От дружбы до ненависти: Алла Пугачева и ее конфликт с Александром Зацепиным
Ссора между Аллой Пугачевой и композитором Александром Зацепиным произошла еще в конце 1970-х годов. Но и Примадонну, и Зацепина, которому сейчас 93 года, спрашивают о ней до сих пор. Вспоминаем подробности одного из самых ярких инцидентов в советском шоу-бизнесе.
Знакомство
Судьба Зацепина уникальна. Он родился в Новосибирске, поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Однако позже его отчислили за регулярные прогулы и призвали в армию. Именно во время армейской службы он научился играть на нескольких музыкальных инструментах.
Александр Зацепин вернулся со службы с твердым намерением посвятить себя музыкальной карьере. В начале 1950-х годов он поступил в Алма-Атинскую консерваторию, в это же время сотрудничал с киностудией «Казахфильм». В конце 1950-х Зацепин переехал в Москву, где познакомился с режиссером Леонидом Гайдаем. Дружба переросла в крепкое рабочее сотрудничество. Композитор писал музыку практически ко всем фильмам Гайдая, включая «Кавказскую пленницу», «Бриллиантовую руку» и «Иван Васильевич меняет профессию».
В начале 1970-х Александр Зацепин познакомился с Аллой Пугачевой. Тогда композитор стал записывать аранжировки для песен молодой певицы в своей студии, которую он сделал в обычной квартире в Москве. По легенде композитору пришлось обменять две квартиры на одну, чтобы купить все необходимое для студии.
Конфликт
В 1977 году Алла Пугачева и Александр Зацепин вместе работали над художественным фильмом «Женщина, которая поет» (рабочее название «Третья любовь»). Пугачева исполняла в этом музыкальном фильме главную роль. Картина рассказывала о жизни эстрадной певицы и была во многом автобиографической. Зацепин писал к фильму музыку.
В то время мужем Аллы Пугачевой был режиссер Александр Стефанович. Он уговаривал певицу не только исполнять песни, но и сочинять свои собственные. По его словам, это означало больший заработок — автору полагались еще отчисления за каждое исполнение.
Пугачева написала несколько песен. Вместе со Стефановичем они захотели включить их в картину «Женщина, которая поет». Однако решено было скрыть авторство Пугачевой от Зацепина. Стефанович резонно предполагал, что того обидит появление нового композитора в фильме. Так на свет появился вымышленный человек Борис Горбонос — альтер эго Аллы Пугачевой.
Зацепин потребовал представить ему неизвестного Бориса Горбоноса. В ответ муж Пугачевой, Александр Стефанович, которого вызвали для объяснений в дирекцию «Мосфильма», сказал, что Горбонос — молодой и смертельно больной композитор из Люберец. В подтверждение своей версии Стефанович устроил целую фотосессию с переодеванием Пугачевой. Ее «гримировали» под несуществующего Горбоноса.
Позже обман вскрылся. Однако картина уже вышла в прокат и изъять из нее песни Аллы было нельзя. Александр Зацепин оскорбился. Он прекратил сотрудничество с Примадонной раз и навсегда.
Примирение
Зацепин и сегодня говорит о том инциденте очень сдержанно: «После выхода на экраны фильма «Женщина, которая поет» у нас случился конфликт».
Сама Алла множество раз извинялась перед Зацепиным. «Он был до того обижен, что отказался писать фоновую музыку к фильму «Женщина, которая поет». Пришлось мне корячиться, — поведала Первому каналу Пугачева. — Александр Сергеевич, извини еще раз. Ну извини. Так, конечно же, нельзя с людьми поступать. Видите, грешки-то за мной водятся по жизни. И я всегда буду просить у Зацепина прощения», — говорила Алла.
Несколько лет назад Пугачева еще раз попросила прощения на 90-летнем юбилее Зацепина. Композитор ответил, что давно простил Аллу за тот инцидент. «Все это уже давно забыто. Сегодня все в прошлом», — сказал юбиляр. И чуть позже с грустью добавил, что больше не пишет песен. «Для кого? Нет ни хороших поэтов, ни исполнителей. Таких, как Пугачева, их же больше нет, не рождаются», — сказал он.
«Ходил, как оплеванный»: от известного композитора отвернулись после подставы Пугачевой
Продолжение: «Ни разу Аллой не назвал»: Пугачева расплакалась на съемках
Зацепин и Пугачева впервые встретились в 70-х. Композитор и певица плодотворно сотрудничали.
ПО ТЕМЕ
Зэки атакуют Максима Галкина письмами
Пугачева призналась в измене молодому мужу
Алла Борисовна Пугачева певица
Алла Борисовна много времени проводила в просторных московских апартаментах Александра Сергеевича. Там музыкант оборудовал звукозаписывающую студию. Вместе с Примадонной у композитора часто гостил ее на тот момент муж Александр Стефанович.
По словам Стефановича, именно в квартире Зацепина журналисты делали сюжет о Пугачевой. В день съемок певица сообщила репортерам, что жилье принадлежат ей. «Что это ее белый рояль, ее спальня и увидела, что стоит Светлана, жена Зацепина и хозяйка квартиры, и выдает: «А это моя домработница», – вспомнил Александр Стефанович.
Певица и композитор дружили недолго. Отношения расстроились в процессе работы над фильмом «Женщина, которая поет». Алла Пугачева обманула Александра Зацепина. Артистка уговорила композитора включить в картину несколько песен, авторства некого Горбоноса – человека со сложной судьбой, инвалида. Между тем потом выяснилось, что никакого Горбоноса не существует: Пугачева предложила свои песни. Позже Примадонна даже добилась, чтобы ее указали в титрах.
Все подробности скандала Пугачевой с Зацепиным
Появление Аллы Пугачевой на записи нового выпуска шоу «Достояние Республики», посвященного Александру Зацепину, стало неожиданностью для многих.
Ведь еще недавно поговаривали, что Алла Пугачева стала персоной нон-грата для Первого канала из-за недавнего эмоционального выступления в защиту олигарха-политика Михаила Прохорова и жестких слов, брошенных в адрес главного кремлевского идеолога: «Сурков сошел с ума!»
Однако Пугачева еще раз подтвердила статус певицы, во времена которой мелькают генсеки и олигархи, а Примадонна остается.
Подойдя к трибуне, Алла Борисовна неожиданно для себя столкнулась лоб в лоб с давним недругом – певицей Татьяной Анциферовой. Примадонна когда-то сломала ей карьеру из-за того, что Зацепин новые песни для фильма «31 июня», в котором должна была петь Пугачева, предпочел отдать Анциферовой.
Позднее Анциферова говорила в интервью: «Когда меня спрашивают: “Приложила ли свою волосатую руку Алла Пугачева к тому, чтобы вы исчезли?” – я отвечаю: “Да, приложила“».
Пугачева сумела вежливо поклониться в ее сторону так, чтобы это читалось, как поклон к вставшим при появлении Примадонны зрителям в студии.
И если конфликт с Анциферовой в программе удалось обойти, то тот давний конфликт с Зацепиным обойти не удалось. Когда Пугачевой напомнили о громком разрыве отношений после съемок фильма «Женщина, которая поет», поначалу великая певица решила отмахнуться: «Что вы вспоминаете об этом? Мы с Зацепиным вечером поссорились, утром помирились. У нас сейчас отличные отношения!»
Однако чуть позже, даже без наводящих вопросов, Алла Пугачева все же решила объясниться и даже публично повиниться.
Она объяснила, что тот конфликт возник, когда Александр Сергеевич отдал в ее распоряжение свою студию звукозаписи, а она решила записать на ней собственные песни и вставить их в фильм. Зацепину же она объяснила, что это песни некоего молодого автора Бориса Горбоноса. На все просьбы Зацепина, обиженного за включение в фильм каких-то «чужих» песен, она отвечала отговорками, что парень живет далеко, и приехать не может.
«Если бы я призналась, что это мои песни – то их в фильме не появилось бы. И я в тот момент решила не говорить об этом Зацепину. Была Алла Борисовна, стал – Борис Аллыч».
Зацепин в этот момент как-то скорбно вжался в свое кресло. Та история явственно неприятна ему до сих пор.
«Это стало для меня уроком на всю жизнь! – почувствов смену настроения маэстро, тут же продолжила Пугачева. – Надо было сразу честно во всем признаться. А я не смогла. Я виновата перед Зацепиным. И Александр Сергеевич заслуженно обиделся на меня. Но что теперь об этом говорить? Мы уже давно дружим!»
В подтверждение дружбы Алла Борисовна привела на запись программы Кристину Орбакайте, великолепно исполнившую (увы, под «плюсовую фонограмму») песню «До свиданья, лето», которую когда-то гениально исполняла сама. Психологичная трактовка Кристины так понравилась вдове Леонида Дербенева Вере Ивановне, что та немедленно попросила Орбакайте спеть на скором вечере памяти поэта именно эту песню. Кристина с видимым удовольствием согласилась.
Любопытно, что при обсуждении многогранного творчества Зацепина неожиданно всплыл еще один застарелый конфликт.
Наталья Варлей, исполнительница роли Нины в комедии Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» припомнила Зацепину, как с его подачи уже утвержденное режиссером ее исполнение песни «Где-то на белом свете» заменили голосом Аиды Ведищевой. «Перепробовали много певиц, даже Нину Бродскую, но потом Гайдай попросил спеть меня. И ему понравилось! Пусть я не могла так петь, как профессиональные певицы, но Гайдай считал, что мое исполнение было в образе Нины. Однако потом Зацепин привел Ведищеву, и ее голос остался в песне. А я всю жизнь пою эту песню, ни один мой концерт не обходится без того, чтобы зрители не попросили ее спеть», – обиженно заявила Варлей.
Стоит напомнить, что в результате интриг имени Аиды Ведищевой в титрах «Кавказской пленницы» так и не появилось, а Варлей и вовсе лишили голоса – ее роль озвучивала Надежда Румянцева.
Видимо, этого Наталья Варлей не может простить до сих пор.
Ссора Пугачевой и Зацепина сломала карьеру Анциферовой
Композитор Владимир Белоусов был единственным мужчиной в жизни Татьяны Анциферовой. Фото: личный архив
Саксофонист Марик Беспалько как-то дал Александру Сергеевичу послушать кассету с моими записями. И с осени 1977 года нам с мужем стали поступать от Марика предложения приехать в Москву.
Володя предлагал отправиться к Марику встречать новый, 1978 год.
Зацепин обратил внимание на Аллу Борисовну в октябре 1974 года на конкурсе артистов эстрады и сразу предложил сотрудничество. Фото: © РИА Новости
Дал мне песню «Найди себе друга», которую Алла Пугачева пела в фильме «Фантазии Веснухина». И я практически с ходу ее записала. Зацепин остался доволен. И раскрыл карты:
— Весной планируется начать съемки музыкального фильма. Мне нужно записать для него несколько песен.
Как я поняла, он пробовал записывать «Солнца луч» не только со мной. Но никак не мог выбрать, кого из певиц взять. Ему пришлось собрать чуть ли не целый консилиум в лице Олега Лундстрема, Юрия Саульского и других авторитетных музыкантов. И по словам Александра Сергеевича, все мэтры отдали предпочтение моему исполнению.
«Делай, как считаешь нужным»
Между тем при пении мне нужно было отталкиваться от какого-то образа. И я решила, что буду представлять американскую актрису Одри Хепберн, которую незадолго до этого видела в фильме «Моя прекрасная леди».
Первой мы записывали песню «Ищу тебя» («Всегда быть рядом не могут люди»), стихи для которой тоже написал Дербенев. Тогда я впервые его увидела. Во время записи Леонид Петрович сидел в аппаратной вместе с Зацепиным, Квинихидзе и музыкальным руководителем фильма Давидом Запольским. Послушав инструментальную фонограмму, я заметила в ней ошибку. Приглашенный из группы «Аракс» барабанщик Толя Абрамов просчитался и после одного из куплетов сыграл лишних два такта. Сейчас бы их легко вырезали на компьютере. Но в то время такой техники не существовало. И эти лишние такты остались. Многие музыканты думали, что так и было задумано Зацепиным.
— Никого не слушай! Делай, как считаешь нужным!
И результат устроил даже Запольского:
Леонид Дербенев с супругой Верой. Фото из архива Веры Ивановны Дербеневой
Запись закончилась пол-второго ночи. Мне нужно было ехать в Новогиреево, где мы с Володей остановились. Дербенев предложил отвезти меня на своей машине. По его просьбе Зацепин сбросил «Ищу тебя» на кассету, и всю дорогу мы слушали ее на магнитоле. А пока пленка перематывалась, Леонид Петрович улыбался:
— Ах, какой ты молодец! Как хорошо, что ты настояла на своем! Я бы ни за что не додумался, что эту песню надо петь именно так.
— Леонид Петрович, как же теперь быть с «Солнца луч»?
Запись этого первоначального варианта каким-то чудом сохранилась у меня на бобине. И когда готовили к выпуску восстановленный саундтрек «31 июня», я предоставила агенту Зацепина Малику Аминову пленку, и «Солнца луч» добавили туда в качестве бонуса. Даже сам композитор был удивлен. Он считал, что этот вариант безвозвратно утерян.
«Мы просто хорошо общались»
— В недавней передаче Максима Галкина, посвященной юбилею Зацепина, исполнение песен из «31 июня» приписывали себе все кому не лень. Даже балерина Наталья Трубникова, сыгравшая в фильме главную роль и открывавшая рот под мою фонограмму. В конце концов Галкин еле-еле выдавил мою фамилию. А его жена и вовсе заявила, что спела эти песни лучше всех, но из-за ссоры с ней Зацепин якобы сжег пленки с ее записью.
Наталья Трубникова в роли принцессы Мелисенты. Кадр из фильма
На самом деле я сильно сомневаюсь, что Пугачева вообще могла их записывать. Насколько мне известно, Зацепин поссорился с Аллой Борисовной во время работы над фильмом «Женщина, которая поет» и с лета 1977 года перестал с ней общаться. А фонограммы к этим песням появились только в начале 1978 года. «Звездный мост» и «Мир без любимого» я и вовсе записывала без инструментального сопровождения, под метроном.
Эти две песни дались мне с большим трудом. Особенно «Мир без любимого» на стихи Юрия Энтина. Квинихидзе и Запольский сказали:
— Надо спеть эту песню так, будто ты лежишь в поле, в траве, подложив руки под голову, смотришь в небо, как плывут облака, и думаешь о неразделенной любви.
В студии постелили ковер. Включили метроном. Чтобы я не сбилась с тональности, мой муж в аппаратной ставил мне на электрооргане соответствующие аккорды. И я пела лежа в подвешенный надо мной микрофон. Закрывала глаза и представляла, что надо мной небо, а не лепной потолок.
После того как все песни к «31 июня» были записаны, со мной начали происходить странные вещи. В апреле 1978 года Зацепина, Дербенева, Яака Йоалу и меня пригласили на телевидение, чтобы рассказать о будущем фильме и продемонстрировать несколько песен. Но в эфире почему-то пел только Йоала. А мое выступление вырезали. И долгое время меня не брали ни в «Песню года», ни в другие передачи. Музыкальный редактор Володя Давиденко рассказывал, что пытался меня куда-то привлекать, и у него ничего не получалось. Говорили, что я в «черном списке».
Первый раз меня показали по телевидению лишь в 1980 году вместе со Львом Лещенко, с которым я исполняла песню про олимпийского мишку. Тогда же выпустили пластинку с песнями из «31 июня». Где-то на гастролях ко мне подошли зрители и начали спрашивать:
— А почему «Ищу тебя» на пластинке поете не вы?
Оказалось, ее переписали в исполнении Ксении Георгиади. А в довершение всего в пластинку включили песню Пугачевой, которой вообще не было в фильме. Зацепин уверял меня, что не имел к этому отношения, а Георгиади просто дал фонограмму для выступления на каком-то конкурсе. Я никак не могла понять, кто же мог все это устроить.
Уже спустя много лет мне открыл глаза бывший сотрудник органов Владимир Попов. В конце 70-х он работал с генералом Филиппом Бобковым, возглавлявшим 5-е управление КГБ и курировавшим деятелей культуры. И, приходя к нему с донесениями, неоднократно видел, как у него в специальной комнате для переговоров околачивались Алла Борисовна и ее тогдашний муж Александр Стефанович.
В 2013 году у Бобкова брал интервью украинский журналист Дмитрий Гордон и спрашивал его:
— А Пугачева с вами сотрудничала?
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
АЛЛА ПУГАЧЕВА VS. АЛЕКСАНДР ЗАЦЕПИН: ИСТОРИЯ ССОРЫ
АЛЛА ПУГАЧЕВА VS. АЛЕКСАНДР ЗАЦЕПИН: ИСТОРИЯ ССОРЫ
10 марта исполняется 95 лет со дня рождения композитора Александра Зацепина.
Особая глава в творчестве его — тандем (вернее, трио, к певице и композитору примыкал поэт Леонид Дербенев) с Аллой Пугачевой.
Пугачева напоминает вампира в хорошем смысле слова. Она привыкла питаться доброкачественной кровью, сразу отходя от человека, который творчески истощен. Но на момент, когда Резник или там Паулс с Челобановым работали на ее имидж, они расценивались Аллой Борисовной главными мужчинами ее жизни.
Разрыв у Аллы со многими творческими попутчиками получался не очень. Вот и с Зацепиным она рассталась со скандалом.
Зацепин обратил внимание на Аллу Борисовну в октябре 1974 года, на конкурсе артистов эстрады и сразу предложил сотрудничество. Говоря позже о Пугачевой начального периода, Зацепин признавался: «Я таких просто не видел».
Решение работать с Аллой плотно Зацепин принял 4 июля 1975 года, во время эфира заключительного концерта фестиваля «Золотой Орфей». Смотрел он его вместе со своим постоянным соавтором Дербеневым и редактором «Мосфильма» Любовь Цициной. Все трое, не сговариваясь, начали обсуждать перспективы работы Аллы Борисовны в кино и пришли к выводу, что, наверное, она вытянет, ибо прекрасные вокальные данные ложились на талант драматической актрисы.
Пока Цицина искала на картину сценарий, Пугачева записала песни Зацепина для телефильма «Отважный Ширак». Одной из них была ставшая хитом «Волшебник-недоучка». Потом случилась комедия «Центровой из Поднебесья» с «До свидания, лето» и «Любовь одна виновата».
В картине «Фантазии Веснухина» Алла исполнила хиты «Куда уходит детство» и «Рисуйте, рисуйте».
Когда журнала «Огонек» задумал сделать интервью с певицей в домашней обстановке, Зацепин предоставил Пугачевой свои апартаменты. Жена Зацепина сыграла роль домработницы Пугачевой.
Как видим, композитор был готов подыгрывать певице, пока ее игрульки не коснулись его репутации и кармана.
Начались съемки фильма «Женщина, которая поет». Пугачева, не без фантазий тогдашнего мужа Стефановича, придумала, как пристроить в картину свои песни. Сделать это было сложно по двум причинам: Пугачева не состояла в Союзе Композиторов, то есть, автоматически считалась дилетантом. А потом официальным композитором «Женщины, которая поет» числился благоволящий Алле Зацепин.
Пугачева приписала создание песен композитору Борису Горбоносу. Сам Горбонос якобы нигде не мог появиться, поскольку с детства прикован к инвалидной коляске. Режиссер фильма Александр Орлов эту мульку проглотил, поскольку песни Пугачевой (Горбоноса) ему понравились.
Идя на сотрудничество с Пугачевой, Зацепин рисковал, ибо имел право записывать на студии только свои песни. Его как частника постоянно пасли насчет работы налево, подозревая в нетрудовых доходах. Тем не менее, Алле он навстречу пошел.
Каково же было его удивление, когда через пару месяцев открылось: саундтрек «Женщины, которая поет» включает пять песен Зацепина + четыре песни на музыку Горбоноса.
Директор «Мосфильма» Сизов потребовал выяснить, кто такой Горбонос. Дальше начинается сюр, попахивающей мифологией. Якобы Сизова удовлетворила, предоставленная фотография Горбоноса, которого изобразила Алла Борисовна, нацепив на себя усы. Как это многомудрый начальник «Мосфильма» не сделал даже запрос в Союз Композиторов?
Или то был заговор против Зацепина, поддержанный руководством картины?
Зацепин принял решение уйти с картины. Это вызвало недоумение у дирекции: Зацепина просто-напросто пристыдили, как, мол, у вас язык поворачивается выступать против талантливого композитора-инвалида Горбоноса?
«Мне было очень обидно. Я ей подарок сделал — записал песни (запись в студии, кстати, — дорогое удовольствие), а она в благодарность обманула меня, да еще и спекулирует на вымышленной чужой беде. »
Здесь надо еще учитывать моральный климат в самом Союзе Композиторов. Появление рядом с фамилией Зацепина какого-то Горбоноса не обошлось бы без сплетен, мол, маститый кого-то протаскивает (наверняка, за большие деньги).
В итоге Зацепин пошел на компромисс. Договорились, что в титрах никакого Горбоноса рядом с Зацепиным не будет. Его упомянут в самом конце.
Пугачева же, добившись своего, пошла дальше. 15 февраля 1978 года из под ее пера появился документ, в котором она требовала мест в титрах на равных с Зацепиным.
В частности там говорилось:
«Учитывая, что А. Зацепин, ранее взявший на себя обязательство по созданию фоновой музыки, несколько раз то «давал», то «забирал» назад свое разрешение на использование моих песен в фильме, выставляя все новые и новые условия; учитывая также то, что в окончательный монтаж фильма вошли мои песни, я полагаю, что наступило время заключить со мной договор на использование моих песен для фильма.
Это исключит возможность конфликтов между съемочной группой и А. Зацепиным в будущем, так как опыт работы показывает, что установленная договоренность с А. Зацепиным непрочна и наши взаимоотношения по созданию песен для фильма должны быть оформлены юридически…»
Фильм «Женщина, которая поет» вышел на экраны и стал лидером проката.
Справедливости ради заметим, что на диске песен из кинофильма «31 июня» Пугачева споет «Что было однажды». Кажется, это будет последняя песня Зацепина, исполненная ею.
Алла Борисовна дала интервью «Московскому комсомольцу», где не совсем правдиво поведала историю маски Бориса Горбоноса. По ее словам, она скрылась под псевдонимом поскольку «принципиально не хотела своим именем влиять на мнение худсовета и было желание пройти весь путь, который проходит молодой, начинающий композитор».
В этом же интервью Алла Борисовна констатировала свое расставание с Зацепиным, как она надеялась «временное».
«Временное» расставание растянулось до «навсегда». Больше песен Зацепина Алла петь не будет, хотя Зацепин начнет в дальнейшем предлагать ей и Киркорову свой материал.
Зато на юбилейных вечерах Зацепина Алла выступала, и не раз.