Самый гениальный ребенок в истории: младенец из Любека
Вундеркинды – дети, проявляющие неординарные интеллектуальные способности уже в самом юном возрасте. Свои сверхспособности они могут демонстрировать в совершенно различных сферах деятельности: математике, музыке, физике, шахматах… Природа одарённости данных детей до сих пор не установлена и вызывает оживлённые споры среди специалистов.
К трём месяцам ребёнок уже мог произносить членораздельные предложения, повторяя их за родителями, которые, возможно в силу своего тщеславия, всячески поощряли раннее развитие ребенка. К Кристиану была приставлена няня Софи Хильдебрант, которую за её солдафонские манеры за глаза все называли «солдатом в юбке». Няня целыми днями ходила с ребенком по дому, поднося его к полотнам, которые были расставлены по жилищу, и показывала на изображения, предлагая ребенку повторить за ней описание картины. Ребёнок старательно, без запинки повторял услышанное. Довольно скоро «солдат в юбке» уже не могла дать одарённому малышу ничего нового, и тогда из Силезии была выписана новая гувернантка. В возрасте, когда обычные дети произносят только «мама» и «папа», Кристиан знал основные события из пяти первых книг Библии.
К двум годам маленький гений изучил Священное Писание и мог цитировать целые фрагменты из него. К трём годам мальчик успешно осваивал математику, географию, мировую историю, латынь и французский язык. На четвёртом году жизни мальчик погрузился в изучение истории религии и церкви. Столь усиленное «поглощение» знаний не сделало его замкнутым – мальчик был очень общительным. Энциклопедический багаж ребёнка поражал современников. Слава о нём распространялась стремительно, чему немало способствовали его родители.
В трёхлетнем возрасте Кристиан был приглашён в любекскую гимназию, где он прочитал лекцию. Начав свою энциклопедическую лекцию с биографий римских и германских императоров, он плавно перешёл к израильским царям и завершил её, соблюдая строгую логическую цепочку, подробным рассказом о строении человеческого скелета. Приглашенные на лекцию преподаватели гимназии были поражены – казалось, мальчик знал всё.
Маленьким гением восхищался такой именитый современник, как Иммануил Кант, назвавший его «вундеркиндом раннего ума от эфемерического существования».
Слава о юном даровании дошла до датского короля Фридриха IV, который пожелал познакомиться с дарованием из Любека. Недоверчивого и малограмотного Фридриха поразило известие о трёхлетнем ребёнке, свободно владевшем четырьмя языками. Однако при личной встрече, произошедшей в 1724 году в Копенгагене, мальчик полностью развеял сомнения монарха, прочитав несколько лекций по истории.
Возможно, юный организм просто не смог вынести нагрузок, возложенных на него тщеславными родителями. Ребёнок угасал на глазах. Он умер 27 июня 1725 года.
Две недели гроб с его телом стоял открытым, привлекая сотни любопытствующих. Родители тщательно записывали имена всех влиятельных персон, прибывших проститься с их сыном.
Топ-10: Дети-гении
Термин «гений» подразумевает множество различных понятий. На каждого человека, именем которого был назван треугольник, есть комедиант, который «заразил» всю страну какой-нибудь фразой. Мы называем гениями того, кто придумал лампочку, тех, у кого IQ превышает 200 и даже того, кто придумал заумную тактику в спорте. В этом списке мы попытаемся выбрать десятку самых удивительных детей-гениев.
10. Элис Тэн Робертс (Elise Tan Roberts)
Достижение в детстве: принята в Менса (MENSA) в возрасте двух лет и четырёх месяцев
IQ: 156
В апреле 2009 года Элис Тэн Робертс (родившаяся в 2007 году), проживающая на севере Лондона, стала самым молодым членом Менсы, когда ей было всего 52 месяца. Элисе нравится считать на испанском языке. Согласно родителям Элис, её любимая игра – наизусть рассказывать столицы стран мира. Родители Элис пытаются растить её «приземлённой». Приземлённая в этом случае, наверное, значит не становиться всемирным супер злодеем.
9. Хайди Хэнкинс (Heidi Hankins)
Достижение в детстве: принята в Менса в возрасте четырёх лет.
IQ: 159
Четырёхлетняя Хайди Хэнкинс (родившаяся в 2008 году) была также приглашена в Менса в 2012 году. Хайди живёт в Винчестере, Англия. Глядя на Хэнкинс и Робертс возникает вопрос – что делают в Англии для того, чтобы растить детей-гениев. Вполне возможно, что когда-то один из этих детей придумает, как сделать английскую национальную кухню вкусной. Хэнкинс очень ждёт поступления в школу. Это, впрочем, не гарантия хороших оценок, учитывая, что её IQ на один меньше, чем у Альберта Эйнштейна. А, как известно, оценки Эйнштейна в младшей школе не были впечатляющими.
8. Вольфганг Амадей Моцарт
Достижение в детстве: сочинял музыку с 5 лет. Выступал перед европейскими королевскими семьями. К 17 годам Моцарт стал придворным музыкантом в Зальцбурге (Salzburg).
IQ: 165 (примерно)
7. Теодор «Тед» Качинский (Theodore “Ted” Kaczynski)
Достижение в детстве: гений в математике. Принят в Гарвардский Университет в 16 лет.
IQ: 167
В фильме Умница Уилл Хантинг (Good Will Hunting) есть отсылка к математическому гению Теду Качинскому, родившемуся в 1942 году. Качинский перескочил через несколько классов и поступил в Гардвард в 16 лет. Окончил обучение, когда ему было 20 лет. К 26 годам Качинский стал преподавателем в престижном Калифорнийском Университете в Беркли. Конечно, фамилия Качинского сейчас напоминает совсем не про математику. Качинский навсегда останется известным как Унабомбер – создатель импровизированных взрывных устройств. В качестве Унабомбера, Качинский пугал людей не только своими взрывами, но и своим Манифестом. То, что он был одним из лучших теоретических математиков своего поколения остаётся только примечанием или историей-предостережением. Остаток своей жизни Качинский проведёт в федеральной тюрьме.
6. Юдит Полгар (Judit Polgar)
Достижение в детстве: одна из 100 лучших игроков в шахматы в мире в возрасте 13 лет.
IQ: 170
Если бы Бобби Фишер (Bobby Fisher) не был сумасшедшим (и был девушкой), он был бы очень похож на Юдит Полгар. Полгар впервые победила гроссмейстера в возрасте 10 лет. Её семья не хотела, чтоб Полгар соревновалась в более слабом чемпионате по шахматам для женщин. В детстве Полгар побеждала у членов семьи и друзей даже не глядя на доску. Сегодня Полгар единственная женщина, когда-либо победившая действующего чемпиона мира по шахматам. Она победила 9 бывших чемпионов мира и в одно время занимала аж 8 место в мире по шахматам. Вкратце, Полгар самая сильная шахматистка в мире и у вас нет никаких шансов на победу над ней. Она могла бы выиграть у вас, смотря какой-нибудь сериал по телевизору, в то время как сестра бы ходила за неё, а Юдит даже бы не видела доску.
5. Блез Паскаль (Blaise Pascal)
Достижение в детстве: разработал теорему Паскаля к 16 годам
IQ: 195 (примерно)
Блез Паскаль (19 июня 1623 – 19 августа 1662) написал свой «Опыт о конических сечениях» к 16 годам. Из-за этой работы мы до сих пор говорим, что у шестиугольников есть «Прямая Паскаля». Паскаль понимал математику настолько, что он не только был далеко впереди своих современников, но и теперешние математики всё ещё пытаются догнать его. К сожалению, к 18 годам Паскаль начал тяжело болеть. Паскаль умер, когда ему было всего 39 лет. Паскаль не только предоставил ответы к задачам, существовавшим в его дни, но и сформулировал новые задачи, над которыми будут биться теперешние математики и будущие поколения.
4. Ким Унг-Йонг (Kim Ung-Yong)
Достижение в детстве: занесён в Книгу Рекордов Гиннеса, как человек с наибольшим IQ
IQ: 210
Ким Унг-Йонг, родившийся в 1963 году, был ещё в детстве занесён в Книгу Рекордов Гиннеса как самый умный человек в мире. Унг-Йонг решил сложные уравнения на телевидении в Японии. Неизвестно, если это было телевизионное шоу, в котором за неправильный ответ отрезали бы пальцы. Унг-Йонг получил звание доктора физико-математических наук в Государственном Университете Колорадо в 15 лет. Затем Унг-Йонг устроился на работу в NASA. На данный момент он проживает в родной Южной Корее, где работает строительным инженером. Унг-Йонг опубликовал около 100 научных работ по гидравлике. Своё обучение он начал в 3 года, когда он уже мог понимать университетские лекции.
3. Теренс Тао (Terrence Tao)
Достижение в детстве: в 8 лет набрал 760 баллов в математической секции Программы исследования исключительных талантов (один из двух детей, которые набрали больше 700 баллов). Самый молодой участник Международной математической олимпиады.
IQ: 211
Если бы Шелдон Купер (Sheldon Cooper) был реальным, он был бы очень похож на Теренса Тао. Родившийся в 1975 году, Тао обладал знаниями о базовой арифметике и владел английским языком к 2 годам. К 5 годам Тао умел решать сложные математические задачи. В 12 лет Тао участвовал в Международной математической олимпиаде. К 24 годам Тао работал преподавателем в Калифорнийском Университете. Филдсовскую премию, о которой рассказывается в фильме Умница Уилл Хантинг, Тао получил в 2006 году в возрасте 32 лет. Всё, что осталось Тао, это завести необычного соседа, официантку из Небраски, живущую на той же лестничной площадке и полюбить Стар Трек, тогда он будет вылитым Шелдоном.
2. Уильям Джеймс Сидис (William James Sidis)
Достижение в детстве: поступил в Гарвард в 11 лет, обладатель одного из самых высоких IQ в мире
IQ: 275
Уильям Джеймс Сидис родился 1 апреля 1898 года. Дата рождения Сидиса напоминает всем остальным, какие они «дураки» по сравнению с ним. За его сравнительно короткую жизнь продолжительностью в 46 лет, Сидис часто заставлял, как восхищаться им, так и пугаться его. Согласно слухам IQ Сидиса было около 250-300 (намного больше, чем минимальный предел, после которого человек считается гением). Во время своей жизни Сидис считался потерянным потенциалом. Сидис забросил научный мир в молодом возрасте. Джеймс Турбер (James Thurber) написал статью в журнале Нью-Йоркер, где он жёстко раскритиковал то, как Сидис понапрасну растрачивал свой талант. Сидис ответил на этом судом. После смерти Сидиса было обнаружено, что он предпочитал делать свой вклад в секрете от других, по традиции Индейцев. Сидис опубликовал под различными псевдонимами несколько научных работ и в личных работах размышлял о существовании таких явлений как чёрные дыры. Сидис хотел, чтоб его вклад был обнаружен только после его смерти.
1. Грегори Смит (Gregory Smith)
Достижение в детстве: запредельный коэффициент IQ, дважды номинирован на Нобелевскую премию мира к 16 годам.
IQ: 200+
Грегори Смит (родившийся в 1990 году) мог запоминать полное содержание книг к 2 годам. К счастью, Смит был заинтересован в Мире во всём Мире, в отличие от Стюарта Гриффина (Stewart Gilligan Griffin), планирующего захватить весь мир. Впрочем, Смиту это почти удалось и так. Смит стал оратором-мотиватором к тому возрасту, когда дети только собираются в школу. Когда Смит получил права, он также и окончил Университет Виргинии в Шарлотсвилле (Charlottesville). Смит – ярый защитник прав детей, из-за чего он дважды попал в поле зрения комитета по вручению Нобелевских премий. Юным подростком Смит участвовал в многочисленных телепередачах в США.
Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! 🙂
Гений из Любека: печальная судьба самого умного ребенка в истории
В разные времена на свет появлялись гениальные дети. О вундеркиндах известно всем, их феномен до конца так и не изучен. Некоторые дети поражали и поражают знаниями, которыми обладают не все взрослые люди. Но достижений гениального Кристиана Генриха Хейнекена до сих пор не смог превзойти никто.Day.Az со ссылкой на Рамблер расскажет читателям о самом гениальном ребенке в истории человечества.
Уже в возрасте шести месяцев, когда дети только гулят, маленький Кристиан умел повторять слова и даже разговаривать. К году мальчик уже мог выстраивать довольно сложные предложения, повторяя их за родителями и няней, которая занималась воспитанием необычного младенца. Именно гувернантка по имени Софи показывала младенцу изображения разных предметов и животных и требовала, чтобы он повторял их названия.
В год Кристиан научился читать и практически наизусть знал Библию, главную книгу того времени. А настольной книгой удивительного ребенка был труд Яна Амоса Каменского «Чувственная картина мира».
Малыш интересовался буквально всем и с легкостью усваивал информацию, обладая феноменальной памятью. Кристиан выучил четыре языка, обладал знаниями в области медицины, физики, истории, астрономии.
Когда мальчику исполнилось три года, он прочитал свою первую лекцию перед студентами и преподавателями любекской гимназии. Слушатели были поражены знаниями маленького вундеркинда, который начал свой рассказ с историй римских императоров, плавно перейдя к жизни библейских царей и закончил свое выступление лекцией о вопросах медицины.
Слава о гениальном ребенке дошла и до короля Дании Фредерика IV. Правитель отказывался поверить в уникальный дар мальчика и пригласил гениального ребенка продемонстрировать свои способности.
Сказать, что Кристиан поразил короля, значит, не сказать ничего. Фредерик был поражен познаниями юного гения и дал ему прозвище Миракулюм («чудо-ребенок»).
Надо отметить, что родители маленького вундеркинда вовсю эксплуатировали дар сына. К нему ежедневно приходило множество людей, с которыми ребенок разговаривал, как заправский профессор. Известные люди того времени восторгались гениальным малышом и с удовольствием беседовали с ним, как с равным.
Но при всем при этом все вокруг забывали, что Кристиан был всего лишь четырехлетним мальчиком, организм которого просто в какой-то момент не выдержал недетского напряжения.
Надо отметить, что по настоянию гувернантки Софи ребенка кормили весьма однообразно. Малыш никогда не пробовал, например, мясо и рыбу, с самых ранних лет усвоив, что настоящий христианин не должен есть пищу животного происхождения. В меню Кристина в основном преобладали каши. Неправильный рацион спровоцировал болезнь желудка, Кристиану прописали диету, порекомендовав сбалансировать рацион малыша. Однако родители проигнорировали советы врачей и продолжили кормить ребенка кашами. О непереносимости некоторыми людьми глютена в то время, конечно, еще никто не знал.
Кристиана начали покидать силы, мучить головные боли и боли в суставах, пропал аппетит и началась бессонница. Но даже когда малыш пребывал в таком состоянии, к малышу продолжали пускать посетителей и он общался с ними.
В середине июня 1725 года здоровье мальчика резко ухудшилось: тело и лицо ребенка покрылись страшными отеками, принимать пищу мальчик не мог совсем. 27 июня 1725 года стал последним днем жизни маленького гения. Кристиан Генрих Хейникен умер в возрасте четырех с половиной лет.
Самый гениальный ребенок
Во все века находились дети, способные удивлять современников своими уникальными талантами. Однако среди них наиболее ярко выделяется так называемый младенец из Любека.
Мальчик по имени Кристиан Фридрих Хейнекен родился в небольшом городке на севере Германии 6 февраля 1721 году и прожил чуть больше четырех лет, однако вошел в историю как самый гениальный ребенок, когда-либо рождавшийся на земле. По легенде он встречался с королем и свободно говорил на нескольких языках.
Если бы Кристиану сегодня пришлось пройти тест на IQ, то его результат, вероятно, превысил бы 200. При этом он не был аутистом. Подобно губке, малыш впитывал знания из различных областей, не ограничиваясь одним предметом.
Помогала ребенку в познании мира его няня, Софи Хильдебрант, которую современники называли «солдатом в юбке» за фельдфебельские манеры. Софи резко выхватывала малыша из колыбельки, подносила к живописным полотнам, расставленным по дому, и твердила: «Это лошадь, домашнее животное. Это башня с огнями, называется маяк. Это корабль, на котором плывут по морю. Теперь я буду указывать пальцем, а ты мне скажешь, что это. «.
Удивительно, но малыш без запинки проговаривал только что услышанное. Когда примитивные знания няни были исчерпаны, из Силезии выписали гувернантку мадам Адельсманн. Она должна была, как сказал Хейнекен-старший, «отшлифовать этот драгоценный камень».
Еще через два-три месяца, когда обычный ребенок отчетливо произносит лишь «мама» и «папа», Кристиан Фридрих знал основные события из пяти первых книг Библии. К двум годам он мог не только воспроизвести факты библейской истории, но и цитировал целиком фрагменты Священного Писания, в которых те упоминались.
Еще через год мальчик добавил к своим познаниям мировую историю и географию, сочетая это с изучением латыни и французского языка, математики и биологии. На четвертом году он начал изучать историю церкви и религии.
Казалось, малыш знал все на свете. Слава о нем распространялась с невероятной скоростью. Поэтому ученики любекской гимназии не слишком удивились, когда мальчик занял место на кафедре, чтобы прочитать лекцию.
Среди слушателей был Йоганн Генрих фон Зеелен, ректор любекской гимназии. Он вспоминал день 2 января 1724 года, когда ему посчастливилось погрузиться в «энциклопедическую карусель», которую раскрутил перед собравшимися вундеркинд.
Закончил рассказом о строении человеческого скелета, предварительно изобразив кости. Все это увязывалось строгой логической цепочкой, хотя факты были из разных эпох и сфер знаний.
Деятели литературы и искусства словно наперегонки бросились увековечивать славу младенца из Любека еще при его жизни. Композитор из Гамбурга Георг Филипп Телеманн посвятил ему несколько произведений, причем литературных.
Мир не поверит знаниям твоим, отчасти постигая их помалу. И мы тебя пока не постигаем, самим нам непонятен твой секрет». Даже Иммануил Кант был вовлечен в процесс прославления, назвав юное дарование «вундеркиндом раннего ума от эфемерического существования».
Гениальный ребенок мог нараспев прочитать все псалмы, разъяснить особенности всех известных сортов мозельского вина и воспроизвести генеалогические древа виднейших родов Европы. Но держать перо по несколько часов в день стало для малыша чудовищной нагрузкой.
Надо сказать, что родители Кристиана стремились к тому, чтобы о маленьком гении узнал весь свет. Поэтому они организовывали встречи со всеми, кто интересовался мальчиком, не считаясь с тем, что эти встречи сильно изматывали вундеркинда.
Когда слух о чуде дошел до короля Фридриха IV Датского, тот выразил желание познакомиться с чудо-ребенком. Фридрих был человеком недоверчивым и не поверил, когда ему сообщили, что малыш трех лет свободно владеет четырьмя языками, тогда как король слабо знал родной датский язык и с трудом расписывался. Ребенка было решено доставить в Копенгаген.
Мальчик прочел перед королем и придворными несколько лекций по истории, причем со ссылками на авторитетные источники, за что был немедленно удостоен прозвища Mirakulum (в переводе с латыни «чудо»).
Король вновь изумился. Но ему шепнули: кормление малыша возложено на «солдата в юбке». Кормилица с рождения втолковывала малышу, что как истинному христианину ему нельзя есть продукты животного происхождения. Внушение было до того сильным, что мальчик просто не мог находиться за семейным столом, когда домашние ставили перед собой рыбные или мясные блюда.
Собственно, однообразное питание его и сгубило. Малыш без видимых причин падал на кровать и стонал от боли в мышцах, отказываясь есть. Он страдал бессонницей и отсутствием аппетита. К тому же тяжело переносил любые запахи и звуки, требовал, чтобы ему постоянно мыли руки и не беспокоили просьбами и визитами.
Кстати, в Копенгагене придворные лекари, не зная о такой болезни, как целиакия, попробовали накормить малыша несколько иначе, чем предписал «солдат в юбке». Дали ему легкий суп, пиво и сахар.
Путешествие к датскому королю и обратно заняло несколько месяцев. Лишь 11 октября 1724 года малыш вместе с родней прибыл домой. Начался период, как отмечали любекские врачи, прогрессирующей слабости тела, интенсивных суставных и головной болей, бессонницы и отсутствия аппетита. 16 июня 1725 года состояние здоровья Кристиана резко ухудшилось, лицо покрылось отеками.
Последовал сильнейший приступ аллергии: пищеварительная система восстала против всего, что содержит муку. Однажды, когда ноги мальчика обрабатывали травами, он произнес: «Наша жизнь подобна дыму». После этого он спел несколько из 200 известных ему церковных песен, вплетая свой голос в хор тех, кто сидел рядом с его кроваткой и читал молитвы.
В Любеке для прощания с юным гением побывали и самые известные персоны севера Европы, и просто любопытствующие, желающие в последний раз посмотреть на лежащего в гробу чудо-ребенка. При этом родители тщательно записывали имена всех влиятельных особ, которые приезжали в церковь.
Наверное, в каждом вундеркинде есть что-то от Кристиана Хейнекена. С Акритом Йасуалом его роднит знание анатомии, поскольку в семь лет индийский мальчонка сделал первую хирургическую операцию.
Джон Стюарт Милль, известный философ и экономист XIX века, мог читать по-гречески в три года. Вольфганг Амадей Моцарт стал к четырем годам виртуозным пианистом. Уильям Джеймс Сайдис освоил грамоту в полтора года и написал к восьми годам четыре книги.
Возможно, Кристиан стал бы самым юным академиком того времени, не послушайся он кормилицы. А может быть, его постигла бы судьба юной поэтессы Ники Турбиной, с четырех лет диктовавшей маме стихи.
Повзрослев, Ника перестала быть «маленьким русским чудом» и ее жизнь стала похожей на страшный сон: алкоголь, наркотики, попытки суицида и трагическая гибель.
Так возникает психологический тупик, выйти из которого может далеко не всякое юное дарование. Звучит кощунственно, но, возможно, не исследованная в то время целиакия спасла младенца из Любека от жестокого разочарования, которое принесла бы ему неизбежная мировая известность.
Мог ли «младенец из Любека» прожить долгую и счастливую жизнь? И кто виноват в его ранней гибели: тщеславные родители, кормилица и ее взгляды на рацион, природа, наделившая Кристиана чрезмерной жаждой знаний, с которой просто не мог совладать детский организм?
Если бы он родился в наше время, то трагедии, вероятно, удалось бы избежать, но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Точно известно только одно: достижений Кристиана пока не превзошел ни один ребенок.
Дети, удивившие мир. Самые необыкновенные вундеркинды в истории
Юные гении писали книги, читали лекции и решали сложнейшие задачи в том возрасте, когда современные дети только отправляются в школу.
Коллаж © LIFE. Фото: © Shutterstock
1 июня отмечается Международный день защиты детей. За последние сто лет все государства достигли значительного прогресса в этой сфере. Был запрещён детский труд, внедрено обязательное школьное образование, созданы специальные программы для одарённых детей. В более ранние эпохи даже ведущие страны не могли похвастаться подобным вниманием к детям, и многие из них были не в силах реализовать свои таланты. Но и тогда рождались вундеркинды, чьи способности поражали современников и до сих пор выглядят невероятно.
Кристиан Хейнекен — младенец из Любека
Самое гениальное дитя эпохи Просвещения. Прожил всего четыре года, но ещё при жизни успел стать знаменитостью и удостоиться личной аудиенции у короля. Хейнекен родился в 1721 году в достаточно образованной семье. Отец был известным в Любеке архитектором, мать — художницей.
К году младенец уже свободно разговаривал на немецком языке и начал читать. Кристиан учился гораздо быстрее любого другого ребёнка, усваивал невероятные объёмы информации. К двум годам Хейнекен уже прочитал Библию на латыни, помнил наизусть огромные отрывки из книги и мог их цитировать. Стоит отметить, что у Кристиана был старший брат, который, однако, не проявлял никаких чудесных способностей.
Слух о чудо-ребёнке вскоре распространился за пределы Любека. Родители были только рады этому и начали устраивать турне по стране. Кристиан выступал перед публикой на площадях, а также принимал посетителей. В трехлётнем возрасте его пригласили в любекскую гимназию, чтобы прочитать лекцию по мировой истории, с чем он прекрасно справился.
Хейнекен стал национальной знаменитостью. Король Фредерик IV пригласил его во дворец и удостоил аудиенции, после чего нарёк ребёнка Миракулум (в переводе с латыни — чудо).
К четырём годам Хейнекен говорил на нескольких европейских языках, обладал блестящими познаниями в истории, математике и географии и по интеллектуальному уровню превосходил большинство взрослых современников. К сожалению, за это была уплачена немалая цена. Юный организм не справлялся с тяжёлыми нагрузками, вундеркинд всё чаще жаловался на плохое самочувствие. Несмотря на это, родители по-прежнему допускали к нему посетителей, которые часами задавали ему различные вопросы.
Хейнекен умер в возрасте 4 лет и 4 месяцев. В настоящее время считается, что причиной смерти стала целиакия, в то время неизвестная европейской медицине. Хейнекен вошёл в историю как один из первых гениальных детей, чьи способности были хорошо задокументированы.
Уильям Сайдис — гениальный полиглот
Самый знаменитый вундеркинд ХХ века и ярчайший пример того, что выдающаяся интеллектуальная одарённость в детстве не всегда служит залогом успешной реализации во взрослом возрасте. Ему прочили славу Леонардо да Винчи ХХ века, но, став взрослым, он предпочёл жизнь отшельника, коллекционирующего железнодорожные билеты.
Сайдис родился в 1898 году в семье уроженца Российской империи, который эмигрировал в США и стал достаточно известным психиатром. У отца была своя теория воспитания детей, которую он применил к сыну. Результаты не заставили ждать, уже в полуторагодовалом возрасте Уильям Сайдис читал газеты. В четыре написал первую книгу. К восьми годам в совершенстве знал восемь языков и создал свой собственный.
Родители пытались определить девятилетнего Сайдиса в Гарвардский университет, однако там им отказали по причине слишком юного возраста. Лишь через год Сайдиса приняли в Гарвард, и он стал самым юным студентом в истории этого престижного учебного заведения.
В 10 лет Сайдис читал лекции по высшей математике для посетителей математического клуба. После окончания учёбы преподаватели предрекали ему не просто блестящую карьеру, они верили, что он станет новым гением, который продвинет человечество далеко вперёд.
Однако всё сложилось иначе. Сайдис некоторое время преподавал геометрию, но студенты плохо воспринимали несовершеннолетнего учителя, к тому же и Сайдис чувствовал, что у него не очень хорошо получается преподавать.
Затем вундеркинд увлёкся политикой и поучаствовал в нескольких социалистических митингах против призыва в армию (тогда шла Первая мировая война), за что был арестован. После освобождения Сайдис дал несколько скандальных интервью, в которых объявил себя пацифистом, социалистом и «атеистом с шести лет» (что особенно возмутило читателей). За подстрекательство к неповиновению Сайдис был приговорён к полутора годам тюрьмы, но срок не отбывал. Родители увезли его в другой штат.
Тяжёлый переход к взрослой жизни, возможно, надломил Сайдиса. В 23-летнем возрасте он ушёл в свой мир, перестал быть публичной фигурой и отдалился от семьи. Потенциальный гений практически не предпринимал попыток реализоваться в обществе, работал обычным бухгалтером и под псевдонимами писал трактаты о системе железнодорожных перевозок и альтернативной американской истории, которые распространялись в узком кругу. Сайдис никогда не был женат и даже не состоял ни с кем хотя бы в мимолётных отношениях.
Журналисты периодически вспоминали о чудо-ребёнке из Гарварда и пытались выяснить, чем он занимается, став взрослым. Сайдис неизменно судился с газетами после каждой статьи о нём, требуя компенсации за моральный ущерб и вторжение в частную жизнь.
Уильям Сайдис умер в возрасте 46 лет от кровоизлияния в мозг. К концу жизни он выучил 40 языков и собрал огромную коллекцию железнодорожных билетов, которая и стала главным его увлечением.
Вольфганг Моцарт — великий музыкант
Редкий случай, когда чудо-ребёнок реализовал себя во взрослой жизни и стал гением мирового масштаба. Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в семье скрипача придворной капеллы. У Моцарта была старшая сестра, тоже обладавшая музыкальным талантом, и сначала они выступали вместе.
Отец, занимавшийся музыкой с дочерью, заметил, что трёхлетний Вольфганг внимательно слушает их упражнения, а затем практически безошибочно повторяет на клавесине. В пять лет Моцарт написал первую пьесу. В шесть отправился на первые гастроли и выступал перед баварским курфюрстом.
Все концерты юного Моцарта проходили с успехом, в том числе и благодаря тому, что в выступления он по настоянию отца добавлял элементы шоу. Например, мог играть с завязанными глазами и закрытыми тканью клавишами и при этом не допустить ни одной ошибки.
К восьми годам Моцарт уже был европейской знаменитостью и выступал с концертами в домах европейской аристократии и даже королей и императоров. В 9 лет юный гений написал первую симфонию.
До подросткового возраста брат и сестра выступали вместе. Если сначала они считались равными по таланту, то к восьми годам Вольфганг стал затмевать старшую сестру. Из его тени она уже не смогла выйти и после замужества завершила музыкальную карьеру. А вот Моцарт реализовался в полной мере. Ещё при жизни он пользовался популярностью, а после смерти был повсеместно признан одним из величайших композиторов в истории человечества.
Иван Петров — математик в семье крепостных
Фото © Shutterstock, © РИА «Новости» / Юрий Абрамочкин
Чудо-ребёнок родился в семье крепостных крестьян из Костромской губернии в 1823 году. Иван был настоящим феноменом. Он никогда не учился в школе, не умел читать и писать, с ним не занимались родители и наставники. Тем не менее уже к десяти годам он проявлял выдающиеся математические способности.
Иван самостоятельно научился считать по понятной только ему системе. Он легко складывал и умножал в уме большие числа, чем поразил сначала родителей, а затем и всю деревню Рагозино, где жила семья.
Вскоре слух о гениальном ребёнке дошёл до костромского губернатора, и он предложил преподавателям гимназии проверить способности Петрова. Результаты тестирования изумили всех. Петров, никогда не обучавшийся математике, безошибочно решил целую дюжину достаточно сложных математических задач, причём потратил на это чуть больше часа.
О необычайных способностях ребёнка из глубинки прослышал знаменитый математик Перевощиков и лично приехал в Кострому, чтобы познакомиться с мальчиком. Математик тоже был восхищён способностями юного крестьянского сына.
Наконец, в 1834 году в Кострому с визитом прибыл император Николай I. Во время посещения гимназии преподаватели представили ему одиннадцатилетнего вундеркинда. Император, познакомившись с ним, заметил, что такой талант не должен пропадать, и поручил директору гимназии взять мальчика на попечение с обучением по гимназическому курсу.
Кроме того, на счёт Петрова полагалось зачислить тысячу рублей, выделенных на его обустройство после достижения совершеннолетия. К сожалению, во второй половине 30-х годов следы Петрова теряются. Каких-либо данных о дальнейшей судьбе вундеркинда до сих пор не удалось найти.
Самуэль Решевский — талантливый шахматист
Юный шахматный гений, легко обыгрывавший взрослых мастеров. Родился в 1911 году в Российской империи. В четыре года научился играть в шахматы и вскоре демонстрировал результаты, которыми мог бы гордиться и взрослый мастер. В восьмилетнем возрасте он дал во Франции несколько сеансов одновременной игры со взрослыми и одолел всех соперников.
В 1920 году его родители переехали в США и решили зарабатывать на таланте сына. Решевский гастролировал по Америке, давал сеансы одновременной игры и неизменно побеждал взрослых соперников. В 1922 году одиннадцатилетний Решевский принял участие в нью-йоркском шахматном турнире взрослых мастеров, где занял второе место из шести.
Однако в тринадцатилетнем возрасте шахматный вундеркинд вынужден был прервать многообещающую карьеру. Из-за постоянных гастролей он не учился в школе, и из-за этого у его родителей возникли проблемы с законом. На протяжении следующих семи лет юноша практически не выступал на турнирах, занимался образованием.
Сразу же после возвращения Решевский выиграл Открытый чемпионат США по шахматам. Однако профессионалом так и не стал. Всю дальнейшую жизнь трудился обычным бухгалтером, а в турнирах принимал участие от случая к случаю.
Тем не менее любительский статус не мешал ему оставаться одним из сильнейших шахматистов в мире в середине ХХ века. Хотя Решевский не был чемпионом мира, в его активе значатся победы над такими признанными мастерами, как Ласкер, Ботвинник, Капабланка, Эйве, Смыслов и Фишер.
Решевский выступал на шахматных турнирах до последних дней. Он умер в 1992 году. Последний турнир он выиграл в возрасте 72 лет.