сатирические приемы в истории одного города прыщ

Прыщ в «Истории одного города»: образ, характеристика, описание

illjustracija pryshh istorija odnogo goroda kukryniksy
Градоначальник Прыщ.
Художник Кукрыниксы

Иван Пантелеевич Прыщ является одним из градоначальников города Глупов в романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

Подробный рассказ о Прыще можно найти в главе «Эпоха увольнения от войн».

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Прыща в «Истории одного города»: описание персонажа в цитатах.

Смотрите:

— Список всех градоначальников
— Все материалы по «Истории одного города»

Образ и характеристика Прыща в «Истории одного города», описание (Иван Пантелеевич Прыщ)

Иван Пантелеевич Прыщ является градоначальником города Глупов с 1811 г. в течение нескольких лет.

«Про себя могу сказать одно: в сражениях не бывал‑с, но в парадах закален даже сверх пропорции.»

«Состояние у меня, благодарение богу, изрядное. Командовал‑с; стало быть, не растратил, а умножил‑с.»

«Прыщ был уже не молод, но сохранился необыкновенно. Плечистый, сложенный кряжем*, он всею своею фигурой так, казалось, и говорил: не смотрите на то, что у меня седые усы: я могу! я еще очень могу! Он был румян, имел алые и сочные губы, из‑за которых виднелся ряд белых зубов; походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый. И все это украшалось блестящими штаб‑офицерскими эполетами, которые так и играли на плечах при малейшем его движении.»

«. но я человек простой и утешения для себя в атаках не вижу‑с!»

«. не для того сюда приехал, чтоб издавать законы‑с. Моя обязанность наблюсти, чтобы законы были в целости и не валялись по столам‑с.»

«Следственно, какие есть насчет этого законы – те знаю, а новых издавать не желаю.»

«От новых, говорю, законов увольте, прочее же надеюсь исполнить в точности!»

«На смену Беневоленскому явился подполковник Прыщ и привез с собою систему администрации еще более упрощенную.»

«Конечно, и у меня есть план кампании, но этот план таков: отдохнуть‑с!»

«Ну, старички, – сказал он обывателям, – давайте жить мирно. Не трогайте вы меня, а я вас не трону. Сажайте и сейте, ешьте и пейте, заводите фабрики и заводы – что же‑с! Все это вам же на пользу‑с! По мне, даже монументы воздвигайте – я и в этом препятствовать не стану! Только с огнем, ради Христа, осторожнее обращайтесь, потому что тут недолго и до греха. Имущества свои попалите, сами погорите – что хорошего!»

«. либерализм столь беспредельный заставил их призадуматься: нет ли тут подвоха?»

«. либерализм еще продолжал давать тон жизни. «

«. градоначальник не только отказывается от вмешательства в обывательские дела, но даже утверждает, что в этом‑то невмешательстве и заключается вся сущность администрации.»

«Но Прыщ был совершенно искренен в своих заявлениях и твердо решился следовать по избранному пути. Прекратив все дела, он ходил по гостям, принимал обеды и балы и даже завел стаю борзых и гончих собак, с которыми травил на городском выгоне зайцев, лисиц. «

«Но счастию глуповцев, по‑видимому, не предстояло еще скорого конца.»

«Внимая рассказам о благосклонном бездействии майора Прыща, он соблазнился картиною общего ликования, бывшего результатом этого бездействия.»

«. они не успели и оглянуться, как всего у них очутилось против прежнего вдвое и втрое.»

«Так прошел и еще год, в течение которого у глуповцев всякого добра явилось уже не вдвое или втрое, но вчетверо.»

«Прыщ смотрел на это благополучие и радовался. Да и нельзя было не радоваться ему, потому что всеобщее изобилие отразилось и на нем. Амбары его ломились от приношений, делаемых в натуре; сундуки не вмещали серебра и золота, а ассигнации просто валялись по полу.»

«Пчела роилась необыкновенно, так что меду и воску было отправлено в Византию почти столько же, сколько при великом князе Олеге.»

«. кожи спровадили в Византию полностию и за все получили чистыми ассигнациями.»

«. хлеба уродилось столько, что, кроме продажи, осталось даже на собственное употребление. «

«Но никто не догадался, что благодаря именно этому обстоятельству город был доведен до такого благосостояния, которому подобного не представляли летописи с самого его основания.»

«. глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой‑то неведомой силы. А так как на их языке неведомая сила носила название чертовщины, то и стали думать, что тут не совсем чисто и что, следовательно, участие черта в этом деле не может подлежать сомнению.»

«Стали присматривать за Прыщом и нашли в его поведении нечто сомнительное. Рассказывали, например, что однажды кто‑то застал его спящим на диване, причем будто бы тело его было кругом обставлено мышеловками.»

«Другие шли далее и утверждали, что Прыщ каждую ночь уходит спать на ледник.»

«Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.»

«На другой день глуповцы узнали, что у градоначальника их была фаршированная голова…»

«…Неожиданное усекновение головы майора Прыща не оказало почти никакого влияния на благополучие обывателей. Некоторое время, за оскудением градоначальников, городом управляли квартальные. «

Источник

Читайте также:  одессит вор в законе биография

Что такое гротеск. Гротеск в «Истории одного города»

Литература и гротеск

Это в литературе данное понятие представлено ярче всего, оно является разновидностью комического приема, сочетает в себе в форме фантастики смешное и ужасное, возвышенное и безобразное. В гротеске переплетается выдуманное с реальным, вскрываются противоречия действительности.

Гротеск нельзя назвать просто комическим. Он содержит в себе юмор и иронию, но они неотделимо связаны с чем-то зловещим, трагическим. При этом за всем неправдоподобным и фантастическим кроется глубокий жизненный смысл. Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях.

Примеры в литературе

Для того чтобы понять, что такое гротеск, нужно рассмотреть его примеры, представленные в литературе.

Примеры гротеска в произведениях мировых литераторов:

“История одного города”. Особенности сатирического гротеска

«История одного города» как гротескный роман

Концепцию общественно-политической сатиры автор смог воплотить через гротеск в «Истории одного города». Название вымышленного города говорит о многом. История Глупова начинается с «Описи градоначальников». Первого градоначальника звали Амадей Мануйлович, который получил такую должность «за искусную стряпню макарон». Весь ужас данного гротеска в том, что за более чем сто лет глуповцы выбирали себе градоначальников за знание заграничной болтовни, экзотическую фамилию и тому подобное.

Абсурдность многих ситуаций призвана разоблачить глубокую аморальность самодержавия. Так, один из героев был съеден предводителем дворянства, так как носил на плечах настоящую фаршированную голову.

За комически-нелепой картиной Глупова стоят реальные злободневные проблемы самодержавной и крепостнической России. Гротеск, примеры которого представлены выше, смог обличить уродливые реалии современной для авторов жизни.

Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Источник

Приемы сатирического изображения градоначальников в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин – признанный мастер сатиры. Именно сатира помогала писателю по-новому осветить исторические события и взглянуть на современность. В романе “История одного города” автору было важно раскрыть суть каждой эпохи, определить закономерности развития общества, причины политического насилия.

Читайте также:  как я сошел с ума история

Именно поэтому повествование в романе ведет не автор, а летописец, целиком подчиняющийся жестокой государственной машине.
В начале романа летописец приводит краткую опись всех градоначальников Глупова, обозначая их роль

Вся история этого города – это история деспотизма, угнетения, бессмысленной жестокости.
Среди двадцати двух градоначальников летописец выделяет только самых выдающихся. Их биографии занимают в романе целые главы. Первым перед читателем предстает образ Дементия Варламовича Брудастого. В памяти глуповцев он остался под именем Органчик.

Его бессмысленную автоматическую деятельность автор описывает с помощью гротеска и гиперболы.
Гротеск позволяет создать художественное преувеличение, доходящее до абсурда. Деятельность Органчика по сути бесполезна и жестока. Сущность этого правителя выражена всего в двух словах: “разорю”, “не потерплю”. Неудивительно, что жители подозревают в нем не человека, а механизм.

Народ уже не верит ни одному из них, он по-прежнему ждет возвращения своего “батюшки”. Суть Органчика раскрывается постепенно: сначала летописец использует гиперболу, затем она перерастает в гротеск и завершается фантастикой. Эти приемы позволяют дать читателю полное представление о ничтожности всех нововведений Органчика, его механической сущности.
Сатирически показан в романе градоначальник Петр Петрович Фердыщенко, в прошлом бригадир, денщик князя Потемкина (глава “Соломенный город” и “Фантастический путешественник”). Сначала его деятельность на посту главы города была ничем не примечательна. Но власть обнаружила суть этого правителя – эгоизм, алчность, глупость.

Своим любострастием, попустительством он чуть было не уничтожил город.
Для характеристики этого героя летописец использует не только сатиру, он включает в изображение любовную интригу. Его любовные похождения изображаются с помощью приема градации. Вначале его симпатии относятся к посадской жене Алене Осиповне, славившейся своей красотой.

Завершает любовную линию грубая, грязная стрельчиха Домашка.
Фердыщенко в итоге остановился на выборе себе подобной. Голод и пожары обрушились на глуповцев. Эти бедствия летописец изображает с помощью гиперболы.

Читайте также:  санаторий русь ул лермонтова 41 горячий ключ

Фантастика и ирония пронизывают описание нелепого путешествия бригадира. Он задумал облагодетельствовать своей милостью подданных, вызвать своим благодеянием урожай.
Используя сатиру и иронию, летописец в красках показывает выгон для скота, по которому из одного конца в другой совершает свое путешествие Фердыщенко вместе со своей свитой – двумя инвалидными солдатами. Так М. Е. Салтыков-Щедрин парадирует знаменитые путешествия по югу Росси графа Орлова. Суть подобных путешествий – пустое времяпрепровождение и пышные приемы, обеды.

Именно обед венчает все путешествие бригадира. После поросенка в сметане “какая-то административная жилка” на его лице дрожала, дрожала и вдруг “замерла”. Фердыщенко умер от обжорства.

Таков итог его бесславной жизни.
Завершает глуповскую историю Угрюм-Бурчеев (главы “Подтверждение покаяния”, “Заключение”). Его правление является самым трагичным для всего города. Несмотря на то, что летописец изображает его как человека, Угрюм-Бурчеев уже давно утратил свою человеческую сущность.

Для характеристики этого образа ведущим приемом является гипербола. Гиперболичен его портрет: “деревянное лицо”, “конический череп”, “развитые челюсти”, готовые “раздробить и перекусить пополам” все. На всех картинах он предстает неизменно в солдатской шинели на фоне пустыни.

Это очень символично, потому что Угрюм-Бурчеев ненавидел все живое. “Он спал на голой земле”, сам отдавал приказы и сам же исполнял их. Он превратил всех членов своей семьи в бессловесных, забитых существ, которые томились в подвале его дома.
Это “нивеллятор” в высшей степени, стремящийся уравнять, обезличить все вокруг. Гиперболично описывается муштра глуповцев, их грандиозные усилия, направленные на уничтожение города ради выполнения приказа Угрюм-Бурчеева. Использование гиперболы достигает высшей точки, когда глуповцы пытаются перекрыть течение реки с помощью дамбы.

Здесь на первый план выходят образы-символы реки и образ самого градоначальника. Непослушная его воле река олицетворяет здесь жизнь, которую нельзя остановить по воле мрачного ничтожества.
Угрюм-Бурчеев – символ разрушения, смерти, насилия, которое, в конечном счете, обречено на самораспад. Жизнь взяла верх над произволом “прохвоста”. Стихия гротеска и фантастики первых глав романа перерастает в гиперболизацию, не менее страшную и трагическую.

Таким образом, с помощью богатого арсенала сатирических приемов М. Е. Салтыков-Щедрин раскрывает перед читателем сущность каждого градоначальника.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector