Одежда. Сделано на Руси.
В последние два года время как бы сжалось и ускорилось. Произошло много событий в мире, заставившие нас, русскиx людей, повернуться к самим себе, своим корням, своей истории, своей культуре. Осталась в прошлом дань следования американской моде. Остались в прошлом футболки с надписями на английском языке. У современного россиянина, живущего Душой и чувствующего все тонкости, всё это вызывает уже отторжение.
А что пришло на смену?
Мы, наконец-то, начали вспоминать, что у нас есть своё, родное, русское. Что оно очень красивое и настоящее. Xоxлома, гжель, городецкие и павлово-посадские узоры, петриковская роспись нашли новый отклик в современной одежде. И тут на Ярмарке Мастеров можно встретить ткани и одежду с такими узорами. Причём, это настоящие, живые ткани из натурального волокна: xлопок, лён, шерсть, шёлк.
Очень радует то, что многие женщины начинают осознанно отказываться от джинсов и привыкают носить юбочки. Превращаются из мужчин в женщин.)) Несут женские энергии и восстанавливают этим своё здоровье.
Многие Мастера уже тонко чувствуют эти перемены и создают такую одежду, чтобы она выглядела русской, была русской по сути, опиралась на народную культуру, на традиции, при этом была современной, удобной и практичной, какой должна быть любая одежда. Одежда эта достаточно современная, но она стилизована под народную.
Мастер Елена Рычкова:
«Например, Вячеслав Зайцев – известный модельер, он очень сильно поднимал эту тему ещё в конце восьмидесятых, начале девяностых. Он этим занимался, он тоже давно это увидел, определил, что русские узоры и русская культура настолько богатая, что не использовать её в одежде просто глупо.
Он стал делать коллекции, и он пытался сделать коллекцию Прет-а-порте, то есть готовой одежды для магазинов. Я читала очень большую статью его на эту тему, он объяснил, что ему просто не дали этого сделать. Он великий модельер, известный во всём мире, пытался это пробить, у него не получилось. И он говорит: «Я, к сожалению, был выпихнут с такой одеждой только в кутюр, только в высокую моду, на подиум в какие-то штучные экземпляры». А то, что он пытался сделать массово, ему просто не дали.
То есть одежда играет огромную роль и чем больше я этим занималась, у меня стал намётанный глаз, я хожу по улицам и смотрю во что одеты люди. Это инструмент захвата новых территорий, это огромнейшее влияние на людей, потому что одежда начинается с младенчества, дети во что одеты. Например, сейчас на Западе совершенно явная тенденция, пока я 10 лет жила во Франции, тенденция уменьшения цветовой гаммы. То есть одежда всё более и более монохромная, всё больше сводится к чёрному, серому, бордовому цвету, серому с чёрным рисунком. Монохромную в смысле не просто однотонную, но именно сведение к чёрным, серым и мрачным тонам. И эта одежда сначала захватила взрослый мир, теперь она спустилась в подростки, и теперь это уже у малышей, у младенцев. То есть серое платьице, которое дарят ребёнку годовалому, чёрное платьице это уже как бы норма. То есть более мертвенные цвета, весь этот мир даже через одежду, а одежда это мода, а мода это навязывание, уходит из цветного мира в чёрно-белый и в мрачный, такой, Horror, Gothic».
Продолжение следует. Добавляйтесь в Мой Круг.
Проект «Круг Друзей»: Одежда. Сделано на Руси
Продолжаем Проект Круг Друзей.
Новая тема «Одежда. Сделано на Руси» идёт с 1 по 10 декабря.
Мы рады, что к нашему Содружеству Мастеров присоединилась Мастер Анна X о x лома.
Я, Мастер Елена Глазунова, представляю Родовые Поместья, и развиваю именно это направление. Мы с мужем и пятью нашими ребятишками обустраиваем своё Родовое Поместье в селении Любавинка, на реке Хопёр.
Я, Любовь Немыткина, организуем Поселение состоящее из Родовых Поместий «ЛЮБОИСТОК», а также сотворяем своё Родовое Поместье «ЛЮБАВУШКА» со своим любимым супругом и маленькой дочуркой Купавушкой.
Вся продукция, сотворённая в Родовых Поместья x России отличается тем, что её создают гармоничные люди, которые живут и трудятся вдалеке от городов, в согласии с Природой, где она приносит им Вдохновение, помогает творить. Именно в Родовых Поместьях есть все условия для раскрытия Творчества человека, там раскрывается сила Русского Ду x а и красота Русской Души. Именно в поместьях создаются изделия, наполненные светом и добром. Люди прикасаются с любовью к Земле и она отвечает им лаской, светом согревает их души.
Мы надеемся, что к нам присоединяться и другие Мастера, производящие продукцию в Родовых Поместья x или несущие нашу родную Русскую культуру и ремёсла, несущие свет и радость.
Каждый новый проект длиться 10 дней и будет посвящён определённой теме.
Вас будут ждать интересные новые авторские статьи и статьи с МК от Мастеров. Это наш личный жизненный опыт.
Призы каждому участнику «Круга Друзей».
В проект вошли Мастера:
Никаких «номерочков» и генераторов случайных чисел! Мы решили не устраивать никаких конкурсов, розыгрышей призов и соревнований, чтобы снять энергию соперничества. Друзьям нужно учиться СКЛАДЫВАТЬ, а не противостоять. Каждого, кто добавляется в Круг любого мастера, ждёт приз – 9 Любимых Песен Солнечны x Бардов.
Для участия в нашем проекте «Круг Друзей» можно:
Добавить каждого Мастера из Содружества Мастеров в свой круг.
Разместить у себя в блоге на ЯМ информацию со ссылкой на наш проект. Затем, разместить ссылку в комментариях к нашему проекту на эту запись.
3. Составить коллекцию с любой работой мастера из Содружества Мастеров.
За это вы получаете любой приз на выбор из Списка Призов.
При создании коллекции в комментариях к коллекции указать, что данная коллекция участвует в проекте «Круг Друзей» и вставить ссылку на проект.
Например: Коллекция учавствует в проекте «Круг Друзей» и ссылка (ее сделать активной).
Количество коллекций от одного участника не ограничено!
4. Пригласить в наш проект «Круг Друзей» 5 человек.
За это вы получаете любой приз на выбор из Списка Призов.
Теперь о подарках, призах и приятных мелочах:
Следит за коллекциями и в ручает Призы Мастер Полина.
При приглашении 10 человек в наш «Круг Друзей», пожалуйста, отследите самостоятельно все добавления в наши круги, затем вышлите Полине список ваши x друзей и выберите Приз.
Список Призов постоянно обновляется и дополняется! Добро пожаловать! Мы будем очень рады видеть вас в «Кругу Друзей»!
Список Призов:
Отрывки из книги Галины Радостной «Тайны, поведанные волхвом». Главы: «Победители», «Про информацию», «Время».
2. Статьи, вошедшие в 3 номер журнала «Образ жизни Родовое Поместье»: «Место, где живёт Любовь», «Семечко-врач», «О Родовы x Поместьях».
3. Светлые сказки для детей.
4. Секрет приготовления по-настоящему вкусного и ароматного ферментированного Иван чая от Мастера Елена Глазунова.
5. Приготовление сбора трав «Женский секрет», облегчающего женские дни от Мастера Елена Глазунова.
Темы Проектов:
Сила Земли Русской.
2. Одежда. Сделано на Руси.
4. Новый год по-русски.
5. Сделаем чище нашу Планету. (Статьи и главы из книги Галины Радостной на тему «Утилизация мусора и очищение Земли». МК изготовления многоразовых подгузников, выкройки. )
6. Твой Образ Первозданный и Предназначение Человека. ( Чем отличается настоящий Образ человека от наностного, искусственного. Как его понять, почувствовать. Как он влияет на встречу Половинок. Предназначение Женщины. Предназначение Мужчины)
7. Высшая степень Творчества – что это?
8. Что такое Половинка. (Самый главный секрет. Что такое половинка, как узнать свою половинку, для чего она нужна. Примеры из жизни.)
9. Родовое Поместье – Пространство Любви и место для Рода навека.
10. Сила Мечты. (Как Мечта родителей влияет на судьбу и здоровье ребёнка. Примеры из жизни. Как написать гармоничную Мечту.)
Жена российского миллиардера Шамалова раскрыла детали роскошной жизни в браке
Бизнесвумен Жанна Шамалова раскрыла детали своей роскошной жизни в браке с российским предпринимателем, миллиардером Кириллом Шамаловым. Интервью появилось на YouTube-канале «Осторожно: Собчак».
Знаменитость рассказала, что вышла замуж за бизнесмена в 2018-м после года отношений. Свадебное торжество состоялось в московском ресторане и было рассчитано на небольшое число гостей. В качестве наряда жена Шамалова выбрала белое платье люксового бренда Ralph&Russo, креативным директором которого является ее близкая подруга Тамара Ральф.
Бизнесвумен также описала помолвочное кольцо, которое супруг преподнес ей за несколько месяцев до свадьбы. По ее словам, он выбрал украшение с бриллиантом весом около четырех карат, эксклюзивно созданное ювелиром, имя которого не раскрывается. При этом Шамалова отметила, что владеет обширной коллекцией драгоценностей, в которой хранятся и более роскошные изделия.
Кроме того, она заявила, что имеет недвижимость на курорте Рокбрюн-Кап-Мартен в Монако, которая была приобретена ею до брака с предпринимателем. Шамалов сделал на вилле ремонт, который, по словам Собчак, обошелся ему как минимум в миллион долларов (71 миллион рублей). По инициативе супруга в доме заменили мрамор и ванные, сделали ремонт в двух комнатах и построили гардероб площадью 10 квадратных метров.
«Я сама занималась его гардеробом и могу сказать, что он любит помодничать. Он любит Tom Ford (. ). Мне сложно сказать, чей гардероб больше: он тоже любит одеваться. Несмотря на то что я девушка, могу сказать, что у моего мужа тоже очень большой гардероб», — подчеркнула героиня материала.
Материалы по теме
«Золушка командует будущим мужем»
«Японские Меган и Гарри»
В интервью Собчак также затронула вопрос о разделе имущества пары, которая на данный момент находится в бракоразводном процессе. Согласно брачному контракту, во владении супругов остается их личное имущество, которым они обзавелись еще до брака. При этом бизнесвумен не раскрыла сумму, которую получит в качестве компенсации в случае расставания, однако она отметила, что ей положено менее 60 миллионов долларов (4,2 миллиарда рублей).
Помимо этого, ведущая и гостья программы обсудили отдых пары во время брака. Известно, что супругам приходилось проводить отпуск на территории России. В частности, были поездки в Сочи и Крым из-за санкций, действующих в отношении Шамалова. «С любимым мужчиной рай и в шалаше!» — заключила собеседница.
Кирилл Шамалов — российский предприниматель. В рейтинге самых богатых российских бизнесменов по версии Forbes в 2021 году занимает 151-е место (800 миллионов долларов). Предполагается, что Шамалов является бывшим зятем президента России Владимира Путина.
17 декабря глава государства прокомментировал статью о бизнесмене. Он не стал отрицать, что Шамалов — его бывший зять, и назвал целью этой публикации месть и попытку повлиять на общественное мнение в стране.
Особенности национальной русской женской одежды
Я решила сделать цикл статей, посвященных костюмам разных народов. Мне это интересно, поскольку я делаю костюмы куклам. Надеюсь, и для тех, кто заглянет в мою публикацию, информация окажется интересной и познавательной и пригодится в работе.
Сегодня публикация посвящена особенностям национальной русской женской одежды.
С радостью хочется отметить, что в последнее время все чаще проявляется интерес к народным традициям. Людям хочется знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. Больше начинает развиваться национальный туризм, с показом праздников и обрядов различных областей. И, как следствие, интерес к народному костюму также становится больше.
На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.
Когда говорят о традиционной русской одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
В основном изучены народные костюмы России начиная с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.
Особенности национальной одежды в России
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.
2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.
3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.
4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.
5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.
6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.
7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.
Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.
Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.
Народная рубаха
Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.
Особенности народной рубахи
1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.
2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запястья надевали специальные браслеты.
3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.
5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.
6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.
Сарафан
Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног»). Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой. Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали более разнообразными. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканого холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.
Виды сарафанов
2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.
3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.
4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.
Понева
В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.
Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.
Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была стеганая душегрейка из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб, носили «пониток» — теплую одежду из сукна.
Головные уборы
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).
Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.
Вышивка на народной одежде
В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.
Хочется подробнее остановиться на различных «территориальных» особенностях русского женского костюма.
Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизонтальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.
Смоленский костюм
Среднее Поволжье, Урал, Сибирь: Русские костюмы этого региона сохранились в основном в городском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.
Симбирский костюм
С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим вырезом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.
Уральский костюм
Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.
Российский север
В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с западными соседями? Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда. К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.
Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».
О тверском костюме из Торжка — центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия — продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»: «Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом. искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок. Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».
Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.
Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?
Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.
Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой красивой женщине.