программа элективного курса история в лицах 11 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Автор: Юмшанова АП. учитель истории

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.

Курс « Портрет на фоне эпохи » рассчитан на 34 часа изучения в 10-11 классах и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей XX века.

познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей;

способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;

помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей;

способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;

способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;

способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.

Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами истории России, предполагает большую самостоятельную работу с документами, анализ первоисточников, учит аргументировано отстаивать свою точку зрения.

В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность различных периодов Российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий.

Ориентация на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории, способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умению аргументировать свою точку зрения, знания, полученные в одной ситуации использовать в другой, развивая творческие способности.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;

обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Основные методы работы:

анализ исторической литературы и исторических источников;

« мозговой штурм » и др.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты и др.).

Измерителем обученности учащихся могут быть:

Источник

Рабочая программа элективного курса по историив 11 классе «История в лицах»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Рабочая программа элективного курса по историив 11 классе «История в лицах» составлена на основе:

Авторской программы элективного курса «История в лицах. Россия в новейшее время» О.В. Блинковой, учителя истории МБОУ гимназии № 2 г. Сальска Ростовской области.

Ссылка на программу: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/04/27/poyasnitelnaya-zapiska-k-elektivnomu-kursu-po-istorii-istoriya-v

Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области».

Концепция (основная идея) программы.

Рабочая программа предусматривает расширение знаний учащихся по предмету через изучение темы «Исторические личности и их роль в истории». Углубленное преподавание истории осуществляется с помощью следующих технологий:

• проблемная подача материала;

• персонификация истории, т.е. исторические события и явления рассматриваются через призму конкретных исторических личностей, через внутренний личностный конфликт;

• дальнейшее развитие исследовательских навыков;

• использование исследовательских и проектных методов обучения;

• использование приемов театрализации на уроках;

• широкое привлечение исторических источников и дополнительных материалов

Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Особенностью данного элективного курса является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования. Элективный курс по истории в 11 классе отражает основные этапы, процессы, события нашего Отечества и зарубежных стран в период XX – начала XXI веков. В центре курса находится история России.

Изучая элективный курс по истории в 11 классе, обучающиеся приобретают исторические знания, приведенные в пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой новейшего времени, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику эпохи, культуры, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

• развитие у учащихся потребности непрерывного гуманитарного образования, способствующего становлению гражданской позиции

Читайте также:  парк кенша всеволожск история

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа данного элективного курса «История в лицах. Россия в новейшее время»» предлагается для учащихся 11 класса, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к сдаче выпускных экзаменов по истории в формате ЕГЭ.

Общая характеристика рабочей программы

В результате изучения элективного курса по истории выпускник должен

• основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX веке, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

• давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

• использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

• формулировать цель, задачи, гипотезу исследования

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Сроки реализации программы

Курс рассчитан на общий объем 34 часа в 11-м классе, по 1 часу в неделю.

Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе «Программы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения по истории (подготовка к ЕГЭ)» для учащихся 11 класса.

Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.

В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.

Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по истории, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.

Ведущими методами изучения являются: речевая деятельность; практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ.

Приёмы организации деятельности:

В процессе изучении элективного курса «История в лицах» определены виды деятельности учащихся:

нахождение и творческий анализ первоисточников;

исследование и сопоставление данных первоисточников,

анализ собственных выводов;

оформление исследования в виде тематических рефератов, докладов, коллажей, галереи портретов;

устные сообщения, дискуссии и обсуждения творческих работ учащихся.

Содержание тем учебного курса

Вводное занятие. (1 ч.). Цели и задачи элективного курса «История в лицах». Способы и методы исследовательской работы.

Раздел 1. Правители и политики. (10 ч). Последний российский император. Реформаторы начала 20-ого века: С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.А. Столыпин. В.И. Ленин и большевистская гвардия. И.В. Сталин. Время перемен: Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин. Политики современной России.

Раздел 2. Полководцы. (10 ч.). Русские полководцы начала 20 века: герои русско-японской войны; полководцы первой мировой (А.А. Брусилов). Командиры и генералы Красной и Белой армий: М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель. Полководцы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский.

Раздел 3. Деятели науки и культуры. (12 ч.). Русские художники начала 20 века. «Серебряный век» русской поэзии. Городской романс. Космическая эпопея: И.В. Курчатов, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин. Лидеры правозащитного движения: А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.

Заключение. (1 час) Роль личности в истории.

Пробный экзамен по истории.

Уровень подготовки учащихся

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного курса «История в лицах» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

• использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

• исследование реальных связей и зависимостей;

• умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);

• объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

• отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

• передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

• перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

Читайте также:  какими навыками и умениями должен обладать оратор

• выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

• владение навыками редактирования текста;

• самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

• участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

• формулирование полученных результатов;

• создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

• пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

• владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся

В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:

• работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

• критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

• решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

• анализ современных общественных явлений и событий;

• аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;

• успешно сдать ЕГЭ по истории.

Полководцы. Русские полководцы начала 20 века: герои русско-японской войны; полководцы первой мировой (А.А. Брусилов). Командиры и генералы Красной и Белой армий: М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель. Полководцы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский.

Лекция. Работа с тестовым материалом.

Деятели науки и культуры. Русские художники начала 20 века. «Серебряный век» русской поэзии. Городской романс. Космическая эпопея: И.В. Курчатов, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин. Лидеры правозащитного движения: А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.

Источник

Рабочая программа элективного курса «История в лицах» 11 класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Элективного курса «История в лицах»

image001

(наименование учебной дисциплины)

среднее общее образование

image001

image001

Составлена на основе примерной программы среднего общего образования по истории (2004 год); в соответствии со спецификацией КИМов (проект) для проведения ЕГЭ по истории в 2021 году

image001

(полное наименование программы)

Учебник: Программе соответствуют учебники предметной линии:

История. Конец 19 – начало 21 века (базовый уровень) Загладин Н.В., Петров Ю.А. «Русское слово». 2018 (11 класс)

(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего: 35, в неделю 1 час

Жмурко Наталия Валентиновна, учитель истории и обществознания, высшая категория

Бондаренко Марина Николаевна, педагог-библиотекарь

image001

(ФИО, квалификационная категория)

2020- 2021 учебный год

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа элективного курса по истории для 11 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами:

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

• Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин НРМОБУ «Салымская СОШ №1».

• Примерная программа среднего общего образования по истории;

• Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по истории;

• Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по истории;

• Учебники интегрированного курса История (базовый уровень) издательства «Русское слово»

Цели и задачи учебной дисциплины

Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по истории и направлен на систематизацию и развитие основных учебных умений и навыков в ходе решения исторических задач.

Цель: расширение и углубление знаний учащихся по разделам курса истории в соответствии с требованиями подготовки выпускников среднего общего образования к государственной итоговой аттестации с опорой на изучение роли личности в российской истории.

• обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения исторических задач различных типов;

• закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ;

• дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения при решении проблемных вопросов;

• развивать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

• подготовить выпускников к работе с мини-сочинением (задание 25 КИМ) по исторической личности.

Курс опирается на знания, полученные при изучении курса истории России, уровня среднего общего образования.

Основной тип занятий – практикум (с применением материалов и типов заданий ЕГЭ по истории). Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: мини-исследования «Роль личности в истории», разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий, работа с исторической картой, исследование памятников культуры.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Читайте также:  mt4 история сделок на графике

Место учебной дисциплины в учебном плане

В соответствии с учебным планом НРМОБУ «Салымская СОШ №1» (часы блока выбора образовательной организации, по запросам обучающихся, их родителей/законных представителей) программа рассчитана на преподавание курса в 11 классе (продолжение курса 10 класса) в объеме 1 часа в неделю. Из расчета 35 часов за год обучения.

Содержание тем учебной дисциплины Раздел 1. Реформаторы и реформы 6 ч.

Политический портрет С.Ю. Витте. П.А. Столыпин и его реформы. Неугодные реформаторы. Г.Е.Распутин в образе «святого старца». Его влияние на царскую семью. «Министерская чехарда». Личность Николая II. Его политические воззрения, отношения в семье. Трагизм последнего русского императора и его семьи. Русская культура начала ХХ века. Лауреаты нобелевской премии П.И.Павлов и И.И.Мечников. Н.А. Бердяев. Журнал «Вехи».

Раздел 2. Герои и изгои революции. 8 ч.

Керенский А.Ф. Деятельность Временного правительства. Корниловский мятеж. Неоднозначная оценка деятельности Л.Г.Корнилова. Лидер партии большевиков Ленин (Ульянов) В.И.- создатель и первый руководитель советского государства. Исторический портрет на фоне эпохи. Белые и красные в Гражданской войне. Фрунзе М.В., Будённый С.М.,

Чапаев В.И., Колчак А.В., Деникин А.И. Зелёное движение в Гражданской войне. Махно Н.И. Малая Гражданская война. Внешняя политика советской России. Нарком иностранных дел Г.В. Чичерин. Внутрипартийная борьба 1923 – 1927 гг. Троцкий Л.Д. Бухарин, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев. Причины победы Сталина. Общество «государственного социализма.

Раздел 3. Великая Отечественная война в судьбах советских людей. 8 ч.

«Маршал северных направлений». Мужество и стойкость советских людей (на примере подвига Н.Кузнецова, Д.М. Карбышева, Р. Зорге и др.).

Культура в годы Великой Отечественной войны (для самостоятельной работы). Военная проза и поэзия. А.Т. Твардовский, М.А.Шолохов, К.М. Симонов. Кино периода Великой Отечественной войны. Исполнители песен Л.О. Утёсов, Л.А. Русланова, К.И Шульженко. Д.Д. Шостакович.

Раздел 4. От Советского Союза к Российской Федерации. 6 ч.

Окружение Сталина. Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, Л.П. Берия. Борьба за власть после смерти Сталина. Н.С. Хрущёв. Развенчание культа личности Сталина. ХХ съезд КПСС.

Политика управляемой десталинизации. Исторический портрет на фоне эпохи.

Освоение космоса. С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова.

Попытки реформирования советского общества. А.Н.Косыгин. Нарастание кризисных явлений. Л.И. Брежнев. Исторический портрет на фоне «эпохи застоя».

Диссидентское движение. А. И. Солженицын, А.Д. Сахаров. Предыстория перестройки. Попытки укрепить социалистическое хозяйство. Ю.В. Андропов. Последние «заморозки» К.У.

Черненко. М.С. Горбачёв. «Перестройка» и её итоги.

Раздел 5. Современная Россия. 7 ч.

Первый президент России Б.Н. Ельцин. Становление современной России. Становление современной России. Россия в ХХI веке. В.В.Путин, Д.А.Медведев. Современные политики В.В. Жириновский, Г.А. Зюганов и др.

Российские лауреаты Нобелевской премии Ж.И. Алфёров, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау. Деятели культуры современной России.

Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины технология развития критического мышления, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.

Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения курса ученик должен знать/понимать

• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников; уметь

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Критерии и нормы оценки результатов обучения

В системе зачет/незачет могут оцениваться предметы вариативной части учебного плана (элективные курсы, проектно-исследовательская деятельность).

Отметка «зачет» включает в себя следующие критерии:

Отметка «незачет» выставляется при отсутствии двух-трех критериев и соответствует отметке «неудовлетворительно».

ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector