Неромантичная профессия ювелира: опыт мастера и история
Неромантичная профессия
Романтичной работой назвать ее сложно,
Да и тем за романтиков вряд ли сойти,
Что в цехах, мастерских со спиною скукоженной
День за днем на одном монотонном пути:
Восковать, подплавлять, собирать, формоваться,
Отливать, галтовать, шлифовать и паять,
Закреплять, раскреплять, доводить вид до глянца…
Романтичным такое возможно назвать?
И не в блеске камней, а в пыли и мозолях,
И не с хрустом купюр, а со звоном монет.
Лишь в мечтах романтична подобная доля,
Но в другом ювелиру спасения нет!
Это стихотворение я написала в прошлом году, помню, устала тогда неимоверно, выплата зарплаты (которая не дотягивает до средней) была прилично задержана, пальцы рук содраны абразивными «шкурками» до такой степени, что мой телефон отказывался разблокироваться от прикосновения к нему запрограммированных на это пальцев, мозоли, порезы, грязные одежда и тело, насквозь пропитанные «ароматом» то ли полировальных паст, то ли обезжиривателей и кислот… Были мысли: «а может все бросить?» Но стихотворение слегка выплеснуло эмоции, и меня снова поотпустило…
То, что я мечтала стать ювелиром с детства, не скажу. Но украшения любила, рисовать тоже. В 9 классе (заблаговременно) пришла пора определяться с будущим вузом и профессией. Выбор пал на «Художественную обработку металлов», так как в приемной комиссии школьницу и ее родителей уверили, что эта специальность сделает из девочки ювелира. Эта девушка даже 2 года (до выпускного в 11 классе) специально ездила в другой город в профильный класс художественной школы готовиться к художественному экзамену для поступления на вышеупомянутую специальность…
Стала ли я по окончании вуза ювелиром? Нет! Я стала инженером-гальваником. Обманули ли меня при поступлении?! Скорее всего нет, просто либо работник приемной комиссии попался недостаточно знакомый со специальностью, либо в те годы шла упорная борьба за абитуриентов, тем более за тех, что были медалистами.
Конечно, пару практик на ювелирных предприятиях перед окончанием вуза мы прошли, но чисто ознакомительных. А с такими практиками ювелиром не станешь.
На втором году обучения, познакомившись со старшекурсниками, промониторив цикл образовательной программы, я начала понимать, что, выпустившись из вуза, с нуля украшение сама я изготовить не смогу. И меня познакомили с маститым ювелиром-универсалом. Конечно, это знакомство дало свои плоды, но, по большей части, теоретические. У меня была (и снова теоретическая) возможность поставить в мастерской «учителя» свой верстак, купить инструмент на первое время, но финансово потянуть это студентка не могла (на 2011 год озвученная сумма первоначального вложения = 60 тысячам рублей). А за одним верстаком и инструментом мы с ювелиром не уместились — его работа, как ни крути, единственный источник дохода, а без верстака и инструмента, сами понимаете, эта работа, тем более ручная, не делается.
Но вопреки всему ювелиром я стала (правда, ювелиром я до сих пор называю себя неуверенно, хоть за плечами «чистого» опыта — 5 с небольшим лет). Окончила вуз, положила в ящик красный диплом и пошла работать за копейки на производство для получения опыта. Копейки — не преувеличение. В 2014 году я пошла работать за 5000 рублей, правда, на неполный день. Вторую часть дня там же я обучалась на платных курсах 3д моделирования.
На календаре 2019 год… Я многое вложила в профессию ювелира, многому научилась, но, увы, романтика древнейшей творческой профессии тает на глазах с каждым днём. Отрывочно процитирую статью, опубликованную РБК в октябре прошлого года:
«2018 год стал последним для каждой десятой ювелирной компании страны. Экспорт упал в восемь раз, производство изделий из золота — вдвое. Ювелирная отрасль России переживает не лучшие времена. За последние пять лет доходы в этой сфере серьезно снизились, экспорт просел в восемь раз. Многие предприятия находятся на грани банкротства»…
Она продолжала крепить стекляшки в модели несложные,
Пытаясь при этом забыть, что в жизни способна на большее.
Какая-то четверть рубля платилась за камушек вставленный,
И лишь, преломляя себя, зарплата могла быть заявленной.
Это отрывок из еще одного моего стихотворения (из наболевших), которое я посвятила подруге, работающей на массовом производстве закрепщицей. Сидячая малоподвижная работа, уставшие глаза, руки, спина, монотонность процесса, низкие сделочные расценки — все это о нынешних ювелирах-закрепщиках, отработчиках, полировщиках и… Какая там романтика?! Может быть с частными ювелирами-универсалами все слегка иначе, их рабочий процесс более творческий и разнообразный, но кризис в отрасли на всех один.
Как бы там ни было, профессия ювелира ещё «дышит» и может похвастаться своей уникальностью, длительной историей существования и возможностью дарить миру и людям прекрасное.
«Украшения не делают человека более красивым, однако заставляют его чувствовать себя более красивым»
Получается, что ювелиры помогают человеку чувствовать себя лучше, быть привлекательнее! И эта «помощь» перетекала и перетекает из века в век…
Согласно этимологическому словарю русского языка Семёнова, в русском языке слово ювелир появилось в середине XVIII в. Оно, скорее всего, было заимствовано из немецкого или голландского языков. В голландском и немецком языках это слово появилось из старофранцузского. Первоисточником же является латинское слово, производное от глагола jocor (развлекаюсь, шучу). В современном русском значение слова ювелир трактуется как «человек, изготавливающий ювелирные украшения, изделия из драгоценных металлов и камней».
Радиоуглеродный анализ золотых украшений с самоцветами, найденных при раскопках пирамиды Джосера, показал, что им около 5 тысяч лет, как и ювелирному искусству, превращающему невзрачный металл и камни в нечто большее.
Древние Египет и Греция — античные мастера этих регионов считались лучшими ювелирами, к ним съезжались ученики со всего мира, чтобы перенять для себя и своих культур тонкости мастерства. Знания и умения суммировались, продвигая ювелирную отрасль к новым горизонтам.
Эпоха возрождения — время культурного расцвета искусства, в том числе и ювелирного. XIV век — ювелирные украшения четкие, геометричные. В то же время богатые на растительные узоры и пестроту прозрачных эмалей. XV век — украшения уходят от избытка орнаментов, распространяя светские сюжеты. Расцветает новая техника эмалирования: эмаль накладывают послойно на уже эмалированную и обожженную поверхность. В XVI веке в топе — эмалевая портретная миниатюра и инкрустация в подвески алмазов, ограненных в виде пирамиды и вставленных в глубокие закрытые оправы. Кроме того, в этом временном периоде в моде тонкие цепочки с медальонами, серьги в виде подвесок из жемчужин, перстни на все пальцы обеих рук. Развитое чувство формы, уникальность сюжетов, исполнение сложнейших технологических операций, умение «понять» и преобразить металл — все эти навыки эпоха передала следующим поколениям.
Ювелирное искусство стало массовым в середине 19 века. В моду вошли аквамарин, горный хрусталь, малахит, искусственные бриллианты; украшения стали более строгими и тщательно проработанными. Массовость украшений сохранилась и в советские годы. Сегодня идейность ювелирного украшения возрождается. Смело применяются сочетание фактур, материалов, сюжетов. В большинстве случаев концепт выигрывает перед ценностью камней и металлов. За плечами у современного ювелирного искусства огромный пласт ценных техник, сюжетов, секретов мастеров прошлого. На слуху и в сердце великие имена — Карл Фаберже (Россия), Рене Лалик (Франция), Чарльз Тиффани(Америка), Луи-Франсуа Картье(Франция), Фредерик Бушерон (Франция) и другие…
Непростые времена бывали всегда и у всех, взять, к примеру, Карла Фаберже, бОльшую часть его имущества и украшений конфисковали большевики, и это стало огромным шрамом на его жизни, которая закончилась в бедности и печали… У нас, слава богу, все более-менее в порядке, поэтому если не впадать в депрессию и продолжать творить, несмотря ни на что, думаю, все наладится, пусть не сегодня, не завтра, не послезавтра, но послепослезавтра — обязательно!
История развития ювелирного дела
Человек любил украшать себя и свое жилище исстари. В каменном веке для изготовления различных украшений служили такие материалы, как камень, дерево, кость, глина, раковины.
Но уже тогда человек собирал и использовал природные самоцветные камни: горный хрусталь, сердолик, сапфиры, рубины и др.
Знакомство наших предков с металлами произошло несколько тысячелетий назад. Многие металлы встречаются в природе в виде крупных самородков. В некоторых случаях они имеют достаточно большие размеры. Так, в Северной Америке в прошлом веке нашли сросток медных самородков, вес которого превышал 400 т. Известны и крупные самородки золота (о них будет сказано ниже) и таких металлов, как олово, свинец и некоторые другие.
Все эти металлы применялись для изготовления украшений. В отличие от камней металлы легко деформируются, принимают любые формы; в отличие от глины – долговечны. А медь и золото, кроме того, красиво окрашены.
Литье – один из основных технологических способов получения изделий любой формы и размеров. Кроме того, в процессе плавки можно получать сплавы, т. е. металлы определенного состава. Период развития человечества, который называют медным веком, сменился веком бронзовым.
Чистая медь – пластичный мягкий металл. Она хорошо обрабатывается холодной пластической деформацией. Однако изделия из чистой меди также легко деформируются, покрываются окисной пленкой, царапинами, тем самым теряя свою привлекательность как украшения.
Сплав медь – олово (бронза) имеет ряд явных преимуществ. У него более высокие твердость и прочность, он меньше окисляется. Он прекрасно полируется, и зеркальная полировка сохраняется дольше.
Химический состав бронз различен. Наиболее старые бронзы содержали 1–1,5 % олова. Бронзовые предметы более позднего происхождения содержат уже от 4–5 до 15–16 % олова. Благодаря своим великолепным литейным свойствам бронза нашла широкое применение как самый распространенный сплав. Предметы из бронзы встречаются в раскопках повсеместно: Европе, Африке, Азии, Америке.
Примерно пять тысячелетий бронзу используют как наиболее удобный литейный сплав для создания художественных изделий (статуй, барельефов, перил, капителей колонн, орнаментов, люстр и др.). Бронза обладает высокой жидкотекучестью, невысокой усадкой, имеет невысокую температуру плавления, выдерживает разные виды обработки (ковку, чеканку, резание, гравировку), хорошо сопротивляется изнашиванию и истиранию.
Однако красивый натуральный цвет бронзы со временем изменяется. Естественное агрессивное влияние окружающей среды в течение столетий создает на ее поверхности плотную корочку продуктов химического воздействия, так называемую патину разных цветов – от светлоголубого и зеленого до коричневого и даже черного. Чаще всего благородная патина имеет малахитовозеленые и зеленоватоголубые оттенки. Патина образуется в основном окислами (оксидами) и углекислотными солями металлов, входящих в бронзу. В промышленных городах сернистые соединения придают патине черный цвет.
Среди древнейших памятников из Египта, Междуречья и других стран Древнего Востока, хранящихся в музеях европейских стран, много художественных литых предметов из бронзы. Так, в одном из парижских музеев экспонируется бронзовая женская фигура канефоры (кариатиды) – произведение, созданное в Шумере за 2 тыс. лет до новой эры.
Художники Месопотамии уже в начале III тысячелетия до н. э. изготовляли литые бронзовые фигуры животных. В государстве Урарту (на территории Армянского нагорья) в этот же период древние мастера готовили художественные бронзовые отливки по восковым выплавляемым моделям. Древние греки при изготовлении художественных бронзовых изделий применяли ковку, штамповку, чеканку, волочение, тиснение, полировку, гравировку, инкрустацию, пайку, золочение, серебрение. В эпоху высшего расцвета греческой культуры, в середине I тысячелетия до н. э., созданы бронзовые статуи, красота которых поражает до сих пор. С древних времен бронзу применяли для изготовления денег.
Несколько тысячелетий назад человек познакомился с золотом. Очевидно, это произошло в тот период, когда он открыл для себя и другие самородные металлы – медь, серебро, олово. Однако золото очень быстро заняло особое место в жизни людей.
Особые свойства золота: привлекательный цвет, устойчивость к коррозии, способность сохранять долгое время блеск – сразу выделили его из ряда металлов, известных человеку в то время. Золото повсеместно ценилось как драгоценный, благородный металл. Оно превратилось во всеобщий денежный эквивалент и остается им по сию пору. Во всех странах древней цивилизации золото скапливалось в сокровищницах царей, фараонов, императоров и богатых вельмож. Постепенно оно стало мерилом богатства и власти.
Первоначально добыча золота сводилась к поискам более или менее крупных самородков. В дальнейшем стали проводить промывку золотосодержащих песков и отделенные от пустой породы крупицы золота сплавлять в слитки.
Спустя 15 лет английский археолог Говард Картер обнаружил там же гробницу фараона Тутанхамона, правившего в XIV в. до н. э. Здесь сохранились бесценные произведения древнего искусства, многие из которых сделаны из чистого золота. Мумия юного фараона покоилась в золотом гробу, весившем 110 килограммов. Необычайно красива маска Тутанхамона, выполненная из золота и разноцветных поделочных камней.
Но в могилы и склепы попадала лишь малая толика тех поистине неисчислимых богатств, которыми были окружены властители Древнего мира при жизни. Так, согласно легендам, царица Ассирии Семирамида, чтобы снискать себе милость богов, отлила из чистого золота их гигантские изображения. Одна такая статуя высотой около 12 метров весила 1800 талантов (около 30 т). Еще более грандиозной была статуя богини Реи: на нее ушло 8000 талантов чистого золота (почти 250 т). Богиня восседала на троне, по сторонам которого стояла «стража»: два больших золотых льва.
Примерно два с половиной тысячелетия назад появились первые золотые монеты. Родиной их стала Лидия – могущественное рабовладельческое государство, располагавшееся в западной части Малой Азии. Лидия вела обширную торговлю с Грецией и своими восточными соседями. Для удобства расчетов при торговых сделках лидийцы ввели в обращение золотую чеканную монету – статер, на котором была изображена бегущая лисица – символ главного лидийского бога Бассарея.
Первые русские золотые монеты – гривенники и пятаки – появились в начале XVII в., выпущенные в обращение Василием Шуйским.
При императрице Елизавете Петровне появилась крупная золотая монета достоинством 10 рублей, получившая название «империал» в честь правительницы России, которая была явно неравнодушна к золоту: после ее кончины во дворце осталось солидное наследство – множество больших и малых сундуков, набитых золотыми червонцами.
В природе золото находится в рассеянном состоянии в горных породах – рудах или россыпях в виде вкраплений порядка 100 мкм и мельче. Встречаются самородки массой до нескольких килограммов.
Самые большие самородки были найдены в Австралии в прошлом веке. В 1869 г. произошла встреча с «желанным незнакомцем», весившим 71 кг. А спустя три года обнаружили «плиту Холтермана», которая вместе с включениями породы весила 225 кг, примерно 100 кг из них приходилось на долю золота. Эти уникальные подарки природы не сохранились: оба самородка были переплавлены в слитки. Самый большой самородок золота в России весом 36 кг нашел в 1842 г. на Урале в бассейне реки Миасс, мастеровой Никифор Сюткин.
Самородное золото почти всегда содержит серебро (в массовой доле от 5 % до 30 %) и почти всегда – медь (в массовой доле до 20 %), изредка – металлы платиновой группы.
К золотосодержащим минералам относятся: самородное золото, электрум, медистое золото, теллурит золота – корнерит, калаверит, сильвинит и др. Различают коренные месторождения, где золото находится в виде включений в рудные тела, и россыпи. Последние образуются в результате разрушения коренных месторождений, выноса золота вместе с породой природными водами и отложения его в долинах рек и ручьев.
Документы сохранили сведения о шедевре вековой культуры инков – городе Куско, одном из богатейших городов Перу. Его украшением служил покрытый золотом храм Солнца. Стены и потолок центрального зала храма были отделаны золотыми листами, а на восточной его стороне сиял золотой диск – лик бога с глазами, выложенными из самоцветов. Когда первые лучи восходящего солнца падали на этот диск, загадочные глаза бога загорались разноцветными огнями. Потолок храма был весь усыпан ажурными золотыми звездами, стрекозами, бабочками, птицами, которые, словно невесомые, парили над людьми и были так великолепны, что их красота вызывала трепетное восхищение у всех, кто попадал туда. К храму примыкал золотой сад. Деревья, кустарники, птицы – все было искусно сделано из золота. В саду стояли золотые троны, на которых восседали изваяния сынов Солнца – Великих Инков.
Однако священный город Куско был варварски разграблен и полностью уничтожен испанскими конкистадорами под предводительством Франсиско Писарро. Ценнейшие творения древнейших инков переплавлялись в золотые слитки, удобные для транспортировки через океан.
Накопленное за много веков ацтеками, инками, майя и другими народами Нового Света золото широким потоком хлынуло в Европу. На протяжении двух столетий флотилии груженных золотом галионов ежечасно отходили от берегов Америки, держа курс на Тринидадский полуостров. Но, словно мстя завоевателям, океан не раз вырывал у них из рук награбленное золото и надежно скрывал его в своих пучинах.
По подсчетам историков, в Карибском море, например, покоятся останки примерно 100 галионов. Приблизительно столько же кораблей затонуло у юговосточной оконечности Флориды. Багамские и Бермудские острова – кладбище более 60 испанских судов. Около 70 лежат на дне Мексиканского залива. И все они без преувеличения могут быть названы золотыми. Так, галион «СантαРоза» увлек за собой на морское дно груды золота и другие сокровища из дворца знаменитого Монтесумы. Всего, по мнению некоторых зарубежных специалистов, океан «позаимствовал» у человечества золота, серебра и прочих ценностей на несколько сотен миллиардов долларов.
Золото. Ни один другой металл не играл столь зловещей роли в истории. За право владеть им велись кровопролитные войны, уничтожались целые государства и народы, свершались тяжкие преступления.
Благодаря хитрости, проявленной золотых дел мастерами прошлого, все же малая часть уникального наследия мировой культуры сохранилась до наших дней в своем первозданном виде. Так, близ Бангкока – столицы Таиланда – стояла неизвестно кем и когда привезенная огромная статуя Будды, выполненная, как казалось, из камня. Полвека назад на том месте решили построить завод по переработке древесины, в связи с чем изваяние необходимо было перенести. Когда его снимали с постамента, несмотря на принятые меры предосторожности, повредили, и в глубине образовавшейся трещины чтото заблестело. Руководители работ решили снять со статуи облицовку. Перед присутствующими предстал Будда, выполненный из чистого золота и весящий 5,5 т. Специалисты установили, что памятник насчитывает не менее семи столетий. Сейчас статуя хранится в знаменитом храме Золотого Будды.
Золото – один из самых тяжелых металлов. Именно это свойство позволило Архимеду уличить в мошенничестве ювелиров сиракузского царя Гиерона, изготовивших по его заказу золотую корону. Царь попросил ученого выяснить, из чистого ли золота сделана корона, или часть его заменена другим металлом. Архимед взвесил корону, а затем погрузил ее в воду и определил объем вытесненной воды. Разделив массу на этот объем, он получил плотность материала не 19,3 кг/см3, а меньшую. Это означало, что ювелиры присвоили часть золота, заменив его более легким металлом.
Чистое золото – очень мягкий и пластичный металл. Кусочек его со спичечную головку можно вытянуть в длину на несколько километров или раскатать в прозрачный голубоватозеленый лист площадью 50 м2. Если царапнуть ногтем по чистому золоту, на нем останется след. Поэтому золото, идущее на ювелирные украшения, обычно содержит так называемые лигатуры – добавки меди, серебра, никеля, кадмия, палладия и других металлов, придающих ему прочность и твердость.
Однако одно из самых важных свойств золота – его исключительно высокая химическая стойкость. На него не действуют кислоты и щелочи. Лишь царская водка (смесь концентрированных азотной и соляной кислот) способна растворить золото. Этим обстоятельством воспользовался однажды известный датский физик Нильс Бор. В 1943 году, спасаясь от гитлеровских оккупантов, он вынужден был покинуть Копенгаген. Но у него хранились две золотые Нобелевские медали его коллег – немецких физиковантифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше). Не рискуя взять медали с собой, ученый растворил их в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор нашел драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделили золото из раствора и заново отлили обе медали.
В настоящее время большая доля добываемого золота идет на изготовление ювелирных изделий, украшений, сувениров и зубных протезов.
«Второй высокий металл называется серебро, – писал М. В. Ломоносов, – цвет его столь бел, что, ежели серебро совсем чисто и только после плавления вымыто, а не полировано, то кажется издали бело как мел».
У многих народов серебро ассоциировалось с благополучием и радостью. Так, серебряная ложка символизировала успех. Украшения с изображением Луны – лунницы – считались священными и, по мнению их владелиц, обладали волшебной силой. Чаще всего их делали из серебра. Лунницы, украшенные зернью, найденные археологами на Смоленщине в конце прошлого века, были выполнены русскими мастерами в X в.
Зернь – это мелкие серебряные или золотые шарики диаметром от 0,5 до 4 мм. Ими выкладывают плоский или рельефный узор, который иногда сочетают со сканью – узором из тонкой проволоки.
Еще с давних времен люди знают о волшебной очистительной силе серебра. На Руси был обычай «серебрить» новорожденного: при крещении или при первом купании малыша в воду опускали предмет или монету из серебра. Серебряной монетой освящались вновь вырытые колодцы. Научно доказано, что ионы серебра обеззараживают воду.
Из истории известно, что в 327 г. до н. э. Александр Македонский вторгся в Индию, но в его войске вспыхнула эпидемия желудочнокишечных заболеваний. Это заставило полководца отказаться от дальнейших военных действий. Однако эпидемия не коснулась военачальников и самого Александра, которые в походе пользовались серебряной, а не оловянной посудой.
Раньше у состоятельных людей было такое понятие, как «фамильное серебро». За ним тщательно ухаживали и использовали исключительно в торжественных случаях. Так, более 3 тыс. предметов, выполненных в едином стиле, входило в сервиз графа Орлова. Общий вес серебряной посуды составлял около 2 т. Причем стоимость готового изделия во много раз превышала стоимость самого драгоценного металла, так как изготовляли его талантливые мастера и оно представляло собой ценное произведение декоративноприкладного искусства.
Серебро хорошо обрабатывается резанием: гравируется, рубится, отпиливается. Пластичность чистого серебра настолько высока, что из 1 г металла можно с помощью волочения вытянуть проволоку длиной около 2 км. Тончайшая проволока из серебра – бить – применяется для серебряного шитья. Высокая пластичность серебра позволяет изготовлять из него листы толщиной в четверть микрометра. Это свойство используют для производства сусального серебра.
Серебро обладает самой высокой отражательной способностью. Поэтому с древнейших времен зеркала делали из металла, в том числе из серебра, отполированного до блеска. В современных зеркалах драгоценный металл наносится на стекло с обратной стороны очень тонким слоем по специальной технологии.
В X–XI вв. в художественной обработке серебра больших успехов достигли мастера Киевской Руси, о чем в своем трактате о технике ювелирного дела писал древний автор Теофил. Древнерусские мастера искусно применяли технику перегородчатой эмали, скани и зерни, чеканки и басмы, гравирования. Ими были созданы бесценные изделия из серебра с «припуском» черни.
Начиная с XII в. центром производства серебряных изделий стала Москва. В мастерских изготовляли серебряную посуду: братины, чарки, ковши, на которых гравировали надписи, узоры, орнаменты. Черневыми узорами украшали тарелки, стопы, чары, табакерки, оклады икон. Особенно славилось искусство серебряных дел мастеров древнего города Великого Устюга.
Начиная с 1840х годов в русском декоративноприкладном искусстве шел процесс создания национальной школы. Все чаще взгляд мастеров обращался к орнаментальному богатству и многокрасочности древнерусского прикладного искусства, что привело к формированию неорусского стиля.
В этой связи любопытно сравнить опыт двух российских центров по художественной обработке серебра – СанктПетербурга и Москвы. В Петербурге придерживались в основном западного направления, поскольку там работало немало европейских мастеровсеребряников и ювелиров. Петербургские мастера отличались высокой квалификацией, но не предложили принципиально новых художественностилевых решений. В Москве же яркое выражение получила национальная школа художественного серебра, и, кроме того, она способствовала развитию системы его производства. Так, если в XVIII – первой половине XIX в. серебряное дело в России было сосредоточено в руках отдельных мастеровювелиров или в небольших мастерских, работавших на заказ, то вторая половина XIX – начало XX в. – время появления новых технологий, позволявших удовлетворять растущий спрос российского покупателя на вещи, созданные в неорусском стиле.
Все это способствовало возникновению и быстрому развитию отечественных ювелирных фирм. Как и российские художественнопромышленные выставки, которые регулярно проводились с 1829 г. Постоянная конкуренция и широкий рынок сбыта стимулировали поиск новых технологий и технических приемов работы с серебром, сохранение высокого художественного уровня продукции, чистоты отделки. Поэтому к сотрудничеству с ювелирными фирмами привлекали известных художников, скульпторов, на их предприятиях организовывали профессиональные учебные центры. Так, например, в фирме Сазанова (основанной в 1793 г. купцом Павлом Федоровичем Сазановым, владельцем мастерской по изготовлению серебряных изделий) работали Быковский, Витали, Клодт. В фирме Губкина (основанной в 1841 г. купцом и фабрикантом Иваном Семеновичем Губкиным) работал академик Бортников.
При фабрике золотых и серебряных изделий Павла Акимовича Овчинникова, основанной в 1853 г., была организована одна из крупнейших школ по подготовке художников и мастеров – исполнителей работ по серебру. Это позволило организовать выпуск сравнительно недорогих и качественных изделий, доступных широким слоям общества.
Многочисленность русских ювелирных фирм обеспечивала разнообразие художественных украшений и технологий обработки серебра. При этом каждая из фирм имела свое лицо. Так, фирма Постникова специализировалась на изделиях, выполненных в технике скани; фирма Овчинникова – на изделиях с эмалью; фирма Хлебникова – на имитациях в серебре других материалов; фирма Семенова – на изготовлении изделий, украшенных чернью; фирма Губкина – на чеканных работах по серебру; фирма Фаберже – на эмали по гильоширу.
Во второй половине XIX в. большую популярность приобрела мелкая пластика (скульптура малых форм), посвященная охотничьей тематике: сцены русской псовой и соколиной охоты, образ медведя – символика России. Популярной стала и крестьянская тема: изображения пахарей, крестьян на празднике, отдыхающих и т. д. Народная тема нашла отражение в изделиях из серебра. Распространение получили пепельницылапти, солонки в форме берестяных туесков, подстаканники в форме деревенских рубленых изб, сухарницы, стаканчики в виде кадушек и т. д. Особый интерес вызывали изделия из серебра в сочетании с эмалью.
К началу XX в. русская художественная культура находилась в поиске новой эстетики, упрочнения стиля модерн. Ассортимент изделий из серебра в целом сохранил узнаваемость форм и декора вещей второй половины XIX в. Использовалось сочетание полудрагоценных или поделочных камней с горячими эмалями по скани. Новым приемом для украшения серебра в начале в. стала техника витражных (прозрачных) эмалей, придававшая изделиям изысканность.
Русское художественное серебро благодаря деятельности отечественных ювелирных фирм приобрело общеевропейскую известность, а школа русского художественного серебра стала явлением в европейском декоративноприкладном искусстве.
Таким образом, хотя серебро и считалось вторым после золота благородным металлом, но по универсальности и разнообразию применения золото уступает ему первенство.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов