сбор первого крестового похода

Содержание

Крестовые походы: причины, история и последствия

crusader 1753741 1920

Крестовые походы: причины

Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.

В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.

В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.

Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».

Крестовые походы были вызваны:

Крестовый поход «бедноты»

Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.

До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход. ephesus 224111 1920

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.

Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.

Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.

san galgano 2709877 1920

Другие Крестовые походы

В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.

Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.

Последствия Крестовых походов

Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

Читайте также:

Источник

Кроваво, стыдно и грешно: каким был первый крестовый поход

rnr2KhKtdh8

27 ноября 1095 года папа римский Урбан II на Клермонском соборе во Франции провозгласил первый крестовый поход. Это событие было столь эпохальным, что о нем есть сведения не только в западных хрониках, а также арабских и сельджукских источниках, но и в нашей Повести временных лет. Это было глобальное событие, принесшее множество страданий и смертей не только мусульманам и иудеям Ближнего Востока, но и восточным, а также европейским христианам. Рассказываем, как все было.

Предпосылки и цели похода

B Urban II2

Папа римский Урбан II благословляет крестовый поход

В основе такого глобального события естественно лежало множество объективных причин. В это время на Ближнем Востоке арабские правители подверглись нападению и завоеванию турков-сульджуков, тоже мусульман. Поэтому территория, куда в дальнейшем двинулся крестовый поход, была ареной постоянных междоусобных войн между различными мелкими и крупными правителями.

Одним из поводов для объявления первого похода была просьба о помощи, с которой обратился византийский император Алексей I Комнин к папе римскому. Уже до этого некоторое время византийцы использовали отряды западноевропейских рыцарей в качестве наемников против арабов и сельджуков, поэтому император, видимо, ожидал, что на помощь придет сильное войско, которое он стравит со своими врагами и их руками отвоюет территории обратно. Однако, он просчитался.

Для самих крестоносцев, начиная с феодальных и церковных верхов и заканчивая последним крестьянином, крестовый поход стал просто подарком. Поскольку в Европе к тому времени все мало-мальски пригодные земли были поделены, огромное количество малоземельных или безземельных рыцарей занимались тем, что грабили купцов или нападали на других рыцарей ради выкупа. Надо сказать, что незадолго до Клермонского собора, самому папе Урбану пришлось освобождать епископа Ламберта Аррасского, ехавшего на этот самый собор и захваченного таким вот любителем наживы.

Поэтому для церковных и светских властей, кроме поднятия своего авторитета, важно было перенаправить грабительские интересы огромного количества таких вот воинственных рыцарей в чужие земли. Естественно, все высшие феодалы, отправившиеся в этот поход, рассчитывали и на захват земель и сокровищ.

Крестовый поход бедноты, еврейские погромы и бесславный конец

Fran ais 2754 fol. 21r Croisade des pauvres

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба

Но тут случился казус, на который, видимо, не рассчитывал и сам папа Урбан. Его пламенная проповедь, да и слова других священников так вдохновили беднейшее крестьянство, что те, тут же дешево распродав свое добро, двинулись освобождать Иерусалим.

При этом наивные люди предполагали, что стены города сами падут перед ними, и одновременно бежали от нищеты и крепостной зависимости, господствовавшей тогда в Европе, и при этом вдохновлялись религиозным рвением и проповедями нищенствующих монахов, таких как Петр Пустынник, который и возглавил один из отрядов крестьян. Надо сказать, что к ним быстро присоединились самые бедные рыцари и множество воров и жулья, рассчитывавших под шумок обделать свои грязные делишки.

Естественно, что наивные крестьяне не обладали никакими знаниями о географии и не представляли, где находится их цель. Доходило до того, что каждый большой город они принимали за вожделенный Иерусалим.

Roman du Chevalier du Cygne f176v Pierre lErmite

Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим

Огромную толпу вооруженных топорами и вилами людей возглавлял монах на осле, впереди которого шли гусь и коза, по каким-то неизвестным историкам мотивам, ставшими символами для отряда Петра Пустынника.

Все это выглядело бы весело и забавно, если бы оголодавшие крестьяне при поддержке и подстрекательстве ворья и рыцарей не грабили, не насиловали и не убивали местное, вполне себе христианское население, за что часть крестоносцев в одной из церквей просто сожгли заживо. Надо ли говорить, что подошедшие после отряды других крестоносцев полностью вырезали население захваченного города.

В это же время особо предприимчивые крестоносцы соединили силы с фанатиками и бросились вырезать местных евреев, перебив по разным оценкам от пяти до двенадцати тысяч иудеев и взяв огромный выкуп с тех, кто выжил или перешел в христианство.

jew 24 1

Реальная логика событий, кроме фанатизма, была гораздо прозаичней — многие рыцари были должны денег евреям и так расправлялись со своими кредиторами. А многие просто грабили богатых иноверцев, тем более был «хороший» повод.

Венгерские и болгарские правители, взбешенные грабежами и убийствами, уничтожили несколько отрядов этих крестоносцев, а впоследствии, когда в поход отправилась знать, брали заложников, чтобы уберечь собственные земли.

Надо ли говорить, что как только горе-крестоносцы пришли в Константинополь, император быстренько переправил их на другой берег, чтобы избавиться от таких союзников, и их тут же разбили турки-сельджуки, продав выживших в рабство. Правда, Петр Пустынник был дальновиден и заранее сбежал к императору.

Поход знати и взятие Никеи

В августе 1096 года в поход выдвинулось рыцарство. Они шли гораздо организованней, и, хотя тоже грабили, с ними уже приходилось считаться местным властям. Сам император Византии был вынужден приказать наемникам-печенегам обстреливать тех крестоносцев, которые грабили его население, а с некоторыми даже вступил в битву. Да и сами предводители крестоносцев показали себя в Константинополе не с лучшей стороны. Один из них прямо приказал своим людям воровать фураж у местных, а другой, во время приема во дворце императора, уселся на трон, демонстрируя, что Алексей I для него ровня.

Император, приведя большинство предводителей крестоносцев к вассальной присяге, отправил их в Малую Азию, где 14 мая 1097 года они осадили Никею. Через некоторое время осады крестоносцы были неприятно удивлены, когда во время очередного штурма союзные византийские войска были беспрепятственно допущены в город. Это случилось, потому что император, понимая, что никто ему город не отдаст, за спиной крестоносцев договорился с сельджуками, и те сдали город ему, чем защитили себя от смерти и разграбления. Но этим поступком император окончательно разбил и так не особо сильные союзнические настроения западных рыцарей.

Первое государство крестоносцев

Baldwin of Boulogne entering Edessa in Feb 1098

Вход Балдуина в Эдессу

После взятия Никеи и нескольких сражений, в которых были разбиты силы сельджуков, крестоносцы, идя по Малой Азии, захватывали города и даже умудрились передраться между собой.

Проигравший в бою Болдуин Булонский 6 февраля 1098 года въехал в богатый армянский город Эдессу, где так пришелся ко двору местного правителя Тороса, что тот усыновил его и сделал наследником и соправителем. Что не помешало Болдуину возглавить мятеж врагов Тороса и, убив его, стать правителем первого государства крестоносцев — графства Эдесского.

Взятие Антиохии и чудо святого копья

SiegeofAntioch

Другие же крестоносцы еще 21 октября 1097 года осадили важный стратегический город-порт Антиохию. Но сил взять его у них не было, и они начали осаду, страдая от голода и жажды, при этом некоторые хронисты утверждают, что доходило и до каннибализма, а ослов и лошадей съели почти всех.

Положение крестоносцев было столь отчаянным, что вдохновитель крестьян Петр Пустынник снова решил вернуться к императору, и только поймавшие его и приведшие снова в лагерь воины помешали святому монаху навострить лыжи подальше от Антиохии. При этом осаждающее войско было вынуждено еще и сражаться с сельджуками, пытавшимися деблокировать город.

Тут крестоносцы проявили себя не только как сильные воины, но и как бесчестные грабители. Дождавшись, пока мусульмане похоронят своих погибших и уйдут, они тут же вскрыли свежие могилы и поснимали драгоценности с трупов.

Adhemar of Le Puy

Адемар Монтейльский (в красном слева от Раймунда Тулузского)

После многомесячной осады с помощью предательства армянского оружейника Фируза, который помог крестоносцам попасть за крепостные стены, Антиохия была взята и началась резня. Погибли как мусульмане, так и евреи, и местные христиане.

В это время к Антиохии подошел сельджукский правитель Кербога с большим войском и теперь уже крестоносцы оказались в осаде. И тут очень вовремя произошло чудо — монах Пьер Бартелеми во сне увидел Апостола Андрея, который поведал ему где лежит копье, которым на кресте добили Христа. Епископ Адемар, присутствующий в войске, очень удивился, так как недавно видел эту реликвию в Константинополе. Тем не менее, Раймунд Тулузский, еще один предводитель крестоносцев, приказал найти копье — и его таки нашли.

Читайте также:  меньшиков соратник петра 1 биография

Войско воодушевилось и, напав на сельджуков, полностью их разбило. Правда, позже, когда основные силы ушли из Антиохии, Пьера Бартелеми по его просьбе, подвергли испытанием огнем, так как сомневались в его словах. И он скончался от ожогов.

Взятие Иерусалима

1280px Counquest of Jeusalem 1099

Завоевание Иерусалима крестоносцами

7 июня 1099 года крестоносцы, наконец, добрались до своей вожделенной цели — Иерусалима. Но стены его не спешили падать — наоборот, были укреплены и из-за них недобро смотрели местные мусульмане. Тем не менее, в стане крестоносцев был духовный подъем — многие истово молились, увидев перед глазами цель своего похода.

Проведя несколько неудачных штурмов, войско приступило к осаде. Начались голод и болезни, и военачальники поняли, что нужно брать город, не дожидаясь ухудшения положения. И тут снова произошло чудо — одному из монахов привиделся епископ Адемар, умерший год назад в Антиохии. Он предписал устроить крестный ход, молиться и поститься, и тогда город падет. Множество воинов вместе с предводителями выполнили волю Адемара на глазах у удивленных защитников города.

После этого 14 июля состоялся финальный штурм, окончившийся успехом. А потом начались тотальная резня и разграбление. Все население любого вероисповедания было перебито, евреи сожжены в синагоге, а, по словам хронистов, на улицах было некуда ступить от трупов. Любой воин, заходя в дом, вешал перед входом свой щит, и дом становился его собственностью. Западные хронисты заявляют о десяти тысячах трупов, мусульманские источники говорят о потерях в десять раз больше.

rnr2KhKtdh8

Таким образом, 14 июля 1099 года взятием Иерусалима закончился Первый крестовый поход, ознаменовав собой начало новой эпохи мировой истории — эпохи крестовых походов, времени противостояния Запада и Востока в святом для трех мировых религий месте — городе Иерусалиме.

Источник

ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

Проповедь папы Римского Урбана II

27 ноября 1095 г. со страстной проповедью в г. Клермон на церковном соборе выступил папа Урбан II, призвав освободить Иерусалим от владычества мусульман и обещав, собравшимся отпущение грехов и другие привилегии. Эта идея стала популярна среди монахов и проповедников, которые в свою очередь ее активно распространяли среди простого народа. Весной 1096 г. собралось большое количество людей, отправившихся на Восток, при этом среди участников похода преобладали крестьяне и мелкие рыцари. Поход был плохо подготовлен, не хватало продовольствия, еще в Восточной Европе начались столкновения с местными жителями. К августу они добрались до Константинополя, а затем византийский император Алексeй I Комнин помог им перебраться в Малую Азию, где близ Никеи слабо вооруженные крестьяне были наголову разбиты сельджуками. Но к этому времени в поход выступили французские, германские и южно-итальянские рыцари, заключившие союзный договор с византийским императором, принеся ему вассальную присягу на те земли, которые будут завоеваны. Положение Византии в это время было незавидным: после поражение при Манцикерте (1071), Константинополь утратил свою власть почти над всей территорией Малой Азии, поэтому с помощью крестоносцев император рассчитывал отвоевать свои земли у сельджуков.

Штурм Иерусалима и создание государств крестоносцев

В начале лета 1099 г. они достигли Иерусалима. 8 июля участники похода вместе со своими духовными наставниками (Петра Пустынника и др.) провели крестную процессию вокруг городских стен. 15 июля в результате успешного штурма при помощи катапульт и осадных башен крестоносцы ворвались в город и устроили страшную расправу над мирным населением. Рыцари-крестоносцы провозгласили создание Иерусалимского королевства и выбрали главой Готфрида Бульонского, который принимал активное участие в осаде и был среди первых ворвавшихся в город. Он отказался от королевской короны и 22 июля 1099 г. принял титул Защитника Гроба Господня. 12 августа Готфрид Бульонский возглавил крестоносцев в битве при Аскалоне, в которой ему удалось разгромить войска фатимидов во главе с визирем Маликом аль-Афдалом. После успешной битвы между вождями крестоносцев вспыхнули разногласия, из-за этого им не удалось захватить Аскалон. Большинство участников похода вернулись назад в Европу, поскольку их обет был выполнен. К концу года осталось всего несколько сотен рыцарей, что не помешало им развить успех и присоединить еще ряд земель к Иерусалимскому королевству. В 1100 г. на престол был возведен Балдуин, провозглашенный «первым латинским королем Иерусалима». В его состав вошли все земли, завоеванные в ходе похода: Антиохийское княжество, Триполи и Эдесса. Между западными рыцарями и Византией произошел окончательный разрыв отношений и даже вспыхивали военные конфликты, несмотря на это Первый крестовый поход, позволил Византии вернуть контроль над рядом городов в Анатолии.

Источник

Подробная история первого крестового похода от Гео-Картографа

1619597426171548925

История крестовых походов (видео по этому походу можно посмотреть на канале в ютуб: Гео-Картограф)

Эта история начинается в конце 11 века. Рыцари-крестоносцы, которые получили своё название из-за крестов, которые они нашивали на свои одежды, начали серию военных походов на Ближний Восток. Главной целью этих походов было завоевание Святой Земли и города Иерусалим. Всего было 8 основных походов, из которых успешными можно назвать только три. Чтобы разобраться подробнее в причинах этих событий, вернёмся на 1000 лет назад. В 33 год нашей эры.

В те времена, всё Средиземноморье принадлежало Римской империи, которая господствовала на просторах от Атлантического океана до Каспийского моря. На востоке империи, в провинции Иудея, в городе Иерусалим, религиозном центре иудаизма, религии еврейского народа, под руководством Понтия Пилата, проходил суд над Иисусом Христом, молодым пророком новой религии – христианства. Несмотря на все усилия, которые прилагал Понтий Пилат, чтобы спасти Иисуса от казни, народ требовал его смерти, которая была выгодна Синедриону, верховному органу иудейской религии.

После казни Иисуса Христа, Иудея и город Иерусалим, стали священным местом для последователей Христа – христиан. Каждый христианин стремился совершить паломничество к Святой Земле. Несмотря на массовые гонения и запрет паломничества, последователи Иисуса Христа распространили христианство на всё пространство Римской империи. И к началу 4 века христианами уже были 10% населения империи. Первым императором, который сделал христианство господствующей религией в стране стал Константин I Великий, сам он, кстати, лишь на смертном одре отказался от язычества и крестился. А уже в 380 году христианство стало государственной религией Римской империи. Благодаря чему, число паломников к Святой Земле значительно увеличилось.

Спустя 15 лет после этого, Римская империя была окончательно разделена на Западную и Восточную части. Западная часть вскоре пришла в упадок и пала под ударами варваров. А восточная часть, более известная под названием Византия, просуществовала ещё 1000 лет, и даже ненадолго смогла захватить Рим и некоторые другие земли павшей Западной Римской империи. Что было для неё смертельной ошибкой. Византия потратила на эти завоевания слишком много сил, и к началу 7 века была ослаблена войнами на западе.

В 602 году началась тяжелейшая для Византии война со Второй Персидской империей, то есть с Ираном, союзником которого выступил Аварский каганат. Эта война длилась 26 лет. Её начало было крайне неудачным для Византии. Иран завоевал Сирию, Анатолию, Левант. И в 614 году, Иерусалим впервые лишился христианского контроля. Персы, придерживающейся религии зороастризм, вывезли из Иерусалима главные христианские реликвии. На севере, из-за Дуная вторглись авары, в армии которых было немало славян, и опустошили Балканы, осадив Константинополь, столицу Византии. На пятнадцатом году войны Византия потеряла Египет. Эту войну, известный отечественный учёный, Лев Николаевич Гумилёв даже назвал мировой войной 7 века, настолько ужасающими были её последствия.

Несколько лет авары разоряли Балканы, и только в 623 году, Византии удалось заключить с ними мир, взамен на тяжелейшую дань, которую империя уплатила аварам. Судьба улыбнулась Византии, и ей удалось заключить союз с Западно-Тюркской империей, вместе с которой она пошла в наступление на Иран, и выдворила персов со своей территории, захватив у них некоторые земли на Кавказе и в Восточной Анатолии. Иерусалим ненадолго вернулся под христианский контроль. Эта победа далась Византии очень тяжело.

Обе воевавшие империи, измученные войной, были настолько ослаблены, что не заметили, как на юге возникла новая угроза. На землях Аравийского полуострова, новым пророком Мухаммедом, были объединены арабские племена и создан Арабский халифат. Его последователи называли себя мусульманами, а свою религию – ислам. Ни Византия, ни Иран, не могли противостоять мусульманам, и те в свою очередь захватывали их бывшие провинции, одна за другой. И в 641 году мусульмане впервые захватили Иерусалим. И с тех пор, целых 4 с половиной века, Иерусалимом владели мусульмане. Арабский халифат был тогда в рассвете сил, и христиане были не в состоянии отвоевать Святую Землю. К счастью, арабы проявили огромную терпимость к христианским паломникам, продолжавшим посещать Иерусалим и после мусульманского завоевания.

Империя Сасанидов была полностью захвачена арабами, а вот Византии с трудом, но удалось остановить их продвижение в горах Анатолии. Дальнейшая экспансия арабов проходила на Запад, через Северную Африку в Испанию. И только столкнувшись с государством Франков, их дальнейшее продвижение в Европу остановилось.

Государство Франков в ту пору было сильнейшим в Европе, и после того, как в 751 году лангобарды отвоевали Рим у Византии, франки захватили его у лангобардов и создали Папскую область. Государство для римских пап.

Успех Арабского халифата был ошеломляющим, ведь за относительно короткий временной промежуток, арабам удалось захватить территорию в 11 миллионов квадратных километров. Только уже спустя 30 лет, после достижения максимальной площади в Арабском халифате началась гражданская война, по итогам которой династия Омейядов была свергнута Аббасидами. Омейяды смогли сохранить свою власть только в Испании и Марокко, которые отделились от халифата. Вскоре отсоединился Тунис, а затем спустя 100 лет, Халифат стал бесконтрольно распадаться. Аббасиды пытались держаться за былую славу своих предков и даже временно вернули под свой контроль Египет и Левант. Только процесс было уже не остановить и к концу 10 века от огромного Халифата остались только земли в Месопотамии и Иране.

На западе, наоборот, проходила консолидация и укрепление государств. В 962 году на основе Восточно-Франкского королевства была создана Священная Римская империя, которая олицетворяла единение императора Запада и Папы римского, симбиоз церкви и государства. У Папы Римского появилось больше рычагов влияния и его власть крепчала.

Тем временем в Византии дела шли не очень хорошо. Из-за постоянных войн с болгарами, Византийское присутствие на Балканах ограничивалось лишь Восточной Фракией, Пелопоннесом и островами Эгейского моря. Лишь призвав на помощь Святослава Рюриковича, византийцы его руками разбили Болгарию, и вскоре ослабленная Болгария вернулась под контроль Византии.

На востоке, Византия, воспользовавшись распадом Арабского халифата, вернула Армению.

Казалось вроде всё хорошо, только с востока пришла новая угроза. В 1040 году турки-сельджуки захватили Иран и вскорости подчинили себе Аббасидский халифат.

Византия была в опасности.

А в 1072 году Иерусалим и Святая Земля попали под их контроль.

После этого начались серьёзные притеснения христианских паломников в Иерусалиме. Турки-сельджуки, в отличии от арабов, отличались фанатизмом и нетерпимостью. Многие христианские святыни были разрушены. Паломничество для пилигримов стало очень опасным.

Сельджуки, не остановившись на достигнутом, продолжили наступление на Византию, и им удалось то, что не получилось у арабов – захват Анатолии. И только талантливому полководцу Алексею Комни́ну, ставшему в 1081 году императором Византии, удалось преломить ход войны, и вернуть Киликию, где позже было создано Армянское княжество Киликия.

Положение Византии было крайне тяжёлым. Страна лишилась большей части Анатолии, своего ключевого региона. В сложившихся условиях Византийский император Алексей I Комнин в 1094 году запросил помощи у Папы Римского.

Папа Римский Урбан II, откликнулся на призыв византийского императора и в 1095 году на Клермонском соборе произнёс свою знаменитую пламенную речь, призывающую правоверных христиан отправиться в поход на ближний восток и освободить Святую Землю от владычества мусульман. Отправиться в поход было решено в августе 1096 года.

Помимо Урбана II, особо отличился в проповедовании крестового похода монах-отшельник Пётр Амьенский, или как его называли в народе – Пустынник. Именно благодаря его усилиям, крестовый поход стал массовым.

Не дождавшись официальной даты начала похода, Пустынник и его люди, а это по разным оценкам от 100 до 300 тысяч человек двинулись к Святой Земле. Начался первый этап первого крестового похода – Крестьянский крестовый поход. В своей массе участники этого похода были крестьянами и безземельными рыцарями, плохо вооружёнными, без лошадей, без провизии, с женщинами, детьми и стариками. Воевать такое войско не умело.

Выдвинувшись из Северной Франции, крестьяне-крестоносцы добрались до Германии, где решили потренироваться перед войной с мусульманами, на местных евреях. Обвинив еврейскую диаспору в распятии Иисуса Христа, которое было более чем 1000 лет назад, и к которому тогдашние евреи не имели никакого отношения. Крестоносцы тем не менее решили им отомстить. Пустынник и его люди выреза́ли еврейское население в Священной Римской империи целыми кварталами. Эти события получили название Германский крестовый поход.

Разобравшись без особого труда с евреями, крестоносцы продолжили свой путь в Иерусалим, пройдя через Венгрию и Византию, по пути грабя и мародёрствуя. До Константинополя удалось добраться примерно половине крестоносцев.

Перед императором Византии – Алексеем Комнином – предстала голодная, измученная и безоружная толпа, которую сложно было назвать армией. Поговорив с предводителем крестоносцев – Пустынником, император посоветовал ему дождаться настоящих рыцарей-крестоносцев. Но, посмотрев на поведение крестьян, которые принялись мародёрствовать в Константинополе, Алексей Комнин, переправил их через Босфор в Анатолию, по сути, отдав их на растерзание сельджукам.

Встав лагерем близ Цивитота, крестьяне стали разбредаться по округе, в поисках добычи. И не смотря на уговоры Пустынника, крестоносцы разделились. Одна часть, примерно 20 тысяч человек, двинулась в путь на город Никея, столицу Румского султаната, а оставшиеся, это примерно 40 тысяч человек, остались в лагере или разбрелись по округе. Пустынник потерял над ними какую-либо власть и под предлогом доставки провианта, вернулся в Константинополь, тем самым спас себе жизнь.

Та часть крестоносцев, которая вышла в путь на Никею, по пути захватила крепость Ксеригордо́н. И приблизившись к Никее, разорила округу. В ответ турки послали 5 тысяч кавалеристов, чтобы навести порядок в своей стране. Увидев приближение турок, крестьяне заперлись в крепости Ксеригордон. Турки, не став штурмовать крепость, просто неделю подождали пока у крестоносцев закончится вода. И в результате те сдались. Перед крестоносцами поставили выбор, или принять ислам или умереть. Большинство выбрало второе. И первый отряд крестоносцев был уничтожен. Далее, пойдя на хитрость, турки послали в лагерь крестоносцев у Цивитота двух шпионов, с новостью что первый отряд крестоносцев взял Никею. И обрадовавшись данной вести, оставшиеся крестоносцы двинулись в путь. По пути их поджидал всё тот же пятитысячный отряд. Попав в засаду, крестьяне-крестоносцы в битве при Цивитоте, были уничтожены. Спастись удалось лишь 3 тысячам человек, которые заперлись в каком-то заброшенном замке. Турки осадили этот замок, но подоспевшие византийцы сняли осаду, и спасли этих несчастных.

Таким образом, крестьянский крестовый поход с треском провалился.

В августе 1096 года, как и было изначально оговорено, в крестовый поход выступили настоящие профессионалы. Рыцари-феодалы, тяжело-вооружённые кавалеристы, с осадными орудиями, с обозом и провиантом, в сопровождении своих вассалов и оруженосцев. Численность рыцарей была всего 7 тысяч человек, плюс 30 тысяч пехотинцев. Но эти люди посвятили всю свою жизнь войне и обладали значительным опытом.

Рыцарское воинство было крайне неоднородно. Из Прованса выступили французские рыцари под руководством графа Раймунда Тулузского. Вместе с ним отправился в поход также представитель папы Римского – Адемар Монтейльский.

Из Южной Италии выступили норманны, которые в те годы её контролировали. Их возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред.

Трое братьев, Готфрид, Эсташ и Балдуин Бульонские, вассалы Священной Римской империи, повели за собой рыцарей Лотарингии.

Из Фландрии выступили рыцари под руководством Роберта Фландрского. А рыцарей английской Нормандии возглавил Роберт Нормандский, кстати, сын Вильгельма Завоевателя.

Из Парижа в поход отправились и французские рыцари, их возглавлял сын короля Франции – Гуго Вермандуа, который, кстати, приходился внуком Ярославу Мудрому.

Крестоносцы двигались различными путями и в итоге все встретились в Константинополе. Где большинство из них присягнуло в верности императору Византии Алексею Комнину. Пообещав вернуть ему все земли, которые они смогу отвоевать в своём крестовом походе.

Читайте также:  политика руси в 10 веке личности

Перед отправкой крестоносцев в Малую Азию, византийский император провёл им небольшой инструктаж, как бороться с сельджуками, но возглавить их отказался.

В мае 1097 года, крестоносцы подошли к Никее и осадили её. Правитель Румского султаната, Кылыч-Арслан бросился на помощь городу, но был разбит рыцарями.

Осада Никеи продолжалась месяц и могла бы продолжаться гораздо дольше, если бы не подоспевшее византийское войско, которое блокировало город со стороны озера Аскания. В итоге гарнизон Никеи предпочёл сдаться византийцам. Которые вошли в город в тайне от крестоносцев и не пустили их внутрь.

Войско крестоносцев продолжило путь далее, и к ним присоединился византийский отряд под руководством Татикия. На их пути снова храбро встал правитель Румского султаната – Кылыч-Арслан. Ему удалось собрать войско в 8 тысяч солдат. Но он был не в силах противостоять 40 тысячной крестовой армии. И в битве при Дорилее был наголову разбит. Армия Румского султаната была разгромлена, и путь в Сирию был открыт. Дорога, однако, была не из приятных. Кылыч-Арслан после отступления, прибегнув к тактике выжженой земли, сжёг и уничтожил всё что успел.

После прохода Киликийских врат, армия крестоносцев разделилась. Балдуин Бульонский отделился и вместе со своим отрядом отправился к Евфрату, где недавно освободилось из-под власти сельджуков Эдесское княжество. Там он вошёл в доверие к местному правителю Торосу Эдесскому, и тот сделал его своим наследником. При загадочных обстоятельствах Торос вскорости погибает, и Балдуин становится правителем Эдессы. Первого государства крестоносцев на ближнем востоке.

К октябрю 1097 года основная армия крестоносцев подошла к Антиохии. Это был крупный и хорошо укреплённый город, который взять штурмом было практически нереально. Началась длительная осада, которая продолжалась полгода. Византийцы покинули крестоносцев во время осады, и уплыли на Кипр. Этот шаг послужил поводом, для последних считать клятву, данную византийскому императору недействительной и не возвращать ему захваченные земли.

В мае 1098 года из Мосула на помощь осаждённой Антиохии во главе огромной армии вышел эмир Кербога. На пути Кербоги стояла Эдесса, где укрывался Болдуин Бульонский. Кербоге не удалось с ходу взять Эдессу, и потратив 3 недели в безуспешных попытках её захватить, Кербога решил не терять зря время и двинулся дальше к Антиохии.

Зная о приближающейся армии сельджуков, крестоносцы решили, что нужно во чтобы то ни стало захватить Антиохию. Боэмунд Тарентский, пошёл на хитрость, и договорился с остальными крестоносцами, что тот, кто первый во время штурма проберётся в Антиохию, тому она и будет принадлежать. В тайне от других герцогов, Боэмунд договорился с одним из приближённых коменданта Антиохии – Фирузом, богатым армянином, чтобы тот впустил их в город во время штурма. И только благодаря Фирузу, крестоносцы смогли войти в Антиохию 2 июня 1098 года и захватили практически весь город.

И уже через 4 дня к городу подошла армия сельджуков. Крестоносцы заперлись в Антиохии, и теперь уже они стали осаждёнными. Положение крестоносцев было тяжёлым. Запасы воды и провизии были на исходе. Осада продолжалась 3 недели. Один из участников похода, обнаружил в Антиохии Святое копьё, которым пронзили Иисуса Христа на кресте. Воодушевившись находкой, крестоносцы вышли из города и приняли бой с армией Кербоги. Битва была выиграна.

Боэмунд Тарентский основал в Антиохии второе государство крестоносцев – Антиохийское княжество.

В войну крестоносцев с сельджуками вступила третья сторона. Армия Фатимидского халифата в июне 1098 года захватила город Иерусалим у Сельджуков. Фатимиды попытались договориться с крестоносцами о разделе Палестины, и хотели оставить Иерусалим себе. Крестоносцы отказались от этого предложения и в январе 1099 года продолжили свой путь к Иерусалиму.

Первый штурм Иерусалима 13 июня, закончился неудачей.

17 июня на помощь крестоносцам прибыл Гульельмо Эмбриако, генуэзский купец. Один из основателей генуэзской республики, кстати. Он пополнил запасы продовольствия крестоносцев и из древесины, снятой с его кораблей, были построены осадные машины и башни.

13 июля крестоносцы пошли на последний штурм и в течении 2 дней смогли захватить Иерусалим.

Здесь, в Иерусалиме, было основано третье государство крестоносцев – Иерусалимское королевство. Его первым правителем стал Готфрид Бульонский, объявивший себя защитником гроба Господня.

Фатимиды, не смирившись с потерей Иерусалима, попробовали его вернуть, они собрали армию в 20 тысяч солдат и выдвинулись против крестоносцев. Которых кстати, осталось всего 10 тысяч. Но в битве при Аскалоне крестоносцы разбили фатимидскую армию, защитив своё новое королевство.

На этом первый крестовый поход считается оконченным, и большинство его участников завершив паломничество, возвратились в Европу. Защищать Святую землю остаётся только 300 рыцарей и 2000 пехотинцев.

Первый крестовый поход был самым успешным, были образованы новые христианские государства на Ближнем востоке, отвоёван Иерусалим. Значительно ослаблена Сельджукская империя, которая вскорости начала распадаться.

Крестоносцы, окрылённые своими победами, с энтузиазмом принялись обустраивать новообразованные государства и расширять свои владения.

P.S. Если вам понравилась данная история, переходите в ютуб и смотрите видео по первому крестовому походу с озвучкой на канале: Гео-Картограф

1622372060227477790

Карты

209 постов 2.8K подписчиков

Правила сообщества

1) Например, если вы стащили кату, сделанную вручную каким-нибудь реддитором, пост выносится в ленту сразу.

Политические срачи не приветствуются.

День рождения 08.05.2020

Карта шикарная. В легенде забыли указать Антиохийское княжество. Плюс на карте не указали графство Триполи.

Карта местами неправильная. У византии не было территорий в малой азии на 1099. Это уже после 1ого крестового они под шумок у турок кое-что отвоевали

m2442067 1869873268

147541799424267456

Первая карта VISA, выпущенная в СССР

1636114864150178699

В конце декабря 2019 года в Москве прошла церемония вручения Национальной Банковской Премии. По решению жюри, в номинации «Спецпроект» лауреатом стала Национальная Коллекция платежных карт России и её хранитель, главный редактор РИА «Банки и Финансы» Иван Воронцов. После завершения церемонии к Ивану подошёл человек и передал в коллекцию первую карту «VISA» Сбербанка СССР. Оказалось, что человек, имя которого выбито на карте и даритель – одно и то же лицо – Игорь Липанов, основоположник внедрения в 1990 году банковских карт в России, а в 1989 году, начальник отдела внешнеэкономической деятельности Правления Сберегательного банка СССР.

В 1989 году, Сбербанк СССР был принят в международную платёжную систему VISA. Систему банковских карт в СССР планировалось строить таким образом, чтобы она была совместима с международными. При этом предполагалось, что отечественный пластик будет работать за границей, а в самом Союзе карта будет действовать как национальная и внутренние транзакции по картам не будут выходить за пределы страны. Отсутствие собственной технологической базы и невозможность импорта соответствующих технологий и определили окончательно выбор карт с магнитной полосой в качестве основного инструмента для построения карточной системы в СССР. Тогда даже было дано поручение министру электронной промышленности СССР Владиславу Колесникову на разработку отечественных банковских карт, так как иностранцы не собирались передавать нам технологии их производства.

В конце существования Советского Союза в Сбербанке появилась первая пластиковая карта с магнитной полосой. Карты эти выпускались за счет специальных фондов VISA, которые формировались для продвижения услуг платежной системы и привлечения новых клиентов. Тогда для платежных систем это было распространенной практикой и карточки получило руководство Сбербанка СССР. В ноябре 1989 года, при содействии французской компании IMEDI был подписан контракт на сумму 1 миллиард французских франков (в 1989 году 157 миллионов долларов), который предусматривал внедрение в СССР безналичных расчётов за товары и услуги с помощью банковских карт.

Банковские карты на постсоветском пространстве ещё не скоро станут массовыми — долгое время они будут таким же символом богатства, как мобильные телефоны.

m3210879 1382189650

1631871540221068225

Создана карта столицы Чингисхана

Легендарный Каракорум впервые получил научно подтвержденные очертания

1636048412176633796

Археологи впервые нанесли на карту древний Каракорум, основанную Чингисханом столицу Монгольской империи.

Он был основан примерно в 1218—1260 годах нашей эры, когда ставка Чингисхана была перенесена на берега Орхона. Военный лагерь превратился в город во время правления Угэдэй-хана, третьего сына Чингисхана и второго Великого хана Монгольской империи. Он стал центром политической жизни и одним из важнейших пунктов торговли на Великом шелковом пути.

Считается, что на месте Каракорума находится современный город Хархорин, однако точное расположение древней столицы археологам было не известно.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Antiquity, международная группа ученых использовала сверхчувствительные магнитометры (SQUID), которые измеряют топографию поверхности и магнитные поля земли под ней. С их помощью они исследовали 465 га и выявили расположение дорог, районов и внутренних структур древнего Каракорума.

Объединив эти данные с предыдущими данными аэрофотосъемки и историческими записями, команда смогла создать подробную карту Каракорума, на которой показана внутренняя планировка, протяженность города, городские стены и три из четырех главных ворот, упомянутых в исторических записях.

Оказалось также, что город простирался более чем на 3 км за пределами городских стен. Участки в центре города выглядят более «плотными». Очевидно, эти районы были заселены дольше всего, говорят ученые.

163604887118878498

1636048875110015297

1636048878184462978

1636048881178271958

1622372060227477790

Сокровищница для любителей залипнуть на карты

Описание с сайта (переведено Google Translate):

Коллекция карт Дэвида Рамси была создана более 30 лет назад и содержит более 150 000 карт. В коллекции представлены редкие карты Северной и Южной Америки с XVI по XXI век, а также карты мира, Азии, Африки, Европы и Океании. Коллекция включает атласы, настенные карты, глобусы, школьную геграфию, карманные карты, книги исследований, морские карты и различные картографические материалы, включая карманные, настенные, детские и рукописные карты. Предметы датируются примерно с 1550 года по настоящее время.
Оцифровка коллекции началась в 1996 году, и сейчас в сети имеется более 110 000 предметов, и регулярно добавляются новые. Сайт бесплатный и открыт для всех. Здесь зрители имеют доступ не только к изображениям карт с высоким разрешением, которые широко каталогизированы, но и к различным инструментам, которые позволяют пользователям сравнивать, анализировать и просматривать элементы новыми и экспериментальными способами.

Чтобы скачать понравившуюся вам карту, кликните на нее, а после нажмите на кнопку «Export» справа сверху над ней.

P.S. Баянометр молчал, извините, если повторяюсь.

163057732511486434

m3578692 1489762156

1622372060227477790

Географическое деление Швеции. Земли

По сути, каждая такая земля в далёком прошлом была ареалом расселения древнескандинавских племён, не имеющих государственых устройств. Позднее в ходе череды междуусобных войн и соглашений, они объединились, образовав государство Швеция.

Из-за этого земли не имеют каких-либо административных функций и просто означают географические группы провинций. Земли не имеют также геральдических символов.

Сегодня деление на земли имеет для Швеции культурно-историческую значимость и иногда используется для обобщения той или иной крупной части страны, например, в контексте статистики или метеорологии.

1630183224120587215

Другие системы деления Швеции + Карты:

1553055368263265756

Немного о крестовых походах

Крестовые походы XI–XV веков стали одним из определяющих событий Cредневековья, как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Кампании крестоносцев принесли значительные последствия, где бы они ни происходили, но также подтолкнули к изменениям внутри тех государств, которые организовали их и боролись с ними. Даже когда крестовые походы закончились, их влияние продолжалось через литературу и другие культурные средства.

Влияние крестовых походов в общих чертах можно охарактеризовать следующим образом:

– увеличение присутствия христиан в Леванте в Средние века;

– разработка военных заказов;

– поляризация Востока и Запада, основанная на религиозных различиях;

– особое применение религиозных целей к ведению войны в Леванте, на Пиренейском полуострове и в Прибалтике;

– возросший престиж пап и активизация роли католической церкви в светских делах;

– ухудшение отношений между Западом и Византией привело, в конечном счете, к ее разрушению;

– усиление могущества королевских домов Европы;

– появление более сильной коллективной культурной идентичности в Европе;

– всплеск ксенофобии и нетерпимости между христианами и мусульманами, между христианами и иудеями, еретиками и язычниками;

– рост международной торговли и обмена идеями и технологиями;

– повышение могущества таких итальянских государств, как Венеция, Генуя и Пиза;

– использование религиозного исторического прецедента для оправдания колониализма, войны и терроризма.

Ближний Восток и мусульманский мир.

Непосредственным геополитическим результатом крестовых походов стало возвращение Иерусалима 15 июля 1099 года, но для того, чтобы город оставался в руках христиан, необходимо было основать в Леванте различные поселения (все вместе известные как Латинский Восток, государства крестоносцев или Утремер).

Для их защиты потребуются постоянные поставки новых крестоносцев и создания военных орденов профессиональных рыцарей, таких как рыцари-тамплиеры и рыцари-госпитальеры. Это вдохновило формирование рыцарских орденов, таких как Орден Подвязки в Англии (основан в 1348 году), который пропагандировал преимущества крестовых походов для своих членов.

Несмотря на милитаризованное присутствие на Святой Земле, продолжающуюся вербовку в Европе и растущее участие королей и императоров, оказалось невозможным удержать завоевания Первого крестового похода и потребовалось больше кампаний, чтобы вернуть такие города, как Эдесса и сам Иерусалим после его падения в 1187 году.

В XII и XIII веках было восемь официальных Крестовых походов и еще несколько неофициальных, но все они закончились скорее неудачей, чем успехом.

Расширение крестовых походов.

Движение крестоносцев распространилось на Испанию, где в XI–XIII веках была начата так называемая реконкиста – возвращение земель Испании от мусульман.

Пруссия и Прибалтика (Северные крестовые походы), Северная Африка и Польша среди многих других мест также стали местами появления крестоносных армий с XII по XV век, так как идеалы крестоносцев, несмотря на сомнительные военные успехи, продолжали привлекать королей, солдат и простых людей на Западе.

Крестовые походы вызвали разрыв западно-византийских отношений.

Во-первых, византийцы испытывали ужас перед неуправляемыми группами воинов, сеющими хаос на их территории. Вспышки боевых действий между крестоносцами и византийскими войсками были обычным делом.

Это вскоре только ухудшилось, когда посыпались обвинения в том, что ни одна из сторон не пытается изо всех сил защищать интересы другой.

Кульминацией ситуации стало шокирующее разграбление Константинополя в 1204 году н. э. во время Четвертого крестового похода.

Завоевание мусульманских территорий в Южной Италии, Сицилии и на Пиренейском полуострове открыло доступ к новым знаниям, так называемой «Новой логике». Возникло более сильное ощущение того, что они «европейцы», что, несмотря на различия между государствами, народы Европы имеют общую идентичность и культурное наследие.

Другой стороной монеты был рост ксенофобии. Религиозная нетерпимость проявлялась во многих отношениях, но наиболее жестоко – в погромах против евреев (особенно в Северной Франции и Рейнской Области в 1096–1097 годах н. э.) и жестоких нападениях на язычников, раскольников и еретиков по всей Европе.

Значительно возросла торговля между Востоком и Западом. В Европу поступало больше экзотических товаров, чем когда-либо прежде, таких как: специи (особенно перец и корица), сахар, финики, фисташки, арбузы и лимоны, хлопчатобумажная ткань, персидские ковры и восточная одежда.

Итальянские государства Венеция, Генуя и Пиза разбогатели, благодаря своему контролю над ближневосточными и византийскими торговыми путями, что было дополнением к деньгам, которые они зарабатывали на транспортировке армий крестоносцев. Крестовые походы, вероятно, ускорили процесс международной торговли через Средиземное море.

Другие интересные работы:

m1002684 297016848

Школьный атлас истории СССР 1974 года

Возможно, кто-то из вас тоже учился по такому. Желаю всем приятного просмотра.

1625046750113025526

1625046788194042894

На второй странице показаны все войны, которые происходили XIII веке. В основном, это были лишь оборонительные действия против монголо-татарского ига.

162504681918778462

1625046843149283821

А следующая страница, на мой взгляд, одна из самых интересных. Там вы можете увидеть рост территории нашей страны, начиная с XVI века. Зеленой линией выделены границы страны в 1914 году.

1625046879149268306

На пятой странице атласа мы можем увидеть воссоединение Украины и России в XVII в.

1625046904147727736

1625046931165523

1625046957138768761

1625046983189176882

1625047009127931830

1625047025143455888

На 11 странице мы можем увидеть промышленность и сельское хозяйство СССР: добычу угля, нефти, выплавку стали, производство зерна и многое другое

1625047057188514019

1625047064175718738

На 12-ой странице показана Карта мира в 1974 году.

1625047129173797239

И последняя, 13 страница атласа знакомит нас с крупнейшими стройками пятилетки (1971-1975 гг.)

162504716113644163

И напоследок, оглавление.

1625047187123126596

m470678 1391996728

1622372060227477790

Новый Амстердам в 1660, схема Кастелло

Redraft of the Castello Plan of New Amsterdam in 1660 (redrawn in 1916 by John Wolcott Adams and Isaac Newton Phelps Stokes)

Карта Нового Амстердама в 1660-м году, перерисованная в 1916-м году.

162145694514806096

Новый Амстердам — первоначальное голландское название Нью-Йорка в 1626—1664 годах. Голландская колония Новый Амстердам в Америке, просуществовав всего чуть более 40-ка лет, успела вырасти из деревни поселенцев в небольшой городок. Однако, хотя в самой Голландии в это время наблюдался расцвет живописи, никто из художников не отправился в колониальную даль, чтобы запечатлеть североамериканские просторы. Поэтому о том, какой была колония, мы можем судить сегодня только по изображениям на нидерландских картах XVII века.

Читайте также:  первый в истории антибиотик который был выявлен в процессе изучения плесени поле чудес ответ

Почитать об этом чуть больше можно тут. Ну, или на Вики (но лучше уж тогда на английской).

Geheugen van Nederland // Memory of The Netherlands (Johannes Vingboons, ≈1650)

1621460097190615220

Afbeeldinge van de Stadt Amsterdam in Nieuw Neederlandt // Picture of the City of Amsterdam in New Netherland (≈1660)

Оригинал карты. Создана приблизительно в 1660-м году.

162145748317749116

Максимально доступное разрешение, к сожалению, составляет лишь 759×540, однако в статье о схеме Кастелло на Википедии есть такая же карта, но в большем разрешении и колоризированная.

1621457137181888474

«Схемой Кастелло» же карта названа потому, что была найдена в 1900-м году на вилле принадлежавшей Козимо I Медичи — Villa di Castello.

1621460784126826448

Также ребята из Battlemaps продают колоризированную версию карты 1916-го года.

1621459403171817596

1621459536145454568

1621459537165235306

1621459538195940369

1660 New Amsterdam atop 2013 New York

Карта Нового Амстердама 1660-го года поверх финансового квартала Нью-Йорка 2013-го года.

1621457905232597083

1622372060227477790

Как изменилась карта Африки во второй половине 20 века

Посмотреть данное видео можно на канале автора.

1620377765133884842

Карта Африки 1950 год

1620377766159821454

Карта Африки 1990 год

Африка — второй по площади и численности населения континент на нашей планете.

В настоящее время она разделена на 54 независимых государства.

Но так было далеко не всегда.

В середине 20 века, большая часть Африки была колонией Европейских государств.

В 1950 году на Африканском континенте было всего 3 независимых государства. Это Египет, Либерия и Эфиопия.

После Второй Мировой войны, благодаря СССР в первую очередь,

был запущен процесс предоставления независимости и суверенита доминионам, подмандатным территория, колониям и протекторатам.

То есть деколонизация.

В Африке деколонизация длилась 40 лет.

Большая часть стран освободилась в 60-е годы 20 века.

В конце 1960 года по инициативе Никиты Хрущёва, в ООН была принята декларация «О предоставлении независимости колониальным странам и народам».

В этой декларации были закреплены права народов на свободу и самоопределение.

1960 год был объявлен годом Африки.

В этот год из под колониального гнёта освободилось аж 18 стран.

Большинство колониальных стран было освобождено добровольно. За некоторыми исключениями.

Так например, Алжир, чтобы добиться независимости, 8 лет воевал против Франции.

Многие из африканских стран, после освобождения выбрали социалистический путь развития. От которого в дальнейшим они всё же отказались.

После освобождения, за каких-то полвека в Африке случилось аж 18 полномасштабных гражданских войн и более 100 военных переворотов.

В 1990 году, с освобождением Намибии процесс деколонизации был окончен.

Африка стала свободной, но стала ли она счастливой?

Ознакомиться с этим, а также с другими видео автора можно по данной ссылке.

m3324801 1243749909

16284982962899136

План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших его проспектов, 1753

1620316851157273186

162031685112357439

162031685516645098

162031686514698166

1620316882133755358

162031688513087663

1620316887148193370

162031688814474637

1620316906117896025

1620316907114952676

1620316908120785612

1620316939120045944

1620316940121083584

1620316941197865864

1620316942193781522

1620316945133826181

1620316946134494639

Над гравюрами работали: Ив. Соколов, М. Махаев, И. Валериани, Г.А. Качалов, Е.Г. Виноградов, Я. Васильев, И. Еляков, А.А. Греков,

Издан Императорской Академией наук и художеств.

1622372060227477790

Первый крестовый поход

Карта Первого крестового похода (1096-1099).

1619597426171548925

m2020584 227570453

16284982962899136

Орден тамплиеров без прикрас | Часть 1

Я не историк, но ее любитель. И что-то подумалось, что кому-то может быть интересно почитать про историю ордена тамплиеров в легкой форме, без излишней загрузки датами, именами и событиями и без вознесения этих рыцарей на пьедестал эпохи. В истории тамплиеров достаточно красивых и даже героических деяний, но и дерьма хватает. И это не говоря уже про один из знаменитейших заговоров в истории, положивший конец существованию ордена.

Первый крестовый поход | Основание ордена госпитальеров | Гуго де Пейн, первый магистр тамплиеров | Официальное признание ордена тамплиеров

Итак, все мы не раз и не два слышали про орден крестоносцев в белых плащах с красными крестами — и почти всегда в контексте всяких Святых Граалей, Плащаниц, сокровищ нации и плаваний в Америку до Колумба, а то и вовсе в связке с демонами, паранормальными явлениями, пятницей 13 и прочей хтонью.
К сожалению, о настоящем, историческом ордене рыцарей Храма пишут художественную литературу и снимают кино далеко не так часто, а вот мистический образ ордена довлеет в культуре и по сей день — даже после того, как в 2007 году Ватикан опубликовал оригинал «Шинонского пергамента» (бумаги, задокументировавшей снятие обвинений в ереси с руководителей ордена тамплиеров), тем самым уже во всеуслышание подтвердив, что дело было не в нарушениях заветов церкви и не в колдовстве, а в куда более приземленных и низменных причинах, а именно — деньгах.
О знаменитом процессе над орденом Храма мы поговорим в последней главе нашей истории, когда до нее дойдем, а начнем с того, что разберемся, «откуда есть пошла земля русская». Ну, не русская, но тем не менее. Поговорим о том, с чего вообще появились такие военно-религиозные ордена, как госпитальеры и тамплиеры, и почему им удалось закрепиться в истории.

1618223252152151962

Путешествовать ко всяким святым местам всегда было модно, поскольку считалось (и, насколько мне известно, до сих пор считается), что не только ты пропитываешься святым местом, но и место — твоими молитвами и молитвами всякого приходящего. Ясное дело, что страна, в которой жил и был убит Иисус Христос, получила для христиан необычайно важное значение.

Паломников в Святую землю и раньше было хоть отбавляй, но на заре второго тысячелетия их стало особенно много. В те времена бытовало мнение, что Иордан смывает любые грехи, стоит лишь ступить в него (искреннее покаяние? Можно бонусом, но необязательно), Церковь все чаще и чаще в качестве наказания слала грешников в эти весьма отдаленные места (причем возвращались они уже совершенно безвинными в глазах и церкви, и государства), а очередная ошибка в трактовке Библии привела ко мнению, что в 1000 году обязательно произойдет Второе Пришествие, так что — давай быстрей, пока не началось! Как ни смешно, ошибочное пророчество не только не отвернуло людей от путешествий в Святую землю после того, как не исполнилось, а напротив, притянуло туда еще больше народу.
Куда более приземленной причиной отправиться в Палестину стала возможность нажиться на чужой вере: купив в Иерусалиме всякого хлама и выдав его в Европе за настоящие реликвии, предприимчивый делец мог выгадать до тысячи процентов!
В свою очередь, Церковь, разумеется, не только наказывала ссылками в Святую землю, но и в принципе всячески поощряла такие путешествия, поскольку те помогали ей распространить свое влияние на Востоке.

И вот от всех этих средневековых «туристов», в некотором роде рекламировавших своими паломничествами Святую землю, и растут ноги грядущих крестовых. Будем честны, обращались местные с «понаехавшими» не очень хорошо — и их, в общем-то, можно понять. Сей факт придал образу паломника налет благородного мученичества, флер страдальца христова, что претерпевает в своей вере. Это восприятие путешественников в Святую землю отлично сплелось с укрепившимся в Европе к 11 веку феодальным мышлением, при котором вассал считал священным долгом защищать честь и достоинство своего суверена, а также все его имущество. И поскольку главным сувереном всея всего у христиан был Иисус Христос, вот и получилось: раз неверные захватили землю, на которой он жил, проповедовал и был убит, да еще и жестоко обращаются с самыми верными его вассалами, которые проделывают столь трудный путь до Палестины — то Иисус наверняка гневается на бездействие остальных своих последователей так, как гневался бы любой суверен-человек. И у набожного европейского общества появилось вполне закономерное, подкрепленное воинственностью, которую привнесли в католицизм открекшиеся от язычества германцы и готы, желание прийти на Святую землю и насувать неверным мечей в панамку.

Дело сделалось неожиданно быстро. Почва для семян священной войны была плодородная, а в 1095 году византийский император Алексей 1 Комнин, окончательно одурев постоянно гонять по редевшим своим землям турок и получать от них лещей, прислал в Италию посольство с просьбой о помощи против надоевших врагов.

В ноябре того же года в городе Клермоне состоялся знаменитый собор, на котором папа Римский Урбан II прочитал пламенную речь, призывая освободить Святую землю и Гроб Господень от гнета мусульман. Начало похода было назначено на август 1096 года.
До выдвижения экипированных рыцарей, правда, в Святую землю устремилась сначала целая орда бедных жителей Европы под предводительством Петра Пустынника, которая, буйствуя и непотребствуя на протяжении всего пути, осела в Константинополе до подхода основной армии.
Выглянув с утра в окно, Алексей I Комнин увидел примерно это:

1618224420135497861

. а потому живенько начал помогать всем переправляться через Босфор.

Пройдя огнем и мечом по территории Палестины, но получая при этом ответных люлей, армия Первого крестового к 1099 году доползла до Иерусалима, немного потупила под его стенами и в итоге благополучно взяла город буквально за несколько жарких июльских дней.

Так началась история Иерусалимского королевства.

К благостному моменту великой победы над неверными в Палестине существовало уже несколько так называемых хоспитиумов — христианских приютов, в которых помогали паломникам по любым вопросам: от предоставления ночлега до финансовой помощи после ограбления. Среди этих хоспитиумов был в Иерусалиме приют святого Иоанна, и его монахи проявили во время осады города поистине христианское милосердие: они помогали всем, будь то католики, православные греки или даже мусульмане.
Приют на тот момент возглавлял некто Жерар Тен, и после того, как последние раненые в осаде выздоровели, Жерару и его монахам пришла в голову идея уйти из монастыря и заняться благотворительностью самостоятельно и без привязки к определенному месту. Они создали себе свод правил, поклялись им подчиняться и в качестве одежд выбрали черные робы с белыми крестами, после чего действительно покинула приют святого Иоанна и занялись благотворительностью в Иерусалимском королевстве.

Первые несколько лет все шло по плану: странствующие монахи бедствовали, но помогали нуждающимся в помощи и уходе и в целом следовали ценностям Нового завета. А потом Годфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового и нынче король Иерусалима, одарил монахов поместьем на территории современных Нидерландов, которое начало приносить им стабильный доход. И понеслось: решив, что это дело богоугодное и на том свете обязательно зачтется, примеру Годфрида последовали и другие именитые христиане.
Монахи начали богатеть. Вместе с деньгами пришла и жажда большей свободы — и вот уже в 1113 году папа римский утвердил устав ордена рыцарей святого Иоанна и разрешил им самостоятельно избирать себе руководителей после смерти Жерара, тем самым положив начало ордену госпитальеров. Много позже и уже далеко от Святой земли орден совершит ребрендинг, станет мальтийским и под таким названием просуществуют и по сей день.

Тем временем, глядя на зарождающийся на их глазах новый феномен в христианском обществе, группа из девяти человек решила, что идея организовать свой орден с блэкджеком и канонами вовсе недурна, но усовершенствовать ее стоит. (Нет, на деле мотивация была, с наибольшей вероятностью, абсолютно альтруистичной; неизбалованные богатством, искренне верующие христиане действительно в ту пору часто отрекались от себя).

По общепринятой версии Вильгельма Тирского где-то в 1118-1119 (доподлинно неизвестно) годах француз по имени Гуго де Пейн вместе с восемью своими соратниками решил посвятить себя защите паломников. Именно защите, а не помощи — защита подразумевала меч в руке, и раньше никому подобное в голову не приходило.
А замысел был и впрямь хорош: фатимиды-египтяне давили с юга, турки-сельджуки с севера и востока, арабы из кочевых племен бесили всех своими набегами, да и в самих христианских королевствах царил разлад: прибывшие из Европы не любили сирийских христиан, и в этом деле у них царила полная взаимность. Да и в ранних христианских государствах на Святой земле не было ни людей, ни денег на защиту прибывающих людей, так что путь паломника действительно был и опасен, и труден. И это не говоря уже о голоде, болезнях и несчастных случаях, поджидавших по дороге.

И вот эти восемь человек с Гуго де Пейном во главе, выбрав покровительницей Богородицу и приняв обеты целомудрия, бедности и послушания, посвятили себя защите паломников к Храму Гроба Господня. На что король Балдуин и патриарх Иерусалимского королевства Гармунд хором сказали:

1618224589154522823

Вот это отлично, богоугодная задумка

Итак, как и госпитальеры, первые лет десять новоиспеченные тамплиеры (они же храмовники; название, разумеется, пошло от Храма Гроба Господня, где они или же рядом с которым они первоначально располагались) жили по всем своим заветам: соблюдали христианские каноны, защищали паломников и бедствовали. Отсюда и идет история тамплиерской печати, на которой показаны два всадника на одной лошади: ранние тамплиеры были настолько бедны, что магистр Гуго де Пейн и его соратник Годфруа Сент-Омер ездили на одном коне. Двести лет спустя, во время процесса над храмовниками, изображение на этой печати будут использовать против них.

Тем временем король Балдуин II, уже третий правитель Иерусалима, вдохновился новыми борцами за веру и верующих и выписал им под обитель часть дворца. Его примеру, разумеется, последовали и другие представители знати, как и в случае с госпитальерами начав оказывать храмовникам материальную помощь.
Уже через год после основания в друзья и спонсоры ордена записалась одна из французских шишек — герцог Анжуйский по имени Фольк, который приехал в Иерусалим как паломник. Его примеру последовали и другие дворяне.
Естественно, это способствовало как популяризации новоиспеченного ордена, так и улучшению его материального благосостояния. Но и сами тамплиеры оправдывали растущую славу: даже будучи бедными, в своих начинаниях они были более чем успешны. Причина крылась в банальном отсутствии единства среди врагов: турки-сельджуки постоянно дрались между собой и с кочевыми племенами арабов.
Однако постепенно турки начинали осознавать, что придется объединяться, если они хотят надавать христианам. Балдуин II (посидевший в свое время у турок в плену) просек зреющую проблему и занялся укреплением позиций своего государства. Использование тамплиеров в качестве воинов (а может, и в качестве рекламы истинного духовного рыцарства, какое, конечно же, существовало только в Палестине!) входило в план, а потому Балдуин отправил двоих из них к папе Римскому, снабдив целой коллекцией рекомендательных писем и попросив уверить понтифика, что дело дрянь и христианам на Святой земле нужна помощь.

Письма были разосланы; одно из них направилось святому Бернару, аббату Клервоскому, человек крайне влиятельному и харизматичному, монаху и политику одновременно, чьи слова имели тогда в Европе невероятный вес. Аббат написал в поддержку тамплиеров очень пафосное и превозносящее их письмо (и даже не потому что один из двух посланцев в Европу являлся ему дядей, а потому что действительно верил в благородное дело тамплиеров и саму концепцию монахов-рыцарей, защищающих мирян), таким образом устроив рыцарям успешную PR-кампанию.

Чуть позже сам Гуго де Пейн с частью своих людей приехал в Европу, чтобы совершить целый тур по Франции и Англии, во время которого они общались с монархами, монахами и богатыми дворянами, многие из которых стали совершать пожертвования для ордена Храма. А в январе 1129 года Гуго и остальные предстали перед синодом во французском городе Труа. На собор приехал и Бернар Клервосский.

На презентацию от магистра совет отреагировал положительно, после чего утвердил орден рыцарей Храма и выдал ему устав, включавший все уже имевшиеся пункты, а также ряд теологических поправок. Также по велению папы Римского тамплиерам была дана белая мантия в качестве официальных одежд и орденский флаг. Мантия, кстати, поначалу была именно белой, без знаменитого красного креста, который появился там почти на двадцать лет позже по велению уже другого папы — как символ потенциального мученичества за веру и принципы. Флаг же, состоявший из черной и белой полосы, получил название «Босеан» (bausant, bauseant, пегая лошадь, черно-белой масти).

В 1131 году Гуго де Пейн вместе с соратниками вернулись в Иерусалим с официальным уставом ордена, пополнившейся казной и свежими рекрутами.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector