последовательность формирования грамматического навыка в иностранном языке

Формирование грамматических навыков на уроках английского языка

Основной целью обучения грамматике в школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умении говорения, аудирования, чтения, письма.

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условии использования языка как средства общения.
Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.
Что включает в себя знание грамматики и чему учитель должен научить учеников? Знать грамматику означает знать:
– форму;
– значение;
– употребление;
– речевую функцию того или иного грамматического явления.

Существует два традиционных подхода – имплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучение грамматике без объяснения правил, а во втором с объяснениями. Однако, использовать эти подходы в чистом виде неоправданно, т.к. оба имеют положительные стороны. Поэтому свою практику преподавания грамматики языка я строю на основе выборочного использования положений этих двух подходов.

Для детей, начинающих изучать иностранный язык, особенно в начальных классах, безусловно предпочтительно использовать имплицитный подход, так как на этом этапе ученикам проще запомнить готовую структуру, много раз проговоренную и услышанную на уроке, чем составить самостоятельно фразу, опираясь на теоретические сведения, часто обремененные сложной терминологией, предложенные учителем. Кроме того частота повторений однотипных действий с готовой грамматической структурой фиксирует ее в памяти как неделимое целое.

С одной стороны, общаться на языке можно, не владея грамматикой в полном объеме, делая грамматические ошибки. Но, с другой стороны, школьникам приходится писать тесты и сдавать экзамены по языку. Не зная грамматики, они могут не выдержать данные испытания. Значит, грамматику надо учить. А учителю нужно сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным, творческим.

Это возможно, если обучение грамматике будет иметь коммуникативную и функциональную направленность, то есть проблему можно решить при помощи интегративного обучения.

Интегративное обучение грамматике подразумевает взаимодействие учащихся во время обучения, а учитель выполняет роль посредника. Его задача – верно, направить учащихся, создать все условия для овладения определенным грамматическим правилом. Этот метод состоит из трех равнозначных стадий: (1) изучение, (2) объяснение и (3) использование.

Изучение – это первая стадия интегративного обучения грамматике. Учащимся дается небольшой текст с примерами на новое правило и предлагается в группах или всем классом изучить примеры, обнаружить в них определенные грамматические закономерности и с помощью учителя сформулировать грамматическое правило. Обучаемые должны иметь возможность выяснить языковые закономерности самостоятельно, обращаясь за помощью лишь при необходимости. Идет исследование языка, правила “добываются” учениками в ходе целенаправленного, активного восприятия материала. Знания, приобретенные через когнитивное обучение, становятся частью их опыта. Это способствует лучшему запоминанию и служит великолепным средством мотивации работы учащихся.

Для облегчения задания, особенно на раннем этапе использования данной методики, рекомендуется выделить или подчеркнуть важные для понимания структуры и формы. Например, при изучении Past Simple на стадии изучения учащимся может быть предложен следующий текст:

Ученикам предлагается прочесть текст и определить грамматические закономерности. Учитель начинает учебное взаимодействие с объяснения задания, а затем получает ответы учеников, не всегда даже правильные. Но ученики не боятся говорить, выражать свои мысли. Учитель использует наводящие вопросы и держит мыслительную деятельность учащихся под контролем.

Объяснение – вторая стадия обучения. После того как учащиеся найдут определенные закономерности в предложенных примерах на стадии изучения, учитель или ученики могут обобщить сделанные находки, фокусируя внимание на структуре. Учитель объясняет правила, ибо именно они делают речь учащихся грамматически правильной. При этом важно, чтобы учитель проводил параллель между правилами из учебника и примерами, данными на первой стадии обучения, тем самым, опираясь на то, что учащиеся уже знают. Особую ценность представляют примеры практического использования изучаемых структур в аутентичных ситуациях, отражающих коммуникативные интересы учащихся.

На третьей стадии, стадии использования учащиеся применяют новые структуры при общении, создавая высказывание, в котором внимание уделяется и форме, и значению.

Сомнений нет в том, что индуктивный метод обучения грамматике является наиболее ценным с точки зрения познавательного развития учащихся и формирования у них стратегий самообразования. Материал, который не дается в готовом виде, а “добывается” в процессе изучения и исследования, лучше запоминается.

В современной практике преподавания ИЯ эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий. Интересна технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) и варианты метода такого обучения при работе над грамматическим материалом. Один из вариантов “Learning Together”, либо “Jigsaw”. Например, при изучении темы “The Present Perfect” классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”, “Указатели” и “Схемы”. Класс делится на три группы, каждая выполняет свою функцию.

Вариант “Learning Together”: каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, подобранные так, чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени – описала действия; вторая – нашла указатели, слова–помощники; третья – составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике.

Читайте также:  бурназяна а и фото биография

В варианте “Jigsaw” все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по “случаям употребления”, “указателям”, “схемам”. Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме. Обычно после такой работы дается тест каждому ученику индивидуально. Результаты суммируются, и ставится оценка группе.

Следующий прием позаимствован мною из УМК по немецкому языку, это SOS. Проходя в своей работе три этапа, учащиеся легко усваивают новое грамматическое явление, самостоятельно формулируют правило, визиализируют его с помощью схемы или рисунка и применяют затем новую грамматическую форму при решении конкретной коммуникативной задачи.

Для обучения грамматике в 5–6 классах я стараюсь использовать упражнения, задания, в которых языковая и коммуникативная задачи выполняются одновременно. Использую не только подстановочные вопросо-ответные упражнения, речевые ситуации, перфокарты, лексико-грамматические игры, но и приемы креативной грамматики: работы со стихами, песнями, текстами-моделями, схемами. Это подвигает детей к собственному творчеству, избавляет их от скучного зазубривания. Повторяющаяся грамматическая структура в стихах, песнях создает чувство ритма, благодаря чему грамматические структуры откладываются в памяти учащихся и легко запоминаются.

Текст-модель вызывает у учащихся желание создать собственный продукт творчества, в котором они стремятся не только правильно применить правило, но и выразить свои чувства, эмоции.

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывает интерес у учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Забавная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формирует внутреннюю мотивацию учащихся. Отрабатывая структуры в Past Simple, можно использовать прием “цепочки”. Каждому ученику предлагается поучаствовать в составлении рассказа на определенную лексическую тему. Учитель придумывает первое предложение, а учащиеся продолжают сочинять рассказ, добавляя по одному высказыванию. Можно записывать предложение на листе бумаги так, чтобы каждый пишущий мог видеть только последнюю фразу.

Тренируя вопросительные структуры, можно показать ученикам интересную фотографию и дать задание расспросить о том, где и когда это было. Ученики могут принести, затем свои фотографии и работать в парах. При отработке структур в Past Perfect учащимся можно предложить вспомнить самые яркие впечатления их жизни и затем выразить свои чувства, используя фразу I had never (or always)… before. На всех уровнях обучения ученики воспроизводят язык, немного отличающийся от того, которым пользуются носители. Некоторые различия грамматические, другие заключаются в неправильном выборе лексических единиц и использовании языка в неподходящем контексте. Учитель должен быть осторожен в том, чтобы не исправлять ошибки в ущерб общению и выработке уверенности у учеников. Он также всегда должен подсказать, где ученик делает ошибку, чтобы тот мог над ней поработать в случае необходимости. Преподаватель должен способствовать выработке уверенности в использовании языка, фокусируя больше внимания на содержании общения, чем на грамматических формах. В зависимости от цели урока и типов выполняемых заданий, рекомендуется исправлять ошибки следующим образом – если ученики выполняют задания на отработку определенных конструкций в различных ситуациях общения, то необходимо попутно исправлять их грамматические ошибки;
– если ученики непосредственно вовлечены в коммуникативное общение, то исправлять ошибки нужно лишь в том случае, если они затрудняют понимание.

Источник

Статья «Формирование грамматических навыков при обучении иностранному языку. Примеры упражнений»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический техникум

«Формирование грамматических навыков при обучении иностранному языку. Примеры упражнений»

Феданкова Виктория Геннадьевна

Рецептивное усвоение связано с узнаванием. Здесь также требуется запоминание и сохранение в памяти грамматических форм и моделей; для узнавания не нужно, однако, той механической работы, которая требуется для воспроизведения. Поэтому рецептивных упражнений для создания речедвигательных, звуковых и зрительных образов может быть меньше, чем для репродуктивного усвоения. Для понимания грамматических явлений при чтении и на слух нужно уметь: а) распознавать грамматическую структуру по формальным признакам; б) соотнести форму со значением; в) дифференцировать ее от омонимичных форм.

Рецептивное усвоение грамматического материала включает 3 основных этапа: 1) ознакомление с новым грамматическим явлением; 2) тренировку и автоматизацию данного явления в чтении и слушании; 3) применение.

1. Ознакомление обучаемых с новым грамматическим явлением должно отвечать следующим методическим требованиям:

— Объяснение рецептивного грамматического материала следует проводить от введения признаков грамматической формы к раскрытию ее содержания, имитируя коммуникативный процесс чтения, аудирования.

— Все необходимые значения той или иной грамматической формы (если она многозначна) сообщаются сразу: поскольку учащиеся могут встретиться с любым из них, они должны научиться соотносить их с данной формой.

— Следует сразу же противопоставить новую грамматическую форму другим омонимичным формам, при этом нужно давать указания о том, как определить ее значение и отличить от других омонимичных форм.

— Все объяснения обязательно должны строиться с опорой на текст: формирование навыка распознавания грамматических явлений будет проходить успешнее, если учащимся последовательно предъявлять: а) контекст только с новым явлением; б) контекст с включением двух явлений, внешне сходных по форме, но совершенно различных по своему содержанию; в) контекст, где различению подлежат несколько грамматических форм.

— Основным приемом как ознакомления с новым материалом, так и его тренировки, должен быть анализ формы для определения содержания.

Читайте также:  биография поэта василия федорова

Рецептивный грамматический материал может сообщаться: а) с помощью правил (правил-инструкций и правил-сообщений); б) путем привлечения алгоритмов (рецептивных); в) в виде моделей; г) путем сочетания правил и моделей; д) в виде словоформы.

Ознакомление с новым грамматическим материалом включает презентацию, контроль правильности понимания, первичные упражнения в воспроизведении и распознавании новых структур.

Примеры упражнений предъявления нового грамматического явления:

1. Прочитайте пары предложений и установите, в чем их различие.

2. Прочитайте предложения с новой грамматической формой.

3. Просмотрите следующие предложения (текст) и найдите предложения с новым грамматическим явлением.

Примеры упражнений установления значения нового грамматического явления на основе анализа нескольких письменных контекстов:

1. Определите формальные признаки нового грамматического явления, опираясь на таблицу (инструкцию).

2. Скажите, как образуется…

3. Переведите предложения на родной язык.

4. Приведите эквиваленты данному явлению в родном языке.

5. Укажите возможные способы передачи данной мысли на родном языке.

Примеры дифференцировочных упражнений:

1. определите значение и функции данной грамматической формы в предложении.

2. Объясните употребление данной грамматической формы.

3. Определите синтаксическую функцию данного явления в предложении.

4. Подчеркните форму страдательного залога.

5. прослушайте пары предложений и скажите, чем они отличаются.

6. Определите значение грамматических форм.

7. Подберите эквивалентную форму глагола из предложенных.

8. Распределите грамматические явления по группам.

9. Прочтите предложение (текст), скажите, какие члены предложения подчеркнуты.

10. Прочтите текст (предложение), переведите…

11. Проанализируйте предложение, выявите…

12. Проанализируйте … и заполните таблицу.

13. Укажите признаки, с помощью которых можно узнать … в тексте ( предложении).

14. Прочтите текст и скажите, что выражает указанное грамматическое явление.

Примеры подстановочных упражнений:

1. Замените в предложении выделенную грамматическую форму, используя образец.

2. Заполните пропуски, выбрав подходящую словоформу из приведенных ниже.

3. Составьте предложение с помощью подстановочной таблицы.

4. Составьте предложения из слов, данных вразбивку.

5. Составьте несколько разных предложений, используя одни и те же слова.

6. Составьте предложения, подбирая их части в правой левой колонках.

7. Прочтите начало предложения, дополните его по смыслу.

Примеры упражнений для контроля рецептивных навыков:

1. Прочитайте предложения и подчеркните…

2. Прочитайте предложения и скажите, в какой временной (видовой) форме употреблены глаголы и по каким признакам вы это определили.

3. Подчеркните слова, помогающие определить время (место) действия.

4. Прочитайте предложения; исключите из них те, которые не связаны с другими по смыслу.

5. Из данных слов выберите те, которые являются ключевыми к тексту.

6. Объясните употребление грамматических форм в тексте.

7. Скажите, какие глагольные формы используются для повествования (описания, сообщения, убеждения, размышления) в данном тексте.

8. Найдите в тексте грамматические омонимы и поясните их значение и употребление.

1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка – Мн.: Высшая школа, 2001. – 552 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

0815 000105fc 035ac698

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

0cac 00072513 920296da

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

0f5a 00088751 bf153874

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Статья на тему «Формирование грамматических навыков при обучении иностранному языку» с примерами упражнений. В данной статье рассматриваются условия формирования грамматических навыков овладения иностранным языком. Грамматический навык обладает определенными качествами. Прежде всего это устойчивость. Необходимыми условиями формирования навыка являются: имитация в речи, однотипность фраз, действие по аналогии в речевых условиях, безошибочность речевых действий, речевой характер упражнений, разнообразие обстоятельств автоматизации.

Источник

Формирование грамматических навыков в обучении английского языка

Ключевые слова: английский язык

«Грамматика повелевает даже царями».
Мольер

Существуют такие мнения о том, что научиться говорить на английском языке можно, не зная грамматику английского языка. Но я с этим определенно не согласна. Ведь грамматический навык – это способность говорящего выбрать ту модель, которая подойдет речевой задаче. Тогда можно оформить грамотную речь соответственно нормам английского языка.

Чтобы сформировать речевые грамматические навыки, необходимо выделить три основных этапа:

Когда я, учитель, представляю грамматический материал, то, прежде всего, я объясняю тему в учебно-речевых ситуациях, сначала устно, затем в текстах, далее обучающиеся стараются работать с тренировочными упражнениями со мной, а потом самостоятельно. Учитель контролирует правильное составление новой грамматической структуры, обращает внимание на ее употребление при помощи перевода с русского на английский язык и наоборот. Правильное формулирование правила также важно в обучении грамматики. Можно взять предмет, привлечь жесты, использовать наглядные материалы, фильмы, также разыграть речевые поступки в определенных ситуациях. Возможно грамматическую структуру представить в виде перевода-толкования, сравнения или объяснения.

Обучающимся составляет определенную трудность воспроизводить правильные грамматические структуры в речевых ситуациях, развивать гибкость в общении. Поэтому здесь необходимо использовать упражнения игровой направленности. Особенно в начальной школе сильно помогает ученикам понять и использовать ту или иную формулировку. Я полагаю, что грамматические структуры надо повторять много раз, прослушивать и повторять за учителем или диктором. При списывании текста по определенной грамматической ситуации необходимо подчеркивать правильные фразы и при чтении текста стараться находить эти структуры там. Когда учитель представляет грамматическую тему, также требуется сначала сравнить различные формы, правильные и неправильные, а затем уже составить предложение по верному образцу.

Читайте также:  marvel strike force легендарные персонажи

При обучении грамматики английского языка, как и любого другого, обучающимся требуется иметь определенный лексический запас, который поможет формулировать правильно мысли, задавать вопросы и отвечать на них (составления диалога), рассказывать о себе, составлять монологическую речь, описывать фотографию. На своих уроках я предлагаю ученикам зарифмовать предложения, фразы, составить рассказы посредством добавления нового грамматически правильного предложения, не забывая повторять предыдущую фразу ученика.

Конкретные приемы создают значительную помощь в усвоении грамматического явления:

Тренировочные упражнения должны быть разного уровня: языковыми, речевыми, подстановочными, иммитационными.

Отдельным этапом в формировании грамматических навыков необходимо выделить их контроль. Очень сильно помогают тесты, самостоятельные и проверочные работы, контроль аудирования, чтения и говорения.

При проверке заданий уделяется внимание способности ученика управлять единицами языка (грамматической в данном случае) в речи; хочется отметить, что я использую те задания, которые являются знакомыми для ученика и помогают мне определить степень ознакомления с тем или иным материалом.

Для понимания грамматического материала при чтении или на слух ученикам необходимо уметь узнавать грамматическую структуру, соотносить форму со значением и отличать ее от других. Все необходимые значения грамматической формы в языке я сообщаю постепенно; так ученикам будет легче понять и использовать эту форму; предлагаю определенные упражнения на разных этапах объяснения; противопоставляю формы в английском и русском языках. На начальном этапе понимание будет более эффективным, если определенные фразы, предложения и тексты будут предложены только по этой теме. Далее, при более глубоком обучении я ввожу различные грамматические формы. Очень помогают правила-инструкции, модели, словоформы; также необходимо не забывать об исключениях, которые существуют в английском грамматике в большом количестве.

Далее, как я отмечала ранее, при наличии лексического запаса и приобретенного грамматического, я предлагаю ученикам овладеть в совокупности лексико-грамматическом материалом. Обучающиеся стараются идентифицировать языковой материал в тексте речевого высказывания, ситуативно употреблять речевую структуру, включать английские высказывания в речевую деятельность по системе «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-ученик». Чтобы ученики лучше справлялись с поставленной задачей, я снабжаю их образцами выполнения заданий.

Сейчас я хочу предложить упражнения для работы с грамматическим и лексико-грамматическим материалами.

Цель: активизация употребления прилагательных в нужных степенях сравнения.

Образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным прилагательным в той или иной степени сравнения. Другая команда проверяет правильность составленной фразы. Затем такое же задание выполняет другая команда, и так игра продолжается.

Цель: тренировка грамматического оформления лексики.

Учащиеся описывают и сравнивают изображенные на фотографиях предметы и используют прилагательные в нужных степенях сравнения.

Цель: лексико-грамматическая проверка монологической речи.

Ученикам предлагается рассказать о том, как они провели выходные или каникулы, используя соответствующие слова, фразы и грамматические формы глаголов.

Цель: тренировка употребления временных форм глагола.

Необходимо рассмотреть фотографию или рисунок в течение одной или двух минут, закрыть и ответить на вопросы учителя.

Цель: тренировка употребления словосочетаний в грамматических структурах.

Используя фотографии и список глаголов, рассказать, какой предмет требуется взять для выполнения определенного действия (например, забить мяч в баскетбольную корзину, посадить цветок и т.д.).

Следующий этап моей статьи посвящен обучению грамматики в соответствии с ФГОС. Ведь овладение грамматическими структурами необходимо в обучении иностранному языку. По стандартам ФГОС обучающийся должен владеть грамматическими навыками и умениями, т.е. выполнять коммуникативные упражнения, употреблять грамматические явления в устной и письменной речи для выражения своей мысли.

Следует также отметить, что одной из целей ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам является знание грамматических структур. Ведь без этого невозможно решить коммуникативные задачи. Усвоение грамматики происходит на основе знакомой лексики, то, о чем я говорила ранее. Среди заданий экзаменов существует определенный раздел «Грамматика и лексика», который является сложным. Ученики очень часто совершают ошибки на употребление правильных глаголов, сочетаемость временных форм, фразовые глаголы.

Цель таких заданий по грамматике направлен на проверку неличных и личных форм глаголов, употребление действительного и страдательного залогов, способов согласования времен, форм местоимений, правильных форм числительных, образования множественного числа существительных и притяжательного падежа, степени сравнения прилагательных. Поэтому я стараюсь обращать особое внимание на типичные ошибки, которые совершают ученики на экзаменах, начиная обучение на начальных этапах и продолжая в средней и старшей школе. Очень продуктивный результат мне дает постепенное внедрение более сложных грамматических тем на новом этапе обучения, не забывая про повторение и тренировку ранее изученного материала.

Не следует забывать, что грамматика играет важное значение в обучении любого языка (также английского), так как с усвоением ее навыков обеспечивается формирование устной и письменной речи.

В заключение хочется предложить несколько точных высказываний известных людей о значимом месте грамматики в языке. «Каждый английский поэт должен овладеть правилами грамматики, прежде чем пытаться изменить или нарушить их». «Every English poet should master the rules of grammar before he attempts to lend or break them». Так говорил Роберт Грейвс, британский поэт, романист и литературный критик.

Д.И.Фонвизин, русский литератор екатерининской эпохи, писал: «Сколько «грамотей» у нас развелось: и то, ведь, кому Господь откроет. Прежде, бывало, кто писывали хорошо по-русски, так те знали грамматику; а ныне никто ее не знает, а все пишут».

Французский писатель, культуролог, Андре Мальро утверждал: «В политике, как и в грамматике, ошибка, которую совершают все, провозглашается правилом.»

Поэтому учите правила, дружите с грамматикой и добивайтесь успехов в изучении английского языка.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector