пуговкин роль царя в сказке

За кадром киносказки «Огонь, вода и медные трубы»: Почему Михаила Пуговкина выносили на съемки на руках

jpg

jpg

«Огонь, вода и медные трубы» – 12-я по счету киносказка режиссера Александра Роу. В отличие от предыдущих фильмов, она стала не переложением народной сказки, а полностью оригинальным сюжетом. Сценарий к фильму Михаил Вольпин и Николай Эрдман создали по мотивам нескольких русских народных сказок, добавив приметы современной им жизни, что обеспечило комический эффект. Киносказка традиционно вышла в прокат накануне Нового года, в конце декабря 1968 г., и пользовалась у зрителей большим успехом – тогда ее посмотрели больше 25 млн человек.

jpg

Режиссер Александр Роу нередко приглашал на главные роли в свои фильмы дебютантов, которые никогда до этого в кино не снимались.

Годы спустя Алексей Катышев вспоминал: «Когда настало время выбора профессии, пошел на курсы звукорежиссеров при Ялтинской киностудии. Здесь-то меня и заприметил Батюшка Роу – так его все называли. «Мальчик, – сказал он мне, – ты даже не подозреваешь, какие чудные у тебя глаза. Такие данные грех не использовать». И предложил мне главную роль в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Практически без кинопроб. Так я и попал в кино в качестве актера, а было мне тогда неполных 18 лет».

jpg

jpg

На членов худсовета дебютант без профессионального актерского образования не произвел никакого впечатления, и его кандидатура вызвала множество споров. Но режиссер стоял на своем: либо он снимает Катышева, либо съемки вообще не состоятся. Роу был твердо уверен в том, что именно таким и должен быть главный герой киносказки – его природное обаяние, чистота и непосредственность, по мнению режиссера, с лихвой компенсировали недостаток актерского мастерства. А после того, как Алексею перекрасили волосы в пшеничный цвет и завили кудри, больше никто не сомневался в том, что он – идеальный претендент на эту роль.

jpg

Роль Аленушки в фильме досталась 19-летней Наталье Седых – еще одной любимице Александра Роу, которая за 3 года до этого уже обрела всесоюзную популярность после выхода на экраны сказки «Морозко». Режиссер часто приглашал в новые фильмы тех актеров, с которыми у него уже был опыт удачного сотрудничества, и Наталья не стала исключением. Правда, среди претенденток на роль Аленушки была и другая актриса, красавица Татьяна Клюева. Эта роль ей не досталась, о чем она позже вспоминала: «Я была настолько маленькая и худенькая, что Александр Артурович даже не обнадеживал, сразу объявил: «Утверждаю Наташу Седых. Но обещаю: в следующей картине буду снимать тебя». Режиссер сдержал свое слово – главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса» сыграла Татьяна Клюева, которая тоже стала звездой, открытой Роу.

jpg

jpg

Благодаря Александру Роу Наталья Седых заслужила славу одной из самых «сказочных» советских актрис. При этом изначально девушка не мечтала о кинокарьере – она занималась фигурным катанием и балетом. Через 2 года после съемок в киносказках Роу Наталья Седых окончила хореографическое училище и стала артисткой балета труппы Большого театра – вначале выступала в кордебалете, а затем стала солисткой и примой.

jpg

Однако основную часть актерского ансамбля составили те артисты, которые снимались у Роу постоянно и за годы сотрудничества стали не только коллегами, но и единомышленниками и даже друзьями: Тамара Носова, Вера Алтайская, Лев Потемкин, Александр Хвыля, Анатолий Кубацкий, Аркадий Цинман, Георгий Милляр.

jpg

Георгий Милляр был одним из самых любимых актеров режиссера и в этом фильме, как и в других киносказках Роу, сыграл сразу несколько ролей – Кащея Бессмертного, Бабу Ягу, гостя на свадьбе и глухого пожарного. А вот актриса Анастасия Зуева сыграла одну и ту же роль в нескольких фильмах Роу – старушку-сказительницу. Именно в этом образе она и запомнилась большинству зрителей.

jpg

Михаил Пуговкин снимался у Роу впервые. В этой сказке ему досталась роль Царя, которую он исполнил блистательно. По словам актера, после окончания работы над фильмом режиссер ему сказал: «Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей!» А сам Александр Роу признавался: «Без юмора нет сказки, он ее пружина. Вот почему в свою новую работу я пригласил на роль царя в царство Лести Пуговкина. Это его дебют в жанре киносказки. Персонаж Михаила Пуговкина не похож ни на один из ранее созданных им образов». После этого режиссер пригласил актера и в свой следующий фильм – «Варвара-краса, длинная коса», где Пуговкин сыграл царя Еремея.

jpg

Правда, на съемках Пуговкину было совсем не до смеха. В одном из эпизодов ему предстояло сниматься верхом на лошади, но 44-летнего актера скрутил сильнейший приступ радикулита. При этом Пуговкин от съемок не отказался и, превозмогая боль, отыграл все запланированные с его героем сцены. Правда, на съемочную площадку его пришлось выносить на руках, а после завершения работы таким же способом возвращать обратно в гостиницу.

jpg

Этот фильм пользовался большой зрительской любовью, но для некоторых актеров это имело фатальные последствия. Алексей Катышев признавался: «Картина имела бешеный успех. После выхода ее на экраны я стал не просто узнаваем, а бешено популярен. Слава – вещь коварная. Сыграла она и со мной злую шутку. Подумалось: все, поймал судьбу за хвост. Появились новые друзья. Закрутились вокруг девочки. И в 19 лет я уже, что называется, окольцевался». Его ранний брак и связанные с ним сложности препятствовали развитию его актерской карьеры, а вскоре она и вовсе сошла на нет.

Источник

«Я не узнаю вас в гриме»: 5 лучших ролей Михаила Пуговкина

yzen054310 yanews054312 gnews054313

Почётное звание Народного артиста СССР Пуговкин получил в 1988 году, а вот стал он им гораздо раньше – зрители Пуговкина просто обожали. Роли он всегда играл небольшие, но его персонажи врезались в память иногда глубже, чем главные герои того или иного фильма.

Начинал свою карьеру Михаил Иванович, как и многие его коллеги в то время – играя в драмкружке при заводе, на котором работал. Разумеется, такой талант и харизму сразу заметили. Пуговкина пригласили попробовать свои силы на сцене профессионального театра, а потом в его жизни случилось и кино.

EG.RU вспоминает самые яркие образы, которые артист создал на киноэкране.

Степаша Барский в фильме «Дело Артамоновых», режиссёр Григорий Рошаль, 1941 год

Эта роль в экранизации одноимённого произведения Максима Горького стала для Михаила Ивановича дебютной. Пуговкину тогда было 18 лет. Работа над этой картиной была закончена в 1941 году, однако премьера фильма состоялась лишь в 1947 году. Началась война, и юный Пуговкин ушёл на фронт. В 1942 году он был тяжело ранен в ногу, но благодаря таланту полевого хирурга удалось избежать ампутации. Михаил Иванович рассказал врачу, что он актёр и что без ноги ему ну никак нельзя. Опытный медик сделал всё, что смог, однако ранение напоминало о себе всю жизнь.

Читайте также:  сережа парамонов биография фото

Яшка-артиллерист в фильме «Свадьба в Малиновке», режиссёр Андрей Тутышкин, 1967 год

Вообще режиссёр Тутышкин в Роли Яшки видел только Пуговкина – других кандидатур просто не было. Не было и проб. Кандитатура Михаила Ивановича была утверждена без раздумий. Но сразу снимать сцены с участием артиста постановщик не смог, так как у артиста не было подходящей хореографической подготовки, а мы же все помним, что главный эпизод с участием Пуговкина – это танец «втустепь». К съёмкам совсем непродолжительного момента Пуговкин готовился несколько месяцев. С ним каждый день занимался профессиональный хореограф прямо на съёмочной площадке.

Но овчинка, конечно, стоила выделки: сцена стала одной из самых ярких во всём фильме. Кстати, этот советский мюзикл снимали в украинском селе Хорошки. Киношники активно задействовали местных жителей в процессе, а Михаил Пуговкин стал для всех них «своим». Люди приходили просто поболтать с артистом, попросить у него совета и послушать смешные истории, которые Михаил Иванович очень классно рассказывал.

Царь Еремей в фильме «Варвара-краса – длинная коса», режиссёр Александр Роу, 1969 год

До этого фильма Михаил Пуговкин уже снимался у великого советского сказочника Роу в картине «Огонь, вода и…медные трубы» и тоже в роли царя, однако Еремей из «Варвары-красы» стал персонажем культовым. Михаил Иванович работал на площадке не только как актёр, но и как учитель верховой езды. На съёмках «Кубанских казаков» Пырьева он здорово натренировался скакать в седле и для него в этом деле не осталось никаких секретов, тогда как его более молодые коллеги после просьбы режиссёра сесть на лошадь тушевались. Опытный Пуговкин не оставил своих товарищей в беде – он рассказал им обо всех премудростях верховой езды и съёмки продолжились.
Александр Роу очень любил Пуговкина и часто расстраивался из-за того, что их творческие пути пересеклись поздно. Сам же Михаил Иванович относился к работам в картинах режиссёра очень серьёзно. Он считал, что роли в фильмах-сказках для детей это двойная ответственность.

Отец Фёдор в фильме «12 стульев», режиссёр Леонид Гайдай, 1971 год

Гайдай просто обожал работать с Михаилом Ивановичем Пуговкиным. Однажды во время личной беседы с артистом режиссёр признался, что очень ценит в Пуговкине то, что он всегда приходит на площадку подготовленным. Действительно, за всю свою продолжительную карьеру Михаил Иванович никогда никого не подвёл. Он очень трепетно и уважительно относился к своим коллегам и не допускал того, чтобы из-за него останавливался съёмочный процесс.
Сам Пуговкин был человеком верующим, поэтому когда Гайдай предложил ему надеть рясу и сыграть хитрого, жадного и изворотливого священника-стяжателя, артист призадумался. Он посоветовался со своей матерью и, в конце концов, согласился. Режиссёр ждал ответа целых три недели. Часть картины снимали на Кавказе, где Пуговкину пришлось лезть на крутую скалу. Всё было очень натурально – Михаил Иванович даже руки ободрал до крови, но комиссии эта сцена почему-то не понравилась, поэтому было принято решение построить эту самую скалу в одном из павильонов «Мосфильма» из фанеры и переснять эпизод.

Карп Якин в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр Леонид Гайдай, 1973 год

Вообще Пуговкин снялся в шести гайдаевских фильмах, но роль кинорежиссёра Якина в экранизации пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» стала самой любимой зрителями. Перед стартом съёмок было заседание худсовета и знаменитые постановщики, входившие в состав комиссии, выступили категорически против кандидатуры Михаила Пуговкина на эту роль. Мотивировали они своё решение тем, что артист, который всё время играет каких-то дураков, не может играть кинорежиссёра. Главным аргументом было то, что у Михаила Пуговкина «неинтеллигентное лицо». Гайдай задавил всех своим авторитетом, сказал, что актёр «всегда носит с собой интеллект в специальной сумочке» и добился того, чтобы Пуговкина не заменили.

Источник

В 1969 году Александр Роу пригласил меня сняться в роли царя в сказке «Огонь, вода и медные трубы». После съемок Александр Артурович сказал мне:

— Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей.

Затем он пригласил меня на роль царя Еремея в сказку «Варвара-краса», где впервые играла актриса Татьяна Клюева-Гагина. Очень хорошенькая, глаза огромные. На нее были постоянно атаки с мужской стороны. Александр Роу очень трогательно ее оберегал.

Сына моего сыграл впервые Сергей Николаев, а второго «сына» играл Алексей Катушев. Бабу Ягу играл знаменитый Георгий Францевич Милляр.

Этот фильм нас всех так соединил, что до сих пор мы дружим и чтим светлую память нашего дорого сказочника Александра Роу.

— Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино.

Пырьев вообще был особый человек. Сначала он устраивал артистам нормальное жилье в экспедиции, и не только артистам, а всей съемочной группе. И только потом начинал снимать. И когда Пырьев начинал работать, никто уже не смел ему сказать, мол, я устал, не могу работать. Все работали с огромной отдачей, потому что быт и работа неразделимы. На костях много не наиграешь. В жизни все пригодилось. Причем в кадре «Кубанских казаков» я появляюсь всего один раз, но в седле держаться я научился на всю жизнь.

Роу был большим чаевником. Во время съемок всегда сооружали столик. Роу снимет несколько дублей и кричит:

— Луиза Ивановна! Михаил Иванович хорошо сыграл. Ему кружку чая.

Луиза Ивановна была его ассистентом по реквизиту. И персонально, как премию, выдавала чай от Роу.

Как-то пили чай, и Александр Артурович сказал в шутку:

— Михаил Иванович, знаете, что я вам скажу, разбойники у вас получаются лучше, чем цари.

— Это потому, что с разбойниками я встречался, а с царями пока не пришлось.

Роу очень жизнь любил. Во всех ее проявлениях.

Источник

За кадром киносказки «Огонь, вода и медные трубы»: Почему Михаила Пуговкина выносили на съемки на руках

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Fire water and copper pipes 1

Fire water and copper pipes 2

«Огонь, вода и медные трубы» – 12-я по счету киносказка режиссера Александра Роу. В отличие от предыдущих фильмов, она стала не переложением народной сказки, а полностью оригинальным сюжетом. Сценарий к фильму Михаил Вольпин и Николай Эрдман создали по мотивам нескольких русских народных сказок, добавив приметы современной им жизни, что обеспечило комический эффект. Киносказка традиционно вышла в прокат накануне Нового года, в конце декабря 1968 г., и пользовалась у зрителей большим успехом – тогда ее посмотрели больше 25 млн человек.

Читайте также:  история галлов вмз тевено э

Fire water and copper pipes 3

Режиссер Александр Роу нередко приглашал на главные роли в свои фильмы дебютантов, которые никогда до этого в кино не снимались. На этот раз он рисковал еще больше, ведь Алексей Катышев не был выпускником театрального института, да и вообще не собирался становиться актером. Юноша работал ассистентом звукорежиссера на Ялтинской киностудии, где однажды случайно попался на глаза Александру Роу.

Fire water and copper pipes 4

Годы спустя Алексей Катышев вспоминал: « Когда настало время выбора профессии, пошел на курсы звукорежиссеров при Ялтинской киностудии. Здесь-то меня и заприметил Батюшка Роу – так его все называли. «Мальчик, – сказал он мне, – ты даже не подозреваешь, какие чудные у тебя глаза. Такие данные грех не использовать». И предложил мне главную роль в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Практически без кинопроб. Так я и попал в кино в качестве актера, а было мне тогда неполных 18 лет ».

Fire water and copper pipes 5

Fire water and copper pipes 6

На членов худсовета дебютант без профессионального актерского образования не произвел никакого впечатления, и его кандидатура вызвала множество споров. Но режиссер стоял на своем: либо он снимает Катышева, либо съемки вообще не состоятся. Роу был твердо уверен в том, что именно таким и должен быть главный герой киносказки – его природное обаяние, чистота и непосредственность, по мнению режиссера, с лихвой компенсировали недостаток актерского мастерства. А после того, как Алексею перекрасили волосы в пшеничный цвет и завили кудри, больше никто не сомневался в том, что он – идеальный претендент на эту роль.

Fire water and copper pipes 7

Роль Аленушки в фильме досталась 19-летней Наталье Седых – еще одной любимице Александра Роу, которая за 3 года до этого уже обрела всесоюзную популярность после выхода на экраны сказки «Морозко». Режиссер часто приглашал в новые фильмы тех актеров, с которыми у него уже был опыт удачного сотрудничества, и Наталья не стала исключением. Правда, среди претенденток на роль Аленушки была и другая актриса, красавица Татьяна Клюева. Эта роль ей не досталась, о чем она позже вспоминала: « Я была настолько маленькая и худенькая, что Александр Артурович даже не обнадеживал, сразу объявил: «Утверждаю Наташу Седых. Но обещаю: в следующей картине буду снимать тебя ». Режиссер сдержал свое слово – главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса» сыграла Татьяна Клюева, которая тоже стала звездой, открытой Роу.

Fire water and copper pipes 8

Fire water and copper pipes 9

Благодаря Александру Роу Наталья Седых заслужила славу одной из самых «сказочных» советских актрис. При этом изначально девушка не мечтала о кинокарьере – она занималась фигурным катанием и балетом. Через 2 года после съемок в киносказках Роу Наталья Седых окончила хореографическое училище и стала артисткой балета труппы Большого театра – вначале выступала в кордебалете, а затем стала солисткой и примой.

Fire water and copper pipes 10

Однако основную часть актерского ансамбля составили те артисты, которые снимались у Роу постоянно и за годы сотрудничества стали не только коллегами, но и единомышленниками и даже друзьями: Тамара Носова, Вера Алтайская, Лев Потемкин, Александр Хвыля, Анатолий Кубацкий, Аркадий Цинман, Георгий Милляр.

Fire water and copper pipes 11

Георгий Милляр был одним из самых любимых актеров режиссера и в этом фильме, как и в других киносказках Роу, сыграл сразу несколько ролей – Кащея Бессмертного, Бабу Ягу, гостя на свадьбе и глухого пожарного. А вот актриса Анастасия Зуева сыграла одну и ту же роль в нескольких фильмах Роу – старушку-сказительницу. Именно в этом образе она и запомнилась большинству зрителей.

Fire water and copper pipes 12

Михаил Пуговкин снимался у Роу впервые. В этой сказке ему досталась роль Царя, которую он исполнил блистательно. По словам актера, после окончания работы над фильмом режиссер ему сказал: « Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей! » А сам Александр Роу признавался: « Без юмора нет сказки, он ее пружина. Вот почему в свою новую работу я пригласил на роль царя в царство Лести Пуговкина. Это его дебют в жанре киносказки. Персонаж Михаила Пуговкина не похож ни на один из ранее созданных им образов ». После этого режиссер пригласил актера и в свой следующий фильм – «Варвара-краса, длинная коса», где Пуговкин сыграл царя Еремея.

Fire water and copper pipes 13

Правда, на съемках Пуговкину было совсем не до смеха. В одном из эпизодов ему предстояло сниматься верхом на лошади, но 44-летнего актера скрутил сильнейший приступ радикулита. При этом Пуговкин от съемок не отказался и, превозмогая боль, отыграл все запланированные с его героем сцены. Правда, на съемочную площадку его пришлось выносить на руках, а после завершения работы таким же способом возвращать обратно в гостиницу.

Fire water and copper pipes 14

Этот фильм пользовался большой зрительской любовью, но для некоторых актеров это имело фатальные последствия. Алексей Катышев признавался: « Картина имела бешеный успех. После выхода ее на экраны я стал не просто узнаваем, а бешено популярен. Слава – вещь коварная. Сыграла она и со мной злую шутку. Подумалось: все, поймал судьбу за хвост. Появились новые друзья. Закрутились вокруг девочки. И в 19 лет я уже, что называется, окольцевался ». Его ранний брак и связанные с ним сложности препятствовали развитию его актерской карьеры, а вскоре она и вовсе сошла на нет.

Fire water and copper pipes 15

Fire water and copper pipes 16

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Михаил Пуговкин

3520

tv online

фотографии >>

pv 797582

pv 142495

pv 730

pv 170008

биография

Пуговкин Михаил Иванович

Родился 13 июля 1923 года в селе Рамешки, Чухломский уезд, Костромская губерния.

Заслуженный артист РСФСР (26.11.1965).
Народный артист РСФСР (7.01.1977).
Народный артист СССР (20.09.1988).

Семья жила бедно, и будущий артист с ранних лет познал все тяготы крестьянского труда. Актёрский талант проявился на деревенских свадьбах, где он лихо отплясывал цыганочку, барыню и полечку.
В 1938 году семья Пуговкиных переехала в Москву. Михаил устроился на работу на тормозной завод электромонтером, а после смены занимался в Клубе имени Каляева в драматическом кружке. Художественным руководителем клуба был народный артистом РСФСР А.П. Шагов, который распознал в нём природный артистический дар, и поручил главную роль в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтёмся». В этой роли Михаила увидел заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.Н. Каверин, возглавлявший тогда Московский драматический театр, и пригласил его в «настоящий» театр. Сначала поручались эпизодические роли, но юноша не затерялся среди мастеров, он много и упорно работал.
В 1941 году Михаил Пуговкин получил приглашение на первую роль в кино. Известный режиссёр Г.Л. Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «Дело Артамоновых». На пробах Рошаль спросил, сможет ли он петь, плясать, играть, и на всё был ответ: могу. «Вот молодость! Что ж, будем его снимать», — сказал Рошаль.
Съёмки фильма «Дело Артамоновых» шли в июне 1941 года. Картину не успели озвучить, началась война. Михаил, ушёл вслед за отцом и братьями на фронт. Попал в стрелковый полк разведчиком, в августе 1942 года под Ворошиловградом получил ранение в ногу. В госпитале началась гангрена, Михаила готовили к ампутации. Он попросил главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!». Хирург пошёл навстречу.
После длительного лечения вернулся в Москву и пришёл в единственный действовавший в то время театр драмы, где главным режиссёром был заслуженный артист РСФСР Н.М. Горчаков (ныне Театр имени Вл. Маяковского). Заведующим музыкальной частью был Константин Симонов, ведущими артистами — Валентина Серова и Ростислав Плятт. В театре репетировали пьесу «Москвичка», Михаил получил в ней роль. Успех у публики был огромный.

Читайте также:  как удалить истории друзей

В 1943 году поступил в только что открывшуюся Школу-студию В.И. Немировича-Данченко во главе с режиссёром МХАТа В.Г. Сахновским, на курс И.М. Москвина. Пуговкин был потрясен на вступительных экзаменах, когда вызвал неудержимое веселье вполне серьезным чтением пушкинской «Ночи»: «Мой голос для тебя и ласковый и томный. »
Сокурсниками Михаила Пуговкина были Владлен Давыдов, Алексей Покровский, Игорь Дмитриев, Андрей Гончаров, Владимир Трошин, Ирина Скобцева.

Во время учёбы продолжал сниматься в кино. В 1943 году — небольшая роль солдата Феди в фильме Владимира Петрова «Фельдмаршал Кутузов», затем в фильме Исидора Анненского «Свадьба» по А.П. Чехову. Сцена была с танцем, снимали много дублей. Раненая нога болела и кровоточила, но Михаил старался двигаться легко и плавно.
В 1944 году пришлось прервать учёбу из-за призыва на действительную службу в танковое училище в Ветлуге. Начал работать, делать концерты, выступать, защищая честь родного училища.
После окончания войны и демобилизации продолжил занятия в студии МХАТа.
В 1947 году женился на сокурснице — актрисе Надежде Надеждиной. В 1948 году родилась дочь Елена. В 1959 году супруги развелись.
В 1961 году женился на певице Александре Лукьянченко, которая была старше его на 11 лет. Прожил с ней счастливо 32 года (вплоть до её кончины 1 апреля 1991 года).

После окончания Школы-студии МХАТа Михаил Пуговкин едет работать на Север. В Мурманском театре Северного флота (1947-1948) сыграл Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия». Затем год работы в Вильнюсском русском драматическом театре, а затем снова Москва, театр Ленинского комсомола и съёмки в кино.
После фильма «Адмирал Ушаков» к артисту пришло признание. Его незаурядная внешность говорила сама за себя, поэтому играл комические роли, и в каждой из них он был неповторим. Много позже режиссёры рассмотрят в нём новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра.
Режиссёр Михаил Ромм в молодом актёре увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актёров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет ещё интереснее снимать». Его слова оказались пророческими. К 50 годам М.И. Пуговкин снялся в 57 фильмах.
С Леонидом Гайдаем Михаил Пуговкин встретился уже в пору творческой зрелости. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы.

Он много ездил по стране, встречался со зрителями и снимался в кино. Значительной работой в 1967 году оказалась роль Яшки-артиллериста в фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Потом он сыграл у того же режиссёра главную роль в картине «Шельменко-денщик».

После 1982 года Пуговкин снялся в более чем 20 фильмах.
В 1991 году после смерти супруги Михаил Иванович приехал в Ялту для работы над фильмом и остался там. В Ялте он познакомился с сестрой своего друга, актёра Юрия Медведева — Ириной Константиновной.
В августе 1995 года в гостинице «Ялта» кинорежиссёр и кинооператор Игорь Красовский снял документальный фильм, посвящённый Михаилу Пуговкину.
В 1999 году Михаил Иванович вернулся Москву. Столичные власти благодаря хлопотам А.Г. Абдулова подарили ему двухкомнатную квартиру в Глинищевском переулке. Чуть позже переселились в новостройку в Сокольниках.

В 1997 году в честь него названа одна из малых планет.
В городе Харькове на железнодорожном Южном Вокзале поставлен памятник Михаилу Пуговкину в роли отца Фёдора из «12 стульев».

Последней ролью в кино Михаила Пуговкина стала роль дедушки одного из студентов в фильме «Бриллианты для Джульетты».

О жизни и творчестве выдающегося актёра создан документальный фильм «Михаил Пуговкин. Житие мое» (2008).

Михаил Иванович ушёл из жизни днём 25 июля 2008 года от инсульта в своём доме на улице Короленко в Москве.
Похоронен выдающийся актёр 29 июля на Ваганьковском кладбище Москвы, участок № 25.
1 мая 2009 года на Ваганьковском кладбище актёру установлен памятник.

Московский театр драмы:
1943 — «Москвичка» В. Гусева. Режиссёр: М. Горчаков — Пётр Огоньков
1943 — «Фронт» А.Е. Корнейчука. Режиссёр: М. Горчаков — Солдат Башлыков.

Драматический театр Северного Флота:
1947 — «Молодая гвардия» А.А. Фадеева. Режиссёр: Осипов-Трояновский — Олег Кошевой
1947 — «Дни и ночи» К.М. Симонова. Режиссёр: И. Олышвангер — Старшина Коньков
1948 — «Русский вопрос» К.М. Симонова. Режиссёр: Осипов-Трояновский — Главный редактор
1948 — «Подвиг разведчика». Режиссёр: Дудников — Вилли Помер

Вильнюсский русский драматический театр:
1948 — «Последние» М. Горького. Режиссёр: Ю. Щербаков — околоточный Якорев
1948 — «Московский характер» А.В. Софронова. Режиссёр: С. Владычинский — студент Виктор

Театр имени Ленинского комсомола:
«Так и будет» К. Симонова; режиссёр И. Берсенев — лейтенант
1949 — «Семья» И. Попова; постановка С. Гианцинтовой — рабочий
1949 — «Особняк в переулочке» Братьев Тур; постановка И. Берсенева — капитан
1949 — «Лена»; режиссёр С. Штейн — председатель колхоза
1951 — «Первая симфония» А. К. Гладкова; постановка С. Гианцинтовой и А. Рубба — Ершов, композитор
1951 — «Восходит солнце» С. Вургуна; режиссёры И. Берсенев, С. Бирман — Ваня Фиолетов
1952 — «Сыновья Москвы» Н. Рожкова; режиссёры С. Гианцинтова и С. Штейн — старший сын Шорохова
1954 — «Доброе имя» К. Симонова; режиссёры С. Гианцинтова, В. Соловьёв — Брыкин, зам. главного редактора
1955 — «Парень из нашего города» К. Симонова; постановка С. Гианцинтовой, А. Пелевина— Севастьянов, капитан
1957 — «Первая конная» Вс. Вишневского; режиссёр Б. Норт — боец-будёновец
1957 — «Фабричная девчонка» А. Володина; режиссёр В. Эуфер — стиляга

Вологодский драматический театр:
1958 — «Слуга двух господ» Карло Гольдони Режиссёр: А.В. Шубин — Слуга.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 января 2002).
Орден Почёта (1 сентября 2003).
Орден «За заслуги» ІІІ степени (2007, Украина).
Орден «Знак Почёта» (1983).
Орден Отечественной войны II степени.
Медаль Жукова (2004).
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «300 лет Российскому флоту».
Медаль «В память 850-летия Москвы».
Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «За освоение целинных земель»

Премия III-го Всесоюзного кинофестиваля «За лучший комедийный ансамбль» в фильме «Свадьба в Малиновке» (вместе с актерами З.Фёдоровой, В.Самойловым и М.Водяным) (Ленинград, 1968).
ОКФ «Киношок» в Анапе (Приз «За мужество и достоинство в профессии» им. П. Луспекаева, 1998).
КФ «Созвездие» Гильдии актеров кино России (Приз «За выдающийся вклад в профессию», 2002).
Премия «Золотой венец границы» (2003).
Почётный гражданин Автономной Республики Крым (1998).
Почётный гражданин Ялты.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector