сарацины это в истории

Сарацины

Смотреть что такое «Сарацины» в других словарях:

САРАЦИНЫ — Название европейцами первоначально арабов, потом вообще магометан, нехристиан, против которых проповедовались крестовые походы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САРАЦИНЫ в средние века название… … Словарь иностранных слов русского языка

САРАЦИНЫ — (сарачины старин.), сарацин, сарацина, муж. (ист.). 1. У античных историков кочевое дикое племя в Аравии. 2. В языке средневекового рыцарства и крестоносцев мусульмане вообще. «Выезжают погулять…, руку правую потешить, сарачина в поле спешить.»… … Толковый словарь Ушакова

Сарацины — (греч. Σαρακηνός «восточные люди») народ, упоминаемый древнеримским историком IV века Аммианом Марцеллином и греческим ученым I II вв. н. э. Птоломеем. Кочующее разбойническое племя, бедуины, жившие вдоль границ Сирии. Со… … Википедия

Сарацины — (Saraceni, Σαρακηνοί) народ, упоминаемый Аммианом Марцеллином (см.) и Птоломеем, живший на С Счастливой Аравии. Название это, означавшее первоначально кочующее разбойническое племя, уже в начале средних веков распространено было христианскими… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сарацины — мн. 1. Название арабского населения северо западной Аравии (у античных историков). 2. Название арабов, мусульман и некоторых других народов Ближнего Востока (в странах Западной Европы в эпоху Средневековья). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

САРАЦИНЫ — • Saracēni, Σαρακηνοί, народ, упоминаемый Птолемеем и Аммианом, живший на севере счастливой Аравии. Это имя, означавшее первоначально скитающееся разбойническое и воюющее племя, впоследствии употреблялось и в более обширном смысле … Реальный словарь классических древностей

Сарацины — кочевое племя в Аравии, упоминаемое ант. авторами. Название «с.» с эпохи Раннего Средневековья было распространено визант. и западнохристиан. писателями на всех арабов, позднее на всех мусульман … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

сарацины — сарац ины, ин, ед. ч. ц ин, а … Русский орфографический словарь

Сарацины — в древности араб., бедуинское племя, обитавшее в пустыне Сев. Зап. Аравии и Синайского п ова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. намест никами пров. Аравия. Византийцы и … Древний мир. Энциклопедический словарь

Сарацины — (греч. sarakenoi), в древности араб, бедуинское племя, обитавшее в пустыне сев. зап. Аравии и Синайского полуострова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. наместниками пров … Словарь античности

Источник

Ответы на любые вопросы

Представление о давно минувших днях несколько искажается, ведь даже непосредственные свидетели эти события воспринимали по-разному, в зависимости от собственного отношения к каждой из сторон. Что уже говорить об искажениях и откровенных фальсификациях, которые легли в основу многих свидетельств.

1500312220 saraciny 3

Конфликт интересов в Европе

Европа не всегда была христианской. Это и так понятно тем, кто знает о существовании язычников, которые на протяжении тысячелетий развивали свою культуру на континенте, строили города и приносили людей в жертву богам. Учитывая, что основным и единственным свидетелем подобной жестокости «варваров» являются сами христиане, и большинство источников написано ими – верить можно далеко не каждому слову.

Но после победы над язычниками появилась новая проблема – сарацины. Пришедшие из Северной Африки мусульмане вовсе не хотели убираться восвояси и даже разбили пару-тройку христианских армий. Как после этого не воспылать праведным гневом, не собрать многочисленное воинство и не отправить захватчиков туда, где им и место?

Звучит неплохо, но между первым набегом сарацин и окончательной победой испанских правителей прошло что-то в районе восьми столетий, на протяжении этого времени две культуры существовали бок о бок, контактируя друг с другом.

1500312179 saraciny 2

Кто такие сарацины?

Само понятие «сарацин» возникло ещё в дохристианскую эпоху, о них упоминал ещё Птолемей. И речь шла о кочевниках, проживающих на территории современной Сирии и мигрирующих вдоль побережья. Со временем определение стало нарицательным, так называли каждого мусульманина, решившего попытать удачи на Пиренейском полуострове. Но оно уступило место слову «мавр», которое вытеснило его из исторических источников и художественной литературы.

Ненависть к захватчикам среди знатных европейцев была настолько высока, что даже тренажёр для отработки ударов получил точно такое же название. Столетиями самые благородные и наиболее обеспеченные люди тренировали конную атаку, представляя на месте поверженного противника тех самых сарацин.

Правда, даже у деревянного чучела было своё приспособление для защиты – с противоположной от щита стороны закреплялся мешок песка, способный сбить с лошади зазевавшегося всадника, не успевшего уклониться после нанесения удара.

1500312213 trenirovka s konem

Почему христиане ненавидели сарацин?

Христианами на протяжении всего периода оккупации критиковались мусульмане:

На протяжении столетий ведущие богословы отказывались признавать сходство между христианством и мусульманством, относя его к язычеству. Авраамическое происхождение было доказано лишь несколько позже.

Средневековая Европа совершенно не походила на себя современную, особенно это касалось женщин и любых проявлений сексуальности. Достаточно лишь сказать, что даже 2-3 столетия назад европейцы всё ещё на полном серьёзе обсуждали, есть ли у женщины душа и подобные вопросы, кажущиеся дикостью современному человеку.

1500312170 italyanskaya dvoryanka

Как жили мавры в Европе

Несмотря на все выдвигаемые в своё время против сарацин обвинения, они:

Судьба христианина, попавшего в плен к сарацинам, выглядела несколько более радужной, чем оказавшегося в плену и европейцев мусульманина. Конечно же, в истории имели место быть и массовые гонения и даже расправы, но всё это – единичные случаи или проявления крайнего фанатизма, наблюдавшегося с обеих сторон.

Стоит отметить, что вся судьба Пиренейского полуострова могла сложиться совершенно иначе, если бы поход 711 года оказался бы менее удачным для сарацин. Отправляться в далёкие и неизведанные земли горели желанием далеко не все мусульмане, и в первом рейде принимало участие в районе 400 человек, их лёгкая победа и впечатляющие трофеи сделали своё дело.

На новые завоевания устремились десятки тысяч соотечественников. Спустя некоторое время грабежи превратились в захват земли и основание собственных городов или покорение и оккупацию уже существующих христианских. Для мавров это была лишь очередная возможность расширения границ своего Халифата, дальнейшее продвижение и приобретение новых владений, вместе с подданными, готовыми выплачивать налог и участвовать в военных походах.

1500312198 saraciny 4

Как сарацины повлияли на формирование общества

Мирное сосуществование на тот период между мусульманами и христианами было невозможно – слишком высок был градус накала ненависти, да и каждой стороне был необходим свой вечный внешний враг, с которым можно воевать столетиями и списывать все проблемы на это масштабное противостояние.

Если бы история пошла немного иначе, возможно, современная цивилизация выглядела совсем иначе. Европейцы закалились в многочисленных сражениях и совсем не приобрели терпимости, что повлияло и на период освоения Нового Света.

Читайте также:  некрасов кому на руси жить хорошо год написания

Мусульмане, вечно вовлечённые в противостояние, несколько сдали свои позиции в качестве философов, учёных и вольнодумцев, что негативно сказалось на скорости научного прогресса и гонке с европейскими державами.

Приписываемые сарацинам деяния не всегда соответствуют действительности – своего врага необходимо очернить и представить в виде дикого зверя, только тогда можно и самому проявлять должный уровень жестокости.

1500312178 saraciny 6

Видео: сарацин и дьявольская телега

Далее посмотрите фрагмент комедийного фильма, в котором невольные путешественники во времени встретили сарацина на желтой повозке:

Источник

Сарацины

Содержание

Другие значения

Сарацином в Средние века называли тренажёр для рыцарей. Тренажёр в классическом варианте представлял собой деревянный торс человека (собственно сарацина), в одной руке держащего небольшой щит, а в другой цепь или верёвку с утяжелителем (например, мешок с песком) на конце. Торс устанавливался так, чтобы свободно вращаться на столбе. Задача рыцаря — на полном скаку поразить копьём щит сарацина и успеть при этом увернуться от удара мешком. Сарацины часто применялись на рыцарских турнирах, как отдельное состязание.

Примечания

См. также

Ссылки

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Сарацины» в других словарях:

САРАЦИНЫ — Название европейцами первоначально арабов, потом вообще магометан, нехристиан, против которых проповедовались крестовые походы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САРАЦИНЫ в средние века название… … Словарь иностранных слов русского языка

САРАЦИНЫ — (сарачины старин.), сарацин, сарацина, муж. (ист.). 1. У античных историков кочевое дикое племя в Аравии. 2. В языке средневекового рыцарства и крестоносцев мусульмане вообще. «Выезжают погулять…, руку правую потешить, сарачина в поле спешить.»… … Толковый словарь Ушакова

Сарацины — (Saracens), кочевники из племен, живших в Сирийской или Аравийской пустыне; во временакрестовых походов христиане наз. С. всех мусульман. На волне исламских завоеваний они вторглись в Святую землю (Западную Палестину), проникли на С. на терр. М.… … Всемирная история

Сарацины — (Saraceni, Σαρακηνοί) народ, упоминаемый Аммианом Марцеллином (см.) и Птоломеем, живший на С Счастливой Аравии. Название это, означавшее первоначально кочующее разбойническое племя, уже в начале средних веков распространено было христианскими… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сарацины — мн. 1. Название арабского населения северо западной Аравии (у античных историков). 2. Название арабов, мусульман и некоторых других народов Ближнего Востока (в странах Западной Европы в эпоху Средневековья). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

САРАЦИНЫ — • Saracēni, Σαρακηνοί, народ, упоминаемый Птолемеем и Аммианом, живший на севере счастливой Аравии. Это имя, означавшее первоначально скитающееся разбойническое и воюющее племя, впоследствии употреблялось и в более обширном смысле … Реальный словарь классических древностей

Сарацины — кочевое племя в Аравии, упоминаемое ант. авторами. Название «с.» с эпохи Раннего Средневековья было распространено визант. и западнохристиан. писателями на всех арабов, позднее на всех мусульман … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

сарацины — сарац ины, ин, ед. ч. ц ин, а … Русский орфографический словарь

Сарацины — в древности араб., бедуинское племя, обитавшее в пустыне Сев. Зап. Аравии и Синайского п ова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. намест никами пров. Аравия. Византийцы и … Древний мир. Энциклопедический словарь

Сарацины — (греч. sarakenoi), в древности араб, бедуинское племя, обитавшее в пустыне сев. зап. Аравии и Синайского полуострова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. наместниками пров … Словарь античности

Источник

Глава третья. Кто же такие эти сарацины?

Глава третья. Кто же такие эти сарацины?

372496 21 i 024

В первом пункте латинского устава тамплиеров цель ордена определялась как «защита бедных и церквей» Святой земли. И хотя устав не указывал, от кого же следует все это защищать, все понимали, что наибольшая опасность для «бедных и церквей» исходила от сарацин.

Но кем же были эти сарацины? Происхождение слова остается неясным, но еще римляне называли так жителей Аравийского полуострова, а затем оно стало означать всех мусульман. Крестоносцам было удобно употреблять общее название, поскольку они имели смутное представление о различиях в верованиях и происхождении различных народов Ближнего Востока.

Население этой территории было (и остается) очень пестрым, ибо по ней проходили самые различные народы. На Ближнем Востоке пересекаются пути, соединяющие Европу, Африку и Азию, — армии, идущие для завоевания совсем иных мест, не могли, двигаясь к желанной цели, миновать эту землю. Первые люди, решившиеся покинуть Африку, прошли, прежде чем расселились по всему миру, именно здесь. Этой территорией правили хетты, финикийцы, греки, персы, евреи, римляне, арабы. К концу одиннадцатого столетия на полоске земли от Суэца до Константинополя сосуществовали армяне-христиане, якобиты[136], православные греки, ортодоксальные иудеи, караимы, самаритяне, арабские мусульмане, персидские сунниты, друзы, египетские шииты, а также недавно пришедшие сюда турки — ультраортодоксальные сунниты. И это только то, что касается религии. Появление здесь европейцев всего лишь добавило новый ингредиент в богатейшую смесь.

Западные пришельцы столкнулись с серьезной проблемой: они совершенно не разбирались во взаимоотношениях многочисленных религиозных течений. Европейцы не понимали, что гонителями якобитов были не столько мусульмане, сколько византийцы; или что шиитский город Дамаск предпочитал иметь дело с христианами, чтобы не оказаться во власти суннитских халифов Багдада.

В известном смысле храмовники скорее и лучше сориентировались в этих хитросплетениях, чем новоявленные правители королевств и графств, основанных крестоносцами. Усама ибн Мункыз, эмир Шайзара, оставил запись о своих посещениях церкви, выстроенной рядом с Храмом Соломона в Иерусалиме, где находилась резиденция тамплиеров, а до и после крестоносцев — мечеть Аль-Акса. «Когда бы я ни приходил в мечеть, которая была в руках тамплиеров, моих друзей, они предоставляли в мое распоряжение небольшую молельню, чтобы я мог вознести там свои молитвы»[137]. Усама не был в восторге от европейцев, но среди них, в том числе и среди тамплиеров, были его друзья.

Некоторые группы мусульман были данниками тамплиеров и госпитальеров. Например, ассасины ежегодно платили каждому из этих орденов по две тысячи византинов. В 1230 году эти ордена объединили свои усилия, чтобы взыскать долг с города Хамы, жители которого уклонялись от платежа.

Однако чаще всего тамплиеры и сарацины встречались на поле битвы. Среди главных противников храмовников были три мусульманских предводителя — Зенги, Нур ад-Дин и Саладин.

Зенги (атабек Имад аль-Дин)

Первым из мусульманских врагов крестоносцев был атабек из Мосула, известный им под именем Зенги (Занги, Занки). На раннем этапе своей карьеры Зенги состоял на службе у суннитских халифов Багдада и воевал с шиитскими правителями Египта и Дамаска. Его первая встреча с тамплиерами состоялась в 1137 году близ Монферрана в графстве Триполи.

Перед этим у стен мусульманской крепости Хомс Зенги нанес поражение войску Понса Триполийского. После этого на север двинулась армия короля Фулка, в составе которой были и тамплиеры. Норманнский историк Ордерик Виталий так описывает дальнейшие события:

Читайте также:  как подготовить к олимпиаде по истории

«Многие тысячи язычников пали, но по воле Господа, чья кара всегда справедлива и неотвратима, христиане потерпели поражение, и почти все воины, за исключением тридцати рыцарей, были убиты. Лишь королю удалось бежать с десятью своими рыцарями и еще восемнадцатью рыцарями Храма и достигнуть замка… Монферран, где они упорно оборонялись от осадившего замок неприятеля… Зенги же, хотя и потерял великое множество своих воинов, павших под мечами христиан, ликовал, празднуя долгожданную победу»[138].

Вообще говоря, в это время Зенги был настроен скорее на захват шиитских городов, чем на схватку с христианами. Но, поскольку те оказались рядом, было бы глупо не воспользоваться удобным случаем. Победа над Фулком принесла Зенги особенное удовлетворение. Он осадил Монферран, где укрылись остатки армии христиан, и тем пришлось есть лошадей и собак, пока наконец осада не была снята.

Арабский летописец полагает, что Зенги, хотя и снял осаду, все же остался победителем: «При сложившемся положении ему пришлось даровать осажденным свободу, и он заключил с ними соглашение, по которому они признали его власть как сюзерена и обязались выплатить пятьдесят тысяч динаров»[139].

Ордерик не упоминает ни об этой дани, ни о том, что король Фулк признал в Зенги своего сюзерена. По его версии, Фулк и Зенги договорились обменяться пленными, а Фулк, не зная, что помощь уже на подходе, сдал замок в обмен на свободу.

Мне показалось интересным, что Зенги и Фулк воюют по одинаковым правилам: пеших воинов убивают, предводителей и знатных рыцарей берут в плен, чтобы получить выкуп. Как бы далеки ни казались миры этих людей, культура ведения войны у них одна и та же. Все они — часть общей традиции, созданной римлянами, греками и персами, которые вторгались на территории друг друга на протяжении многих веков. И хотя Фулк был по крови германцем, а Зенги — тюрком, они выросли в обществах, которые придерживались сходных законов ведения войны.

После победы над Фулком Зенги вновь сосредоточился на своей главной цели — покорении шиитских городов. В 1139 году он начал подготовку к осаде Дамаска. После нескольких кровопролитных сражений у стен города правители Дамаска отправили гонцов к Фулку с просьбой о помощи. Фулк согласился и заключил договор с Дамаском. Узнав об этом, Зенги отступил от города и стал утешать себя нападениями на небольшие города и селения, как мусульманские, так и христианские, грабя жителей и присваивая «лошадей без числа, овец, коз, коров и прочее добро»[140]. После расправы Зенги с шестью монахами, жившими в церкви на берегу Иордана, тамплиеры построили там замок.

Зенги так и не удалось захватить Дамаск, а потому самой его крупной победой стало взятие Эдессы в канун Рождества 1144 года. Именно это событие привело к тому, что состоялся Второй крестовый поход.

Сын Зенги — Нур ад-Дин (Нур аль-Дин, Нуретдин) стал достойным преемником отца. Так же, как и Зенги, он наводил страх на латинские королевства. «Высокий, смуглый, при бороде, но без усов, с приятными чертами лица и мягким взглядом красивых глаз» — так описывает его внешность хронист[141].

В отличие от Зенги, который стремился к подчинению шиитов и христиан, Нур ад-Дин видел свое призвание в том, чтобы вообще ликвидировать латинские королевства и вернуть Иерусалим под власть мусульман. Эта мысль прослеживается в ряде надписей на общественных сооружениях, оставленных Нур ад-Дином. То, что эти надписи выполнены по-арабски, а не на персидском или одном из тюркских языков, как то было при его отце, — один из признаков его решимости вернуться к чистой форме ислама. Нур ад-Дину приписывают возвращение в исламский мир идеи джихада — религиозной войны.

Самым выдающимся достижением Нур ад-Дина считается овладение Дамаском в 1154 году посредством правильной пропаганды, а не с помощью силы. Правители Дамаска заключили союз с европейцами, но их подданные предпочли слушать рассказы об «истинном моджахеде» Нур ад-Дине, который единственный может обеспечить победу исламу. Они предпочли низложить своих предводителей и пригласить в город Нур ад-Дина.

Умер Нур ад-Дин в Дамаске 15 мая 1174 года. Вильгельм Тирский писал с уважением, что «это был человек знаменитый, справедливый государь, гонитель христиан, коварный, осторожный и верующий сообразно традициям своего народа»[142].

Преемником Нур ад-Дина стал не его сын, а другой правитель, сделавшийся для Запада символом сарацин, — курд по имени Саладин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Армии сарацинов 11-13 в.

Крестоносцам на Средиземном море приходилось сталкиваться с различными мусульманскими армиями. И, хотя литературные первоисточники разделяют турок, персов, египтян, но для европейцев они чаще всего были просто сарацины.

Первым противником на пути крестоносцев были сельджуки Рума (Малой Азии). Конийский султанат был частью Империи Великих Сельджуков – государства, образованного турками (тюрками) – огузами наследниками Сельджука. В Палестине крестоносцы столкнулись с фатимидами – Египетским халифатом. Нужно отметить, что на руку крестоносцам играли внутренние распри между сельджуками, а так же между сельджуками и фатимидами. Можно добавить, что сельджуки были сунитами, а египтяне шиитами. Во второй половине 12 в. империя Сельджуков распалась, а власть в Египте захватил Саладин и его наследники – айюбиды. В середине 13 в., во время похода Людовика 9 в Египет и битвы под Мансурой власть в Египте захватили мамелюки, выдвинувшие из своей среды талантливого полководца Бейбарса. Разбив новых завоевателей – монголов, мамелюки в 1291 году взяли Акру и окончательно выбили крестоносцев со Святой Земли.

1547462984136599512

Армии сарацин состояли из следующих основных контингентов. Профессиональные войны из рабов – гулямы (позднее название – мамелюки), в том числе гвардия – аскара, которая могла быть конной и пешей. Ополчение икта – похожее на европейский арьербан или наших “поместных”. Икт – это доход с земельных владений, который позволял содержать воинов его владельцу. Отряды вассальных государств. Наемники и добровольцы. Добровольцы могли служить в армии бесплатно из религиозных соображений или для участия в добыче – гази\муттавия.

1547463010162935158

В Малой Азии у сельджуков Рума были значительные контингенты кочевников турок – огузов, которые были прекрасными стрелками из лука, но которых трудно было контролировать.

В Египте лучники и копейщики могли быть негры из Судана или Нубии, легкая конница помимо турок комплектовалась бедуинами, которые могли использовать даже верблюдов. У Великих Сельджуков встречались в армии слоны, например у газневидов, но это не касается битв с крестоносцами.

154746308119952526

Гулямы\мамелюки – основная ударная сила сарацин. Жан де Жуанвиль, “Жизнь Людовика Святого”: “Мы отлично знали, что лучшие воины в его войсках были иностранцами, которых купцы доставляли на продажу из других земель и которых сарацины с удовольствием покупали, даже за очень высокую цену. Эти люди, которых купцы привозили в Египет, обычно были родом с Востока, потому что, когда один восточный правитель одерживал верх над другим, тех бедняг, которые становились его добычей, он продавал купцам, а те, в свою очередь, перепродавали их египтянам.

Читайте также:  остров летнего лагеря персонажи

Некоторые из этих подростков росли в покоях султана, пока у них не начинала пробиваться борода. Султан наблюдал, как они справлялись с луками, отвечающими их силам, и по мере того, как они взрослели, легкие луки отправляли в арсенал, а главный оружейник снабжал юношей все более мощными луками, которые они могли согнуть.

Эти ребята, которых называли бахариз (или люди с моря), имели привилегию носить те же гербы — они были золотыми, — что и сам султан. Как только у них вырастала борода, он делал их рыцарями. Они продолжали носить его гербы, но теперь в них появлялись различия в виде добавлений темно-красного цвета, таких как розы, полосы, птицы или что-то другое по их выбору.

Теперь они были известны под названием халка (или королевские телохранители), потому что спали в шатрах султана. Когда он был в лагере, они располагались поблизости от него и неотступно охраняли султана.

Когда султан вел войну, те его рыцари из халка, которые достойно проявили себя в сражениях, становились эмирами и получали под свою команду двести или триста рыцарей. Чем чаще они доказывали свою доблесть, тем больше при них становилось рыцарей.

1547463143141230817

Турки видели, что наши люди понесли огромный ущерб и очень устали, и взяв луки в левую руку и тогда атаковали [наших людей] с помощью мечей и булав, так что они обрушились на головы пилигримов и заставили их отойти назад к обозному каравану.”

1547463165181956242

Доспехи их были достаточно тяжелыми. Когда заходит речь о том, что крестоносцы не могли догнать убегающих турок, то речь идет в первую очередь о легкой коннице, которая могла рассыпаться в разные стороны, заманивая противника. В остальных случаях прекрасно догоняли. Gesta Francorum: “Тогда языческая рать, завидев рыцарей Христа, разделилась и образовала два отряда. Но наши, воззвав к имени Христа, так стремительно обрушились на неверных, что каждый рыцарь поразил своего противника. Удостоверившись, что им не одолеть доблесть франков, полностью объятые ужасом, они повернули спины; преследуя их почти четыре мили, наши многих из них прикончили…”

1547463274153929952

Я бы подправил название на «Армии сарацинОВ…» и далее в тексте. А то звучит как «армии генерал»

Но наши, воззвав к имени Христа, так стремительно обрушились на неверных, что каждый рыцарь поразил своего противника. Удостоверившись, что им не одолеть доблесть франков, полностью объятые ужасом, они повернули спины; преследуя их почти четыре мили, наши многих из них прикончили…”

151501706811760335

1635774717339671385

Сила географии (2)

Продолжаем знакомиться с книгой Тима Маршалла «Сила географии. Десять карт, которые раскрывают будущее нашего мира».

3. Саудовская Аравия

163540833519552620

Начало было положено союзом локального эмира Мухаммада ибн Сауда с религиозным кланом Ваххабов в восемнадцатом веке. Тогда и было принято работающее и сегодня положение о том, что мусульмане должны беспрекословно подчиняться лидеру, а взамен тот должен править по строгим принципам Ислама. Девятнадцатый век принёс Саудам, сидевшими в центре полуострова, взлёты и падения, из которых падений было больше. В конце века династии пришлось сбежать в Кувейт. Где в 1901 году титул «султан Неджда» принял 26-летний Абдул-Азиз ибн Абдуррахман ибн Фейсал Аль Сауд. Проблема была в том, что Неджд был не под его властью.

Ибн Сауд умер в 1953 году, оставив наследникам крепкую страну. Отношения с Израилем привели к снижению лояльности к Штатам и нефтяному эмбарго 1973 года. Цена барреля взлетела тогда втрое. В ответ на это президент Никсон предположил негромко, что стоило бы американским пехотинцам показать своё присутсвие как-нибудь при случае. Фейсал одумался. Сначала топливо потекло в закрома американского флота, а потом было снято и эмбарго.

Стратегически Саудам придётся по-прежнему держаться с американцами, пытаясь сохранить хорошие отношения с Китаем, экономическое сотрудничество с которым продолжает расти хорошими темпами. С Израилем мы видим умягчение риторики в последние годы, и вполне возможно, что отношения рано или поздно нормализуются. Панарабский национализм не находил и не будет находить поддержки со стороны монархии. С соседями лучше торговать, а не экспортировать власть с идеями.

Блестяще и со знанием дела. Респект. Смею лишь предположить, что рэкетом политических конкурентов коррупцию в стране искоренить не получится.

1635415194129547454

Великобритания не имеет особых географических преимуществ, кроме одного: доступ к океанам. Он позволил захолустной стране стать центром мировой Империи. Вода защищала англичан от военных конфликтов на континенте. Вода сформировала психологию обособленности, которая сегодня отложилась в результате голосования по Брекзиту. Несмотря на все неопределённости, функция моста между Европой и Штатами осталась. Как остался и европейский рынок, и образование, и предприимчивость. И океаны.

1635539879188342377

Не было преувеличением говорить, что в Империи никогда не заходило солнце. Но всему есть свой конец. Подросли новые конкуренты, которые не стали тратить сил попусту, а покусились конкретно на богатства и рынки Британии. В 1871 году немцам надоело воевать друг с другом. Возник новый гегемон, сравнимый по масштабу с Наполеоном. Параллельно за океаном американцы проводили в жизнь промышленную революцию. Им довольно быстро стало тесно в пределах своей страны. Последовала англо-германская гонка вооружений, потом Первая мировая, в которой, по словам автора «проиграли все» (ну, я бы не назвал Штаты проигравшими, более того, были те, кто проиграл меньше других).

Но Германия осталась крупнейшей страной Европы. Реваншизм привёл континент на край пропасти, куда он и свалился через 21 год после Компьенского перемирия. И снова британцев спасли Ла-Манш и флот. И ещё авиация. Но ценой победы послужила Империя. Британия не только практически обанкротилась, ей пришлось уступить американцами и большинство своих военно-морских баз в оплату за военные корабли. Баланс сил сместился за океан.

Что можно было сделать в новых условиях? План А: подружиться с американцами и вступить в НАТО в надежде, что те не тронут Империю. Суэцкий кризис 1956 года продемонстрировал, что она им таки мешает. Англичанам показали их новое место в мировой иерархии. План Б: подружиться с американцами в надежде сохранить хотя бы влияние. Тоже не получилось, по крайней мере поначалу. План В: попытаться играть особую роль в первых рядах объединённой Европы, но пользуясь особыми отношениями со Штатами. Сидеть на двух стульях удавалось четыре десятилетия. Но усесться было нелегко: мешал генерал Де Голль. Он считал, что англичане будет сами по себе: у них свои связи, свои рынки. Он не станут способствовать европейскому единству, а начнут интриговать, продолжая многовековую традицию формирования альянсов. В конце концов они послужат троянским конём, будучи глазами и ушами Вашингтона. Ну что сказать. Старик знал, что говорил. Попадание 100%.

Глава заканчивается утверждением, что британцы снова идут по свету, на этот раз, не как завоеватели, а как друзья и равные. Но не всегда будет получаться, ни с дружбой, ни с равенством.

Лично мне непонятно, почему Британия послужила материалом для отдельной главы в книге.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector