Самые знаменитые пираты
Главнокомандующий турецким флотом, мореплаватель, сын священника, пират, обидевшийся на то, что его назвали пиратом, и прототип капитана Флинта
Пиратство появилось тогда же, когда мореплавание и торговля. Морской разбой существовал возле крупных торговых путей и в Античности, и в Средние века. Целью его было не просто желание нажиться за чужой счет, но и избавление от торговых конкурентов. Пиратство было эффективным инструментом внешней политики и вообще неотъемлемой частью средневековой экономической системы.
Прямым следствием Великих географических открытий стал переворот в мировой экономике. Хозяева средневекового рынка — итальянцы и ганзейцы Ганзейский торговый союз — экономический союз городов северо-западной Европы, возникший в середине XII века и просуществовавший до середины XVII века. — сошли со сцены; морская торговля переросла в океанскую. Борьбу теперь вели не отдельные города или союзы, а целые страны. На протяжении следующих 300 лет португальцы, испанцы, голландцы, англичане и французы сражались за контроль над торговыми путями под негласным девизом «Разори соседа». Главным инструментом этой борьбы опять же стал морской разбой, причем часто санкционированный государствами. Так появились корсары, рейдеры и каперы.
Корсарами называли капитанов и их команды, которые получили от государств разрешение грабить и топить коммерческие суда в ходе борьбы за доминирование над Средиземным морем в XIV–XIX веках. Рейдеры — пираты-наемники, основной задачей которых было не ограбить судно противника, а утопить, — состояли на службе у королей и получали от них корабль и снаряжение. Если судно противной стороны все-таки удавалось ограбить перед затоплением, то приз получали не рейдеры, а их страна-наниматель. Каперы (они же приватиры) — это пираты, имеющие специальный документ, каперское свидетельство, разрешающее нападать на корабли определенной страны. Каперы должны были соблюдать определенные правила: нападать и вести бой только под флагом страны, выдавшей свидетельство. В противном случае считалось, что они нарушили условия соглашения, и тогда каперы становились обычными пиратами. Ниже мы рассказываем о самых знаменитых морских разбойниках от XV до XVIII века.
Виталийские братья (конец XIV — первая половина XV века)
Шведский король Альбрехт Мекленбургский нанял каперов для помощи в войне за шведский престол, которую он вел с датской королевой Маргрете. Когда в 1391 году королева осадила Стокгольм, мекленбургские герцоги объявили, что их гавани открыты для любого, кто «на свой страх и риск осмелится наносить ущерб Датскому королевству». Но витальеры нападали и на корабли союзников короля Альбрехта: «Они грабили и своих, и чужих, отчего сельдь сильно подорожала», — говорится об их действиях в хронике.
В 1394 году витальеры захватили остров Готланд, принадлежавший тогда датчанам, и превратили его столицу, город Висбю, в свою опорную базу. Даже после заключения мира между Швецией и Данией в конце 1390-х виталийские братья продолжили разбой. Ганзейский союз был вынужден оснащать свои корабли дополнительной артиллерией и охраной, но это мало помогало. Между витальерами и Ганзой шла настоящая война. Если удавалось захватить их судно, пиратов законопачивали в бочки из-под сельди и доставляли на берег, чтобы судить и казнить.
Самый известный из виталийских пиратов — Клаус Штёртебекер. Достоверно про него практически ничего не известно, но есть удивительная легенда, связанная с его смертью: когда в 1401 году его экипаж захватили и приговорили к смертной казни, капитан попросил выполнить его последнее желание —помиловать тех членов пиратской команды, мимо которых он пройдет со своей отрубленной головой в руках. И прошел, держа голову, мимо 11 человек. Но потом палач подставил ему ногу, так что обезглавленное тело рухнуло на землю. Несмотря на обещание, бургомистр приказал казнить всех.
В 1950 году немецкий писатель Вилли Бредель написал исторический роман о Клаусе Штёртебекере — «Братья-витальеры», а в 2006 году был снят фильм «Störtebeker» (в российском прокате «Сердце пирата»).
Хайреддин Барбаросса (1475–1546)
Барбаросса — символ противостояния Востока и Запада, мусульманства и христианства в борьбе за Средиземное море. Он родился на острове Лесбос, когда тот принадлежал Османской империи, в семье мусульманина и христианки, и носил имя Хызыр. Вместе со старшим братом Оручем они познакомились с морем, когда возили товары отца, но затем предпочли заняться морским разбоем. Вскоре Оручу удалось поднять бунт команды, в которой он состоял, и стать капитаном. В бою братья отличались неистовой храбростью, и очень скоро их команда стала грозой Средиземноморья.
В 1516 году они захватили Алжир, а через два года после гибели брата Хызыр получил в наследство не только завоеванные Оручем территории, но и его прозвище — Барбаросса («Рыжая борода»). Барбаросса Второй провозгласил себя султаном Алжира и признал власть Османской империи. В народе его считали защитником ислама, мусульмане называли его Хайреддин (что значит «Благо веры»). До нас дошло описание свирепого вида Барбароссы: «У него были лохматые брови, густая борода и толстый нос. Его толстая нижняя губа пренебрежительно выступала вперед. Он был среднего роста, однако обладал богатырской силой. На вытянутой руке он мог держать двухгодовалую овцу до тех пор, пока та не погибала…»
Осада Ниццы флотом Барбароссы в 1543 году. Миниатюра Матракчи Насуха. XVI век © Wikimedia Commons
Османский султан Сулейман I Великолепный использовал Хайреддина в своих планах по объединению тюркского мира и сделал его главнокомандующим всего турецкого флота. Противниками легализовавшегося пирата были генуэзцы, венецианцы, испанцы, мальтийские рыцари. Он громил их в Тунисе и Алжире, разграбил и сжег остров Менорка, успешно грабил побережье Италии. Под руководством Хайреддина Турция стала главной морской державой Средиземноморья.
Как немногие из людей своего занятия, Барбаросса мирно дожил дни в Стамбуле и был похоронен в специально построенной для него мечети. На гробнице из серого гранита арабской вязью написано: «Маат раис аль бахр» — «Здесь покоится бейлербей То есть наместник. моря». Мечеть стоит на берегу, и долгие годы корабли, проходившие мимо, отдавали салют Барбароссе.
Про Барбароссу можно прочитать роман каталонского писателя Жуана Понса «Барбаросса» (2006).
Фрэнсис Дрейк (ок. 1540 — 1596)
Дрейк был родственником пирата и работорговца Джона Хокинса и в юности был определен к нему на корабль. В начале 1560-х он участвовал в работорговой экспедиции в Западную Африку и скоро стал командовать собственным судном. В 1568 году Дрейк и Хокинс с командой попали в ловушку испанцев в мексиканском порту, сбежали, но потеряли много людей. И хотя экспедиция была неудачной, она привлекла к Дрейку внимание — благодаря этому ему оказала поддержку королева Елизавета I. Следующая, уже самостоятельная экспедиция Дрейка состоялась по поручению королевы; по сути, она санкционировала разграбление любой собственности испанского короля Филиппа II. Дрейк высадился на Панамском перешейке и захватил караван, перевозивший золотые и серебряные слитки из перуанских рудников. Кроме груза Дрейк привез в Англию репутацию блестящего капера.
В 1579 году под началом Дрейка была снаряжена экспедиция из пяти кораблей, в ходе которой он, в частности, перехватил огромный галеон «Богоматерь Непорочного Зачатия», возивший из Кальяо в Панаму золото и серебро. Прибыль экспедиции составила фантастические 4700 % относительно затраченных средств. Экспедиция принесла Дрейку настоящую славу, поскольку он не только разорил испанские корабли, но и сделал несколько географических открытий (исследовал западный берег Северной Америки, открыл бухту Сан-Франциско, а пролив, соединяющий южные части Атлантического и Тихого океанов, позже был назван его именем — это пролив Дрейка). Кроме того, его экспедиция стала первым совершенным англичанином кругосветным плаванием. Королева Елизавета лично прибыла на борт флагманского судна Дрейка «Золотая лань» и возвела капитана в рыцари.
Флот Френсиса Дрейка у Картахены. Гравюра Джованни Баттиста Боацио. 1589 год Library of Congress
Проведя восемь месяцев на берегу, Дрейк получил новое задание — уничтожить корабли, которые Филипп II готовил для нападения на Англию. Он ворвался в гавань Кадиса, где они стояли, и уничтожил более 30 кораблей и тысячи тонн припасов. Оттуда эскадра взяла курс на Азорские острова, по дороге захватывая новые корабли и их ценные грузы. В 1588 году Дрейк как вице-адмирал участвовал в сражениях с испанской Непобедимой армадой. Несмотря на двойной перевес в численности кораблей и пушек, испанцы потеряли 60 кораблей из 130 и отступили. Дрейком восхищались даже враги Англии. Папа Сикст V назвал его великим капитаном.
Последняя экспедиция Дрейка состоялась в 1595 году. Он собирался захватить Панаму, но на кораблях флотилии разразилась эпидемия дизентерии, от которой умер и сам Дрейк. Его тело положили в свинцовый гроб и под залп корабельной артиллерии опустили на дно около острова Буэнавентура. Известие о смерти Дрейка в 1596 году в Англии вызвало траур, а в Испании — всеобщую радость.
После кругосветного плавания 1577–1580 годов «Золотая лань» — флагманское судно Дрейка — была оставлена в лондонском Дептфорде как музей достижений мореплавателя. Корабль стоял в порту почти 70 лет, пока не сгнил от влаги и, возможно, от жучка. Стул, вырезанный из бруса «Лани», хранится сейчас в Бодлианской библиотеке в Оксфорде.
Уильям Кидд (ок. 1645 или 1655 — 1701)
Уильям Кидд родился в Шотландии, по некоторым данным, в семье священника, погибшего в море. Про ранние годы Кидда существует несколько не вполне ясных версий, но считается, что он ушел в море еще в юности. Есть предположения, что Кидд спасся при кораблекрушении у берегов Гаити с судна, бывшего в составе английского флота, и его приняли на борт французские пираты. Так или иначе, он появляется в документах 1689 года уже капитаном 16-пушечного французского фрегата с английской командой.
В 1695 году новый губернатор Нью-Йорка поручил «надежному, хорошо зарекомендовавшему себя» Кидду расчистить торговые пути в Тихом океане и начать карательную экспедицию против самых известных на тот момент тихоокеанских пиратов, а также против любых вражеских французских кораблей. Кидд отплыл в Лондон с каперским свидетельством против французов и 34-пушечной галерой-фрегатом «Приключение».
Кидд поплыл в Нью-Йорк, рассчитывая на защиту губернатора Нью-Йорка и Массачусетса лорда Белмонта. Но Белмонт арестовал его и отправил в Англию, где над ним должен был пройти суд. Весной 1701 года начался судебный процесс: пирата обвиняли в убийстве офицера Уильяма Мура и пяти случаях пиратства. Никто из бывших покровителей его не поддержал, и сам Кидд ни в чем не признался, назвав все обвинения клеветой. Его приговорили к виселице. У английского короля Вильгельма III была возможность помиловать своего бывшего капера, но он не сделал этого.
Казнь Кидда была страшной: веревка оборвалась, и его вешали дважды. После казни тела капитана и его сообщников висели на берегу Темзы три года. Вскоре после этого события получила хождение баллада «Прощание капитана Кидда с морями», которая воспевала капитана и утверждала его невиновность.
Генри Морган (1635–1688)
Капитан Морган — прообраз героев романов Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада» и Стейнбека «Золотая чаша» — знаменитый и удачливый английский приватир, король пиратов Карибского моря. Правда, после публикации английского перевода книги Александра Эксквемелина «Пираты Америки» в 1678 году Морган подал в суд на издателя: его возмутил сам факт того, что его назвали пиратом «Kind of men called buccaneers». : в суде он заявлял, что в жизни не испытывал к пиратам ничего кроме ненависти. Тяжбу он выиграл, получив 200 фунтов и публичное извинение.
Впервые имя Моргана появляется в отчете губернатора Ямайки в августе 1665 года. А уже в январе 1668 года Совет Ямайки поручает ему «собрать английских приватиров и захватывать пленных испанской нации, посредством чего он мог бы узнать о намерениях неприятеля вторгнуться на Ямайку». Так Морган получил официальное разрешение начать войну против испанцев в Вест-Индии. Он захватывал и грабил города, подчас используя совершенно подлые приемы. Так, во время штурма одной из крепостей пираты выставили перед собой живой щит из захваченных священников и монахинь. Это позволило им проломить стену и ворваться внутрь. Разграбление города сопровождалось пытками местных жителей — англичане требовали выдать места, где спрятаны деньги и другие ценные вещи. Помимо этого, они взяли с жителей выкуп — 100 тысяч пиастров.
Дальше Морган собирался двинуться к Картахене, однако во время пирушки, устроенной им для своих офицеров на флагманском фрегате «Оксфорд», пираты так напились, что корабль загорелся и взорвался. Спастись удалось немногим, однако сам Морган уцелел. С новой командой он продолжил грабежи и убийства на побережье Венесуэлы.
Современники отмечали, что капитан действовал с невероятной наглостью и был отличным стратегом, придумывая и осуществляя сложные морские и сухопутные операции. Поэтому неудивительно, что в 1670 году Совет Ямайки пожаловал адмиралу Моргану каперское поручение. Фактически он получил карт-бланш: разрешалось нападать на испанские суда, штурмовать крепости и захватывать города. Также в документе был очень важный для пиратов пункт: «Поскольку флот не получает никакого вознаграждения, он будет забирать все товары и купеческое богатство, захваченное в таких экспедициях, и делить их между собой по своим правилам».
Новые полномочия открыли перед Морганом новые горизонты. Он решил ограбить самый богатый город американских колоний, принадлежавший испанцам, — Панаму. Именно сюда свозили все золото и серебро из Мексики, грузили на корабли и отправляли в Старый Свет. Совершив многодневный поход через джунгли, пираты вступили с испанцами в бой под стенами Панамы, и в январе 1671 года Панама пала. Для вывоза добычи понадобилось 175 мулов. Кроме драгоценностей было также захвачено около 600 пленников. На берегу реки Чагрес разбойники приступили к разделу добычи, который вылился в скандал и драку: рядовые матросы считали, что их обманывают. Морган не стал дожидаться, чем закончатся эти разбирательства, —с подельниками он забрал большую часть добычи, и отплыл, оставив бывших соратников без кораблей, провианта и трофеев.
Реализовав свою грабительскую экспедицию, Морган нарушил Мадридский договор 1670 года, в котором Англия согласилась пресечь пиратство в Новом Свете в обмен на признание Испанией суверенитета Англии на Ямайке. Англичане немедленно открестились от всего, переложив вину на губернатора Ямайки — сэра Томаса Модифорда. Того вызвали в Лондон и заключили в Тауэр. Моргана тоже экстрадировали в Англию, но никакого обвинения не предъявили, поскольку он действовал по поручению официальных лиц. Впрочем, вину губернатора тоже доказать не удалось. Его вернули на Ямайку в качестве главного судьи. А Моргана в 1674 году возвели в рыцари за преданность, благоразумие и храбрость и направили лейтенант-губернатором туда же.
Морган активно участвовал в управлении Ямайкой с середины 167о-х по 1680-е годы, а после того, как был оттеснен от политической деятельности, еще несколько лет жил в свое удовольствие. Его неоднократно обвиняли в тайных сделках с пиратами и недостойном королевского офицера поведении.
Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода (ок. 1680 — 1718)
«Физиономию капитана Тича… сплошь покрывала густая растительность, сразу приковывавшая взгляды. На Америку эта борода наводила ужас… Цвета она была черного, и хозяин довел ее до таких чудовищных размеров, что казалось, будто волосы растут прямо из глаз. Тич имел обыкновение заплетать ее в маленькие, перевитые ленточками косички… и закидывать их за уши. Во время сражения он вешал на каждое плечо широкую перевязь с тремя парами пистолетов в кобурах и втыкал под шляпу запальные фитили, так что они свисали, едва не касаясь щек. Его глаза от природы были лютыми и дикими. Невозможно представить себе фигуру более жуткую, нежели этот одержимый бесом человек, сравнимый разве что с фурией из ада…»
Современники вспоминают, что лишь один вид этой бороды, развевающейся по ветру, лишал торговых моряков воли к сопротивлению. По другим данным, он был просто «высоким худощавым человеком с длинной черной бородой», но тщательно культивировал свой демонический образ. В реальности о Тиче известно гораздо меньше.
Считается, что Тич начал свою карьеру корсаром во время Войны за испанское наследство (1701–1714), а после ее окончания сначала пиратствовал в команде известного разбойника Бенджамина Хорниголда, но быстро получил собственный корабль, который он усовершенствовал и назвал «Месть королевы Анны» и на котором начал разорять поселения на американском побережье (возможно, название корабля связано с Войной за испанское наследство, известной в Америке как Война королевы Анны; по другой версии — из сочувствия к последней представительнице династии Стюартов на английском престоле).
Так, в мае 1718 года «Месть королевы Анны» в компании еще нескольких шлюпов, неожиданно войдя в гавань Чарлстона в Южной Каролине — одного из крупнейших атлантических портов, — блокировала находившиеся там на якоре корабли, их грузы и их богатых пассажиров и потребовал у губернатора выкуп за заложников. В противном случае Черная Борода грозил сжечь суда и казнить пленников. Пока в городе велись переговоры, пираты прогуливались по берегу и запугивали местное население. Властям пришлось откупиться значительной суммой денег, медикаментами и провизией. Летом того же года «Месть королевы Анны» потерпела крушение, но Тич и его команда спаслись на других кораблях («в благодарность» Тич высадил часть старой команды на необитаемом острове).
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Статистика
20 самых известных пиратов в истории, невероятные факты и рассказы о них
20 самых известных пиратов в истории, невероятные факты и рассказы о них
Пик морских разбоев пришёлся на XVII век, когда Мировой Океан был ареной борьбы между Испанией, Англией и некоторыми другими набирающими обороты европейскими колониальными державами. Чаще всего пираты зарабатывали на жизнь самостоятельными преступными грабежами, однако некоторые из них оказывались на государственной службе и целенаправленно наносили вред иностранному флоту. Ниже представлен список десяти самых известных пиратов в истории.
1. Уильям Кидд
Уильям Кидд (22 января 1645 — 23 мая 1701) — шотландский моряк, который был осуждён и казнён за пиратство после возвращения из плавания в Индийский океан, где должен был охотиться на пиратов. Считается одним из самых жестоких и кровожадных морских разбойников семнадцатого века. Герой многих таинственных рассказов. Некоторые современные историки, например, сэр Корнелиус Нил Далтон, считают его пиратскую репутацию несправедливой.
2. Бартоломью Робертс
Бартоломью Робертс (17 мая 1682 — 17 февраля 1722) — валлийский пират, который за два с половиной года ограбил около 200 кораблей (по другой версии 400 кораблей) в окрестностях Барбадоса и Мартиники. Известен, прежде всего, как противоположность традиционному образу пирата. Он всегда был хорошо одет, имел изысканные манеры, ненавидел пьянство и азартные игры, хорошо обходился с экипажем захваченных им кораблей. Был убит пушечной картечью во время боя с британским военным кораблём.
3. Чёрная Борода
Чёрная Борода или Эдвард Тич (1680 — 22 ноября 1718) — английский пират, промышлявший в Карибском море в 1716–1718 годах. Ему нравилось вселять ужас в своих врагов. Во время битвы Тич вплетал в бороду зажигательные фитили и в клубах дыма, как сатана из ада, врывался в ряды противника. Из-за необычной внешности и эксцентричного поведения, история сделала его одним из самых известных пиратов, несмотря на то, что его «карьера» была довольно короткой, а успешность и масштабы деятельности — гораздо меньшими, по сравнению с другими его коллегами из данного списка.
4. Джек Рэкхем
Джек Рэкхем (21 декабря 1682 — 17 ноября 1720) — английский пират, прославившийся, прежде всего тем, что в его команду входили ещё два не менее известных корсара, женщины-пираты Энн Бонни по прозвищу «повелительница морей» и Мэри Рид.
5. Чарльз Вейн
Чарльз Вейн (1680 — 29 марта 1721) — английский пират, который грабил корабли в период с 1716 по 1721 года в водах Северной Америки. Прославился своей крайней жестокостью. Как твердит история, Вейн не придавался таким чувствам, как сострадание, жалость и сочувствие, он с лёгкостью нарушал свои же обещания, не уважал других пиратов и вовсе не считался ни с чьим мнением. Смыслом его жизни была лишь добыча.
6. Эдвард Инглэнд
7. Сэмюэл Беллами
Сэмюэл Беллами по прозвищу Чёрный Сэм (23 февраля 1689 — 26 апреля 1717) — великий английский моряк и пират, промышлявший в начале XVIII века. Хотя его карьера длилась чуть больше года, он и его команда захватили, по меньшей мере, 53 корабля, что сделало Чёрного Сэма самым богатым пиратом в истории. Беллами был также известен своей милостью и щедростью по отношению к тем, кого он захватил в своих рейдах.
8. Саида аль-Хурра
Саида аль-Хурра (1485 — около 14 июля 1561) — последняя королева Тетуана (Марокко), правившая между 1512–1542 годами, пират. В союзе с османским корсаром Аруджем Барбароссой из Алжира аль-Хура контролировала Средиземное море. Прославилась, своей борьбой против португальцев. По праву считается одной из наиболее выдающихся женщин исламского запада современной эпохи. Дата и точные обстоятельства её смерти неизвестны.
9. Томас Тью
Томас Тью (1649 — сентябрь 1695) — английский капер и пират, совершивший всего лишь два крупных пиратских путешествия, путём позже известным как «Пиратский круг». Был убит в 1695 году при попытке ограбить могольский корабль «Фатех Мухаммад».
10. Стид Боннет
Стид Боннет (1688 — 10 декабря 1718 года) — выдающийся английский пират, по прозвищу «пиратский джентльмен». Интересно, что прежде чем Боннет обратился к пиратству, он был довольно богатым, образованным и уважаемым человеком, владеющим плантацией на Барбадосе.
11. Мадам Ши
Мадам Ши, или госпожа Чжэн — одна из самых известных в мире женщин-пиратов. После смерти мужа унаследовала его пиратскую флотилию и поставила морской разбой на широкую ногу. Под ее началом находилось две тысячи судов и семьдесят тысяч людей. Командовать целой армией ей помогала жесточайшая дисциплина. Например, за самовольную отлучку с корабля провинившийся лишался уха. Не все подчиненные мадам Ши были довольны таким положением дел, и один из капитанов однажды поднял бунт и перешел на сторону властей. После того как могущество мадам Ши было ослаблено, она пошла согласилась на перемирие с императором и впоследствии дожила до преклонных лет на свободе, управляя публичным домом.
12. Фрэнсис Дрейк
Фрэнсис Дрейк — один из самых известных пиратов в мире. Собственно, он был не пиратом, а корсаром, действовавшим на морях и океанах против вражеских кораблей по специальному разрешению королевы Елизаветы. Опустошая побережья Центральной и Южной Америки, он несметно разбогател. Дрейк совершил немало великих деяний: открыл пролив, который назвал в свою честь, под его командованием британский флот разгромил Великую Армаду. С тех самых пор один из кораблей английского военно-морского флота носит имя знаменитого мореплавателя и корсара Фрэнсиса Дрейка.
13. Генри Морган
Список самых знаменитых пиратов будет неполным без имени Генри Моргана. Несмотря на то что родился он в зажиточной семье английского землевладельца, с юности Морган связал свою жизнь с морем. Он нанялся на один из кораблей юнгой и вскоре был продан в рабство на Барбадосе. Ему удалось перебраться на Ямайку, где Морган присоединился к шайке пиратов. Несколько удачных походов позволили ему с товарищами приобрести судно. Моргана выбрали капитаном, и это было удачным решением. Через несколько лет под его началом находилось 35 кораблей. С таким флотом ему удалось за день захватить Панаму и сжечь весь город. Поскольку действовал Морган в основном против испанских кораблей и проводил активную английскую колониальную политику, после его ареста пират не был казнен. Напротив, за оказанные Британии услуги в борьбе против Испании Генри Морган получил должность вице-губернатора Ямайки. Умер знаменитый корсар в возрасте 53 лет от цирроза печени.
14. Эдвард Тич
15. Генри Эвери
К самым известным пиратам в истории относится Генри Эвери по прозвищу Долговязый Бен. Отец будущего знаменитого буканьера был капитаном британского флота. С детства Эвери грезил морскими путешествиями. Свою карьеру на флоте он начал юнгой. Затем Эвери получил назначение первым помощником на корсарский фрегат. Команда корабля вскоре подняла восстание, и первый помощник был провозглашен капитаном пиратского судна. Так Эвери стал на путь пиратства. Прославился тем, что захватил корабли индийских паломников, направляющихся в Мекку. Добыча пиратов была неслыханной по тем временам: 600 тысяч фунтов и дочь Великого Могола, на которой впоследствии Эвери официально женился. Как закончилась жизнь знаменитого флибустьера, неизвестно.
16. Амаро Парго
Амаро Парго — один из самых знаменитых флибустьеров золотого века пиратства. Парго занимался перевозкой рабов и заработал на этом состояние. Богатство позволяло ему заниматься благотворительностью. Дожил до почтенного возраста.
17. Арудж Барбаросса
Известный могущественный пират из Турции. Ему были свойственны жестокость, безжалостность, любовь к издевательствам и казням. Пиратским делом занимался вместе с братом Хаиром. Пираты Барбаросса были грозой всего Средиземноморья. Так, в 1515 году все Ажирское побережье было под властью Аруджа Барбароссы. Бои под его командованием были изощренными, кровавыми и победоносными. Погиб Арудж Барбаросса во время боя, окруженный войсками противников в Тлемсене.
18. Уильям Дампир
Мореплаватель из Англии. По призванию был исследователем и первооткрывателем. Совершил 3 кругосветных путешествия. Пиратом стал для того, чтобы иметь средства для занятия своей исследовательской деятельностью — изучением направления ветров и течений в океане. Уильям Дампир автор таких книг, как «Путешествия и описания», «Новое путешествие вокруг света», «Направление ветров». Его именем назван архипелаг в Северо-Западном побережье Австралии, а также пролив между западным побережьем Новой Гвинеи и островом Вайгео.
19. Грейс О’Мейл
Женщина пират, легендарный капитан, леди удачи. Ее жизнь была полна красочных приключений. Грейс обладала героической отвагой, небывалой целеустремленностью и высоким талантом пиратского дела. Для врагов она была кошмаром, для приверженцев объектом восхищения. Несмотря на то что, у нее было трое детей от первого брака и 1 ребенок от второго, Грейс О’Мейл продолжала свое любимое дело. Ее деятельность была настолько успешной, что сама королева Елизавета І предложила Грейс служить ей, на что получила решительный отказ.
Энн Бонни, одна из немногих женщин, которые преуспели в пиратстве, выросла в богатом особняке и получила хорошее образование. Однако когда отец решил выдать ее замуж, она сбежала из дому с простым моряком. Спустя некоторое время Энн Бонни познакомилась с пиратом Джеком Рэкхемом и он взял ее на свой корабль. По рассказам очевидцев, в смелости и умении драться Бонни не уступала мужчинам-пиратам.
Невероятные факты о пиратах
1. В XVIII веке Багамы были раем для пиратов
Багамские острова, сегодняшний респектабельный курорт, и его столица — город Нассау, когда-то были столицей морского беззакония. В XVII веке на Багамах, формально принадлежавших британской короне, не было губернатора, и бразды правления с головностью взяли в свои руки пираты. В то время на Багамах проживало больше тысячи морских разбойников, а в гаванях острова швартовались эскадры самых знаменитых пиратских капитанов. Город Нассау пираты предпочитали называть на свой лад Чарльзтауном. Мир на Багамы вернулся лишь в 1718-м, когда британские войска, высадившись на Багамах, вернули себе контроль над Нассау.
2. «Веселый Роджер» — вовсе не единый флаг пиратов
«Веселый Роджер» — черный флаг с черепом и костями — часто называют главным пиратским символом. Но это не совсем так. Он, скорее, самый известный и зрелищный. Однако использовали его не так часто, как принято считать. В качестве пиратского флага он появился лишь в XVII веке, то есть, уже на излете золотой эры пиратства. И пользовались им отнюдь не все пираты, поскольку каждый капитан сам решал, под каким флагом ему совершать набеги. Так что, наряду с «веселым Роджером», существовали десятки пиратских флагов, и череп с костями среди них вовсе не выделялся особой популярностью.
3. Зачем пираты носили серьги?
Книги и фильмы не врут: пираты почти поголовно носили серьги. Они даже были частью пиратского ритуала посвящения: молодые пираты получали серьгу при первом пересечении экватора или переходе через мыс Горн. Дело в том, что среди пиратов бытовало убеждение, будто бы серьга в ухе помогает сохранить зрение и даже способствует излечению слепоты. Именно это пиратское суеверия привело к массовой моде на сережки среди морских разбойников. Некоторые даже пытались использовать их по двойному назначению, накладывая на серьгу заклятие от утопления. Также серьга, снятая с уха убитого пирата, могла гарантировать усопшему достойные похороны.
4. Женщин-пиратов было немало
Как ни странно, женщины в пиратских командах были не таким уж редким явлением. Даже женщин-капитанов было не так уж мало. Самые известные из них — китаянка Ченг И Сао, Мэри Рид и, конечно же, знаменитая Энн Бонни. Энн родилась в семье состоятельного ирландского юриста. Родители с ранних лет одевали ее, как мальчика, чтобы она могла помогать отцу в оисе в качестве клерка. Скучная жизнь помощника адвоката не прельщала Энн, и она бежала из дома, прибившись к пиратам и быстро став капитаном благодаря своей решительности. По слухам, Энн Бонни отличалась вспыльчивым характером и частенько побивала своих помощников, если те пытались оспорить ее мнение.
5. Почему среди пиратов так много одноглазых?
Каждый, кто смотрел кино про пиратов, наверняка хоть раз задумался: почему среди них так много одноглазых? Повязка на глазу долгое время оставалась непременной частью пиратского имиджа. Однако пираты носили ее вовсе не потому, что у них поголовно не хватало глаза. Просто она была удобна для быстрого и более точного прицеливания в бою, а надевать ее к сражению было слишком долго — комортнее было носить ее, не снимая.
6. На пиратских кораблях действовала жесткая дисциплина
Пираты могли творить любые непотребства на берегу, но на борту пиратских кораблей царила строгая дисциплина, — ведь от нее зависела жизнь морских разбойников. Каждый пират, поступая на корабль, подписывал с капитаном контракт, оговаривавший его права и обязанности. Главными обязанностями было беспрекословное подчинение капитану. Даже обратиться напрямую к командиру простой пират не имел права. Это мог сделать по настоянию матросов лишь назначенный представитель команды — как правило, боцман. Кроме того, контрактом строго определялась получаемая пиратом часть добычи, а за попытку утаить захваченное полагалась немедленная казнь — это делалось, чтобы избежать кровавых разборок на борту.
7. Среди пиратов были представители всех слоев общества
Среди морских разбойников были не только бедняки, ушедшие в море за отсутствием иных средств к существованию, или беглые преступники, вовсе не знавшие возможности легального заработка. Были среди них и люди из богатых и даже знатных семей. Например, известнейший пират Уильям Кидд — капитан Кидд — был сыном шотландского дворянина. Изначально он был офицером британского военно-морского флота и охотником за пиратами. Но врожденная жестокость и страсть к приключениям толкнули его на другую стезю. В 1698 году под прикрытием французского флага Кидд захватил британский купеческий корабль, груженый золотом и серебром. Когда первый же приз оказался столь впечатляющим — мог ли Кидд отказаться от продолжения карьеры?
8. Зарытые пиратские сокровища — это легенды
Легенд о закопанных пиратских кладах существует множество — гораздо больше, чем самих кладов. Из знаменитых пиратов лишь об одном достоверно известно, что он действительно закопал сокровища — это сделал Уильям Кидд, надеясь использовать их как выкуп, если его поймают. Ему это не помогло — после поимки он был тут же казнен как пират. Обычно же пираты не оставляли после себя больших состояний. Расходы пиратов были велики, команды — многочисленны, а за каждым членом команды, включая и капитана, наследовал кто-то из его друзей-сослуживцев. При этом, понимая, что их век недолог, пираты предпочитали сорить деньгами, а не прятать их в видах весьма ненадежного будущего.
9. Прогулка по рее была редким наказанием
Если судить по фильмам, самым распространенным способом казни у пиратов была «прогулка по рее», когда человека со связанными руками заставляли идти по тонкой рее, пока он не свалится за борт и не утонет. На самом деле, такое наказание было редкостью и применялось лишь к заклятым личным врагам — чтобы увидеть их страх или панику. Традиционным наказанием было «протаскивание под килем», когда наказанного за непослушание пирата или строптивого пленного с помощью веревок спускали за борт и протаскивали под днищем корабля, вытаскивая с обратной стороны. Хороший пловец в ходе наказания запросто мог не захлебнуться, однако тело наказанного оказывалось так изрезано ракушками. облепившими днище, что выздоровление занимало долгие недели. Наказанный запросто мог умереть, причем, опять-таки, скорее от ран, чем от утопления.
10. Пираты ходили по всем морям
После фильма «Пираты Карибского моря» многие считают, что гнездом мирового пиратства были моря Центральной Америки. На самом деле, пиратство было равно распространено во всех регионах — от Британии, чьи каперы, пираты на королевской службе, наводили ужас на европейские суда, до Юго-Восточной Азии, где пиратство оставалось реальной силой вплоть до ХХ века. А уж набеги северных народов на города Древней Руси по рекам были самыми настоящими пиратскими рейдами!
11. Пиратство как способ заработать на жизнь
В трудные времена многие охотники, пастухи и лесорубы уходили в пираты не за приключениями, а за банальным куском хлеба. Это в особенности касалось жителей стран Центральной Америки, где в XVII-XVIII веках шла нескончаемая битва европейских держав за колонии. Постоянные вооруженные стычки лишали людей не только работы, но и дома, а морское дело жители приморских поселений знали с детства. Вот и уходили они туда, где у них был шанс быть сытым и не слишком задумываться о завтрашнем дне.
12. Далеко не все пираты были людьми вне закона
Государственное пиратство — феномен, существовавший с древних времен. Берберские корсары служили Османской империи, дюнкерские каперы состояли на службе у Испании, а Британия в эпоху владычества над океаном держала целый флот каперов — военных судов, захватывавших торговые корабли противника, — и корсаров — частных лиц, занимающихся тем же промыслом. Несмотря на то, что государственные пираты занимались тем же ремеслом, что их вольные собратья, разница в их положении была огромной. Захваченные в плен пираты подлежали немедленной казни, тогда как корсар с соответствующим патентом мог рассчитывать на статус военнопленного, скорый выкуп и государственную награду — подобно Генри Моргану, получившему за корсарскую службу пост губернатора Ямайки.
13. Пираты существуют и сегодня
Сегодняшние пираты вместо абордажных сабель вооружены современными автоматами, а парусным судам предпочитают современные скоростные катера. Однако действуют они столь же решительно и безжалостно, что их древние предшественники. Аденский залив, Малаккский пролив и прибрежные воды острова Мадагаскар считаются самыми опасными местами с точки зрения нападения пиратов, и гражданским судам не советуют заходить туда без вооруженного конвоя.
7 самых страшных пиратов в истории
С появлением знаменитого Джека Воробья пираты превратились в эдаких мультяшных персонажей современной поп-культуры. И оттого легко забыть, что настоящие морские разбойники были более грозными, чем их голливудская пародия. Это были жестокие массовые убийцы и рабовладельцы. Одним словом, это были пираты. Настоящие пираты, а не жалкие карикатуры. О чём свидетельствует следующее…
1. Франсуа Олоне
Французский пират Франсуа Олоне всем сердцем ненавидел Испанию. В начале своей пиратской карьеры Олоне чуть не погиб от рук испанских мародёров, но вместо того, чтобы пересмотреть свою жизнь и стать, скажем, фермером, он решил посвятить себя охоте на испанцев. Своё отношение к этому народу он ясно выразил после того, как обезглавил всю команду попавшегося ему на пути испанского корабля за исключением одного-единственного человека, которого отправил к своим собратьям передать следующие слова: «С этого дня и впредь ни один испанец не получит от меня ни цента».
Но это были только цветочки. Учитывая то, что произошло дальше, можно сказать, что обезглавленные испанцы ещё легко отделались.
Заработав репутацию головореза, Олоне собрал под своё командование восемь пиратских кораблей и несколько сотен человек и отправился терроризировать побережье Южной Америки, уничтожая испанские города, захватывая корабли, направлявшиеся в Испанию, и вообще доставляя сильную головную боль этому государству.
Тем не менее удача резко отвернулась от Олоне, когда он возвращаясь с очередного рейда на побережье Венесуэлы, угодил в засаду превосходивших его по численности испанских солдат. Тут и там гремели взрывы, пираты взлетали на куски, и Олоне с трудом удалось сбежать из этой мясорубки, попутно захватив в плен нескольких заложников. Но на этом его трудности не заключались, ибо Олоне и его команде ещё необходимо было уйти живыми с вражеской территории и не напороться на ещё одну засаду, которую они уже просто не отбили бы.
Что же сделал Олоне? Он достал саблю, полоснул по груди одного из испанских заложников, вытащил его сердце и «впился в него зубами, как жадный волк, говоря остальным: «Вас ждёт то же, если вы не покажете мне выход».
Запугивание сработало, и скоро пираты оказались вне опасности. Если же вам любопытно, что произошло с головами обезглавленных испанцев, о которых мы упоминали раньше… что ж, скажем так: целую неделю пираты питались как короли.
2. Жан Лафит
Газеты и власти рисовали Лафита опасным и жестоким преступником и массовым убийцей, эдаким Усамой бен Ладеном 1800-х, если хотите. Судя по всему слава о нём пересекла Атлантический океан, так как в 1814 году Лафиту было передано письмо, подписанное лично королём Георгом III, который предлагал пирату британское гражданство и земли, если он встанет на их сторону. Также он обещал, что не станет уничтожать его маленький островок и продавать его по кусочкам. Лафит попросил дать ему несколько дней на раздумья… а сам тем временем поспешил прямиком в Новый Орлеан, чтобы предупредить американцев о наступлении англичан.