семенов день на руси

Семенов день на руси

В простонародье и в отечественных летописях 14 сентября (1 сентября по старому стилю) известно под именем Семенова дня. Преподобный Симеон (390-459 гг.) жил в Сирии. Там он соорудил башню из камней — столп, и много лет с нее не спускался. Особенно широко он почитался в первом тысячелетии в Византии. А оттуда почитание Симеона Столпника, как человека святого, перешло на Русь.

С середины XIV века до 1700 года Семенов день был на Руси большим праздником — с него отсчитывалось начало года. Этот день, заканчивая лето (сезон), а также отныне и старое лето (год), получил в народе название Летопроводца (Семён-Летопроводец).

Семенов день, по установившемуся с давних времен и вошедшему в силу закона обычаю, являлся сроком уплаты оброков, даней и пошлин. Им начинались и заканчивались условные договоры между поселянами и торговыми людьми. С него сдавались во временное пользование земли, рыбные ловли и всякие другие угодья.

В Семенов день на Руси обычаи — «постриги» и «сажания на коня» — о которых сохранились летописные свидетельства еще с начала XII века. Мальчикам при переходе к четвертому году выстригали волосы на темени; мать зашивала прядь в ладанку. Затем ребенка выводили во двор, где его уже дожидался отец с объезженным конем, сажали в седло и давали немного прокатиться. То-то смелый вырастет наездник!

На Семёнов день справляли в деревнях новоселье. За сутки до переезда впускали в дом петуха и кошку. Они домовничали и выпроваживали из дома всякую нечесть. Утром в день новоселья выгребала большуха (старшая в доме) все уголья из печи старого дома в два чугуна: в один, маленький, и в другой — большой. Маленький чугунок предназначался для домового. Большой же старики с почестями и благословением переносили в новый дом.

Со времени Семена-дня повсеместные сельские работы назывались бабьими. Этому названию способствовало самое время: ни холодное, ни теплое, которое как нарочно выгоняло женщин из избы, чтобы работать на открытом воздухе. На женские работы стекались молодые люди, чтобы им помочь, и помогали преимущественно молодкам и красным девушкам. Ввечеру начинались посиделки, и тут просиживали за работами до первых петухов. В первые посиделочные дни угощали разными кушаньями и пивом;

С еще более давних времен был обычай в Семенов день, совпадающий с древним праздником славянского Белбога, хоронить мух и тараканов, чтоб на весь год пропали.

Семен-день с давних пор чествовался не только работниками, но и охотниками. В старину в этот день выезжали бояре охотиться за зайцами. Существовало поверье, что «от семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют», и что «первая затравка наводит зимою большие добычи».

Время с Семёна дня до Рождества Пресвятой Богородицы называют бабьим летом.
С Семёна дня до Гурия (15 ноября) — свадебные недели.

Источник

Симеон-летопроводец: почему 14 сентября хоронят мух, и как встречать бабье лето

06:00, 14 сентября 2019г, Общество 1447

fly 2925266 960 720

14 сентября в народном календаре называется Симеон-летопроводец (потому что по старому стилю это было 1 сентября – проводы лета), а в православии в этот день поминают преподобного Симеона Столпника – знаменитого сирийского монаха.

В этот день на Руси начинали ходить на смотрины невест и играли первые осенние свадьбы. Также 14 сентября мальчиков 3 лет впервые стригли, посвящая в воины и землепашцы. И проводили обряд похорон… тараканов и мух!

Какие традиции на 14 сентября

Симеон провожает лето обычное, а встречает бабье. Его начало нужно отмечать народными гуляниями.

Также на 14 сентября было принято перезжать: день благоприятствует такому делу, но нужно было не забывать в старом доме своего домового, обязательно позвать его с собой.

Накануне, 13 сентября начинались посиделки у молодежи, а для тех, кто хотел жениться – устраивались смотрины на Симеона. И начинались свадебные недели.

Малышам, которым исполнилось 3 года, постригали волосы. Мальчикам выстригали пучок волос с головы, а крестный отец сажал его на коня и водил лошадь с ребенком по двору. Так ребенок посвящался в воины и землепашцы. С этого времени воспитывать мальчика разрешалось только отцу и другим мужчинам семьи.

Читайте также:  конец монгольского ига на руси дата

Как хоронят тараканов

14 сентября проводили обрядовые похороны тараканов и мух, которые считались символами бедности. Гробик для насекомых делали из морковки или репки. В него клали убитое членистоногое, отловленное в доме, и закапывали очень далеко от жилища, чтобы бедность не вернулась.

Источник

Семенов день на руси

О жизни и подвигах христианского подвижника писали его ученик Антоний, христианские историки Феодорит Киррский, Феодор Чтец, Евагрий и др.

Преподобный Симеон явился автором подвижничества, именуемого столпничеством. Он сложил каменный четырехметровый столп, на который поставил келью, а затем обнес его стеною. С этого столпа он читал проповеди приходящим паломникам, и стал известен как мудрый духовный наставник. О нем знали во всей Римской империи и за ее пределами. Императоры писали ему о своих делах и спрашивали совета.

Св. Симеон умер в возрасте 103 лет (в 459 г.), более 40 лет из которых он провел на столпе.

Действо новолетия начиналось в полночь ударом вестовой пушки в Кремле. При этом слышался колокольный звон на колокольне Ивана Великого и открывались городские ворота. Утром народ сходился в Кремль. По окончании утренней службы в Успенском соборе, патриарх выходил в западные двери со святыми образами, в сопровождении духовенства. Перед вратами, на церковном дворе совершалось «патриаршее молитвословие». Царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха.

Кроме того, по народным представлениям считалось, что в Семенов день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого все воробьи собирались к нему и их нельзя было увидеть.

С Семенова дня начинались засидки (см. Посиделки), т.е. работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи.

Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.

С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы.

Источник

Почему славяне в сентябре мух хоронили

Славяне 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому стилю) отмечали Новолетие. День этот был особый – по нему о погоде судили, с него начинали водить осенние хороводы и устаивать посиделки (засидки) в избах при огне. Рассказываем, что это за праздник и какие развлечения на Руси были наиболее популярны в сентябре.

b7e40c88

Семёнов день – начало индикта

1 (14) сентября отмечается Семёнов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семён-летопроводец) – это день памяти преподобного Симеона Столпника. Он был пастухом, пас овец на территории современной Турции – в Каппадокии. Потом ушёл в монастырь, стал послушником, а затем иноком (монахом). Прославился аскетичным образом жизни и тем, что сложил столп высотой 4 метра, а на вершине соорудил келью. Из неё он читал проповеди, и был известен по всей Римской империи. Многие знатные люди и вельможи обращались к нему за советом. На столпе он прожил более 40 лет из своих ста трёх.

С Семёновым днём на Руси совпадало окончание старого лета (года) и начало нового, поэтому Симеон Столпник стал в народе называться ещё и «летопроводец».

На 1 (14 сентября) ранее приходился особый «чин препровождения лета», празднование церковного новолетия – «начало индикта». Это было связано с важным событием, состоявшимся в 325 г. на первом в истории христианства Вселенском соборе (Никейском соборе). Тогда руководителями церкви было принято решение перенести начало нового года с 1 марта на 1 сентября. Дата была важна не только как праздник, но это было и начало нового периода в 15 лет (индикта), по окончанию которого с подданых Империи собирали налоги.

Позже «индикт» стал синонимом слова «год» или «лето». А у славян «новый индикт» – «новое лето» или «новолетие», по-русски «новый год». В Восточной христианской церкви новолетие, назначенное на 1 сентября, превратилось в церковный праздник. В этот день молились и просили у Бога благословение на наступивший новый год.

Читайте также:  куклы монстер хай все персонажи

Славянский Новый год и чем он был замечателен

В Новолетие люди ходили друг к другу в гости и часто засиживались до утра. Встречать новое лето было принято у самого старшего в семье. После семейных посиделок шли в церковь к заутрене. Москвичи отправлялись на службу в Успенский собор, что в Кремле. Там патриарх проводил особое богослужение с участием царя, для которого строили специальный помост, укрытый коврами. Зрителями были и простые горожане, и вельможи, и иностранные послы, и духовенство, и служивые люди. По окончанию действа из царской казны раздавали щедрую милостыню.

Последнее такое торжество прошло в 1699 г., а в 1700 г., согласно Указу Петра I, празднование нового года перенесли на 1 января.

А пока… 1 (14) сентября подводили итоги и намечали планы на будущий год. Не случайно новолетие было ещё и «судным днём». Если какие-то споры не были завершены, в этот день они обязательно решались самим Государем. Его решение – царёв суд – приравнивался к Божьему, о чём говорилось и в приговорах: «Пойманы вы есть Богом и Государем Великим».

Этот день именовался ещё и «срочным днём» – он был последним для уплаты податей и пошлин. Сезон заканчивался и вместе с ним заканчивались все хозяйственные договоры.

Семёнов день – праздник псарных охотников. Они отправлялись в первый выезд в поля, притравливать зайцев. Говорили, что «от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи».

Что делали в Новолетие русские крестьяне

Важен был Семёнов день для крестьян – «Семён лето провожает» и «Семён бабье лето наводит». В этот день встречали осень и начинали «старое» бабье лето. Оно в то время продолжалось до 8 (21) сентября – до дня Рождества Богородицы. Неделю потепления называли «семёновской» или «семенскою» и приговаривали: «Как ни хвались, баба, бабьим летом, а всё глядит осенина – матушка. На дворе сентябрь – в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!».

С 1 (14 сентября) связано много народных примет, говорящих о будущей погоде осенью и зимой:

У крестьян свободного времени становилась чуть больше, и они могли себе позволить подумать о завтрашнем дне – то есть о своей смене. Известна поговорка: «На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай». Она связана с обрядом «постригов» и «сажания на коня», главными героями которых были крестьянские и вельможные сыновья 3-4 лет. Волосы, состриженные с детской головы, матери зашивали в ладанку (маленькие мешочки с ладаном) и её было принято хранить всю жизнь. После этого мальчика сажали на объезженного смирного коня и, держа лошадь под уздцы, проводили несколько кругов. Потом передавали ребёнка куму и куме, а те уже – матери. Взамен крёстные получали подарки, а те одаривали своего крестника и над его остриженной головой разламывали пирог с пожеланиями богатства и счастья.

В Великом Новгороде и окрестностях ходило поверие, что на Новолетие на утренней заре из воды на берег выходит рыба-угорь и ходит по лугам. Утренней росой она смывает с себя все хвори, передавая их человеку. Поэтому в этот день нельзя было выходить на берег реки, пока солнце не высушит росу. На Руси угорь был табуированной рыбой. Есть её разрешалось только во время голода, да и то нельзя было касаться головы и хвоста. Эту рыбу представляли в образе водяного змея, за грехи лишённого возможности жалить людей и животных.

Вообще Новолетие было днём, связанным не только с рыбой и лошадьми, но и с птицами и насекомыми. Считалось, что в Новолетие чёрт меряет воробьев мерою: сколько взять себе, а сколько выпустить. В этот день действительно было трудно увидеть маленьких птах.

Что касается насекомых, особенно приносящих неприятности людям – от мух и комаров и до клопов и тараканов, их было принято в этот день хоронить. Ответственность за этот обряд лежала на незамужних девицах. Сначала они из твёрдых корнеплодов (репы, свеклы, брюквы или из капустной кочерыжки) делали маленькие гробики. Потом одевались в нарядное, и с особыми песнями, присказками, а порой и розыгрышем целых мизансцен закапывали гробики с насекомыми в землю. В некоторых регионах даже устраивали поминки, которые заканчивались гуляниями и угощениями. В чём смысл этой неожиданной затеи? Конечно, мухи и прочие «вредные» насекомые не шли никогда на пользу крестьянскому хозяйству – их во все времена стремились из дома выгнать, но похороны мух были, прежде всего, смотринами! Женихи выходили смотреть на невест и выбирали самую красивую или самую нарядную, самую голосистую или самую рукодельную – кому что любо было. Ведь если наступило Новолетие, значит приближается время свадеб. В народе считалось: «С Семёна-дня до Гурия (28 ноября/11 декабря) идут свадебные недели».

Источник

Читайте также:  заявление на улучшение кредитной истории

Семенов день на руси

30906154146 821 min

Народно-христианский праздник Семён Летопроводец отмечается 14 сентября (1 сентября по старому стилю) каждого года. В православном календаре это день почитания святого сирийского монаха Симеона Столпника и его матери.

Другие названия праздника: Семенов день, Симеон-летопроводец, Семен-день, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семеновы осенины, Первые осенины, Засидки, Встреча осени, Марфа.

В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени. Устраивали гуляния, гуляли всем миром, а на площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого на шесте прочно крепили Симеона-Столпника… Парни состязались в ловкости – залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому удавалось это сделать (снять куклака), доставалось всеобщее уважение. Кукла Симеон – делалась к уборке урожая.

Традиции и обряды на Симеон-летопроводец

765ryegfdghy min— «Летопроводец» дословно означает «лето провожающий». В старину этот день называли началом бабьего лета. С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным.

— День считается удачным для новоселья. Главное, не забыть забрать с собой домового.

— С этого дня наступают свадебные недели и смотрины.

— Во многих местах с данного праздника начинаются посиделки – рукоделия в доме при зажженной свече, лампе.

— 14 сентября проводится обряд пострига – посвящение детей, которым исполнилось 3 года, в воины и землепашцы. После молебна ребенку выстригается пучок волос. Крестный сажает его на коня и проводит лошадь по двору. После этого обряда считается, что дальнейшим воспитанием мальчика занимается только мужская половина семьи.

— Существовал обычай Семёнова дня — похороны мух. В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с «похоронами мух» и лето уходило. Нарядные девушки делали гробики из тыкв, огурцов, редьки или репы, укладывали туда мух с притворным воплем и несли к выкопанной могиле. Похороны совершались по всем канонам этого обряда.

В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мёд наварен. В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их.

С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. По преданию, комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь.

— У восточных славян существовало предание, будто в самую полночь на Семёнов день чёрт меряет воробьёв. «Сперва соберёт всех воробьёв в полу своей свитки, потом высыплет в четверик, после осиновым прутом счеркнёт тех, которые выше краёв его, а наконец оставшихся в четверике убивает; те воробьи, которых чёрт сбросит с четверика, улетают благополучно в гнёзда и заботятся о размножении своей породы»

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector