почему гоголь на свой вопрос русь куда ж несешься ты не получает ответа

Куда ж несёшься ты, Русь? Дай ответ

Картинка взята из интернета по адресу:
http://school.xvatit.com/images/b/b1/T2md.jpeg

Мёртвые души очень непростое произведение.

Гоголь с трудом опубликовал свою поэму с помощью Белинского. Сразу после публикации она подверглась остракизму. Вой критики прокатился по литературным и около литературным кругам.

Пушкин, когда Гоголь прочитал ему поэму воскликнул: «Боже, как печальна наша Россия».

Из многочисленных лирических отступлений безусловно главным является то, что стоит в заголовке статьи.

Гоголю, судя по этой фразе, неизвестно, куда же несётся Русь. Может быть известно, но он не захотел высказываться прямо по тактическим соображениям (планировалось издать ещё 2 части поэмы) или по тому, что поэма вызвала бурю возмущения у значительной части читающей публики. Мы не можем знать.

Моё толкование этой знаменитой фразы такое:

Куда же ты несёшься Русь? В пропасть, чтобы сгинуть там, или вознесёшься высоко над всеми странами и народами и поведёшь их за собой?

Нацисты, которые в последнее время поднимают голову в России радостно кричат: «Да, Русь несется прямо царствие Божие, поскольку русские богом избранный народ, и их великая миссия володеть и княжить на земле, ибо их богодухновенность дает им на это право.

Что, до меня, то я не нацист, слава Богу, и для меня нет богоизбранных народов.

Если ничего кардинально не изменится, то для меня нет никакого сомнения в вопросе, куда несётся Русь.

Мой ответ –прямо к чёрту в пекло. Очень жаль, конечно.

Остаётся надеяться, что найдётся, появится некто, кто остановит обезумевших коней с вечно пьяным кучером на облучке и седоком мошенником в карете. Кто-то поднимет «над самой бездной, на высоте уздой железной» Россию на дыбы.

Если первая часть мёртвых душ – это карикатура на русское общество, сплошной негатив, то 2-я и третья части должны были показать позитивное будущее России.

Почему Гоголь сжег продолжение своей поэмы никто не знает. Может быть не получилось радужной картины? Может быть получилось такое, что нельзя было публиковать?

У Маяковского случился тот же провал. Он написал поэму Хорошо. Хотел написать продолжение под названием «Плохо», но мы не знаем, была ли на самом деле такая попытка или эта идея была отвергнута поэтом изначально по соображениям здравым, кто знает?

Источник

Почему гоголь на свой вопрос русь куда ж несешься ты не получает ответа

«г-н Гоголь. вы систематически унижаете русских людей»
О.И. Сенковский

Россия — страна загадочная. Сколько лет спорят о ее судьбе, но она мгновенно опровергает все теории. Единственно верная фраза о ней звучала так:

Итак, поставленная проблема стара как Русь. Гоголь, возможно, пытался решить ее, написав поэму «Мертвые души», однако он, конечно, не ставил перед собой задачи «унижать русских людей».

При первом же прочтении «Мертвых душ» поражает мысль: да, все так, ничего не изменилось за полтора века, те же размытые дороги и те же непроходимые дураки, те же провинциальные гостиницы «известного роду» и те же чиновники. В этом мутном кошмаре привиделся Николаю Васильевичу образ птицы-тройки, образ страны, несущейся сквозь метель неведомо куда, сметая все на своем пути. Но не надо забывать, что Гоголь описывал эту беспросветную тьму для того, чтобы потом, во втором томе, показать возрождение мертвых душ, а значит, и России. Достоевский сказал однажды: «Стать русским — значит перестать презирать свой народ». Гоголь не презирает. Так же, как и «История одного города» Салтыкова-Щедрина могла быть написана только русским, только человеком, болеющим душой за свой народ, так же только от страшной, нечеловеческой боли за эту несчастную страну мог вырваться у Гоголя отчаянный вопль:

Во втором томе «Мертвых душ» звучит такая фраза: «Полюби нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит». Гоголь любит Россию «черненькой» и старается в этой черноте разглядеть хоть отблеск света.

Осип Иванович Сенковский, сказавший, что Гоголь «систематически унижает русских людей», не понял трагедии Гоголя, за его смехом он не увидел слез. В поэме все персонажи — мертвые типажи, и звучат только два живых голоса — голос автора и далекий, почти неслышимый крик души России. Тема страны, закованной в цепи и пытающаяся вырваться, много раз возникала в нашей литературе у Даниила Андреева в «Розе мира». Навна — соборная душа русского народа — заключена где-то в глубинах Шаданакара, но настанет день, и она вырвется оттуда.

Однажды у Гоголя спросили: «Смогут ли мертвые души наконец стать живыми?» Он ответил: «Смогут, если захотят». Да, второй том «Мертвых душ» не удался, но возрождение возможно, надо только хотеть этого и трудиться над собой.

Источник

Куда несется Русь и почему Гоголь все еще популярен

jpg

Куда несется Русь, кто выдумал птицу-тройку, а также какой русский не любит быстрой езды — до сих пор чуть ли не главные вопросы российской действительности. Поскольку самые яркие ответы на них до сих пор дает сам автор вопросов, в день 205-летия Николая Васильевича Гоголя мы решили вспомнить его самые яркие высказывания о России, а кроме того, выяснить, почему его идеи по-прежнему не сдают позиций в умах прогрессивной российской общественности.

Роман Лейбов, литературовед, доцент Тартуского университета:
Школьная программа — вот секрет популярности Гоголя. Про тех писателей, которых в школе проходят, знают по инерции. Но вообще среднестатистически читают очень мало, это общая тенденция, в России усугубляемая традиционным антиинтеллектуализмом, расцветшим в последнее время. И потом, писатель-то гениальный, и язык с формами жизни не так далеко ушли.

Кирилл Серебренников, режиссер, художественный руководитель «Гоголь-центра»:
Русская литература — это, наверное, лучшее, что произвела Россия в интеллектуальной нематериальной сфере. Из всей литературы то, что написано Гоголем, совершенно уникально по языку, смыслам, по насыщенной талантливости. Надо не забывать, что Николай Васильевич был украинец, до какого-то возраста он не говорил по-русски.

Работа над «Мертвыми душами» оставила определенное впечатление (Кирилл Серебренников — режиссер спектакля «Мертвые души» в «Гоголь-центре». — «Газета.Ru»). Во-первых, тексты, которые писали люди в XIX веке, прославившие русскую словесность, были написаны от руки. Это hand-made русский язык — язык, который мы в принципе теряем. Это тщательная работа над словом, над каждым звукосочетанием. Объясняется такой подход к языку, видимо, тем, что тексты были предназначены в том числе для публичного чтения. Прежде чем публиковать текст массовым тиражом, автор читал его публично. Эти тексты невероятно звучащие.

Читайте также:  и час настал крестилась русь

Многие современные тексты иные, не говоря уже о нашем языке, который скукоживается и деформируется. В больших классических произведениях заложена определенная музыка. Если эту музыку услышать и заставить звучать на сцене, то можно говорить о правильном подходе к работе с такими текстами. Гоголь абсолютно музыкален, по музыкальным законам сделана поэма «Мертвые души».

Владимир Березин, писатель, эссеист:
Дело в том, что Гоголь выглядит в школьной программе не таким угрюмо-серьезным, как Достоевский, и не таким назидательным и величественным, как Толстой. Он близок к сказке, а значит, к фантастике. Гоголь разошелся в десятках крылатых выражений: «поднимите мне веки», «я тебя породил, я тебя и убью», «редкая птица долетит», «докатится ли это колесо», не говоря уже об оде русскому непечатному слову, которая поется автором сразу после того, как неизвестный крестьянин метко обрисовал помещика Плюшкина. То есть это такой разошедшийся на анекдоты популярный писатель — типа Пелевина.

К тому же у Гоголя не только книги, но и жизнь случилась вполне мистическая. Странно жил, боялся быть похороненным заживо и найден потом в гробу в перемененной позе, куда-то девалась его голова, кажется, не знал женщин, подозревался потомками в некрофилии. Не важно, где правда, а где нет, но на массовое сознание такие штуки действуют гипнотически. Начни рассказывать про жизнь Лескова, этого нашего прозеванного гения, — такой фактуры не найдешь вовсе.

Ну и наконец, он действительно великий писатель — со своими сюжетами и, главное, со своим неповторимым языком. Причем, как аккуратно писали советские литературоведы, под конец жизни находился в духовных исканиях. Но если внимательно почитать «Избранные места из переписки. », то видно, что все эти искания нормальные, не привязанные к его времени: «Ну что за напасть, ведь плохо же живем, а ведь могли бы куда лучше. Не воровать так оголтело, не пьянствовать, друг друга не мучить. Ну надо же с этим что-то делать, а?!»

Николай Васильевич Гоголь

О том, как полюбить Россию
Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. («Нужно любить Россию», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О том, в чем сила русского языка
Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. («Мертвые души»).

О том, почему никому нельзя верить
Что ж? разве мало мест и поприщ в России? Оглянитесь и обсмотритесь хорошенько, и вы его отыщете. Вам нужно проездиться по России. Вы знали ее назад тому десять лет: это теперь недостаточно. В десять лет внутри России столько совершается событий, сколько в другом государстве не совершится в полвека. Вы сами заметили, живя здесь, за границей, что в последние два, три года даже начали выходить из нее и люди совершенно другие, не похожие ни в чем с теми, которых вы знали еще не так давно.

Еще никогда не бывало в России такого необыкновенного разнообразия и несходства во мнениях и верованиях всех людей, никогда еще различие образований и воспитанья не оттолкнуло так друг от друга всех и не произвело такого разлада во всем. Сквозь все это пронесся дух сплетней, пустых поверхностных выводов, глупейших слухов, односторонних и ничтожных заключений. Все это сбило и спутало до того у каждого его мненье о России, что решительно нельзя верить никому. Нужно самому узнавать, нужно проездиться по России. («Нужно проездиться по России», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О том, зачем приглядываться к людям
Таким же самым образом, как русский путешественник, приезжая в каждый значительный европейский город, спешит увидеть все его древности и примечательности, таким же точно образом и еще с большим любопытством, приехавши в первый уездный или губернский город, старайтесь узнать его достопримечательности. Они не в архитектурных строениях и древностях, но в людях. Клянусь, человек стоит того, чтоб его рассматривать с большим любопытством, нежели фабрику и развалину. Попробуйте только на него взглянуть, вооружась одной каплей истинно братской любви к нему, и вы от него уже не оторветесь — так он станет для вас занимателен. («Нужно проездиться по России», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О том, что случается с великодушием
В природе человека, и особенно русского, есть чудное свойство: как только заметит он, что другой сколько-нибудь к нему наклоняется или показывает снисхождение, он сам уже готов чуть не просить прощенья. Уступить никто не хочет первый, но как только один решился на великодушное дело, другой уже рвется как бы перещеголять его великодушьем. («Нужно проездиться по России», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О том, кому нужен язык Пушкина
Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племен. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров… Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой невозможно. (Г.П. Данилевский «Знакомство с Гоголем». «Из литературных воспоминаний»).

Читайте также:  алик ветров геленджик биография

О том, почему перессорились честные и добрые люди
Все перессорилось: дворяне у нас между собой, как кошки с собаками; купцы между собой, как кошки с собаками; мещане между собой, как кошки с собакам; крестьяне, если только не устремлены побуждающей силой на дружескую работу, между собой, как кошки с собаками. Даже честные и добрые люди между собой в разладе. («Нужно проездиться по России», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О том, как устроена ответственность
Во всех упреках и выговорах, которые станешь делать уличенному в воровстве, лености или пьянстве, ставь его перед лицом Бога, а не перед своим лицом; покажи ему, чем он грешит против Бога, а не против тебя. И не упрекай его одного, но призови его бабу, его семью, собери соседей. Устрой так, чтобы на всех легла ответственность и чтобы все, что ни окружает человека, упрекало бы и не давало бы ему слишком расстегнуться. («Русский помещик», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О том, какова сила слова
Мужика не бей. Съездить его в рожу еще не большое искусство. Это сумеет сделать и становой, и заседатель, даже староста; мужик к этому уже привык и только что почешет слегка у себя в затылке. Но умей пронять его хорошенько словом; ты же на меткие слова мастер. Ругни его при всем народе, но так, чтобы тут же обсмеял его везде народ; это будет для него в несколько раз полезней всяких подзатыльников и зуботычин. («Русский помещик», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О том, как нелегко руководить
Очень знаю, что теперь трудно начальствовать внутри России — гораздо труднее, чем когда-либо прежде, и, может быть, труднее, чем на Кавказе. Много злоупотреблений; завелись такие лихоимства, которых истребить нет никаких средств человеческих. Знаю и то, что образовался другой незаконный ход действий мимо законов государства и уже обратился почти в законный, так что законы остаются только для вида; и если только вникнешь пристально в то самое, на что другие глядят поверхностно, не подозревая ничего, то закружится голова у наиумнейшего человека. («Занимающему важное место», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О том, зачем нужно внимательнее вглядываться в себя
Дело идет теперь не на шутку. Прежде чем приходить в смущенье от окружающих беспорядков, недурно заглянуть всякому из нас в свою собственную душу. Загляните также и вы в свою. Бог весть, может быть, там увидите такой же беспорядок, за который браните других; может быть, там обитает растрепанный, неопрятный гнев, способный всякую минуту овладеть вашею душою… («Страхи и ужасы», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О том, как важно самому держать себя в руках
Нужно развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый держал сам себя в руках, а не то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона, чтобы он видел сам, чем он подлец перед своей должностью; словом — чтобы он был введен в значенье высшей своей должности. («Занимающему важное место», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

Всяк должен подумать теперь о себе, именно о своем собственном спасении. Но настал другой род спасенья. Не бежать на корабле из земли своей, спасая свое презренное земное имущество, но, спасая свою душу, не выходя вон из государства, должен всяк из нас спасать себя самого в самом сердце государства. («Страхи и ужасы», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О силе воли русского человека
Иной раз, право, мне кажется, что будто русский человек — какой-то пропащий человек. Нет силы воли, нет отваги на постоянство. Хочешь все сделать — и ничего не можешь. Все думаешь — с завтрашнего дни начнешь новую жизнь, с завтрашнего дни сядешь на диету — ничуть не бывало: к вечеру того же дни так объешься, что только хлопаешь глазами и язык не ворочается; как сова сидишь, глядя на всех, — право и этак все. («Мертвые души»).

О старых заблуждениях нового поколения
Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. («Мертвые души»).

О загадочной русской душе
Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью! («Мертвые души»).

О всемогущем слове «вперед!»
Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: ВПЕРЕД! кто, зная все силы и свойства, и всю глубину нашей природы, одним чародейным мановением мог бы устремить на высокую жизнь русского человека? Какими словами, какой любовью заплатил бы ему благодарный русский человек. Но века проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово. («Мертвые души»).

О том, как приехать в пункт назначения
Русский возница имеет доброе чутье вместо глаз; от этого случается, что он, зажмуря глаза, качает иногда во весь дух и всегда куда-нибудь да приезжает. («Мертвые души»).

И, наконец, о том, куда все же несется птица-тройка
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони!

Читайте также:  подкаст про историю россии

Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства. («Мертвые души»).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. »

Павел Иванович Чичиков как зеркало русского обмана

malyi nov 730

«Театрал» обратился к исполнителям роли Чичикова разных жанров и поколений и предложил ответить на три вопроса:

1. Какие черты русского характера отражал ваш Чичиков?

2. В чем актуальность Чичикова сегодня?

3. Можете ли ответить на вопрос: куда несешься ты, Русь?

(Чичиков в моноспектакле «Мертвые души. Последние главы». Реж. М. Розовский. Премьера состоялась в рамках Творческого объединения «Союзтеатр» в 1988 году)

1. Желание обмануть высшее над собой Начальство. У каждого свой Начальник. У Чичикова, у Ноздрева, у подлецов-кузнецов, а чиновная особа Самосвистов «…высшее над собой начальство считал чем-то вроде неприятельской батареи, сквозь которую нужно пробиваться, пользуясь всяким слабым местом, проломом или упущением».

2. Павел Иванович объезжал пространную Россию, и это единственный персонаж «Мертвых душ», который что-то делает… Павел Иванович как трудолюбивое насекомое, крутится-вертится, зарабатывает деньги, чтобы «в довольствии остаток дней прожить». Чем не герой нашего времени? При этом, заметьте, он рассуждает: «…несчастным я не сделал никого, я не ограбил вдову, не пустил никого по миру, брал там, где всякий брал бы… Кто ж теперь зевает на должности?» Но ведь так же оправдывает себя всякий прохиндей и жулик. Мелкий или крупный. Гоголю он не нравится, нам он не нравится, но в повести других-то нет.

3. У Валентина Гафта есть эпиграмма: «Куда ты, птица-тройка, нас несешь? Пора заправиться, поешь овса немного. Потом опять скачи, авось поймешь, Что это кольцевая, бл…, дорога». Лучше и не скажешь. Куда несется Русь-тройка? Я всякий раз предлагаю современному молодому зрителю дать свои ответы. Но… «смеется текущее поколение и самонадеянно гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми так же потом посмеются потомки».

(Чичиков в спектакле «Похождение, составленное по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», МХТ им. Чехова. Реж. Миндаугас Карбаускис, 2006)

1. Мой Чичиков – человек с детской душой. Это ребенок, который живет внутри каждого из нас. Родители однажды проводили его в школу и дали те самые наставления, которыми он пользуется всю жизнь (с плохим не водись, береги копейку, Павлуша). И вот в этой детскости вся проблема. Если уж мы что-то делаем, то делаем это искренне, по-детски, не задумываясь о последствиях. Отдаем все силы, все эмоции. Как пелось в гимне «До основанья, а затем…» Бесшабашность – вот основная беда. А последствия прямо по Шукшину: «А поутру они проснулись…»

2. Я бы не говорил об актуальности, а скорее – злободневность. Злободневность в том, что огромное количество людей участвует в махинациях. Каких бы то ни было! Рекламных, коммерческих, торговых… Чичиков не сам придумал махинацию, но тем не менее использует готовую схему – подражает прохиндеям и авантюристам, которых у нас до сих пор хватает. Чичиков – очередной прохиндей, который, конечно, невысокого полета. Ему для счастья нужно всего лишь 200 тысяч. Сами понимаете, для современных аферистов это ничтожная сумма. Поэтому Чичиков для меня – маленький человек, ребенок, задержавшийся в непонятном возрасте, который не молод и не стар.

3. И сразу всплывает фраза: «Ах, какой же русский не любит быстрой езды…» Русь-тройка всегда будет нестись куда-то, и ее постоянно придется сдерживать… Даже если на всем протяжении пути расставить посты ГАИ и гаишники будут в кустах – все равно превышение скорости будет очевидно. Мне бы не хотелось создавать впечатлений, будто Русь-тройка мчится в какую-то бездну. Нет, все в наших руках. Работать надо, закалять характеры, воспитывать детей… Тогда и дорога окажется прямой, и гаишники добрые.

(Чичиков в спектакле «Мертвые души». Театр им. Маяковского. Реж. Сергей Арцибашев, 2005)

1. Совесть, мечущаяся между ангелами и бесами.

2. Как и всегда, стремление к стабильной счастливой жизни в окружающей действительности.

3. Никуда конкретно. Это бег по кругу.

(Чичиков в спектакле «Нумер в гостинице города N». Центр им. Вс. Мейерхольда. Реж. Валерий Фокин, 1994)

1. Чичиков не идеальный герой. И у него нет массы качеств, которые необходимы хорошему человеку. Он монстр, потому что блефует. А склонность к блефу – это антинорма и нормальный человек все-таки держится за реалии, не хочет никого надувать. И проще жить нормальному человеку – не выдавая себя за кого-либо, не воруя. А Чичиков выходит за норму. Он авантюрист и прохиндей. Сказать, что эта черта есть в русском характере? Но ведь не только в русском, это общечеловеческая черта. А в русском характере есть пассивное отношение к Чи-чи-ко-вым. И эти Чичиковы сидят на голове у нормального человека.

2. Любая классика актуальна. Я ничего нового в этот образ не привнес. Все, что меня просил режиссер вслед за Гоголем, то я и делал. Человек с его слабостями и недостатками остается, ничего в нем не меняется, меняются только названия правящих партий.

3. Если не остановить одичание русского народа, то ни о какой нормальной здоровой перспективе речи быть не может. А одичание происходит. Падение культуры катастрофическое, поэтому несется Русь-тройка в болото. И надо спасаться здравым смыслом. А здравый смысл без культурного человека невозможен. Либо культурный человек, либо дикарь.

(Чичиков в спектакле «Мистификация». Театр «Ленком». Реж. Марк Захаров, 1999)

1. Абсолютный авантюризм.

2. В России Чичиков актуальным будет всегда, потому что здесь очень широкое поле для огромного количества авантюристических идей. И в России это всегда было и никогда не прекратится.

3. Я надеюсь, что она несется в правильном направлении.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector