Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию, Музыкальный лэпбук: «В мире музыкальных инструментов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 132 «Залесье»
660074, Красноярск, ул. Академика Киренского,1; тел 2-912-709
«В мире музыкальных инструментов»
Составила, музыкальный руководитель,
Алишина Светлана Владимировна
Аннотация. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Исходя из этого, было создано дидактическое пособие лэпбук «В мире музыкальных инструментов» на основе музыкально-дидактических игр, творческих заданий, игровых упражнений, которые являются одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка.
Пояснительная записка. Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, в организованной образовательной деятельности, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
— полифункционален : способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
— обладает дидактическими свойствами;
— является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства ;
— вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
— его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
Ценность данного пособия в том, что он открывает перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Следует отметить полифункциональный характер лэпбука «В мире музыкальных инструментов», который можно рассматривать как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную музыкально-игровую деятельность, как средство музыкального общения ребенка и взрослого.
Цель: Обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала, и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях;
Поддерживать познавательную активность, инициативу и самостоятельность детей в музыкальной деятельности;
Создать условия для совместной музыкальной деятельности детей и взрослых;
Активизировать словарь детей.
Планируемый результат: Систематизация знаний детей о музыкальных инструментах. Развитие памяти, мышления, речи, слуха, воображения. коммуникативных умений и навыков.
Осваиваемое детьми содержание лэпбука соответствует основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №132 «Залесье»« (образовательная область художественно-эстетическое развитие: музыкальная деятельность).
Музыкально-дидактическое пособие лэпбук «В мире музыкальных инструментов» создан для детей подготовительной группы. Представляет собой папку, формата А 4, состоящую из 6 листов.
На страницах папки имеются различные кармашки в которых размещены дидактические игры, творческие задания, игровые упражнения, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
1 лист: Кармашек «Назови, на каких инструментах играют сказочные герои?»
(внутри кармашка находятся картинки с изображением сказочных героев, играющих на музыкальных инструментах).
Книжка: «Музыкальные загадки».
2 лист: Картинка с классификацией музыкальных инструментов.
Кармашек «Струнные инструменты»;
Кармашек «Ударные инструменты»;
Кармашек «Клавишные инструменты»;
3лист: Кармашек «Духовые инструменты».
(внутри кармашков, находятся картинки с изображением музыкальных инструментов данных классификаций).
Кармашек «Игра четвертый лишний»
Цель игры: Закрепление знаний детей о группах музыкальных инструментах: струнных, духовых, ударных, клавишных. Развития внимания, памяти, мышления, обогащение словарного запаса.
Правила игры: Ребята достают из кармашка карточки. Музыкальный руководитель раздает детям карточки и предлагает внимательно рассмотреть их. Затем закрыть изображение того инструмента, который является лишним в данной группе инструментов. Затем музыкальный руководитель предлагает детям объяснить свой выбор.
Кармашек «Музыкальные раскраски»
4 лист: Кармашек «Виды оркестров»
(внутри кармашка находятся картинки с изображением видов музыкальных оркестров. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и назвать виды оркестров).
Кармашек «Музыкальные профессии»
(внутри кармашка находятся картинки, где изображены люди данной профессии. Ребятам предлагается назвать музыкальные профессии).
5 лист: Творческие задания и игровые упражнения для детей
«Кто на каких инструментах играет?»
«Посмотри на картинку и покажи только музыкальные инструменты»
« Зачеркни те предметы, с которыми или в которые не играют».
6 лист: «Посмотри на картинку и обведи все музыкальные инструменты »
Игра «Лабиринт». Определи и найди при помощи стрелочки одинаковые по видам музыкальные инструменты»
(Все листы с творческими заданиями и игровыми упражнениями заламинированны, ребята с помощью маркеров выполняют задания)
Результативность использования музыкального лэпбука: «В мире музыкальных инструментов»
2. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности. Обогатился музыкальный опыт ребенка.
Использование дидактического пособия «В мире музыкальных инструментов» в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей;
Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
Таким образом, используя лэпбук, ребёнок может выбрать интересующие его задания и проявить себя. Использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется сделать вывод, что дидактическое пособие музыкальный лэпбук: «В мире музыкальных инструментов», является активным методом развития субъектной позиции дошкольников в процессе музыкального развития.
Давайте рассмотрим применение музыкального лепбука: «В мире музыкальных инструментов» при организации образовательной деятельности в подготовительной группе.
Конспект музыкального занятия
Тема: «В мире музыкальных инструментов»
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.
1. Закреплять знания музыкальных инструментов;
2. Совершенствовать умения находить музыкальные инструменты по описанию, звучанию и загадке;
4. Закреплять умение детей играть на музыкальных инструментах в оркестре, сохраняя общий темп, динамику, настроение;
5. Воспитывать интерес к музыкальным инструментам.
Оборудование : коробочка с загадками, музыкальные инструменты.
Дидактические пособия- лэпбуки: «В мире музыкальных инструментов»
Участники: подготовительная группа.
(Под музыкальное сопровождение, дети с воспитателем входят в музыкальный зал, становятся в круг. Исполняют песню-приветствие: «Доброе утро»)
Музыкальный руководитель: Ребята, обратите внимание, перед вами лежат музыкальные лэпбуки, с помощью которых мы проведём экскурсию к музыкальным инструментам. Ой, а это что? (Показывает на коробочку). Интересно, что лежит в этой коробочке! Хотите посмотреть? (Заглядывает). А, я поняла! Это загадки про наши музыкальные инструменты. Хотите их отгадать? (Ответы детей). Ну, хорошо, слушайте внимательно, все отгадки перед вами.
Застучали по бокам.
Я ответил: трам-там-там. (Ложки)
Музыкальный руководитель: Правильно, это ложки. Ложками удобно отстукивать ритм. С нашими ложками мы поиграем в «Музыкальное эхо».
(проводится ритмическая игра: «Музыкальное эхо»)
Музыкальный руководитель отстукивает с помощью ложек ритм, затем дети повторяют заданный ритм.
Музыкальный руководитель: Ребятки, перед вами лежат картинки с музыкальными инструментами. Вам нужно отгадать загадку и положить картинку в кармашек по классификации инструментов)
Ребят созывает . (барабан)
(ребята кладут картинку с изображением «Барабана» в кармашек: «Ударные инструменты).
Ноги в черных сапогах.
Как зовут меня ….(рояль)
(ребята кладут картинку с изображением «Рояля» в кармашек: «Клавишные инструменты).
3. Ой звенит, он звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша …..( балалайка)
(ребята кладут картинку с изображением «Балалайки» в кармашек: «Струнные инструменты»)
4. Очень весело поет,
Вы все на ней играете,
И сразу отгадаете …..(дудочка)
(ребята кладут картинку с изображением «Дудочки» в кармашек: «Духовые инструменты»)
(Ребятам раздают музыкальные инструменты, они встают за ширму и по сигналу музыкального руководителя, по очереди играют на музыкальных инструментах. Остальным ребятам нужно на слух определить, какой инструмент играет).
Музыкальный руководитель: Ребята, чтобы закрепить данный материал, мы с вами поиграем в игру: «Четвертый лишний»
Музыкально-дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель игры: Закрепление знаний детей о группах музыкальных инструментах-струнных, духовых, ударных, клавишных. Развития внимания, памяти, мышления, обогащение словарного запаса.
Музыкальный руководитель: Ребята у меня для вас есть небольшие музыкальные задания .(ребятам на четыре стола раздаются задания: заламинированные листы с упражнениями)
1 задание: « Кто на каких инструментах играет».
2задание: « Посмотри на картинку и покажи только музыкальные инструменты».
3 задание: «Зачеркни те предметы, с которыми или в которые не играют».
4 задание: «Определи и найди при помощи стрелочки одинаковые по видам музыкальные инструменты».
5 задание: « Посмотри на картинку и обведи все музыкальные инструменты»
(Ребята задания выполняют с помощью маркеров, затем музыкальный руководитель совместно с ребятами обсуждают выполненные задания).
Музыкальная игра: «Веселый оркестр»
Правили игры: музыкальный руководитель ставит в центр зала несколько стульчиков. Ребята раскладывают музыкальные инструменты на стулья и встают около стульчиков по кругу.
По сигналу музыкального руководителя дети начинают двигаться вокруг стульчиков. Как только музыка остановилась, нужно встать и взять в руки инструмент, около которого оказался ребенок. Под музыкальное сопровождение дети играют на музыкальных инструментах. Игра повторяется несколько раз.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось в гостях у музыкальных инструментов? А что понравилось больше? Были ли какие-то трудности? (беседа с детьми). Наше занятие закончилось, и нам пора прощаться. ( дети поют с музыкальным руководителем песню: «До свидания», затем проходят в группу ).
Внеклассное мероприятие «Сказочные герои в музыке».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Сказочные герои в музыке»
Тема: Сказочные герои в музыке.
Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с музыкальными сказочными образами; способствовать развитию творческого воображения, внимания.
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения
Н. А. Римского – Корсакова, М. П. Мусоргского; анализировать и петь песню
«Сказки гуляют по свету» сл. Е. Птичкина, муз. М Пляцковского; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).
познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения дополнительной информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
М. П. Мусоргский. «Баба Яга» из цикла «Избушка на курьих ножках»;
М. Дунаевский. «Частушки Бабок Ёжек» из мультфильма «Летучий корабль»;
сл. Е. Птичкина, муз. М Пляцковского. «Сказки гуляют по свету».
компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.
Постановка учебной задачи.
На этом занятии мы побываем в удивительной стране сказок, где есть волшебство и коварство, добро и зло, и конечно же всегда добро побеждает зло. Все вы любите читать и особенно смотреть сказки.
Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по – разному находил свое выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения. Облик сказочных героев: лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – все богатство видимого волшебного мира получило свое звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнаем, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки и полет сказочного Конька – Горбунка не похожий на обычный конский бег.
Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд.
Все знают имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Будучи уже взрослым человеком Пушкин писал: «Слушаю сказки моей няни: Что за прелесть эти сказки!»
В столетний юбилей со дня рождения А. С. Пушкина, в память о нём, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил музыку к «Сказке о царе Салтане».
В сказках много чудесного и волшебного. Есть чудеса и в «Сказке о царе Салтане».
— Назовите эти «чудеса». (Белочка, Богатыри, Царевна Лебедь)
Учитель читает отрывки из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
О них расскажет нам композитор во фрагменте «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». А мы выступим в роли слушателей. Обратим внимание на соответствие музыки стихам.
Слушание фрагмента «Три чуда» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
— Меняется ли характер музыки?
— На сколько частей можно разделить фрагмент в зависимости от характера музыки?
— Как композитор изобразил каждое из чудес?
— Музыка белочки звучит легко, высоко, негромко.
Музыка Царевны Лебедь – нежно, красиво, мелодично.
Игра «Положительные и отрицательные герои»
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЖанна Лялькина
Похожие презентации
3 Инструмент, имитирующий человеческий голос: A Флейта B Аккордеон C Скрипка D Труба
4 Сколько струн у скрипки? A Одна B Две C Три D Четыре
5 Какая из этих деталей отсутствует в устройстве фортепиано? A Клавиша B Молоточек C Глушитель D Прицел
6 Струнный смычковый инструмент с самым низким звучанием: A Альт B Виолончель C Скрипка D Контрабас
7 Как называется песня без слов? A Романс B Ария C Вокализ D Серенада
8 Ансамбль из 3-х исполнителей: A Трио B Соло C Квартет D Дуэт
9 Самый низкий мужской голос: A Тенор B Баритон C Бас D Контральто
10 Самая длинная нота: A Целая B Восьмая C Шестнадцатая D Четверть
11 Кто главный герой оперы М. Глинки «Жизнь за царя»? A Борис Годунов B Евгений Онегин C Александр Суворов D Иван Сусанин
12 Это слово переводится с итальянского языка как «шутка» A Аллегро B Престо C Скерцо D Соната
13 Зашифрованная депеша Мыказу олжнад атьеквыс ньгоо зи ишду лоческойвече. Какое высказывание Бетховена зашифровано в этом послании?
14 «Музыка должна высекать огонь из души человеческой» Л.В.Бетховен.
15 Одна из первых реклам кофе была создана этим композитором: A Вивальди B Бах C Моцарт D Бетховен
16 Первый русский композитор- классик: A Чайковский B Глинка C Мусоргский D Бородин
17 Композитор-сказочник: A Римский-Корсаков B Прокофьев C Скрябин D Кабалевский
18 Австрийский композитор: A Лист B Бах C Шопен D Моцарт
19 Автор музыки русский композитор: A А. Бородин B Ц. Кюи C П. Чайковский D М. Мусоргский
20 Лунный квадрат, темнота внутри… то песня девушки. Пела она под деревом и рассказывала всем…
22 Источники: 5%D0%BD,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%B2%D0%B0 %D0%BD jpg %BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B
Конспект урока с презентацией к уроку «Фольклор в музке русских композиторов. К.Лядов. Кикимора»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Фольклор в музыке русских композиторов.doc
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: челеста, флейта, фагот, английский рожок.
Познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора».
Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать музыкальный кругозор.
Развивать музыкальную память.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Коррекционные: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.
Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.
Знать понятие программная инструментальная музыка.
Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
А. К. Лядов «Колыбельная».
Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная сказка».
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Ход урока:
Организация учащихся на урок.
— Сегодня у нас будет сказочный урок. Слайд №1
— Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II. Актуализация знаний.
— Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор) Слайд №2
— Давайте вспомним, что такое фольклор?
III. Основной этап урока.
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
— Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).
Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной «Кикимора». Слайд №5.
— А вы знаете кто такая Кикимора?
Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. Слайд №6.
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.
Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи.
Дух тревожных снов, мечтаний,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
Днём сидит себе тихонько,
Но уж ночью разойдётся:
Погремит, пощиплет живность,
Свесит головы детишкам,
Пищу сделает прокисшей
И шипит в лицо мужчинам,
Обернувшись серой кошкой.
Большего вреда не сладит,
Но досаду вызывает.
Пробудившись от кошмара,
Запряжёт хозяин дровни,
Их застелет мехом наверх,
А потом возьмёт метёлку,
Подметёт, прочтёт заклятье,
Да свезёт и мех, и дровни
В лес и Лешему оставит
Своего врага ночного.
Ну, а можно обереги
Сотворить на именины
Этой нечисти домашней,
Да поставить угощенье
Для неё и для супруга;
Пусть себе сидят, пируют,
И не делают худого.
Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым.
«. Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной. ».
— Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?
— Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?
2. Слушание и анализ музыкального произведения. Лядов Кикимора
— Понравилась ли вам эта сказочная картина?
-Что именно понравилось вам в музыке?
— Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
В основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным. Слайд №15. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
-Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?
Слушание фрагмента, где звучит челеста.
Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.
— Что напоминает эта часть музыки?
А вот и сама Кикимора.
Слушание второй части картины.(с 4:30 минуты)
— Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?
3.Музыкально-ритмическая минутка. (Произвольные движения учащихся, соответствующие характеру музыки).
IV . Вокально-хоровая работа.
Исполнение разученной на прошлом уроке «Колыбельной» А.Лядова.
-Какого персонажа изобразил Лядов в своей «Колыбельной»?
Определение характера, настроения, содержания песни.
Отработка в виде упражнений ритмического рисунка (синкопированный ритм), скачков в мелодии на широкие интервалы по хроматической гамме (ч5 вниз и вниз, ч8 вверх, ч4 вверх и вниз; можно использовать в качестве упражнений конкретные мотивы данной мелодии).
Разучивание мелодии с текстом.
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:
— Что вам наиболее понравилось?
— С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?
— Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
— Кто такая Кикимора?
— Что такое программная музыка?
— Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?
— Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
— Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?
— Какую песню вы сегодня разучили?
В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.
Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.
Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).