Роджер Айлз как рупор республиканцев. Кто такой «Самый громкий голос» Америки?
Американский канал Shоwtimе выпустил сериал «Самый громкий голос», посвященный знаменитому медиаменеджеру Роджеру Айлзу. В России сериал уже доступен. Вот что нужно знать перед тем, как начать его смотреть.
Президентский консультант
Личную жизнь Роджер Айлз долгое время не то чтобы держал в секрете, но особо не афишировал. Удивительные подробности его карьеры и жизни общественность узнала в 2014 году, когда вышла книга Гэбриэла Шермана «Самый громкий голос в комнате». На ней же частично и основан сериал.
Роджер Айлз родился в Огайо в 1940 году. В 1962 году окончил университет штата Огайо по специальности «Радио и телевидение» и два года возглавлял студенческую станцию.
Он начинал на местном телевидении в качестве продюсера «Шоу Майка Дугласа». Во многом именно благодаря ему шоу вышло на национальный уровень, а Айлз получил «Эмми». После этого и началась череда сотрудничеств Айлза с президентами. Сначала он работал на Ричарда Никсона, потом участвовал в кампаниях Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего.
Если у вас на сцене два парня, и один из них скажет: «У меня есть решение ближневосточной проблемы», а другой упадет в оркестровую яму, кто, как вы думаете, будет в вечерних новостях?
Медиаменеджерство и скандалы
Один из его самых известных кейсов — управление новостным телеканалом CNВС с 1993 года. За год ему удалось утроить доходы канала и подготовить его к слиянию с Microsoft. Правда, Айлзу пришлось покинуть CNBC из-за скандала. Он допустил ряд антисемитских высказываний в адрес коллеги Дэвида Заслава. Позже, как писал Time, Заслав опроверг обвинения в отношении Айлза в антисемитизме.
Однако скандал сыграл на руку всем республиканцам Америки. После увольнения Руперт Мердок нанял Айлза для запуска канала Fox News. Сейчас многие называют это пропагандой, но вот Айлз искренне верил, что зрители включают телевизор с уже сложившейся картиной мира в голове, а объективные СМИ — миф. Так что канал должен подбирать факты и мнения так, чтобы они соответствовали той сложенной картине.
«Любая другая служба новостей имеет левое крыло. Они играют с либеральной элитой. Мы позволим им всем сражаться за эту половину. А у нас будет другая половина», — сказал персонаж Роджера Айлза в сериале «Самый громкий голос», и такие слова вполне могли быть произнесены в реальности.
Свою карьеру на Fox News он тоже завершил скандально. В 2016 году Айлза обвинили в харассменте, и он подал в отставку, получив от компании Руперта Мердока 40-миллионный «золотой парашют». Вместе с семьей после скандала переехал во Флориду.
«Мисс Америка» в жизни Айлза
Женщина заявила, что ее уволили из-за того, что она отвергла настойчивые ухаживания Айлза. Тот якобы комментировал ее фигуру, давал советы по одежде, которая эту фигуру могла бы подчеркнуть. Карлсон сообщила, что Айлз рассказал ей об отношениях с тремя другими девушками, завоевавшими титул «Мисс Америка». В какой-то момент она начала записывать на аудио комментарии Айлза, и вот один из них, опубликованный сайтом Refinery29.
Я думаю, что у нас с тобой давным-давно должны были быть сексуальные отношения, и тогда у тебя было бы все хорошо, и у меня было бы все хорошо
После того как Карлсон подала иск, более 20 женщин связались с ее адвокатами и рассказали о своих встречах с Айлзом и о психологических и не только атаках, которыми они подвергались.
После ухода с Fох Nеws Айлз стал работать на Дональда Трампа и готовил его к дебатам во время президентской кампании. Сам будущий президент тогда в комментарии The New York Times заявил, что его не надо готовить к дебатам, а Айлз не имеет официального статуса в его команде.
Роджер Айлз умер в мае 2017 года. Он упал у себя дома, и из-за плохой свертываемости крови полученная травма оказалась смертельной.
Из-за гемофилии я был готов к смерти всю свою жизнь. Когда она придет, я буду в порядке, успокоюсь. Хотя я буду скучать по жизни. Особенно по своей семье
Айлз был женат трижды. Свою третью жену он встретил, когда работал на CNBC. Элизабет, как писал Cosmopolitan, была там же программным директором.
Такой себе «Скандал». Почему фильм о харассменте в Fox News стал разочарованием года
Американо-канадский проект «Скандал» режиссера Джея Роуча о раскрытии многолетних преступлений сексуального характера, совершенных главой Fox News Роджером Айлзом, получил три номинации на премию «Оскар» («Лучшая женская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший грим и прически»). Фильм добрался до таких высот за счет прекрасных актрис, задействованных в проекте (главные роли исполняют Николь Кидман, Шарлиз Терон и Марго Робби) и актуальной тематики борьбы женщин за свои права и сексуальных скандалов.
Очень жаль, что при таких исходных данных фильм на востребованную в современном обществе тему получился довольно поверхностным и вялым, а у главных звезд голливудского кинематографа так и не получилось создать образы глубоких, человечных персонажей, которым веришь и сопереживаешь.
Картину нельзя не сравнить с намного более удачным сериалом ShowTime «Самый громкий голос», снятым на ту же самую тему. Главную роль — основателя телекомпании Роджера Айлза — исполнил лауреат «Оскара» Рассел Кроу, а в основу сценария легли книга Габриэля Шермана «Самый громкий голос в комнате» и расследование журналиста для New York Magazine.
В сериале описаны события с момента основания канала Fox News в 1996 году до разоблачений в 2016-м. Тогда после неправомерного увольнения одной из ведущих канала Гретхен Карлсон она подала в суд на бывшего босса. Этим она спровоцировала волну обвинений в сексуальных домогательствах со стороны десятков женщин, которые когда-либо работали или продолжали работать на канале, и отставку Айлза. «Скандал» же охватывает только 2015-2016 годы, показывая стремительный закат карьеры одиозного босса после скандала с Карлсон.
Пока «Самый громкий голос», за который Рассел Кроу уже получил «Золотой глобус» в 2020 году, раскрывает характер и глубинные мотивы безнаказанности и жестокости главы Fox News, который до развития своей телевизионной карьеры был профессиональным политтехнологом, не гнушающимся никаких способов достижения успеха и консультирующим американских президентов, в «Скандале» бэкграунд, мотивы, предыстория Айлза абсолютно не ясны, он предстает перед нами уже довольно дряхлым пожилым человеком, передвигающимся с помощью трости и маневрирующим между интересами канала и требованиями кандидата в президенты Дональда Трампа.
Нет глубины и у характеров трех основных героинь фильма, мы практически до конца сюжета не понимаем их мотивов и истории, логика их поступков не до конца понятна зрителю. Гретхен Карлсон, которую играет значительно «состаренная» Николь Кидман, собирается начать войну с Айлзом, еще работая на канале, когда она подвергалась нападкам со стороны коллег-мужчин и была переведена из шоу прайм-тайм в дневную программу, что, исходя из рейтинга и популярности проектов, может считаться понижением. После своего увольнения Карлсон обращается в суд. Ее взаимоотношения с боссом Fox News до изображаемых событий не вполне ясны.
Вымышленная героиня Марго Робби — новый продюсер канала Кайла Поспишил, для ее семьи Fox News — это религия, родители смотрят только этот канал, а ценности, провозглашаемые с экрана, для Кайлы и ее родных нерушимы. Она наивна в своих представлениях о политике и СМИ и не может понять, как ее подруга, будучи лесбиянкой, может работать на рупор Республиканской партии. Оказывается, не все журналисты с экрана говорят то, что думают. Героиня Робби — собирательный образ, который нужен для того, чтобы зритель сопереживал сексуальной эксплуатации и разрушению личности этой молодой девушки.
Измененная до неузнаваемости Шарлиз Терон (очевидно, создатели проекта добивались максимальной схожести с прототипом) играет одну из самых успешных ведущих прайм-тайм канала Меган Келли, американскую звезду новостной журналистики. Причем ее линия в первой половине фильма целиком и полностью посвящена конфликту с республиканским кандидатом в президенты Дональдом Трампом, и лишь ближе к концу истории она после долгих колебаний присоединяется к Гретхен Карлсон, обвиняя начальника в сексуальных домогательствах.
После острых вопросов, которые ведущая задала будущему президенту США в ходе предвыборной кампании о его уничижительном и грубом отношении к женщинам, Трамп разразился потоком ядовитых твиттов и отозвался о ведущей теледебатов следующим образом: «Вы могли заметить, у нее кровь из глаз шла, у нее кровь шла отовсюду», заставив всю Америку обсуждать агрессию и предполагаемую менструацию Меган.
Ведущая подверглась нападкам со стороны сторонников Трампа, а также преследованиям американской желтой прессы до такой степени, что вынуждена была просить у Fox News телохранителей и обеспечения собственной безопасности. Айлз, который вначале поощрял и защищал Келли, в конечном итоге отступил, потому что «канал нуждается в Трампе, а Трамп — в канале», в итоге ведущая канала после многих месяцев издевательств и преследований вынуждена была пойти на унизительное примирение с Трампом, потому что она «ведущая новостей и должна с ним работать».
Фильм как бы разваливается на две части, первая посвящена конфликту Келли — Трамп, вторая — Карлсон — Айлз; очевидно, авторы сценария пытались провести параллели между кандидатом в президенты и главой Fox News, показать схожесть их поведения по отношению к женщинам, безнаказанность и эксплуатацию женщин. Но композиционная связь между этими двумя историями прослеживается плохо и создает ощущение того, что в проект вместили все, что только можно было вместить.
СКАНДАЛ НА КАНАЛЕ FOX
Динара Гутарова
В течение всей своей 50-летней карьеры в СМИ и политике Роджер Айлз демонстрировал выдающийся талант самосохранения. «В моей карьере было около 12 катастроф, но каким-то образом каждый раз я выходил сухим из воды»,¬ – хвастался он. Как главе крупнейшего телеканала Fox News, Айлзу приходилось часто использовать свои навыки, чтобы пережить скандалы, угрожающие его карьере. Но на этот раз они ему не помогли.
Заявление об отставке главы Fox News Роджера Айлза стало кульминацией 15-дневных пересудов в прессе, которые начались 6 июля. В тот день стало известно, что телеведущая Гретхен Карлсон больше не работает на канале, и что она подала на 76-летнего Айлза в суд за сексуальные домогательства, за чем последовало внутреннее расследование в компании 21st Century Fox.
Начиная с 2014 года, Карлсон использовала свой смартфон, для того чтобы тайно записывать их беседу на закрытых совещаниях, результатом чего стала коллекция компрометирующих фраз типа «Нам надо было переспать много лет назад, уверен, что и у вас и у меня все сложилось бы лучше. Иногда проблемы легче решать таким образом».
По словам Карлсон, ее отказ вступать в сексуальные отношения с бывшим боссом стало причиной ее увольнения. В заявлении об отставке Айлза Рупер Мердок выражает ему признательность за 20 лет плодотворной работы, но о скандале, связанном с сексуальными домогательствами, в документе не упоминается.
ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ
Роджер Айлз работал в качестве консультанта по связям с общественностью с президентами Ричардом Никсоном, Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем-старшим. «Он был главным в нашем бизнесе, ¬– вспоминает бывший менеджер кампании Рейгана Ed Rollins. – Он был нашим Микеланджело». Затем по приглашению знаменитого медиомагната Мердока в 1996 году он начал работу на канале Fox News.
«Я бросил политику, потому что ненавижу ее», ¬– заявлял Роджер. Но оглядываясь назад на карьеру Айлза, можно сказать, что благодаря ему канал положил начало новой форме политической кампании. Коллеги называли Роджера Айлза «Доном Корлеоне». «Телеканал Fox – это он, его видение и отображение его личности», – говорила многолетний комментатор Jane Hall.
Как написали об Айлзе в журнале «Rolling Stone» в 2011 году, «в дни работы политическим консультантом он изменил образ республиканских политиков для эпохи сетевого телевидения».
МЕСТО, ГДЕ РОДИЛСЯ СЕКСИЗМ
Немаловажной частью успеха передач он считал привлекательность телеведущих.
Все ведущие женского пола должны были носить женственные платья без рукавов, короткие юбки, макияж всегда требовался яркий, включая накладные ресницы и блестящие помады. Еще в 2013 году та же Гретхен Карлсон заметила, что «на телешоу «Fox & Friends» брюки носить не разрешается». Задача Айлза была такова: «Я хочу, чтобы люди смотрели Fox News, даже если выключен звук».
Журналист Gabriel Sherman в своей статье о Роджере Айлзе приводит несколько примеров, когда мистер Айлз допускал сексистские комментарии по поводу ног журналисток: «Я потратил кучу денег на стеклянный стол, не для того чтобы она носила брюки» или «Убери этот долбаный лэптоп, я не вижу ее ног». Также он делился соображениями о важности значения женских ног в журналистике. Рассказывая о принципах создания телешоу The Five, он говорил, что для успеха программы нужны главный ведущий, серьезный ведущий, придворный шут, Фальстафф и «ноги».
Дресс-код и общее отношение к женщинам на канале привело к тому, что работники женского пола даже на совещания приходили в мини-юбках и в блузках с глубоким вырезом: если хочешь сохранить рабочее место, стараешься играть по правилам. «Это «мир мальчиков». Ты не жалуешься. Ты просто надеваешь короткую юбку, туфли на каблуках и идешь на работу», – рассказывает одна из бывших сотрудниц. При этом, зная повадки мистера Айлза, женщины старались не оставаться с боссом наедине и часто брали с собой на встречи сотрудников мужского пола.
Манера Айлза общаться с дамами была совершенно возмутительной, а шуточки неловкими: он мог попросить телеведущую повернуться, чтобы он посмотрел, как сидит платье сзади, или, говоря об организации работы канала, пошутить о том, что «любит ставить женщин на колени». Причиной этому было не только осознание собственного влияния, но и то, что он был представитель старого поколения, чья молодость пришлась на 60-е годы, когда подобное обращение к женщинам воспринималось как само собой разумеющееся. «Я смотрю на Роджера, и это как сериал «Mad Men» (сериал про работников рекламного агентства в Нью-Йорке 60-ых), – говорит один из бывших высокопоставленных чиновников Fox News, пожелавший остаться неизвестным. – Этот парень взрослел в 50-60-е годы, тогда была совсем другая культура. Я не думаю, что он имел ввиду что-то плохое, когда говорил женщинам подобные вещи».
У КАЖДОГО СВОИ НЕДОСТАТКИ?
В его кабинете на втором этаже были установлены взрывозащитные стекла, сквозь которые он вечно наблюдал за демонстрантами на улице, пребывая в страхе, что на его жизнь будут покушаться защитники прав гомосексуалистов. Поводы для опасений были. Все знали о его враждебном отношении к гомосексуалистам, особенно после некрасивого случая, когда Роджер работал в кампании Руди Джулиани в 1989 году: один из защитников прав геев пытался сорвать выступление политика, и тогда Роджер Айлз схватил гей-активиста за горло и выставил за дверь.
В разоблачительном репортаже журнала «New York» журналист Gabriel Sherman рассказывает о сканальных подробностях, как Айлз управлял каналом «словно полицейским государством» и даже распорядился установить камеры, чтобы следить за происходящим не только во всех помещениях штаб-квартиры Fox, но и в домах Айлза.
Известная телеведущая и политический комментатор Меган Келли еще в 2012 году предупреждала руководителя PR-службы Брайана Льюиса (Brian Lewis) о том, что поведение их начальника опрометчиво и безрассудно, и что все эти истории, одна за другой проникающие в прессу, могут разрушить репутацию Айлза и повредить репутации канала. Льюис высказал свою озабоченность помощнице Роджера, той самой «своднице» Джуди Латерца, и попросил предупредить босса, чтобы он прекратил преследовать женщин-подчиненных. Однако в итоге Льюис был уволен за «отсутствие лояльности» менее чем через год.
Сама Меган Келли тоже рассказывала о неприятном опыте общения с боссом. Десять лет назад, когда она переживала тяжелый развод, он высказал неуместные комментарии и обнял ее в своем офисе так, как недопустимо обнимать коллегу. Как пишет Шерман, отношения Келли и Айлза очень испортились после ее конфронтации с Трампом, с которым Айлз дружит много лет. После иска Гретхен Карлсон многие надеялись, что Меган поддержит своего наставника Роджера Айлза, но Меган, вошедшая в 2014 году в список «100 самых влиятельных людей» по версии авторитетного издания «Time», не встала на его защиту.
Однако это сделали многие другие сотрудницы канала. Женщины бросились защищать Айлза, утверждая, что все обвинения – ложные. Сотрудницы заявляли, что никогда не были жертвами непристойного поведения своего начальника, а что касается требований носить яркий макияж, телеведущая Kiran Chetry пошутила: «Вы знаете, мы притаскиваем себя в 2 часа ночи, чтобы подготовиться к утреннему эфиру. И нам просто необходим макияж, так нужно выглядеть совсем по-другому, не так как мы выглядим ранним утром».
А МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО ПЕРЕВОРОТ?
15 дней потребовалось, для того чтобы низвергнуть «великого и ужасного» Айлза с его «трона». Человека, который, казалось бы, был неприкасаемым, отправили в отставку.
Одна за другой журналистки, телеведущие и многие другие работники женского пола канала Fox news стали рассказывать отвратительные подробности о том, как он распускал руки, зажимал девушек в каждом углу. Адвокат Гретхен Карлсон Nancy Erika Smith рассказывает, что в какой-то момент просто потеряла счет подобным звонкам и письмам: «Девушка не старше 16 лет пишет, что он предлагал ей заняться оральным сексом. Другой девушке он сказал во время собеседования: «Сними лифчик». Она была в шоке».
Однако Роджер Айлз домогался девушек всю свою жизнь. После его «разоблачения» Гретхен Карлсон, о его приставаниях стали рассказывать дамы 60-70 лет: он делал им непристойные предложения еще в далекие 50-е. Почему же в отставку отправили его именно сейчас?
Некоторые сторонники Айлза подозревают, что скандал был специально раздут, и слабости президента компании использованы братьями Мердоками – Лакланом и Джеймсом, которые давно уже хотели сместить этого величественного гиганта, «вымирающего динозавра», назначенного когда-то их отцом, и время которого ушло. Якобы для них и даже для отца Руперта Айлз давно стал головной болью: как и все великие диктаторы во время пути наверх, Роджер Айлз потерял настоящих друзей, и у него не осталось сторонников, кроме него самого.
Иск ведущей Fox News и конфликт с Трампом: о ком и о чём фильм «Скандал»
Летом 2016 года с Fox News была уволена ведущая дневной программы Гретчен Карлсон. Ни генеральный директор канала, ни штат адвокатов, ни сама журналистка не были готовы к тому, что последовало за этим решением.
О процессе, в ходе которого один из самых влиятельных людей американской медиаиндустрии лишился высокого поста, а заодно и репутации добропорядочного человека, решил рассказать режиссёр Джей Роуч («Остин Пауэрс», «Знакомство с родителями»). В своём новом фильме, который выходит в российский прокат на этой неделе, он задействовал Николь Кидман, Шарлиз Терон и Марго Робби.
В ленте есть три сюжетные линии, посредством которых создатели фильма решили продемонстрировать многообразие форм дискриминации в журналистике: конфликты с начальством, проблемы в отношениях с влиятельными мужчинами и, наконец, непонимание со стороны других женщин.
Центральная сюжетная линия посвящена реальной истории, произошедшей с ведущей Гретчен Карлсон. Она вела популярное утреннее телешоу Fox and Friends, где подвергалась постоянным недвусмысленным нападкам со стороны коллег-мужчин.
С 2013 по 2016 год Карлсон занималась программой The Real Story With Gretchen Carlson — эта телепередача выходила в дневное время и собирала меньшую аудиторию. Наконец летом 2016 года, когда ведущей не продлили контракт, она решила подать в суд на самого генерального директора Fox News Channel Роджера Айлза. По словам журналистки, босс имел непосредственное отношение к увольнению Карлсон, поскольку та отказала ему в близких отношениях.
Другая сюжетная линия выстраивается вокруг событий, которые относятся к основному сюжету опосредованно (но тем не менее также происходили на самом деле): это середина 2010-х годов и предвыборная гонка в США, одним из ярчайших персонажей которой, очевидно, был Дональд Трамп.
Во время телевизионных дебатов с бизнесменом и политиком схлестнулась Мегин Келли — сотрудница канала Fox News. Своими вопросами об отношении кандидата к женщинам она вывела оппонента из равновесия, и тот начал масштабную и долговременную кампанию против неё в интернете.
Третья часть ленты — вымышленная, в отличие от двух других, история о продюсере Кайле, которая мечтает стать ведущей. Кайла — идеальная американка-консерватор, которая искренне верит в Бога и Fox News.
Тем не менее героине предстоит на своём опыте понять, что верность корпорации не имеет ничего общего с традиционными ценностями, а залог карьерного роста здесь — мини-юбка, которую нужно поднять ещё выше.
Кайла — скорее собирательный образ: на её примере создатели ленты решили показать, как именно выглядят сексуальные домогательства, при этом не задействовав героинь с реальными прототипами в особо пикантных сценах.
К слову, Робби, как всегда, показала достойную актёрскую игру, что заставляет сопереживать героине, которая через искреннее смущение и стыд прощается с иллюзиями. Однако же режиссёр на пару со сценаристом Чарльзом Рэндольфом явно перестарался в попытках сделать героиню по-детски наивной и безоговорочно приверженной своему телеканалу (настолько, что экран её старого телевизора выгорел в месте, где расположен логотип). Этот и другие подобные моменты сделали убедительный образ Робби гротескным и искусственным.
«Скандал» отличает стилистика документального фильма. Основное действие предваряет краткая справка по устройству корпорации Fox, сделанная в форме репортажа: Шарлиз Терон в образе Мегин Келли подробно рассказывает об устройстве офиса и корпоративной иерархии, в частности о том, что синонимом власти здесь является второй этаж, где заседает великий и ужасный, всевидящий и всесильный Роджер Айлз.
В ленту также включены подлинные документальные кадры. Такая подача делает фильм более правдоподобным (его создатели даже решили напомнить зрителям, что они увидят актёров, а не реальных личностей).
Лента поднимает тему отношения общества к конфликтам подобного рода. Так, даже адвокаты Гретчен Карлсон отговаривают её от тяжбы, поскольку изначально настроены на поражение. Даже женщины, которые позже рассказали, как Айлз принуждал их к близости, сперва отказывались поддержать Карлсон (но позднее последовали примеру Мегин Келли, которая после долгих колебаний и собственного расследования решила свидетельствовать против босса).
Подобный подход идеально вписывается в американскую повестку дня: от скандалов, связанных с половой дискриминацией и домогательствами, женщины перешли к обвинениям друг друга в том, что они якобы поддерживают неприемлемое поведение мужчин и мужчин в принципе (так, выступавшая против Харви Вайнштейна Роуз Макгоуэн недавно решила уличить в лицемерии Натали Портман).
К слову, «Скандал» участвовал в оскаровской гонке — 2020. На статуэтку за главную женскую роль претендовала Шарлиз Терон (хотя больше экранного времени было уделено героине Николь Кидман). На приз за роль второго плана была номинирована Марго Робби, однако академики сочли более убедительной кандидатуру Лоры Дерн, снявшейся в ленте «Брачная история».
По итогам церемонии «Оскар» получили парикмахеры и гримёры проекта — сложность их работы состояла в том, чтобы придать актёрам максимальное сходство с реальными личностями, хорошо знакомыми многим американским телезрителям (исключение составляет только вымышленная героиня Марго Робби). В данной номинации «Скандал» соперничал с другими оскароносными картинами — «Джуди» и «1917».
«Скандал» или «Самый громкий голос» —
чей Роджер Айлз страшнее
2016 год, прямой эфир американского консервативного канала Fox News. Ведущая Мегин Келли задает вопрос кандидату в президенты США Дональду Трампу о его неуважительном отношении к женщинам. Отшутившись на экране, Трамп начинает всерьез травить Мегин в твиттере после эфира. Тем временем, ее коллега Гретчен Карлсон впала в немилость у руководства канала и теперь пытается выбрать идеальный момент, чтобы подать в суд на Роджера Айлза, который возглавляет Fox News. А в самом низу пищевой цепочки барахтается Кайла, ассистентка Гретчен Карлсон. Девушка не готова ждать, пока Гретчен доверит ей место перед камерой, и хочет сменить покровителя – а кто как не Роджер Айлз может быстро исполнить мечту Кайлы и сделать ее телезвездой?
«Скандал» основан на реальной истории падения Роджера Айлза, одного из самых влиятельных людей в современной Америке. Он не только много лет руководил каналом Fox News, рупором республиканской политики, но был и медиа-консультантом таких президентов как Ричард Никсон, Рональд Рейган, Джордж Буш – старший и Дональд Трамп. Карьера Айлза рухнула в 2016 году после обвинений в сексуальных домогательствах от двух десятков женщин. Его дело было резонансным, но не вышло за пределы США и не попало под каток #MeToo – это движение появилось только год спустя, в результате «подвигов» кинопродюсера Харви Вайнштейна (его на днях признали виновным в сексуальном насилии).
Несмотря на свежесть событий, «Скандал» оказался не первой их экранизацией – летом 2019-го вышел мини-сериал «Самый громкий голос», где Роджера Айлза на краю пропасти сыграл лауреат «Оскара» Рассел Кроу. Сравнивать сериалы с фильмами занятие обычно сомнительное, но здесь параллели напрашиваются, в том числе и потому, что снят «Скандал» так, будто вышел он где-то на ТВ в рубрике политических телефильмов, а не на большом экране. Действие почти не покидает тесных комнаток телестудии, документальная хроника щедро подмешана в выпуски местных новостей, чтобы добавить картине веса, а камера оператора то и дело резко увеличивает лицо одной из героинь, для пущей драмы. Все становится на свои места, когда узнаешь фамилию режиссера. Это Джей Роуч – он начинал с пародийных комедий про Остина Пауэрса, а в последние годы снял несколько политических телефильмов для кабельного канала HBO, в частности, «Игра началась» (про одиозную Сару Пэйлин, губернатора Аляски) и «До самого конца» (о президентстве Линдона Джонсона сразу после убийства Джека Кеннеди).
«Скандал» – это фильм, где три амбициозные журналистки торопливо передают друг другу сюжетную линию, словно эстафетную палочку. Обидно, что дыхания у них хватает где-то на половину дистанции. Джей Роуч со старта пытается взять темп Аарона Соркина («Социальная сеть», сериал «Западное крыло»), который в свое время довел до совершенства прием «walk and talk». Это повествовательная техника для сцен с несколькими героями, которые разговаривают на ходу – обычно ее используют, чтобы подчеркнуть занятость персонажей. Героини Роуча тоже мчатся сквозь офисы и даже ломают четвертую стену, обращаясь напрямую к зрителю, но во второй половине фильма почему-то напрочь забывают обо всех этих бодрящих приемах, замедляют шаг и спохватываются где-то за минуту до финальных титров.
Взамен лента предлагает схематичную драму о неизбежном свержении зла и деликатно оставляет за кадром практически все подробности домогательств. Единственная сцена, которая вызывает дискомфорт, и действительно способна объяснить сомневающемуся зрителю, что же такое харрасмент – «собеседование» Кайлы в кабинете Роджера Айлза, где омерзительно сопящий старик требует, чтобы девушка поднимала свое платье все выше и выше. Так на канале Fox News еще совсем недавно проверяли преданность.
Марго Робби в роли Кайлы Посписил. По словам актрисы, до того как прочесть сценарий, она не думала, что сексуальным домогательством на рабочем месте могут считаться вербальные намеки с соответствующим подтекстом: «Я всегда считала, что необходим физический контакт для того, чтобы это стало чем-то незаконным или хотя бы неправильным»
Но когда Рэндольф оказывается перед лицом настоящей трагедии, он не находит для своих персонажей ничего, кроме плоских и пафосных фраз. В итоге, «Скандал» уступает сериалу «Самый громкий голос» как в актуальности, так и в глубине подхода и убедительности. А главное: фильм Роуча не добавляет к истории Роджера Айлза ничего нового, кроме тройки блестящих актрис – Шарлиз Терон, Николь Кидман, Марго Робби – в отличном гриме. Да, Терон и Робби получили свои номинации на «Оскар», а сам фильм даже отхватил статуэтку за грим и прически. Вот только утешительные призы еще никого никогда не утешали.