самые известные кораблекрушения в истории

11 крупнейших катастроф на воде

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений. Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник. Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11 Лузитания

11

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10 Форт Стайкин

10

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки автомобилей.

9 Титаник

9

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8 Монблан и Имо

8

7 Прованс

7

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6 Генерал Штойбен

6

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5 Донья Пас и Вектор

5

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4 Армения

4

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими самолётами вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3 Гойя

3

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

Читайте также:  как понять рейтинг кредитной истории

2 Кап Аркона и Тильбек

2

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1 Вильгельм Густлов

1

Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

Источник

Самые страшные кораблекрушения в мире.

e7413b5s 100

Мир знаком с множеством крупнейших кораблекрушений, потрясших своей масштабностью и ужасом произошедшего. Немало страшных кораблекрушений, повлекших значительные человеческие жертвы, знает и отечественная история.

Топ самых страшных кораблекрушений 20-го века
Как известно, современные корабли оснащены средствами, призванными спасти жизнь человека. Однако так было не всегда. Особенно много крупных кораблекрушений произошло в прошлом веке. Некоторые катастрофы на воде произошли далеко в море, а некоторые – в прибрежной полосе, когда причиной их гибели становились скалы или рифы.

693d30es 960

Паром «Донья пас» Одно из самых масштабных кораблекрушений 20-го века произошло в 1987-ом году. Речь о пассажирском пароме «Донья Пас». Более двух десятилетий он исправно перевозил людей, курсируя вдоль берегов Филиппин и Японии. Столкнувшись с танкером, паром в буквальном смысле переломился пополам. Произошло возгорание, в огне погибли пассажиры. Число жертв этого страшного кораблекрушения – четыре тысячи триста семьдесят пять человек.
Лайнер «Вильгельм Густлофф» Круизный пароход «Вильгельм Густлофф» принадлежал одной из крупнейших компаний-туроператоров Третьего рейха. Его спустили на воду в 1937-ом году. Судно отходило пятьдесят круизов, причём стоимость билетов была столь невелика, что даже рабочий класс мог позволить себе отправиться на его борту в путешествие.

e73d30es 960

Во время Второй Мировой Войны лайнер играл роль госпиталя, а позже стал для моряков-подводников казармой. В начале 1945-го года судно торпедировала Советская подводная лодка. По официальным данным в том кораблекрушении погибло пять тысяч триста сорок восемь человек. Историки же называют другое число жертв – не менее девяти тысяч человек.
Гибель «Титаника» Кто не знает о «Титанике»? Кажется, что об этом нашумевшем кораблекрушении знает каждый. Судно успело совершить лишь один рейс, который стал для него и первым, и последним. Катастрофа произошла в апрельский день 1912-го года, когда этот шикарный корабль отправился в круиз.

ecbd30es 960

Жертвами кораблекрушения стали одна тысяча пятьсот тринадцать человек. Спаслись лишь семьсот одиннадцать пассажиров. «Титаник» скрылся под водой за сто шестьдесят минут.
Самые страшные кораблекрушения в отечественной истории
Несколько крупных кораблекрушений знает и отечественная история. Все они повлекли огромные человеческие жертвы. Нельзя не вспомнить о крушении «Армении», «Адмирала Нахимова», «Новороссийска» и «Эстонии». Страшной трагедией стала для нашей страны и всего мира крушение подводной лодки «Курск», кораблекрушение «Булгарии» и «Комсомольца». «Армения» затонула осенью 1941-го года недалеко от Крыма всего за четыре минуты. Судно перевозило эвакуированных жителей и раненых красноармейцев. Пять тысяч человек погибли. В живых смогли остаться только восемь пассажиров.

b9bd30es 960

a07d30es 960

Паром «Эстония» в сентябре 1994-го года, выйдя из порта города Талина, попал в шторм и столкнулся с паромом «Мриэлла». При спасении ситуацию осложнял шторм. Пропали без вести и погибли восемьсот пятьдесят два человека.
О трагедии, произошедшей с атомной подводной лодкой «Курск» известно всем нашим современникам. Крушение произошло в августе 2000-го года из-за прогремевших на борту взрывов. Экипаж состоял из ста восемнадцати человек. Все они погибли.
Совсем недавно, в июле 2011-го года, произошло ещё одно страшное кораблекрушение в отечественной истории. Речь о теплоходе «Булгария», совершавшем круиз по Волге. При вместимости сто сорок человек, на борту находились двести восемь пассажиров. Погибшими оказались около ста двадцати человек, среди них много детей.

327d30es 960

В Норвежском море потерпела крушение подводная лодка «Комсомолец». Это случилось в апреле 1989-го года. Причиной стал пожар в кормовом отсеке. Экипаж состоял из шестидесяти девяти человек, выжить удалось только двадцати семи членам экипажа.
Самая страшная катастрофа на воде в истории человечества
Пожалуй, самой страшной катастрофой на воде за всю историю человечества стало кораблекрушение немецкого корабля «Гойя» в 1945-ом году. Его жертвами стали порядка семи тысяч человек.

Читайте также:  пример написания биографии о себе для работы

6e7d30es 960

Крушение «Гойи» называют самым кровавым. Оно произошло в годы Второй Мировой Войны. Судно использовалось как корабль для эвакуации. Ночью советская подводная лодка нагнала «Гойю» и атаковало судно. Спустя десять минут корабль «Гойя» вместе со всеми пассажирами ушёл под воду.

Источник

Самые катастрофичнные кораблекрушения за всю историю флота

0 756181 f970ad41 origypg0j

С древних времен морские суда терпели кораблекрушения. По оценкам ученых, в наши дни на дне морского океана погребены больше двух миллионов кораблей. Некоторые из них успели стать культурным наследием и находятся под защитой ЮНЕСКО. К сожалению, многие морские аварии сопровождались большим количеством жертв. Как ни крути, а человек против морской стихии — бессилен.

1. «Генерал Слокум»

0 1c2be0 95e28f9c orig

«Генерал Слокум»| Фото: LiveJournal.

Страшнейшая катастрофа, унесшая жизни 957 людей, произошла в 1904 году в водах Нью-Йорка с колесным пароходом «Генерал Слокум». 15 июня судно приняло на борт 1388 пассажиров, большинство из которых были женщины с детьми, отправившееся в тот злополучный день на церковное мероприятие. Спустя пару часов жители Нью-Йорка лицезрели картину, как с полыхающего парохода выпрыгивают горящие люди. Следствие, длившееся несколько лет доказало, что причиной пожара стала непотушенная сигарета. После этого инцидента всем судам начали предъявляться повышенные требования в отношении пожарной безопасности.

2. «USS Arizona»

bedea8241afb63cb91128155974fb66d

«USS Arizona»| Фото: Pinterest.

Крупнейшая катастрофа в истории военного флота произошла с американским линкором «USS Arizona» 29 декабря 1941 года. Корабль, потопленный японскими летчиками, стал крупнейшим плавучим мемориалом жертвам Перл-Харбора. По злому року судьбу «USS Arizona» была дислоцирована по приказу президента США из района боевых действий в Японии на Гавайи. В результате Америка лишилась 1117 солдат и своего лучшего корабля. Несмотря на то, что судно лежит на дне океана больше семидесяти лет, оно продолжает загрязнять море нефтяными остатками.

3. «Royal Mail Ship Lusitania»

Lusitania

«Royal Mail Ship Lusitania»| Фото: The Mirror.

Пожалуй, одним из самых известных кораблекрушений после «Титаника» стала гибель американского пассажирского лайнера «Royal Mail Ship Lusitania» в 1915 году. В результате катастрофы погибло 1198 пассажиров и около двухсот членов экипажа. Судно было подбито немецкой торпедой у берегов Ирландии. Многие историки сходятся во мнении, что гибель «Royal Mail Ship Lusitania» стало причиной вступления США в Первую мировую войну против Германии. Позже выяснилось, что лайнер кроме пассажиров перевозил несколько миллионов патронов, что и послужило причиной для атаки немецкой подлодки.

4. «Титаник»

468 7dbc590b6871288e39f8ccdbfb9cc836f90a

«Титаник»| Фото: Википедия.

Легендарный «Титаник» навсегда останется самым известным пассажирским судном и символом кораблекрушения за всю историю мирового флота. В начале 20 века «Титаник» был крупнейшим пассажирским лайнером, вершиной технологического прогресса. Судно называли непотопляемым и сулили ему большое будущее. Но у океана были другие планы на этот счет. Первый же рейс «Титаника» в 1912 году стал для него последним. Столкнувшись с айсбергом, лайнер за считанные минуты ушел на дно, унеся жизни 1517 мужчин, женщин и детей.

5. «Султана»

7 2

«Султана»| Фото: The Vintage News

В середине 19 века к пассажирским судам еще не применялись настолько строгие требования в отношении безопасности и средств спасения. Зачастую количество шлюпок на лайнерах было настолько малым, что они могли вместить лишь треть пассажиров. Это и сыграло злую шутку с американским деревянным пароходом «Султана». По информации Novate.ru, из 2400 пассажиров находящихся на борту, выжить удалось лишь 600. Крушение произошло в результате взрыва одно из котлов. Пожар молниеносно поглотил деревянное судно. Многим жертвам пришлось выпрыгивать в ледяную воду, так как мест в шлюпках попросту не хватало.

6. «Le Joola»

Le Joola

«Le Joola»| Фото: Kewoulo.

Вторым по количеству жертв стало кораблекрушение парома «Le Joola». Страшнейшая катастрофа произошла 26 сентября 2002 года в результате которой погибло, по крайней мере, 1860 пассажиров. Гибель «Le Joola» является ярким примером халатности и нарушения требований. В тот день на борту парома находилось около 2000 человек, что практически в четыре раза превышало допустимую норму. Точное число пассажиров определить не удалось, так как многие путешествовали без билетов. Судно опрокинулось из-за сильного ветра и заливания воды на палубу. «Le Joola» ушел на дно буквально за пять минут, не оставляя никаких шансов на спасение.

7. «Донья Пас»

1200px Do241a Paz at Tacloban

«Донья Пас»| Фото: Википедия.

Вот уже больше тридцати лет гибель грузопассажирского парома «Донья Пасс» остается крупнейшей морской катастрофой в истории и входит в список крупнейших происшествий 20 века. В результате столкновения парома с танкером «Вектор» погибло 4375 человек. Выжить удалось только 26 пассажирам. После трагедии судовладелец и филиппинский перевозчик «Sulpicio Lines», эксплуатировавший судно были признаны виновными и вскоре объявили о банкротстве. Как и в случае с «Le Joola» фактическое число пассажиров на пароме в три раза превышало допустимую вместимость.

Материалы по теме

А вот ещё:

Кипу: таинственные письмена древних инков

picture of the day khipu inca 1

У каждого народа были свои способы коммуникации, помимо привычной всем устной речи. Кто-то тщательно прописывал каждую букву по отдельности, кто-то создавал иероглифы, которыми можно передать целые предложения. Но есть народы, у которых никогда не было письменности как таковой. Любой написанный текст им заменяли нитки и хитрое умение вязать узлы.

Инки называли это «кипу». И этому языку уже более тысячи лет, хотя сами инки появились гораздо позже.

Империя инков

Империя инков – одно из самых больших и интересных государств, что возникало на американских континентах. Считается, что Империя инков возникла в городе Куско на территории современного Южного Перу.

Читайте также:  пиросмани история про розы

inkas

Для испанцев инки были всего лишь необразованными дикарями, хотя это был очень социально и экономически развитый народ.

Разрасталась Империя инков медленно. Начал этот процесс четвертый император Майта Капака. Правда, только при восьмом правителе Виракочи экспансия стала более заметной и системной. Виракоча был тем, кто ввел правило оставлять военные гарнизоны на землях для поддержания мира.

Империя инков доминировала на большей части Южной Америки между XIV и XVI веками, до прибытия испанцев в Новый Свет. Это была очень развитая, гипериерархизированная и гиперцентрализованная цивилизация, которой, как ни удивительно, не хватало системы письма. Инки не умели писать, но это не имело значения. Правители и чиновники контролировали эту обширную территорию благодаря узлам.

Кипу, таинственные инкские узлы

Кипу — Quipu или khipu (от кечуа khipu, «узел») — один из видов узелкового письма. Ничего особо сложного в этой системе не было, но это только на первый взгляд.

nidle

Все узлы различались по форме и направленности закручивания нити.

Разные виды узлов, различные типы нитей в ловких руках «кипукамайоки» (quipucamayocs), как называли «летописцев» по узелковому письму, могли сохранять огромные массивы информации. Таким образом со всех уголков Империи собиралась и передавалась напрямую императору информация о сборе урожая, дани, тратах отдельных провинций на экономику.

Ink

У каждого вида узла было свое трактование, к сожалению, носителей этой письменности не осталось, и ученым приходится подбирать значения.

Однако не стоит считать, что кипу использовали исключительно для отчетности. Этот язык был довольно универсальным, чтобы позволить «писать» летопись жизни правителей, создавать целые генеалогические «книги», записывать мифы и легенды, даже писать стихи.

Тайное наследие древних инков

К сожалению, многие кипу не дошли до нашего времени. На данный момент в музеях и частных коллекциях хранится всего 1 400 кипу. Это ничтожно малое количество летописей для такой огромной и древней цивилизации, как Империя инков.

Ink2

Большая часть кипу была безжалостно уничтожена во времена конкистадоров.

Кипы регистрировали данные всех видов: демографические переписи, контроль дани, летосчисление, календари. Для этого инки использовали различные типы узлов, представляющие числа в десятичной системе, которая должна была считываться снизу вверх (нижние узлы представляли единицы, чуть выше них — десятки, на верхнем уровне — сотни и так далее).

Система чем-то напоминала привычные каждому человеку счеты. Только вместо костяшек тут были узелки. Двойной узел представлял 1, а составной узел мог представлять цифры от 2 до 9, в зависимости от поворотов, которые узел дает вокруг основной нити. Отсутствие узла указывает на 0.

Вот тут и начались проблемы у современных ученых. Если математический аспект кипу разгадать оказалось довольно просто, то как именно направление нити в узлах (слева направо и наоборот), цвет каната и даже расстояние между узлами могли влиять на смену данных, все еще остается загадкой.

Некоторые исследователи предполагают, что цвет пряжи в нитях указывал тематику подсчета. То есть если это был доклад о дани, то брались нити одного определенного цвета, а если об урожае — цвет был другой. Пока удалось предположительно разгадать всего 24 оттенка. Так, например, черные нити отвечали за определенный временной отрезок, а золотистые указывали либо на золото, либо на сбор урожая кукурузы.

Почему испанцы уничтожали кипу

Существуют доказательства, что узелковое письмо использовалось в том регионе задолго до возникновения Империи инков. Первые найденные кипу датированы третьим тысячелетием до нашей эры. Ни о каких инках тогда и речи не шло.

Этот язык был понятен исключительно местному населению. Среди современных ученых и историков нет никого, кто умел бы «читать» кипу, остается только разгадывать и подбирать значения.

content quipu3

Самый длинный сохранившийся кипу на более чем полторы тысячи узлов. / Фото: arzamas.academy

Во времена испанской колонизации дела обстояли еще хуже. Испанцы даже не подозревали, что узелки на сотнях веревок – это не более чем бюрократическая документация. Поскольку конкистадоры постоянно натыкались на кипу, то они решили, что это такой языческий ритуал, связанный с проклятием. Решение проблемы оказалось простым и понятным: все встреченные кипу подлежали незамедлительному уничтожению.

Правда, приблизительно разобравшись в природе узелкового письма, конкистадоры признали его пользу — слегка модернизировать кипу под свои потребности было проще, чем заставить «необразованных туземцев» писать понятной и привычной для «просвещенных европейцев» латиницей. Однако оказалось, что кипукамайоки не всегда подавали правдивую информацию, старательно вредя захватчикам, а расшифровать кипу оказалось не так просто для непривычного к подобному «письму» человеку. Поэтому началась еще одна волна уничтожения кипу.

Какие народы пользовалась узелковым письмом

Принято считать, что узелковое письмо — исключительно прерогатива народов Южной Америки. Однако на Востоке в древности тоже использовали подобный вид письменности. Следы узелкового письма нашли и в Китае, в Тибете, Африке, не стал исключением и Европейский материк.

Uzel

Примеры узлов, которыми пользовались славяне.

На Руси тоже использовали узелковое письмо, хотя оно так и не успело стать таким же популярным и распространенным, как у инков. Историки предполагают, что именно ему мы обязаны присказке «завязать узелок на память».

Однако у славян узелковое письмо использовалось не только для счета, но и для гадания. У каждого узелка было свое сакральное значение. К тому же узлы использовали для создания оберегов от сглазов. В кельтской культуре узлы были более разнообразными и тоже имели несколько значений.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector