Плутарх изречения царей и полководцев
В настоящем издании представлены «Застольные беседы» Плутарха, где в девяти книгах даются его непринужденные рассуждения о самых разнообразных предметах: об удобоваримости пищи, о числе муз, о видах танцев и т. д., причем все они переплетаются с обильными и удачными цитатами из поэтов и прозаиков.
Издание дополнено некоторыми сочинениями из корпуса «Moralia», примыкающие к темах и идеях «Застольных бесед», а также и развернутым научным апаратом.
СОДЕРЖАНИЕ:
ЗАСТОЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ. Пер. Я.M. Боровского
ДОПОЛНЕНИЯ
Римские вопросы. Пер. Н.В. Брагинской (180).
Греческие вопросы. Пер. Н.В. Брагинской (223).
Пир семи мудрецов. Пер. М.Л. Гаспарова (242).
О доблести женской. Пер. Я.М. Боровского (263).
Изречения спартанцев. Пер. М.Н. Ботвинника (287).
Древние обычаи спартанцев. Пер. М.Н. Ботвинника (331).
Изречения спартанских женщин. Пер. М.Н. Ботвинника (336).
Изречения царей и полководцев. Пер. М.Л. Гаспарова (340).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Я.М. Боровский. Плутарх и его «Застольные беседы» (389).
ПРИМЕЧАНИЯ
Застольные беседы. Сост. И.М. Ковалева, О.Л. Левинская (401).
Римские вопросы. Сост. Н.В. Брагинская (476).
Греческие вопросы. Сост. Н.В. Брагинская (503).
Пир семи мудрецов. Сост. М.Л. Гаспаров (515).
О доблести женской. Сост. Я.М. Боровский (520).
Изречения спартанцев. Сост. М.Н. Ботвинник (526).
Древние обычаи спартанцев. Сост. М.Н. Ботвинник (554).
Изречения спартанских женщин. Сост. М.Н. Ботвинник (556).
Изречения царей и полководцев. Сост. М.Л. Гаспаров (558).
Указатель собственных имен. Сост. Н.А. Чистякова (567).
Список сокращений (584).
Плутарх изречения царей и полководцев
из Плутарха: «ИЗРЕЧЕНИЯ ЦАРЕЙ И ПОЛКОВОДЦЕВ»
перевод М. Л. Гаспарова
Скилур, у которого было 80 сыновей, предложил им, умирая, связку стрел, чтобы каждый попробовал её сломать; но все отказались. Тогда он, вынимая стрелы по одной, переломил их все без труда и сказал в поучение, что все они будут сильны, пока стоят заодно, и станут бессильны, как только разрознятся и поссорятся.
Архелай болтливому цирюльнику на вопрос, как его постричь, он сказал: «Молча!».
Тогда нечего быть царём!
Одна нищая старушка часто докучала Филиппу просьбами рассудить её, и он ей сказал: «У меня нет времени», а она крикнула: «Тогда нечего быть царём!». И он, подивясь таким словам, с тех пор рассуждал на месте не только её, но и всех других.
Кто готовит оружие
Индийский прославленный стрелок
Среди индийцев был прославленный стрелок, который будто бы умел пускать стрелы так, что они пролетали сквозь перстень. Захватив его в плен, Александр велел ему показать своё искусство; тот отказался, и Александр в гневе послал его на казнь. Уходя, индиец сказал воинам, которые его вели, что он уже много дней не упражнялся с луком и поэтому боялся промахнуться. Услышав это, Александр в восхищении отпустил и одарил его за то, что он предпочёл лучше умереть, чем оказаться ниже своей славы.
Царю более пристало обогащать не себя
Птолемей, сын Лага, часто и ел и спал у друзей своих; а когда ему случалось угощать их, он у них же брал для этого столы, и покрывала, и посуду, потому что сам ничего не имел, кроме самого необходимого: царю, говорил он, более пристало обогащать не себя, а других.
Не снимая панцирей и шлемов
Антигон, увидя воинов, которые играли в мяч, не снимая панцирей и шлемов, он порадовался и велел позвать их начальников, чтобы их похвалить. Ему доложили, что начальники пьют вино; и тогда он их разжаловал, а на место их назначил этих воинов.
Прекрасное и справедливое
Евмен, подвергшийся коварному нападению Персея, считался погибшим; и когда весть об этом достигла Пергама, то брат его Аттал увенчал себя диадемой, взял за себя жену брата и сделался царём сам. Узнав, однако, что брат его жив и возвращается, он вышел к нему навстречу, как обычно. Окружённый телохранителями и с копьём в руке. Евмен приветливо обласкал его, а на ухо шепнул: «Не рвись жениться, не увидев мёртвого!». И с тех пор до конца жизни он ни словом, ни делом не выказал ни малейшего недоверия брату, а умирая, передал ему жену и царство. А тот за это не стал воспитывать для царствования ни одного из своих сыновей, которых было много, а вместо этого, ещё при жизни своей, как только сын Евменов перешёл в возраст, передал царство ему.
Когда Еврибиад не решался принимать морской бой, а Фемистокл ободрял эллинов и побуждал их к битве, то Адимант сказал ему: «Кто на состязаниях стартует слишком рано, того бьют, Фемистокл!» — а Фемистокл ответил: «А кто стартует слишком поздно, тот не получает венка, Адимант!»
Красавец Антифат, в которого Фемистокл был влюблен, избегал его и пренебрегал им, но когда Фемистокл достиг великой славы и силы, то сам пришел и стал к нему ласкаться. «Поздно, мальчик,— сказал Фемистокл,— теперь мы оба стали умнее».
Хороший человек и богатый человек
Когда за дочь Фемистокла сватались хороший человек и богатый человек, он выбрал первого, сказав: «Лучше пусть человек нуждается в деньгах, чем деньги в человеке».
Услышав, что афиняне бранятся на него, Фемистокл сказал: «Как вам не надоест столько раз получать благодеяния все от одних и тех же людей?» А себя он сравнивал с платаном: в ненастье под ним укрываются, а в погожий день обламывают ветки и отщипывают листья.
Когда афиняне шумели о том, чтобы изгнать Аристида Справедливого остракизмом, к нему подошел какой-то человек, неученый и неграмотный, с черепком в руке и попросил написать ему имя Аристида. «Ты знаешь Аристида?» — спросил Аристид.— «Нет,— ответил тот,— но мне надоело слушать, как все его только и зовут, что Справедливый да Справедливый». И Аристид, не сказав ни слова, написал свое имя и отдал ему черепок.
Перикл, избираемый стратегом, всякий раз, надевая военный плащ, говорил себе: «Осторожней, Перикл: ты начальствуешь над свободными людьми, и к тому же над эллинами, и к тому же над афинянами».
Нет хуже, чем когда полководец
Располагаясь станом в земле союзной и дружеской, Ификрат заботливо окружал его и рвом и тыном. А на вопрос «чего ты боишься?» он ответил: «Нет хуже, чем когда полководец говорит: «Этого я не ожидал!»
Афиняне делали сбор на какое-то жертвоприношение, и все уже дали деньги и настойчиво требовали от Фокиона; но он ответил: «Стыдно бы мне было вам дать, а вот этому не отдать»,— и показал на своего заимодавца.
Александр потребовал у афинян кораблей, и народ подступал к Фокиону, чтобы тот высказал свой совет. Фокион встал и сказал: «Советую вам или быть сильными, или дружить с сильными».
Подождать и сперва проверить
Ты не лучше, чем Александр
Вскоре афиняне были побеждены и приняли гарнизон Антипатра. Начальник его Менилл предлагал Фокиону деньги, но тот в негодовании, сказал: «Ты не лучше, чем Александр, а цель твоя хуже, чем у Александра: отказавши Александру, как же я возьму у тебя?»
В Афинах у него два друга
Антипатр говорил, что в Афинах у него два друга: Фокион, которого ничего не заставишь взять, и Демад, которого ничем не насытишь, дав.
Антипатр хотел, чтобы он сделал что-то несправедливое; Фокион сказал: «Нельзя, Антипатр, иметь в Фокионе сразу и друга и льстеца».
Один из тех, кто был приговорен вместе с ним, все время роптал и возмущался. Фокион сказал ему «И ты недоволен, Фудипп, что умираешь вместе с Фокионом?»
Уже подавая отраву
Уже подавая Фокиону отраву, его спросили, не хочет ли он чего завещать сыну. Он сказал: «Об одном его прошу: не хранить зла против афинян!»
Царь Телекл, когда брат его пожаловался, что граждане его не так уважают, как царя, ответил: «Это потому, что ты не умеешь терпеть обид».
Кто лучше судит о границах
Аргивяне спорили с лакедемонянами за землю, и доводы их были явно справедливее; тогда Лисандр, обнажив меч, сказал: «У кого в руках вот это — тот и о границах лучше судит».
Когда лакедемоняне победили афинян с союзниками при Коринфе и Агесилай узнал, сколько там полегло врагов, то воскликнул: «Бедная Эллада! ты столько погубила своих, сколько бы хватило победить всех варваров».
После битвы при Левктрах все, кто дрогнул, по закону должны были лишиться прав; но эфоры, видя, что так город останется без граждан, решили отменить закон и поручили это Агесилаю. Он выступил и приказал: «Блюсти закон, но начиная с завтрашнего дня».
Клеомен сказал человеку, обещавшему ему таких петухов, которые бьются до смерти: «Лучше дай мне таких, которые бьются до победы!».
Евдамид, увидев в академии дряхлого Ксенократа, который занимался с учениками философией, и узнав, что это он ищет добродетель, спросил так: «А что он с нею, такой старый, будет делать, когда найдёт?».
Чуть было ни казнили
Эпаминонд, возвращаясь из Лаконики, он со своими товарищами по начальству едва не попал под уголовное обвинение за то, что был беотархом на четыре месяца дольше положенного. Он попросил товарищей свалить свою вину на него, как будто он их принудил, а о себе сказал, что говорить речи он умеет хуже, чем делать дело, но если нужно будет говорить перед судьями, он скажет: «Если вы меня казните, то на могильной плите напишите ваш приговор, чтобы эллины знали: это против воли фиванцев Эпаминонд заставил их выжечь Лаконику, 500 лет никем не жженую, отстроить Мессену, 230 лет как разрушенную, собрать и объединить Аркадию, а для всех эллинов добиться независимости: ибо все это было сделано именно в этом походе». И судьи со смехом разошлись, не взяв даже в руки камешков для голосования.
Больше в Фивах стратегов нет
В последней битве раненый и вынесенный с поля, Эпаминонд позвал Даифанта, потом Иолаида, но ему сказали, что они убиты; тогда он велел заключать с неприятелем мир, потому что больше в Фивах стратегов нет. И слова его подтвердились,— так хорошо он знал своих сограждан.
Плутарх изречения царей и полководцев
Перевод: М. Л. Гаспаров.
172 В Плутарх императору Траяну желает благополучия.
Рассказывают нам, о великий государь Цезарь Траян, будто персидский царь Артаксеркс, полагая, что царственность и человеколюбие требуют не только дарить великие дары, но и благосклонно и милостливо принимать малые, однажды в дороге встретил простого мужика, и тот, так как у него ничего не было для царя, зачерпнул ладонями воды из реки и поднёс ему, а царь принял этот подарок с радостью и приветил его улыбкою, отвечая благодарностью не на пользу подарка, а на доброе
С намерение дарящего. А Ликург у себя в Спарте нарочно устроил жертвоприношения как можно более простые, чтобы граждане могли всегда с готовностью и без труда чтить богов тем, что у них есть. Вот и я с такою мыслью подношу тебе как ничтожный дружеский дар эти общедоступные начатки философического урожая, чтобы ты в этих заметках увидел моё доброе намеренье, а быть может, и пользу, если что-нибудь здесь послужит
D к пониманию нравов и наклонностей владык, выражаемых лучше их словами, чем делами. В самом деле, хоть у меня и есть сочинение о жизни славнейших римских и эллинских владык, законодателей и царей, но ведь из дел их многие совершены не без вмешательства случая, тогда как словесные из высказывания и изречения в сопоставлении с их делами, испытаниями и превратностями позволяют ясно, как в зеркале, наблюдать строй мысли каждого из них. Так, перс Сирамн, когда окружающие удивлялись, что слова его разумны, а дела неудачны, сказал им, что в словах своих он властен, а в делах его властны судьба и великий царь.
Е другой моей книге изречения героев и их дела изложены рядом, и благосклонному слуху нужно время, чтобы разобраться в них; а здесь все высказывания представлены отдельно и совокупно, как истоки и образчики их образа жизни, и поэтому я думаю, что не заставлю тебя тратить время и ты сможешь быстро обозреть многих мужей, показавших себя достойными памяти.
2. Кир говорил: кто не хочет сам себе добра, того следует понуждать делать добро другим; а быть правителем недостоин тот, кто сам не лучше управляемых.
3. Когда персы хотели сменить свой горный каменистый край на иной,
F равнинный и мягкий, Кир этого не позволил, сказав: как семена растений, так и нравы людей бываю таковы, какова их земля.
1. Дарий, отец Ксеркса, говорил в похвалу себе, что в битвах и перед лицом опасности он становится только разумнее.
173 2. Назначая подданным подати, он послал за начальниками всех областей и спросил, не тяжелы ли у них подати; те заверили, что не более чем умеренны; и тогда Дарий распорядился с каждого убавить подать вдвое.
Семирамида, выстроивши себе гробницу, написала на ней так: «Кому из
1. Ксеркс, сын Дария, спорил за власть с братом своим Ариаменом, вышедшим на него из Бактрианы. И вот Ксеркс послал ему подарки, а посланным велел сказать так: «Этими дарами воздаёт тебе честь брат твой Ксеркс; а если будет он провозглашён царём, то из всех ты станешь
С при нём наибольшим». И когда Ксеркс подлинно был провозглашён царём, то Ариамен тотчас перед ним простёрся и возложил на него диадему, а Ксеркс его поставил над персами вторым после себя.
3. Когда принесли ему аттические сухие винные ягоды, он сказал, что не будет есть их, купленные за деньги, а будет лишь тогда, когда завладеет рождающей их землёй.
4. Эллинским соглядатаям, схваченным в его стане, он не сделал зла, а приказал безопасно обойти и обозреть всё его воинство и с тем отпустил.
D 1. Артаксеркс, сын Ксеркса, прозванный длинноруким, потому что одна его рука была длиннее другой, говорил, что царское дело не в том, чтобы брать, а в том, чтобы давать.
2. Он первый дозволил тем, кто с ним охотился, нападать на зверя раньше, чем он сам, если будет к тому желание и возможность.
3. Он первый распорядился, чтобы в наказание за проступок какого-нибудь вельможи не бичевать тело и вырывать волосы виновному, а бичевать сброшенное им платье и вырывать нити из снятой с него тиары.
4. Спальник Сатибарзан просил его об одном неправом деле. Узнавши,
Е что за просьбу эту он взял 30000 дариков, Артаксеркс приказал принести 30000 дариков из казны, дал ему и сказал: «Возьми, Сатибарзан! дав их тебе, я не стану беден, а сделав, о чём ты просишь, стану несправедлив».
Кир Младший, приглашая лакедемонян быть ему союзниками, сказал, что духом он твёрже, чем брат, вина несмешанного пьёт больше, чем брат, а пьянеет от вина меньше; и что как на охоте брат его едва держится на
7. Артаксеркс Мнемон.
1. Артаксеркс Мнемон, брат его, не только до себя допускал беспрепятственно всякого встречного, но и жене своей приказал в повозке её снять занавеси, чтобы к ней могли обращаться в пути все нуждающиеся.
2. Когда один бедняк поднёс ему небывалой величины яблоко, он принял
174 его ласково и сказал: «Клянусь Митрою, мне думается, что если этому человеку вверить город, то и его он из малого сделает большим».
3. Однажды в бегстве, лишаясь всего, что с ним было, он поел сухих смокв и ячменного хлеба и молвил: «Какой сладости не доводилось мне знать!».
Парисатида, мать Кира и Артаксеркса, говорила, что если кто хочет вольно говорить с царём, тому надобны шёлковые слова.
В Оронт, зять царя Артаксеркса, навлекши его гнев и будучи наказан бесчестием, сказал так: «Как в ручном счёте пальцы могут означать то единицы, то тысячи, так и царские друзья могут оказываться то всем, то ничем».
Мемнон, воевавший за царя Дария против Александра, услыхав, как один наёмник много бранил и порочил Александра, ударил его копьём и сказал: «Я тебе плачу за то, чтобы ты не бранился, а бился против Александра!».
11. Цари египетские.
С Цари египетские имеют обычай с назначаемых судей брать присягу, что даже если царь предпишет им неправый приговор, они его не вынесут.
Полтис, царь фракийский, к которому во время Троянской войны пришли посольства сразу от троян и от ахеян, предложил Александру отдать Елену и принять за это от него не одну, а целых двух красавиц.
D Терей, отец Ситалка, говорил, что когда он не воюет, а живёт в праздности, то кажется себе не лучше простого конюха.
1. Котис человеку, подарившему ему барса, подарил в ответ льва.
2. От природы он был гневлив и жестоко наказывал за оплошности тех, кто ему прислуживал. И вот, когда один гость преподнёс ему глиняные вазы, лёгкие и хрупкие, с очень искусными и похожими изображениями, как выпуклыми, так и вогнутыми, то гостя он одарил, а все вазы разбил вдребезги, объяснив: «Чтобы от гнева не наказать слишком жестоко тех, кто разобьёт их».
Е Иданфирс, царь скифов, на которого шёл Дарий, посоветовал ионийским тиранам разрушить за царём мост через Истр и разойтись восвояси; а когда те не пожелали, сохраняя верность Дарию, то обозвал их рабами, благонравными и к бегству неспособными.
1. Антей написал царю Филиппу так: «Ты владычествуешь над македонянами, привычными воевать с людьми, а я над скифами, умеющими бороться с голодом и жаждой».
3. Взявши в плен знаменитого флейтиста Исмения, он велел ему сыграть
F на флейте; но когда все пришли в восторг, то сказал: «Клянусь, ржание коня для меня приятнее!».
Скилур, у которого было 80 сыновей, предложил им, умирая, связку стрел, чтобы каждый попробовал её сломать; но все отказались. Тогда он, вынимая стрелы по одной, переломил их все без труда и сказал в поучение, что все они будут сильны, пока стоят заодно, и станут бессильны, как только разрознятся и поссорятся.
175 1. Гелон-тиран, победив карфагенян при Гимере, при заключении мира заставил их вписать в его условия обязательство, что они не будут больше приносить детей в жертву Кроносу.
2. Сиракузян он не раз выводил, как на войну, на посев полей, чтобы и земля делалась лучше от возделывания, и люди не делались хуже от праздности.
В 4. Однажды на пиру, когда по кругу передавали лиру и все подряд играли на ней и пели песни, он велел привести коня и вскочил на него легко и ловко.
1. Гиерон, который был тираном после Гелона, говорил, что ничья свободная речь не бывала перед ним неуместна.
2. Он полагал, что одинаково дурно делает и тот, кто разглашает тайну, и тот, кто его слушает, потому что нам ненавистен не только тот, кто говорит, но и тот, кто слышит то, что нам неугодно.
3. Кто-то попрекнул его дурным запахом изо рта, и он стал корить жену, что она ему никогда об этом не говорила; но жена сказала: «Это потому, что я думала, что такой же запах у всех мужчин».
С 4. Ксенофану Колофонскому, пожаловувшемося, что ему трудно кормить двух рабов, он сказал: «А как же Гомер, над которым ты насмехаешься, и мёртвый кормит многие тысячи?».
5. Эпихарма, сочинителя комедий, он наказал за то, что тот сказал перед женою ей нечто неположенное.
20. Дионисий Старший.
D 2. В самом начале его правления он был осаждён восставшими против него гражданами, и друзья советовали ему сложить власть, если он не хочет умереть насильственной смертью; но он, посмотрев, как быстро падает бык под ударом мясника, сказал: «Не стыдно ли мне, убоявшись столь краткой смерти, отказаться от долгой власти?».
4. В другой раз, придя к нему и увидев много золотых и серебряных сосудов, он воскликнул: «Не получится из тебя тирана! столько застольного добра получил ты от меня, и за всё это не приобрёл ни единого друга!».
7. Сурово наказывая всех преступников, он был мягок только к уличным грабителям, потому что хотел, чтобы сиракузяне перестали ходить друг к другу на ужины и попойки.
8. Один приезжий предложил сообщить ему наедине, какое есть средство раскрывать заговоры. Дионисий призвал его к себе и приказал
176 говорить. Тот сказал: «Дай мне талант, и люди подумают, что я и вправду открыл тебе, как узнавать заговорщиков». Дионисий дал ему талант, сделал вид, будто узнал всё, что хотел, и был в восторге от хитрости собеседника.
9. На вопрос, есть ли у него свободное время, он ответил: «Нет, и никогда пусть не будет!».
10. Прослышав, что двое юношей за вином говорили много дурных слов про него и тираническую власть, он позвал обоих к себе на ужин. Здесь он увидел, что один из них много пил и много болтал, а другой пил
В мало и осмотрительно. Первого он отпустил, рассудив, что к пьянству он склонен от природы, а к злословию от пьянства, второго же казнил как человека неблагонадёжного и умышляющего враждебное.
11. Его укоряли, что он чествует и выдвигает одного человека, дурного и всеми нелюбимого. Он ответил: «Я хочу, чтоб хоть кого-то люди ненавидели больше, чем меня».
12. Коринфские послы, которым он предложил подарки, отказались от них, сославшись на закон о том, чтобы послам не принимать подарков от правителей; Дионисий сказал: «Нехорошо вы делаете, что лишаете тиранов единственного, что они могут сделать хорошего, и показываете людям, что от тирана и добро опасно».
13. Прослышав, что у одного горожанина в доме зарыты деньги, он
С велел принести их себе. Но владелец утаил немного этих денег, бежал в другой город и там купил себе на них землю. Тогда Дионисий послал и предложил ему теперь, когда он пустил богатство в ход и не оставит больше втуне, взять назад и все остальные деньги.
21. Дионисий Младший.
1. Дионисий Младший говорил, что кормит стольких софистов не потому, что восхищается ими, а для того, чтобы они восхищались им.
2. Диалектик Поликсен сказал, что победил его в споре. «Спор спором,
3. Будучи низвергнут, он на вопрос, чем помогли ему философы и Платон, ответил: «Тем, что я теперь без труда переношу такую перемену судьбы».
5. Другому на тот же вопрос он ответил: «Отец оставил мне свою власть,
Е но не своё счастье».
1. Агафокл был сыном горшечника, а сделавшись хозяином Сицилии и провозглашённый царём, он стал на пирах выставлять глиняные чаши рядом с золотыми и, показывая на них юношам, объяснять, что когда-то он делал вот такие горшки, а теперь делает то, что он делает, и всё это лишь благодаря усердию и мужеству.
F жителей в рабство и сказал: «Бранили вы меня, но расчёт у меня будет с вашими хозяевами».
3. Жители Итаки жаловались, что его моряки, прибитые к их острову, увели их скот. Он ответил: «А ваш царь [Одиссей] когда к нам попал, то не только овец забрал, а ещё и пастуху глаз выколол, прежде чем уехать!».
Дион, низвергши Дионисия, узнал, что против него затеял заговор Каллипп, которому он доверял больше всех из друзей ближних
177 и дальних, но Дион не стал его изобличать, а сказал: «Лучше умереть, чем жить в страхе не только перед врагами, но и перед друзьями!».
2. Болтливому цирюльнику на вопрос, как его постричь, он сказал: «Молча!».
С 1. Филипп, отец Александра, по словам Феофраста, был не только [велик] среди царей, но и в превратностях судьбы и по характеру своему был лучше и умереннее.
3. Когда ему в один день доложили сразу о многих счастливых удачах, он воскликнул: «Пошли мне судьба за всё это доброе немного и недоброго».
4. Когда он победил эллинов, ему советовали поставить по эллинским
F 8. Всех афинян, взятых при Херонее, он отпустил без выкупа, а когда они стали, жалуясь на македонян, требовать от него вдобавок свои плащи и одеяла, то сказал со смехом: «Афиняне, кажется, думают, будто это они проиграли нам партию в кости!»
13. Собравшись сделать стоянку в красивом месте, но вдруг узнав, что там нет травы для ручного скота, он сказал: «Вот наша жизни: живём так, чтобы ослам было по вкусу!»
В 14. Когда он хотел взять одно хорошо укреплённое место, а лазутчики доложили, будто оно отовсюду труднодоступно и необозримо, он спроси: «Так ли уж труднодоступно, чтобы не прошёл и осёл с грузом золота?».
16. Сыну он советовал быть с македонянами ласковым, чтобы войти у них в силу, и даже если царём у них будет другой, то славиться добротою.
17. Вельможам в городах он советовал заводить себе друзей и среди хороших людей и среди
С дурных, чтобы одними пользоваться, а других делать негодными к пользованию.
20. Однажды в пути гостеприимец пригласил его на угощенье, а он позвал с собой много друзей, и хозяин испугался, что у него не хватит на всех еды. Увидев это, Филипп посоветовал каждому оставить в животе место для пирогов; и друзья, поверив ему, в ожидании пирогов ели нежадно, так что еды на всех хватило.
22. Узнав, что Александр попрекает его за побочных детей от разных женщин, он сказал: «Это чтобы ты, видя стольких соискателей царства, стал хорош и добр и был обязан властью не мне, а себе самому».
24. Одного из друзей Антипатра он назначил судьёй, но узнав, что тот красит бороду и волосы, сместил его, сказав: «На кого нельзя положиться в цвете волос, на того нельзя положиться и в делах».
27. Когда его друзья возмущались, что на Олимпийских играх его освистали пелопоннесцы, с которыми он так хорошо обошёлся, он сказал: «Что же было бы, если бы я с ними дурно обошёлся?».
В 28. Однажды в походе он долго спал, а, проснувшись, сказал: «Я спал спокойно, зная, что Антипатр не спит!».
30. Однажды на пиру он стал попрекать музыканта и говорить ему, как надо ударять по струнам. Тот сказал в ответ: «Пусть не случится тебе, царь, знать это лучше, чем я!».
31. Когда он был в ссоре с женою своей Олимпиадою и с сыном, к нему
С пришёл Демарат-коринфянин, и царь спросил, как ладят друг с другом эллины? Демарат ответил: «Не об эллинах бы тебе заботиться, когда у тебя такие нелады в собственном доме!». И царь, собравшись с духом, укротил свой нрав и помирился со своими.
32. Одна нищая старушка часто докучала ему просьбами рассудить её, и он ей сказал: «У меня нет времени», а она крикнула: «Тогда нечего быть царём!». И он, подивясь таким словам, с тех пор рассуждал на месте не только её, но и всех других.
3. Ему привели на ночь женщину; дело было поздним вечером, и он
E спросил: «Отчего так поздно?». Она сказала: «Я ждала, пока заснёт муж». И Александр строго наказал рабов за то, что из-за них он чуть не стал прелюбодеем.
4. Так как он приносил богам щедрые жертвы им не жалел ладана, то бывший при нём дядька Леонид сказал: «Когда будешь владеть землями, приносящими ладан, тогда и будь так расточителен в жертвах!». Когда же Александр и впрямь завоевал эти земли, он послал Леониду такое письмо: «Шлю тебе целый талант ладана и корицы, чтобы т… Продолжение »