиям середины III века[66], когда собственно скифов возможно уже не существовало (по другим версиям готский вождь).
* Канит — ок. 270 г. до н.э.
* Харасп — II в. до н.э.
* Акроса — II в. до н.э.
* Танос — ок. 100.
* Зариакс — I в. до н.э.
* Элий — до 70 до н.э., ок. 70 до н.э. сарматское завоевание
Богдан, Скифский язык agar «избыток»/ ингуш.язык эггар: самый/ чеченский язык уггар: самый
НА могильной плите этрусков есть надпись Tin elai sornai «тихо поет сорнай»
Ингушский язые тийн илли яй сорнай: тихо поет сорнай(вечерний)
Датский язык vi er mørke, vi er vikinger: мы тьма, мы викинги
Ингушский язык вай ер м1ярке, вэй ер вий к1онгер: мы есть тьма, сына смерти
Богдан, Тайский язык: ข้าว (кхау): рис
Ингушский язык кхе: чечевица/ кхей/кхеш: фасоль
Чеченский язык фасоль(kxo:ь): кхоь
Испанский язык arroz: рис
Арабскийar: أرز (’arz): рис
Ингушский язык эрз: камыш, тростник
Чеченский язык эрз(erz): тростник
тростниковый(o’rzan): оьрзан
пример: тростниковый мед – оьрзан моз
Ингушский язык дуг: рис
Башкирский.язык дөгө: рис
Ингуш.язык ванд – «перемет, закидушка».
Скифский язык vand «связывать»
Немецкий язык Want – «сеть для ловли сельди, трески, пикши» (8 I: 271).
Скифский язык Kaina: месть
Ингушский язык къин: 1 ненависть, 2 злоба 3 грешное.
Ирландский язык cin «вина, долг»
Чеченский язык къинниг: греховный
Богдан, Богдан, Если бы не было причин для раздоров в их среде, чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: «Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы»
СОЖРИ ДЕДА МАТЬ ОТЦА
ДРЕВНЕИНГУШСКИЙ ОБЫЧАЙ УМЕРВЩЛЕНИЯ СТАРИКОВ
Ингуши умервщляли своих стариков сбрасывая со скал, оставляя в долине мертвых, и др.
Прокопий Кессарийский в VI в. писал о каком-то германском племени, где убивали старых. В Исландии в 1000 г. стариков морили голодом
У ингушей:
Ингуши сбрасывали стариков с горы, или относили в корзине в долину смерти.
У скифов:
Скифы не только умерщвляли своих стариков, но и поедали их, разрубив на куски и сварив в котлах вместе с мясом овец и быков.
(Иоганн Бларамберг, «Кавказская рукопись»
Скифский язык varz «любить»
Ингушский язык варза: голый
Ингушский язык варзав «оголился»
Ингушский язык товварзе: безнравственно.
Ингушский язык верзаве: вылечить
Ингушский язык тIаверза: перейти
Ингушский язык Iоверза: нагнуться
Цари Скифии
Вернемся вновь к скифским царям и царской власти. Род властителей Скифии происходил, как уже отмечалось, из племени царских скифов и претендовал на господство над всей обширной территорией страны.
Если судить по немногим имеющимся у нас письменным источникам (Геродот и др.), то можно сделать вывод, что власть скифского царя была деспотичной. Он исполнял функции главного военного начальника и верховного судьи и даже имел право вынесения смертного приговора. Скифские цари имели возможность сосредоточить в своих руках основные ресурсы страны. О той роскоши и богатстве, которые их окружали при жизни, наглядное представление дают сказочные сокровища, находимые время от времени в так называемых «царских» курганах Причерноморья.
Идеологической основой власти скифских царей служило представление о ее божественном происхождении. Это подтверждается древними мифами, возводившими царский род к Зевсу (скифскому Папаю) или к герою-прародителю Таргитаю.
Согласно древнеиранской традиции (которой следовали и ираноязычные скифы), сами монархи отнюдь не являются богами, как это было в Египте. Тем не менее фигура царя священна, так как власть передана ему богом, чьей волею он призван на трон. Поэтому правят монархи милостью творца неба и земли, неважно как его называли в реальном мире – Ахурамаздой или Папаем.
Более пяти столетий спустя после гибели Великой Скифии в сасанидском Иране на скалах были высечены рельефы с изображением сцены пожалования царю власти верховным богом Ахурамаздой. Так, например, на рельефе в Накш-и-Рустеме помещено справа изображение бога, слева – персидского царя Ардашира, сидящих на лошадях, под копытами которых лежат поверженные враги. В левой руке бог держит скипетр, а правой протягивает царю символическое кольцо с повязками, возможно, диадему. Царь правой рукой принимает эмблему власти, а левую поднимает в церемониальном жесте, означающем поклонение.
Точно такой же сюжет мы встречаем на серебряном ритоне IV в. до н. э., найденном в кургане Карагодеуашх близ ст. Крымской в низовьях Кубани еще в конце XIX в. Там изображены два всадника в скифской одежде, с длинными волосами и окладистыми бородами, под копытами их лошадей лежат поверженные люди. Левый всадник в правой руке держит ритон, от которого сохранился только верх, в левой – длинный скипетр, конец которого упирается в землю. У всадника напротив не сохранилась левая рука, но правую он поднял, обратив ладонь к своему «визави», несомненно, в ритуальном жесте поклонения. Из этого сопоставления с неизбежностью следует, что перед нами наглядно воплощена одна и та же идея, одна и та же сцена, хотя их и разделяет во времени более пяти веков. Данное явление объясняется прочностью иранской традиции в родственной скифской среде.
«Скифы, по всей вероятности, и в национальном отношении, – отмечает М.И. Ростовцев, – близко родственны иранцам, а их религиозные представления, как нам их рисует Геродот, чрезвычайно сходны с религиозным учением Ирана. Ясно, поэтому, что бог со скипетром и ритоном есть, вероятно, верховный бог скифов, соответствующий персидскому Ахурамазде, может быть тот бог, которого Геродот называет Папаем…».
Илл. 93. Образцы железных наконечников копий из курганов у с. Колбино.
Нет никакого сомнения и в том, что скипетр и ритон неразрывно связаны у скифов с царской властью и служат ее наиболее впечатляющими внешними атрибутами. Изображения ритонов (и в меньшей степени скипетров) часто встречаются на скифских монументальных скульптурах («каменных бабах») и золотых бляшках. Сами ритоны из серебра с позолотой неоднократно находили в могилах высшей скифской знати.
Наличие у скифов представлений о божественном происхождении царской власти подтверждается не только анализом мифа о священном золоте. Об этом же свидетельствует ряд изображений, на которых представлен царь, пьющий вино из ритона или другого священного сосуда перед сидящей на троне богиней или перед богом-всадником. Подобный сюжет указывает на Передний Восток, откуда он, вероятно, и был заимствован скифами. Но едва ли следует думать, что само представление о божественном происхождении царской власти появилось у скифов только после их переднеазиатских походов. Правильнее предполагать лишь его дальнейшее развитие. Во всяком случае, царь Идан-фирс во время войны с Дарием в полном соответствии с легендой о царе Колаксае называет Зевса своим предком.
Еще один крупный скифолог – Б.Н. Граков считает, что государство у скифов появилось лишь в годы правления Атея (в конце V – первой половине IV вв. до н. э.); причем этот царь захватил трон незаконно. В качестве косвенных указаний на возникновение государства в Скифии ученый называет следующие факты: «отчетливое выделение конной аристократии, существование которой подтверждается большими курганами Герроса; богоданный характер царской власти, выраженный в ряде изображений; появление знаков царского достоинства в виде скипетров, тиар и т. п.; царская стража на манер персидской». В символике царских регалий и возникновении царской стражи ученый видит «очень много освеженных иранских явлений, известных в Персидском царстве в последнем веке его существования. Ничем иным не засвидетельствованные взаимоотношения с Персией здесь налицо. Иранские царские скифы, в лице царской фамилии, искали в какой-то мере внешних регалий с помощью старых политических связей…».
С общей идеей, высказанной этим признанным авторитетом в области скифской археологии я полностью согласен. Но что касается времени появления государства у скифов, то здесь можно и поспорить. Довод о выделении конной аристократии и возведении больших курганов знати только в IV в. до н. э. легко уязвим: огромные курганы высшей скифской аристократии (в том числе и «царские») известны на Северном Кавказе (Келермес, Ульский аул, Новозаведенное и др.) еще с VII–VI вв. до н. э., а в Приднепровской Лесостепи – с VI в. до н. э. Да и в степной полосе Северного Причерноморья такие памятники встречаются (хотя и не часто) с конца VII – начала VI вв. до н. э. (Мельгуновский или Литой курган).
Илл. 94. Образцы железных наконечников дротиков из курганов у с. Колбино
Из древневосточных и греческих письменных источников мы знаем имена многих скифских владык, начиная с легендарного первого царя Колаксая. Однако мало что известно как о генеалогии царского рода, так и о конкретных деяниях скифских вождей. Некоторые ученые считают, что в Скифии с VII по III вв. до н. э. правила только одна династия, и все ее представители произошли, в конечном счете, от Колаксая. Это имя упомянуто в VII в. до н. э. греческим поэтом Алкманом. Поэтому считается допустимым рассматривать руководителей конных скифских отрядов во время переднеазиатских походов – Ишпаку (Ишпакая), Прототия (Партатуа, Бартатуа) и Мадия – в качестве прямых потомков легендарного основателя скифского царства. Все это, напоминаю, относится к VII в. до н. э. Для VI в. до н. э. мы располагаем шестью царскими именами. Перечисляю их в более или менее установленном хронологическом порядке, от более ранних – к более поздним: Спаргапейт; Лик;
Гнур; Савлий (убивший своего брата-мудреца Анахарсиса за измену скифским традициям); Иданфирс (организатор отпора персидскому нашествию); Ариапиф (он жил и в VI и в V вв. до н. э.).
V–IV вв. до н. э. представлены следующими известными по литературным источникам именами:
Скил (погиб от руки брата – Октамасада около 450 г. до н. э.), Октамасад (начал править около середины V и умер в начале IV в. до н. э.);
Орик (брат Октамасада, но, вероятно, никогда Скифией не правил, умер в конце V – начале IV вв. до н. э.);
Атей (возможно, узурпатор и основатель новой династии, погиб в 339 г. до н. э. в битве с Филиппом Македонским);
Далее по логике вещей идут три анонимных царя (о которых мы знаем, что они существовали, но имена их не сохранились), правивших с 339 по 309 гг. до н. э.
И, наконец, последний властитель на троне Великой Скифии – Агар (упоминание о нем есть в 309 г. до н. э.).
Таким образом, скифских царских имен довольно много, хотя реальной информации о правлении каждого конкретного монарха у нас почти нет. Но и то немногое, что сохранилось, дошло до наших дней, позволяет говорить о «дворцовых» заговорах, кровавых междоусобицах и мятежах, ожесточенной борьбе за власть между соперничающими аристократическими семействами Скифии. И, видимо, нет никаких оснований считать, что скифский царский трон, передаваемый по древней традиции от отца к сыну, всегда доставался законному наследнику, а прямая линия преемственности никогда не нарушалась со времен Колаксая.
Между тем, существует и еще один (кроме письменных) перспективный источник по «царской теме» – археологические материалы больших и богатых курганов Скифии. Его усиленно разрабатывают сейчас сразу в двух крупных центрах скифологии: в Киеве (Е.Е. Фиалко и Ю.В. Болтрик) и Санкт-Петербурге (А.Ю. Алексеев). Их подход к этой сложной проблеме основан на тщательном изучении всех имеющихся письменных источников о скифских царях конца V–IV вв. до н. э.; на уточнении хронологии вещевых комплексов из «царских» курганов того же времени; на отборе для сравнительного анализа в качестве «подлинно царских» только четырех самых крупных и раскопанных курганов – Солохи, Чертомлыка, Огуза и Александрополя. Все эти курганы расположены в причерноморской степи, и все имеют высоту около 20 м.
Рассмотрим сначала гипотезу А.Ю. Алексеева. «Династийная история Скифии V–IV вв. до н. э. настолько скудно освещена источниками, – пишет он, – что, как правило, реконструкции в этой области носят вынужденно предположительный характер. Но именно это обстоятельство, в свою очередь, побуждает, несмотря на пока еще откровенно романтический облик таких попыток, к дальнейшим поискам возможностей конкретизации и детализации скифской истории вплоть до атрибуции некоторых погребальных памятников, традиционно относимых к разряду „царских», в качестве усыпальниц известных исторических деятелей».
Илл. 95. Золотая обкладка ножен меча со сценой битвы греков с варварами.
Курган Чертомлык, IV в. до н. э.
И далее петербургский исследователь предлагает такой вариант соотнесения больших «царских» курганов Скифии и имен известных по Геродоту басилевсов (царей) Скифии. Прежде всего, из числа достаточно многочисленных богатых курганов скифской знати конца V–IV вв. до н. э. он относит к числу «царских», то есть достойных рассмотрения, только пять и все высотой около 20 м: Александропольский курган (21 м), Чертомлык (19,5-22 м), Огуз (около 21 м), Солоха (18–19 м) и Нечаева Могила (около 18 м). Первые четыре из них раскопаны, а последний еще ждет своего часа. На основе тщательного анализа всех предметов, найденных в каждом из этих четырех курганов, А.Ю. Алексеев определяет их абсолютную хронологию следующим образом:
Солоха: центральная (почти целиком ограбленная) могила – 420–400 гг. до н. э.; боковая (нетронутая) могила – 400–380 гг. до н. э.
Чертомлык: центральная (главная) могила со всеми уцелевшими сокровищами – 335/330-320 гг. до н. э.; «впускная» могила – несколько позже.
Огуз и Александрополь: датируются в пределах 330–300 гг. до н. э.
Сопоставление археологии с историей позволило ему высказать предположение, что в центральной гробнице Солохи был погребен царь Октамасад, а в боковой, более скромной, – его младший брат Орик (который, возможно, никогда и не занимал царский трон). Что касается Чертомлыка, то там, вероятно, был захоронен анонимный царь Скифии, правивший после Атея между 339 и 328 гг. до н. э.
Иначе интерпретируют данную ситуацию украинские археологи Е.Е. Фиалко и Ю.В. Болтрик. Они также предлагают считать, что в IV в. до н. э. в Скифии пока можно выделить лишь четыре «подлинно царских» кургана: Солоха, Чертомлык, Огуз и Александрополь. Кстати, именно они докапывали уже в наши дни гигантский курган Огуз и нашли там немало интересного (первые исследования кургана осуществил в самом начале XX в. Н.И. Веселовский). Логика их рассуждений такова. Между временем сооружения Солохи (конец V – начало IV вв. до н. э.) и остальными тремя курганами «царей» существует хронологический разрыв в целых полвека или даже больше, что говорит о долголетии похороненного там царя. Отсюда следует, что в Солохе лежит прах предшественника самого престарелого скифского монарха Атея (по греческим сообщениям, он прожил 90 или 100 лет). Сам же Атей похоронен в наиболее раннем из трех оставшихся курганов – Чертомлыке. По амфорному материалу (типам греческих амфор и клеймам) Чертомлык относится к середине третьей четверти IV в. до н. э. (340–330 гг. до н. э.). Все это, по мнению киевских археологов, вполне достаточно для того, чтобы приписать главную могилу Чертомлыка Атею, павшему на поле битвы с македонцами в 339 г. до н. э. «Вероятно, – заключают Ю.В. Болтрик и Е.Е. Фиалко, – длительное пребывание Атея у власти и его весьма почтенный возраст обусловили последующую геронтократизацию скифского престолонаследия, что и отразилось в хронологической близости царских курганов второй половины IV в. до н. э. На это же указывает почтенный возраст царя из Александрополя (свыше 70 лет)». Напомню, что Александрополь – самый поздний из четырех названных выше «царских» курганов степной Скифии (320–300 гг. до н. э.).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ПАТРИАРХИ, ЦАРИ И ФАРАОНЫ
ПАТРИАРХИ, ЦАРИ И ФАРАОНЫ В главе 11 я высказал предположение, что звездное время, основывающееся на прецессионном цикле Земли, может служить ключом к датировке прибытия богов за 120 саров — до Потопа, и создания людей — 40 саров спустя после их прибытия. Мы уже видели, что
Тучи с востока: сарматы и гибель Великой Скифии
Антропоморфная каменная скульптура Скифии
Антропоморфная каменная скульптура Скифии Скифские «каменные бабы», или скифские антропоморфные изваяния, – это изготовленные из камня объемные, вытянутых пропорций изображения людей, которые устанавливали вертикально. Они передают обобщенный (стилизованный) либо
Глава 9 Религиозные верования населения Скифии
Глава 9 Религиозные верования населения Скифии Прошли века, но слава древней были Жила в веках… Нет смерти для того, Кто любит жизнь, и песни сохранили Далекое наследие его… И. Бунин Изучение религии давно исчезнувшего народа, да к тому же еще и народа бесписьменного, –
Культы и ритуалы Скифии
Культы и ритуалы Скифии Как и многие другие кочевые народы древности и средневековья, скифы не имели специально сооруженных храмов, а культовые обряды были просты и не требовали сложной утвари для совершения. Картина меняется с переходом к полукочевому образу жизни и
Цари и самозванцы
Цари и самозванцы И первое, что бросилось в глаза, имя царевича, вряд ли оно было таким.«Саин» по-тюркски значило «увалень», «бездельник», «губошлеп», так, например, дразнили хана Батыя, которого отличали фантастическая лень и желание поесть да понежиться. [1][3]Никчемный
Глава 7 ЦАРИ АТЛАНТИДЫ
Глава 7 ЦАРИ АТЛАНТИДЫ Из рассказа Диодора Сицилийского, а также из повествований Платона мы немного можем узнать о царской династии Атлантиды. Платон ручается, что такая династия действительно существовала, но ничего не говорит об именах ее представителей, за