самостоятельное преобразование себя своих знаний умений и навыков это процесс

Сопоставьте педагогическую категорию с ее определением

1. Освоение системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

2. Процесс специально организованного педагогического взаимодействия, обеспечивающего формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.

3. Самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений и навыков.

4. Усвоение человеком ценностей, норм установок, присущих в данное время обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

o образование (1); о социализация (4); о воспитание (2); о самообразование (3).

Установите соответствие понятий и их определений.

1. Система важнейших требований и положений, обеспечивающих эффективное функционирование учебного процесса.

2. Система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности.

3. Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности.

4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

o содержание образования (2); о образование (3);

o принципы обучения (1); о воспитание (4).

Установите соответствие между категориями и их компонентами (1. Воспитание; 2. Развитие; 3. Обучение; 4. Социализация)

o целенаправленная передача опыта старших поколений младшим (1);

o формирование знаний, умений и навыков учащихся (3);

o стихийное усвоение норм и ценностей общества (4);

o биосоциальный процесс количественных и качественных изменений личности (2).

Сопоставьте педагогическую категорию с ее определением.

1. Организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической концепцией.

2. Формулировка педагогом противоречия, возникшего в конкретной педагогической ситуации, решение которого требует дополнительного знания, умений или накопления опыта.

3. Педагогическое явление, выступающее в качестве движущей силы, источника или механизма развития другого педагогического явления.

4. Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение педагогической цели.

o педагогическая проблема (2); о педагогическая технология (1);

o педагогический процесс (4); о педагогический фактор (3).

110. РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИКИ, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…

o дидактикой; о теорией воспитания;

o педагогической технологией; о управлением образовательными системами.

111. Специальная педагогическая наука, разрабатывающая основы, принципы, методы, формы, средства обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, называется…

o сурдопедагогика; о тифлопедагогика;

o коррекционная педагогика; о суггестопедагогика.

112. Педагогика тесно связана с физиологией, так как учителю необходимо знание…

o законов объективного детерминизма педагогических явлений;

o биологических факторов развития ребенка;

o основ семейного воспитания;

o уровня воспитанности школьников.

113. Наука социология позволяет педагогике…

o учитывать факторы, влияющие на развитие человека;

o учитывать условия, способствующие развитию взаимоотношений участников педагогического процесса;

o определять основные научные направления развития;

o учитывать социальные условия, которые в большей или меньшей степени способствуют воспитанию человека.

114. Религиозные ценности явились определяющими для содержания образования в …

o эпоху Возрождения; о Древнем Мире; о средние века; о первобытном обществе.

Возрасту от 0 до 2-х лет в концепции Ж. Пиаже соответствует _________ стадия интеллектуального развития.

o формально операционная; о дооперационная;

o сенсорномоторная; о конкретно операционная.

116. Движущими силами ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА являются его…

o противоречия; о методы; о формы; о закономерности.

Отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития реализует на практике принцип ___________ педагогического процесса.

o наглядности; о гуманистической направленности;

o научности; о преемственности.

118. Выделение в педагогических процессах и явлениях общих черт является сущностью МЕТОДА…

o моделирования; о абстрагирования; о конкретизации; о обобщения.

119. К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относится…

o беседа, классификация, синтез, шкалирование;

o эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование;

o наблюдение, анализ, эксперимент, интервьюирование;

o наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.

Способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий – это ___________ исследования.

o действия; о результат; о методы; о приемы.

121. Выявление причинно-следственных связей в педагогических процессах и явлениях реализуется через…

o шкалирование; о наказание; о эксперимент; о анкетирование.

122. К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся…

o цели воспитания; о образовательные технологии;

o методы воспитания; о формы организации обучения.

123. Соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса современному уровню развития научного знания реализует на практике принцип…

o наглядности; о научности; о гуманистической направленности; о преемственности.

Источник

Установите соответствие. 1) процесс самостоятельного преобразования себя, своих качеств, знаний, умений и навыков;

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

А. Самообразование__________ Б. Самовоспитание_________

1) процесс самостоятельного преобразования себя, своих качеств, знаний, умений и навыков;

2) активная целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств;

Читайте также:  как в произведении называется непримиримое противоречие между героями или в сознании персонажа

3) процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экономических, социальных и др.;

4) последовательная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов обучения и воспитания;

5) целенаправленный и организованный процесс формирования личности;

6) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства;

7) специально организованное взаимодействие старшего и младшего (обучающего и обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

4. В современных исследованиях под методологией педагогической науки понимают:

1) методологическую культуру мышления;

2) учение о познании;

3) учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности;

4) все ответы правильные.

5. Одним из этапов педагогического эксперимента является:

4) все ответы правильные.

6. В сентябре 2003 года министр образования РФ подписал Болонскую декларацию, основной целью которой является:

1) создание европейской зоны высшего образования и распространение европейской системы высшего образования в мире;

2) увеличение числа бюджетных мест в системе профобразования;

3) увеличение доли влияния коммерческих структур в формировании содержания образования;

4) все ответы правильные.

7. Перечислите типы учреждений профессионального образования:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. М.Коган не выделяет в структуре личности:

1) гносеологический компонент;

2) прагматический компонент;

3) аксиологический компонент;

4) коммуникативный компонент.

9. Объектом педагогической деятельности является:

Источник

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общие основы педагогики» (стр. 2 )

pandia next page Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

151619672815euiw

Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспи­тания и обучения в интересах человека, общества, государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.

Понятие методология педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппа­рат педагогики.

Педагогика как область гуманитарного знания и как компонент культуры общества, ее социальные функции. Становление и развитие пе­дагогики как науки. Ее важнейшие деятели.

Структура педагогической науки. Расширение отраслей педагогиче­ской науки (социальная педагогика, коррекционная педагогика и др.).

Объект и предмет изучения в педагогике. Задачи педагогической науки. Педагогика начального образования как наука об образовании, воспитании и развитии младших школьников.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образова­ние, самовоспитание, социализация, образовательный процесс, педагоги­ческая система, педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность и личность педагога. Воспитание как социальное явление, объек­тивный процесс подготовки подрастающего поколения к участию в обще­ственной жизни. Основные свойства воспитания (вечность, социальный характер, общечеловеческий характер, историзм, многофакторность, не­прерывность).

Основные понятия: педагогика, человекознание, объект, предмет, функции педагогики, воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность.

Тема 2. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Образование как общественное явление. Общая характеристика со­держания образования. Нормативные документы, определяющие содер­жание образования. Теории организации содержания образования. Цели образования. Виды и уровни образования. Принципы формирования со­держания образования. Система критериев отбора содержания образова­ния. Сущность педагогического процесса как системы, как целостного явления, его структура. Движущие силы педагогического процесса. Педа­гогическое взаимодействие и его виды.

Основные понятия: образование как общественное явление, педаго­гический процесс, педагогическая система.

Тема 3. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Понятие о системе образования, характеристика ее основных звень­ев. Принципы государственной политики в области образования. Закон Российской Федерации «Об образовании».

Национально-культурологические компоненты образования в поли­этнической школе. Соотношение общечеловеческого и национального в системе отечественного образования.

Анализ состояния и пути реализации принципов реформирования современного образования (целостность педагогического процесса, гума­низация, гуманитаризация, индивидуализация, дифференциация, демо­кратизация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, непрерывность).

Общеобразовательная школа как база для непрерывного образова­ния. Система непрерывного образования в современных условиях. Аль­тернативное и государственное образование, его виды и формы.

Основные понятия: образование как социальное явление, педагогиче­ский процесс; система образовательных учреждений; педагогическая система, непрерывное образование, гуманизация образования, непрерыв­ное образование.

Тема 4. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь пе­дагогики с другими науками.

Единство и различия педагогической науки и практики. Функции педагогической науки и педагогической практики. Способы взаимовлия­ния педагогической науки на педагогическую практику. М Единство и раз­личие основных видов педагогической деятельности. Связь педагогики с философией, социологией, культурологией, естественными науками и отраслями человеко-

знания. Основные модели соотношения и взаимного влияния педагогики и других наук.

Читайте также:  калеб лэндри джонс биография

Основные понятия: педагогическая теория, педагогическая техноло­гия, педагогическая инноватика, педагогическая интеграция.

Тема 5. Понятие «методология педагогической науки».

Понятие о методологии педагогики. Философские основания педаго­гики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагма­тизм, диалектический материализм. Виды и уровни педагогических ис­следований: философский, общенаучный, конкретно научный, техноло­гический.

Системный подход как общенаучный уровень методологии педаго­гики. Конкретно-методологические принципы педагогических исследова­ний: личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический, антропологический.

Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Лич­ностные, групповые и социальные педагогические ценности. Гуманисти­ческая направленность образования. Образование как общечеловеческая ценность, его социокультурные функции.

Основные понятия: методология, принципы и методы педагогиче­ских исследований, аксиологические основы педагогики, педагогические ценности, гуманистическая педагогика.

Тема 6. Методологическая культура педагога

Понятие методологической культуры. Сущность и структура мето­дологической культуры педагога. Соотношение общей, педагогической и методологической культуры педагога. Способы освоения методологиче­ской культуры. Системный подход в педагогике: признаки системности, специфика педагогической системы и их виды. Специфика структурного и функционального подходов в педагогике. Анализ педагогического про­цесса с точки зрения целостного подхода. Личностный подход в образо­вании: сущность, история становления, цели и принципы воспитания и обучения, средства реализации. Различные трактовки личностного подхо­да в образовании. Деятельностный подход в воспитании и обучении, принципы и способы организации разнообразных видов деятельности учащихся. Цели воспитания в контексте культурологического подхода в образовании. Основные положения и способы реализации культурологи­ческого подхода в образовании. Современные культурологические кон­цепции образования личности.

Основные понятия: культура, педагогическая культура, методоло­гическая культура.

Тема 7. Научное исследование в педагогике, его основные характе­ристики. Методы и логика педагогического исследования.

Особенности научной деятельности (индивидуальной, коллек­тивной). Типы научного исследования: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки, учебно-исследовательские проек­ты.

Технология проведения отдельного исследования: разработка за­мысла научно-педагогического исследования, тема и ее обоснование, обоснование актуальности темы, объект, предмет и задачи научно-педагогического исследования, гипотеза исследования.

Основные понятия: научная деятельность, актуальность, объект, предмет исследования.

Логика научного педагогического исследования, его основные ха­рактеристики. Специфика эмпирических (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, собеседование) и теоретических методов педагогических исследований. Методы изучения педагогического опыта. Методы теоретического исследования (анализ, синтез, сравнение, ранжи­рование, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, формализация). Математические и статистические данные. Принципы выбора методов научно-педагогического исследования.

Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контролирующий).

Основные понятия: принципы и методы педагогических исследова­ний, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестиро­вание, собеседование, метод математической статистики, анализ, синтез, сравнение.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения. Параллельно идет и интенсивный поиск новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов педагогического профиля.

Программа курса «Общие основы педагогики» имеет це­лью ориентацию студентов на педагогическую деятельность и воспитание у них потребности к самопознанию и самооп­ределению в этой деятельности. Программа курса реализует часть психолого-педагогической подготовки будущего пре­подавателя и определяет ориентирующую функцию.

Данная программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Программой курса предусмотрены разнообразные формы организации учебного процесса — чтение лекций, проведение семинарских занятий. Освоение курса предполагает также выпол­нение контрольных заданий, рубежных срезов, курсовых работ, курсовых проектов, рефератов.

Для проведения занятий (как лекционных, так и практических) рекомендуется использовать активные методы обучения (деловые и ролевые игры, имитационный тренинг, микропреподавание и т. д.), поисковую и исследовательскую работу творческого харак­тера. Особое место в овладении данным курсом отводится само­стоятельной работе.

Изучение курса завершается зачетом в 1 семестре, который включает диф­ференцированную оценку достижений студентов в течение семе­стра. Обязательным условием допуска студентов к зачету явля­ются выполнение реферативной самостоятельной письменной ра­боты и участие в итоговом открытом практическом занятии.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ №1.

Темы: Педагогика в системе гуманитарных знаний и наука о человеке.

Структура педагогических наук.

Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.

I. Допишите понятия.

1. Педагогика – наука о _______________________________________________________.

3. Образование – это процесс _______________________________________________________.

II. Выберите правильный ответ.

Воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Воспитание человека человеком.

Воспитание человека как функция общества.

Собрание правил воспитательной деятельности.

Определяющее развитие личности, противоречия, закономерности, отношение, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

III. Установите соответствие задач педагогической науки.

Б. Вскрытие, изучение стандартов.

В. Изучение и обобщение практического опыта.

Г. Выявление типичных стрессов у учителей.

Д. Разработка новых методов, форм, средств, систем обучения.

Е. Прогнозирование образования.

З. Внедрение результатов исследования.

Читайте также:  divinity original sin навыки аэротургия

IV. Какие дисциплины не входят в структуру педагогических наук:

1. Педагогика раннего возраста.

2. История педагогики.

4. Дошкольная педагогика.

5. Педагогика школы.

6. Педагогика профессионального образования.

8. Производственная педагогика.

9. Военная педагогика.

10. Социальная педагогика.

11. Специальная педагогика.

12. Сравнительная педагогика.

13. Лечебная педагогика.

14. Педагогика третьего возраста.

15. Исправительно-трудовая педагогика.

I. Дополните понятия.

II. Дополните характеристику функций педагогики:

2. _______________________функция – на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика.

III. Дополните перечень межнаучных связей педагогики с другими науками.

5. медицинские науки

I. Дополните понятия.

как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экономических, социальных, идеологических, психологических и др.

2. Самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений и навыков это процесс _______________________________________________________.

4. Специально организованное, развивающиеся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленной на достижение цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников, это есть _______________________________________________________.

II. Установите соответствие.

Знания. А. Воспитание.

Умение. Б. Образование.

Ответ: А._____________, Б._________________, В._____________.

III. Установите соответствие значения педагогики в системе гуманитарных знаний и науки о человеке.

1. Категориально-понятийный аппарат.

2. «Бытовое» значение педагогики.

3. Практическое значение педагогики.

4. Законы и закономерности педагогики.

5. Педагогика – как наука и отрасль человековедения.

7. Педагогика – отрасль гуманитарного знания, которая входит в общекультурный контекст современной жизни.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ №2.

Темы: Методология педагогической науки и деятельности.

Методы педагогического исследования.

I. Дополните понятия.

1. Учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности это _______________________________________________________.

1. При проведении научно-педагогического исследования необходимо соблюдать следующие _______________________________________________________.

— Исходить из объективности и детерминированности;

— Обеспечить целостный подход в изучении;

— Изучать явление в развитии;

— Рассматривать процесс в самодвижении и саморазвитии.

3. Пути, способы познания объективной реальности принято называть _______________________________________________________.

II. Установите соответствие.

1. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения.

2. Исследование педагогической системы, процессов воспитания, образования, развития и формирования личности, коллектива.

Ответ. А._____________ Б.______________

I. Дополните понятия.

1. Отражение противоречия между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнание путей, средств и методов их решения – это _______________________________________________________.

2. Лаконичная формулировка проблемы исследования – это _______________________________________________________.

3. Замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования – это _______________________________________________________.

4. Иерархически организованная последовательность действий образует _______________________________________________________.

5. Научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке – это _______________________________________________________.

II. Вставьте ключевые слова.

1. Закономерности и законы выражают __________________________ между педагогическими явлениями.

2. Закономерная связь – это связь _______________________________________________________.

III. Выделите методы, которые относятся к традиционно – педагогическим.

3. Изучение продуктов ученического творчества.

IV. Выделите беседу как метод научно – педагогического исследования.

1. Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.

2. Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

3. Беседа учителя с учениками о правилах поведения в общественных местах.

4. Беседа с учениками о правилах техники безопасности.

5. Беседа учителя, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

6. Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим девочку.

I. Дополните понятия.

Научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях – это _______________________________________________________.

II. Установите соответствие структуры и логики научно-педагогического исследования.

А. Выработка практических рекомендаций.

Б. Организация и проведение преобразующего эксперимента.

В. Построение гипотезы исследования, которую предстоит доказать.

Г. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, формулирование целей.

Д. Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, предполагаемых результатов исследования.

Е. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента, установление предмета исследования.

Ж. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

Ответ: 1____, 2_____, 3____, 4______, 5_______, 6_________, 7________.

III. К какому из методов можно соотнести указанные отличия.

1. Постановка задачи, определение объекта, разработка схемы наблюдения.

2. Результаты обязательно фиксируются.

3. Полученные данные обрабатываются.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ №3.

Темы: Педагогический процесс как основная категория деятельности.

Теория целостного педагогического процесса.

I. Допишите понятия.

2. Целостность педагогической системы представляет собой совокупность _______________________________________________________направляющих и преобразующих детскую жизнь.

II. Дополните подсистемы протекания педагогического процесса.

3. Процесс формирования.

4. Процесс развития.

6. Процесс обучения.

7. Сотрудничество учителей и учеников.

III. Выделите компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс.

2. Форма взаимодействия.

IV. Установите соответствие компонентов педагогического процесса

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector