памятник рабочий и колхозница в москве история

Содержание

Рабочий и колхозница

По мотивам «Тираноборцев»

Памятник «Рабочий и Колхозница» — символ советской эпохи. Это динамичная скульптурная группа из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Скульптор — Вера Мухина, автор проекта — Борис Иофан.

0385

Скульптуру создали для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH — серп и молот. На такой сюжет его натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где воздетые к небу в руках героев мечи заменили на «мирные» серп и молот.

В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина. Натурщиком для рабочего стал атлет Игорь Басанько, а для колхозницы позировала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н. Львовым: на многотонный каркас навешивали сформованную на деревянных шаблонах оболочку из хромоникелевой стали и сваривали. Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор! Они стали центром притяжения, поэтому не удивительно, что во время монтажных работ вскрылось несколько диверсий. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторяли на множестве сувениров выставки. А про стоявший напротив советского павильона павильон Германии с гербовым орлом на крыше говорили, что тот со стыда отвернул голову.

При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 33) постаменте перед Северным входом ВДНХ.

0383

В 2003 году скульптуру «Рабочий и Колхозница» разобрали. Ее планировали отреставрировать до конца 2005, но из-за финансовых проблем работы затянулись.

Лишь в ноябре 2009 года памятник установили на новый специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана.

4 декабря 2009 года монумент «Рабочий и Колхозница» открыли, а 4 сентября 2010 в его постаменте начал работу музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Там можно узнать историю создания скульптуры по фотографиям, проектам и макетам.

Считается, что с 1947 года скульптура «Рабочий и Колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». Но монумент впервые появился в комедии «Здравствуй, Москва». Известно, что сын Веры Мухиной пытался оспорить в суде право Мосфильма использовать образ Рабочего и Колхозницы, но его иск отклонили.

Источник

Прообразы памятника «Рабочий и колхозница» и другие любопытные факты

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве – один из самых узнаваемых символов советской эпохи. Скульптурная композиция представляет собой фигуры мужчины и женщины, будто устремленные ввысь – к светлому будущему – и поднимающие зажатые в кулак молот и серп.

Правда, со временем забылся тот факт, что «отцом» или, по крайней мере, соавтором памятника является архитектор Борис Михайлович Иофан, разработавший концептуальную и композиционную основу монумента.

Это нисколько не умаляет великий талант Мухиной, воплотившей идею уже в пластике. Причем, этого права она добилась в результате проведенного специального конкурса, в котором участвовали такие известные скульпторы, как Матвей Генрихович Манизер и Иван Дмитриевич Шадр.

pamyatnik rabochemu i

Из истории «Рабочего и колхозницы»

«Рабочего и колхозницу» готовили для Всемирной выставки 1937 года, которая проводилась в Париже. Памятник являлся доминантой советского павильона – его завершением. Он хоть и был выполнен в лаконичном стиле, но представлял собой внушительный по размерам павильон – 165 метров в глубину и почти 35 в высоту (вместе со скульптурной композицией – под 60). Разработал проект все тот же Иофан.

Что послужило прообразом памятника «Рабочему и колхознице»?

По воспоминаниям Исаака Юльевича Эйгеля, работавшего в тот период у Бориса Михайловича, прообразом монумента стали:

Глядя на фотографии скульптур можно найти много сходного. Не правда ли?

pamyatnik rabochemu i kolxoznice 1

Каркас памятника изготовили на московском предприятии «Стальмост», а обшивку – в цехах завода московского НИИ машиностроения, которым руководил ученый Петр Николаевич Львов. Он внес ряд изменений в разработанную технологию сборки монумента:

Работы по сборке «Рабочего и колхозницы» продолжались более трех месяцев и сопровождались определенными трудностями из-за конструктивных особенностей монумента.

В частности, возникли проблемы с установкой «развевающегося на ветру» шарфа женской фигуры, что даже послужило поводом для доноса на Веру Мухину. «Наушником» стал директор опытного завода ЦНИИМ С.П. Тамбовцев, обвинивший ее в затягивании сроков сборки памятника, возможности его разрушения от ветровой нагрузки из-за парусности «шарфа» и даже в воспроизведении в линиях складок последнего … образа тогда уже врага народа Льва Троцкого.

На донос махнули рукой и для Веры Игнатьевны всё обошлось благополучно.

Работы по сборке, к которым было привлечено порядка полутора сотен рабочих и инженеров, закончили вовремя. Скульптурная группа высотой 25,5 метра весила около … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.

Принимать «Рабочего и колхозницу» прибыл тогдашний Нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, а через пару часов памятник осмотрел лично Иосиф Виссарионович Сталин.

Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке

После осмотра памятника высшим руководством, скульптурную группу разделили на 65 фрагментов, аккуратно упаковали в деревянные ящики, изнутри набитые войлоком и отправили в Париж по железной дороге. Всего понадобилось … 28 вагонов.

Для монтажа скульптурной композиции на павильон СССР в Париже, из Москвы привезли специально для этого изготовленный мачтовый кран, башню которого удерживали в равновесии натянутые с трех сторон металлические тросы. В одну из ночей неизвестными была повреждена одна из растяжек, что могло привести к обрушению крана на почти собранную скульптурную композицию. В следующие дни здесь выставили уже круглосуточную охрану.

Торжественное открытие выставки прошло 25 мая 1937 года.

«Рабочий и колхозница» получили не только восторженные отклики французской прессы. Ею восхищались всемирно известные люди того времени, среди которых поэт и прозаик Луи Арагон, писатель и драматург Ромен Роллан, художники Пабло Пикассо и Франс Мазерель.

Изображение шедевра Веры Мухиной размножили большими тиражами по всему миру на открытках, почтовых марках, плакатах и значках. Это был фурор!

После окончания Всемирной выставки французское правительство обратилось к руководству СССР с просьбой выкупить «Рабочего и колхозницу» и даже начало сбор денег среди своих граждан. Ответ нашей страны был отрицательным.

pamyatnik rabochemu i kolxoznice 2

Возвращение на родину и история памятника времен СССР

К сожалению, демонтаж «Рабочего и колхозницы» после окончания выставки провели по-варварски. Мало того, что этим занималась группа рабочих «близко не стоявших» при его создании, так еще на площадку не пустили и саму Веру Мухину, остававшуюся еще в Париже. Это было ей наказанием за то, что во время командировки она проживала у своей знакомой – художницы Александры Александровны Экстрер, т.н. «невозвращенки», а не где разместились все члены советской делегации.

Читайте также:  история любви армянки и турка

Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не назовешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. Неповрежденными доехали лишь «голова и рука рабочего».

Вновь собрали скульптурную композицию лишь к августу 1939 года, спеша к открытию ВСХВ (ныне – ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив прежние полумиллиметровые металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге – некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.

Стоит отметить, что вопрос о месте установки памятника на родине решался долго и сложно!

Вера Мухина видела памятник или на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах, или на Крымском Валу, о чем неоднократно писала в правительственные органы.

К ней даже не прислушались, а приняли решение установить его на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Был даже изготовлен эскизный проект, но из-за затягивания сроков сдачи в эксплуатацию гидроэлектростанции, решили поставить … на Манежную площадь.

В конце концов, памятник установили на нынешнем месте – у Северного входа на ВСХВ, являвшегося на тот момент главным входом на всесоюзную выставку.

Установили – это культурно сказано. Его водрузили на 10-метровый наспех устроенный постамент высотой всего 10 метров (сравните с высотой 35 метров павильона СССР, на крыше которого он стоял). Его Вера Игнатьевна прозвала «пеньком», из-за которого скульптурная группа потеряла всю свою динамичность.

pamyatnik rabochemu i kolxoznice 3

Долгие годы после этого Мухина вместе с архитектором Иофаном пытались «достучаться до небес»: если и не переносить памятник, так хотя бы поставить его на соответствующей высоты пьедестал.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1975-м, когда Совет депутатов города Москвы одобрил идею установки «Рабочего и колхозницы» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Разработкой проекта занялся сам Иофан, но спустя год его не стало и воплощение идеи в жизнь вновь застопорилось.

В 1987-м, когда отмечали 50-летний юбилей создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место – на стрелку Болотного острова неподалеку от ЦДХ на Крымском Валу. Реализации помещала лишь ветхость конструкции. Но, как говорят, «свято место пусто не бывает» и в 1997-м здесь появился церетелиевский Петр I.

Реставрация памятника и торжество разума

К 1998-му году состояние памятника уже было ужасающим, но понадобилось еще 5 лет, пока не были выделены деньги на его реконструкцию. К демонтажу приступили в 2003-м и уже к 2005-му власти обещали вновь открыть восстановленных «Рабочего и колхозницу».

Снять то сняли, но практически сразу после этого занимавшуюся этим делом организацию обвинили в хищении средств и дальнейшие работы приостановили. Еще долго не в особо приспособленных помещениях пролежали фрагменты скульптуры.

К восстановительным работам вновь приступили лишь в 2007-м, но из-за мизерного финансирования работы шли ни шатко, ни валко, пока за день до наступления нового 2009 года московские власти вновь не объявили конкурс на проведение реставрационных работ. Выиграла его фирма Елены Батуриной – супруги тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова (а кто бы сомневался).

Руководить проектом поставили скульптора Вадима Михайловича Церковникова. К работе были привлечены значимые институты и предприятия не только Москвы, но и других городов России. За относительно короткий срок они сумели восстановить большую часть фрагментов памятника (лишь 10% не подлежали восстановлению) с использованием наисовременнейших материалов и создать новый, более надежный, тройной каркас. Все работы провели с особой тщательностью.

pamyatnik rabochemu i kolxoznice 4

28 ноября 2009 года скульптуру «Рабочего и колхозницы» установили на новый постамент высотой под 35 метров и длиной 66 метров, который визуально похож на павильон СССР, спроектированный Борисом Иофаном. На фронтоне пьедестала установлен государственный герб СССР, напоминающий подобный от 1937-го года.

Сегодня в пространстве под памятником расположен музейно-выставочный центр, 3 уровня которого имеют общую площадь чуть более 3 тысяч квадратных метров.

Вот такие любопытные факты и история памятника «Рабочий и колхозница» со счастливым концом и, надеемся, прекрасным будущим.

Источник

Памятник «Рабочий и колхозница» — уникальное наследие социалистической эпохи

worker and collective farm worker monument 1

Памятник «Рабочий и колхозница»

Памятник «Рабочий и колхозница» — это символ социалистической эпохи, олицетворение союза рабочего класса и крестьянства, которые вместе смогли одержать победу в октябре 1917 года. Сегодня величественная скульптура, создававшаяся для парижской выставки 1937 года, установлена у Северного входа на ВДНХ.

Ежегодно эту достопримечательность посещают тысячи туристов и жителей Москвы, ведь скульптура установлена не просто на пьедестале, а на павильоне с интереснейшими экспозициями.

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

worker and collective farm worker monument 7

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

worker and collective farm worker monument 4

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

worker and collective farm worker monument 2

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Изготовление памятника и павильона

После утверждения эскиза надлежало приступить к созданию уменьшенной модели памятника «Рабочий и колхозница». Чтобы свести к минимуму вероятность неточностей и ошибок, она должна была быть не менее одной пятой от оригинального размера скульптуры. На это у Мухиной уже не было времени.

Помог Львов П. Н. — главный инженер завода от Института машиностроения и металлообработки. Он предложил Вере создать метровую модель скульптуры, которую взялся увеличить потом в 15 раз! Он же предложил использовать хромоникелевую сталь для отливки деталей и разработал технологию точечной сварки для их соединения.

Шаблоны деталей делали из дерева. Стальные элементы выколачивали уже по ним. Для голов эта технология не подходила, поэтому пришлось изготавливать глиняные болванки.

worker and collective farm worker monument 6

Некоторые цифры о процессе изготовления памятника «Рабочий и колхозница»:

Сразу после изготовления всех деталей памятник был готов к транспортировке в Париж.

Выставка в Париже и возвращение в Москву

В Париж памятник «Рабочий и колхозница» отправился разделенным на 65 частей. Вместе с инструментами он занял 28 ж/д вагонов. Ценный груз и Мухину с инженером Львовым во Франции встречал сам Борис Иофан.

Читайте также:  снт русь верхняя пышма на карте

Собирать скульптуру начали даже до окончательной облицовки павильона. В некоторых местах стальная обшивка помялась и ее пришлось выправлять на месте. Щели между элементами заделывали тонкими стальными полосами. Все работы закончили на 2 дня раньше срока.

worker and collective farm worker monument 5

Советский павильон со скульптурой рабочего и колхозницы имел колоссальный успех. Его фотографии публиковали во всех газетах, а вскоре изображения памятника появились на сувенирной продукции — жетонах, платках, чернильницах.

Интересный факт! В одном из интервью Вера Мухина сказала, что не совсем довольна своей работой. Она видела в ней некоторые технические и художественные недостатки.

После парижской выставки памятник «Рабочий и колхозница» разобрали и отправили обратно в Москву. По определенным политическим причинам Мухину не допустили на демонтаж конструкции. Это привело к тому, что незнакомые с устройством скульптуры рабочие почти варварски разрезали ее на 44 части.

В Москве скульптурную композицию собирали заново, заменили обшивку на более толстую, переделали почти половину каркаса. «Рабочий и колхозница» украсили собой главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне — ВДНХ).

Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»

Почти 70 лет памятник простоял в первозданном виде. В 2003 году было решено провести его реставрацию. Работы закончили только в 2009 году, их общая стоимость составила чуть больше 2,9 миллиардов рублей.

worker and collective farm worker monument 11

worker and collective farm worker monument 8

Новый павильон стал напоминать проект Б. Иофана, только вот из-за размеров выделенного участка земли его длину пришлось уменьшить до 66 м. Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.

Посещение памятника и павильона на ВДНХ

Осмотреть памятник «Рабочий и колхозница» могут все прогуливающиеся по ВДНХ. При желании можно посетить и одноименный павильон, разделенный на 3 этажа.

worker and collective farm worker monument 12

Здесь проводят различные выставки, лекции, тематические кинопоказы, конференции. Одна из постоянных экспозиций посвящена созданию павильона и венчающей его скульптурной композиции. Выставлены их макеты, архивные рабочие документы, фотографии и личные вещи В. Мухиной, Б. Иофана.

Видео: все самое интересное о скульптуре

Источник

Статуя Рабочий и колхозница. Фото, где находится в Москве, история, интересные факты

Всемирно известная статуя Рабочий и колхозница в Москве — аллегорический памятник, прославляющий союз пролетариата и колхозного крестьянства, точно передающий дух и динамику эпохи социалистического строительства в СССР. Композиция, созданная в 1937 году для Парижской выставки, стала культовым произведением советского монументального искусства.

Создание памятника

Памятник создан по концептуальному замыслу архитектора Бориса Михайловича Иофана. Пластическое воплощение проекта реализовано трудами известного скульптура Веры Игнатьевны Мухиной. Динамичная композиция, объединяющая мужскую и женскую фигуру с поднятыми в руках орудиями труда — серпом и молотом, возвышается над ступенчатым зданием, служащим пьедесталом.

Павильон достигает в длину 66 м и поднят ввысь на 34 м. Фасад украшает сохранившийся подлинный герб СССР, созданный специально для парижской выставки. Внутри опорного сооружения расположены выставочные залы.

Скульптурная группа высотой в 24,5 м выполнена из нержавеющих листов стали, укрепленных на специальном каркасе методом точечной сварки. Визуально представляется, что фигуры сплетены в единый монолит. На самом деле композиция создана из 5 тыс. деталей. Общий вес грандиозного памятника составляет около 185 т.

Где находится

Монумент возведен на подъездной аллее к Северной входной группе московского экспозиционного центра, раскинувшегося на проспекте Мира. На момент установки памятника здесь располагался Главный вход на территорию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, позднее названной «Выставкой достижений народного хозяйства» (ВДНХ).

Экспозиционный комплекс в Останкинском районе Москвы входит в число 50 крупнейших мировых выставочных центров. Территориально ВДНХ относится к Северо-Восточному административному столичному округу.

Площадь масштабной выставки заполнена яркими памятниками советской эпохи различного архитектурного и художественного решения. У каждого шедевра есть свой адрес. Памятнику монументального искусства федерального значения Рабочий и колхозница присвоен номер 123 Б по проспекту Мира.

Как добраться

Ближайшая к месту расположения выставочного комплекса станция метрополитена носит одноименное название — «ВДНХ». Для того, чтобы увидеть знаменитый памятник, нужно от выхода из метро пройти по проспекту Мира примерно 800 м, минуя главную входную группу выставки. Скульптура открывается взору с левой стороны улицы.

Станция метро Транспорт Время в пути
ВДНХ Пешая прогулка 13 мин.
ВДНХ Автобус 544, 244 до остановки «ул. Бориса Галушкина» 5 мин.
ВДНХ Монорельс – до остановки «Выставочный центр» 7 мин.

История

Разработка проекта

На французской выставке демонстрировались достижения в области искусства и техники. Молодому советскому государству было важно заявить о себе, показав успехи первого в мире социалистического государства и преимущества нового строя. Павильон СССР по плану устанавливался напротив павильона Германии.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 1Статуя Рабочий и колхозница — проект будущего произведения.

Грандиозное российское сооружение должно было затмить немецкий проект, демонстрируя всеми возможными художественными, техническими, монументальными способами идеологическое превосходство социализма над националистической диктатурой.

По итогам проведенного в СССР архитектурного конкурса победил лаконичный и образный проект Бориса Иофана. Его идея заключалась в создании триумфального здания с динамичной скульптурной композицией, стремительно летящей вперед подобно крылатой победе — Нике. Непревзойденная по легкости и динамике статуя «Ники Самофракийской» выступила одним из прообразов нового творения.

Еще одним источником вдохновения стала античная статуя Крития «Тираноборцы».

statuya rabochiy i kolhoznitsa 2

Архитектора привлекла общая линия двухфигурной композиции, монолитное сплетение борцов против тирана Гиппарха с поднятыми к небу мечами. Такое решение подходило для аллегорического воспроизведения победы в Октябрьской революции 1917 года 2-х классов — пролетариата и крестьянства.

Фигуры рабочего юноши и крестьянской девушки с высоко поднятой эмблемой советской страны — серпом и молотом — олицетворение союза хозяев нового государства. Закрытый конкурс пластического воплощения идеи выиграла с некоторыми замечаниями работа Веры Мухиной. Обнаженные наподобие античных скульптур тела юноши и девушки драпировались тканью.

Развевающееся полотно создавало композиционное равновесие и служило связующим элементом с выставочным павильоном. Комиссия предложила фигуры «одеть». В новой редакции эскиз был утвержден к исполнению.

Символизм и художественная ценность

Вера Игнатьевна подчеркивала, что главной ее целью было передать через пластику творческий порыв, свободу мысли, способность на подвиг ради общей цели. Композиция созвучна лучшим мировым работам, в аллегорической форме воспевающим культ республиканского демократического государства. Яркий пример этого направления в монументальном искусстве — американская статуя Свободы.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 3

Два исполинских труженика в общем движении вперед и ввысь — призыв народа к единству и трудовым победам, воплощение главной коммунистической догмы — нерушимости союза рабочего класса и крестьянства. Широкая раскрытая мужская ладонь символизирует власть трудового народа над страной. Из приоткрытых ртов юноши и девушки словно льется гимн, прославляющий идею всепобеждающего труда.

Женская фигура с непокрытой головой, короткой стрижкой и атлетическими формами одета не в рабочую форму, а городской сарафан. Собирательный образ советской девушки ассоциируется одновременно с модной в то время идеей феминизма и мощной, плодородной основой.

Орудия производства в молодых, рабочих руках трактуются не только, как эмблема государства, но и как символ мирного труда, успехов отечественной промышленности и колхозного хозяйства.

Изготовление и монтаж

Базовый каркас изготовил завод «Стальмост», элементы внешней оболочки — экспериментальный завод при Институте машиностроения. Для большей эффектности в производстве скульптуры решили использовать тонкие стальные листы, отражающие свет и изменяющие цвет монумента в зависимости от суточной освещенности. Идею предложил профессор Петр Николаевич Львов.

Хромированная сталь обладает лучшими отражающими способностями по сравнению с классической бронзой и медью. Профессор выступил также автором новой технологии обшивки с помощью точечной контактной сварки. Эту методику применили и при сборке статуи на выставке. Завод работал напряженно, в несколько смен, более 3-х месяцев. В монтажных работах участвовало более 150 человек.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 4

Для сборки задействовали кран высотой в 35 м. Самым трудным в процессе производства оказалось изготовление 30-метрового стального шарфа весом около 5 т, который должен был без всякой опоры развиваться вокруг гигантов и создавать нужную композиционную горизонталь.

В период производства этой детали директор завода написал донос с предположением, что придуманный скульптором шарф может сломать статую. В дополнение он сообщил, что с некоторых ракурсов в складках сарафана колхозницы проявляется лик «врага народа» Троцкого. Партийное руководство на донос не отреагировало, и статую с парящим полотнищем благополучно завершили.

Работу приняла правительственная комиссия с одобрения главы государства Иосифа Сталина, лично осмотревшего готовую скульптуру.

Последовал приказ демонтировать монумент для перевозки во Францию. Его разделили на 65 огромных фрагментов и в 28 грузовых вагонах транспортировали в Париж. По пути часть скульптурных элементов пришлось еще раз разрезать, так как состав не проходил в узкий железнодорожный туннель рядом с польской границей.

Читайте также:  певец эдгар биография личная жизнь

statuya rabochiy i kolhoznitsa 5

Под личным руководством автора монтажные работы провели в рекордный срок: павильон длиной более 150 м возвели на площади возле Эйфелевой башни за 11 дней. Фасады здания облицевали мрамором, входную группу оформили барельефами. Акцентный элемент на входе — общесоюзный герб и символика 11 республик, которые на тот момент входили в состав СССР.

Статуя Рабочий и колхозница, установленная на 34-метровой высоте, словно парила над выставкой, затмевая стоящий напротив непрезентабельный германский павильон с железным орлом на крыше.

Выставка в Париже

На открывшейся 27 мая выставке гиганты Мухиной произвели фурор. Восторгу парижан не было предела. Статуе не раз аплодировали. Известные французские писатели и художники неустанно выражали свое восхищение, а простые горожане приходили к павильону по несколько раз в день, чтобы посмотреть на скульптуру при разном освещении.

Статуя Рабочий и колхозница поражала не только монументальностью и пластикой, но и цветовыми переливами: на восходе летящая композиция была нежного красного цвета, днем отливала серебром, а на фоне закатного парижского сиреневого неба сверкала золотом.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 6

Экспозиция удивила парижан не меньше монументальной громады. В одном из выставочных залов демонстрировалась карта СССР, на которой драгоценными камнями указывались места добычи природных ископаемых, индустриальные объекты, а столичные республиканские города украшали большие рубиновые звезды.

Советское представительство получило 593 награды за достижения отдельных предприятий, инженерные находки и изыскания советских ученых. Работа Веры Игнатьевны Мухиной удостоилась главного приза. Памятник стал монументом триумфа советского искусства, увековечив имена его создателей в истории.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 7

От французов поступило предложение о выкупе восхитившего их объекта, начался сбор средств, но правительство СССР отказалось продавать статую. Несмотря на победное участие советского представительства в международном проекте, по возвращению на Родину директор советского павильона Иван Межлаук и большинство участников рабочей группы были репрессированы и расстреляны.

Возвращение в Москву

После окончания выставки скульптора не допустили к демонтажу, потому что Вера Игнатьевна остановилась в Париже у своей подруги, а не проживала вместе со всей делегацией. В демонтаже статуи участвовала новая бригада, не знакомая с особенностями конструкции. Статую разрезали автогеном на части и транспортировали на открытых железнодорожных платформах в Москву.

По приезду выяснилось, что варварский демонтаж привел к повреждению всех скульптурных деталей, за исключением мужской головы и руки. В течение 8 месяцев статую восстанавливали, используя для облицовки более плотные стальные листы. Каркас изменили наполовину.

Выбор постоянного места размещения монумента вызвал споры. Просьбы Мухиной установить ее работу на идеальном с художественной точки зрения месте на Ленинских горах отклонили. Было решено, что яркий образец монументального искусства станет отличным украшением открываемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 8

Статуя в скором порядке была установлена на низкий постамент в 10 м, который скульптор критично назвала «пеньком». В результате композиция Рабочий и колхозница потеряла динамику, исчезло ощущение мощного порыва.

Несколько десятилетий создатель шедевра безуспешно боролась за установку статуи на пьедестал изначального проекта, чтобы вернуть монументу нарушенные пропорции и выразительную устремленность. Памятник без ухода и реставрации постепенно ветшал и к концу XX века пришел в критическое состояние.

Статуя Рабочий и колхозница сегодня

Реставрация

Реставрационные работы, начатые в 2003 году по решению столичных органов власти, проводились поэтапно в течение 6 лет. Общий объем затрат составил около 3 млрд. руб. На первоначальном этапе скульптуру демонтировали, разобрав на 40 элементов. Детали исследовали методом спектрального анализа и выявили, что десятая часть конструкции подлежит полной замене, остальные элементы можно восстановить.

Реставраторам пришлось заново проводить все расчеты в связи с тем, что документация изначального проекта не сохранилась.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 9

Новые детали изготовили из современных материалов с высокой стойкостью к коррозии. Важным этапом восстановительных работ стал процесс очистки. За 7 десятилетий грязь от выхлопных газов, осадков, птичьего помета образовала на стальных фигурах большие и плотные сталактиты. Для их растворения был использован специально созданный активный токсичный состав.

После чистки все элементы обработали инновационной пастой, повышающей в несколько раз сопротивление материалов воздействию агрессивной внешней среды. Статуя Рабочий и колхозница базируется в новой редакции на тройном, более технологичном каркасе.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 10

Современная опора вдвое тяжелее прежней конструкции, поскольку реставраторы заложили в нее нагрузку на сильные порывы ветра. Скульптурной группе вернули визуальную динамику, установив на самую высокую ступень павильона, копию изначального авторского сооружения.

Споры о правообладании

Изображение знаменитого произведения не раз фигурировало в рекламных компаниях различных предприятий. Сын скульптора, Всеволод Замков, в 1999 году подписал договор с производителем табачной продукции «Ява» и разрешил использовать узнаваемый символ в рекламных целях.

Одновременно одна из столичных юридических компаний от его лица подала иск в суд на несколько предприятий (в том числе, «Мосфильм») за свободное использование изображения скульптуры в качестве товарного знака. Компенсацию по иску предполагалось перечислить на реставрацию памятника.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 11

Суд в рассмотрении дела отказал. Как выяснилось, Вера Игнатьевна подписала официальное разрешение на использование киностудией ее работы, поэтому в претензии наследника не было основания.

Партия «Справедливая Россия» пыталась запретить в судебном порядке КПРФ использовать в агитационных целях символ советской эпохи. Однако суд не усмотрел никакого нарушения закона об авторских правах в действиях Коммунистической партии.

Музейный центр

Новый опорный павильон построен по современным технологиям. Пространство поделено на 4 яруса. 1-й этаж обустроен помпезно в стиле советской классики: мраморная отделка стен и полов, красивые колонны, массивные двери, ручки из латуни, бронзовые светильники.

Верхние этажи, оформленные в стиле минимализма, отведены под выставочные залы. На фоне лаконичного убранства предметы экспозиции выходят на первый план. В здании хорошо продумана инфраструктура: комфортные лифты, пологий пандус между ярусами, комната матери и ребенка, зона отдыха с комфортными кожаными диванами.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 12

Сразу после реконструкции монумента в здании открылся музей с экспозицией, раскрывающей историю создания советского шедевра в фотографиях, макетах, памятных предметах. В 2017 году стационарную экспозицию расформировали. Сейчас в залах проходят временные выставки, на которых музеи со всей России представляют свои лучшие коллекционные экспонаты.

В рамках просветительской программы ВДНХ в павильоне проводятся бесплатные тематические лекции, семинары, киносеансы и иные образовательные мероприятия. Некоторые мероприятия проходят у подножия гигантов, на крыше павильона, откуда открывается великолепная панорама на московские улицы. Выставочный центр работает с 12.00 до 22.00. Выходной день — понедельник.

Значение памятника в культуре

Шедевр социалистического реализма — официальная эмблема «Мосфильма». Вера Игнатьевна сделала по договоренности с руководством студии гипсовую копию монумента, которая стала использоваться на заставках. Скульптурное изображение нередко появляется в кинофильмах. Впервые зрители увидели узнаваемый объект в картине «Подкидыш» 1939 года.

statuya rabochiy i kolhoznitsa 13

Советский символ увековечен на медали «Лауреат ВДНХ СССР», юбилейных монетах 1967 года, пластинках, почтовых марках. Первая советская почтовая марка стандартной серии с изображением гигантов была выпущена в 1938 году. Нарисованная статуя фигурирует на почтовой марке албанского выпуска.

Модели памятника установлены в различных российских городах. Значимость гениального творения, поразившего в свое время даже избалованных эксклюзивными работами парижан, переоценить невозможно. Мощный образ победы, сплоченности, творческого порыва остается постоянным источником вдохновения поэтов, художников, скульпторов, режиссеров.

Интересные факты

Перечень:

statuya rabochiy i kolhoznitsa 15

Скульптурный дуэт Рабочий и колхозница, вписавший триумфальную страницу в историю советского искусства, в отличие от стандартных памятников своего времени стал по-настоящему легендарным произведением.

На него по-прежнему смотрят как на символ возвышенных человеческих принципов, которые культивировались и прививались в Советском Союзе. Статуя с заложенным в ней образом гуманизма, сплоченности, трудового и творческого стремления будет актуальна в любую эпоху и навсегда останется предметом гордости россиян.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о статуе Рабочий и колхозница

Наша марка. Монумент рабочий и колхозница:

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector