северный речной порт история

Артефакты города: Северный речной вокзал — порт пяти морей

История главного московского порта в архивных и современных фотографиях

Северный речной вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году. Интересно, что построили его еще до заполнения Химкинского водохранилища, то есть фактически на суше. Вокзал, который также называют Химкинским, считается одним из символов города и интереснейшим памятником сталинской архитектуры.

Общая длина причалов вокзала — около полутора километров. Здание выполнено в форме огромного корабля, который как бы держит путь в направлении пяти морей, с которыми, благодаря системе шлюзов, у Москвы есть возможность сообщения. Отсюда и почти мифологический лозунг, что Москва — это порт пяти морей.

Вход украшен майоликовыми панно, на которых изображена «Москва будущего». Террасы вокзала украшают фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южных и северных водных путей в Москве. Уникальные куранты, стоящие в башне вокзала, перевезены сюда из Воскресенского собора г. Волоколамска. В здании вокзала расположен ресторан. К вокзальному зданию примыкает парк площадью около 50 га. В нем установлен памятник — бюст Алексея Николаевича Крылова (кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР).

Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала — высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935–1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь несколько раз.

От Северного речного вокзала отправляются суда, работающие на круизных маршрутах до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону, Перми и суда, работающие на прогулочных маршрутах до бухты Радости, Троицкого. Наиболее популярны прогулки по Химкинскому водохранилищу без высадки на берег. Можно также заказать прогулку на теплоходе за город в зоны отдыха. До 2005 года существовала навигация до некоторых подмосковных районов на теплоходах «Ракета». Теперь «Ракеты» осуществляет только туристические прогулки.

Источник

Что нужно знать о Северном речном вокзале

Откуда взялся Северный речной вокзал и почему он так важен?

Северный речной вокзал появился в эпоху грандиозных строек и бурного развития Москвы. Тогда же, в 1930-е годы, началось строительство метрополитена и проектировался Дворец Советов. Конструктивизм постепенно вытесняла неоклассика: архитектура столицы становилась особенно величественной и пышной. Ну а речной вокзал, яркий памятник сталинского ампира, создавался в непосредственной связи с каналом «Москва-Волга» (сегодня – Канал им. Москвы) – уникальным водным сооружением с гидростанциями, шлюзами, распределительными устройствами. Сегодня он дает городу более 60 % всей потребляемой воды – как питьевой, так и для промышленных нужд, позволяет завозить различные грузы – строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь, обеспечивает подачу электроэнергии. Кроме того, на берегах канала появилось множество баз отдыха и рыболовства. Словом, значимость его огромна, а о необходимости такого канала думал еще Петр I.

5f8029d7e6b9d41f85422ac7Фото: Shutterstock

Речной вокзал стал «венцом» грандиозного комплекса и водными вратами Москвы. Поражающий воображение памятник архитектуры был вообще-то экспериментальным проектом – подобных сооружений в стране до этого не возводили. Зато позже он послужил образцом для речных вокзалов в других городах. Благодаря ему и каналу столица стала по праву считаться «портом пяти морей»: отсюда стало возможно добраться на Черное, Белое, Балтийское, Азовское и Каспийское моря. А в число основных направлений навигации вошли Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград. Когда-то вокзалом пользовались 1,5 миллиона пассажиров за сезон, и теперь, после восстановления, пропускная способность сможет вернуться к этим цифрам.

5f8028c5e6b9d456b61b7037Фото: Canva.com

Еще один интересный исторический факт: именно в акватории вокзала начинались советские арктические авиаэкспедиции 1930–1940 годов.

Архитектура и декор

Северный Речной вокзал – первый по-настоящему красивый речной вокзал страны. Даже так: он первым был задуман, как красивый. Как не только функциональное сооружение, но и место притяжения, достопримечательность, где можно прекрасно провести время.

Здание вокзала напоминает корабль – огромный круизный лайнер. Его открытые веранды с колоннами должны были символизировать палубы; открытые галереи с фонтанами по обеим сторонам – нос и карму; центральная часть – корпус корабля с каютами; а центральная башня – мачту или трубы парохода (существуют разные интерпретации, но суть понятна).

5f802affe6b9d415e379e303Фото: Александр Калашников

Помимо морской тематики его архитекторы, Алексей Рухлядев и Владимир Кринский, вдохновлялись Дворцом дожей в Венеции – величественным памятником итальянской готической архитектуры XIV-XV веков.

5f8027b9e6b9d456b61b7033Фото: Shutterstock.com

27-метровый шпиль вокзала украшает огромная позолоченная звезда, похожая на знаменитую кремлевскую звезду со Спасской башни. Механизм шпиля – подвижный: проектировщики хотели, чтобы его можно было задвигать обратно в башню в конце навигационного сезона. Однако эта функция оказалась невостребованной: шпиль убирали лишь единожды, в 1941 году, чтобы он не стал мишенью для немецких бомбардировщиков. Вместе с ним высота здания составляет 75 метров.

Как и любая выдающаяся архитектура, Северный речной вокзал производит мощное общее впечатление и в то же время привлекает деталями. Так, например, большой популярностью у любителей фото пользуются его знаменитые фонтаны, расположенные по краям здания – «Север», украшенный фигурами гагар и диких гусей, и «Юг» со скульптурами резвящихся дельфинов.

5f802b49e6b9d438f357fe68Фото: Александр Калашников

Понравился посетителям и новый фонтан («Юг» и «Север» были отреставрированы), который установили на площади перед вокзалом: это светодинамический фонтан площадью более 110 квадратных метров. 5f802b7de6b9d404ac4b5f55Фото: Александр Калашников

Весьма примечательны 24 фарфоровые тарелки-медальоны на колоннах у обоих входов на вокзал – со стороны набережной и парка. Все они имеют 1,5 метра в диаметре и украшены уникальными полихромными рисунками, объединенными темой достижений нашей страны. Там и освоение Арктики, и станция метро «Киевская», и Театр Красной Армии, и различные корабли, и даже романтичный и удивительный дирижабль. Он, как и многие другие изображения на медальонах, имеет реальный прототип: это самый большой советский дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим», построенный в городе Долгопрудный на комбинате, который так и назывался – «Дирижаблестрой». На одной из тарелок изображен Дворец Советов – каким он задумывался. Реставрация этих элементов декора была каверзной задачей, но теперь мы можем любоваться ими в первозданном виде. Все диски расписала вручную художница-керамист Наталья Данько. Среди других известных ее работ – серия фигурок, что до сих пор находятся на станции метро «Театральная». 5f802bbee6b9d404ae42066bФото: Shutterstock

Читайте также:  курс доллара при царе

Интерьеры вокзала очень пышные и светлые. Посещение их должно было стать настоящим событием для советского человека. И снова большое внимание к деталям: люстры имели форму раковин, светильники – соцветий ландыша, полы украшала мозаика, а потолки – эффектная роспись. Когда вокзал открылся в 1937 году, здесь уже было все необходимое для комфортного пребывания – душевая, телеграф, комната матери и ребенка с игровой и спальней, библиотека, парикмахерская, обувная мастерская, комната врача, буфеты.

Работу над каналом и Северным речным вокзалом высоко оценили и в стране, и за рубежом. По завершению проекта Рухлядева наградили орденом Ленина. В том же 1937-м архитектор представил его на Всемирной выставке в Париже и получил диплом Большой премии. В 1987 году Северный речной вокзал признали памятником архитектуры регионального значения.

Прилегающая территория

Под стать величественному зданию и обширный парк, спланированный по канонам регулярного французского сада – с парадным партером, геометрично расположенными аллеями и цветниками, многочисленными скульптурами и фонтанами. Он был создан в 1936–1938 годах по проекту Тимофея Шафранского и тоже является объектом культурного наследия регионального значения.

5f802c07e6b9d45533416df3Фото: Александр Калашников

Проект благоустройства преобразил всю территорию вокруг вокзала – и этот парк, и 17 причалов, и набережную, раскинувшуюся почти на полтора километра. Темой обновленного дизайна этих пространств стала «река». Вдоль набережной теперь течет 400-метровый «ручей», изображающий канал им. Москвы. Его украшают латунные копии шлюзов канала – сооружений для пропуска судов на реке («Дубна», «Темпы», «Яхрома», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2», «Тушино-1» и «Тушино-2»), а также миниатюра здания Северного речного вокзала. Выглядит композиция очень необычно и красиво – это самостоятельный арт-объект и отдельная достопримечательность комплекса. По ручью можно и нужно запускать кораблики, что непременно оценят юные гости.

5f802c5be6b9d438f357fe6aФото: Александр Калашников

Чем заняться

Мы уже писали, что Северный речной вокзал был изначально задуман как место для прогулок и отдыха. Эксперты считают, что теперь, после реконструкции, он будет не только туристическим маст-хэвом для гостей из-за рубежа и других городов России, но и центром внутреннего туризма, куда москвичи будут нередко заезжать в выходные и праздничные дни. То есть встанет в одном ряду с ВДНХ, Парком Горького, Зарядьем. На открытие вокзала пришло очень много людей, и восторженных отзывов было не сосчитать. Ведь получилось и правда очень здорово.

5f802d0ae6b9d4578541412cФото: Александр Калашников

Посетителям мы рекомендуем познакомиться с вокзалом поближе – на экскурсии. Из-за пандемии они временно приостановлены, но, когда позволит обстановка, такая прогулка станет отличной идеей. Проводят их экскурсоводы Музея Транспорта Москвы и в том числе его директор – Оксана Бондаренко.

В здании вокзала открыли выставочное пространство этого же музея. Планируется, что оно даже станет его «визитной карточкой». Первой экспозицией стал проект «Порт пяти морей и одного воздушного океана», посвященный роли Северного речного вокзала в освоении Арктики.

Не только подкрепиться, но еще поностальгировать и полюбоваться интерьерами в особом стиле «советского шика» можно в ресторане «Волга-Волга». Легендарное заведение было открыто в далеком 1939 году. Сегодня там подают главные хиты советской и русской кухни – костромской борщ, волжских раков, жареных карасей, котлеты из щуки, птичье молоко и другие.

Конечно же, отсюда отправляются речные круизы ­– выбирайте и бронируйте в местном туристическом офисе. Ну а дальше будет больше. В следующем сезоне на территории Северного речного вокзала начнут проводить культурные мероприятия – для этого уже возведен амфитеатр. Посетители смогут насладиться пляжным отдыхом в зоне с тремя бассейнами с подогревом для взрослых и детским бассейном глубиной 0,5 метров.

Поблизости открылись площадки для воркаута, стритбола, шахматных турниров и настольного тенниса, а также каток с хоккейной коробкой. Юным гостям непременно понравится уютная детская площадка, оформленная в морской тематике.

5f802d9fe6b9d4037b1c1babФото: Александр Калашников

И, пожалуй, самые волнующие планы – долгосрочные: в ближайшие годы между станциями «Сходненская» и «Речной вокзал», как раз над каналом, построят канатную дорогу длиной 2,3 километра. Она соединит несколько районов и станет важным транспортным объектом в округе. Ну и увлекательным аттракционом, конечно же!

Источник

Мифы и легенды Северного речного вокзала

Весной 2019 года в столице началась реставрация Северного речного вокзала. Благодаря этому исследователи получили доступ к архиву Канала имени Москвы, где хранятся оригиналы чертежей вокзала. Ещё недавно эти документы были засекречены, поскольку строительство канала и его объектов находилось в ведении НКВД. Среди тех, кому удалось поработать в архиве, оказалась искусствовед Анна Гайнутдинова. Она написала для Strelka Mag статью о своих находках, а также предоставила редакции фотографии архивных чертежей.

Проектная перспектива. Вид со стороны гавани, 1937 год / Фонды Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева. Цветная отмывка. Фото автора

Здание Северного речного вокзала находится в ряду самых известных раннесоветских архитектурных сооружений Москвы. Оно строилось в 1933–1937 годах одновременно с каналом Москва — Волга (с 1947 года — Канал имени Москвы). Речной вокзал стал важнейшим объектом этой водной артерии, в 1987 году его признали памятником архитектуры.

В 1930-х годах в монографических сборниках и в периодической печати выходило множество публикаций, посвящённых строительству канала. Даже журналы «Мурзилка» (1937 г. № 6) и «Техника молодёжи» (1936 г. № 11–12) выпустили по номеру о «главной стройке страны». Последний особенно интересен тем, что в качестве иллюстраций в нём были использованы рисунки заключённых художников Дмитлага Глеба Куна и Константина Соболевского.

Читайте также:  сто историй maxima d i p project

Профильные издания, такие как «Архитектура СССР», «Строительство Москвы» и «Архитектурная газета», публиковали статьи авторов проектов сооружений канала. Среди них был и Алексей Михайлович Рухлядев — главный архитектор здания Северного речного вокзала.

Страницы из журнала «Техника молодёжи» (1936 г. № 11–12)

В то же время проектные и рабочие материалы по строительству канала на протяжении десятилетий были недоступны исследователям. Эти документы были засекречены спецслужбами, поскольку канал Москва — Волга строили заключённые Дмитровского исправительно-трудового лагеря, Дмитлага, и весь проект находился в ведении НКВД. Из-за дефицита информации вокруг здания вокзала сложилось множество ошибочных представлений и мифов.

Благодаря реставрации вокзала, которая началась в 2019 году, исследователи смогли обратиться к фондам ведомственного Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Там на хранении находится невообразимое количество проектных и рабочих материалов времён строительства канала и его последующей эксплуатации. Это эскизы и чертежи к подавляющему большинству декоративных элементов и предметов интерьера с подробным перечнем материалов и техник, которые предстояло использовать при их изготовлении, в частности, всех видов осветительных приборов, дверных ручек, капителей колонн и пилястр, вентиляционных решёток, дверей, циферблатов часов.

«Звезда со Спасской башни»: главный миф речного вокзала

Монтаж звезды на шпиле Речного вокзала, 1937 год ( увеличить )

Монтаж звезды в Кремле, 1935 год ( увеличить )

Со Спасской башни звезду демонтировали в октябре 1937 года вместе с оригинальными звёздами с остальных башен. Звезду на шпиль Речного вокзала установили весной 1937-го перед торжественным открытием канала, о чём свидетельствуют фотографии этого периода. Кроме того, в публикациях 1930-х годов, в том числе в статьях, написанных автором проекта Рухлядевым, упоминается, что на вершине шпиля Северного речного вокзала будет установлена звезда «по типу кремлёвских», а не одна из уже существующих.

В конце концов, звёзды с башен Кремля снимали из-за того, что они сильно потемнели и перестали выглядеть представительно. Едва ли на центральном объекте такого амбициозного комплекса, как канал Москва — Волга, стали бы устанавливать потемневшую и потрёпанную ветрами звезду.

Демонтаж звезды Северного речного вокзала в июле 2019 года / Фото автора

Сейчас звезда Речного вокзала демонтирована со шпиля и отправлена на реставрацию в мастерскую компании «Арт-Бронза», которая также принимала участие в реставрации металлических элементов комплекса ВДНХ. За девять десятилетий звезда, конечно, значительно потемнела. Особенно сильно покрылись патиной серпы и молоты. Уральские самоцветы, которыми они инкрустированы, также требуют чистки, но большая часть этих камней — подлинная.

Ошибка в Реестре памятников москвы

Документальный фильм о строительстве канала Москва — Волга

Кроме того, во многих публикациях в числе авторов проекта Северного речного вокзала упоминается архитектор Владимир Кринский. Вероятно, это связано с тем, что они с Рухлядевым с 1920-х годов регулярно работали вместе, в том числе над проектом Карамышевского гидроузла канала Москва — Волга. Но здание вокзала Рухлядев проектировал один. Это подтверждается, в частности, тем, что ни на одном из многочисленных чертежей вокзала подписи или фамилии Кринского нет. В то же время подписи Рухлядева стоят на каждом из них, включая наброски и эскизы.

исчезнувший часовой механизм и перекрашенный циферблат

Ещё один вопрос пока остаётся неясным. Существует версия о том, что часовой механизм на башню Речного вокзала (или его часть) был перемещён с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. При исследовании архивных документов эту гипотезу не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. На момент начала реставрационных работ часовой механизм уже отсутствовал, от него не осталось никаких следов. В процессе реставрации в башне будет установлен новый механизм.

Кирпичная кладка и облицовка башни / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

Всего в оформлении вокзала было использовано пять часов. Четыре однотипных циферблата установлены на третьем ярусе башни, пятый циферблат расположен на скате свода в зале ресторана. Последний полностью соответствует эскизам с подписью архитектора из архива канала. Башенные часы несколько отличались от архивных набросков.

Габаритный чертёж капители вестибюля / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

Чертёж полотна раздвижных ворот / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

Однако в процессе реставрационных работ был расчищен сегмент одного из циферблатов, и оказалось, что рисунок, открытый реставраторами под слоем поздних закрасок, полностью повторяет авторский замысел. Выяснилось, что циферблаты были перекрашены: их диаметр увеличился, вместо золотой краски для минутных делений была использована серебряная, а цифры и стрелки были покрыты серой эмалью. Теперь циферблаты будут расчищены и приобретут первоначальный вид.

Сколько раз поднимался шпиль

Все четыре массивных якоря, установленные на третьем ярусе башни, первоначально были бронзированы и сверху покрыты бесцветной эмалью. Однако в скором времени их покрыли чёрной краской, потому что под воздействием погодных условий якоря быстро потемнели, перестали блестеть и стали не видны на фоне светлой стены. После реставрации якоря также останутся чёрными.

Чертёж окна / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

На нижнем ярусе башни были установлены бетонные фигуры красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Согласно первоначальному замыслу архитектора, их предполагалось покрыть бронзовой краской. Однако это не было сделано. Этой весной все фигуры были демонтированы, и по слепкам с них — также из бетона — сделали копии. Подлинники будут экспонироваться в новом музее истории канала, открытие которого пока остаётся в планах, а копии установят на башне.

Особого внимания заслуживает 27-метровый шпиль здания и его выдвижной механизм. По проекту, он должен был служить маяком для судов, подниматься с началом навигации и опускаться с её завершением. Однако происходило это значительно реже. Достоверно известно о трёх случаях, когда шпиль поднимался над зданием вокзала: дважды в советский период — на торжественном открытии канала и после окончания войны — и один раз в год празднования 850-летия Москвы. Вероятно, это связано с тем, что высокий тонкий шпиль, увенчанный массивной звездой, был не в состоянии противостоять ветрам, сила которых на открытом пространстве Химкинского водохранилища довольно высока.

Четыре фонтана вместо двух

Самым серьёзным повреждениям в результате длительного небрежения подверглись фонтаны, располагающиеся в южном и северном дворах, образованных галереями. В южном дворе располагался фонтан «Юг» с девятью играющими со стеклянными шарами в струях воды металлическими дельфинами. На противоположной стороне располагался фонтан «Север» с фигурами мраморных белых медведей и птичьим базаром из металлических гагар и гусей скульптора Льва Кардашева.

Читайте также:  объясните суть понятия общественное движение история

До настоящего времени полностью сохранились только каменные элементы фонтанов, требующие серьёзного реставрационного вмешательства. Из девяти фигур дельфинов уцелели только три, обнаруженные реставраторами в подвале здания при первом его осмотре. Птицы не сохранились.

Общий вид, план и схема южного фонтана с фигурами дельфинов / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

Южный фонтан довольно хорошо известен по фотографиям 1950–1970-х годов, а в архиве канала были обнаружены его эскизы и чертежи. Другие эскизы и модели были открыты в архивах семьи автора этой композиции, скульптора Ивана Ефимова. С северным фонтаном такого обилия материалов, к сожалению, обнаружить не удалось, и его восстановление пока представляет собой нерешённую задачу.

Кстати, мало кто об этом знает, но на вокзале не два фонтана, а четыре.

Кроме двух больших фонтанов, со стороны Речного фасада на уровне цоколя в полукруглых нишах у торцов здания расположены два небольших фонтана-родничка. Первоначально из протомы в виде головы осетра струйка воды била в гранитную чашу. Место расположения этих фонтанов было выбрано не случайно и должно было ассоциироваться со сквозными отверстиями в бортах для стока воды с палубы, шпигатами. Сейчас фонтанчики не функционируют, но после окончания реставрации должны снова заработать.

Возвращение Крыши-террасы

Реконструкция вокзала подразумевает не только возобновление его работы, но и создание на его территории общественных пространств. План особенно интересен в свете того, что изначально архитектор Рухлядев старался приспособить здание к круглогодичному использованию и в целом повысить его функциональность. Он задумывал свой вокзал не только как «транспортное» сооружение, но и как «место для отдыха», рассчитанное на транзитных пассажиров, экскурсантов и спортсменов.

Вариант торцевого фасада / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

«Крыша-терраса», как называл её Алексей Рухлядев, должна была привлекать отдыхающих и связывать здание с «перспективами на окружающий ландшафт». После реставрации смотровые площадки и крыша снова будут доступны.

архив в мешках

На протяжении многих десятилетий фонды архива канала были полностью засекречены, поскольку там содержались сведения о непосредственных строителях канала — заключённых Дмитлага.

В первые годы Великой Отечественной войны архив был эвакуирован в Ульяновск. В эвакуации его разделили на две части. Одна состояла из проектной и рабочей документации, вторая — из личных дел узников ГУЛАГа. После войны первая часть более или менее целиком вернулась в Москву.

План первого этажа вокзала с экспликацией помещений, 1937 год / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

Судьба второй части доподлинно не известна, и что-то узнать о ней можно только по воспоминаниям очевидцев. Одна из сотрудниц архива, которая вместе с ним находилась в эвакуации, рассказала мне, что перед возвращением в Москву наблюдала за погрузкой документов на пароход. По её словам, мешки с личными делами сотрудники МГБ просто выбрасывали в Волгу. При этом сортировка материалов с рабочей документацией проводилась «на глазок»: мешок с документами вскрывался, и из него вынималось первое попавшееся дело. По его содержанию принималось решение, сохранить остальное содержимое всего мешка или нет. Поэтому в проектной документации есть странные пробелы.

Часть дел заключённых Дмитлага всё же вернулась из эвакуации, но была уничтожена уже в 1990-е при передаче архива в ведение ФГБУ «Канал имени Москвы». Тогда последние мешки с делами сожгли неизвестные.

Значительная часть фонда до недавнего времени так и лежала в мешках. Несколько лет назад сортировкой и систематизацией документов занялась одна из сотрудниц ФГБУ «Канал имени Москвы» в свободное от работы время. Именно благодаря её усилиям были обнаружены архивные материалы.

В фондах по-прежнему остаются неизученные и неопубликованные документы по шлюзам и прочим сооружениям канала. Часть материалов по-прежнему хранится — правильнее сказать, гибнет — в мешках.

Национальный памятник регионального значения

Северный речной вокзал — уникальный памятник, и его ценность с точки зрения истории и культуры имеет общенациональное значение. Сегодня в реестре объектов культурного наследия он числится как региональный, а не федеральный памятник, и это кажется несправедливым.

Более того, Северный речной вокзал необходимо охранять в составе огромного архитектурно-инженерного ансамбля. Вокзал проектировался и строился как часть канала Москва — Волга. Он расположен на территории двух субъектов федерации и включает в свой состав десятки объектов: шлюзы, гидростанции, мосты, путепроводы, пристани, посёлки, жилые дома и места захоронения истинных строителей канала — заключённых, которых свозили на стройку со всей страны. Практически ничто из перечисленного не имеет охранного статуса. Памятником признан лишь вокзал, и это означает, что прочие части ансамбля могут быть кардинально трансформированы или вовсе уничтожены. В этом случае Речной вокзал, даже тщательно охраняемый сам по себе, потеряет свой контекст, а вместе ним и львиную долю ценности.

Попытки поставить на охрану отдельные узлы или объекты канала успехом не увенчались. Так было и с Карамышевским гидроузлом, и с Домом работников Карамышевского гидроузла, и с пристанью Серебряного Бора. Причины этих отказов остались неясными.

Строительство канала Москва — Волга

Кажется также чрезвычайно важным в корне пересмотреть концепцию репрезентации всего комплекса канала. Нельзя маскировать историю с помощью нарядных архитектурных форм, нельзя молчать о судьбах жертв репрессий, чьими руками все эти сооружения были выстроены. Этот пласт нематериального наследия, прочно связанный с архитектурными и инженерными сооружениями канала, необходимо сохранить и наглядно представить не только в научных статьях и музеях. Каждый турист, путешествующий по каналу, должен знать историю его возникновения.

Автор благодарит Константина Беляева, главного архитектора проекта реставрации Северного речного вокзала за увлекательный рассказ о процессе реставрационных работ, а также Бориса Кондакова за сведения о попытке включения элементов ансамбля Канала им. Москвы в реестр объектов культурного наследия.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector