рабочие программы по истории 2020 2021 учебный год

Рабочая программа по истории за 2020-2021 учебный год

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочая программа по истории для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии:

· Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

· Федеральный государственный образовательный стандарт

· Основы образовательной программы основного общего образования

· Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

· Учебный план МОУ СШ № 111

· авторской программы «Новая история 7-8 класс» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.ВанюшкинойАвторская программа Данилова А. А. «История России»

· Положение о рабочей программе.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

· Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 7 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина/ под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2019

· Атлас. История России. XVI – XVII вв. 7 класс.

· История России в произведениях русских поэтов. 6-11 кл. Н.А. Стыденко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 166с.

· Силина И.Ю. Конспекты уроков для учителя истории. 7 класс. История Нового времению в 2-х ч. Ч. 1: 16-17 вв/ М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 302с.

· Агафонов С.А. Всеобщая и отечественная история в схемах и таблицах. 7 класс. Дидактические материалы. – Просвещение, 2018. – 285с

· Артасов С.И. История России. 7 класс. Контрольные работы. – М.: Просвещение, 2018. – 65с.

· Маныкин А. С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. — М.:Филол. о-во «СЛОВО»; Эксмо, 2014. —465с

истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с XVI по XVII вв. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.

Преподавание курса «История России с Х V I до конца XVII века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Интегративный курс истории в 7 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.

Основные цели курса: формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом; содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.

Задачи курса: осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия; охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре; показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима); способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса проектируется с учетом и на основе государственных стандартов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

— осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;

— осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

— овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;

— использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);

— готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.

— овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;

— формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения истории ученик должен: знать основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800 годов и истории России конца XVI-XVIII века; знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; знать изученные виды исторических источников; знать важнейшие исторические события и их участников; знать даты важнейших исторических событий; знать периодизацию исторических событий; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики; определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России; читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; использовать приобретенные знания при написании творческих работ; выявлять существенные черты исторических процессов; группировать исторические события по заданному признаку; определять причины и следствия основных исторических событий; давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.

Содержание учебного предмета

Всеобщая история. История Нового времени

Введение. От Средневековья к Новому времени

Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление машинного производства.

Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.

Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Читайте также:  как я победил всд реальные истории

ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ

ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ГЛАВА I II . ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.

НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

Повторение. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Глава 1. Россия в XVI веке.

Нижняя Волга и Дон в конце XV XVI в. Татарские ханства на Волге. Образование казачества. Основание Царицына.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Глава 2. Смутное время. Россия при первых Романовых.

Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Царицын в годы Смуты. Царицынская крепость после Смуты.

Источник

Рабочая программа по Истории 9 класс на 2020-2021 учебный год

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

image001 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ступень обучения, класс)

Рабочую программу составил(а):

Туганов Давид Александрович

с. Старокучергановка 2020г.

image002

1.Данная программа является рабочей программой по предмету «История» для учащихся 9 классов МКОУ «СОШ с. Старокучергановка».

Настоящая рабочая программа определяет содержание, объем и порядок изучения предмета «История» в 9 классе, в соответствии с которыми непосредственно осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем истории Тугановым Давидом Александровичем (высшая категория) на основе Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы (М.: Просвещение, 2020), Авторской программы «Всеобщая история» Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. /Под ред. Искендерова А.А. (М.: Просвещение, 2020) и Авторской программы курса «История России» 6-9 классы Арсентьев Н.М., Данилов А.А (М.: Просвещение, 2020). Рабочая программа соответствует Основной образовательной программе школы и Положению о рабочей программе.

Всеобщая история. История Нового времени. Учебник для 9 класса История России. Учебник 9 класса в двух частях.

Москва Издательский центр

«Просвещение» 2019 год

Москва Издательский центр

«Просвещение» 2019 год

Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В. и др.

Количество учебных и календарных часов

Согласно учебного плана МКОУ «СОШ с. Старокучергановка» Наримановского района Астраханской области на изучение данного курса в 9 классах отводится:

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов за год

Согласно учебному календарю, в рабочей программе предусмотрены дополнительные часы в объеме 15 % от общего числа часов для изучения регионального компонента.

Программа содержит следующие разделы :

· планируемые результаты освоения учебного предмета;

· содержание учебного предмета;

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога); навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты

У обучающегося будут сформированы:

• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты

• локализовать во времени общие рамки и события Новейшего времени, этапы; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;

применять знание фактов для характеристики эпохи Новейшего времени, времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах России и других государств в Новейшее время, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Новейшего времени;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в обществах в России и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях Новейшей истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в России и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

• сопоставлять развитие России и других стран в период Новейшего времени, показывать общие черты и особенности;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории;

• применять основные хронологические понятия, термины;

• составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;

• использовать сведения из исторической карты как источника информации;

• овладеть представлениями об историческом пути России изучаемого периода и судьбах населяющих её народов;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни народов России, исторические события и процессы;

• использовать знания о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, выявлять общие черты и особенности;

• понимать взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализировать информацию о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнивать (под руководством учителя) свидетельства различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

Читайте также:  как узнать историю запросов яндекс

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя России и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в обществах, религиозных воззрений, представлений человека о мире.

Обучающийся получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств;

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников России и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение;

• сопоставлять (с помощью учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей;

• определять и аргументировать собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представлять её результаты как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период, осмысливать социальный, духовный, нравственный опыт народов России;

• понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков людей эпохи Новейшего времени, оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства.

3. Содержание учебного предмета

Всеобщая история. История Нового времени 30 часов

Глава I. Начало индустриальной эпохи 9 часов

Экономическое развитие в XIX- начале XX в. Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Причины появления главных идейно-политических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.

Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения. В создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления живописи и музыке.

Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. 9 часов

Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз. Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.

Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революции. Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.

О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.

Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. 4 часа

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования

эпохи Мэйдзи. Война за независимость в Латинской Америке Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Народы Африки в Новое время Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. 8 часов

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн. Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в

Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Историческое и культурное наследие Нового времени.

Российская империя в XIX – начале XX в. 38 часов

Россия в первой половине XIX в. (8 часов)

Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское

Читайте также:  его история 3 ловушка одноклассники

население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах.

Россия — великая мировая держава.

Россия во второй четверти XIX в. (7 часов)

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления. Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота. Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений. Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.

Россия в эпоху Великих реформ (8 часов)

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы.

Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству. Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850—1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски. Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.

Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Россия в 1880-1890е гг. (8 часов)

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период. Общественное движение в 1880— 1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма. Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология

консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Россия в начале ХХ в. (7 часов)

Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в.

Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости. Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей. Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector