сказочные персонажи гуси лебеди

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

361540b13dcafbd21efd0706d9e40182 Ольга Базаря
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Гуси- лебеди»

1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.

2.Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

3.Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

4.Характеристика главных героев:

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица:Любит своего брата:

-Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

5.Художественное своеобразие произведения:

o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были….)

o Экспозиция (наказ родителей)

o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях –лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказкеиспользуется прием олицетворение неодушевленного мира:

Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

В сказкеиспользуются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей.Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный.Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки Видео Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.

detsad 48036 1431326315Физкультурный досуг для детей старшей группы по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди». ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.

Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой «гуси- лебеди», вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.

НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.

detsad 301770 1422112873НОД по ОО «Познание» (ФЭМП) по русской народной сказки «Гуси-лебеди» в средней группе Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.

План-конспект по теме: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Приоритетное направление развития: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:.

Источник

Русская народная сказка «Гуси-лебеди», анализ для читательского дневника

russkaya skazka gusi lebedi

В статье вы найдете разбор русской сказки «Гуси-лебеди» для читательского дневника. Анализ включает себя: краткое содержание (сюжет), перечень главных героев, мораль (или главная мысль), личные впечатления от произведения (отзыв).

Автор: русский народ (до наших дней сказка дошла в обработке Алексея Толстого).

Сюжет:

Безалаберная девочка не досмотрела за маленьким братом, и его похитили гуси-лебеди. Сестра идет его искать и находит у Бабы-Яги. Благодаря помощникам (мышка, печка, яблонька и река) она спасает братика. Они возвращаются домой.

Краткое содержание:

У мужика с бабой было двое детей – старшая дочка и сынок маленький. Когда они ушли на работу, девочка не уследила за братиком – его унесли гуси-лебеди.

Она идет на поиски. По дороге ей встречаются: печка, яблонька и молочная река. Просила девочка подсказать их, куда могли птицы с братиком улететь, но их просьбы (съесть пирожок, яблоко и выпить киселька) не исполнила. Поэтому они и не сказали ей ничего.

В лесу нашла она избушку Бабы-Яги, а в ней увидела своего братика. Сестрица уговаривает Бабу-Ягу пустить ее погреться. Когда старуха уходит, появляется мышка и просит угостить ее кашей. Девочка выполняет просьбу, а мышка за это рассказывает ей, что Яга съесть их с братцем собирается. Девочка забрала братика и убежала. А мышка за нее стала прясть. Заметила Баба-Яга пропажу и послала вдогонку гусей-лебедей.

В этот раз сестричка выполнила просьбы речки, яблони и печки, а те спрятали их с братцем. Поэтому злые птицы их не нашли, а детки смогли благополучно вернуться к родителям.

Читайте также:  краткий курс истории кпсс сарказм

Главные герои с описанием:

Девочка – старшая сестра, которая заигралась и потеряла братика.

Маленький мальчик – младший брат девочки, его украли гуси-лебеди.

Гуси-лебеди – стая птиц, которая крадет маленьких детей и уносит их к старухе Яге.

Баба-Яга – злая старая колдунья, которая живет в лесу и ест маленьких деток.

Мужик с бабой – родители девочки и мальчика.

Говорящие печка, дерево-яблоня, молочная речка (с кисельными берегами) – помощники в сказке, помогают детям спастись от Бабы-Яги.

Мораль сказки:

1.Дети должны слушаться родителей, пока не выросли, так как мир полон опасностей.

2.Нужно быть осторожными и осмотрительными, чтобы не попасть в беду.

3.Если хочешь, чтобы помогали тебе, помогай сам. Не будь равнодушен к просьбам других.

Отзыв (личное мнение, отношение к прочитанному)

Мне с детства нравится эта сказка. Несмотря на то, что девочка вначале ведет себя не очень правильно – не выполняет просьбу родителей, капризничает с помощниками, она смелая – потому что не побоялась пойти одна в темный лес и к страшной Бабе-Яге. В конце концов, она, все-таки, спасает братика. Мы все ошибаемся, но правильно поступает тот, кто умеет исправлять свои ошибки.

Источник

Гуси-лебеди

«Гуси-лебеди» пришли в современное общество еще из далекой древности. Определенного автора этого творения нет, поэтому сказка поистине считается народной. В ней рассказывается о простой крестьянской семье, которая, как и все, трудилась на своей земле и работала, не покладая рук. Дочка была старшей в семье, а сын был еще довольно маленьким, поэтому сестренка постоянно присматривала за своим братом.

Главная суть сказки

Все помнят, что по своей неопытности и халатности девочка потеряла брата, которого унесли гуси-лебеди. Пошла она по лесу за мальчиком, да только не сразу у нее получилось отыскать то, что она искала. Из-за нежелания жертвовать своими принципами, девочка долго скиталась по лесу и не могла добиться нужной информации. Лишь только тогда, когда дорога привела ее к Бабе-Яге, сестра отыскала брата, да только не понимала, что ее ждет. В тот момент, когда девочка оказала добрую услугу мышке и накормила ее, она смогла узнать правду и убежать прочь вместе со своим братом. На обратном пути им встречались именно те персонажи, которые в первый раз получили отказ. Именно тогда девочка согласилась на все условия для того, чтобы спасти себя и брата.

Интересные факты

Мало кто мог познать всю суть данной сказки. И река, и яблоня, и печка – это вполне реальные люди, которые ежедневно встречаются в повседневной жизни. Они готовы помочь и всегда добры к окружающим. Не стоит отказываться изначально от того, что кажется неприемлемым, противоречивым собственным принципам. Как говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек». Нужно помнить о том, что абсолютно все сказки рассказывают о жизни, только в сказочной форме для того, чтобы донести нужную мысль до подрастающего поколения.

Герои

В сказке присутствуют герои, характер которых можно просмотреть по определенным действиям. Матушка с отцом – вполне серьезные люди, которые любят своих детей и заботятся о них. Они ежедневно ходят на работу и дают мудрые наставления своим детям.

Дочка, на момент начала сказки, очень несобранная и несерьезная девочка. Она забывает про брата, уходит гулять и абсолютно не думает о последствиях. Лишь в тот момент, когда девочка узнает о пропаже брата, ее характер меняется, но не сразу. По пути к Бабе-Яге она капризничает и не желает мириться с тем, что ее определенные принципы будут нарушены. Только на обратном пути она понимает, что ради близких людей нужно жертвовать чем-то своим.

Баба-Яга – очень хитрый и продуманный персонаж. С виду она кажется доброй и отзывчивой, вот только ее внутренний мир и замыслы абсолютно не соответствуют внешнему виду.

По сей день эту сказку дети очень любят слушать, и многие детские праздники включают в себя прослушивание «Гусей-лебедей».

Источник

Гуси-лебеди: какова главная мысль и главные герои сказки?

answer avatar

Главные герои русской народной сказки «Гуси-лебеди»:

Главная мысль сказки «Гуси-лебеди»:

ZkV2Ayg2S0vELpvp4sCg14R8ejuHmC

answer avatar

Главную мысль сказки я бы сформулировала таким образом: никогда не зацикливайся на своих несчастьях, обязательно слушай окружающих и отвечай их просьбы. Настанет день, и они тебе ответят тем же. Если бы не помощь яблоньки, речки, печки и и мышки, не спасти бы Аленушке своего братца.

И еще: чтобы ты не делал, подходи к этому всегда ответственно. Стоили Аленушке заиграться, забыть на мгновение о своем младшем брате и произошла беда.

answer avatar

Перечислим главных героев из сказки «Гуси-лебеди»:

Основная мысль, хотя вряд ли можно выделить одну, скорее несколько.

uNaMTpJGQZwhcOu34jDeKP6lsdyLhT

Ответ для сайта Большой вопрос. ru

answer avatar

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» имеет несколько вариантов, но несмотря на некоторое различие, основная сюжетная линия остаётся неизменной.

Главная мысль. 1. Ответственно выполняйте порученное вам дело. иначе не избежать беды. 2. Как вы обращаетесь с окружающими, так и они будут относиться к вам.

ysui5DzRoIiuvfpmwyP1qC9JCIKGL3l

answer avatar

Главной героиней сказки является Аленушка, которая отправляется на поиски своего брата. В начале повествования девочка заигралась и упустила момент, когда гуси-лебеди унесли на своих крыльях её братца. Но она не мешкая, отправляется его искать и успешно преодолевает трудности, хотя и не без посторонней помощи.

Через всю сказку проходит мысль, что только творимое добро может привести к ответному добру. Тема благодарности и отзывчивости пронизывает все повествование, а поступки Аленушки приводят к тому, что в нужный момент она получает помощь. Сказка призывает: будь добрым, отзывчивым и благодарным, и в ответ ты получишь всё, в чем нуждаешься.

Читайте также:  браво этот город история песни

answer avatar

Также можно отметить Бабу Ягу, ее помощников гусей-лебедей, печь, яблоню, молочную речку с кисельными берегами.

В сказке Гуси-Лебеди есть несколько посылов: как взрослым, так и детям.

Важно держаться вместе, чтобы преодолеть препятствия.

answer avatar

Мораль сей басни (главная мысль) такова, что следует ответственнее относится к поручениям, приказам. Иметь ответственность за своих близких, тех которые зависят от тебя. Ну и разумеется уметь отвечать за свои поступки, осознать свою неправоту, исправить свою оплошность, коли уж допустил промахи.

Главные герои сказки «Гуси-лебеди» это, как мне кажется, конечно же Аленушка, чье поведение и взято за назидательный пример для читателя. Братец Иванушка, пусть и участвует в сказке, лишь как «нечто ценное» «субъект проступка» все же так же может называться главным героем, потому как он и выступает тем, пропажа кого и определяет вину Аленушки.

Гуси-лебеди в месте с Бабой Ягой, я думаю, герои второстепенные и призваны автором создать образ того самого «следствия» неосторожности или осмотрительности, и их с успехом мог заменить, ну например и Серый волк, или Медведь, да хоть кто могущий причинить вред Иванушке.

answer avatar

answer avatar

Ясное дело, что данная сказка учит послушанию и смирению, особенно. что касаемо маленьких детей, которые не слушаются взрослых родственников ( в данном конкретном случае- сестру).

Но есть как-бы и сакральные скрытые смыслы. Например разрыв единства души и тела.

tDLdKg1gDYtmeJ7NGbd9WAeuID3JHXw

Но душа, осознав свою ошибку, стремится снова с телом воссоединиться.

Естественно, что и гордыня в сказке осуждается, как один из грехов. осуждаемый церковью.

CAE7pCErcz7GE6FzquUWXtlt2TTCVbc

Хочу отметить. что это всего-лишь одна из версий прочтения данного произведения.На самом деле русские народные сказки- это кладезь мудрости и в них найти можно великое множество скрытых смыслов.

answer avatar

Если в целом, то родители не должны оставлять под присмотром старших детей (Алёнушка в даном случае) младших детей (Иванушку).

Родители безответственные, нельзя быть такими.

А мораль как и во всех сказках в финале добро всегда победит зло.

Дети должны слушаться своих родителей.

Главные герои, это старшая сестра Алёна и её брат Иван.

Мышка, печка и река тоже герои которые помогли в итоге Алёне и Ивану.

answer avatar

Сначала отметим главных героев сказки.

В первую очередь тому, что нужно следовать рекомендациям взрослых, не лениться. Сначала хорошенько потрудиться, а потом уж веселиться. И когда тебе предлагают от всего сердца что-либо, не воротить нос, приговаривая при этом что-то вроде «я и лучше ела!». Нужно быть благодарным за то, что люди предлагают тебе, тогда они, в свою очередь, всегда окажут тебе помощь.

answer avatar

Кошка, кот, это животные границы астрального и материального планов, миров. Цепь, может быть сцеплением, границей, планы взаимно проникающие но они отличны, следовательно есть начало одного и конец другого. Это все образно, и не подлежит представлению обсужлаемого предмета, потому как будет не верным. Далее, то почему цепь золотая, я бы это привязала к алхимии, где золото есть философский камень, получаемый в процессе «свадьбы красной Девы и астрального минерала». Сидел на ней раньше Тот, кто добыл для человечества Огонь. Геракл освободил Его.

answer avatar

В молодые годы её женихом (мужем) согласно Ведам славян был сам великий бог Велес.

Выглядела она в молодости примерно так:

Известно, что у нее была дочка Маринка (уменьшительное имя от Мара) и две внучки. По легендам она их откармливала человечьим мясом. Сколько правнуков и прочих пра-пра-правнуков было у нее науке не известно. Но известно, что в каждой современной женщине есть какая-то частица от Бабы Яги (*ведь в молодости Баба Яга была очень красивая и очень умная*).

P.S. По поводу внуков и внучек бабы Яги нашел задачку школьных олимпиад. Если вы ее решите, узнаете, сколько их было:)

answer avatar

Слово «кочет» старое, славянское. В современном мире в ходу, разве что, в некоторых южных и южно-востточных говорах. А значение у него простое: кочет — это петух.

Откуда такое имя взялось? Всё очень просто: имелась у слова и другая форма — «кокот». Нетрудно понять, что она подражательная — от звуков «ко-ко-ко», которые «говорят» куры.

Такое же старое и слово «бирюк». Означает оно «волк», причём не просто волк, а живущий без стаи — одиночкой. Именно поэтому позже одинокого человека тогже стали звать бирюком.

AamG9F2EET80Equ4Bqci25YL3USvWPBs

Почему волка назвали бирюком, сказать точно трудно. По самой распространенной версии славяне позаимствовали это слово из какого-то из тюркских языков: древнетюркское бёри и означало волка (а связи между тюрками и славянами были очень тесными).

answer avatar

Как вариант, прототипом иглы Кощеевой было либо копье, либо стрела.

Есть еще одно предположение. Как мы помним, игла хранилась в ларце. Под ларцом мог подразумеваться тумар. Это такой небольшой серебряный футлярчик-игольница, в котором степные народы хранили амулеты. Игла, в свою очередь, с давних времен является олицетворением некой магической силы: она и оберегает, она и порчу наводит. Некоторые тумары носили на груди, некоторые прикрепляли к шапке. Но этот вариант прототипа слишком сказочный.

answer avatar

Я знаю только одну сказку, где был царь Кирбит. Это сказка «Булат молодец», там Иван царевич поехал искать Василису Кирбитьевну, а Булат молодец помог ему ее похитить. Про самого царя там очень мало, вышел он на балкон, узнал про похищение Василисы и послал погоню. Может сказка была неполная, не знаю. И откуда он взялся этот царь, кто был его прототипом, это науке неизвестно, наука тут не в курсе дела..

Читайте также:  кушнеров вор в законе биография

Источник

Кто такие «гуси-лебеди» из русской народной сказки

Все мы с детства помним этот сказочный сюжет. Но зачем мирным перелётным птицам похищать ребёнка? Ладно бы какого-нибудь царевича, но ведь в сказке речь идёт об обычной крестьянской семье. Почему бабе-яге в этой сказке служат не совы или какие-нибудь хищные птицы? И почему они так странно называются «гуси-лебеди», это же два разных биологических вида и крестьяне их вполне различали?

dc7d71915cec3b74b9934ad5e541fbc7

Дело в том, что речь идёт вовсе не о птицах. У кого было прозвище «дикие гуси» в двадцатом веке? У наёмников. Думаете, это прозвище появилось совсем недавно? Как бы не так. Английский дипломат Джайлс Флетчер, посещавший Россию в XVI веке, по возвращении в Англию написал книгу о нашей стране, она так и называлась: «О государстве Русском». В ней есть такие примечательные слова:

Русские защищают свою страну и земли, ими приобретенные, а крымские татары делают на них набеги один или два раза в год, иногда около Троицына дня, но чаще во время жатвы. Когда идет войной сам Великий или Крымский Хан, то ведет он с собой огромную армию в 100 000 или 200 000 человек. В противном случае, они делают кратковременные и внезапные набеги с меньшим числом войска, кружась около границы, подобно тому, как летают дикие гуси, захватывая по дороге все и стремясь туда, где видят добычу.

eff9812192cb59ef6960d99960976b0b
Обложка книги Флетчера издания 1643 г.

Как видим, татарские конные банды сравниваются именно с дикими гусями. То есть уже в то время подобное сравнение было в ходу. А крымские татары производили свои набеги именно за пленными, которых потом продавали в рабство на восточных рынках. Так что сказка имеет под собой историческую основу — в отсутствие взрослых защитников на деревню налетела конная банда и забрала ребёнка в качестве добычи. Сестра мальчика благоразумно спряталась в этот момент, а её братец не успел.

30fcca5150a5ca4dbbf9d25cc6993e17

Тут вспоминается другая сказка, уже литературная, про царевну-лебедь. Пушкин её написал на основе русской народной сказки. Причём действие сказки имеет чёткую географическую привязку. Царь Салтан — это турецкий султан. По сюжету, некий молодой человек спасает лебедь от коршуна, подстрелив последнего. Лебедь превращается в красавицу, да ещё и волшебницу, которая помогает юноше стать царём, а затем обрести разные чудесные предметы, о которых он узнаёт со слов «сватьей бабы Бабарихи». К ней мы ещё вернёмся, а пока рассмотрим образ царевны-лебедя.

615747408a0e938f2045d1f5bd420ae3
Коршун и дева из современной сказки. Иллюстрация к «Ведьмаку» А. Сапковского.

Если гуси-лебеди это разбойники, то царевна-лебедь оказывается предводительницей летучей банды. За ней гнался некий «коршун», то есть посланец местного правителя, которого главный герой подстрелил из лука. А ведь наш герой царского рода и сам вполне может претендовать на роль местного царя, что и происходит, когда девица разбирается в ситуации и оказывает ему помощь. Кстати, эта «лебедь» и сама скорее всего происходит из знатного, а то и царского рода, не зря же она названа «царевной». Вполне возможно, что власть захватил некий узурпатор, а ей с небольшим отрядом преданных джигитов пришлось скрываться, до встречи с Гвидоном. А потом они устроили переворот и Гвидон сам сел на трон, в конечном итоге взял деву-лебедь замуж.

e9827094a2cbce4d9fc14bbe22722046
Средиземноморские пираты.

«Тридцать три богатыря» из моря тоже не представляют собой ничего чудесного. Это команда пиратского корабля, причём весьма удачливого, судя по их драгоценной броне. «В чешуе» означает в чешуйчатом доспехе, причём богато украшенном, раз оно сверкает на солнце «как жар». Такой доспех стоил очень дорого, но и защиту обеспечивал неплохую. Вернёмся теперь к пресловутой «сватьей бабе Бабарихе». Сватьями называли родных одного из супругов по отношению к другому супругу. То есть она — мать трёх сестёр, которые «пряли поздно вечерком», когда царь Салтан (то бишь султан) прогуливался под их окнами. Точнее, мачеха, ведь будь она им родной матерью, то приходилась бы родной бабушкой Гвидону, о чём было бы прямо сказано. Или же две остальные девицы ей родные дочери, а мать Гвидона приёмная, в таком случае понятно неприязненное отношение к ней.

dd9a6ef74e91d84cb2f62a73fc9e76ec
«Бабр», символ города Иркутска.

Но откуда такое странное имя или прозвище — Бабариха? Бабр — это тигр. Вернее, так называли всех крупных кошачьих: тигров, барсов, гепардов. В переносном смысле на Востоке «царским тигром» называли командира царских телохранителей. По сути, этот пост аналогичен посту префекта преторианцев в древнем Риме. То есть Бабариха может быть вдовой полководца, занимавшего этот высокий пост. Это объясняет её осведомлённость (от мужа могли остаться связи в разведке) и влияние при дворе султана.

b405d05eb0169723fef9b5b168b71076
Налёт гусей-лебедей, наёмников Бабая-аги.

Если вернуться к «гусям-лебедям», то вспомним, что они служили бабе-яге. Поскольку, как выяснилось, речь идёт о татарских налётчиках, то баба-яга здесь не имеет отношения к лесной колдунье. Это «бабай-ага», в буквальном переводе с тюркского «уважаемый дед», а по смыслу скорее «пожилой господин». Наши дикие степные гуси-лебеди доставляют ему всю добычу, включая рабов и заложников. Девочке удаётся спасти своего брата из плена исключительно чудом. На то она и сказка, чтобы всё кончалось хорошо.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector